Рабочая программа по изобразительному искусству 8 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 8 класс
Программа "Изобразительное искусство" для 8 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная рабочая программа составлена на основе рабочей программы «Изобразительное искусство» под редакцией и руководством Б.М. Неменского для 5-9 классов. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература. Программа реализуется в полном объеме и раскрывает содержание обучения изобразительному искусству учащихся в 8 классах общеобразовательных учреждений. Учебным планом школы предусмотрено изучение предмета в объеме 1 учебный час в неделю, всего 35 часов в год. Последовательность изучения тем, в сравнении с примерной программой, не изменена и находится в соответствии с изложением материала в реализуемом УМК, а также логикой изучения предмета на ступени основного общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 8 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Цнинская средняя общеобразовательная школа №2»
Тамбовского района Тамбовской области
Рассмотрена на заседании МО
Протокол № 1
от 27.08.2018г.
Согласовано на методическом совете
Протокол №1
от 28.08.2018г.
__________/Кислякова Н.В./
Утверждено
Директор школы:
_______/Черникова С.В./
Приказ №222
от 31.08.2018г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
8 класс
Автор учебника: А.С. Питерских
2018
Программа "Изобразительное искусство" для 8 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная рабочая программа составлена на основе рабочей программы «Изобразительное искусство» под редакцией и руководством Б.М. Неменского для 5-9 классов. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература.
Программа реализуется в полном объеме и раскрывает содержание обучения изобразительному искусству учащихся в 8 классах общеобразовательных учреждений. Учебным планом школы предусмотрено изучение предмета в объеме 1 учебный час в неделю, всего 35 часов в год.
Последовательность изучения тем, в сравнении с примерной программой, не изменена и находится в соответствии с изложением материала в реализуемом УМК, а также логикой изучения предмета на ступени основного общего образования.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
-формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры
-овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
Метапредметные результаты:
-воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, в национальных - образах предметно - материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты:
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств; изобразительных, декоративно-прикладных;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Содержание учебного курса
1 Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах
8 часов
Синтетические искусства и изображения. Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества...
Театральное искусство и художник. Правда и магия театра. Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.
Ведущий художественный, образно-созидательный элемент в спектакле – актёрская игра, в фильме – изображение
Сценография– особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены. Два направления художественной деятельности сценографа: создание образно-игровой среды (места действия спектакля), оформление сценического пространства и создание внешнего облика актёра. Сценический мир как композиция из реальных вещей и придуманных изображений, конструкций.
Сценография как искусство и производство.
Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).
Костюм, грим и маска или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощен Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Искусство и специфика театрального костюма
Относительная самостоятельность костюма в шоу-представлениях и театре моды.
Изобразительные средства актёрского перевоплощения: грим. Образность театрального грима и причёски
Изобразительные средства актёрского перевоплощения: маска.
Маска – внешнее и внутреннее перевоплощение актёра. Традиции и культура театра масок.
Художник в театре кукол. Привет от Карабаса- Барабаса. Кукольный театр – единственный вид сценического искусства с главенствующей ролью художника. Художник куклы – создатель образа куклы-актёра
Спектакль от замысла к воплощению. Третий звонок. Игровое действо, построенное на использовании одной из форм художественно-сценографической работы.
2 Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий
8 часов
Художник и художественные технологии. Эстафета искусств. Художник и изобразительные средства. Роль художественных инструментов в творческом художественном процессе. Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино.
Фотография – взгляд, сохраненный навсегда. Фотография – новое изображение реальности. Грамота фотографирования и операторского мастерства. Фотография как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Фотографическое изображение не реальность, а новая художественная условность.
Грамота фото композиции и съёмки. Основа операторского фото мастерства: умение видеть и выбирать. Художественно-композиционные момента в съёмке. Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции, приобретённого в живописи, при построении фотокадра.
Фотография – искусство светописи. Вещь: свет и фактура. Натюрморт и пейзаж – жанровые темы фотографии. Свет – изобразительный язык фотографии. Роль света в выявлении формы и фактуры вещи. Цвет в фотографии: превращение «природности» цвета в «художественность»
Человек на фотографии. Искусство фото пейзажа и фото интерьера. Операторское мастерство фотопортрета. Анализ своеобразия художественной образности фотопортрета. Фотоизображение – образное обобщение или лицо конкретного человека в кадре? Грамота портретной съёмки: определение точки и места съёмки, постановка света, выбор эмоционально-психологического состояния, позы и фона для портретируемого.
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Фотография и компьютер. Событие как объект репортажной съёмки, требующий подготовки, оперативности. Мастерства. Фотоизображение как документ времени, летопись запечатлённых мгновений истории и зримая информация.
Фотография – остановленное время, запечатлённое навсегда в лицах, пейзажах и событиях. «Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся.
3 Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?
10 часов
Кино – запечатлённое движение. Многоголосый язык экрана. Новый вид изображения – движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж. Грамота изложения киномысли. Художественно-выразительная и образная роль детали в кино.
Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино. Азбука кинозыка. Начало фильма – замысел. Фильм как последовательность кадров. Литературно-словесная запись фильма – сценарий; изобразительная запись, т.е. покадровая зарисовка фильма, - раскадровка.
Из истории кино. Киножанры. Изменяющееся и неизменное в фильмах от братьев Люмьеров до наших дней. Немые фильмы. Чёрно-белые фильмы. Цветные фильмы. Реклама и телевизионные клипы. Художественное начало в кино проявляется не обязательно в игровом фильме, но и в кинопроизведении любого жанра и вида, созданном талантливым автором с чуткой душой.
Социокультурное многообразие телевидения: искусство, журналистика, информация. Реальность времени прямого эфира. Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой. Принципы работы с человеком в кадре.
Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме. Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме. От большого экрана к домашнему видео. Главенство играемого актёрами сюжета в игровом (художественном) фильме. Музыка и шумы в фильме.
Бесконечный мир кинематографа. Компьютер на службе художника.
Анимационный (мультипликационный) фильм Новые способы получения изображения. Компьютерный анимационный фильм: технология создания и основные этапы творческой работы.
Изображение на экране компьютера и законы экранного искусства
4 Телевидение- пространство культуры? Экран-искусство-зритель.
8 часов
Телевидение – новая визуальная технология. Художественный вкус и культура. Интернет – новейшее коммуникативное средство. Актуальность и необходимость зрительской творческой телеграмоты.
Специфика телевидения – это « сиюминутность» происходящего на экране. Опыт документального репортажа. Основы школьной тележурналистики.
Кино наблюдение – основа документального видео творчества. Метод кино наблюдения – основное средство изображения события и человека в документальном фильме телерепортаже.
Киноязык и коноформы не являются чем- то застывши и неизменным. Анализ эволюции выразительных средств и жанровых форм современного телевидения. Роль и возможности экранных форм в активизации художественного сознания и творческой видеодеятельности молодежи в интернет – пространстве.
Роль визуально –зрелищных искусств. В обществе и жизни человека. Позитивная и негативная роль СМИ. Телевидение – регулятор интересов и запросов общества.
Тематическое планирование
№
Содержание (разделы, темы)
Кол-во часов
Характеристика видов деятельности учащихся
I
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах
8ч
Понимать специфику изображения и визуально-пластической образности в театре и на киноэкране.
Приобретать представления о
синтетической природе и коллективности творческого процесса в театре, о роли художника-сценографа в содружестве драматурга, режиссера и актера
Узнавать о жанровом многообразии театрального искусства
Узнавать, что актер — основа театрального искусства и носитель его специфики.
Представлять значение актера в создании визуального облика спектакля. Понимать соотнесение правды и условности в актерской игре и сценографии спектакля. Понимать, что все замыслы худож ника и созданное им оформление жи вут на сцене только через актера, бла- годаря его игре.
Получать представление об истории развития искусства театра, эволюции театрального здания и устройства сцены (от древнегреческого амфитеатра до современной мультисцены).
Получать представление об основных формах работы сценографа (эскизы, макет, чертежи и др.), об этапах их воплощения на сцене в содружестве с бутафорами, пошивочными, декорационными и иными цехами.
Уметь применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля.
1
Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино
1
2
Правда и магия театра. Театральное искусство и художник.
1
3
Безграничное пространство сцены
1
4
Сценография - искусство и производство
1
5
Тайны актёрского перевоплощения
1
6
Привет от Карабаса- Барабаса! Художник в театре кукол.
1
7-8
Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению
2
II
«Эстафета искусств. От рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий»
8ч.
Понимать специфику изображения в фотографии, его эстетическую условность, несмотря на все его правдоподобие.
Различать особенности художественно-образного языка, на котором «говорят» картина и фотография.
Осознавать, что фотографию делает искусством не аппарат, а человек, снимающий этим аппаратом.
Иметь представление о различном соотношении объективного и субъективного в изображении мира на картине и на фотографии.
Понимать и объяснять, что в основе искусства фотографии лежит дар видения мира, умение отбирать и запечатлевать в потоке жизни ее неповторимость в большом и малом.
Уметь применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.
Приобретать навыки композиционной (кадрирование) и тональной (эффекты соляризации, фотографики и т. д.) обработки фотоснимка при помощи различных компьютерных программ
9
Фотография – взгляд, сохранённый навсегда.
1
10
Грамота фотокомпозиции и съёмки.
1
11
Фотография - искусство светописи. Вещь: свет и фактура.
1
12
«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фото пейзажа и фото интерьера
1
13
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета
1
14
Событие в кадре.
Искусство фоторепортажа.
1
15-16
Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
2
III
«Фильм – творец и зритель. Что мы знаем о кино?»
10 ч.
Понимать и объяснять синтетическую природу фильма, которая рождается благодаря многообразию выразительных средств, используемых в нем, существованию в композиционно-драматургическом единстве изображения, игрового действа, музыки и слова.
Приобретать представление о кино как о пространственно-временном искусстве, в котором экранное время и все изображаемое в нем являются условностью (несмотря на схожесть кино с реальностью, оно лишь ее художественное отображение).
Знать, что спецификой языка кино является монтаж и монтажное построение изобразительного ряда фильма.
Иметь представление об истории кино и его эволюции как искусства
Понимать и объяснять, что современное кино является мощнейшей индустрией.
Узнавать, что решение изобразительного строя фильма является результатом совместного творчества режиссера, оператора и художника.
Приобретать представление о роли художника-постановщика в игровом фильме, о творческих задачах, стоящих перед ним, и о многообразии художнических профессий в современном кино.
Приобретать представление о творческой роли режиссера в кино, овладевать азами режиссерской грамоты, чтобы применять их в работе над своими видеофильмами.
Уметь смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино, чтобы повышать багаж своих знаний и творческих умений
17
Многоголосый язык экрана.
Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.
1
18
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж.
1
19
Пространство и время в кино
1
20
Художник и художественное творчество в кино Художник в игровом фильме
1
21
От «большого» экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка.
1
22
Воплощение замысла
1
23
Чудо движения: увидеть и передать.
1
24
Бесконечный мир кинематографа
1
25
Искусство анимации, или когда художник больше, чем художник
1
26
Компьютерный анимационный фильм.
1
IV
«Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель»
8ч
Узнавать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом новым видом искусства.
Понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т. д.
Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т.е. «сиюминутное» изображение на экране реального события, свершающегося на наших глазах в реальном времени.
Получать представление о разнообразном жанровом спектре телевизионных передач и уметь формировать собственную программу телепросмотра, выбирая самое важное и интересное, а не проводить все время перед экраном
Приобретать и использовать опыт документальной съемки и тележурналистики (интервью, репортаж, очерк) для формирования школьного телевидения
Понимать , что кинонаблюдение -это основа документального видеотворчества как на телевидении, так и в любительском видео.
Приобретать представление о различных формах операторского кинонаблюдения в стремлении зафиксировать жизнь как можно более правдиво, без нарочитой подготовленности человека к съемке.
27
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.
1
28
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка.
1
29
Киноглаз , или Жизнь врасплох.
1
30
Видеоэтюд в пейзаже и портрете.
1
312
Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью.
1
32
Телевидение, видео, интернет.. что дальше? Современные формы экранного языка.
1
33
В царстве кривых зеркал, или вечные истины искусства. Преображающий мир искусства.
1
34
Защита итогового творческого проекта.
1
35
Резерв
Итого 35ч
Перечень учебно-методического обеспечения
УМК:
Питерских А.С. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре кино на телевидении. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций /А.С.Питерских; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2018
Список литературы (дополнительный)
Н.М.Степанчук З.А. «Изобразительное искусство» (1-8 классы) Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков, Издательство «Учитель», Волгоград 2009
В.А. Лобанова «Керамическая скульптура и пластика» 5-7 класс, Программа, планирование, материалы к занятиям, Издательство «Учитель», Волгоград 2011
Б.М.Неменский, О.В. Павлова «Изобразительное искусство» 8 класс Поурочные планы по программе
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.
ЦОР-Цифровые образовательные ресурсы:
История искусства. Методическая поддержка on – line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».
Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 год.
Шедевры русской живописи. ООО «Кирилл и Мефодий», 1997 год.
Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.
Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и Мефодий», 1998 год.