Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 3 класса
Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 3 класса
Рабочая программа по изобразительному искусству для учителей начальной школы. Есть общие документы, тематическое и календарно-тематическое планирование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 3 класса»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Боровская средняя общеобразовательная школа
Тюменского муниципального района
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов
протокол от «___»_______2016г.
№____________________
.руководитель ШМО _____ Фадеева О.Н.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________ Низовцева Н.Г.
«___» ________________ 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОУ
______Бакланова И.И. «___»______________ 2016 г.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет
Изобразительное искусство
Учебный год
2016-2017
Класс
3
Количество часов в год
34
Количество часов в неделю
1
Учитель: Русанова Альбина Николаевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по изобразительному искусству для средней общеобразовательной школы 3 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15;
Основной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом директора № 270-о 14.06.2016 года, согласованного 30.05.2016 года с Управляющим советом школы, протокол № 5, и принятого 27.05.2016 года педагогическим советом школы, протокол № 14;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Учебного плана начального общего образования МАОУ Боровской СОШ, утверждённого приказом директора № 270-о 14.06.2016 года, согласованного 30.05.2016 года с Управляющим советом школы, протокол № 5, и принятого 27.05.2015 года педагогическим советом школы, протокол № 14. 6
Программы по изобразительному искусству 3 класс, под редакцией Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской, Н.В. Богдановой – М.: Вентана-Граф, 2013 г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является
- реализация фактора развития;
- формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;
- развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством;
- формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства;
- нравственных и эстетических чувств;
- любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
Воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств; способности проявления себя в искусстве; а также формирование художественных и эстетических предпочтений;
Развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
Освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
Овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;
Развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В программе представлены три направления художественного развития учащихся. В зависимости от возраста младших школьников на уроках больше внимания уделяется тому или иному направлению.
1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир). Освоение законов создания произведения искусства (композиция, форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объём, симметрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт и др.). Формирование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции). Знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественнотворческой деятельности человека. Профессия художника-творца. Отображение окружающего мира природы и действительности, условий жизни человека в художественном творчестве (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре). Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.
2. Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию.
Начальная школа — время активного развития учащихся, формирования их творческого познания и целостного восприятия окружающего. Важное условие развития художественнообразного мышления — вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства. Это обосновано в первую очередь тем, что каждый ребёнок в ( силу своих индивидуальных психофизических возможностей по-своему воспринимает и усваивает информацию (один через зрение, другой на слух, третий через действия и т. д.); во-вторых, у разных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра, танца) — общие эстетические принципы и художественно-выразительные средства. Деятельностный полихудожественный подход и интегрированный характер организации занятий позволяет разнообразить и обогатить восприятие, развивает ассоциативное мышление, способность анализировать, сопоставлять одно произведение с другим, способствует развитию у детей умения обобщать художественные образы и создавать свои.
3.Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, — развитие у школьников способности воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства.
Направления работы в каждом классе реализуются в следующих видах художественной деятельности.
Работа на плоскости направлена на овладение детьми разными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью.
Декоративно-прикладные виды деятельности связаны с созданием орнаментов, элементов украшения, декоративных композиций на основе стилизации и обобщения природных форм (цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых и т. д.) с помощью разнообразных художественных материалов (красок, фломастеров, карандашей) и в различных техниках (аппликации, коллаже).
Работа в объёме (скульптура) предполагает лепку из глины или пластилина; художественное конструирование и дизайн —создание несложных геометрических форм из бумаги, использование в работе готовых объёмных форм (коробок разной величины, пузырьков, пластмассовых контейнеров, упаковок), природного материала (веток, листьев, мочек, камней, ракушек и др.).
Художественно-творческое восприятие произведений искусства (музейная педагогика) предусматривает беседы, обсуждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы.
Развивающие и художественные задачирешаются в каждом классе путём рассмотрения ряда учебных проблем:
- развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни,
- развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности, развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире, композиционные задачи в искусстве.
описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом, реализация программы рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Четверть
Количество недель в четверти
Количество часов в неделю
Количество часов в четверти
i четверть
8
1
8
II четверть
7
1
7
III четверть
11
1
11
IV четверть
8
1
8
ИТОГО:
34
4
34
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В основе учебников лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает формирование и развитие определённых качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Изобразительное искусство» («знаниевый» компонент):
- воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям (с учётом многонациональности России);
- развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве (мотивация);
- общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование графической грамоты и учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение содержания предмета (практика и восприятие);
- воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и народное искусство) в соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание в условиях интегрированного обучения и полихудожественного воспитания;
- воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;
- развитие основ научных знаний об окружающей действительности и искусстве, о взаимосвязях объектов;
- совершенствование индивидуальных способностей;
- формирование умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведения искусства.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные планируемые результаты отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к изучаемой образовательной области, личностные качества, которые появляются и совершенствуются с помощью курса «Изобразительное искусство». Эти результаты не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу.
Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству:
1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Предметные результаты освоения программы по изобразительному искусству должны отражать:
1) формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
2) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
3) развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях поли художественного воспитания;
4) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
5) использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
6) сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
7) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать своё отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
8) нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства
Метапредметными результатами
изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование универсальных учебных действий
Регулятивные УУД:
самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью;
осуществлять само- и взаимопроверку работ;
корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, на определенном этапе.
Познавательные УУД:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации;
анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).
активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения;
критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого;
участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель;
осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.
Планируемые результаты освоения программы
К концу учебного года обучающиеся научатся:
- выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
-сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
- правильно предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
- соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
- чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
- выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
- использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
- творчески применять простейшие приемы народной росписи: цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав;
- использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
- расписывать готовые изделия согласно эскизу;
- применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.
В течение учебного года обучающиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и получат возможность научиться:
- простейшие правила смешивания основных красок для получения более холодного и более теплого оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого; сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
- доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России;
- начальные сведения о декоративной росписи матрешек.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму(изобразительное искусство и окружающий мир)
Овладение основами языка живописи и графики. Передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, графики. Изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях. Передача ритмического своеобразия природного ландшафта с помощью выразительных средств изобразительного искусства. Создание цветовых графических композиций в технике компьютерной графики. Запечатление объектов природы с помощью фотоаппарата. Понимание и изображение природного ритма. Отделение главного от второстепенного. Выделение композиционного центра. Создание композиции на плоскости на заданную тему. Выбор формата в зависимости от темы и содержания. Выбор художественных материалов. Создание эскизов будущей работы с помощью компьютерной графики. Эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создание плавных переходов цветов. Овладение приёмами самостоятельного составления натюрморта. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Передача смысловой связи предметов в натюрморте. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению. Выполнение кратких зарисовок фигуры человека с натуры и по представлению в разных положениях. Работа в одной цветовой гамме. Передача объёма графическими средствами. Передача формы предмета с помощью штриха. Передача контраста и нюанса в объёме (лепка из глины или пластилина). Освоение профессиональной лепки. Создание объёмно-пространственной композиции. Передача ритма и динамики при создании художественного образа. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм ( по описанию в сказках). Выражение замысла в рельефных эскизах. Работа в группах по три-пять человек. Поиск Интернет музейныхэкспозиций. Освоение техники бумажной пластики. Создание эскизов одежды по мотивам растительных форм.
Развитие фантазии и воображения
Передача настроения и ритма музыкального и поэтического произведения графическими средствами. Использование цветового разнообразия оттенков. Композиционный центр и ритмическое изображение пятен и линий. Передача индивидуальной манеры письма. Передача контрастных отношений в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики. Передача смысловой зависимости между элементами изображения путём выбора формата, материала изображения. Передача содержания художественного произведения в графической иллюстрации. Соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создание своих буквиц для сказочных произведений, оригинальных вариантов заглавной буквы своего имени, отражение в образе буквы своего характера и интересов. Оформление сцены к спектаклю. Работа в коллективе, распределение обязанностей. Использование музыкального материала для передачи настроения и эстетического образа пространства. Создание игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Использование в украшении игрушек мотивов растительного и животного мира. Соотнесение характера украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Раскрытие символики цвета и изображений в народном искусстве. Коллективное исследование на тему «Знаки и символы русского народа». Передача равновесия в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт.
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).
Выражение в словесной форме своих представлений о видах изобразительного искусства. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Коллективное исследование по данной теме. Поиск и объяснение общего и различного в языке разных видов искусств. Выражение в беседе своего отношения к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы), понимание специфики художественного языка каждого из них. Классификация произведений изобразительного искусства по видам и жанрам. Ведущие художественные музеи России и своего региона. Объяснение символики в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональности, практической значимости произведений декоративно-прикладного искусства. Представление о связи архитектуры с природой. Архитектурные памятники региона, их история.
Тематическое планирование по изобразительному искусству на 2016 – 2017 учебный год
№ п\п
Тема урока
Основные виды учебной деятельности
Планируемые предметные результаты по разделу
Планируемые метапредметные результаты по разделу
Форма контроля
Электронные образователь-ные ресурсы
Дата
план
факт
1
Освоение человеком природного пространства (среда и населяющие её звери и птицы)
Работа на плоскости
Овладевать основами языка живописи и графики.
Передавать разнообразие и красоту природы (растения, насекомые, птицы, звери, человек в природе)
Изображать листья, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги. Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Работать в малых группах; вести диалог.
Личностные: осознание своих творческих возможностей.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.
Регулятивные: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Текущий
Презентация
2
Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство
Изображать природный пейзаж в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях к литературным произведениям, архитектурно-ландшафтных композициях.
Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников
Целостное, гармоничное восприятие мира.
Интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.
Формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности.
Фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства.
Личностные: проявление познавательных мотивов.
Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: строить речевые высказывания в устной форме.
Текущий
Презентация
3
Разнообразие природных объектов в творчестве художника
Создавать выставки фотографий с уголками природы.
Передавать ритмическое своеобразие природного ландшафта с помощью средств изобразительного искусства.
Создавать цветовые графические
композиции в технике компьютерной
графики.
Уметь фотографировать объекты природы (облака, птиц в небе, насекомых и др.).
Находить в поисковых системах Интернета необычные фотографии природной среды
Проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.
Критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.
Выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.
Использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Личностные: проявление познавательных мотивов.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.
Регулятивные: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке.
Познавательные: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности.
Текущий
Презентация
4
Ритм и орнамент в жизни и в искусстве
Понимать и изображать природный ритм (орнамент) (горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины).
Отделять главное от второстепенного.
Выделять композиционный центр.
Создавать плоскостные композиции на заданную тему (живопись, рисунок,
орнамент).
Представлять и передавать условное изображение в географических картах.
Находить в Интернете информацию о знаменитых путешественниках и готовить о них небольшие презентации (иллюстрации, фото с объяснениями)
Проводить самостоятельные исследования.
Понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества.
Находить нужную информацию в Интернете.
Личностные: развитие эстетических чувств.
Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать.
Регулятивные: работать по совместно с учителем составленному плану.
Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры
Выбирать формат в зависимости от темы и содержания.
Грамотно подходить к выбору изобразительных материалов.
Использовать выразительные средства изобразительного искусства, созвучные содержанию.
Создавать эскизы будущей работы с помощью компьютерной графики
Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов.
Понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества.
Личностные: проявление познавательных мотивов.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы .
Регулятивные: работать с учителем по совместно составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций.
Познавательные: строить речевые высказывания в устной форме.
Текущий
6
Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов
Улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте
Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов.
Проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.
Критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.
Личностные: развитие эстетических чувств.
Коммуникативные: вести устный диалог, прогнозировать.
Регулятивные: работать с учителем по совместно составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций.
Познавательные: ознакомление с многообразием бабочек.
Текущий
Презентация
9
Передача движения
Передавать движения.
Уметь работать с натуры и по наблюдению.
Выполнять краткие зарисовки (наброски) с фигуры человека (с натуры и по представлению): стоит, идёт, бежит.
Работать в одной цветовой гамме.
Находить в Интернете, в фотоальбомах картины художников, на которых изображён человек
Постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца).
Принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения.
Способность предвидеть результат своей деятельности.
Личностные: проявление познавательных мотивов.
Коммуникативные: работать самостоятельно, используя умения и навыки.
Регулятивные: вносить дополнения.
Познавательные: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Текущий
10
Передача объёма в живописи и графике
Овладевать приёмами работы различными графическими материалами.
Передавать объём графическими средствами. Передавать форму предмета с помощью штриха; материалы: перо, карандаш
Выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства, понимать специфику выразительного языка каждого из них.
Выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.
Выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач.
Личностные: развитие эстетического чувства.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Регулятивные: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке.
Познавательные: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности.
Текущий
Презентация
11
Понятие стилизации
Представлять, что такое стилизация в изобразительном искусстве.
Применять её законы при создании продукта дизайна (технических средств, одежды, мебели)
Активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека.
Понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества.
Способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы.
Представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство.
Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов.
Доводить работу до конца.
Способность предвидеть результат своей деятельности.
Личностные: проявление познавательных мотивов.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности.
Текущий
12
Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура)
Понимать, представлять и передавать контраст и нюанс в объёме (лепка из глины или пластилина)
Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов.
Способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства.
Личностные: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства.
Коммуникативные: работать в группах, принимать решения.
Регулятивные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Познавательные: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности.
Текущий
Презентация
13
Передача динамики в объёмном изображении
Осваивать профессиональную лепку.
Создавать объёмно-пространственную композицию: лепка фигуры человека в движении по памяти и представлению (пластилин).
Выполнять зарисовки с вылепленных фигурок
Создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства – словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном.
Выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства, понимать специфику выразительного языка каждого из них.
Выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.
Использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Личностные: объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; передавать выразительную пластику движения.
Работа в парах
14
Лепка объёмно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины
Участвовать в коллективном творчестве при создании объёмно-пространственной композиции.
Осваивать технологию лепки с помощью каркаса.
Передавать ритм и динамику при создании художественного образа
Способность работать в коллективе.
Работать индивидуально и в малых группах.
Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.
Критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.
Применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин.
Личностные: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства.
Коммуникативные: принимать и сохранять учебную задачу.
Регулятивные: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке.
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Работа в группах
15
Создание эскизов, архитектурных сооружений на основе природных форм в технике рельефа
Создавать эскизы архитектурных сооружений на основе природных форм
(по описанию в сказках).
Выражать замысел в рельефных эскизах. Работа в группах по 3–5 человек
Способность работать в коллективе.
Работать индивидуально и в малых группах.
Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.
Критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.
Применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин.
Личностные: развитие эстетического чувства.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Регулятивные: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке.
Познавательные: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности.
Текущий
Презентация
16
Равновесие в изображении и выразительность форм в декоративном искусстве: обобщённость, силуэт
Создавать предметы для интерьера
с учётом его особенностей.
Передавать в форме вазы (другого предмета) стилевые особенности интерьера в целом.
Находить в поисковых системах Интернета экспозиции в Государственном музее Эрмитаж — вазы, выполненные из камня русскими мастерами
Выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства, понимать специфику выразительного языка каждого из них.
Выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.
Использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Проводить самостоятельные исследования.
Находить нужную информацию в Интернете.
Личностные: проявление познавательных мотивов.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Регулятивные: вносить дополнения.
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Текущий
17
Выявление декоративной формы: растительные мотивы в искусстве. Кораллы- одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые
Создавать декоративные причудливые формы по мотивам природных, в том числе на основе иллюстраций, найденных в Интернете.
Привносить в декоративную композицию свои представления о красоте и разнообразии форм в природе.
Осваивать технику бумажной пластики
Создавать эскизы одежды по мотивам растительных (в том числе цветочных) форм.
Выявлять декоративную форму узором и цветом: растительные мотивы народного искусства.
Находить в Интернете оригинальные, причудливые формы природных объектов, создавать из них свою коллекцию природных форм
Формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности.
Способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы.
Представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство.
Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов.
Доводить работу до конца.
Находить нужную информацию в Интернете.
Личностные: проявление познавательных мотивов.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Индивидуальный
Презентация
18
Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной и декоративной)
Улавливать настроение и ритм музыкального и поэтического произведения и передавать их графическими средствами.
Определять и передавать настроение, использовать цветовое разнообразие оттенков.
Акцентировать внимание на композиционном центре и ритмическом изображении пятен и линий
Формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием.
Обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.
Сопоставлять события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними.
Личностные: развитие эстетических чувств, фантазии, воображения.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Регулятивные: вносить дополнения.
Познавательные: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Текущий
Презентация
19
Зарождение замысла на основе предложенной темы
Передавать индивидуальную манеру письма.
Понимать и передавать контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики
Высказывать предположения о сюжете по иллюстрации, рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге.
Представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство.
Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов.
Доводить работу до конца.
Личностные: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать результат своей работы.
Регулятивные: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке.
Познавательные: строить речевые высказывания в устной форме.
Текущий
20
Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств
Определять характер и форму творческой работы на основе предложенной темы.
Находить индивидуальную манеру изображения.
Передавать смысловую зависимость между элементами изображения: выбором формата, материала изображения
Понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества.
Выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.
Использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Личностные: развитие эстетических чувств.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Регулятивные: вносить дополнения.
Познавательные: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Текущий
Презентация
21
Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации
Передавать содержание художественного произведения в графической иллюстрации.
Выделять композиционный центр и содержательный смысл произведения в изображении.
Создавать коллективную книжку-раскраску
Способность предвидеть результат своей деятельности.
Способность работать в коллективе.
Работать индивидуально и в малых группах.
Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.
Находить нужную информацию в Интернете.
Выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.
Использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.
Сформированность представлений о связи архитектуры с природой.
Личностные: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
Регулятивные: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке.
Познавательные: строить речевые высказывания в устной форме.
Работа в парах
22
Взаимосвязь содержания книги (литературного произведения) с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста
Соотносить содержание книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста.
Создавать свои буквицы для сказочных произведений; оригинальные заглавные буквы своего имени; передавать в образе буквы собственный характер и интересы
Способность предвидеть результат своей деятельности.
Способность работать в коллективе.
Работать индивидуально и в малых группах.
Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.
Находить нужную информацию в Интернете.
Выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.
Использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.
Сформированность представлений о связи архитектуры с природой.
Личностные: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства.
Коммуникативные: уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение.
Регулятивные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Познавательные: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Работа в группах
23
Художник в театре
Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки.
Оформлять сцену к спектаклю (игровому или кукольному).
Уметь работать в коллективе, распределять обязанности
Способность предвидеть результат своей деятельности.
Способность работать в коллективе.
Работать индивидуально и в малых группах.
Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.
Находить нужную информацию в Интернете.
Выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.
Использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.
Сформированность представлений о связи архитектуры с природой.
Личностные: осознание своих творческих возможностей.
Коммуникативные: уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения.
Работа в группах
24
Изменение пространственной среды (визуальное, звуковое оформление) в зависимости от ситуации
Коллективно создавать необычное (сказочное) игровое пространство (реальное или в эскизе), оформление уголка в классе, сцены.
Применять разнообразные художественные материалы для осуществления замысла.
Уметь работать в ситуации коллективного сотворчества.
Применять музыкальный материал для передачи настроения и эстетического образа пространства
Способность предвидеть результат своей деятельности.
Способность работать в коллективе.
Работать индивидуально и в малых группах.
Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.
Находить нужную информацию в Интернете.
Выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.
Использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.
Сформированность представлений о связи архитектуры с природой.
Личностные: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства.
Коммуникативные: уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение.
Регулятивные: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке.
Познавательные: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Работа в парах
Презентация
25
Передача настроения в форме
Представлять особенности декоративной формы, её условный характер.
Передавать в объёмной декоративной форме настроение.
Украшать форму декоративными элементами в соответствии с её особенностями и назначением предмета
Понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества.
Объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Личностные: осознание своих творческих возможностей.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Регулятивные: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения.
Текущий
Презентация
26
Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки
Понимать особенности и создавать игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Применять в украшении мотивы растительного и животного мира.
Соотносить характер украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы.
Создавать коллективную композицию из выполненных игрушек.
Объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Способность работать в коллективе.
Работать индивидуально и в малых группах.
Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.
Личностные: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Регулятивные: вносить дополнения.
Познавательные: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Текущий
Презентация
27
Освоение разнообразия форм в архитектуре
Понимать и передавать в символическом изображении его смысл; раскрывать символику цвета и изображений в народном искусстве.
Проводить коллективные исследования на тему «Знаки и символы русского народа».
Создавать знаки для обозначения дома и характера занятий мастера-ремесленника, знаки школьных кабинетов, зон в зоопарке и др.
Передавать равновесие в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт
Проводить самостоятельные исследования.
Находить нужную информацию в Интернете.
Формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием.
Личностные: осознание своих творческих возможностей.
Коммуникативные: уметь слушать учителя и одноклассников, вести устный диалог.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Текущий
28
Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве
Передавать ритмический характер повтора слов скороговорки, стихотворения, песни, сказки в декоративном орнаменте с помощью условных изображений.
Улавливать и осознавать ритмические повторы в поэтических и музыкальных произведениях.
Уметьсоздавать декоративные элементы из глины и гуаши или бумаги, клея и гуаши
Применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин.
Выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач.
Выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.
Использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Личностные: проявление познавательных мотивов.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения.
Текущий
29
Выразительные средства изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство).
Понимать и уметь выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного искусства (их сходстве и различии).
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.
Проводить коллективные исследования по данной теме
Целостное, гармоничное восприятие мира.
Способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства.
Фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства.
Активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека.
Понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества.
Личностные: осознание своих творческих возможностей.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Регулятивные: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения.
Взаимоконт-роль
30
Использование музыкального и литературного материала
Воспринимать, находить, объяснять общее и различное в языке разных видов искусства.
Выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы).
Понимать специфику выразительного языка каждого из них
Целостное, гармоничное восприятие мира.
Способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства.
Фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства.
Активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека.
Понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества.
Личностные: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства.
Коммуникативные: проявлять творческую активность.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения.
Фронтальный опрос
Презентация
31
Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет)
Понимать и объяснять общее и особенное в произведениях живописи, графики и художественной фотографии.
Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла в живописи или графике.
Выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства, понимать специфику выразительного языка каждого из них.
Выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.
Использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Личностные: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения.
Группировать произведения изобразительного искусства по видам и жанрам.
Участвовать в обсуждении, беседах, коллективных творческих проектах.
Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона
Сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне.
Анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания.
Использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Личностные: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства.
Коммуникативные: проявлять творческую активность.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения, называть несколько знакомых памятников и их авторов.
Текущий
33
Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства
Понимать и определять своеобразие и особенности произведений декоративно-прикладного искусства (вышивка, роспись, мелкая пластика, изделия из камня, гончарное искусство) и дизайна (мебель, одежда, украшения).
Осознавать и объяснять символику в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональность, практическую значимость произведений декоративно-прикладного искусства
Сопоставлять события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними.
Объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Личностные: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства.
Коммуникативные: проявлять творческую активность.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения о наиболее понравившихся картинах, об их сюжете и настроении. Называть самые значительные музеи искусств России.
Фронтальный опрос
Презентация
34
Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры
Представлять и понимать связь архитектуры с природой.
Называть архитектурные памятники региона, знать их историю.
Сформированность представлений о природном пространстве и архитектуры разных народов.
Сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знании архитектурных памятников своего региона, их истории.
Активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека.
Личностные: участвовать в организации выставки детского художественного творчества.
Коммуникативные: проявлять творческую активность.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней.
Текущий
Презентация
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программа, автор
Класс
Учебник, издательство, год издания, уровень
Пособие для учителя, издательство, год издания
Пособие для учащихся, издательство, год издания
Программа «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Н.В. Богданова - М.: Вентана-Граф, 2013.
3
Изобразительное искусство:3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. - 3 изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2013.
Изобразительное искусство:3 класс: органайзер для учителя: методические разработки / Е.А. Ермолинская. - 3 изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Изобразительное искусство:1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013 г.
Дополнительная литература:
1.Алексеев В.В. Что такое искусство. М., 1979.
2. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. Книга для учителя. М., 1991.
3. Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. М., 1997.
4. Бирич И.А., Ломоносова М. Т. Основы художественной культуры. Изобразительное искусство и архитектура: Оценка творческих и художественных способностей Кн. 1 и2.М.,2000.
5. Виноградова Н.Ф. Сборник программ «Начальная школа XXI века» – М.: Вентана-Граф, 2011 г.
6. Горяева В.Г., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. М.,2000.
7. Миловский А. Народные промыслы России. М., 1994.
9. Неменский Б.М. Роль искусства в системе общего образования. Принципы программы непрерывного художественного образования // Образовательная область «Искусство». М., 2000.
10. Савенкова Л.Г. Интегрированная программа 1-4 класс.– М.: Вентана-Граф, 2011.