Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс»
1. Пояснительная записка.
Программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана на основании:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по изобразительному искусству, примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству,
авторской программы С. П. Ломова, Н. В. Долгоаршинных, С. Е. Игнатьева, М. В. Кармазиной, Н. С. Ивановой, Н. М. Сокольниковой «Изобразительное искусство» (УМК «РИТМ», издательство «Дрофа», Москва 2017 г)
Программа составлена к учебнику «Изобразительное искусство, 3 класс», авторы: В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина.
Описание места в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных организаций Российской Федерации на изучение изобразительного искусствана уровне начального общего образования отводится не менее 135 часов из расчета 1 ч в неделю с 1 по 4 класс.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Парцинская ООШ» на 2020-2021 уч. г. на изучение изобразительного искусства в 3 классе отводится 34 часа годовых (1 час в неделю).
Внесённые изменения.
В примерную учебную программу не внесены изменения и дополнения.
2.Содержание учебного предмета.
Рисование с натуры (4 ч)
Рисование с натуры различных объектов действительности с передачей объема - трехмерное линейное и светотеневое изображение. Передача в рисунках пропорций, строения, общего пространственного расположения объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет», «вливания цвета в цвет». Рисование листьев деревьев, насекомых, машин, игрушек, цветов, натюрмортов.
Рисование на темы, по памяти и представлению (22 ч)
Совершенствование умений выполнять рисунки композиций на темы окружающей жизни, исторических, фантастических сюжетов, иллюстрирование литературных произведений. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям. Использование цвета как ведущего элемента тематической композиции.
Декоративная работа (7 ч)
Углубленное знакомство с народным декоративно‑ прикладным искусством; художественной росписью по металлу (Жостово) и по дереву (Городец), изготовлением набивных платков (Павловский Посад). Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстера). Упражнения на выполнение простейших приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав. Выполнение эскизов предметов, в украшениях, которых применяются декоративные мотивы, используемые народными мастерами. Графический дизайн в исполнении поздравительных открыток и карнавальных масок. Составление простейших мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и басен.
Лепка (1 ч)
Лепка фигуры зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению.
Знакомство с жанром «Пейзаж». Изучение и применение правил изображения линейной и воздушной перспективы. Закрепление навыков работы с красками и палитрой.
Освоение приемов смешивания красок на палитре, составления разнообразных цветовых отношений: цветовой контраст, цветовой нюанс, оттенки зеленого цвета, оттенки красного цвета. Развитие умения видеть красоту родной природы.
Знакомство с понятием «динамика», со способами передачи движения в рисунке, с влиянием цветового решения на общее настроение в картине. Овладение умением использовать выразительные возможности цвета для построения динамичной композиции.
Изучение правил последовательного изображения лица и фигуры человека, передачи пропорций, движения. Развитие умения отражать результаты наблюдений в рисунках.
Освоение понятий «светотень», «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Овладение первичными навыками передачи объема с помощью светотени.
Знакомство с архитектурой старинных городов России, памятниками деревянного зодчества. Изучение внешнего вида русской избы и деревянных храмов, их конструкции и декора. Овладение приемами конструктивного рисования русской избы и других построек деревянного зодчества на основе геометрических тел. Использование техники вырезания из бумаги для создания изображений сложных архитектурных сооружений. Развитие способности чувствовать красоту, передавать свое отношение к изображаемым объектам.
Лепка животных по памяти и представлению. Использование художественно-выразительных средств скульптуры - объема и пластики для передачи характерных черт и индивидуальных особенностей животного. Закрепление навыков работы глиной и пластилином, использования конструктивного, пластического и комбинированного способов лепки
Восприятие художественных образов Москвы и городов Золотого кольца России, представленных в произведениях художников. Изучение элементов декора русских православных храмов. Создание интересных образов древнерусских городов разнообразными изобразительными средствами (гуашь, пластилин). Знакомство с русским народным костюмом, костюмами воинов разных эпох. Представление о женской и мужской красоте. Овладение способами создания выразительных женских и мужских образов. Передача особенностей русской народной одежды, красоты поз и движений людей. Работа над проектами по созданию иллюстраций к литературным сказкам русских писателей. Ознакомление с народными художественными промыслами России: Городец, Павловский Посад, Жостово, Дымково. Формирование представлений о растительном и животном мире как основе декоративных форм в народном прикладном искусстве. Создание образа коня: реалистическое изображение и стилизованное (городецкая роспись). Исследование с помощью схем цветочных композиций павловопосадских платков, жостовских подносов, овладение технологией исполнения узоров Знакомство со способами лепки дымковской барыни, с особенностями росписи и последовательностью выполнения работы. Восприятие образов жителей провинциальных русских городов, представленных в произведениях изобразительного искусства. Рисование героев литературных произведений русских писателей.
18
Граднаостровестоит... (Рисованиенатему)
1
19
Тридевицыподокном... (Рисованиепопредставлению)
1
20
Былоуотцатрисына... (Рисованиепопамяти)
1
21
Чтозапрелестьэтисказки...Проект
1
22
ВеликиеполководцыРоссии. (Рисованиенатему)
1
23
Сказочныекони. (Декоративноерисование)
1
24
Красотавумелыхруках. (Декоративноерисование)
1
25
Дивныйсаднаподносах. (Декоративноерисование)
1
26
Глазамрадость,душеотрада.
(Декоративноерисование)
1
27
Красотарусскойдуши. (Рисованиепопамяти)
1
Пусть всегда будет солнце!.. (7 ч)
28
Моясемья-забота илюбовь. (Рисованиепопамяти)
1
Знакомство с творчеством художников, отражающих тему семьи в искусстве, создающих эмоциональные и выразительные образы детей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, заботу и поддержку. Освоение приемов работы над портретом. Создание образа близкого родственника с передачей его характера. Рисование с натуры весенней веточки или весеннего растения. Передача в рисунке строения веточки и пространственного расположения. Использование приема «вливания цвета в цвет». Овладение основами художественной грамоты (композиция, ритм, линия, пятно, цвет, объем, фактура) при создании тематической композиции. Накопление зрительных впечатлений и их использование - в композиции. Передача красоты и разнообразия природы традиционными графическими и живописными средствами.
— осознание своей национальной принадлежности, уважение к культуре и традициям народов России; чувство гордости за свою Родину, основанное на знании знаменательных для Отечества исторических событий;
— любовь к родному краю, любовь к природе, бережное отношение к ней, осознание себя частью природного мира; принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения;
— уважение и принятие ценности семьи, любовь к близким;
— внутренняя позиция обучающегося, которая находит отражение в положительном отношении к школе, ориентации на образец поведения «хорошего ученика» и учебное сотрудничество с учителями и одноклассниками;
— этические потребности и чувства (сопереживание, отзывчивость, совесть и др.);
— стремление к совершенствованию своих способностей;
— эстетические чувства, представление о красоте и многообразии окружающего мира;
— мотивация на здоровый образ жизни. Обучающиесяполучатвозможностьдля
формирования:
— понимания необходимости учения, выраженного в учебно-познавательных мотивах;
— понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
— учебно-познавательного интереса к новым способам решения задач.
Метапредметныерезультаты
Кконцуучебногогодауобучающихсябудутсформированы:
Регулятивные УУД
—способность принимать и сохранять учебную цель, в сотрудничестве с учителем решать учебные задачи;
— умение самостоятельно выполнять задание на основе выделенных учителем ориентиров;
— умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок.
Познавательные УУД
— умение ориентироваться в учебнике (в оглавлении, условных обозначениях, темах уроков), рабочей тетради;
— умение проводить анализ и сравнение по заданным критериям, подводить под понятие, классифицировать.
Коммуникативные УУД
— умение работать в паре, группе; выполнять различные роли;
— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, планировать свои действия для решения этих задач;
— ориентироваться на разнообразие способов решения поставленной задачи, осуществлять выбор.
Познавательные УУД
— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, проводя аналогию со своим жизненным опытом или получая информацию из учебной и справочной литературы.
Коммуникативные УУД
— участвовать в диалоге при осуществлении совместной деятельности.
Предметныерезультаты
Кконцуучебногогодаобучающиесянаучатся:
— определять следующие понятия: нюанс, эстамп, стилизация, ось симметрии, композиция, линия горизонта, перспектива, эскиз, этюд, рисунок, набросок, статика, динамика, марина;
— узнавать, воспринимать, описывать и оценивать известные произведения изобразительного искусства (В. Ван Гог «Подсолнухи»; И. Левитан «Вечер. Золотой Плес», «Весна. Большая вода»; В. Васнецов «Три царевны подземного царства»; М. Сарьян «Дары осени»; Б. Кустодиев «Масленица»; И. Айвазовский «Черное море» и др.);
— узнавать, воспринимать, описывать и оценивать изучаемые на уроках русские народные промыслы (работы мастеров Жостово, Городца, Павловского Посада, Дымково и др.);
- различать основные и составные, теплые и холодные, насыщенные, пастельные, светлые и темные цвета;
— изображать осенние листья, цветы, животных, натюрморты, сюжетные композиции;
— создавать средства живописи, графики и скульптуры эмоционально выразительные образы людей и природы;
— создавать средствами декоративно-прикладного искусства эскизы оформления предметов на основе обобщения форм растительного и животного мира по мотивам народных художественных промыслов России;
— создавать объемные изображения из пластилина, используя различные способы лепки;
— выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека.
Обучающиесяполучатвозможностьнаучиться:
— высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях;
— использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
— выполнять простые рисунки, используя язык компьютерной графики в программе Paint.