СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В программе 5 класса содержатся темы, изучение которых расширяет представления учащихся о взаимодействии человека, природы и культуры. Существенная часть программы посвящена изучению и освоению средств художественной выразительности изобразительного искусства и архитектуры, в т.ч. способов передачи объёма, пространства и перспективы. Программа предполагает постепенное погружение учащихся в специфику и историю изобразительного искусства, чему способствует выполнение творческих заданий, направленных на освоение графической грамоты в творческом процессе, формирование представлений о взаимосвязи «материал – форма – цвет – практическая значимость вещи (предмета)». Предметная среда рассматривается как особое, личное, определённым образом организованное пространство каждого человека.
В основе раздела, посвящённого восприятию изобразительного искусства, лежит знакомство с искусством Древней Греции, русским этносом, традиционным народным творчеством России, былинами и сказаниями, ставшими основой для развития искусства. В разделе, посвящённом творчеству знаменитых художников, представлены очерки о А. Г. Венецианове, П. П. Кончаловском, Н. К. Рерихе, Э.А.П. Гогене, П. Сезанне.. Понять произведение искусства учащимся помогает осмысление взаимосвязи «природа – человеку, человек – природе»: школьники знакомятся с нравами, привычками, нравственными устоями, национальными и религиозными традициями, своеобразием ландшафта, климатическими особенностями местности разных народов и этнических групп, особенностями их мировосприятия и мировоззрения. восприятие изобразительного искусства у учащихся связано с развитием представлений и целостности и взаимообусловленности истории жизни народа и его искусства, смысловой и образной связи во всём народном искусстве
Раздел 1. Человек, природа, культура как единое целое - 4 часа
Тема 1. Природа и человек.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование представлений учащихся о произведениях искусства (живопись, графика), в которых отражён национальный характер природного окружения, национальный образ мира конкретного народа (вмещающий ландшафт).
Изобразительная плоскость и графическая грамота.
Знакомство с разными художественными материалами, с которыми работает художник-график (гуашь, пастель, тушь, карандаш).
Темы творческих заданий:
а) «Пейзаж, в котором я хотел бы построить свой дом»;
б) природа разных широт («Летний пейзаж», «Моё лето», «Летние дни», «Как хорошо летом»);
в) графическая композиция «Мой любимый уголок природы»
Тема 2. Природа и художник.
Развитие фантазии и воображения.
Развитие представления о связи искусства и окружающего мира природы. Развитие ассоциативного мышления и освоение техники работы «по сырому».
Формирование представления о выразительных средствах искусства: форме, цвете, композиции, мелодике, выразительности и образности линии в рисунке, динамике и статике в искусстве.
Графические иллюстрации на темы по выбору:
1) по мотивам стихотворений Ф. Тютчева, М. Волошина; 2) «Такие разные дожди» (холодный, грибной, светлый, радужный); 3) звучащая музыка в картине художника; 4) движение воздуха в пейзаже.
Работа в разных техниках и разными материалами (акварель, цветные мелки, фломастеры).
Музыка и звуки природы в живописных цветовых композициях. Импровизация в графическом материале.
Тема 3. Человек — природа — культура.
Развитие фантазии и воображения.
Развитие представления о том, что человек свои мысли и понятия о мире и мироздании запечатлевает в литературе, истории, сказаниях, обрядах, праздниках, ритуалах, живописи, скульптуре. Образы сил природы в былинах, песнях, обрядах, праздниках, ритуалах, одежде, оберегах, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре
Композиция «Моё представление о красоте и гармонии в природе».
Композиция может быть выполнена в любом жанре (пейзаже, натюрморте, жанровой композиции), в любом виде изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура); в любом художественном материале (карандаш, акварель, гуашь).
Создание пейзажей на темы: покорение гор, спуск на лодках по реке, сплав деревьев по бурной реке, оригинальные строения (архитектура и пейзаж).
Тема 4. Пространство и время. Многомерность мира.
Развитие фантазии и воображения.
Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира.
Формирование представления о пространстве, о трёхмерности мира.
Развитие понятия о том, что каждый человек (особенно художник) мыслит образами. Искусство расширяет горизонты жизни человека, открывая новые стороны мира.
Былинное, сказочное, поэтическое, изобразительное творчество.
Цветовые этюды на передачу характера и особенностей звуков (без конкретного изображения). Передача в цвете настроения, полученного от восприятия картины, сказки, музыки (мелодии).
Передача впечатления от услышанного в цветомузыкальных композициях.
Создание композиции, отражающей представления исполнителя (ученика) о красоте мира.
Задание может выполняться индивидуально или в группах.
Сочинение легенд о происхождении мира и земли в стиле былин и преданий, существующих у разных народов, создание иллюстраций к ним.
Раздел 2. Художественные средства в архитектуре и
изобразительном искусстве – 7 часов
Тема 5. Зодчество.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Развитие представления об искусстве проектирования.
Развитие интереса и внимания к форме, ритму, динамике архитектурных объектов, их взаимодействию с окружающим природным ландшафтом.
Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном.
Размышление о том, как с помощью архитектуры организуется пространство населённого пункта (города, посёлка), в котором проживают учащиеся. Примеры наиболее или наименее удачного включения архитектуры в ландшафт региона, в котором проживают учащиеся.
Графическая композиция:
а) проект комплексной застройки населённого пункта, центром которой будет новая школа;
б) эскиз космического комплекса на Луне или Марсе;
в) подборка архитектуры разных форм с использованием средств ИКТ. Выбор понравившейся архитектуры, выполнение зарисовки составляющих её геометрических форм в графике с обозначением разным цветом (сближенные цвета).
Тема 6. Образы старинной архитектуры.
Развитие фантазии и воображения.
Формирование представления о том, что архитектура хранит в себе исторические черты того времени, в котором она создавалась. Роль архитектуры в организации пространства населённого пункта (города, деревни, села).
Проведение исследований по истории старых зданий города, села, деревни, в которых проживают учащиеся. Выполнение зарисовки старинного архитектурного сооружения.
Создание коллективного альбома зарисовок и фотографий старинных зданий. Работа в технике цветной графики.
Создание эскизов (образа здания, площади, улицы) по описанию города (села) старожилами.
Графические импровизации по материалам старинной архитектуры (черты старой архитектуры в новом градостроительстве). Предложить проект нового дома на улице старого города с условием не нарушать общего вида и стиля.
Тема 7. Конструктивные особенности архитектуры.
Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование понятия о том, что любая архитектурная постройка представляет собой сочетание разных геометрических форм (куб, цилиндр, призма, пирамида, параллелепипед, шар).
Геометрические фигуры — основа конструктивной композиции.
Из зарисовок и фотографий, выполненных на предыдущем уроке, выбрать здание, определить, какие геометрических формы лежат в основе его конструкции.
Из иллюстраций ненужных журналов вырезать геометрические фигуры, соответствующие конструкции выбранного дома, сохраняя пропорции деталей.
Сложить из вырезанных деталей дом.
Дополнить получившееся изображение своими архитектурными элементами.
Тема 8. Объёмные формы в изобразительном искусстве.
Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование понятия о линиях построения в рисунке, точках схода, положении линии горизонта; умение передавать это на изобразительной плоскости графическими материалами
Изображение объёмных геометрических форм (куб, параллелепипед) графическими материалами.
Передача в рисунке трёхмерности архитектурной постройки (применение знаний об изображении объёмных тел). Работа графическими материалами (карандаш).
Тема 9. Штрих в изобразительном искусстве.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Развитие представления о том, что человек воспринимает объёмную форму предмета благодаря игре света и тени. Характер изменения светотени в зависимости от источника освещения и его расположения относительно формы.
Линейное построение объёмных геометрических тел в рисунке и тональная растяжка.
Работа шариковой, гелевой ручкой (карандашом, тушью, пером), создание тональной растяжки, состоящей из шести-семи тонов одного цвета.
Тема 10. Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке)
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Передача объёма и светотени в изображении натюрморта на плоскости. Самостоятельная работа по подсказке.
Сочинение натюрморта для литературного персонажа или натюрморта, который можно было бы использовать в сюжетной картине (например, стол героев русских народных сказок, былинных героев).
Тема 11. Перспектива в открытом пространстве.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Восприятие и изображение перспективы открытого пространства.
Применение знаний об изображении пейзажа с обозначенной линией горизонта
Коллективная работа.
Создание коллективной композиции на тему «Улица, на которой мы жили в древнем городе». (Выберите город по желанию.)
Работа на целом листе ватмана. Обозначение линии горизонта и изображение перспективы улицы в технике аппликации из цветной бумаги. Костюмированный портрет авторов композиции в образе жителей древнего города.
Раздел 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции – 5 часов
Тема 12. Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Экскурсия в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина или в другие музеи мира, где представлены образцы древних культур.
Задание для путешествия в музей: распределить класс на группы для ознакомления с предметами культуры. Найти образцы посуды, украшений, одежды, архитектуры, характерные для этой культуры. В каждой группе выбрать представителя одного из видов искусства (скульптор, гончар, ювелир, архитектор, резчик по камню, живописец), который должен выполнить эскиз изделия, характерного для выбранной культуры. Организация выставки или презентации по подготовленному материалу. Проведение экскурсии для учащихся других классов.
Тема 13. Мифы Древней Греции.
Развитие фантазии и воображения.
Формирование представления о мифе как о наиболее яркой и древней форме устного творчества. Мифы — источник знаний о представлениях древнего человека о времени, о пространстве, о мире. Введение понятий «гармония», «мера», «порядок»
Творческое задание.
Вариант 1. Рисование в любой выбранной технике одного из античных чудовищ, в котором соединились части разных существ: Тифона (тело человека и хвосты змей), Химеры (голова льва, тело козы, хвост змеи), горгоны Медузы (туловище и лицо женщины, волосы — змеи).
Вариант 2. Создание в карандаше эскиза с изображением Хаоса в виде смешения отдельных частей человека, животных, элементов природы.
На концах отрезков из проволоки с помощью ваты оформить попарно «элементы» будущего мира. Покрыть вату клейстером и после высыхания раскрасить. Соединить части проволоки на единой основе.
Создание рельефа-эскиза медальона (медали, таблички), на которых запечатлены образы: Мрак и Ночь, Свет и День, Гея (Земля) и Уран (Небо), чудовище Тифон, стоглазый Аргус, горгона Медуза.
Соблюдать принцип гармонии художественного материала и художественного образа. Материал — глина или пластилин.
Тема 14. Скульптура Древней Греции.
Развитие фантазии и воображения.
Развитие художественно-образного мышления учащихся на материале мифов Древней Греции. Отличие мифов Древней Греции от мифов других стран.
Представление греков о работе скульптора (подобно богам, он отсекает лишнее от камня и глины, высвобождая человека из глыбы).
Выразительные средства скульптуры: форма, пропорции, соотношение частей, динамика и пластика — всё в тесном взаимодействии.
Создание скульптуры Коры. Создание скульптуры победителя Олимпиады в одном из четырёх видов спорта. Можно вылепить фигурки свидетелей спортивных состязаний: зрителя на трибунах, раба и господина, спешащего в театр, или сценку из жизни воина Спарты. Из вылепленных фигур создать коллективную композицию.
Лепка из пластилина способом отсечения лишнего по принципу освобождения образа из каменной глыбы. Стекой нанести детали — глаза, рот, нос, волны волос
Тема 15. Рисуем человека по древнегреческим канонам.
Развитие фантазии и воображения.
Формирование представления о греческом каноне изображения человека
Древнегреческий канон в изобразительном искусстве.
Создание коллективной композиции «Люди за работой», «Пускаем змея», «Собираем конструктор», «Урок физкультуры»
Тема 16. Чернофигурные вазы Древней Греции.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Формирование представления о том, что древнегреческая ваза — это особый священный сосуд, каждый элемент которого имеет своё назначение. Орнамент, наносимый на такую вазу, его ритм и стилизованные элементы имеют символическое значение
Роспись чернофигурной вазы.
Создание росписи вазы для победителя спортивных игр. Создание орнамента, который использовался для украшения древнегреческих ваз. Передача особого ритма и стилизованного изображения.
Глава 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре - 8 часов
Тема 17. Славянские мифы о сотворении мира.
Развитие фантазии и воображения.
Формирование представлений учащихся о древних славянах. Представления древних славян о сотворении мира. Голубиная книга и её образы Солнца, Земли, Неба и их божественных сил. Представление о единстве Природы и Человека в славянской мифологии.
Работа по воображению.
Создание своего образа Вселенной — стелы, в основе которой фигура человека.
Работа в смешанной технике художественного конструирования и лепки рельефа. Работа с использованием рекомендаций и схем, помещённых в учебнике. Использование картона и пластилина.
Тема 18. Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Формирование представлений о связи изобразительного искусства и литературы. Рассматривание былины как вида устного народного творчества, как одного из видов описания устроения земли Русской. Устойчивые выражения в былинах: «мать сыра земля», «святы горы», «чисто поле», «змиевы валы». Самые известные имена героев былин: Святогор, Микула Селянинович, Вольга, Илья Муромец
Композиция по мифологическим сюжетам.
Создание рисунка к одному из мифологических сюжетов: Святогор — гора; лик Матери сырой земли.
В сети Интернет найти информацию, которая поможет в создании тематической композиции «Богатыри — святые воины» (св. Георгий Победоносец, св. Илья Муромец, св. Александр Невский, св. Дмитрий Донской и др.) В каждом из образов найти то, что их объединяет. В композиции следить за передачей планов на изображении. Выбор точки зрения (сверху на землю, снизу на горы).
Тема 19. Былинный образ. Русской земли.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Развитие понятия об историческом пейзаже, который запечатлён в устном народном творчестве. Своеобразие российского пейзажа: бескрайняя равнина, простор — тихая грусть, заворожённость, ожидание…
Русский пейзаж в работах художников Ф.А. Васильева, Н.К. Рериха, И.Я. Билибина, В.М. Васнецова и др.
Пейзаж Древней Руси.
Коллективная композиция по изученному материалу. Изобразить бескрайние просторы Древней Руси: вид с высоты птичьего полёта. Границы пейзажа: степь — «чисто поле», первозданные горы, Чёрное море как «самый низ вселенной» (по типу топографической карты).
Нанести рисунок древнего города на пейзаж: дороги, людей за каким-то занятием, домашних животных, пашни, поля, избы и др.
Беседы и размышления об особенностях Русской земли, её отличии от других стран.
Тема 20. Илья Муромец и Соловей-разбойник.
Развитие фантазии и воображения.
Развитие представления о былине как литературном жанре. «Говорящие» имена былинных богатырей.
Отождествление образа русского богатыря Ильи Муромца с языческим богом.
Обращать внимание на речь, интонацию, характер развёртывания сюжетов в былинах
Изображение битвы Ильи Муромца с Соловьём-разбойником.
Используя знания о значении формата в композиционном замысле, соразмерности величин, важности определения первого плана, передачи динамики, создать рисунок, сюжетом которого является былина об Илье Муромце — фрагмент борьбы Ильи Муромца с Соловьём-разбойником.
В изображении пейзажа использовать описание в былине места, где живёт Соловей-разбойник. Подчеркнуть в облике Ильи Муромца его необычайную силу.
Тема 21. Народный костюм. Головной убор.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование представления о форме и характере украшений, используемых в традиционном костюме древних славян.
Знакомство с мифологией древних славян: описание Богини-матери в виде водоплавающей птицы. Образ Царевны Лебеди в сказках А.С. Пушкина. Связь названия головных уборов с образом птиц: сорока, кокошник (курица, петух), кика («кичет лебедь белая»).
Портрет девушки в русском национальном головном уборе — кокошнике.
Создание эскиза кокошника, шитого жемчугом и золотой нитью, по мотивам работ художников, писавших портреты русских красавиц в национальной одежде. Придумать форму кокошника, используя знания о ритме и симметрии.
Работа гелевыми ручками с золотым и серебряным наполнителем по тёмному фону. Использование для украшения разных предметов: бусинок, пуговиц, цветной бумаги, жгутиков и др. Готовым кокошником украшается голова девушки (использовать фотографию или портрет из иллюстрированного журнала).
Работа в смешанной технике — аппликация, коллаж, графический материал.
Тема 22. Народный костюм. Одежда.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формировать представление о праздничной и бытовой одежде крестьян, вселенском образе народного костюма.
Развивать способность видеть в былинах, сказках, сказаниях традиции, обычаи народа, определять роль элементов украшения в костюме (праздничном и повседневном)
Эскиз крестьянского женского или мужского костюма.
Создание графического эскиза народного костюма: мужского или женского (по выбору).
Внесение всех необходимых атрибутов одежды, решение цветового образа костюма и его украшения в соответствии с региональной принадлежностью.
Создание из полученных эскизов коллективной композиции на тему по выбору: «Хоровод», «За околицей», «Праздничное гулянье», «Девушки с цветами, парни с гармонью», «Дед и внучек», «У колодца», «Сборы в дорогу, с хлебом и солью».
Работа в смешанной технике — аппликация и графический материал.
Тема 23. Народные праздники. Святки.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Святки (колядки). Формирование представления о значимости народных календарных праздников в жизни простого народа. Связь праздников с каждодневным бытом, временем года. Народные традиции, связанные с переодеванием. Преображение носителя костюма в животное, колдуна, божество и др. Маска как часть костюма
Изготовление маски к народному празднику Святки.
Маски к празднику Святки.
Передавать в маске основные пропорции лица человека (от всей высоты маски 1/3 — лоб, 1/3 — нос, 1/3 — губы и подбородок).
Работа в технике коллажа. Можно использовать в работе любые сферические готовые формы из бумаги или пластмассы.
Тема 24. Масленица.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Закрепление знаний о народных праздниках. Традиции русского народа, вера в чудесные превращения, одушевление природных стихий. Значение названия праздника Масленица — победа солнца над стужей и тьмой; значение каждого дня Масленой недели. Отображение народных праздников в картинах художников, в произведениях музыки и литературы
Макет фонарика.
Создание макета трёхгранной свечи-фонарика, одного из атрибутов народных игр, в технике цветной графики, следуя подсказке. Основой будущего фонарика послужит трёхгранный параллелепипед. Работа с плотной бумагой.
Создание иллюстрации к русской народной песне, сказке, былине.
Раздел 5. Народное декоративно-прикладное искусство – 10 часов
Тема 25. Этнографический музей.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Формирование представлений о науке этнографии, название которой произошло от слова этнос — народ. История возникновения этнографических музеев в России, коллекции их экспонатов. Самый крупный музей этнографии в Санкт-Петербурге (1902 г.). Музеи на природе, хранящие памятники русской народной архитектуры
Графическая композиция по памяти.
Создание графической композиции после посещения этнографического музея своего города, района. Изображение интерьера, применение знаний о передаче перспективы в замкнутом пространстве — тематическая композиция с двумя или тремя фигурами в интерьере экспозиции этнографического музея (на конюшне, у печи, в сенях, за самоваром, в кузнице и др)
Тема 26. Печные изразцы.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Происхождение слова «изразец» (от слова «резать», «вырезать»).
Формировать представление о разнообразии форм изразцов. Зависимость формы и изображения на изразце от назначения.
Роль изразца в архитектуре (интерьер)
Создание изразца в объёме с рельефным изображением.
Лепка изразца с рельефом из глины или пластилина для печи Деда Мороза, сказочницы (гусляра), птицы Гамаюн, Рукодельницы, Царевны-лягушки или другого сказочного героя (по выбору).
Создание на изразце сюжетной композиции, помогающей определить род занятий хозяина дома.
Тема 27. Расписывание изразцов.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование понятия о керамической плитке (декоративной керамике), изразце как средстве украшения архитектуры (интерьер, экстерьер).
Развитие представлений об особенностях изготовления изразцов. Виды изразцов
Печь в интерьере дома.
1. Выбор формы печи для конкретного интерьера. Выполнение наброска печи и цветного эскиза её росписи.
2. Выполнение сюжетной композиции на тему по выбору: «Вся семья у печи», «Дети играют у печи», «Рукодельницы у печи», «Пекутся пироги», «Греется замёрзший гость» или «Гость с мороза». Напомнить, что в росписи изразца использовали пять основных цветов: белый, жёлтый, синий, зелёный, коричневый.
Тема 28. Прядение — вид народного ремесла.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Формирование представления о своеобразии народного языка, смысловые характеристики образа слова: «прялка» — от слова «прыгать», «пресница» — сосна, «донце» — сиденье (нижняя часть прялки). Украшение прялки: символика, тематические композиции.
Представление о древнем ремесле русских крестьян — прядении и ткачестве. Мифологические образы, связанные с прядением.
Зарисовки с натуры утвари, хранящейся в региональных музеях.
Зарисовки прялок разных конструкций: корневых, многосоставных, столбчатых.
Копирование геометрических символов, изображённых на прялках, растительных мотивов, птиц, животных и их последующая расшифровка с помощью поисковых систем Интернета, книг, бесед со служителями музея.
Создание тематической композиции (или роспись макета прялки), например: внучка учится прясть; бабушка рассказывает секреты мастерства; образ богини доброй судьбы Сречи и богини злой судьбы Несречи.
Создание мини-музея в классе.
Тема 29. Прялка.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Народное декоративно-прикладное искусство.
Происхождение, роль и значение прялки в народном быте России.
Виды и характеристика прялок разных регионов России.
Связь формы прялки с Мировым древом.
Создание эскиза образа Богини-древа, которую можно изобразить на стояке прялки. Использование в работе своих зарисовок декора прялок, выполненных ранее в музее. Использование в работе элементов, символизирующих образ Мирового древа.
Работа выполняется графическими материалами (карандаш, фломастер, гуашь и тонкая кисть) на плоскости.
Тема 30. Кукла как часть народной культуры.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование представления о кукле как части культуры любого народа.
Материал и региональные особенности изготовления куклы. Роль и значение куклы в жизни крестьянина.
Народные ритуальные обряды, связанные с куклой
Коллективная исследовательская деятельность, связанная с традициями детских игр в каждой семье и местом в них куклы. Сохранение старых кукол в семье, присутствие в доме кукол народных мастеров декоративно-прикладного искусства.
Использование системы Интернет в поиске информации, в том числе о куклах, которые создавались в регионе проживания учащихся.
Создание эскиза куклы (игрушки), с которой будут играть дети через 50 лет, или эскиза куклы для себя: куклы-воина, куклы-потешки, куклы-клоуна, куклы-животного и др. Работу выполнять в цветной графике.
Тема 31. Делаем куклу-«закрутку»
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование представления о том, что тряпичная кукла — это неотъемлемая часть русской культуры, прародительница современной куклы. Понимание того, что кукла служила средством нравственного воспитания, освоения семейного уклада.
Создание своими руками тряпичной куклы-«закрутки» по примеру народных мастеров.
Использование для работы специальной схемы последовательности выполнения задания.
Провести небольшое исследование в сети Интернет о других способах создания тряпичной куклы.
Создать коллективный альбом, иллюстрирующий технологию выполнения тряпичных кукол.
Тема 32. Ткачество как вид народного искусства.
Развитие фантазии и воображения.
Знакомство с историей появления ткачества на Руси. Источники сырья. Использование в ткачестве цветной пряжи, различия цветовых предпочтений в разных губерниях. Украшение тканей в зависимости от назначения одежды (праздничная, будничная, для особых случаев)
Эскизы рисунков для ткани. Создание эскизов рисунка ткани (клетка, полоска) для женского и мужского народного костюма. Цветовое решение должно отражать гармоничные сочетания цветов. При желании рисунок ткани можно создавать непосредственно на выкройке одежды. В конце занятия — создание жанровой композиции из выполненных работ. Эскиз лучше выполнять на разлинованной бумаге в клетку.
Тема 33. Вышивка.
Развитие фантазии и воображения.
Вышивка как один из самых древних видов народного искусства в разных странах мира (в Древнем Вавилоне, Иране, Греции, Риме, России).
Отличие вышивки крестом от других видов вышивки. Мотивы вышивок (орнамент, портреты, сюжетные композиции). Национальные особенности вышивки: связь с природным окружением, цветовые предпочтения, растительные мотивы. Черты различия в вышивках Рязанской, Калужской, Тульской, Смоленской и других областей России
Эскиз рушника. Создание эскиза рушника, полотенца или скатерти, в основе которых лежит сюжетная композиция. Предварительную работу можно выполнить в технике компьютерной графики или фломастерами.
Знакомство с другими вышивками с помощью интернет-источников.
Предлагаемые темы для композиции: «Танцующая птица», «Лебедь в кружевной накидке», «Снегурочка в платочке», «Девушка Алёнушка в вышитом переднике».
Графическое и цветовое решение композиции.
Тема 34. Лоскутное шитьё.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Развитие интереса к народным художественным промыслам (самостоятельная исследовательская деятельность: поиски информации о российских промыслах, ранее не известных учащимся). Формирование представления о специфике народного лоскутного творчества. Своеобразие цвета, формы, композиции в данном виде искусства
Коллективная композиция «Лоскутное одеяло».
При выполнении задания нужно пользоваться подсказкой о последовательности действий при изготовлении лоскутного изделия. Из созданных работ выполнить коллективную композицию: лоскутное одеяло, чехол для мобильного телефона или дневника, подставки под заварочный чайник.
Работу выполнять в технике аппликации из цветной бумаги, цветных иллюстраций из старых журналов и т. п..
Раздел 6. Проекты и исследования
Тема 35. Великие имена в искусстве.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников А.Г. Венецианова, П.П. Кончаловского, Н.К. Рериха, Э.А.П. Гогена, П. Сезанна.
Развитие способности и умения общаться на языке искусства со сверстниками и старшими.
Обсуждение работ художников, организация и проведение небольших исследований по их творчеству
Беседы, размышления по поводу творчества художников. Общение на языке искусства и по поводу искусства: выразительные средства изобразительного искусства (композиция, художественная форма, цвет, колорит, симметрия, асимметрия, динамика, статика, пятно, линия, художественный образ).
Разработка индивидуальных групповых проектов по проблемам:
а) история создания одной картины;
б) творчество художников — современников мастеров, представленных в учебнике.
Организация диспута о значении творчества художников и их влиянии на развитие современного искусства.