Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 класса»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Глубокинская средняя общеобразовательная школа № 32
Каменского района Ростовской области
( МБОУ Глубокинская СОШ № 32)
Утверждено:
приказом директора МБОУ
Глубокинской СОШ № 32
от 28 августа 2018 г. № _165__
Директор _________ Тараба Е.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ______ изобразительному искусству_______________________
(учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
____________основное общее образование 5-7 класс_____________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов: 5 а класс- 34ч.
5 б класс-32 ч.
6 а,6б класс-35 ч.
6в класс- 33ч.
7а класс-34 ч.
7 б класс-33 ч.
7 в класс -34 ч.
Учитель: Петросян Валентина Самвеловна
(Ф.И.О.)
Программа разработана на основе
примерной образовательной( авторской) программы Изобразительное искусство 5—8 классы / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. —М.: Просвещение, 2015
(указать примерную программу/ программы, издательство, год издания при наличии)
Художественное развитие учащихся 5-7 классов на уроке изобразительного искусства строится на основе практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Цели обучения изобразительному искусству следует формулировать исходя из ожидаемых результатов.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
Осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего на рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь ной, творческой деятельности;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
Развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
Освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
Приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах искусств;
Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;
Формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 класс
По окончании основной школы учащиеся должны:
Знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
Знать особенности уникального крестьянского искусства, значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
Знать несколько народных художественных промыслов России;
Различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен9 например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая);
Различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка и другие);
Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
Выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
Создавать художественно-декоративные объекты предметной среды. Объединенные единой стилистикой (предмета быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи).
6 класс
Знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
Знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
Знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
Понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
Знать разные художественные материалы и техники, их значение в создании художественного образа;
Видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
Создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;
Активно воспринимать и анализировать произведения искусства.
7 класс
Уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
Конструировать объёмно пространственные композиции, моделировать архитектурно дизайнерские объекты (в графике и объёме);
Работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
Конструировать основные объёмно пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно пространственную композицию;
Использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
Владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона);
Создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
Создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
Использовать разнообразные художественные материалы;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской федерации на изучение изобразительного искусства на базовом уровне основного общего образования отводится:
5 класс -35 часов
6 класс -35 часов
7 классе -35 часов, 1 час в неделю.
В соответствии с календарным графиком образовательной деятельности МБОУ Глубокинской СОШ № 32 на 2018-2019 учебный год и расписанием уроков программа будет выполнена:
5 а класс- 34ч.
5 б класс-32 ч.
6 а,6б класс-35 ч.
6в класс- 33ч.
7а класс-34 ч.
7 б класс-33 ч.
7 в класс -34 ч.
за счет уплотнения материала по темам: « О чем рассказывают гербы и эмблемы», «Витраж», «Пейзаж настроение. Пейзаж, большой мир.
Пейзаж в русской живописи», «Композиционно-конструктивные принципы дизайна в одежде. Встречают по одежке», «От плоскостного изображения к объемному макету. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете».
5 класс
ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Древние корни народного искусства Учащиеся знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской области и народно-праздничными обрядами.
Связь времен в народном искусстве. Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях любого народного промысла.
Декор — человек, общество, время. Знакомство с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.
Ознакомление с гербами и эмблемами Ростовской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.
Декоративное искусство в современном мире. Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и так далее, определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.
6 класс
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
Первая четверть посвящена осмыслению, систематизации уже имеющихся знаний об изобразительном искусстве и получению новых. Как часто мы встречаемся с изобразительным искусством, какое место оно занимает в нашей жизни? Зачем уметь надо рисовать? Что значит понимать искусство и почему надо этому учиться? Почему в истории человечества никогда не существовало общества без искусства? На эти вопросы должен уметь ответить каждый ребёнок.
Учащиеся знакомятся с основами языка изображения, обобщают опыт владения художественными материалами, известными им с начальной школы, а также получают знания по применению этих материалов при создании художественного образа в графике, живописи, скульптуре. Две темы посвящены характеристике цвета, особенностям «живописного» цвета, понятию колорита в работах мастеров живописи. Заключительная тема четверти обобщает знания учащихся о средствах выразительности графики, живописи, скульптуры с целью создания художественного образа.
Мир наших вещей. Натюрморт. Роль воображения в творчестве художника, умение изображать фантазии и умение изображать реальность. Изображение предметного мира в изобразительном искусстве! разных эпох. Навыки графического изображения предметов. Понятие о конструкции предмета и его форме. Представления о композиции и навыки композиционного решения натюрморта. Художественно-выразительные средства изображения! в натюрморте. Графический и живописный натюрморт: навыки изобразительной деятельности. Натюрморт как отражение мировоззрения художника и его времени. Натюрморт как творческая лаборатория художника. Натюрморт в искусстве XX века.
Вглядываясь в человека. Портрет. Приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами. Портрет как выражение идеалов своего времени. Изображение головы человека в графике, живописи и скульптуре. Сходство внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства создания портрета. Великие портретисты в истории культуры. Портрет в русском искусстве. Судьба портрета в отечественном и зарубежном современном искусстве.
Задачи приобщения к жанру портрета — это также развитие наблюдательности, глазомера, композиционного мышления и креативности. Искусство портрета требует специальных умений: умения видеть общую конструкцию и форму объекта, умения устанавливать основные пропорции головы, а также умения взглянуть по-новому на уже знакомое.
Человек и пространство. Пейзаж. Изображение природы в искусстве разных эпох. Различные способы изображения пространства и их мировоззренческий смысл. Жанр пейзажа в европейском искусстве. Правила построения перспективы. Образ природы в произведениях изобразительного искусства. Пейзаж как выражение духовной жизни общества. Изображение природы как выражение впечатлений и переживаний художника. Становление национального пейзажа в отечественном искусстве. Национальный образ пейзажа и воплощение образа Родины.
7 класс
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Художник-дизайн-архитектура. Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного.
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение.
Основные композиционные приёмы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно – композиционные, визуально – психологические и социальные аспекты.
В мире вещей и зданий. От плоскостного изображения – к макетированию объёмно – пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание – объём в пространстве и объект в градостроительстве.
Основы формообразования. Композиция объёмов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция – каркас дома и корпус вещи. Отражение времени и вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.
Город и человек. Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. Массово – промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание пространства – основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме.
Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Грим, причёска, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ п\п
Название раздела
Контрольная работа
5 класс
1
Древние корни народного искусства.
Контрольная работа по теме: «Древние корни народного искусства».
2
Связь времен в народном искусстве.
Контрольная работа по теме: «Роль народных художественных промыслов в жизни человека».
3
Декоративное искусство в современном мире.
Контрольная работа по теме: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».
6 класс
1
Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
Контрольная работа по теме:
«Виды и жанры изобразительного искусства».
2
Мир наших вещей. Натюрморт.
Контрольная работа по разделу: «Мир наших вещей. Натюрморт».
3
Вглядываясь в человека. Портрет.
Контрольная работа по разделу: «Вглядываясь в человека. Портрет».
4
Итоговая контрольная работа
Контрольная работа по теме: «Искусство в жизни человека».
7 класс
1
Художник- дизайн- архитектура.
Контрольная работа по разделу: «Художник- дизайн- архитектура».
2
В мире вещей и зданий.
Контрольная работа по разделу: «В мире вещей и зданий».
3
Итоговая контрольная работа.
Контрольная работа по разделам.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Модуль
Кол-во часов
Класс
Сроки прохожде
ния
Формируемые универсальные учебные действия
5 класс
ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
1
Древние корни народного искусства.
8
5а
03.09-22.10
Личностные УУД: ценностное отношение к культуре своего края; уважительное отношение к мнению других; умение рассуждать на ту или иную тему; овладение навыками работы при создании композиции; осуществление собственного художественного замысла; освоение навыков кистевой росписи; участие в диалогах, поисковых группах, связанных со сбором необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формирование собственного мнения; озвучивание вопросов, связанных с затруднением в работе; осуществление поиска необходимой информации; ведение устного диалога.
Регулятивные УУД: выбор действий в соответствии с поставленной задачей и условия реализации; применение установленных правил в решении задач урока; определение последовательности действий; составление плана для достижения планируемого результата.
Познавательные УУД: ориентироваться в полученных знаниях, уметь отличать новое от уже известного; выстраивать осознанное речевое высказывание; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; создавать самостоятельно алгоритмы деятельности; анализировать объекты с целью выделения признаков; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
8
5б
07.09-26.10
2
Связь времен в народном искусстве.
8
5а
12.11-14.01
9
5б
09.11-18.01
3
Декор — человек, общество, время.
8
5а
21.01-11.03
7
5б
25.01-15.03
4
Декоративное искусство в современном мире.
9
5а
18.03-27.05
7
5б
22.03-31.05
6 класс
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
1
Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
8
6а,б
04.09-23.10
Личностные УУД: формирование навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение высказывать свою точку зрения; анализировать и корректировать работу; знакомиться и разбираться в основных понятиях изобразительного искусства; поиск информации и создание алгоритма деятельности.
Коммуникативные УУД: сравнение различных точек зрения; ставить вопросы необходимые для организации собственной деятельности и деятельности в сотрудничестве; умение работать индивидуально и в группе, устанавливая рабочие отношения; формирование собственного мнения, позиции.
Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя задачи в познавательной сфере; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; развивать мотивы своей познавательной деятельности.
Познавательные УУД: Формирование основ художественной культуры, уважения к истории культуры своего Отечества; развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач от конкретных условий.
8
6в
06.09-25.10
2
Мир наших вещей. Натюрморт.
8
6а,б
06.11-25.12
8
6в
08.11-27.12
3
Вглядываясь в человека. Портрет.
10
6а,б
15.01-19.03
10
6в
17.01-21.03
4
Человек и пространство. Пейзаж.
9
6а,б
02.04-28.05
7
6в
04.04-30.06
7 класс
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
1
Художник-дизайн-архитектура.
8
7а
05.09-24.10
Личностные УУД: освоение новых видов деятельности; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.
Коммуникативные УУД: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками и учителем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.
Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя задачи в познавательной сфере; устанавливать целевые приоритеты; адекватно и самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее в себя установление причинно-следственных связей; формирование основ художественной культуры, уважения к истории культуры своего Отечества; проводить исследование и эксперимент под руководством учителя.