Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс ФГОС
Учебный материал представлен в программе блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: "Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества", "Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства", "Язык пластических искусств и художественный образ", "Виды и жанры пластических искусств"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс ФГОС»
1. Пояснительная записка
Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегративный характер, включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах.
Рабочая программа по изобразительному искусству для основной школы составлена на основе:
Фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897),
Федерального Закона от 29 декабря 2012 года, №273 (Федеральный закон «Об образовании в РФ»),
Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189,
Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»
Учебного плана ГБОУ СОШ №21 на 2015-2016 учебный год;
Устава образовательного учреждения ГБОУ СОШ №21.
За основу рабочей программы взята авторская программа курса изобразительное искусство для 5-8 классов общеобразовательных учреждений, авторы Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Поровская, Н.Р. Макарова, А.Н. Щирова опубликованная издательством Москва «Просвещение» в 2012 году. Учебник Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство» 5 класс для учащихся общеобразовательных учреждений,- Москва, «Просвещение» 2012г.. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
Сроки реализации программы: 2015-2016 учебный год
В соответствии с Учебным планом, количество часов, отведенных на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» на учебный год составляет – 34 часа, (1 час в неделю)
В 1триместре – 9 часов
Во 2 триместре – 13 часов
В 3 триместре– 12 часов
Основные виды и формы контроля:
практические работы,
творческие работы,
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
2 Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе
Учебный материал представлен в программе блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества», «Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства», «Язык пластических искусств и художественный образ», «Виды и жанры пластических искусств»
Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй- намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, третий-даёт инструментарий для его практической реализации, четвёртый- содержит виды и жанры художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, ценностно-ориентированную, языковую и деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют практически на каждом уроке. Поэтому распределение часов в программе условно, оно лишь расставляет акцент, но не абсолютизирует необходимость уложить данную тему в заявленные часы, так как на практике в каждой теме пересекаются все стороны искусства. В комплексе все блоки направлены на решение и задач общего художественного образования и воспитания.
Цели и задачи образовательной области изобразительное искусство в 5 классе
Цель курса — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.
Задачи курса:
•формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
•обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
• освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
• развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
•формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества,
выраженной в ее изобразительном искусстве, архитектуре, и национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
•развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
• овладение средствами художественного изображения;
• овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
Анализ образовательных потребностей обучающихся и аргументация распределения количества часов по направлениям программы
С учетом
интересов обучающихся,
возможностей ОУ и материально-технической базы возможностей ОУ и материально-технической базы
Методы и формы решения поставленных задач.
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе подразумевает использование таких организационных форм проведения уроков, как:
использование медиа-ресурсов как источника информации;
компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;
организация проектной деятельности учащихся;
использование графического редактора “Paint” в качестве инструмента художественной деятельности;
по внешним признакам деятельности учителя и учащихся: беседа, рассказ, демонстрация;
по источнику получения знаний: словесные, наглядные (демонстрация рисунков, картин и др.),
практические: игры;
по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, иллюстративный, проблемный
Логические связи данного предмета с остальными предметами образовательного плана.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы как:
Литература: ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, изображающими природу.
Русский язык: основы художественного языка. Особенности композиции при изображении природных объектов. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживание, ритм.
Музыка: равновесие в композиции; роль ритма в эмоциональном звучании композиции. Ритм в орнаменте.
Технология: пропорции фигуры человека и животных. Декоративно-символическая роль цвета в декоративно-прикладном искусстве. Использование пропорций и форм животного и растительного мира.
Биология: наблюдение природы и природных явлений; характеристика эмоциональных состояний, которые они вызывают у человека. Различия в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи различных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Изображение птиц, деревьев, зверей: общие и характерные черты. Разнообразие в природе цвета, линий, форм, ставших основой декоративного творчества: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д. Постройки в природе: птичьи гнезда, ульи, норы, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
3. Учебно-тематический план 5 класс
№ темы
Тема раздела
Содержание
Кол-во часов
1 триместр Образ матери-земли в искусстве
1
Поэтический образ русской природы в изобразительном искусстве
Красота осеннего пейзажа
Осенние мотивы
Осеннее настроение
1
1
1
2
Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве
Дары осени
Богатый урожай
Осень в твоём натюрморте
Чудо-дерево
1
1
2
1
2 триместр. Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве.
3
Живая страница. Осенние посиделки как завершение природного и трудового цикла
Человек и земля-кормилица
Делу время, потехе - час
Осенние посиделки
1
1
2
4
Образ времени года в искусстве как отражение в нём народных представлений о различных состояниях природы и жизни.
Зимняя пора
2
5
Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев
Изображение героев сказок и былин для школьной новогодней галереи.
2
Лад народной жизни и образы его в искусстве
6
Польза и красота в образах деревянного русского зодчества
Крестьянский дом как отражение уклада жизни и памятник архитектуры
Изба как модель мироздания
Изба-произведение русских древоделов
Фасад-лицо избы, окна – её глаза.
1
1
2
2
7
Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка»
Декорации к опере-сказке «Снегурочка»
Герои сказки в оперной постановке
1
1
8
Календарный праздник Широкой Масленицы как часть народной художественной культуры
Масленица- праздник конца зимы и начала весны
Гулянье на Широкую Масленицу
1
2
3 триместр. Образ единения человека и природы в искусстве
9
Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и как опоэтизированный художественный образ
Братья наши меньшие в твоей жизни
Животное и его повадка в творчестве анималистов
1
1
10
Тема защиты природы в искусстве
Экологическая тема в плакате
2
11
Народный календарный праздник Троицыной недели и образы его в искусстве
Обрядовая кукла Троицыной недели
В Троицын день
2
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие обучающегося, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса - развитие у обучающегося интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально- ценностных критериев жизни.
Результаты освоения учебного предмета « Изобразительное искусство»
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностныерезультаты освоение обучающимися предмета « Изобразительного искусства» в основной школе: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметныерезультаты освоение обучающимися предмета «Изобразительного искусства» в основной школе: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметныерезультаты освоение обучающимися предмета «Изобразительного искусства» в основной школе 1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; 2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; 3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; 4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.)
Требование к уровню подготовки обучающихся 5 классов по «Изобразительному искусству»
Выпускники должны знать:
Восприятие произведений искусства.Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Рисунок.Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись.Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура.Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн.Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративно-прикладное искусство.Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). АЗБУКА ИСКУССТВА (ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ). КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО? Композиция.Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Цвет.Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия.Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма.Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объём.Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Ритм.Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО? Земля — наш общий дом.Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.) Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Родина моя — Россия.Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Человеки человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Искусство дарит людям красоту.Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы и средства контроля
Критерии оценок знаний учащихся по ИЗО
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока;
Оценка "1"
учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала
Формирование универсальных учебных действий
Личностные УУД:
ценностно-смысловая ориентация учащегося;
действие смыслообразования;
нравственно-этическое оценивание
Коммуникативные УУД:
умение выражать свои мысли;
разрешение конфликтов, постановка вопросов;
управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные УУД:
целеполагание;
волевая саморегуляция;
коррекция;
оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия
Общеучебные:
умение структурировать знания;
смысловое чтение;
знаково-символическое моделирование;
выделение и формирование учебной цели.
Логические:
анализ объектов;
синтез, как составление целого из частей;
классификация объектов;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование;
построение логической цепи рассуждения.
Содержание курса
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества(7ч.)
Роль художественной деятельности человека в освоении мира. (2ч.)
Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Храмовая живопись и зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины.
Примерные темы практических работ
Братья наши меньшие в твоей жизни. Животное и его повадки в творчестве анималистов.
Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. (5ч.)
Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека.
Значение художественного формирования окружающей среды.
Примерные темы практических работ
Зарисовки деревянных построек своего города.
Изба как модель мироздания. Зарисовки символов резьбы, украшение фасадов дома.
Изба-произведение русских древоделов.
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства(7ч.)
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства.
Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека.
Традиционный и современный уклад семейной жизни, отраженный в искусстве. Образы мира, защиты Отечества в жизни и в искусстве.
Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни.
Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве.
Примерные темы практических работ
Масленица-праздник конца зимы и начала весны. Гулянье на широкую Масленицу.
Обрядовая кукла Троицыной недели. В Троицын день. Выполнение многофигурной композиции на темы: «Хоровод», «Тихая песня», «Весёлый перепляс».
Виды и жанры пластических искусств (18ч.)
Изобразительные виды искусства.(14ч.)
Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет, пейзаж, натюрморт; бытовой, исторический, анималистический жанры. Сюжет исодержание в произведении искусства. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художественного творчества.
Примерные темы практических работ
Красота осеннего пейзажа. Колорит осеннего пейзажа в технике. Иллюстрации к лирическим стихам поэтов. Дары осени. Рисование с натуры
натюрморта овощей, фруктов.
Осень в твоём натюрморте. Декоративное творчество на темы: «Осень», «Букет цветов и фрукты», «Яблоки и рябина», Лепка декоративной плакетки «Плодовое дерево».
Человек и земля кормилица. Зарисовки фигуры человека с натуры.
Выполнение по памяти и представлению пейзажа «Зимние причуды».
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография.(6ч.)
Визуально-пространственные виды искусства и их значение в жизни людей. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре. Изобразительная природа экранных искусств. Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Создание художественного образа в искусстве фотографии.
Примерные темы практических работ
Декорации к опере-сказке «Снегурочка». Выполнение эскиза декорации к опере. Герои сказки в оперной постановке. Выполнение эскизов костюмов персонажей к опере-сказке «Снегурочка».
Экологическая тема в плакате. Выполнение эскизов плакатов на темы «голоса весеннего леса», «Пусть поют птицы», «Экология в картинках».
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ урока
Наименование разделов, тем
Кол-во часов
Дата
Практическая часть программы
Основные виды деятельности обучающихся
Универсальные учебные действия
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Образ матери-земли в искусстве.
Блок 1.Поэтический образ русской природы в изобразительном искусстве (3 ч.)
1
Красота осеннего пейзажа.
1
Знать особенности колорита осеннего пейзажа; имена русских художников-пейзажистов.
Уметь выполнять пейзаж в монотипии.
Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Пейзаж в творчестве художников разных эпох. Выразительные возможности языка живописного пейзажа в передаче лирического образа природы. Колорит.
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения
к учению
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Потребность в общении
с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
2
Осенние мотивы
1
Знать значение в пейзаже линии, штриха, силуэта, светлых и тёмных пятен.
Уметь применять художественно-выразительные средства графики.
Пейзаж в графике. Условность художественного языка графики. Линии, штрих, значение светлых и тёмных пятен, силуэты. Передача состояния и пространства в пейзаже средствами графики.
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения
к учению
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Потребность в общении
с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
3
Осеннее настроение
1
Знать особенности книжной графики.
Уметь выполнять рисунок по описанию, используя соответствующие художественные материалы.
Книжная графика, её связь с образами, сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературного произведения.
Особенности книжной графики. Иллюстрация.
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения
к учению
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Потребность в общении
с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
Блок 2. Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве
4
Дары осени
1
Знать имена художников разных эпох, писавших натюрморты.
Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Натюрморт в творчестве художников
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения
к учению
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Потребность в общении
с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
5
Богатый урожай
1
Знать определение локальный цвет.
Уметь выполнять приёмы выявления формы предмета цветом, применяя «мазок по форме»
Богатство оттенков цвета в объектах природы и способы получения их на палитре. Понятие собственного цвета предмета. Зависимость цвета предмета от его освещения и окружения: цвет света и тени, рефлекс.
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения
к учению
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Потребность в общении
с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
6-7
Осень в твоём натюрморте
2
Иметь представление о декоративной стилизации формы и цвета предмета.
Уметь применять художественно- выразительные средства декоративно-прикладного искусства; сравнивать изображаемые предметы по форме, размеру, фактуре материала.
Реалистическое и декоративное изображение плодов в станковой живописи и графике. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета. Особенности декоративной композиции: ритм, масштаб цветовых пятен, силуэт как главные средства выразительности. Фактура.
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения
к учению
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Потребность в общении
с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
8
Чудо-дерево
1
Знать предания о чудесном дереве; разнообразие художественных образов дерева жизни.
Уметь создать фантастический образ чудо - дерева в пластилине
Древо жизни в искусстве народов мира. Предания о чудесном дереве в устном народном поэтическом творчестве: в сказках, загадках, песнях, заговорах. Фантастические образы древа жизни в современном декоративно-прикладном искусстве.
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения
к учению
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Потребность в общении
с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве.
Блок 3. Живая старина. Осенние посиделки как завершение природного и трудового цикла (4 ч)
9
Человек и земля кормилица
1
Знать народные традиции общения людей в совместном труде и забавах.
Уметь изображать фигуру человека с передачей движения и пропорций по памяти и по представлению.
Народное изобразительное искусство, литература о народных традициях общения людей в совместном труде и забавах. Жизнь этих традиций в современном мире и отображение их в искусстве. Неповторимое своеобразие русской народной культуры.
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения
к учению
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Потребность в общении
с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
10
Делу время, потехе – час.
1
Знать истоки зарождения традиций, обычаев.
Уметь творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной композиции.
Традиции русских посиделок в изобразительном искусстве. Народные традиции общения молодёжи во время отдыха в разных видах искусства: лаковой миниатюре, живописи, графике, мелкой пластике.
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения
к учению
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Потребность в общении
с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
11-12
Осенние посиделки.
2
Знать наиболее значимые работы Е. Честнякова.
Уметь применять художественно-выразительные средства живописи в своей работе.
Е.Честняков – художник, знаток и певец народной жизни, быта, традиций. Отражение в творчестве Е. Честнякова темы народного праздника.
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения
к учению
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Потребность в общении
с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
Блок 4. Образ времени года в искусстве как отражение в нём народных представлений
о различных состояниях природы и жизни человека (2ч.)
13-14
Зимняя пора
2
Знать имена русских художников-пейзажистов и их наиболее значимые произведения.
Уметь построить тематическую композицию; изображать по памяти или по представлению предметы несложной формы в графике.
Времена года - любимейшая тема в искусстве художников, музыкантов, поэтов.
Своеобразие средств выразительности различных видов искусств в передаче красоты и особенностей зимней природы. Роль линий и цвета в изображении главных зимних признаков в графике.
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения
к учению
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Потребность в общении
с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
15-16
Изображение героев сказок и былин для школьной новогодней галереи
2
Знать героев русских былин и сказок, сказок народов мира.
Уметь выразить в портрете особенности характера былинно-сказочных героев; анализировать содержание, образный язык произведений изобразительного искусства и литературы.
Образы положительных героев былин и сказок народов России и мира в различных видах искусства (живопись, графика, скульптура, театр, кино, народное декоративно-прикладное искусство)
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения
к учению
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Потребность в общении
с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
Лад народной жизни и образы его в искусстве
Блок 6. Польза и красота в образах деревянного русского зодчества (6 ч)
17
Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.
1
Знать, как в жилище разных народов выражается представление об идеале, совершенстве.
Уметь выбрать точку зрения и применить линейную и воздушную перспективы.
Памятники древнерусской архитектуры: Кижи, Малые Карелы -уникальные заповедники деревянного зодчества. Типы домов - комплексов. Деревянные постройки своего города, посёлка, деревни.
Формирование социальной роли ученика
Формирование положительного
отношения
к учению
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Потребность в общении
с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
18
Изба как модель мироздания
1
Знать народную символику в убранстве избы; своеобразность декора разных регионов России.
Уметь выразить духовную целостность семьи посредством знаков-символов.
Отражение мировосприятия наших предков в облике деревянного дома. Выражение народной символики в резном убранстве избы (фасад, интерьер). Общность и разнообразие резного декора изб разных регионов (Русский Север, Поволжье и др.)
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения
к учению
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Потребность в общении
с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
19-20
Изба-произведение русских древоделов.
2
Знать народную символику в убранстве избы; конструкцию русской избы.
Уметь применять приёмы художественного конструирования объёмных предметов; работать в творческих группах.
Уникальная конструкция русской избы, созданная плотниками Русского Севера. Распределение объёма работы между членами «плотницких артелей»- творческих групп.
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения
к учению
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Потребность в общении
с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
21-22
Фасад-лицо избы, окна - её глаза.
2
Знать народную символику в убранстве избы; конструкцию русской избы.
Уметь применять приёмы художественного конструирования объёмных предметов; работать в творческих группах.
Дом как материальная основа духовной целостности семьи. Составление коллективного макета «Сельская улица» или «Красная улица нашего села». Приёмы работы с бумагой при создании объёмного макета.
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения
к учению
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Потребность в общении
с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
Блок 7. Образ народной жизни в опере- сказке «Снегурочка»
23
Декорации к опере – сказке «Снегурочка»
1
Знать имена выдающихся мастеров слова, музыки, живописи и их произведения.
Уметь создавать эскизы декораций, используя выразительные возможности акварели.
Народные традиции как источник творчества мастеров искусства. Выдающиеся мастера, музыки и живописи (А.Островский, Н.Римский-Корсаков, В.Васнецов), их работа над оперой- сказкой «Снегурочка»
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения
к учению
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Потребность в общении
с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
24
Герои сказки в оперной постановке.
1
Знать народные традиции в театральном искусстве.
Уметь разработать эскизы костюмов мифологических и реальных героев; работать в творческих группах
Народные традиции в театральном искусстве. Эскизы театральных костюмов мифологических и реальных героев оперы-сказки «Снегурочка»
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения
к учению
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Потребность в общении
с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
Блок 8. Календарный праздник Широкой Масленицы как часть народной художественной культуры (3 ч.)
25
Масленица- праздник конца зимы и начала весны
1
Знать традиции Масленицы; проявление синтеза искусств на примере праздника Масленицы.
Уметь создавать тематическую композицию; работать в творческих группах; изображать фигуру человека в движении.
Масленица - народный праздник. Традиционные масленичные действа. Образ Масленицы в изобразительном и народном искусстве. Традиции и современность.
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения
к учению
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Потребность в общении
с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
26-27
Гулянье на Широкую Масленицу
2
Знать традиции Масленицы; проявление синтеза искусств на примере праздника Масленицы.
Уметь создавать тематическую композицию; работать в творческих группах; изображать фигуру человека в движении
Традиции организации и оформления праздничной среды: архитектура, торговые ряды, горки, карусели, театр Петрушки. Праздничное действо на ярмарке.
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения
к учению
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Потребность в общении
с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
Образ единения человека и природы в искусстве
Блок 9. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и
как опоэтизированный художественный образ (2 ч)
28
Братья наши меньшие в твоей жизни
1
Иметь представление об анималистическом жанре в искусстве.
Знать имена российских художников-анималистов: В. Ватагина, И. Ефимова, А. Сотникова и др.
Своеобразие ранних изображений животных. Анималистический жанр. Животный мир в произведениях графики, скульптуры, декоративно-прикладном искусстве. Реальные образы животных и декоративная их разработка.
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения
к учению
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Потребность в общении
с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
29
Животное и его повадки в творчестве анималистов.
1
Уметь выразить повадки животных посредством изобразительного искусства.
Изображение животных в современном декоративно-прикладном искусстве. Искусство российских анималистов. Художественные средства в творчестве анималистов. Художники-анималисты.
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения
к учению
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Потребность в общении
с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
Блок 10. Тема защиты природы в искусстве (2 ч)
30-31
Экологическая тема в плакате
2
Знать специфику художественного языка плаката.
Уметь создать композицию для плаката; применять художественно-выразительные средства печатной графики
Плакат как вид графики. Живописные и декоративные средства в выполнении плаката. Специфика художественного языка плаката.
Формирование социальной роли ученика
Формирование положительного
отношения
к учению
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Потребность в общении
с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
Блок 11. Народный календарный праздник Троицыной недели и образы его в искусстве (4 ч)
32-33
Обрядовая кукла Троицыной недели
2
Знать историко-культурную многословность праздника Троицы; проявление синтеза искусств на примере этого годового народного праздника.
Уметь создать многофигурную композицию с использованием знаний народных традиций архитектуры, народного костюма; работать в творческих группах.
Историко-культурная многословность праздника Троицыной недели как праздника расцветающей природы. Основные атрибуты и содержание праздника – берёзка, Троицкая кукла, венки из листьев, украшение дома ветками берёзы, песни, хороводы, гадания на природе.
Формирование социальной роли ученика
Формирование положительного
отношения
к учению
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Потребность в общении
с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
34
В Троицын день
1
Знать проявление синтеза искусств в народном празднике Троица.
Уметь создавать декоративную композицию с использованием традиций народной архитектуры, народного костюма, особенностей искусства родного края.
Образы весенних праздников и обрядов в культуре и искусстве народов мира (танец, музыка, обрядовый фольклор, театр, изобразительно – пластическое творчество как компоненты духовной жизни народа). Декоративные средства художественной выразительности, передающие идею праздничности, торжественности, единения человека с природой.
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения
к учению
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Потребность в общении
с учителем
Умение слушать и
вступать в диалог
8. Наличие материально-технического, информационного обеспечения
№
п/п
вид средства обучения
наименование средства обучения / учебного пособия
1
Книгопечатная продукция
Учебник «Изобразительное искусство» 5 класс, автор Т.Я. Шпикалова, Москва 2012
«Школа рисования»,В.П. Пенова, Харьков 2014
«Как нарисовать всё что угодно», Б. Барбер, Млсква 2015
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ
№ п/п
Наименование
Имеется в наличии
Необходимо приобрести
1
Портреты русских и зарубежных художников
+
+
2
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
+
+
3
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству
+
+
2. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
№ п/п
Наименование
Имеется в наличии
Необходимо приобрести
1
Дидактический раздаточный материал.
+
+
3 Технические средства обучения.
1. ноутбук.
4. Учебно-практическое оборудование.
1. Краски акварельные, гуашевые.
2. Тушь.
3. Бумага А3, А4.
4. Бумага цветная.
5. Фломастеры.
6. Восковые мелки.
7. Кисти беличьи, кисти из щетины.
8. Емкости для воды.
9. Пластилин.
10. Клей.
11. Ножницы.
5. Модели и натурный фонд.
1. Муляжи фруктов и овощей.
2. Гербарии.
3. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
4. Керамические изделия.
5. Предметы быта.
6. Оборудование класса.
1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
2. Стол учительский с тумбой.
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.