Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО для 6 класса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №8 г. Клинцы Брянской области
Рассмотрено и принято
Согласовано
На заседании МО
Заместитель директора по
«____»_________ 2018 г
учебно-воспитательной
Протокол
работе
От «___»________ 2018 г
«_____»_____________2018г.
__________________________
/ Н.В. Привалова /
Составлена на основе ФГОС основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
6 класс
Авторы программы Л. Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская
Учебник: Л. Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Е. С. Медкова Изобразительное искусство
6 класс
35 часов
2013 год издания
Учитель:Киреенко М.О.
Клинцы -2018
Пояснительная записка
Программа разработана на основе образовательной программы МБОУ – СОШ №8 города Клинцы Брянской области.
Рабочая адаптированная программа для 6 класса. Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.). (авторы Л. Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. М.: Вентана-Граф, 2013) . Учебно – методический комплект рекомендован Министерством образования РФ /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» -М. : Вентана – Граф, 2013.
Общая характеристика учебного предмета.
Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанной в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования».
Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен, тенденций, произведений искусства.
Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих полихудожественное развитие школьников.
Целью уроков изобразительного искусства в основной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений
профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» на год:
1. развитие представлений об окружающем мире, космосе, человеке, природе, времени, обществе, их единстве, об освоении человеком окружающего природного ландшафта в разные периоды жизни на Земле;
2. развитие понимания взаимообусловленности формы и характера украшения архитектуры от «вмещаемого ландшафта» (Л.Н.Гумилёв), природных условий, общей экологии.
• воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
• развитиеспособности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивируемому восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие воображения и фантазии, повышение творческого потенциала, побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной деятельности;
• освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;приемов работы с художественными материалами, инструментами , техниками.
• овладение умением пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами , которые позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве, в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
• развитие опыта художественного восприятия произведений искусства, обогащение знаний и представлений о художественном наследии человечества, своего народа, составляющем гордость и славу всемирной истории искусства.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов изобразительного искусства в условиях взаимодействия и интеграции искусств, активизацию творческого общения и познавательной деятельности.
Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
Характерными признаками развивающего обучения в условиях полихудожественного подхода на уроках изобразительного искусства являются следующие:
7. Сенсорное насыщение представлений и действий детей,
8. Раскрытие разных сторон жизни искусства.
9. Активное творчество самих детей.
Ценностные ориентиры содержания.
Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач, последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми.
Место изобразительного искусства в учебном плане.
В соответствии с учебным планом для основного общего образования .Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю, исходя из продолжительности учебного года 35 учебных недель).
Планируемые результаты освоения курса:
Предмет «Изобразительное искусство »в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Личностные УУД
1. Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
2. Воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
3. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
4. Формирование духовных и эстетических потребностей;
5. Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
6. Воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
7. Отработка навыков самостоятельной и групповой работы
8. Обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности
Регулятивные УУД
1. Проговаривать последовательность действий на уроке.
2. Учиться работать по предложенному учителем плану.
3. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
4. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
5. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
5. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
7. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ;
Коммуникативные УУД
1. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
2. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
3.Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
5. Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)
При реализации данной рабочей программы основное внимание будет уделяться формированию универсальных учебных действий (УУД) через использование (применение) следующих педагогических технологий, в т.ч. инновационных:
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
Педагогика сотрудничества
Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
Игровые технологии
Проблемное обучение
Технологии уровневой дифференциации
Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
Групповые технологии
Компьютерные технологии обучения
Частнопредметные педагогические технологии:
Природосообразные технологии
Технология саморазвития (М. Монтессори)
Технологии развивающего обучения:
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)
Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)
Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко), что отражено в календарно-тематическом планировании.
Ключевой задачей при реализации данной программы будет являться здоровьесбережение, так как оно как никогда актуально в учебно-воспитательном процессе и формирует внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывает понимание ценности человеческой жизни, закладывает основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.
Новизна разработанных требований в соответствии с ФГОС предполагает приоритет системно-деятельностного подхода к процессу обучения, что определяет не только освоение обучающимися предметных умений, но и развитие у них общих учебных умений и обобщённых способов деятельности, связанных с формированием познавательной, информационной и коммуникативной компетентности.
Взаимосвязь урока «Изобразительное искусство» осуществляется с внеурочной деятельностью и изостудией, где ребята закрепляют и пробуют полученные знания в практической деятельности.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных универсальных учебных действий (УУД).
Нацеленность обучения ИКТ отражена в календарно-тематическом планировании. ИКТ-технологии будут использоваться на всех этапах, как при подготовке урока, так и в его процессе: при объяснении, закреплении, повторении, систематизации. Преимуществами использования ИКТ является: индивидуализация обучения.
Особое внимание при реализации данной рабочей программы будет уделено формированию проектного мышления как ключевой компетентности. Ввиду этого в календано-тематическом планировании отражена организация проектной деятельности на уроке.
Материально-техническое обеспечение предмета «Изобразительное искусство» в основной школе : мольберты, планшеты, ДВД-плеер, телевизор, компьютер, экран, проектор.
Методическое обеспечение
Изобразительное искусство: интегрированная программа : 5-8(9) классы/Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская./М.: Вентана-Граф, 2013.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
Изобразительное искусство
№
п/п
Темы разделов
Количество
Часов
1
Введение
1
2
Мифология в народном творчестве
4
3
Мир архитектуры
5
4
Искусство в интерьере дворянской усадьбы
2
5
Портрет в искусстве
3
6
Натюрморт
4
7
Художественно – промышленное производство в культуре России
4
8
Книга как произведение искусства
2
9
Малые формы в графике
2
10
Проекты
2
11
Профессия художника
2
12
Великие имена в искусстве
4
Итого за год
35
Мифология в народном творчестве
Учащийся научится:
Проводить самостоятельно исследования по изучению истории своей семьи. Создавать схему древа жизни в разных техниках (аппликация, графика). Передавать в работе пропорции, характерн ые элементы фасада крестьянского дома. Объяснять назначение каждого элемента, составляющего фасад крестьянского дома — избы.
Учащийся получит возможность научиться:
Выполнять наброски с натуры фигуры человека в статичной позе.
Мир архитектуры
Учащийся научится:
Представлению о храме как символической модели мироздания.
Учащийся получит возможность научиться:
Самостоятельно создавать проект храма в технике объёмно-пространственной композиции.
Искусство в интерьере дворянской усадьбы
Учащийся научится:
Передавать особенности размещения предметов на изобразительной плоскости.
Учащийся получит возможность научиться:
Улавливать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и особенностей конкретного интерьера как характеристики его хозяина.
Портрет в искусстве
Учащийся научится:
Создавать силуэтное изображение фигуры человека в одежде. Передавать в силуэте костюма образ, характерный для разных исторических эпох.
Учащийся получит возможность научиться:
Понимать взаимосвязь силуэта и формы костюма с архитектурой соответствующей эпохи.
Натюрморт
Учащийся научится:
Создавать декоративный натюрморт. Применять цвет и форму в передаче задуманного образа или настроения в картине. Строить натюрморт из геометрических тел: куба, пирамиды, цилиндра.
Учащийся получит возможность научиться:
Создавать собственный натюрморт, предметы которого стилизованы под геометрические тела.
Художественно-промышленное производство в культуре России
Учащийся научится:
Передавать характер объёмной формы предмета с помощью света и тени (светотень, тень на поверхности предмета). Выполнять эскиз декоративной решётки для дворцовой, усадебной архитектуры.
Учащийся получит возможность научиться:
Создавать эскиз изделия по мотивам народного промысла. Сохранять мотив и колорит композиции, характерный для изучаемого промысла. Использовать в работе декоративные элементы платков конкретного региона России.
Книга как произведение искусства
Учащийся научится:
Понимать особенности и специфику искусства создания книги. Элементы оформления книги: форзац, заставка, концовка, иллюстрации, обложка, суперобложка.
Учащийся получит возможность научиться:
Понимать взаимосвязь иллюстрации и текста, зависимость выбора шрифта и оформления книги от её содержания.
Малые формы в графике
Учащийся научится:
Умению создавать экслибрис для своей библиотеки. Плоскости. Создавать серию марок, посвящённых какому-либо событию. Решать формат марки для каждого из архитектурных памятников.
Учащийся получит возможность научиться:
Передавать единство композиционного решения марки, с учётом связи изобразительной и текстовой частей, как единое целое.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
Изобразительное искусство
№ п/п
Планируемая дата
Фактическая дата
Тема
Домашнее задание
1
Введение. История развития представлений человека о мироздании.
Заполнить таблицу
2
Мифология в народном творчестве.
Мифы творения мира
Выполнить эскиз
3
Мифология и символика русской избы
Заполнить таблицу
4
Фантастические звери в русском народом творчестве
Сообщение о фантастическом звере.
5
Символы в орнаменте
Закончить рисунок
6
Мир архитектуры
Храмовая архитектура
Сообщение о храмовой архитектуре Клинцов.
7
Дворцовая и замковая архитектура разных стран и народов
Эскиз
8
Дворянская усадьба России
Рисунок
9
Монументально-декоративное искусство в организации архитектурного пространства
Выполнить цветовую растяжку
10
Садово-парковая архитектура
Рисунок
11
Искусство в интерьере дворянской усадьбы
Дворянский быт, интерьер дворянского дома
Подобрать колыбельные песенки
12
Музыка в пространстве интерьера
Закончить аппликацию
13
Протрет в искусстве
Костюм как произведение искусства
Сообщение о костюмах
14
Исторический портрет, парадный портрет
Сообщение о русских придворных художниках
15
Графический портрет
Рисунок
16
Натюрморт
Декоративный натюрморт
Эскиз
17
Построение геометрических тел
Эскиз
18
Ахроматический натюрморт
Рисунок
19
Символика в живописи
Сообщение
20
Художественно-промышленное производство в культуре России