kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по изобразительному искусству

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс изобразительного искусства в общеобразовательной школе, наряду с другими учебными предметами, содействует решению комплекса учебно – воспитательных и развивающих задач: формирование у обучающихся морально –нравственных ценностей, эстетического отношения к миру духовной культуры, приобщение к национальному культурному наследию становление целостного мышления( эмоционально-образного типа мышления, наряду с рационально-логическим преобладающим на других учебных предметах) реализация творческого потенциала школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству»





Муниципальное общеобразовательное учреждение

Октябрьский сельский лицей

Чердаклинского района Ульяновской области


УТВЕРЖДЕНО

приказом директора лицея

от 28 августа 2015 года

173






Рабочая программа

по изобразительному искусству

на 2015-2016 учебный год

для обучающихся 5 класса а,б,в

учителя изобразительного искусства Шишковой Татьяны Николаевны


Срок реализации программы: 1 год



















РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО СОГЛАСОВА НО_________ на заседании кафедры зам директора лицея по УВР

технологии, искусства и ЗОЖ

Протокол № 1 от 24.08. 15 г. «____»_________2015 год

Руководитель кафедры____________







Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897 .

  2. Искусство. Изобразительное искусство 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина и др. - М.: Дрофа, 2012.- 77, [3] с.

  3. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Октябрьского сельского лицея.

  4. Учебный план МОУ Октябрьского сельского лицея на 2015-2016 учебный год.


Программа ориентирована на использование учебно – методического комплекса:

        1. Искусство. Изобразительное искусство 5 кл. В 2 ч.: С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина и др. - М. : Дрофа, 2012. -143, [1] с.: ил.

        2. Изобразительное искусство 5-8 классы: управление познавательной деятельностью учащихся. /авт.- сост. М.В. Сластникова, Н.В. Усова, Е. И. Вереитинова.- Волгоград: Учитель, 2012.-234 с.

Цель курса – развитие визуально – пространственного мышления обучающихся как формы эмоционально – ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.

Образовательный аспект: знакомство с образным языком и историей развития изобразительного искусства, эволюцией художественных идей, понимание значимости изобразительного искусства и художественной культуры для общества; формирование представлений о выразительных средствах живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, скульптуры дизайна, архитектуры; овладение знаниями об изобразительном искусстве, умениями навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, представлению, воображению).

Развивающий аспект: развитие наглядно – образного, ассоциативного и логического мышления, пространственных представлений, художественных и творческих способностей, интуиции, фантазии, эмоционально – эстетического восприятия действительности.

Воспитательный аспект: воспитание средствами изобразительного искусства личности школьника, обогащение его нравственного опыта, эстетических потребностей, формирование уважительного отношения к искусству к культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи курса:

  • Формирование опыта смыслового и эмоционально – ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • Обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально – пространственной формы;

  • Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;

  • Развитие творческого опыта предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;

  • Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

  • Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества выраженной в её изобразительном искусстве архитектуре, в национальных образах предметно – материальной и пространственной среды;

  • Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной среды;

  • Овладение средствами художественного изображения;

  • Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.

Общая характеристика учебного предмета:

Курс изобразительного искусства в общеобразовательной школе, наряду с другими учебными предметами, содействует решению комплекса учебно – воспитательных и развивающих задач: формирование у обучающихся морально –нравственных ценностей, эстетического отношения к миру духовной культуры, приобщение к национальному культурному наследию становление целостного мышления( эмоционально-образного типа мышления, наряду с рационально-логическим преобладающим на других учебных предметах) реализация творческого потенциала школьников.

Количество часов, отведённое на изучение учебного предмета «Искусство (изобразительное искусство)»: базисный учебный план (БУП) для образовательных учреждений российской Федерации в целом выделяет в 5-7 классах основной школы отводится всего 139 часов, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю, в 8-9 0.5 часа в неделю. Предусмотрен резерв свободного учебного времени – 16 учебных часов на 4 учебных года.

С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС ООО).

Изучение предметной области «Изобразительное искусство» должно обеспечить:

  • развитие знаний классической школы рисунка, живописи и композиции, на освоение школьниками основополагающих понятий в области изобразительного искусства и формирование графической грамотности. Для выполнения поставленных целей и задач предусмотрены традиционные виды занятий: рисование с натуры; рисование на темы, по памяти и представлению; декоративное рисование; беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас;

  • активное использование подходов к формированию содержания школьного художественного образования, отвечая требованиям сегодняшнего дня.. Так, например, раздел «Декоративная работа» включает в себя основы дизайна;

  • использование информационно – коммуникационных технологий для усиления визуальной и творческой составляющей обучения изобразительному искусству;

  • формирование способности общекультурного, личностного и познавательного развития детей, преемственности ступеней образовательной системы наряду с предметным содержанием большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. Виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учётом сезонных особенностей и интересов обучающихся.

Содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • Рисование с натуры (рисунок и живопись);

  • Рисование на темы по памяти и представлению;

  • Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн.

Программа предусматривает использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных образовательных технологий и методик . в ходе обучения для выполнения творческих заданий школьники пользуются различными художественными материалами: карандаш, акварель, акрил, темпера, гуашь, сангина или угол, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочка мягкая паста для лепки.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Искусство (изобразительное искусство)» в 5 классе отводится 34 часа. В I четверти – 8 часов, во II четверти -8 часов, в III четверти – 9 часов, в IV четверти – 9 часов.


Таблица распределения количества часов

п/п

Разделы, темы

Количество часов


Примерная или авторская программа

Рабочая программа

Причина изменения количества часов


1.

Рисование с натуры

Упражнения с цветом.

Натюрморт с букетом цветов.

Натюрморт из предметов крестьянского обихода.

Пейзаж, передающий настроение.

Изображения предметов быта.

Наброски и этюды в различных живописных техниках: растений, животных, людей, игрушечных машин.

8

1

2

2


1

1

1

8

1

2

2


1

1

1



2.

Рисование на темы, по памяти и представлению

Народные праздники: Масленица.

Иллюстрация сказок народов России.

Красота родного края.

Живописные изображения, монотипия «Весёлые кляксы».

Хохлома. Золотые узоры.

Рисуем отгадки к народным загадкам.

«Золотая осень». Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти.

12


2

2

2

1


2

2

1

12


2

2

2

1

2

2

1


3.

Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн .

Выполнение эскизов фигур для фонтанов в детском парке.

Эскиз декоративной росписи сосуда.

Выполнение декоративного панно.

Эскиз русской народной прялки.

Эскиз и роспись бытового изделия.

Эскиз пятиместной матрёшки.

10


2


1

2

1

2

2

10


2


1

2

1

2

2



4.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Художественные музеи России и мира.

Героическое прошлое Родины в произведениях художников.

Виды изобразительного искусства.

Сказка в произведениях художников.

Самобытность древнерусской архитектуры.

Итоговый урок. Выставка работ.


5


1

1


1

1

1

5


1

1


1

1

1



Всего:


34

34



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты освоения изобразительного искусства:

  • Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

  • Понимание эмоциональной и художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;

  • Овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

  • Овладение средствами художественного изображения;

  • Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально – нравственной оценки;


Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства:

  • Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой эстетической и личностнозначимой ценности;

  • Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в её архитектуре изобразительном искусстве, в национальных образах предметно – материальной и пространственной среды и понимание красоты человека;

  • Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;


Предметные результаты освоения изобразительного искусства:

знать/понимать

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

  • наиболее крупные художественные музеи России и мира;

  • значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических видах творчества;

уметь

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Содержание учебного предмета


Учебный материал представлен в примерной программе блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно – нравственную сущность художественного образования:

  1. «Рисование с натуры» (8ч.) рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя выполнение длительных заданий 1-2 урока и кратковременных 7-15 минут, рисунки выполняются различными художественными материалами – простым карандашом, акварельными или гуашевыми красками отдельных предметов и групп предметов (натюрморт). Учёт особенностей конструктивного строения изображаемых предметов основных закономерностей наблюдательной перспективы светотени. Соблюдение последовательности выполнения изображения.

Примерные задания по живописи: изображение посуды, утвари, предметов крестьянского быта наброски и этюды растений, животных, людей.

Примерные задания по рисунку: изображения предметов быта, геометрических тел, гипсового орнамента интерьера комнаты, игрушечных машин, наброски и зарисовки фигур человека, птиц и зверей.

  1. «Рисование на темы, по памяти и представлению» (12ч.) – рисование на темы, по памяти и представлению – это создание композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, в процессе рисования на темы закрепляются навыки грамотной конструктивной передачи объёма, соблюдения пропорций освещённости, цвета предметов.

Примерные задания по композиции: а) рисование на темы: «Русские богатыри», «Русский народный праздник Масленица», «Ледовое побоище», «9 Мая-День победы», «Дети во дворе», «Не нарушайте правила ДД», «В зоопарке», «Новогодний карнавал» и др.

Б) иллюстрирование произведений устного народного творчества: русские народные загадки, сказки, былины.

В) иллюстрирование произведений классиков русской литературы: А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», П.П. Ершов «Конёк – горбунок».

Примерные задания по живописи и рисунку: рисование по памяти и представлению транспорта, растений животных, людей, интерьера комнаты, изображение пейзажа, передающего настроение.

  1. «Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн» (10ч.) -,декоративная работа, художественное конструирование и дизайн на уроках изобразительного искусства предусматривает изготовление учащимися творческих декоративных композиций, составление эскизов оформительских работ, эскизов полиграфической продукции. Эскизов костюмов. Знакомство с элементами основами проектной графики вводит обучающихся в современный мир дизайна.

Примерные задания по декоративно – прикладному и народному искусству: а) выполнение и роспись бытового изделия – фигурные сосуды, предметы мебели и обихода;

б) выполнение эскиза декоративного украшения русской народной прялки;

в) выполнение эскиза пятиместной матрёшки по мотивам русских народных сказок.

4.«Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» (5ч.) – беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у школьников интерес и любовь к искусству расширяют представления об окружающем мире. Занятия обогащаются использованием современных информационных технологий, компьютерных мультимедийных программ, видеофильмов, экскурсиями в художественные галереи, музеи. Важно чтобы учащиеся хорошо знали искусство, народное творчество своего края. Ознакомление детей с русским искусством, обучение их на основе русской реалистической художественной школы должно вестись в тесной связи с местными национальными особенностями изобразительного искусства, с традициями народных художественных ремёсел, т. е. учитывать региональный компонент, без которого обучение искусству будет оторвано от реальной жизни.

Примерные темы бесед:

- ведущие художественные музеи России и мира;

- героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства;

- Великая отечественная война в произведениях художников;

- мирный труд людей;

- образ праздника в произведениях художников;

- виды изобразительного искусства: архитектура, скульптура живопись, графика, ДПИ, дизайн;

- русская народная сказка в произведениях художников;

- жанры изобразительного искусства: исторический батальный, бытовой;

- художественный язык народного творчества;

- самобытность древнерусской архитектуры;

- искусство народов России;

- роль дизайна в организации предметно - пространственной среды.

Рекомендуемые произведения:

Айвазовский И. Море. Коктебель; Девятый вал.

Билибин И. Баба Яга.

Больтраффио. Портрет юноши в образе св. Себастьяна.

Брюллов К. Всадница.

Ван гог В. Дорога в Овере после дождя.

Васнецов В. Алёнушка; Богатыри; Иван-царевич на сером волке.

Васнецов Ю. Царевна-лягушка; Иллюстрации к сказке «Конёк-горбунок».

Веласкес Д. Завтрак.

Верещагин В. Апофеоз войны.

Врубель М. Дворик зимой; Демон сидящий; Царевна-лебедь.

Дега Э. Балетный класс.

Дейнека А. Оборона Севастополя.

Делакруа Э. После кораблекрушения.

Иванов А. Явление Христа народу.

Караваджо. Лютнист.

Крамской И. Христос в пустыне; Неизвестная; Портрет Л.Н. Толстого..

Кузин С. Осень.

Кузнецов Е. Натюрморт с самоваром; Пасхальный натюрморт; Дары осени.

Куинджи А. Берёзовая роща.

Курнаков А. Строители.

Кустодиев Б. Купчиха за чаем; Ярмарка; Масленица.

Лактионов А. Письмо с фронта.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда); Мадонна с Младенцем (Мадонна Лита).

Милашевский В. Иллюстрации к сказке «Конёк –горбунок».

Никиреев В. Дворик.

Рембрандт ван Рейн. Возвращение блудного сына.

Ренуар О. Мадам Жорж Шарпантье и её дети Жоржетта и Поль.

Репин И. Портрет П. И. Третьякова; Бурлаки на Волге; Запорожцы пишут письмо турецкому султану.

Рубенс П. Мария Медичи, жена Генриха IV и регентша его сына Людовика XIII; Бракосочетание Марии Медичи.

Рублёв А. Троица.

Рушева Н. Пушкин и Анна Керн.

Саврасов А. Грачи прилетели.

Сезанн П. Марсельский залив, увиденный из квартала Эстак.

Суриков В. Утро стрелецкой казни; Боярыня Морозова; Взятие снежного городка.

Шишкин И. Корабельная роща.

Яблонская Т. Урожай.

Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй намечает эмоционально – ценностную направленность тематики занятий, третий – даёт инструментарий для его практической реализации четвёртый – содержит виды и жанры художественной деятельности, в которых школьник может получить художественно – творческий опыт.

Все блоки программы направлены на осуществление проектной деятельности учащихся, создание которого направлено на получение продукта изготовления и разработку декоративных и дизайнерских изделий, рисунков, компьютерных учебных проектов. В то же время проектная деятельность учащихся ориентирована не только на получение продукта предметных результатов деятельности, но ив первую очередь на личностное развитие школьников. Представление результатов проектной деятельности формирует у обучающихся такие универсальные учебные действия, как умение структурировать материал, обсуждать, объяснять доказывать планировать выступление, вести диалог, и многие другие.


Тематическое планирование.

п/п

Название раздела

Тема урока

Количество часов

Вид контроля

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

с

у

в

1.

Рисование с натуры

Упражнения с цветом.


1





Оценивание по образцу

Контроль выполне­ния прак­тической работы

Ответы на

вопросы.

Беседа: «Красота окружающего мира. Взаимосвязь литературы и изобразитель­ного искусства.»

Просмотр презентации «Произве­дения живописи русских художников- пейзажистов.»

Выполнение практической работы различными материалами.


Рисование с натуры

Натюрморт с букетом цветов.


2

Самостоятельная оценка задания

Контроль выполне­ния прак­тической работы

Ответы на

вопросы., помощь в выполнении задания

Сообщение или презентация обучающихся: «Красота русского пейзажа». «Натюрморта как художественный образ. Символика цвета».

Выполнение самостоятельной работы натюрморт (карандаш, гуашь)

2.

Рисование с натуры

Натюрморт из предметов крестьянского обихода.


2

Самостоятельная оценка задания

Контроль выполне­ния прак­тической работы

Ответы на вопросы., помощь в выполнении задания

Просмотр презентации: «Древние корни народно­го искусства. Связь вре­мен в народном искусст­ве. Народные промыслы. Художественные тради­ции старинных промыслов.»

Выполнение ПР: Хохлома, Гжельская керамика. Орнамент и изобразительные мотивы росписи. Приемы росписи.


Рисование с натуры

Пейзаж, передающий настроение

1

Самостоятельная оценка задаия

Контроль выполне­ния прак­тической работы

Ответы на вопросы., помощь в выполнении задания

Просмотр презентации «Городской и сельский пейзаж. Характерные отличия пейзажа настроения.»

Пр: выполнение по памяти рисунок на тему: «На дворе», «В лесу», Сбор урожая» и др.


Рисование с натуры

Изображения предметов быта.


1

Самостоятельная оценка задания

Контроль выполне­ния прак­тической работы

Ответы на вопросы., помощь в выполнении задания

Просмотр презентации «Хохломской промысел.

«Золотая хохлома» -

один из видов расписной деревянной посуды. Особенности хохломской росписи и специфика ее технологии.»

Выполнение ПР: «Приемы росписи. Орнамент и изобразительные мотивы в хохломской росписи на предметах быта»


Рисование с натуры

Наброски и этюды в различных живописных техниках: растений, животных, людей, игрушечных машин.

1

Самостоятельная оценка задания

Контроль выполне­ния прак­тической работы

помощь в выполнении задания

Беседа на тему: «Набросок в изобразительном искусстве».

Знакомство с выполнением элементов в различных техниках

ПР: выполнение два наброска по желанию.



Рисование на темы, по памяти и представлению


Народные праздники: Масленица.


2

Самоанализ работы

Контроль выполне­ния прак­тической работы

помощь в выполнении задания

Просмотр работ обучающихся : Классификация шрифтов.

Прослушивание и просмотр сообщений по темам: «Народные праздники»

«История русского костюма».

Пр: выполнение рисунка на тему: «Масленица»

4.

Рисование на темы, по памяти и представлению


Иллюстрация сказок народов России.


2

Самостоятельная оценка задания другого обучающегося

Контроль выполне­ния прак­тической работы

В помощь в выполнении проектного задания

Просмотр ленты событий в искусстве: «Новые течения, направ­ления и особенности раз­вития изобразительного искусства XX века.»

Выступления по теме: « Художники - иллюстраторы.»

ПР: выполнение иллюстрации к любому эпизоду из русских народных сказок.


Рисование на темы, по памяти и представлению


Красота родного края.


2

Анализирование художественного произведения

Контроль выполне­ния анализа произведения по образцу.

Ответы на вопросы., помощь в выполнении задания тестов.

Просмотр видео фильма : «Вечные темы в зарубежном изобразительном искусстве конца XIX - начала XX века.»

Выступление обучающихся по теме: «Творче­ство художников:

Пейзажистов Шишкина И, Саврасова А.,

Куинджи А, Кузина С., Яблонской Т.


Рисование на темы, по памяти и представлению


Живописные изображения, монотипия «Весёлые кляксы».

1

Анализирование художественного произведения

Контроль выполне­ния анализа произведения по образцу.

Ответы на вопросы., помощь в выполнении задания тестов.

Просмотр произведений художников.

Просмотр презентаций: «Авангардизм как течение

в живописи XX века.»,

ПР: выполнение монотипии.

5.

Рисование на темы, по памяти и представлению


Рисуем отгадки к народным загадкам.


2

Самостоятельная оценка задания

Контроль выполне­ния прак­тической работы

Ответы на вопросы., помощь в выполнении задания

Просмотр видео фильма: «Восприятие цветов чело­веком.»

Беседа: «Повторение спектра цветов. Символика цвета. Зооморфные символы»

Практическая работа – нарисовать отгадки.


Рисование на темы, по памяти и представлению


Хохлома. Золотые узоры.


2

Анализирование художественного произведения

Контроль выполне­ния анализа произведения по образцу.

Ответы на вопросы., помощь в выполнении задания тестов.

Просмотр презентации «Золотая Хохлома».

Беседа на тему: « Традиции русской реалистической художе­ственной школы».

ПР: выполнение узоров хохломской росписи на разделочной доске.


Рисование на темы, по памяти и представлению


«Золотая осень». Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти.

1

Самостоятельная работа над тестами и анализ результатов.

Контроль выполне­ния тестов.

Ответы на вопросы., помощь в выполнении тестов.

  1. Анализ произведений русских художников по образцу

  2. Выполнение самостоятельной практической работы: «Рисунок осеннего дерева по памяти»


Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн

Выполнение эскизов фигур для фонтанов в детском парке.

.

2

Самостоятельная работа над тестами и анализ результатов.

Контроль выполне­ния тестов.

Ответы на вопросы., помощь в выполнении тестов.

Просмотр презентаций «Украшения фонтанов в детских парках»

Выполнение самостоятельной практической работы:


Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн .

Эскиз декоративной росписи сосуда.


1

Самостоятельная работа над тестами и анализ результатов.

Контроль выполне­ния тестов.

Ответы на вопросы., помощь в выполнении тестов.

Сообщение обучающихся на темы: Хохлома, Городец, Гжель, Дымково.

Выполнение самостоятельной практической работы:


Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн .

Выполнение декоративного панно.


2

Самостоятельная работа над тестами и анализ результатов.

Контроль выполне­ния тестов.

Ответы на вопросы., помощь в выполнении тестов.

Выполнение самостоятельной практической работы: коллаж


Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн .

Эскиз русской народной прялки.


1

Самостоятельная работа над тестами и анализ результатов.

Контроль выполне­ния тестов.

Ответы на вопросы., помощь в выполнении тестов.

Просмотр презентации: «Русские народные прялки».

Выполнение самостоятельной практической работы: украшение прялки узорами растительного происхождения.


Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн .

Эскиз и роспись бытового изделия

2

Самостоятельная работа над тестами и анализ результатов.

Контроль выполне­ния тестов.

Ответы на вопросы., помощь в выполнении тестов.

Выполнение самостоятельной практической работы: украшение по мотивам хохломских узоров ваза, чаша, лейка, ложка и др.


Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн .

Эскиз пятиместной матрёшки.

2

Самостоятельная работа над тестами и анализ результатов.

Контроль выполне­ния тестов.

Ответы на вопросы., помощь в выполнении тестов.

Выполнение самостоятельной практической работы: роспись готового изделия из дерева по мотивам семёновских, полхов –майдановских узоров.


Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Художественные музеи России и мира.

.


1

Самостоятельная работа над тестами и анализ результатов.

Контроль выполне­ния тестов.

Ответы на вопросы., помощь в выполнении тестов.

Просмотр презентаций обучающихся «Третьяковская галерея», Русский музей», «Эрмитаж», «Ульяновский художественный музей».

Составление таблицы разгадывание кроссвордов.



Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Героическое прошлое Родины в произведениях художников.

1

Самостоятельная работа над тестами и анализ результатов.

Контроль выполне­ния тестов.

Ответы на вопросы., помощь в выполнении тестов.

Просмотр презентаций обучающихся по произведениям художников: Сурикова В., Дейнека А., Лактионова А.

Ответы на вопросы, анализ произведений изо искусства.


Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Виды изобразительного искусства.


1

Самостоятельная работа над тестами и анализ результатов.

Контроль выполне­ния тестов.

Ответы на вопросы., помощь в выполнении тестов.

Просмотр презентаций « Виды изобразительного искусства».

Решение кроссворда.


Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Сказка в произведениях художников.


1

Самостоятельная работа над тестами и анализ результатов.

Контроль выполне­ния тестов.

Ответы на вопросы., помощь в выполнении тестов.

Просмотр презентаций обучающихся по произведениям: Васнецова В, Билибина И. Васнецова Ю., Милашевского А.

Просмотр эпизодов из сказок, приготовленных обучающимися.


Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Самобытность древнерусской архитектуры.

Итоговый урок. Выставка работ

1

Самостоятельная работа над тестами и анализ результатов.

Контроль выполне­ния тестов.

Ответы на вопросы., помощь в выполнении тестов.

  1. Тестирование

  2. Анализ произведений русских художников по образцу

  3. Выполнение самостоятельной практической работы: «Макет дворца».

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусство»

Выпускник получит возможность научиться :

  • в ценностно – ориентированной сфере:

- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всём многообразии их видов и жанров;

- принятие мультикультурной картины современного мира;

  • в трудовой сфере:

- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

  • в познавательной сфере:

- умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Выпускник получит возможность научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выполнения различных видов художественного оформления изделий;

- использовать характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях для применения основ композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно – прикладного искусства.


Описание учебно – методического, материально – технического обеспечения образовательного процесса


  1. Рабочая программа ориентирована на использование учебников для обучающихся:

  2. Изобразительное искусство. 5 класс. Учебник. Часть 1. Вертикаль Ломов С.П. Дрофа 2012

  3. Изобразительное искусство. 5 класс. Учебник. Часть 2. Вертикаль Ломов С.П. Дрофа 2012


Методические пособия для учителя:


  1. Изобразительное искусство. 5 класс. Учебник Ермолинская Е.А. Вентана-Граф, 2012

  2. Изобразительное искусство. 5 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 1 Ломов С.П. Дрофа 2009

  3. Изобразительное искусство. 5 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 2 Ломов С.П. Дрофа 2009

  4. Изобразительное искусство. 5 класс. Учебник. Часть 1. Вертикаль Ломов С.П. Дрофа 2012

  5. Изобразительное искусство. 5 класс. Учебник. Часть 2. Вертикаль Ломов С.П. Дрофа 2012

  6. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

5 класс. Учебник Горяева Нина Просвещение Школа Неменского, 2012

  1. Изобразительное искусство. Учебник. 5 класс Шпикалова Тамара Яковлевна Просвещение , 2012

  2. Изобразительное искусство: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

  3. 5класс. Учебник Горяева Нина Просвещение Школа Неменского 2011.


  1. http://festival.1september.ru/subjects/28/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Разработки уроков по изобразительному искусству.

  2. 6.http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10001575 - Сетевое объединение методистов – это сайт, предназначенный для методической поддержки учителей-предметников.

  3. 7. http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. На портале размещены образовательные ресурсы по предметам. Имеется система поиска и фильтров.

  4. 8. Электронная версия журнала "Искусство" приложение к "1 сентября".

  5. Сайт: www / licey. net/ shop


Для обеспечения самостоятельной деятельности обучающихся в кабинете имеется мультимедийная установка, компьютер, видеомагнитофон, проигрыватель, грампластинки, видеотека, DVD, диски по изобразительному искусству и культурологи, настенные таблицы, дидактические материалы, наборы для практических работ, тесты - раздаточные печатные материалы.

  • плоские учебные пособия – репродукции с картин русских и зарубежных художников;

  • наборы овощей и фруктов, розетки, маска из гипса для рисования с натуры;

  • поворотный столик для постановки;

  • видеокассеты: «Мир искусств», «Третьяковская галерея», «Виды и жанры изобразительного искусства», «Эрмитаж», «Музеи мира»

  • диски: «Изобразительное искусство 5-8 классы», «Культурология» в 2-х частях;

  • поурочные разработки 5-8 классы по программе В. С. Кузина;

  • укладки с диафильмами, диапозитивами;

  • грампластинки;

  • кинофрагменты;

  • чертежная и рисовальная бумага;

  • методические пособия – тесты: «Живопись», «Графика», «Рисунок», «Декоративно-прикладное искусство» 5-9 классы;

  • предметы быта для натюрмортов;

  • геометрические тела (целые и усеченные и их развертки);

  • демонстрационные модели и другие пособия, которые могут служить справочными материалами и быть в поле зрения класса.

  • музыкальный центр для прослушивания аудиозаписей;

  • телевизор;

  • видеомагнитофон с набором кассет;

  • подставка под телевизор;

  • экран;

  • подставки для установки моделей.

Приложения к программе

Варианты творческих проектов:

Резьба местных умельцев.

Роспись русских прялок.

Виды декоративно- прикладного искусства.

Ведущие художественные музеи России.

Ведущие художественные музеи мира.

Памятники народной архитектуры.

Народное искусство родного края.



Темы творческих работ:

Декоративное оформление предметов быта цветочной росписью, по мотивам хохломской росписи.

Декоративная роспись геометрическими узорами.

Изображение сказочных животных и птиц.


Входное тестирование

Контрольно – измерительные материалы:

  1. Выбери основные цвета и впиши в таблицу:

А) розовый Г) фиолетовый

Б) красный Д) синий

В) жёлтый Е) чёрный

1

2

3




  1. При соединении жёлтого и синего цветов можно получить цвет:

А)фиолетовый

Б) зелёный

  1. Какие группы цветов различают в спектре (выбери правильные ответы):

А) тёплые

Б) горячие

В) холодные

  1. Выбери тёплые цвета спектра и впиши в таблицу:

А) жёлтый г) синий

Б) красный д) голубой

В) зелёный е) оранжевый

1

2

3





  1. Выбери холодные цвета спектра:

А) жёлтый

Б) красный

В) синий

6. Данное слово – тюркского происхождения. Стержень этого материала для рисования изготавливается из графита, пластической огнеупорной глины и связующих веществ. Что это?

А) фломастер

Б) карандаш

7. Назови водяные краски (это от французского слова «Аква» -вода)

А) акварель

Б) гуашь

8. Тонкая доска, кусок бумаги блюдце или керамическая плитка на которой живописец смешивает краски.

А) палитра

Б) пастель

9. Узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или растительные элементы:

А) орнамент

Б) рисунок

10. Соотнеси высказывания и запиши в таблицу:

А) портрет 1. Изображение различных событий из жизни человека

Б) пейзаж 2. «мёртвая природа»

В) натюрморт 3. Изображение природы

Г) бытовой жанр 4. Изображение человека

а

б

в

г






Итоговое тестирование

Контрольно – измерительные материалы:

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

На выполнение контрольной работы отводится 40 минут (80 минут при 2-х часовом уроке). Работа состоит из 16 заданий, которые разделены на 3 части.

Часть А состоит из 12 несложных заданий, из которых необходимо выполнить любые 8.

На их выполнение вам отводится 15 минут. К каждому заданию даны 4 варианта ответов, из которых только один верный. В бланке ответов поставьте под номером задания букву ответа, который на ваш взгляд является правильным.

Часть В состоит из 3 более сложных заданий. Решения этих заданий (с обоснованиями) выполняются на листах бумаги. Из заданий этой группы вы можете выбрать любые 2.

Часть С содержит два задания, требующих полного решения. Решения этих заданий (с обоснованиями) выполняются на листах бумаги.

Для получения отметки «3» вам достаточно правильно выполнить любые 8 заданий из группы А.

Для получения отметки «4» дополнительно к ним необходимо правильно выполнить любые 2 задания группы В.

Оценка «5» ставится при обязательном выполнении задания из группы С.


Часть А 1-12


  1. Закончи предложение.

Узор, построенный на ритмичном чередовании объектов изображения, называется...

  1. Назови известные тебе виды орнамента ….

  2. Отметь названия народных промыслов, которые известны росписью по дереву.

Жостово.

Хохлома.

Городец.

Дымково.

  1. В декоре какого промысла присутствуют розаны и купавки?

  2. Расписная деревянная посуда этого промысла - своеобразный гимн красоте родной природы: золотой фон, напоминающий блеск солнца, травки, ягодки, цветы. О каком промыс­ле идет речь?

Филворд. Найди в сетке загаданные слова.

о

х

о

х

л

о

м

а

р

и

к

о

н

ё

к

я

н

г

Р

к

о

к

п

Р

а

р

е

г

г

о

о

м

м

у

з

л

ж

ш

л

а

е

ш

ь

и

е

н

к


н

к

б

н

л

и

а

к

т

а

а

а

ь

к

н

а


  1. Вставь пропущенное слово.

Керамика - это изделия и материалы из ... и ее смесей, закрепленные обжигом


  1. Закончи предложение.

Создание произведений народного искусства в определенных традициях на продажу называется……

  1. Выдели названия художественных промыслов, занимающихся изготовлением игрушек.

А) Хохлома.

Б) Дымково.

В) Филимоново.

Г) Гжель.


  1. Какое значение имела вышивка в праздничной одежде крестьян?


  1. Почему, на твой взгляд, до сих пор живут и развиваются народные художественные промыслы?


12. В прикладном искусстве Древней Руси часто встречаются изображения птиц и живот ных. Соедини цветными линиями названия животных и птиц с их символическим значением.

1. Символ небесного огня а) Конь

2. Предвестник зари и солнца б) Крылатые собаки

3. Священные животные, охраняющие «древо жизни» в) Орел

4. Символ солнца г). Петух


Часть В 1-3

  1. Этот символический образ широко использовался в крестьянском искусстве Древней Руси. Что это за изображение? Объясни его значение.



  1. К какому типу орнаментальной композиции относятся приведенные ниже (в, г) схемы?


в

г




3. Перед тобой эскиз вышивки полотенца. Попробуй объяснить символическое значе­ние данного орнамента. Какой смысл вкладывали в него люди Древней Руси?




_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Часть С 1-2


Бланк ответов заданий группы А

Дата проведения работы ____________________________________________


Название предмета _________________________________________________


Название общеобразовательного учреждения ___________________________



Класс _____________________________________________________________


Фамилия, имя учащегося ____________________________________________


Вариант № ________________________________________________________


А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12






































В 1-3










________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С 1-2

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по изобразительному искусству

Автор: Шишкова Татьяна Николаевна

Дата: 30.11.2015

Номер свидетельства: 260245

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Пояснительная записка к рабочей программе «Изобразительное искусство». 5-8 классы / авт.-сост. Л.Г. Савенкова. ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "poiasnitelnaia_zapiska_k_rabochei_programme_izobrazitelnoe_iskusstvo_5_8_klassy_"
    ["file_id"] => string(6) "477246"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1536262155"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа "Изобразительное искусство" 5-8 класс ФГОС"
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia_programma_izobrazitelnoe_iskusstvo_5_8_klass_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "487929"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1543343264"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Рабочая программа "Изобразительное искусство""
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia_programma_izobrazitelnoe_iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "516682"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1562932717"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Рабочая программа Изобразительное искусство"
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia_programma_izobrazitelnoe_iskusstvo_1"
    ["file_id"] => string(6) "536499"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1579457266"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа. Изобразительное искусство. 1 класс. УМК "Школа России""
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia_programma_izobrazitelnoe_iskusstvo_1_klass_umk_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "630792"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1683133513"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства