kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе Кузин В.С по Ф.Г.О.С.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, составлена на основе примерной программы по учебным предметам. Искусство 5-9 классы. Серия «стандарты второго поколения» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2014 и комплектов учебников Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Карамзина М.В. Изобразительное искусство (в 2 –х частях) М., Дрофа,2014

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе Кузин В.С по Ф.Г.О.С.»





Пояснительная записка.

Статус документа.

Данная рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, составлена на основе примерной программы по учебным предметам. Искусство 5-9 классы. Серия «стандарты второго поколения» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2014 и комплектов учебников Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Карамзина М.В. Изобразительное искусство (в 2 –х частях) М., Дрофа,2014

Данная программа адаптирована в соответствии с целями и задачами преподавания изобразительного искусства в МОУ лицей № 1 «Классический» и дополнена в соответствии с требованиями регионального компонента программ по изобразительному искусству (пейзажи Донского края, знакомство с РОМИИ, знакомство с творчеством ростовских художников, архитекторов, тематические экскурсии по Ростову-на-Дону, экскурсии) и школьного компонента (храмы Ростова-на-Дону, выставки к традиционным праздникам). Современные требования предоставляют возможность замены и перестановки тематических курсов с сохранением логики данного курса. Рабочая программа составлена в соответствии с Положением о рабочей программе по предмету муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Ростова – на- Дону лицей №1 «Классический» (приказ № 318 от 13.10.2011 года).

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения итоговой аттестации обучающихся

Общая характеристика учебного предмета.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в и экранных искусствах.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.

Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельности форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных, и мета предметных результатов обучения.

Цель школьного предмет «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельности форме в процессе личностного художественного творчества.

Актуальность курса.

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры Художественное развитие осуществляется в практической, деятельности форме в процессе личностного художественного творчества.

Особенности курса.

Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основная задача курса «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного вос­приятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального вы­ражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в националь­ных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художе­ственной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анали­зу и структурированию визуального образа, на основе его эмоцио­нально-нравственной оценки;

  • овладение основами культуры практической работы различными ху­дожественными материалами и инструментами для эстетической ор­ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразователь­ной школе в 5 классе направлен на формирование художественной культуры уча­щихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эс­тетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и ис­кусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.

Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, разви­вает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседнев­ном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каж­дого ребенка - главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображе­ние - это художественное познание мира, выражение своего отноше­ния к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декора­тивная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается ши­рокое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружа­ющей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетичес­кого переживания окружающей реальности является важным усло­вием освоения школьниками программного материала.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей уча­щихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми состав­ляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобрази­тельным искусством. Любая тема по искусству должна быть не прос­то изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творчес­кого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно зна­чимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашива­ются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное от­ношение к миру.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как вы­ражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Культур созидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностн­ые связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, мета предметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метаапредметные результаты характеризуют уровень сформированной универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательны

Нормативные акты, обеспечивающие реализацию программы,

учебно-методические документы.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству на основе программы В С Кузина «Изобразительное искусство. 5-9 классы» Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев и др.– 5-е изд., переработанное. – М.: Дрофа, 2012.) и обеспечена УМКУчебник-Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Карамзина М.В. Изобразительное искусство (в 2 –х частях) М., Дрофа,2014


























































































Место учебного предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для 5 класса образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения «Изобразительного искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено образовательными компонентами «Изобразительное искусство». В том числе: на «Изобразительное искусство» в 5 классах – по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Примерная программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 35 учебных часов в год.

Содержание программы

по предмету «Изобразительное искусство»

5 класс

Содержание учебного предмета

1.Цветовой круг (1 час – практ. работа)Основные виды деятельности: развитие графических умений и навыков, расширение знаний о разнообразных возможностях художественных материалов; изучение основ цвет ведения, определение уровня подготовки детей.

Задание: раскрасить акварельными красками цветовой круг, начиная с основного, красного цвета направо

Материалы: краски, кисточки, баночки с водой.

Зрительный ряд: методические таблицы: «Цветовой круг», «Полный цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», «Контрастные цвета», «Сближение цвета». Подборки оттенков разных сочетаний.

Литературный ряд: стихи о цветах (живописных), о радуге.

2. Экскурсия в осенний парк. (1 час – урок-наблюдение)Основные виды деятельности:наблюдение, анализ, словесное описание зримого мира, беседа о перспективе.

Задание: Подобрать репродукции картин об осени, фотографии, рисунки осенних деревьев, книги и альбомы.

Литературный ряд: стихи об осенней природе, осени.

3-4. «Декоративный цветок». (2 часа – практ. работа)Основные виды деятельности: учить любоваться красотой, яркостью красок различных садовых цветов; формирование у учеников умения сравнивать свой рисунок с натурой, графических навыков; развитие художественного вкуса, наблюдательности, развитие бережного отношения к природе; эмоциональная разрядка, развитие творческих способностей; меж предметная связь (чтение, биология)

Задание: Выполнит стилизованный рисунок цветка

Материалы: альбом, краски, букеты цветов, открытки.

Зрительный ряд: японская, китайская графика (растения), Т.Яблонская «На окне весна»; К.Петров-Водкин «Натюрморт с черемухой»; А.Герасимов «После дождя» Мокрая терраса», «Натюрморт полевые цветы», «Роза», «Полевой букет», авторские работы художников, детские рисунки.

5. Живописные упражнения, монотипия «веселые кляксы». (1 час – тренировочные упражнения.Основные виды деятельности: совершенствование графических навыков, развитие воображение, творческой фантазии детей, глазомера, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, взаимопомощи, товарищества, развитие ассоциативного мышления, аналитических способностей

Материалы: акварель, гуашь, палитра, бумага, кисти, плитка из оргстекла, керамика, газеты (подстелить), для учителя методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета».

6. Золотая осень. Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти. (1 час – практ. работа) Основные виды деятельности: изучение строения дерева, кустарников, передача в изображении этих знаний и наблюдений, элементов воздушной и линейной перспективы, создание определенного колорита, настроения цветом, освоение техники живописи «мазком», обобщений впечатлений, учащихся от экскурсии в парк

Задание: Нарисовать рисунок осеннего дерева.

Материал: альбом, карандаш, краски (акварель или гуашь), кисти, бумага, палитра, баночки с водой, листья деревьев.

Зрительный ряд:И.Шишкин «Лесные дали», «Осень», В.Поленов «Московский дворик», «Осень в Абрамцеве», И.Левитан «Золотая осень», «Березовая роща», А.Куинджи «Березовая роща»

Литературный ряд: Г.Скребицкий «Художник-осень», загадки и стихи о деревьях

Музыкальный ряд:П.Чайковский «Времена года», А.Вивальди «Времена года».

7. Рисование фруктов и овощей. (1 час – практ. работа).Основные виды деятельности: получение смешанных цветов на палитре, развитие творческих способностей, развитие стимулов к учебе, самоконтроля,

Задание: выполнить натюрморт под руководством учителя

Материал: простой карандаш, ластик, краски, кисти, баночки с водой, бумага, палитра.

Зрительный ряд: фотографии, открытки с фруктами и овощами, репродукции: Стожаров «Чай с калачами», «Квас», Хруцкий «Цветы и плоды», И.Машков «Фрукты на блюдце».

8. Хохлома. «Золотые узоры». Декоративная роспись кухонной разделочной доски (1 час – практ.работа) Основные виды деятельности: провести викторину-путешествие по местам народных промыслов с опорой на выставку, сходство и отличие, выполнение элементов росписи, упражнения в стилизации, формирование понятий об орнаменте и его элементах, развитие образного представления, фантазии, навыки деления на равные части, эмоциональная разрядка, воспитание коллективистических качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности.

Задание: выполнить доску под «хохлому», взяв характерные цветовые сочетания, приемы росписи.

Материал: акварельные краски, кисти, баночки с водой, бумага, палитра.

Зрительный ряд: изделия Хохломы, Жостово, Палеха и др.

9. Рисуем отгадки к народным загадкам. (1 час – практ. работа).Цели и задачи: знакомство с устным народным творчеством, грамотное владение композицией, линией, цветом, развитие ассоциативного мышления

Задание: проиллюстрировать загадки

Материал: гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра.

Литературный ряд: загадки

10-11. Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда. (2 часа – практ. работа). Основные виды деятельности: воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства; воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе, развивать познавательные потребности, интересы и способности; знакомство с контрастными цветами, выразительными их сочетаниями; знакомство с художественными промыслами: Гжель, Жостово, Городец, ковроткачеством, Скопин, Опошня; формирование понятий об элементах орнамента, его видах

Задание: 10 урок: сделать три декоративные полосы (фризов) из трех пар контрастных цветов.

11 урок: выполнить эскиз декоративной росписи «волшебного» фигурного сосуда

Материал: простой карандаш, ластик, краски (гуашь, акварель), кисти, баночки с водой.

Зрительный ряд: фотографии изделий художественных промыслов, сами изделия

12. «Рыжий кот». Рисование с натуры домашних животных. (1 час – практ. работа) Основные виды деятельности: знакомство с анималистическом жанром в искусстве, художники-анималисты; совершенствование своего умения рисовать животных, углубление знаний о размере, анатомическом строении, цветовой окраске, пространственном положении, герои-животные в литературе, устном народном творчестве (сказки, загадки), общее и индивидуальное в строении тела животных

Задание: выполнить рисунок животного под руководством учителя, используя графические художественные материалы.

Материалы: простой карандаш, ластик, сувениры, бумага.

Зрительный ряд: рисунки методического фонда учащихся, ДШИ, работы Ватагина, Е.Чарушина, В.Серова, Леонардо да Винчи, П.Клодтта, К.Петрова-Водкина «Купание красного коня», репродукции конных памятников.

Литературный ряд: загадки, стихи, отрывки из литературных произведений

13. Мультипликационные герои (1 час – практ.работа) Основные виды деятельности: разговор о мультипликации, о художниках мультипликаторах, о художественных достоинствах мультфильмов; развитие графических умений и навыков; развитие образного представления, фантазии, эмоциональная разрядка; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности

Задание: выбрать любимого мультгероя, нарисовать его.

Материалы: альбомы, гуашь, акварель, банки с водой, простой карандаш, кисть, открытки с геоями мультфильмов, детские книги.

Зрительный ряд: иллюстрации, книги о мультипликации

Литературный ряд: загадки

14. Веселый Дед Мороз (1 час – практ. работа). Основные виды деятельности: овладение техникой аппликации из цветной бумаги и других доступных материалов; развитие образного представления, творческого восприятия действительности, навыков владения материалом; воспитание эмоциональной отзывчивости, чувства, волевых качеств, стимулов к учебе, сознательности и активности в обучении; эмоциональная разрядка

Задание: выполнить аппликацию под руководством учителя.

Материалы: открытки новогодние, бумага, цветная, вата, мишура, клей ПВА, ножницы.

15. Раппорт ткани. (2 часа – практ. работа).Основные виды деятельности:овладение способом «набивки» по шаблону, трафарету, воспитание художественного вкуса, творческих способностей, изобразительных навыков

Задание: изготовить шаблон, трафарет и оформить рисунок с пользованием раппорта

Материалы: кусочки ткани с узором, шаблоны, трафареты, бумага, гуашь, темпера, клей ПВА, куски белой ткани или бумаги.

Зрительный ряд: фотографии и репродукции о создании тканей

16-17. Гравюра на картоне (1 час – практ. работа). Основные виды деятельности: знакомство с тиражной графикой, межпредметные связи (литература, история, естествознание); развитие творческих способностей и навыков в работе, развитие стимулов к учебе.

Задание: выполнить эскиз, вырезать заготовки деталей из картона, наклеить (техника аппликации), нанести краску, отпрессовать и получить лист отпечаток

Материалы: альбомные листы, тонкий картон, клей ПВА, кисти, ножницы, гуашь, фотовалик, губка-поролон

Зрительный ряд: авторские работы детей, Дюрер «Кролик», И.Билибин – иллюстрации к русским народным сказкам

18-19. Работа в технике «граттаж» (2 час – практ.работа).Основные виды деятельности: ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов; меж предметные связи (литра, история, естествознание); развитие творческих способностей и навыков в работе, стимулов к учебе; освоение законов изобразительной грамоты; овладение техникой штриха

Задание: выполнить графические упражнения карандашом.

Материал: простой карандаш, ластик, бумага, желток, черная тушь или гуашь, булавки с головкой, циркуль, гвоздики со шляпкой, вязальные спицы.

Зрительный ряд: черно-белые фотографии, пейзажи; репродукции печатной графики, методические таблицы

20. Наброски с фигуры человека (1 час – практ.Работа Основные виды деятельности анализ пропорций, конструктивно-анатомического строения фигуры человека, объемной формы; тоновая и цветовая разработка формы, совершенствование умений последовательного ведения работы; формирование умения выполнять различными способами наброски с натуры фигуры человека

Задание: выполнить рисунок-набросок фигуры человека (1-2 наброска по 15-20 минут каждый)

Материал: простой карандаш, бумага (белая).

Зрительный ряд: наброски с фигуры человека И.Репина, В.Серова и др.; методические таблицы (скелет, мышечная система, пропорции людей разного возраста)

21. Русские богатыри. (1 час – практ. работа)Основные виды деятельности: воспитание интереса и любви к Всемирной истории и истории Отечества, Родине, творческое восприятие мира, творческий подход к работе, совершенствование графических навыков, проверка усвоения материала предыдущих уроков; меж предметные связи (музыка, лит-ра, история, география)

Задание: выполнить композицию на тему дополняя аппликацией.

Материал: простой карандаш, краски (гуашь или акварель), кисти, баночки с водой, бумага, палитра.

Зрительный ряд: М.Врубель «Богатырь», «Микула Селянинович», Мартос «Памятник Минину и Пожарскому», Вучетич «Родина- мать зовет!», П.Корин «Александр Невский», А.Бубков «Утро на Куликовском поле»; фотографии Пскова, Новгорода, Владимира, Суздаля

Музыкальный ряд:Глинка «Иван Сусанин» («Жизнь за царя», А.Бородин «Богатырская симфония, 1 –я часть; песня ВОВ «Вставай страна огромная»»


22. Транспорт. (1 час – практ. работа).Основные виды деятельности: знакомство с техникой, машинами; рисование сложного объекта (техника) по уменьшенной модели; анализ формы сложного объекта до простейших форм, его составляющих; закрепление полученных ранее знаний по рисованию предметов прямоугольной формы, расположенных под углом к рисующему.

Задание: самостоятельно сделать наброски автомашины (основные формы кузова, колес, прорисовывание деталей).

Материал: модели машин, карандаш, акварель, фотографии и иллюстрации с машинами

Зрительный ряд: В. Васнецов «Ковер-самолет», «Иван –царевич на сером волке»

23-24. Натюрморт из геометрических тел. (2 час – практ.работа).Основные виды деятельности: знакомство с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью; рисование с натуры геометрических тел с попыткой передачи объема; понимание конструктивного строения предметов, элементов линейной перспективы; развитие зрительной памяти, передачи впечатлений, пробуждение фантазии, творческого воображения; рисование от общего к деталям, развитие памяти, умения комбинировать детали; укрепление меж предметных связей (математика, естествознание)

Задание: на 23 уроке выполнить сквозную прорисовку и начальный этап светотени, на 24 – выполнить штриховку.

Материал: простой карандаш, ластик, бумага.

Зрительный ряд: методические таблицы

25-26. Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, фруктов и овощей (2 часа – практ.работа)Основные виды деятельности: рисование предметов аналогичной формы, но разного материала и характера (шар, яблоко, призма, коробок и др.); первоначальные сведения о форме предметов; простейшие композиционные приемы, закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементов цвет ведения; рисование с натуры, доступными графическим средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, уметь сравнивать свою работу с изображаемой натурой и исправить замеченные ошибки; соблюдать последовательность графического и живописного изображения; использовать возможности цвета, применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит

Задание: рисунок натюрморта (композиция, первоначальная передача светотеней, цвета, подробная проработка рисунка) в технике гризайль или живопись.

Материал: простой карандаш, ластик, бумага.

Зрительный ряд: методические таблицы «Этапы рисования с натуры геометрических тел»

27-28. Наброски с натуры модели домика. (2 часа – практ. работа).Основные виды деятельности: формирование пространственных представлений; изучение конструктивных особенностей строения призматических форм, поиск аналогичных форм в окружающей действительности (мебель, здания, коробки и т.п.); сообщение простейших сведений о линейной перспективе: линия горизонта, уровень горизонта, точка зрения, точка схода, фронтальная и угловая перспективы; межпредметные связи – анализ геометрических форм в математике

Задание: сделать наброски с модели домика в разных поворотах или один длительный рисунок с выявлением штриховкой объема домика.

Материал: бумага, карандаш, методические таблицы «Последовательность рисования призмы, коробки, ящика», проволочные модели призм, кубов

Зрительный ряд: репродукции с четким изображением предметов призматической формы, фотографии изделий (шкатулки, мебель, здания) в угловой перспективе и перспективных изменениях, И.Левитан «Осенний день. Сокольники», И.Репин «Невский проспект», А.Веницианов «Гумно», В.Маковский «В мастерской художника»

29. Рисование по представлению. «Старинный терем» из геометрических фигур (1 час - практ. работа).Основные виды деятельности: развитие зрительной памяти и воображения, формировании умения рисовать по представлению; беседа об архитектуре, русской архитектуре, основных материалах этого вида искусства; умение анализировать форму (объемную и плоскую); конструировать

Задание: выполнить рисунок старинного терема с использованием геометрических фигур

Материал: альбом, карандаш, тушь, геометрические тела (кубики, пирамидки, спичечные коробки и т.п.), фотографии архитектурных сооружений с четко выраженными формами (чтобы просматривалась конструкция) -Кижи, крепостная Москва, репродукции живописных сооружений, геометрические тела, строительный конструктор.

Зрительный ряд: репродукции картин художников В.Суриков «Утро стрлецкой казни», А.Лентулова «Собор Василия Блаженного», В.Васнецов «Картины о старой Москве».

30. Буквица. (1 час практ. работа)Основные виды деятельности рассказ об истории книгопечатания, о рукописных книгах, об искусстве каллиграфии, принципах образования шрифта; развитие графических умений, навыков; развитие общей эрудиции и кругозора; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности, творческое восприятие мира, творческий подход к работе; меж предметные связи (история, лит-ра)

Задание: Написать печатными буквами текст загадки или пословицы, украсив ее первой буквой – «буквицей».

Материал: таблицы, доска, мел, бумага, карандаши, акварель, тушь, фломастеры, линейка.

31-32. Творческий проект-иллюстрирование сказки П.Ершова «Конек-горбунок» (2 часа – практ. работа) Основные виды деятельности освоение закономерностей композиции, основ цвет ведения; знакомство с творчеством художников миниатюрной живописи из Палеха, народного лубка; ознакомление с произведениями изобразительного искусства и беседа о красоте сказочного мира в произведениях художников-сказочников (Билибин, Васнецовы, Врубель и др.); знакомство с книжной графикой как разновидностью графики.

Задание: эскиз в карандаше, работа красками.

Материал: альбом, карандаши, акварель или гуашь, цветная бумага, мелки, банка, кисти

Зрительный ряд: репродукции народных лубков, книга Ершова П. с иллюстрациями разных художников, методическая таблица «Последовательность выполнения иллюстраций»

33-34. Портрет (2 часа – практ. работа)Основные виды деятельности лепка с натуры модели, развитие зрительной памяти, глазомера, пространственного мышления; систематизация знаний о скульптуре, отличие ее от других видов изобразительного искусства

Задание: налепить на каркас пластилин, сделать основу голову, закрепить, определить части головы, сформировать нос, губы и т.д

Материал: клеенка, пластилин, стеки, баночки для каркаса (или фольга алюминиевая), ДСП подставка, брусочек 150х20х20, гипсовые головы и модели, методические таблицы «Стрение черепа», «Мимические мышцы»

Зрительный ряд: В.Мухина «Рабочий и колхозница», «Портрет доктора А.Замкова», Ж.Гудон «Статуя Вольтера», Микеланджело «Скорчившийся мальчик, Мирон «Дискобол».

35. Четыре разных портрета (по одной схеме (1 час – практ. работа) Основные виды деятельности: изучение пропорций и мимики лица; развитие графических навыков и умений; развитие умения найти координатные точки лица (опорные); развитие творческого склада ума, фантазии, художественного вкуса, воображения, ассоциативного мышления

Задание: под руководством учителя нарисовать по единой схеме заготовки для будущих портретов, каждому лицу придать индивидуальные черты: по возрасту, полу, национальности, настроению, прическе.

Материал: фотографии, рисунки лица (крупным планом), альбомы, банки с водой, кисти, краски, методическая таблица «Мимика».

Зрительный ряд: 3А.Веницианов «Захарка», В.Серов «Девочка с персиками», «Мика Морозов», Рембрандт «Сын Титус за чтением»


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

по предмету «Изобразительное искусство»

5 класс

Учебно-методическое обеспечение

1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.

2. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2009.

Учебник.комплектов учебников Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Карамзина М.В. Изобразительное искусство (в 2 –х частях) М., Дрофа,2014

а) основная литература:

Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.

Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 5 класс: Поурочные планы по учебнику В. С. Кузина. / – Волгоград: Учитель - АСТ, 2005. – 128 с.

Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2008г. – 136 с.

б) дополнительная литература для учителя

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб. Акцидент, 1997. – 63 с.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб. Акцидент, 1998. – 72 с.

Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004. - 43 с.

Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. - 192 с.

Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб. -метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб. -метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб. -метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Шпикалова Т. Я. Метод.пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2000.


Технические средства обучения

  • Компьютер, проектор

Методический фонд

  • Репродукции картин художников.

  • Муляжи для рисования

  • Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

  • Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)

  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.


Формы и средства контроля

по предмету «Изобразительное искусство»

5 класс

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний, обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.

Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:

- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);

- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);

-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).

Формы контроля знаний, умений, навыков (стартовый, текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценивания определены в «Положении о промежуточной аттестации МАОУ Классический лицей №1 пункт 4.11»

Перечень практических работ:

1.Цветовой круг

2.Экскурсия в осенний парк

3.Декоративный цветок

4.Живописные украшения, монотипия «Веселые кляксы»

5.«.Золотая осень», рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти.

6.Рисование фруктов и овощей

7.«Золотые узоры»

8.Рисуем отгадки к народным загадкам.

9.Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда.

10.«Рыжий кот»

11.Мультипликационные герои

12.Веселый Дед Мороз

13.Раппорт ткани.

14.Гравюра на картоне.

15Работа в технике «Граттаж»

16.Наброски с натуры фигуры человека

17.Русские богатыри.

18.Транспорт.

19.Натюрморт из геометрических тел.

20.Натюрморт из разнообразных предметов: геометрических тел, фруктов и овощей.

21.Наброски с натуры модели домика.

22.Рисование по представлению. «Старинный терем» из геометрических тел.

23.Буквица.

24.Творческий проект «Иллюстрирование сказки П. Ершова «Конёк-Горбунок».

25.Портрет

26.Четыре портрета (по одной схеме)


     Проверочные работы проводятся каждую четверть и в конце года. Они могут быть проверкой усвоения отдельных операций после определённого количества уроков или как итоговый урок по видам изобразительной деятельности.


Тест по изобразительному искусству для 5 класса

1. Из перечисленного ниже списка выберите и подчеркните предметы, входящие в убранство и интерьер русской избы: - печь, стол компьютер, лавка-конник, полати, домашний кинотеатр, прялка, вышитое полотенце, расписная посуда, телевизор.

2. Перечислите графические материалы в изобразительном искусстве

________, _______, ______, _______, ___________________, _______________


3. Подчеркните те из перечисленных ниже элементов одежды, которые входят в народный женский наряд: - кокошник, лента, пальто, кичка, сорока, рубаха, юбка, сарафан, понева, передник – запон, душегрея.


4. Выберите верное определение и подчеркните его: А) геральдика – наука о денежных знаках и монетах; Б) геральдика – наука о гербах и их прочтении; В) геральдика – наука о марках.


5. Какая композиция называется симметричной.

А) изображение слева подобно изображению справа

Б) выверенное чередование

В) изучение закономерностей


6. Какие цвета являются основными

А) красный, синий, зеленый

Б) красный, желтый, синий

В) красный фиолетовый, синий

7. Натюрморт – это изображение:

А) мертвой натуры

Б) живой натуры


8. Назовите ахроматические цвета?

______________, ____________, ___________


9. Приведите пример теплой цветовой гаммы:

А) красный, оранжевый, коричневый

Б) синий, голубой, фиолетовый, розовый.красный, желтый

В) зеленый, черный, серый, белый, красный


10. Что такое ритм?

А) выразительность и гармония

Б) Чередование изобразительных элементов

В) полноправный элемент композиции


11. Подчеркните правильное окончание определения: В линейной перспективе все предметы при удалении

а) увеличиваются

 б) уменьшаются
в) остаются без изменений.
В линейной перспективе параллельные линии по мере удаления от наблюдателя,

а) сходятся в одной точке

 б) остаются параллельными
  в) расходятся.
В воздушной перспективе предметы при удалении а) четкие  б) покрыты дымкой, расплывчаты.


Планируемые результаты

по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс

Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат три компонента: перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; овладеть – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во вне учебной деятельности.

К концу обучения в пятом классе у обучающихся формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно- творческой деятельности. Полученные знания и умения, учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

В результате изучения изобразительного искусства ученик 5 класса к концу учебного года должен

Ознакомить:

- отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства

- первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.д.);

- особенности симметричной и асимметричной композиции;

- простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;

- простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цвет ведения;

- общие художественные приемы устного и изобразительного фольклора на примерах народного промысла (Хохлома, Скопин и пр.)

- особенности местных традиций в резьбе и росписи кости, дерева, металла и т.п.;

- памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края;

- художественная жизнь родного края.

Овладеть:

Проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства;

Рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 2-3 предметов; доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цветов натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающих предметов;

Изображать фигуру человека с натуры, по памяти, по представлению карандашом, акварелью, передавая основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении и в покое;

Сравнивать свой графический или живописный рисунок с натурой, исправлять замеченные ошибки;

Использовать цвет как средство выразительности, применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др.;

Самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;

Соблюдать последовательность графического и живописного изображения;

Владеть компетенциями:

самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

Тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе


Тема

урока

Количество часов

Характеристика видов

деятельности учащихся

Планируемые результаты

(познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные результаты)

Дата

Дата

5б.

1


Цветовой круг

1 час


Практическая работа по теме:Цветовой круг

Уметь различать разнообразные возможности художественных материалов, отмечать их лаконично выразительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать различные оттенки разных сочетаний, видеть многообразие варьирования трактовок.

Создавать при смешивании красок необходимые оттенки цветов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы.

Творчески использовать особенности различных материалов в собственной работе.

Знать и применять на практике свойства изменения цвета при смешивании.

Познавательные: развивать графические умения и навыки, изучить основы цвет ведения.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.


02.09

07.09

2

Экскурсия в осенний парк

1 час

Практическая работа по темеЭкскурсия в осенний парк:

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку окружающему.

Наблюдать, анализировать, описывать зримый мир, перспективу.

Применять правила перспективы в художественно-творческой деятельности (работа с натуры и по представлению).

Подобрать репродукции картин об осени, фотографии, рисунки осенних деревьев, книги, альбомы.

Применять правила перспективы в художественно-творческой деятельности.


Познавательные: научиться описывать окружающий мир, выполнять перспективу.

Коммуникативные: задавать вопросы;

вести устный диалог осуществлять поиск и выделение необходимой информации Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.


09.09


14.09

3-4

Декоративный цветок


2 часа

Практическая работа по теме: Декоративный цветок

Научиться любоваться красотой, яркостью различных садовых цветов.

Творчески использовать для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности выразительные особенности цветов.

Создавать при смешивании красок необходимые оттенки цветов.

Творчески использовать особенности различных материалов в собственной работе.



Познавательные: формировать умение сравнивать свой рисунок с натурой, графические навыки.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения, эмоциональная разрядка

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, развитие художественного вкуса, творческих способностей, наблюдательности.

Личностные: ценностное отношение к природе своего края.


16.09



23.09








21.09




28.09

5.

Живописные украшения, монотипия «Веселые кляксы»

1 час

Практическая работа по теме:


Творчески использовать особенности различных материалов в собственной работе.

Совершенствовать графические навыки, глазомер.

Анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников.

Познавательные: научиться выполнять монотипию.

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Регулятивные: развитие ассоциативного мышления, аналитических способностей.творческой фантазии, развитие творческой фантазии, трудолюбия, аккуратности.

Личностные: самооценка на основе критериев успешной деятельности.

30.09







5.10


6.



«Золотая осень», рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти.


1 час

Практическая работа по теме: «Золотая осень»

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку окружающему.

Наблюдать, анализировать, описывать зримый мир, перспективу.

Применять правила перспективы в художественно-творческой деятельности (работа с натуры и по представлению).

Подобрать репродукции картин об осени, фотографии, рисунки осенних деревьев, книги, альбомы.

Творчески использовать особенности различных материалов в собственной работе.

Познавательные: научиться передавать строение деревьев, кустарников в изображении, освоение техники живописи «мазком», элементов воздушной и линейной перспективы

Коммуникативные: формировать собственную позицию.

Регулятивные: создание определенного колорита, настроения цветом.

Личностные: ценностное отношение к природному миру.


07.10










12.10

7.

Рисование фруктов и овощей

1 час

Практическая работа по теме: Рисование фруктов и овощей

Анализировать и понимать особенности формы овощей и фруктов. Создавать самостоятельные варианты композиционного решения вопроса. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив. Использовать традиционные сочетания цветов. Оцениватьсобственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности формы.

Творчески использовать особенности различных материалов в собственной работе.

Познавательные: научиться получать смешанные цвета на палитре.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю, развитие стимула к учению.

Регулятивные: составлять план последовательности действий, самоконтроль и дисциплина.

Личностные: уважительное отношение к иному мнению.


14.10










19.10

8.

«Золотые узоры»

1 час

Практическая работа по теме: «Золотые узоры»

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы, Гжели, Полхов-Майдан, Жостово, Городец и др.

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), гжели, жостово различать их. Создавать композицию росписи в единстве с формой, используя основные элементы узоров.

Чувствовать красоту природы и осознавать возможность её эстетического оформления.

Познавательные: сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда

Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

Личностные: ценностное отношение к природному миру.

21.10.








26.10

9.

Рисуем отгадки к народным загадкам.

1час

Практическая работа по теме: Рисуем отгадки к народным загадкам.


Понимать и анализировать устное народное творчество, давать ему оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Объяснять общее и особенное в образах народной культуры. Осознать значение русской культуры как бесценного достояния культуры народов.

Познавательные: познакомиться с устным народным творчеством; научиться грамотно владеть композицией, линией, цветом.

Коммуникативные: развивать ассоциативное мышление.

Регулятивные: определять последовательность действий.

Личностные: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.


28.10







9.11

10-11

Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда.


2 часа

Практическая работа по теме: Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда.

Создать атмосферу живого общения и красоты. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального искусства как живой традиции. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку различным художественным промыслам. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации, осуществлять самовыражение средствами изобразительного искусства, сформировать понятие об элементах орнамента, его видах, познакомиться с художественными промыслами: Гжель, Жостово, Городец, ковроткачество, Скопин, Опошня.

Коммуникативные: формировать собственное мнение, познавательные потребности и интересы.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Личностные:уважительное отношение к труду и культуре своего народа.


11.11

18.11







16.11


23.11

12

«Рыжий кот»


1 час

Практическая работа по теме:«Рыжий кот»

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.

Коммуникативные:

задавать вопросы;

вести устный диалог

осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:

Адекватно использовать речь;

Составлять план работы по достижению планируемого результата. Развитие фантазии, воображения, визуальной памяти.

Личностные:ценностное отношение к природному миру.

30.11











25.11

13

Мультипликационные герои

1 час

Практическая работа по теме:Мультипликационные герои

Познавательные: развитие графических умений и навыков, образного представления, фантазии.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Личностные: эмоциональная разрядка, взаимная вежливость, дисциплина, аккуратность.



2.12


7.12

14.12

14

Веселый Дед Мороз

1 час

Практическая работа по теме:Веселый Дед Мороз

Познавательные: овладение техникой аппликации из бумаги и других доступных материалов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Личностные: развивать образное представление, творческое восприятие действительности, эмоциональная отзывчивость, эстетические чувства, волевые качества, усидчивость.

9.12

21.12

15

Раппорт ткани.

1 час

Практическая работа по теме:Раппорт ткани.

Познавательные: овладение способа «набивки» по шаблону, трафарету.

Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи, развитие творческих способностей, изобразительных навыков.

Личностные: обретение художественного вкуса.





16.12

28.12

16-17

Гравюра на картоне.


2 часа

Практическая работа по теме:Гравюра на картоне.

Познавательные: познакомиться с тиражной графикой и её видами, овладеть техникой выполнения гравюры.

Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий.

Личностные: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.





23.12

30.12


11.01

18.01

18-19

Работа в технике «Граттаж»

2 часа

Практическая работа по теме:Работа в технике «Граттаж»

Познавательные: ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов, овладение техникой штриха, освоение законов изобразительной грамоты.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Личностные: развитие творческих способностей и навыков в работе, стимула.



13.01

20.01

25.01

20

Наброски с натуры фигуры человека


1 час

Практическая работа по теме:Наброски с натуры фигуры человека

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Научиться тоновой и цветовой разработке форм, сформировать умения выполнять различными способами наброски фигуры человека.

Коммуникативные: формировать собственное мнение, работа в группах.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Личностные: уважительное отношение к иному мнению, чувство товарищества и взаимопомощи.












27.01

1.02

21

Русские богатыри.


1 час

Практическая работа по теме:Русские богатыри

Объяснятьмежпредметные связи (литература, история, музыка, география).

Участвовать в диалоге о героическом прошлом нашей Родины.

Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы.

Анализировать образы богатырей.

Находить в образах богатырей народное понимание богатырской силы, благородства и мужества.

Выделять из обобщённых образов богатырей особенности каждого- доброту, мудрость, сдержанность, образованность, веселость, находчивость.

Проводить анализ архитектуры старинных русских городов.

Воспринимать мир с позиций творчества.

Участвовать в индивидуальной и коллективной формах дея­тельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий сти­левое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов, совершенствовать графические навыки

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Личностные: уважительное отношение к иному мнению, истории своей родины, её традиций и обычаев.

3.02

8.02

22

Транспорт.

1 час

Практическая работа по теме: Транспорт.

Анализировать форму сложного объекта до простейших форм.

Анализировать успешные работы и общие ошибки.

Осваивать навыки рисования по представлению, с таблиц в различных техниках (карандаш, акварель, черная гуашь)

Участвовать в индивидуальной и коллективной формах дея­тельности.

Участвовать в поисковой деятель­ности, в подборе зрительного и позна­вательного материала.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств.

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вес­ти работу по принципу «от простого­к сложному».

Познавательные:

узнавать, называть, определять основные характерные черты различных видов транспорта

Коммуникативные:

проявлять активность,

выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий;

вносить необходимые изменения в действие.

Личностные: самооценка на основе критериев успешной деятельности.

10.02

15.02

23-24

Натюрморт из геометрических тел.

2часа

Практическая работа по теме: Натюрморт из геометрических тел.

Укреплять межпредметные связи (математика, естествознание).

Знакомиться с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью.

Сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предметов.

Участвовать в индивидуальной и коллективной формах дея­тельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линией, объема конструктивного строения предметов, линейной перспективы, впечатлений.

Создавать композицию из геометрических форм.

Передавать освещение предметов в работе с натуры и по представлению.

Изображать с натуры и по представлению учебные натюрморты, решать в них поставленные задачи.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий, развивать память, умение комбинировать детали.

Личностные: уважительное отношение к иному мнению.

17.02

24.02

23-24

25-26

Натюрморт из разнообразных предметов: геометрических тел, фруктов и овощей.

2 часа

Практическая работа по теме:

Натюрморт из разнообразных предметов: геометрических тел, фруктов и овощей.

Участвовать в поисковой деятель­ности, в подборе зрительного и позна­вательного материала по теме.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линией, объема конструктивного строения предметов, линейной перспективы, впечатлений.

Создавать композицию из геометрических форм, фруктов и овощей.

Использовать простейшие композиционные приемы, закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цвет ведения, рисования с натуры.

Соблюдать последовательность графического и живописного изображения.

Использовать возможность цвета.

Применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит.

Проводить цветовой анализ предметов.

Сравнивать конструкцию и светотень предметов.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов, познакомиться с техникой гризайль, живописью в цвете.

Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Личностные: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению.




2.03

9.03

7.03

14.03

27-28

Наброски с натуры модели домика.

2 часа

Практическая работа по теме: Наброски с натуры модели домика.


Понимать конструктивные особенности строения призматических форм. Сравнивать с аналогичными формами в окружающей действительности.

Анализировать геометрические формы.

Осуществлять меж предметные связи с математикой.

Формировать пространственное представление.

Создавать линейную перспективу.

Отличать её особенности – линию горизонта, уровень горизонта, точку зрения, точку схода, фронтальную и угловую перспективу.

Применять правила перспективы в художественно-творческой деятельности.


Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Личностные: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

16.03

30.03

28.03

4.04

29

Рисование по представлению. «Старинный терем» из геометрических тел.


1 час

Практическая работа по теме: «Старинный терем» из геометрических тел.


Анализировать форму (объемную и плоскую).

Распознавать и систематизиро­вать зрительный материал по декора­тивно-прикладному искусству и систематизировать его по соци­ально-стилевым признакам.

Размышлять и вести диалог об особенностях русской архитектуры, основных материала этого вида искусства.

Использовать в речи новые худо­жественные термины.

Создавать в творческой работе художественный образа исторического или фантастического терема.

Передавать в собственной художественно-творческой работе характерные черты стиля русского зодчества.


Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Закреплять знания рисования по представлению.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь, развивать зрительную память и воображение.

Личностные: ценностное отношение к труду и культуре своего народа.


6.04

11.04

30

Буквица.

1 час

Практическая работа по теме: Буквица.


Творчески использовать особенности различных материалов в собственной работе.

Знать и применять на практике свойства изменения цвета при смешивании.

Выявлять и называть характерные особенности различных видов шрифтов.

Различать различные виды письма (пиктографию, идеографию, слоговая, буквенно-звуковая).

Научиться выполнять буквицу в технике русской вязи.

Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.

Находить и определять в произве­дениях декоративно-прикладного искус­ства связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.

Познавательные: знакомство с историей книгопечатания, рукописных книгах, искусства каллиграфии.

Коммуникативные:

обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа; формирование коллективистических качеств, взаимной вежливости.

Регулятивные: преобразовать познавательную задачу в практическую, развитие эрудиции и кругозора.

Личностные: целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности.

13.04

30

31-32

Творческий проект «Иллюстрирование сказки П. Ершова «Конёк-Горбунок».

2 часа

Практическая работа по теме: «Иллюстрирование сказки П. Ершова «Конёк-Горбунок».


Освоить закономерности композиции, основы цвет ведения.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вес­ти работу по принципу «от простого­к сложному».

Сравнивать и выбирать различные по характеру мазки для передачи эмоционального состояния, содержания и фактуры изображаемого.

Передавать художественный замысел через форму, пластику с помощью холодных и теплых оттенков, собственно выбранному материалу.

Уметь трансформировать реальные формы в декоративные.

Знать отличительные особенности палехской миниатюры

Пользоваться языком декоративно-­прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.


Познавательные: познакомиться с творчеством художественной миниатюрной живописи из Палеха, народного лубка; с произведениями изобразительного искусства.

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

Регулятивные: преобразовать познавательную задачу в практическую.

Личностные: уважительное отношение к иному мнению, к культуре своего народа.


20.04

27.04

25.04

2.05

33-34

Портрет

2 часа

Практическая работа по теме: Портрет

Разрабатывать, создавать модели с натуры с помощью лепки.

Отличать скульптуру от других видов искусства.

Пользоваться языком декоративно-­прикладного искусства, принципами в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема и других средств в процессе создания объ­емных композиций.

Создавать средствами скульптуры образ человека.

Уметь находить различия портрета от фотопортрета.

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.


Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи, развитие памяти, глазомера, пространственного мышления.

Личностные: уважительное отношение к иному мнению


4.05

11.05

16.05

23.05

35

Четыре портрета (по одной схеме)

1 час

Практическая работа по теме: Четыре портрета (по одной схеме)

Изучить пропорции и мимику лица; нахождение координатных точек лица (опорных).

Пользоваться принципами обобщения в процессе выполнения практической работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вес­ти работу по принципу «от простого ­к сложному».

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Уметь отличать высоко эстетические произведения современного искусства от подделок

Передавать художественный замысел через форму, пластику соответственно выбранному материалу.

Использовать разные виды освещения для придачи выразительности своей работе. Узнавать знакомые произведения русских и зарубежных художников.


Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

Личностные: эстетические чувства


18.05

30.05






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе Кузин В.С по Ф.Г.О.С.

Автор: Кабанова Наталья Валерьевна

Дата: 26.02.2018

Номер свидетельства: 459702

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс Кузин В.С по ФГОС"
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaia_proghramma_po_izobrazitiel_nomu_iskusstvu_7_klass_kuzin_v_s_po_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "459699"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1519645739"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Рабочая программа ИЗО 2 класс "
    ["seo_title"] => string(32) "rabochaia-proghramma-izo-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "227706"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440920955"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс В.С.Кузин"
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia_proghramma_po_izobrazitiel_nomu_iskusstvu_2_klass_v_s_kuzin"
    ["file_id"] => string(6) "377801"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1484096593"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программа по ИЗО Кузин 4 класс "
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-po-izo-kuzin-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "232123"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442756070"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс Кузин В.С по ФГОС"
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaia_proghramma_po_izobrazitiel_nomu_iskusstvu_6_klass_kuzin_v_s_po_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "459700"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1519645944"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства