kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный предмет "Изобразительное искусство" имеет интегративный характер, включает основы разных видов визуально-пространственных искусств:живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру,народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Рабочая программа для основной школы составлена на основе: Фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального государственного  образовательного стандарта основного общего образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс ФГОС»

1. Пояснительная записка


Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегративный характер, включает основы разных видов визуаль­но-пространственных искусств: живопись, графику, скульпту­ру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах.

Рабочая программа по изобразительному искусству для основной школы составлена на основе:

Фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897),

Федерального Закона от 29 декабря 2012 года, №273 (Федеральный закон «Об образовании в РФ»),

Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189,

Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»

Учебного плана ГБОУ СОШ №21 на 2015-2016 учебный год;

Устава образовательного учреждения ГБОУ СОШ №21.

За основу рабочей программы взята авторская программа курса изобразительное искусство для 5-8 классов общеобразовательных учреждений, авторы Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Поровская, Н.Р. Макарова, А.Н. Щирова опубликованная издательством Москва «Просвещение» в 2012 году. Учебник Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство» 7 класс для учащихся общеобразовательных учреждений,- Москва, «Просвещение» 2012г. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

Сроки реализации программы: 2015-2016 учебный год

В соответствии с Учебным планом, количество часов, отведенных на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» на учебный год составляет – 34 часа, (1 час в неделю)

В 1триместре – 9 часов

Во 2 триместре – 13 часов

В 3 триместре– 12 часов

Основные виды и формы контроля:

  • практические работы,

  • творческие работы,

  • Викторины

  • Кроссворды

  • Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

2 Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство» в 7 классе


Учебный материал представлен в программе блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества», «Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства», «Язык пластических искусств и художественный образ», «Виды и жанры пластических искусств»

Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй- намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, третий-даёт инструментарий для его практической реализации, четвёртый- содержит виды и жанры художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, ценностно-ориентированную, языковую и деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют практически на каждом уроке. Поэтому распределение часов в программе условно, оно лишь расставляет акцент, но не абсолютизирует необходимость уложить данную тему в заявленные часы, так как на практике в каждой теме пересекаются все стороны искусства. В комплексе все блоки направлены на решение и задач общего художественного образования и воспитания.

Цели и задачи образовательной области изобразительное искусство в 7 классе

Цель курса — развитие визуально-пространственного мыш­ления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эсте­тического освоения мира, дающего возможность самовыраже­ния и ориентации в художественном, нравственном простран­стве культуры.

Задачи курса:

•формирование опыта смыслового и эмоционально-ценно­стного восприятия визуального образа реальности и про­изведений искусства;

•обеспечение условий понимания эмоционального и аксио­логического смысла визуально-пространственной формы;

• освоение художественной культуры как формы материаль­ного выражения духовных ценностей, выраженных в про­странственных формах;

• развитие творческого опыта, предопределяющего способ­ности к самостоятельным действиям в ситуации неопреде­ленности;

•формирование активного отношения к традициям культу­ры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества,

выраженной в ее изобразительном искусстве, архитектуре, и национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;

•развитие способности ориентироваться в мире современ­ной художественной культуры;

• овладение средствами художественного изображения;

• овладение основами практической творческой работы раз­личными художественными материалами и инструментами.

Анализ образовательных потребностей обучающихся и аргументация распределения количества часов по направлениям программы

С учетом

  • интересов обучающихся,

  • возможностей ОУ и материально-технической базы возможностей ОУ и материально-технической базы

Методы и формы решения поставленных задач.

Рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе подразумевает использование таких организационных форм проведения уроков, как:

  • использование медиа-ресурсов как источника информации;

  • компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;

  • организация проектной деятельности учащихся;

  • использование графического редактора “Paint” в качестве инструмента художественной деятельности;

  • по внешним признакам деятельности учителя и учащихся: беседа, рассказ, демонстрация;

  • по источнику получения знаний: словесные, наглядные (демонстрация рисунков, картин и др.),

  • практические: игры;

по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, иллюстративный, проблемный

Логические связи данного предмета с остальными предметами образовательного плана.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы как:

Литература: ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, изображающими природу.

Русский язык: основы художественного языка. Особенности композиции при изображении природных объектов. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживание, ритм.

Музыка: равновесие в композиции; роль ритма в эмоциональном звучании композиции. Ритм в орнаменте.

Технология: пропорции фигуры человека и животных. Декоративно-символическая роль цвета в декоративно-прикладном искусстве. Использование пропорций и форм животного и растительного мира.

Биология: наблюдение природы и природных явлений; характеристика эмоциональных состояний, которые они вызывают у человека. Различия в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи различных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.

Изображение птиц, деревьев, зверей: общие и характерные черты. Разнообразие в природе цвета, линий, форм, ставших основой декоративного творчества: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д. Постройки в природе: птичьи гнезда, ульи, норы, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.


Учебно-тематический план 7 класс

темы

Тема раздела

Содержание

Кол-во

часов

1 триместр. Человек и среда его обитания в их взаимопроявлениях в изобразительном искусстве.

1

Гармония природы и архитектуры в пейзаже

Городской (сельский) пейзаж

2

2

Предметная среда человека в натюрморте

Ожившие вещи

Атрибуты искусства в твоём натюрморте

1

2

3

Образ взаимоотношений человека и пространства жилого помещения

Интерьер

Интерьер твоего дома

2

1

2 триместр. Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве

4

Русская усадьба как архитектурный ансамбль

Внешний облик дворянского особняка

Интерьер дворянского особняка

1

2

5

Одежда и быт русских дворян в искусстве

Светский костюм дворян

Скульптурный портрет в интерьере дворянского дома

Светские и традиционные увеселения в дворянском обществе

1

2

2

Народный мастер-носитель национальной культуры

6

Искусство как часть художественной культуры. Виды народного искусства, их образный строй, художественные традиции

Вышивка

Роспись по дереву

Глиняная игрушка

Ювелирное искусство

2

2

2

2

7

Весенняя ярмарка как праздник народного мастерства

Ярмарочный торг

3

3 триместр. Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство.

8

Творческая активность человека, способность проявлять твёрдость духа в жизни и отражение их в изобразительном искусстве

«Галактическая птица»

Проект твоей космической станции

Защитник Отечества в портретной живописи


1

2

2

9

Сила и ловкость человека в поединке, и образ спортивного праздника в искусстве

Образ борца и участника спортивного состязания в искусстве

Спортивный праздник в твоей композиции

1

2


4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

 Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие обучающегося, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

  Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

    В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого  мироотношения.

     Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса - развитие у обучающегося интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

 Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально- ценностных критериев жизни.


  1. Результаты освоения учебного предмета « Изобразительное искусство»


Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоение обучающимися предмета « Изобразительного искусства» в основной школе:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоение обучающимися предмета «Изобразительного искусства» в основной школе:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность 
признавать возможность существования различных точек 
зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты освоение обучающимися предмета «Изобразительного искусства» в основной школе
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли 
в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись,
элементы мультипликации и пр.)

Требование к уровню подготовки обучающихся 7 классов по «Изобразительному искусству»

Выпускники должны знать:

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.
Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка
шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и
женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
АЗБУКА ИСКУССТВА
(ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ).
КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции:
низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА.
О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих,
К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.) Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).
Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней
и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие
и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных
народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и
природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы и средства контроля

Критерии оценок знаний учащихся по Изобразительному искусству


Оценка "5"

 учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

 правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

 верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

 умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

 учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

 гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

 умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.

Оценка "3"

 учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

 допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

 учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

 не справляется с поставленной целью урока;

Оценка "1"

 учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала



Формирование универсальных учебных действий

Личностные УУД:

  • ценностно-смысловая ориентация учащегося;

  • действие смыслообразования;

  • нравственно-этическое оценивание

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли;

  • разрешение конфликтов, постановка вопросов;

  • управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание;

  • волевая саморегуляция;

  • коррекция;

  • оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия 

Общеучебные:

  • умение структурировать знания;

  • смысловое чтение;

  • знаково-символическое моделирование;

  • выделение и формирование учебной цели.

Логические:

  • анализ объектов;

  • синтез, как составление целого из частей;

  • классификация объектов;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование;

  • построение логической цепи рассуждения.



Содержание курса


Роль искусства и художественной деятельности в жиз­ни человека и общества(8ч.)


Роль искусства в создании материальной среды жизни человека.(8ч.)


Роль искусства в организации предметно-простран­ственной среды жизни человека.


Примерные темы практических работ


Вышивка. Роспись по дереву. Глиняная игрушка. Ювелирное искусство.


Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства(18ч.)


Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства.(18ч.)

Выражение в образах искусства нравственного поиска че­ловечества, нравственного выбора отдельного человека.

Традиционный и современный уклад семейной жизни, от­раженный в искусстве. Образы мира, защиты Отечества в жиз­ни и в искусстве.

Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни.

Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве.



Примерные темы практических работ


Внешний облик дворянского особняка. Интерьер дворянского особняка. Светский костюм дворян. Скульптурный портрет в интерьере дворянского дома. Светские и традиционные увеселения в дворянском обществе. Ярмарочный торг. «Галактическая птица». Проект твоей космической станции. Защитник Отечества в портретной живописи. Образ борца и участника спортивного состязания в искусстве. Спортивный праздник в твоём исполнении.


Язык пластических искусств и художественный образ(3ч.)


Специфика художественного изображения.(3ч.)

Художествен­ный образ — основа и цель любого искусства. Условность ху­дожественного изображения. Реальность и фантазия в искус­стве.


Примерные темы практических работ


Интерьер. Интерьер твоего дома.



Виды и жанры пластических искусств(5ч.)


Изобразительные виды искусства. (5ч.)

Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных ви­дах искусства. Портрет, пейзаж, натюрморт; бытовой, истори­ческий, анималистический жанры. Сюжет и содержание в про­изведении искусства. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художе­ственного творчества.


Примерные темы практических работ


Городской (сельский) пейзаж. Ожившие вещи. Атрибуты искусства в твоем натюрморте.



Календарно-тематическое планирование 7 класс

урока

Наименование разделов, тем

Кол-во

часов

Дата

Практическая часть программы

Основные виды деятельности обучающихся

Универсальные учебные действия

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Человек и среда его обитания, их взаимопроявлениях в изобразительном искусстве.

Блок 1. Гармония природы и архитектуры в пейзаже (2 ч.)


1-2

Городской (сельский пейзаж)

2


Знать особенности архитектурного пейзажа; законы воздушной и линейной перспективы.

Уметь определить центр, линии горизонта, точку схода; выполнить композиционное решение пейзажа; применить правила линейной и воздушной перспективы

Архитектурный пейзаж – жанровая разновидность пейзажа. Изображение в графике и живописи реальной и воображаемой архитектуры в естественной природной среде. Пространство в искусстве пейзажа города и деревни. Композиция как равновесие, ритм, контраст, понятие единства на основе соподчинения и гармонии. Линейная и воздушная перспектива в пейзаже.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Потребность в общении

с учителем

Умение слушать и

вступать в диалог

Блок 2. Предметная среда человека в натюрморте (3 ч.)

3















Ожившие вещи

1


Знать имена художников и их произведения.

Уметь выполнять изображение натюрморта в интерьере по памяти или представлению

Натюрморт как рассказ об увлечениях или профессии человека, об отношении человека к окружающей жизни. Органичное соединение мира вещей с интерьером комнаты в искусстве натюрморта.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Потребность в общении

с учителем

Умение слушать и

вступать в диалог

4-5

Атрибуты искусства в твоём натюрморте

2


Знать разнообразные технические приёмы живописи.

Уметь передавать цветом фактуру, форму и локальный цвет предмета в натюрморте

Отечественные и зарубежные мастера натюрморта. Своеобразие колористической палитры в работах разных живописцев. Разнообразие технических приёмов живописи.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Потребность в общении

с учителем

Умение слушать и

вступать в диалог

Блок 3. Образ взаимоотношений человека и пространства жилого помещения (3 ч.)

6-7

Интерьер

2


Знать правила линейной перспективы в построении интерьера; зависимость общего цветового решения интерьера от его функционального назначения.

Уметь показать линейную и воздушную перспективу в изображении интерьера; изобразить пространственные отношения между предметами, между предметами и людьми

Интерьер как жанр изобразительного искусства. Интерьер дома – среда, организующая человеческое поведение и способствующая общению между людьми. А. Венецианов – родоначальник жанра интерьера в отечественном искусстве. Линейная и воздушная перспектива в изображении интерьера.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Потребность в общении

с учителем

Умение слушать и

вступать в диалог

8

Интерьер твоего дома.

1


Знать правила линейной перспективы в построении интерьера; зависимость общего цветового решения интерьера от его функционального назначения.

Уметь показать линейную и воздушную перспективу в изображении интерьера; изобразить пространственные отношения между предметами, между предметами и людьми.

Зависимость общего цветового решения интерьера от его функционального назначения (столовая, коридор, спальня, зал)

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Потребность в общении

с учителем

Умение слушать и

вступать в диалог

Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве.

Блок 4. Русская усадьба как архитектурный ансамбль (3 ч.)

9

Внешний облик дворянского особняка.

1


Знать архитектурные особенности здания в стиле классицизма; уклад дворянской жизни в усадьбе.

Уметь выполнять рисунок фасада дворянского дома по описанию в произведениях.

Русская дворянская усадьба как родовое гнездо. Архитектурный облик русской усадьбы 18 – 19 вв. важнейшие архитектурные элементы здания в стиле классицизма. Целесообразность и выразительность, ясность и чистота пропорций, торжественность здания, лаконичность и строгость архитектурных форм.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Потребность в общении

с учителем

Умение слушать и

вступать в диалог

10-11

Интерьер дворянского особняка.

2


Знать элементы интерьера в стиле классицизма; уклад дворянской жизни в усадьбе.

Уметь выполнять рисунок фасада дворянского дома по описанию в литературе; применять линию горизонта, разные точки схода в изображении интерьера.

Интерьер дворянской усадьбы 18-19вв. Органичное соединение мира вещей с интерьером комнаты как отражение статуса человека в обществе, его увлечений. Передача в отечественной живописи одухотворённости предметно – пространственной среды, привнесённой её обитателями.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Потребность в общении

с учителем

Умение слушать и

вступать в диалог

Блок 5. Одежда и быт русских дворян в искусстве. (5 ч.)

12































Светский костюм русских дворян 18-19вв.

1


Знать элементы женского и мужского костюмов; зависимость украшений и аксессуаров от социального положения владельца.

Уметь отобразить целостность цветового решения костюма; строить фигуру человека с учетом пропорций частей тела.


Одежда дворянского сословия 18-19 вв. Элементы женского и мужского костюма. Украшения и аксессуары женского и мужского костюмов в зависимости от социального положения их владельца: нашивки, ожерелья, кружева, пуговицы. Единство причёски с художественным образом мужской и женской одежды, головными уборами и украшениями.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Потребность в общении

с учителем

Умение слушать и

вступать в диалог

13-14

Скульптурный портрет в интерьере дворянского дома.

2


Знать виды скульптурного портрета.

Уметь отобразить образ человека в разнообразных пластических решениях; лепить фигуру человека в движении.

Человек как главный объект скульптуры. Виды скульптурного портрета (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа). Материалы скульптуры, их пластические и образные возможности. Образ человека в разнообразных пластических решениях

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Потребность в общении

с учителем

Умение слушать и

вступать в диалог

15-16

Светские и традиционные увеселения в дворянском обществе.

2


Знать традиции проведения дворянских праздников в усадьбе.

Уметь составить композицию интерьера для проведения бала.

Дворянские праздники в усадьбе. Традиции их проведения. Отражение традиций русских балов в искусстве. Гармония и единство стиля.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Потребность в общении

с учителем

Умение слушать и

вступать в диалог

Народный мастер – носитель национальной культуры.

Блок 6. Народное искусство как часть художественной культуры.

Виды народного искусства, их образный строй, художественные традиции (8 ч.)

17-18

Вышивка

2


Знать значение и место народной вышивки; образы древней славянской мифологии, архетипы; символику орнаментальных мотивов.

Уметь выполнять узоры по мотивам народной вышивки

Значение и место народной вышивки среди других областей народного искусства. Образы древней славянской мифологии, мифологические архетипы в мотивах русской народной вышивки.

Жизнь традиций в творчестве современных мастеров разных регионов России (Центр, Поволжье, Сибирь, Дальний Восток)

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Потребность в общении

с учителем

Умение слушать и

вступать в диалог

19-20

Роспись по дереву.

2


Знать истоки росписи в культуре Древней Руси; особенности строя мезенской росписи.

Уметь выполнять главные элементы мезенского орнамента на дереве; использовать задачи на повтор в практической работе.

Художественная роспись по дереву как традиционный вид народного искусства. Истоки росписи в художественной культуре Древней Руси. Локальные школы народного мастерства Русского Севера. Графическое письмо мезенских мастеров. Мезенская роспись.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Потребность в общении

с учителем

Умение слушать и

вступать в диалог

21-22

Глиняная игрушка.

2


Знать народные школы русской глиняной игрушки.

Уметь лепить и расписывать игрушки- свистульки в традициях мастеров одного из народных промыслов.

Отличительные черты локальных школ народной глиняной игрушки разных регионов России. Ведущие мастера промыслов народной глиняной игрушки. Технология изготовления свистульки

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Потребность в общении

с учителем

Умение слушать и

вступать в диалог

23-24

Ювелирное искусство.

2


Знать традиции ювелирного искусства; изначальное предназначение ювелирного украшения.

Уметь формировать целостность народного и современного костюмов с помощью украшений; проявлять зрительную компетентность при восприятии произведений искусства.

Изначальное предназначение ювелирного украшения – функция оберёга и амулета. Ювелирное изделие как показатель и знаковый символ социального статуса его владельца. Место и значение украшений в ансамбле народного и современного костюмов как средство формирования целостности ансамбля. Ювелирное искусство – традиции и современность.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Потребность в общении

с учителем

Умение слушать и

вступать в диалог

Блок 7. Весенняя ярмарка как праздник народного мастерства (3 ч.)

25-27

Ярмарочный торг

3


Знать традиции ярмарочных гуляний.

Иметь представление о синтезе искусств.

Уметь выполнить композиционное решение оформления и расположения торговых рядов во время проведения ярмарки; участвовать в творческих группах.

Традиции ярмарочных гуляний. Синтез искусств: музыкальный фольклор, устное народное творчество, театр, декоративно-прикладное искусство. Ярмарочная площадь с торговыми рядами, артистами и зазывалами. Декоративное убранство ярмарки: плакаты, афиши, шары и т.п. Темы народных гуляний в произведениях русских художников.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Потребность в общении

с учителем

Умение слушать и

вступать в диалог

Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство.

Блок 8. Творческая активность человека, способность проявлять твёрдость духа

в жизни и отражение их в изобразительном искусстве (5 ч.)

28

«Галактическая птица»

1


Знать разнообразие структур природных форм, применяемых в конструировании летательных аппаратов.

Уметь стилизовать реальные формы природы в конструктивные

Космическая тема в искусстве. Особенности проектирования предметной среды: от функции к форме и от формы к функции. Переработка реальных форм природы в конструктивные. Разнообразие структур природных форм, применяемых в конструировании летательных аппаратов.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Потребность в общении

с учителем

Умение слушать и

вступать в диалог

29-30

Проект твоей космической станции

2


Знать творчество лётчика- космонавта А. Леонова.

Уметь передать равновесие, устойчивость, динамику с помощью простых геометрических форм при проектировании макета и конструировании станции.

Космическая тема в творчестве художников-фантастов. Изобразительное творчество лётчика-космонавта А.Леонова.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Потребность в общении

с учителем

Умение слушать и

вступать в диалог

31-32

Защитник Отечества в портретной живописи

2


Знать пропорции, строение головы и лица человека; военные атрибуты и награды.

Уметь нарисовать образ защитника Отечества; использовать цветовое решение фона.

Образ защитника Отечества – одна из распространённых тем в изобразительном искусстве.

Портрет героя войны как традиция увековечения его в памяти народа. Строение, пропорции головы и лица человека.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Потребность в общении

с учителем

Умение слушать и

вступать в диалог

Блок 9. Сила и ловкость человека в поединке, и образ спортивного праздника в искусстве (3 ч.)

33

Образ борца и участника спортивного состязания в искусстве.



Знать способы передачи динамики и пластики в графике и рисунке.

Уметь передавать выразительность движения, жестов, поворотов с учётом пропорций частей тела и их взаимосвязи; передавать движение человека в пространстве.

Образы победителей Олимпийских игр в античной скульптуре. Многообразие спортивной тематики, сюжетов, графических и живописных техник как проявление восхищения современных художников силой, ловкостью, телосложением спортсменов. Своеобразие динамики и пластики движений борющегося человека.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Потребность в общении

с учителем

Умение слушать и

вступать в диалог

34

Спортивный праздник в твоей композиции.

1


Знать значение колорита и освещения в объединении фигур в композицию.

Уметь передавать накал спортивной ситуации.

Передача накала спортивной ситуации, выразительности фигур спортсменов, болельщиков в творчестве современных художников. Колорит и освещение как средство объединения фигур в композиции.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Потребность в общении

с учителем

Умение слушать и

вступать в диалог



8. Наличие материально-технического, информационного обеспечения

п/п

вид средства обучения

наименование средства обучения / учебного пособия

1

Книгопечатная продукция

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


1. НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ

п/п

Наименование

Имеется в наличии

Необходимо приобрести

1

Портреты русских и зарубежных художников


+

2

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.


+

3

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству


+




2. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

п/п

Наименование

Имеется в наличии

Необходимо приобрести

1

Дидактический раздаточный материал.




3 Технические средства обучения.

1. ноутбук.

4. Учебно-практическое оборудование.

1. Краски акварельные, гуашевые.

2. Тушь.

3. Бумага А4.

4. Бумага цветная.

5. Фломастеры.

6. Восковые мелки.

7. Кисти беличьи, кисти из щетины.

8. Емкости для воды.

9. Пластилин.

10. Клей.

11. Ножницы.

5. Модели и натурный фонд.

1. Муляжи фруктов и овощей.

2. Гербарии.

3. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

4. Керамические изделия.

5. Предметы быта.

6. Оборудование класса.

1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

2. Стол учительский с тумбой.

3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс ФГОС

Автор: Мазурова Вера Борисовна

Дата: 27.11.2015

Номер свидетельства: 259027

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Пояснительная записка к рабочей программе «Изобразительное искусство». 5-8 классы / авт.-сост. Л.Г. Савенкова. ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "poiasnitelnaia_zapiska_k_rabochei_programme_izobrazitelnoe_iskusstvo_5_8_klassy_"
    ["file_id"] => string(6) "477246"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1536262155"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа "Изобразительное искусство" 5-8 класс ФГОС"
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia_programma_izobrazitelnoe_iskusstvo_5_8_klass_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "487929"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1543343264"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Рабочая программа "Изобразительное искусство""
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia_programma_izobrazitelnoe_iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "516682"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1562932717"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Рабочая программа По « Изобразительному искусству» 5-7 класс в соответствии с ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_izobrazitiel_nomu_iskusstvu_5_7_klass_v_sootvietstvii_s_"
    ["file_id"] => string(6) "457220"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1518573957"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Рабочая программа  по курсу " Изобразительное искусство " 3 класс УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(83) "rabochaia-proghramma-po-kursu-izobrazitiel-noie-iskusstvo-3-klass-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "119842"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413540887"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства