Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»
«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик»
______________________ /Л.Н. Промкина/
приказ №_______ от «_____»_________ 2017г.
Рабочая программа
по курсу «Изобразительное искусство»
5 класс
2017 – 2018 учебный год
Составитель:
Кузнецова Лариса Викторовна
учитель изобразительного искусства
п. Красный Текстильщик
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса общеобразовательного учреждения «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, установленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, программы формирования универсальных учебных действий, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программой программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского (М.: Просвещение, 2010), Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта под редакцией Б.М. Неменского (далее УМК): учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
Функции рабочей программы:
- нормативная, то есть рабочая программа является обязательным документом для выполнения в полном объёме;
- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательную область «искусство»;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования), а также степень их трудности;
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.
Цели и задачи.
Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Планируемые результаты изучения курса 5 класса.
Обучающиеся научатся:
- получать сведения о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
- знать роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах (бытовом, и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
- знать процесс работы художника над картиной, смысле каждого этапа работы, композиции как целостности и образном строе произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемой в творчестве художников; роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
- чувствовать роль искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- знать роль художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
- понимать роли художественной иллюстрации;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- знать об историческом художественном процессе, содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
- разбираться в сложном, противоречивом и насыщенным художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в ХХ веке.
- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
- владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
- получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирования авторской позиции по выбранной теме и поиска способа её выражения;
- получить навыки соотнесения переживаний с контекстами художественной культуры.
Формы контроля уровня обученности.
Викторины.
Кроссворды.
Отчётные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
Тестирование.
Место предмета в базисном учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.
Срок реализации программы – 2017– 2018уч.год
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Обучение обучающихся изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов.
Личностные результаты изучения изобразительного искусства в 5 классе:
• в ценностно-ориентационной сфере:
— формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
— принятие мультикультурной картины современного мира;
• в трудовой сфере:
— формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
— готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• в познавательной сфере:
— умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в 5 классе проявляются:
• в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
• в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
• в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
• в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
В области предметных результатовученик получит возможность научиться:
• в познавательной сфере:
— познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
— осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;
— приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
— различать изученные виды пластических искусств;
— воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
— описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
• в ценностно-ориентационной сфере:
— формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
— развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
— понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
— уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;
— ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
• в коммуникативной сфере:
— ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
— организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
• в эстетической сфере:
— реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
— развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
— воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
— проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
• в трудовой сфере:
— применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
Основными содержательными линиями при изучении изобразительного искусства являются:
- возникновение и виды пластических искусств; язык и жанры изобразительного искусства;
- художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; связь времен в искусстве на примере эволюции художественных образов.
Учебно-тематический план
Раздел
Элементы содержания
«Древние корни народного искусства»
9 ч
Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской области и народно-праздничными обрядами.
«Связь времен в народном искусстве»
8 ч
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор – человек, общество, время.
10ч
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»
О чём рассказывают нам гербы Белгородской области.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).
Декоративное искусство в современном мире.
8 ч
Современное выставочное искусство.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства
( мозаичное панно)
Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».
Типы уроков по ФГОС
уроки «открытия» нового знания; УОНЗ
уроки рефлексии; , УР
уроки общеметодологической направленности; , УОН,
уроки развивающего контроля. УРК
Тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе
№ урока
Тема урока
Тип урока
Форма контроля
Дата
план
факт
1
Древние образы в народном искусстве.
УОНЗ
Устный опрос. Практическая работа.
2
Убранство русской избы.
УОНЗ
Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.
3
Убранство русской избы.
УРК
Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.
4
Внутренний мир русской избы
УОНЗ
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
5
Конструкция и декор предметов народного быта Русские прялки
УОНЗ
Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке.
6
Русская народная вышивка
УРК
Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет».
7
Народный праздничный костюм.
УОНЗ
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
8
Народный праздничный костюм.
УРК
Устный опрос. Практическая работа.
9
Народные праздничные обряды. Обобщение темы.
УРК
Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.
Связь времен в народном искусстве (8 часов).
10
Древние образы в современных народных игрушках.
УОНЗ
Устный опрос. Практическая работа.
11
Искусство Гжели.
УОНЗ
Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.
12
Городецкая роспись
УОНЗ
Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.
13
Хохлома.
УОНЗ
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
14
Хохлома.
УРК
Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке
15
Жостово. Роспись по металлу.
УОНЗ
Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет».
16
Искусство керамики. Истоки и современное развитие промысла.
УОНЗ
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
17
Хохлома.
УОНЗ
Устный опрос. Практическая работа.
Декор – человек, общество, время (10 часов)
18
Зачем людям украшения.
УОНЗ
Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.
19
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
УОНЗ
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
20
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
УРК
Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке.
21
Одежда «говорит» о человеке.
УОНЗ
Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет».
22
Одежда «говорит» о человеке.
УРК
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
23
Одежда «говорит» о человеке.
УРК
Устный опрос. Практическая работа.
25
Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»
УОНЗ
Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.
24
Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»
УРК
Просмотр и обсуждение работ. Защита проекта
26
О чём рассказывают нам гербы области.
УОНЗ
Творческое обсуждение работ, защита проекта
27
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).
УОНЗ
Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке.
28
Современное выставочное искусство
УОНЗ
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
29
Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»
УОНЗ
Устный опрос. Практическая работа.
30-
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)
УОНЗ
Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.
31
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)
УРК
Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.
32-
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно)
УОНЗ
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
33
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства ( мозаичное панно)
УРК
Просмотр и обсуждение работ, защита проекта
34
Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».
УОНЗ
Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет».
35
Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».
УРК
Творческое обсуждение работ, защита проекта
Список литературы.
- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);
- «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 175 с.
- Изобразительное искусство. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.Неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 55 с..
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..
«Рассмотрено»
«Согласовано»
Заседание школьного методического объединения протокол № 1 от 25.08. 2017 г.
Руководитель ШМО __________ /Комарова Л.А./
Зам. директора по УВР ________________ Иноземцева Е.Г.