Курс изобразительного искусства в общеобразовательной школе, наряду с другими учебными предметами, содействует решению комплекса учебно – воспитательных и развивающих задач: формирование у обучающихся морально –нравственных ценностей, эстетического отношения к миру духовной культуры, приобщение к национальному культурному наследию становление целостного мышления( эмоционально-образного типа мышления, наряду с рационально-логическим преобладающим на других учебных предметах) реализация творческого потенциала школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Октябрьский сельский лицей
Чердаклинского района Ульяновской области
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора лицея
от 28 августа 2015 года
№ 173
Рабочая программа
по изобразительному искусству
на 2015-2016 учебный год
для обучающихся 5 класса а,б,в
учителя изобразительного искусства Шишковой Татьяны Николаевны
Срок реализации программы: 1 год
РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО СОГЛАСОВА НО_________ на заседании кафедры зам директора лицея по УВР
технологии, искусства и ЗОЖ
Протокол № 1 от 24.08. 15 г. «____»_________2015 год
Руководитель кафедры____________
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897 .
Искусство. Изобразительное искусство 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина и др. - М.: Дрофа, 2012.- 77, [3] с.
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Октябрьского сельского лицея.
Учебный план МОУ Октябрьского сельского лицея на 2015-2016 учебный год.
Программа ориентирована на использование учебно – методического комплекса:
Искусство. Изобразительное искусство 5 кл. В 2 ч.: С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина и др. - М. : Дрофа, 2012. -143, [1] с.: ил.
Изобразительное искусство 5-8 классы: управление познавательной деятельностью учащихся. /авт.- сост. М.В. Сластникова, Н.В. Усова, Е. И. Вереитинова.- Волгоград: Учитель, 2012.-234 с.
Цель курса – развитие визуально – пространственного мышления обучающихся как формы эмоционально – ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.
Образовательный аспект: знакомство с образным языком и историей развития изобразительного искусства, эволюцией художественных идей, понимание значимости изобразительного искусства и художественной культуры для общества; формирование представлений о выразительных средствах живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, скульптуры дизайна, архитектуры; овладение знаниями об изобразительном искусстве, умениями навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, представлению, воображению).
Развивающий аспект: развитие наглядно – образного, ассоциативного и логического мышления, пространственных представлений, художественных и творческих способностей, интуиции, фантазии, эмоционально – эстетического восприятия действительности.
Воспитательный аспект: воспитание средствами изобразительного искусства личности школьника, обогащение его нравственного опыта, эстетических потребностей, формирование уважительного отношения к искусству к культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи курса:
Формирование опыта смыслового и эмоционально – ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
Обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально – пространственной формы;
Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
Развитие творческого опыта предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества выраженной в её изобразительном искусстве архитектуре, в национальных образах предметно – материальной и пространственной среды;
Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной среды;
Овладение средствами художественного изображения;
Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
Общая характеристика учебного предмета:
Курс изобразительного искусства в общеобразовательной школе, наряду с другими учебными предметами, содействует решению комплекса учебно – воспитательных и развивающих задач: формирование у обучающихся морально –нравственных ценностей, эстетического отношения к миру духовной культуры, приобщение к национальному культурному наследию становление целостного мышления( эмоционально-образного типа мышления, наряду с рационально-логическим преобладающим на других учебных предметах) реализация творческого потенциала школьников.
Количество часов, отведённое на изучение учебного предмета «Искусство (изобразительное искусство)»: базисный учебный план (БУП) для образовательных учреждений российской Федерации в целом выделяет в 5-7 классах основной школы отводится всего 139 часов, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю, в 8-9 0.5 часа в неделю. Предусмотрен резерв свободного учебного времени – 16 учебных часов на 4 учебных года.
С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС ООО).
Изучение предметной области «Изобразительное искусство» должно обеспечить:
развитие знаний классической школы рисунка, живописи и композиции, на освоение школьниками основополагающих понятий в области изобразительного искусства и формирование графической грамотности. Для выполнения поставленных целей и задач предусмотрены традиционные виды занятий: рисование с натуры; рисование на темы, по памяти и представлению; декоративное рисование; беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас;
активное использование подходов к формированию содержания школьного художественного образования, отвечая требованиям сегодняшнего дня.. Так, например, раздел «Декоративная работа» включает в себя основы дизайна;
использование информационно – коммуникационных технологий для усиления визуальной и творческой составляющей обучения изобразительному искусству;
формирование способности общекультурного, личностного и познавательного развития детей, преемственности ступеней образовательной системы наряду с предметным содержанием большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. Виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учётом сезонных особенностей и интересов обучающихся.
Содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
Рисование с натуры (рисунок и живопись);
Рисование на темы по памяти и представлению;
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн.
Программа предусматривает использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных образовательных технологий и методик . в ходе обучения для выполнения творческих заданий школьники пользуются различными художественными материалами: карандаш, акварель, акрил, темпера, гуашь, сангина или угол, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочка мягкая паста для лепки.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Искусство (изобразительное искусство)» в 5 классе отводится 34 часа. В I четверти – 8 часов, во II четверти -8 часов, в III четверти – 9 часов, в IV четверти – 9 часов.
Таблица распределения количества часов
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
Примерная или авторская программа
Рабочая программа
Причина изменения количества часов
1.
Рисование с натуры
Упражнения с цветом.
Натюрморт с букетом цветов.
Натюрморт из предметов крестьянского обихода.
Пейзаж, передающий настроение.
Изображения предметов быта.
Наброски и этюды в различных живописных техниках: растений, животных, людей, игрушечных машин.
«Золотая осень». Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти.
12
2
2
2
1
2
2
1
12
2
2
2
1
2
2
1
3.
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн .
Выполнение эскизов фигур для фонтанов в детском парке.
Эскиз декоративной росписи сосуда.
Выполнение декоративного панно.
Эскиз русской народной прялки.
Эскиз и роспись бытового изделия.
Эскиз пятиместной матрёшки.
10
2
1
2
1
2
2
10
2
1
2
1
2
2
4.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Художественные музеи России и мира.
Героическое прошлое Родины в произведениях художников.
Виды изобразительного искусства.
Сказка в произведениях художников.
Самобытность древнерусской архитектуры.
Итоговый урок. Выставка работ.
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
Всего:
34
34
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения изобразительного искусства:
Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
Понимание эмоциональной и художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;
Овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
Овладение средствами художественного изображения;
Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально – нравственной оценки;
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства:
Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой эстетической и личностнозначимой ценности;
Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в её архитектуре изобразительном искусстве, в национальных образах предметно – материальной и пространственной среды и понимание красоты человека;
Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
Предметные результаты освоения изобразительного искусства:
знать/понимать
основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
наиболее крупные художественные музеи России и мира;
значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических видах творчества;
уметь
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Содержание учебного предмета
Учебный материал представлен в примерной программе блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно – нравственную сущность художественного образования:
«Рисование с натуры» (8ч.) – рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя выполнение длительных заданий 1-2 урока и кратковременных 7-15 минут, рисунки выполняются различными художественными материалами – простым карандашом, акварельными или гуашевыми красками отдельных предметов и групп предметов (натюрморт). Учёт особенностей конструктивного строения изображаемых предметов основных закономерностей наблюдательной перспективы светотени. Соблюдение последовательности выполнения изображения.
Примерные задания по живописи: изображение посуды, утвари, предметов крестьянского быта наброски и этюды растений, животных, людей.
Примерные задания по рисунку:изображения предметов быта, геометрических тел, гипсового орнамента интерьера комнаты, игрушечных машин, наброски и зарисовки фигур человека, птиц и зверей.
«Рисование на темы, по памяти и представлению» (12ч.) – рисование на темы, по памяти и представлению – это создание композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, в процессе рисования на темы закрепляются навыки грамотной конструктивной передачи объёма, соблюдения пропорций освещённости, цвета предметов.
Примерные задания по композиции: а) рисование на темы: «Русские богатыри», «Русский народный праздник Масленица», «Ледовое побоище», «9 Мая-День победы», «Дети во дворе», «Не нарушайте правила ДД», «В зоопарке», «Новогодний карнавал» и др.
Б) иллюстрирование произведений устного народного творчества: русские народные загадки, сказки, былины.
В) иллюстрирование произведений классиков русской литературы: А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», П.П. Ершов «Конёк – горбунок».
Примерные задания по живописи и рисунку: рисование по памяти и представлению транспорта, растений животных, людей, интерьера комнаты, изображение пейзажа, передающего настроение.
«Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн» (10ч.) -,декоративная работа, художественное конструирование и дизайн на уроках изобразительного искусства предусматривает изготовление учащимися творческих декоративных композиций, составление эскизов оформительских работ, эскизов полиграфической продукции. Эскизов костюмов. Знакомство с элементами основами проектной графики вводит обучающихся в современный мир дизайна.
Примерные задания по декоративно– прикладному и народному искусству: а) выполнение и роспись бытового изделия – фигурные сосуды, предметы мебели и обихода;
б) выполнение эскиза декоративного украшения русской народной прялки;
в) выполнение эскиза пятиместной матрёшки по мотивам русских народных сказок.
4.«Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» (5ч.) – беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у школьников интерес и любовь к искусству расширяют представления об окружающем мире. Занятия обогащаются использованием современных информационных технологий, компьютерных мультимедийных программ, видеофильмов, экскурсиями в художественные галереи, музеи. Важно чтобы учащиеся хорошо знали искусство, народное творчество своего края. Ознакомление детей с русским искусством, обучение их на основе русской реалистической художественной школы должно вестись в тесной связи с местными национальными особенностями изобразительного искусства, с традициями народных художественных ремёсел, т. е. учитывать региональный компонент, без которого обучение искусству будет оторвано от реальной жизни.
Примерные темы бесед:
- ведущие художественные музеи России и мира;
- героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства;
- Великая отечественная война в произведениях художников;
- мирный труд людей;
- образ праздника в произведениях художников;
- виды изобразительного искусства: архитектура, скульптура живопись, графика, ДПИ, дизайн;
- русская народная сказка в произведениях художников;
- жанры изобразительного искусства: исторический батальный, бытовой;
- художественный язык народного творчества;
- самобытность древнерусской архитектуры;
- искусство народов России;
- роль дизайна в организации предметно - пространственной среды.
Рекомендуемые произведения:
Айвазовский И. Море. Коктебель; Девятый вал.
Билибин И. Баба Яга.
Больтраффио. Портрет юноши в образе св. Себастьяна.
Брюллов К. Всадница.
Ван гог В. Дорога в Овере после дождя.
Васнецов В. Алёнушка; Богатыри; Иван-царевич на сером волке.
Васнецов Ю. Царевна-лягушка; Иллюстрации к сказке «Конёк-горбунок».
Веласкес Д. Завтрак.
Верещагин В. Апофеоз войны.
Врубель М. Дворик зимой; Демон сидящий; Царевна-лебедь.
Дега Э. Балетный класс.
Дейнека А. Оборона Севастополя.
Делакруа Э. После кораблекрушения.
Иванов А. Явление Христа народу.
Караваджо. Лютнист.
Крамской И. Христос в пустыне; Неизвестная; Портрет Л.Н. Толстого..
Кузин С. Осень.
Кузнецов Е. Натюрморт с самоваром; Пасхальный натюрморт; Дары осени.
Куинджи А. Берёзовая роща.
Курнаков А. Строители.
Кустодиев Б. Купчиха за чаем; Ярмарка; Масленица.
Лактионов А. Письмо с фронта.
Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда); Мадонна с Младенцем (Мадонна Лита).
Милашевский В. Иллюстрации к сказке «Конёк –горбунок».
Никиреев В. Дворик.
Рембрандт ван Рейн. Возвращение блудного сына.
Ренуар О. Мадам Жорж Шарпантье и её дети Жоржетта и Поль.
Репин И. Портрет П. И. Третьякова; Бурлаки на Волге; Запорожцы пишут письмо турецкому султану.
Рубенс П. Мария Медичи, жена Генриха IV и регентша его сына Людовика XIII; Бракосочетание Марии Медичи.
Рублёв А. Троица.
Рушева Н. Пушкин и Анна Керн.
Саврасов А. Грачи прилетели.
Сезанн П. Марсельский залив, увиденный из квартала Эстак.
Суриков В. Утро стрелецкой казни; Боярыня Морозова; Взятие снежного городка.
Шишкин И. Корабельная роща.
Яблонская Т. Урожай.
Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй намечает эмоционально – ценностную направленность тематики занятий, третий – даёт инструментарий для его практической реализации четвёртый – содержит виды и жанры художественной деятельности, в которых школьник может получить художественно – творческий опыт.
Все блоки программы направлены на осуществление проектной деятельности учащихся, создание которого направлено на получение продукта изготовления и разработку декоративных и дизайнерских изделий, рисунков, компьютерных учебных проектов. В то же время проектная деятельность учащихся ориентирована не только на получение продукта предметных результатов деятельности, но ив первую очередь на личностное развитие школьников. Представление результатов проектной деятельности формирует у обучающихся такие универсальные учебные действия, как умение структурировать материал, обсуждать, объяснять доказывать планировать выступление, вести диалог, и многие другие.
Тематическое планирование.
№п/п
Название раздела
Тема урока
Количество часов
Вид контроля
Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся
с
у
в
1.
Рисование с натуры
Упражнения с цветом.
1
Оценивание по образцу
Контроль выполнения практической работы
Ответы на
вопросы.
Беседа: «Красота окружающего мира. Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства.»
Просмотр презентации «Произведения живописи русских художников- пейзажистов.»
Выполнение практической работы различными материалами.
Рисование с натуры
Натюрморт с букетом цветов.
2
Самостоятельная оценка задания
Контроль выполнения практической работы
Ответы на
вопросы., помощь в выполнении задания
Сообщение или презентация обучающихся: «Красота русского пейзажа». «Натюрморта как художественный образ. Символика цвета».
Выполнение самостоятельной работы натюрморт (карандаш, гуашь)
2.
Рисование с натуры
Натюрморт из предметов крестьянского обихода.
2
Самостоятельная оценка задания
Контроль выполнения практической работы
Ответы на вопросы., помощь в выполнении задания
Просмотр презентации: «Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве. Народные промыслы. Художественные традиции старинных промыслов.»
Выполнение ПР: Хохлома, Гжельская керамика. Орнамент и изобразительные мотивы росписи. Приемы росписи.
Рисование с натуры
Пейзаж, передающий настроение
1
Самостоятельная оценка задаия
Контроль выполнения практической работы
Ответы на вопросы., помощь в выполнении задания
Просмотр презентации «Городской и сельский пейзаж. Характерные отличия пейзажа настроения.»
Пр: выполнение по памяти рисунок на тему: «На дворе», «В лесу», Сбор урожая» и др.
Рисование с натуры
Изображения предметов быта.
1
Самостоятельная оценка задания
Контроль выполнения практической работы
Ответы на вопросы., помощь в выполнении задания
Просмотр презентации «Хохломской промысел.
«Золотая хохлома» -
один из видов расписной деревянной посуды. Особенности хохломской росписи и специфика ее технологии.»
Выполнение ПР: «Приемы росписи. Орнамент и изобразительные мотивы в хохломской росписи на предметах быта»
Рисование с натуры
Наброски и этюды в различных живописных техниках: растений, животных, людей, игрушечных машин.
1
Самостоятельная оценка задания
Контроль выполнения практической работы
помощь в выполнении задания
Беседа на тему: «Набросок в изобразительном искусстве».
Знакомство с выполнением элементов в различных техниках
ПР: выполнение два наброска по желанию.
Рисование на темы, по памяти и представлению
Народные праздники: Масленица.
2
Самоанализ работы
Контроль выполнения практической работы
помощь в выполнении задания
Просмотр работ обучающихся : Классификация шрифтов.
Прослушивание и просмотр сообщений по темам: «Народные праздники»
«История русского костюма».
Пр: выполнение рисунка на тему: «Масленица»
4.
Рисование на темы, по памяти и представлению
Иллюстрация сказок народов России.
2
Самостоятельная оценка задания другого обучающегося
Контроль выполнения практической работы
В помощь в выполнении проектного задания
Просмотр ленты событий в искусстве: «Новые течения, направления и особенности развития изобразительного искусства XX века.»
Выступления по теме: « Художники - иллюстраторы.»
ПР: выполнение иллюстрации к любому эпизоду из русских народных сказок.
Рисование на темы, по памяти и представлению
Красота родного края.
2
Анализирование художественного произведения
Контроль выполнения анализа произведения по образцу.
Ответы на вопросы., помощь в выполнении задания тестов.
Просмотр видео фильма : «Вечные темы в зарубежном изобразительном искусстве конца XIX - начала XX века.»
Выступление обучающихся по теме: «Творчество художников:
Контроль выполнения анализа произведения по образцу.
Ответы на вопросы., помощь в выполнении задания тестов.
Просмотр произведений художников.
Просмотр презентаций: «Авангардизм как течение
в живописи XX века.»,
ПР: выполнение монотипии.
5.
Рисование на темы, по памяти и представлению
Рисуем отгадки к народным загадкам.
2
Самостоятельная оценка задания
Контроль выполнения практической работы
Ответы на вопросы., помощь в выполнении задания
Просмотр видео фильма: «Восприятие цветов человеком.»
Беседа: «Повторение спектра цветов. Символика цвета. Зооморфные символы»
Практическая работа – нарисовать отгадки.
Рисование на темы, по памяти и представлению
Хохлома. Золотые узоры.
2
Анализирование художественного произведения
Контроль выполнения анализа произведения по образцу.
Ответы на вопросы., помощь в выполнении задания тестов.
Просмотр презентации «Золотая Хохлома».
Беседа на тему: « Традиции русской реалистической художественной школы».
ПР: выполнение узоров хохломской росписи на разделочной доске.
Рисование на темы, по памяти и представлению
«Золотая осень». Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти.
1
Самостоятельная работа над тестами и анализ результатов.
Контроль выполнения тестов.
Ответы на вопросы., помощь в выполнении тестов.
Анализ произведений русских художников по образцу
Выполнение самостоятельной практической работы: «Рисунок осеннего дерева по памяти»
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн
Выполнение эскизов фигур для фонтанов в детском парке.
.
2
Самостоятельная работа над тестами и анализ результатов.
Контроль выполнения тестов.
Ответы на вопросы., помощь в выполнении тестов.
Просмотр презентаций «Украшения фонтанов в детских парках»
Выполнение самостоятельной практической работы:
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн .
Эскиз декоративной росписи сосуда.
1
Самостоятельная работа над тестами и анализ результатов.
Контроль выполнения тестов.
Ответы на вопросы., помощь в выполнении тестов.
Сообщение обучающихся на темы: Хохлома, Городец, Гжель, Дымково.
Выполнение самостоятельной практической работы:
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн .
Выполнение декоративного панно.
2
Самостоятельная работа над тестами и анализ результатов.
Контроль выполнения тестов.
Ответы на вопросы., помощь в выполнении тестов.
Выполнение самостоятельной практической работы: коллаж
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн .
Эскиз русской народной прялки.
1
Самостоятельная работа над тестами и анализ результатов.
Контроль выполнения тестов.
Ответы на вопросы., помощь в выполнении тестов.
Просмотр презентации: «Русские народные прялки».
Выполнение самостоятельной практической работы: украшение прялки узорами растительного происхождения.
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн .
Эскиз и роспись бытового изделия
2
Самостоятельная работа над тестами и анализ результатов.
Контроль выполнения тестов.
Ответы на вопросы., помощь в выполнении тестов.
Выполнение самостоятельной практической работы: украшение по мотивам хохломских узоров ваза, чаша, лейка, ложка и др.
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн .
Эскиз пятиместной матрёшки.
2
Самостоятельная работа над тестами и анализ результатов.
Контроль выполнения тестов.
Ответы на вопросы., помощь в выполнении тестов.
Выполнение самостоятельной практической работы: роспись готового изделия из дерева по мотивам семёновских, полхов –майдановских узоров.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Художественные музеи России и мира.
.
1
Самостоятельная работа над тестами и анализ результатов.
Контроль выполнения тестов.
Ответы на вопросы., помощь в выполнении тестов.
Просмотр презентаций обучающихся «Третьяковская галерея», Русский музей», «Эрмитаж», «Ульяновский художественный музей».
Составление таблицы разгадывание кроссвордов.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Героическое прошлое Родины в произведениях художников.
1
Самостоятельная работа над тестами и анализ результатов.
Контроль выполнения тестов.
Ответы на вопросы., помощь в выполнении тестов.
Просмотр презентаций обучающихся по произведениям художников: Сурикова В., Дейнека А., Лактионова А.
Ответы на вопросы, анализ произведений изо искусства.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Виды изобразительного искусства.
1
Самостоятельная работа над тестами и анализ результатов.
Контроль выполнения тестов.
Ответы на вопросы., помощь в выполнении тестов.
Просмотр презентаций « Виды изобразительного искусства».
Решение кроссворда.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Сказка в произведениях художников.
1
Самостоятельная работа над тестами и анализ результатов.
Контроль выполнения тестов.
Ответы на вопросы., помощь в выполнении тестов.
Просмотр презентаций обучающихся по произведениям: Васнецова В, Билибина И. Васнецова Ю., Милашевского А.
Просмотр эпизодов из сказок, приготовленных обучающимися.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Самобытность древнерусской архитектуры.
Итоговый урок. Выставка работ
1
Самостоятельная работа над тестами и анализ результатов.
Контроль выполнения тестов.
Ответы на вопросы., помощь в выполнении тестов.
Тестирование
Анализ произведений русских художников по образцу
Выполнение самостоятельной практической работы: «Макет дворца».
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Выпускник получит возможностьнаучиться :
в ценностно – ориентированной сфере:
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всём многообразии их видов и жанров;
- принятие мультикультурной картины современного мира;
в трудовой сфере:
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной сфере:
- умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Выпускник получит возможностьнаучитьсяиспользовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения различных видов художественного оформления изделий;
- использовать характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях для применения основ композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно – прикладного искусства.
Описание учебно – методического, материально – технического обеспечения образовательного процесса
Рабочая программа ориентирована на использование учебников для обучающихся:
Изобразительное искусство: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
5класс. Учебник Горяева Нина Просвещение Школа Неменского 2011.
http://festival.1september.ru/subjects/28/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Разработки уроков по изобразительному искусству.
6.http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10001575 - Сетевое объединение методистов – это сайт, предназначенный для методической поддержки учителей-предметников.
7. http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. На портале размещены образовательные ресурсы по предметам. Имеется система поиска и фильтров.
8. Электронная версия журнала "Искусство" приложение к "1 сентября".
Сайт: www / licey. net/ shop
Для обеспечения самостоятельной деятельности обучающихся в кабинете имеется мультимедийная установка, компьютер, видеомагнитофон, проигрыватель, грампластинки, видеотека, DVD, диски по изобразительному искусству и культурологи, настенные таблицы, дидактические материалы, наборы для практических работ, тесты - раздаточные печатные материалы.
плоские учебные пособия – репродукции с картин русских и зарубежных художников;
наборы овощей и фруктов, розетки, маска из гипса для рисования с натуры;
геометрические тела (целые и усеченные и их развертки);
демонстрационные модели и другие пособия, которые могут служить справочными материалами и быть в поле зрения класса.
музыкальный центр для прослушивания аудиозаписей;
телевизор;
видеомагнитофон с набором кассет;
подставка под телевизор;
экран;
подставки для установки моделей.
Приложения к программе
Варианты творческих проектов:
Резьба местных умельцев.
Роспись русских прялок.
Виды декоративно- прикладного искусства.
Ведущие художественные музеи России.
Ведущие художественные музеи мира.
Памятники народной архитектуры.
Народное искусство родного края.
Темы творческих работ:
Декоративное оформление предметов быта цветочной росписью, по мотивам хохломской росписи.
Декоративная роспись геометрическими узорами.
Изображение сказочных животных и птиц.
Входное тестирование
Контрольно – измерительные материалы:
Выбери основные цвета и впиши в таблицу:
А) розовый Г) фиолетовый
Б) красный Д) синий
В) жёлтый Е) чёрный
1
2
3
При соединении жёлтого и синего цветов можно получить цвет:
А)фиолетовый
Б) зелёный
Какие группы цветов различают в спектре (выбери правильные ответы):
А) тёплые
Б) горячие
В) холодные
Выбери тёплые цвета спектра и впиши в таблицу:
А) жёлтый г) синий
Б) красный д) голубой
В) зелёный е) оранжевый
1
2
3
Выбери холодные цвета спектра:
А) жёлтый
Б) красный
В) синий
6. Данное слово – тюркского происхождения. Стержень этого материала для рисования изготавливается из графита, пластической огнеупорной глины и связующих веществ. Что это?
А) фломастер
Б) карандаш
7. Назови водяные краски (это от французского слова «Аква» -вода)
А) акварель
Б) гуашь
8. Тонкая доска, кусок бумаги блюдце или керамическая плитка на которой живописец смешивает краски.
А) палитра
Б) пастель
9. Узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или растительные элементы:
А) орнамент
Б) рисунок
10. Соотнеси высказывания и запиши в таблицу:
А) портрет 1. Изображение различных событий из жизни человека
Б) пейзаж 2. «мёртвая природа»
В) натюрморт 3. Изображение природы
Г) бытовой жанр 4. Изображение человека
а
б
в
г
Итоговое тестирование
Контрольно – измерительные материалы:
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
На выполнение контрольной работы отводится 40 минут (80 минут при 2-х часовом уроке). Работа состоит из 16 заданий, которые разделены на 3 части.
Часть А состоит из 12 несложных заданий, из которых необходимо выполнить любые 8.
На их выполнение вам отводится 15 минут. К каждому заданию даны 4 варианта ответов, из которых только один верный. В бланке ответов поставьте под номером задания букву ответа, который на ваш взгляд является правильным.
Часть В состоит из 3 более сложных заданий. Решения этих заданий (с обоснованиями) выполняются на листах бумаги. Из заданий этой группы вы можете выбрать любые 2.
Часть С содержит два задания, требующих полного решения. Решения этих заданий (с обоснованиями) выполняются на листах бумаги.
Для получения отметки «3» вам достаточно правильно выполнить любые 8 заданий из группы А.
Для получения отметки «4» дополнительно к ним необходимо правильно выполнить любые 2 задания группы В.
Оценка «5» ставится при обязательном выполнении задания из группы С.
Часть А 1-12
Закончи предложение.
Узор, построенный на ритмичном чередовании объектов изображения, называется...
Назови известные тебе виды орнамента ….
Отметь названия народных промыслов, которые известны росписью по дереву.
Жостово.
Хохлома.
Городец.
Дымково.
В декоре какого промысла присутствуют розаны и купавки?
Расписная деревянная посуда этого промысла - своеобразный гимн красоте родной природы: золотой фон, напоминающий блеск солнца, травки, ягодки, цветы. О каком промысле идет речь?
Филворд. Найди в сетке загаданные слова.
о
х
о
х
л
о
м
а
р
и
к
о
н
ё
к
я
н
г
Р
к
о
к
п
Р
а
р
е
г
г
о
о
м
м
у
з
л
ж
ш
л
а
е
ш
ь
и
е
н
к
н
к
б
н
л
и
а
к
т
а
а
а
ь
к
н
а
Вставь пропущенное слово.
Керамика - это изделия и материалы из ... и ее смесей, закрепленные обжигом
Закончи предложение.
Создание произведений народного искусства в определенных традициях на продажу называется……
Выдели названия художественных промыслов, занимающихся изготовлением игрушек.
А) Хохлома.
Б) Дымково.
В) Филимоново.
Г) Гжель.
Какое значение имела вышивка в праздничной одежде крестьян?
Почему, на твой взгляд, до сих пор живут и развиваются народные художественные промыслы?
12. В прикладном искусстве Древней Руси часто встречаются изображения птиц и живот ных. Соедини цветными линиями названия животных и птиц с их символическим значением.