Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2011г.) и в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, - и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 4 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: ЭЭ, электронная версия музеев мира.
Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4 классе является формирование представлений о многообразии художественных культур народов Земли и единство представлений о художественной красоте человека.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными задачами. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. На уроках должны присутствовать индивидуальные и коллективные формы работы.
Значительную роль в программе 4 класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре того или иного народа.
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ИЗО 4 класс »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ЛОПАТЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Проверено Утверждаю
Заместитель директора по УВР Директор школы
_________ ЧепилкоЕ.В. __________Бондаренко Е.В.
«____» _____________2013г. Приказ № ____от «____» _________2013 г.
Рабочая программа
по изобразительному искусству
4 класс
Составлено
Медведева В.Н.,
учителем
начальных классов
2013-2014
Рабочая программа ПО КУРСУ «Изобразительное искусство» 4 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2011г.) и в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, - и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 4 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: ЭЭ, электронная версия музеев мира.
Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4 классе является формирование представлений о многообразии художественных культур народов Земли и единство представлений о художественной красоте человека.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными задачами. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. На уроках должны присутствовать индивидуальные и коллективные формы работы.
Значительную роль в программе 4 класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре того или иного народа.
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичныхзнаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарнымиумениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
(базовый уровень)
Ученики должны знать:
основные виды и жанры изобразительных искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
наиболее крупные художественные музеи России;
известные центры народных художественных ремесел России;
ученики должны уметь:
применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать и iдельные произведения выдающихся отечественных художников;
применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
ученики должны быть способны решать следующие жизненные практические задачи:
для самостоятельной творческой деятельности
обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев ИЗО, народного творчества и др.
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Оценка
Теоретические знания
Практические знания и умения
5
(отлично)
Ставится за показание знаний выше объема стандарта и программы
Ставится за выполнение работы в полном объеме в соответствии с программой, отличным качеством на творческом уровне, при этом соблюдая правила безопасной работы
4
(хорошо)
Ставится за показание знаний выше объема стандарта и программы, усвоенные на аналитико-синтетическом уровне
Ставится за выполнение работы в полном объеме в соответствии с программой на хорошем уровне, при соблюдении правил безопасной работы.
3
(удовлетворительно)
Ставится за показание знаний выше объема стандарта и программы, усвоенные на репродуктивном уровне
Ставится за выполнение работы в полном объеме в соответствии с программой и удовлетворительном качестве, при соблюдении правил безопасной работы.
2
(неудовлетворительно)
Ставится за не усвоение знаний в объеме стандарта и программы
Ставится за не выполнение работы в полном объеме и плохом качестве, не выполнении или нарушении правил безопасной работы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО КУРСУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
4 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
раздел
тема
Раздел 1. Истоки родного искусства
8
1-2
Пейзаж родной земли
2
3-4
Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир.
2
5-6
Образ красоты человека
2
7-8
Народные праздники
2
Раздел 2. Древние города нашей Земли
7
9
Древнерусский город-крепость
1
10
Древние соборы
1
11
Древний город и его жители
1
12
Древнерусские воины - защитники
1
13
Город Русской земли
1
14
Узорочье теремов
1
15
Праздничный пир в теремных палатах
1
Раздел 3. Каждый народ - художник
11
16-17
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
2
18-19
Искусство народов гор и степей.
2
20-21
Образ художественной культуры Средней Азии
2
22-23
Образ художественной культуры Древней Греции
2
24-25
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы
2
26
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
1
Раздел 4. Как говорит искусство
8
27-28
Все народы воспевают материнство
2
29
Все народы воспевают мудрость старости
1
30-31
Сопереживание - великая тема искусства
2
32
Герои, борцы и защитники
1
33
Юность и надежда
1
34
Искусство народов мира (обобщение темы)
1
Всего часов:
34
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
ПО КУРСУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
4 КЛАСС
Раздел 1. Истоки родного искусства (8 часов)
Знакомство с истоками народного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.
В содержании занятий обязательно должны быть внесены также особенности родной для ребенка культуры, того места, где он живет.
Красота природы в произведениях русской живописи. Разнообразие природной среды и особенности средневековой природы. Характерные черты, красоты родного для ребенка пейзажа. Повторение и развитие навыков живописи.
Традиционный образ природы и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы, роль деревни.
Общие представления о конструкции народного костюма женского и мужского, украшения и их значения. Постройка, украшение и изображение в народном костюме. Образ русского человека в творчестве художника.
Роль праздника в жизни людей. Праздник – это народный образ радости и счастливой жизни. Развитие композиционных навыков.
Раздел 2. Древние города нашей Земли (7 часов)
Образ древнего русского города. Выбор места для постройки. Впечатление, которое производит город при приближении. Крепостные стены и башни. Въездные ворота. Строительные материалы и их особенности. Соборы – святыни города, они также воплощают красоту, могущество и силу государства. Они являются архитектурным и смысловым центром государства.
Организация внутреннего пространства города. Размещение характер жилых построек, их соответствие на Руси сельскому деревянному дому с усадьбой.
Образ жизни людей; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов – их форма и красота, цвет в одежде, символическое значение орнаментов.
Москва, Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов Великий и другие города. Они похожи и непохожи между собой. Знакомство с конкретным образом и своеобразием этих исторических центров. Образ теремной архитектуры.
Раздел 3. Каждый народ – художник (11 часов)
Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Особое поклонение природе. Японские сады. Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.
Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Изобретательность человека в построении своего мира. Города в пустыне. Глина – главный строительный материал. Присутствие крепостных стен. Особое значение искусства Древней Греции. Образ греческой природы. Образ готических городов Средневековой Европы.
Раздел 4. Как говорит искусство (8 часов)
В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства – матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения на эту тему., понятные и общие для всех людей. Есть красота внешняя и внутренняя. Главное - внутренняя красота, красота душевной жизни. Красота, в которой выражается жизненный опыт. Изображение сопереживания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие сострадающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. Все народы воспевают своих героев. В искусстве всех народов присутствует мечта, надежна на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
4 КЛАСС
№ п/п
Тема раздела, тема урока
Кол-во
часов
Дата
по плану
Дата
фактически
Примечание
Раздел 1. Истоки родного искусства (8 часов)
1-2
Пейзаж родной земли.
3-4
Гармония жилья и природы. Деревня -деревянный мир.
5-6
Образ красоты человека.
7-8
Народные праздники.
Раздел 2. Древние города нашей Земли (7 часов)
9
Древнерусский город-крепость.
10
Древние соборы.
11
Древний город и его жители.
12
Древнерусские воины-защитники.
13
Города Русской земли.
14
Узорочье теремов.
15
Праздничный пир в теремных палатах.
Раздел 3. Каждый народ – художник (11 часов)
16-17
Страна восходящего солнца (Япония).
18-19
Искусство народов гор и степей.
20-21
Образ художественной культуры Средней Азии.
22-23
Образ художественной культуры Древней Греции.
24-25
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.
26
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)