Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Новоперуновская средняя общеобразовательная школа» Тальменского района Алтайского края
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс Основное общее образование Базовый уровень Срок реализации – 1 год Разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 7-е издание, М. Просвещение 2011. Составитель: Свиридов Михаил Иванович - учитель рисования с. Новоперуново 2014
Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 7-е издание, М. Просвещение 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство», в том числе: на «Изобразительное искусство» в 5 классе – 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Примерная программа «Изобразительное искусство» для 5 класса рассчитана на 35 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме трех учебных часов (или около 10 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
- о разных художественных материала, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и пользоваться в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
1. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для учащихся 5 класса общеобразоват. учреждений /Н.А. Горяева, О.В. Островская, под общ. ред. Б.М. Неменского – М: Просвещение, 2011.
2. Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 7-е издание, М. Просвещение 2011.
№ урока | Название изучаемого раздела Тема урока | Тип урока Формы, методы. Средства обучения | Планируемые образовательные результаты | Оснащение уроков |
Древние корни народного искусства – 8ч |
1 | Древние образы в народном искусстве | Урок новых знаний | Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства. Знать: солярные знаки; Уметь: выполнять орнаменты по мотивам древнерусского искусства. | Компьютер. Мультимедиа проектор, аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, презентация, фотографии, анимация. Альбомы, фломастеры, краски, карандаши. |
2 | Декор русской избы | Комбинированный | Знать: украшения русской избы. Уметь: выполнять элементы украшений избы | Альбомы, фломастеры, краски, карандаши. Бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель. |
3 | Внутренний мир русской избы | Комбинированный | Знать: внутреннее пространство русского дома. Уметь: выполнять подмалёвок, украшать интерьер избы предметами быта и орнаментом. | Компьютер. Мультимедиа проектор, аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, презентация, фотографии, анимация. Альбомы, фломастеры, краски, карандаши. |
4 | Конструкция, декор предметов народного быта и труда | Комбинированный Практикум | Знать: предметы народного быта и их украшение. Уметь: вырезать из бумаги предметы народного быта и украшать их орнаментом. | Бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель. Краски, кисти, карандаш, ластик, банка под воду, альбом, салфетка |
5 | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | Комбинированный | Знать: основное о крестьянской вышивке. Уметь: эскиз узора вышивки на полотенце. | Компьютер. Мультимедиа проектор, аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, презентация, фотографии, анимация. Альбомы, фломастеры, краски, карандаши. |
6 | Народный праздничный костюм | Комбинированный | Знать: историю русского костюма. Уметь: эскизы народного праздничного костюма | Бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель. Краски, кисти, карандаш, ластик, банка под воду, альбом, салфетка |
7 | Народный праздничный костюм | Комбинированный Практикум |
8 | Народные праздничные обряды (обобщение темы) | Контрольная работа | Знать: обрядовые действия народного праздника. Уметь: разбираться в обрядовых праздниках. | Альбомы, фломастеры, краски, карандаши. Пластилин, стеки, подставка для лепки |
Связь времен в народном искусстве - 8ч. |
9 | Древние образы в современных народных игрушках | Урок новых знаний | Знать: особенности игрушек и различных художественных промыслов. Уметь: создавать игрушку и украшать её росписью. | Компьютер. Мультимедиа проектор, аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, презентация, фотографии, анимация. Альбомы, фломастеры, краски, карандаши. |
10 | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла | Комбинированный | Знать: историю гжельской керамики. Уметь: вырезать из бумаги форм посуды и украшение росписью. Знать: историю городецкой росписи. Уметь: выполнение фрагмента по мотивам городецкой росписи. | Компьютер. Мультимедиа проектор, аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, презентация, фотографии, анимация. Альбомы, фломастеры, краски, карандаши. |
11 | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла | Практикум | Компьютер. Мультимедиа проектор, аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, презентация, фотографии, анимация. Альбомы, фломастеры, краски, карандаши. |
12 | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла | Комбинированный | Знать: историю художественного промысла. Уметь: выполнять фрагмент жостовской росписи. Знать: Примеры декоративного искусства. Уметь: Разбираться в народных промыслах. | Компьютер. Мультимедиа проектор, аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, презентация, фотографии, анимация. Альбомы, фломастеры, краски, карандаши. |
13 | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла | Практикум | Альбомы, фломастеры, краски, карандаши. |
14 | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла | Комбинированный | Знать: историю художественного промысла. Уметь: выполнять фрагмент жостовской роспись, использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета | Компьютер. Мультимедиа проектор, аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, презентация, фотографии, анимация. Альбомы, фломастеры, краски, карандаши. |
15 | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла | Практикум | Компьютер. Мультимедиа проектор, аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, презентация, фотографии, анимация. Альбомы, фломастеры, краски, карандаши. |
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы | Контрольная работа | Знать: Примеры декоративного искусства. Уметь: Разбираться в народных промыслах. | Бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель. Краски, кисти, карандаш, ластик, банка под воду, альбом, салфетка |
III. Декор – человек, общество, время - 12 часов |
17 | Зачем людям украшения | Урок новых знаний | Знать: роль декоративного искусства в жизни людей. Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала и формы. | Компьютер. Мультимедиа проектор, аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, презентация, фотографии, анимация. Альбомы, фломастеры, краски, карандаши. |
18 | Зачем людям украшения | Комбинированный |
19 | Зачем людям украшения | Комбинированный |
20 | Декор и положение человека в обществе | Урок новых знаний | Знать: декоративное искусство Древнего Египта. Уметь: выполнять эскизы украшений. | Бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель. Краски, кисти, карандаш, ластик, банка под воду, альбом, салфетка |
21 | Декор и положение человека в обществе | Комбинированный |
22 | Одежда говорит о человеке | Комбинированный | Знать: основные особенности костюма разных народов. Уметь: выполнять декоративное панно на тему «Бал в интерьере дворца», «Золушка». |
23 | Одежда говорит о человеке | Комбинированный |
24 | О чем рассказывают гербы и эмблемы | Урок новых знаний практикум | Знать: историю герба и эмблемы. Уметь: выполнять проекты собственного герба и эмблемы. | Компьютер. Мультимедиа проектор, аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, презентация, фотографии, анимация. Альбомы, фломастеры, краски, карандаши. |
25 | О чем рассказывают гербы и эмблемы | Комбинированный |
26 | О чем рассказывают гербы и эмблемы | Комбинированный |
27 | О чем рассказывают гербы и эмблемы | практикум | Знать: произведения декоративно-прикладного искусства разных времён. Уметь создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом | Бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель. Краски, кисти, карандаш, ластик, банка под воду, альбом, салфетка |
28 | О чем рассказывают гербы и эмблемы(обобщение темы) | Контрольная работа |
Декоративное искусство в современном мире – 7 часов |
28 | Современное выставочное искусство | Урок новых знаний | Знать: многообразие материалов и техник декоративно-прикладного искусства. Уметь: разрабатывать эскизы панно и витражей для украшения школы. | Компьютер. Мультимедиа проектор, аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, презентация, фотографии, анимация. Альбомы, фломастеры, краски, карандаши |
29 | Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. | Комбинированный | Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ | Компьютер. Мультимедиа проектор, аудио- и видеоматериалы, |
30 | Создание декоративной работы в материале | Комбинированный | Уметь Использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе | Бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель. Краски, кисти, карандаш, ластик, банка под воду, альбом, салфетка |
31 | Создание декоративной работы в материале | Комбинированный | Владеть практиче скими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема | Компьютер. Мультимедиа проектор. |
32 | Создание декоративной работы в материале | Доклад; Практическая работа | Владеть навыками поэтапного вопло щения творческого замысла в выбранном материале, ис пользуя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения | Альбомы, фломастеры, краски, карандаши. |
33 | Создание декоративной работы в материале | Практическая работа; | Знать виды ДПИ, особенности языка. Владеть практиче скими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема | Альбомы, фломастеры, краски, карандаши. |
34 | Создание декоративной работы в материале | Контрольная работа | Владеть практиче скими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема | Компьютер. Мультимедиа проектор. |
35 | Декоративно-прикладное искусство в жизни человека | Урок- обобщения Отзыв о выставке | Знать: правила работы с разнообразными материалами, выполнение картона. Уметь: выполнять картон и работу. | Компьютер. Мультимедиа проектор. |
Итого – 35 часов |
Собственные компьютерные презентации; Видеофильмы .