Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 5-9 класс»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ основного общего образования, применительно к программе «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2010. При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании искусства в 2014-2015 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».
В соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы, определяемыми Законом РФ «Об образовании» и обозначенными в «Примерном содержании образования по учебному предмету «Изобразительное искусство» Рабочей программой определяются следующие цели и задачи:
цель– развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
задачи
-формировать нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции;
-воспитать культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, способности определять собственное отношение к произведениям классического и современного искусства;
-осваивать знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира, о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, театра, кино, о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств»
-овладеть умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости (с натуры, по памяти, представлению, воображению),развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности,
-развитить способности осуществлять поиск, отбор, систематизацию и обработку необходимой информации в источниках различного типа, развитие способности использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления художественно-творческих работ;
-формировать умения понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
Рабочая программа 5-9 классов рассчитана на объем 174 часа, что соответствует содержанию образования в рамках Примерной программы по изобразительному искусству - 1 час в неделю.
В 5- 7 классах учебный предмет «Изобразительное искусство»1 час в неделю, в 8-9«Искусство» 1 час в неделю таким образом преподавание учебных предметов становится не прерывным
Рабочая программа для 5 - 6 класса составлена без внесения изменений в программу автора.
В программу Б. М. Неменского 7-9 класс были внесены некоторые изменения: 7 класс: увеличено количество часов (на 2 ч.) на изучение темы «Реальность жизни и художественный образ», с целью формирования практических навыков рисования фигуры человека.Сокращено количество часов (на 2 ч.) на изучение темы «Великие темы жизни», исключены темы «Лепка фигуры человека».
8 класс: увеличено (на 2 часа) количество часов на изучение темы «Человек в зеркале дизайна и архитектуры» с целью более полного знакомства с конструктивными искусствами. Сокращено (на 2 часа) количество часов на изучение темы «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека».
9 класс: увеличено количество часов (на 2 ч.) на изучение темы «Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств», (на 3 ч.) «Азбука экранного искусства»; сокращено количество часов (на 5 ч.) на изучение темы «Художник – зритель - современность»
Внесены незначительные изменения формулировок тем уроков.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
Основной формой организации учебного процесса являются разнообразные типы уроков, формы и методы проведения занятий, которые соответствуют современным требованиям педагогики сотрудничества. Так, например:
Урок - сообщение новых знаний,где кроме уроков-лекций можно широко использовать уроки с элементами выступлений учащихся о результатах поисковой работы на заданную тему. На таких уроках учащиеся получают навыки публичного выступления, учатся отбирать материал, отстаивать свои взгляды, слушать друг друга.
Комбинированные уроки:
а) сообщение новых знаний + практикум: учащимся предлагается работа по определенному образцу, где выполняются тренинговые упражнения по отработке выполнения основных элементов изучаемой росписи).
3. Обобщающие уроки:
а) уроки-викторины, например: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества».
б) урок-игра.
в) урок-путешествие позволяет обобщать большое количество материала и используется часто при изучении объемных тем.
г) урок - практикум по разработке эскизов.
Для формирования основ творческой деятельности учащихся на уроках стоит использовать следующие этапы работы:
1.Впечатляющее знакомство с произведениями искусства. Это достигается их эмоциональной характеристикой, построенной на образных сравнениях, литературно-музыкальных ассоциациях. Примером может служить использование литературного и музыкального ряда, просмотром видеофрагментов.
2. После создания хорошей эмоциональной атмосферы можно переходить к творческой работе. Для этого используется литературный ряд: загадки, стихи и отрывки из литературных произведений, сказки, легенды.
3. Проверку качества знаний и усвоенного на уроке или по теме целесообразно проводить в игровой форме: игра «Внимательный слушатель» по итогам урока-лекции; решение тематических кроссвордов.
4. В домашнее задание стоит включать игровые моменты и творческие задания: исследовательская работа, проектная деятельность, самостоятельное составление кроссвордов по теме, например, «Народный костюм», или составление вопросов для КВН.
5. На обобщающих уроках позитивно практикуются элементы диалога. Чтобы диалог с учениками состоялся, можно включать в учебный процесс элементы театрализации и создавать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся.
Эмоциональным и содержательным дополнением при этом является введение музыкального и литературного ряда.
Формы работы: практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира, метод беседы, организация выступлений учащихся с сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы, метод наблюдения, сопоставления, создания творческой работы, работа с репродукциями.
Преобладающие формы текущего контроля ЗУН: тестовый контроль, изовикторины, изокроссворды, контрольные художественно-практические
задания, фронтальный опрос, опрос в парах.
Планируемые результаты подготовки учащихся
учащиеся 5 класса.
знать:
- содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать его с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;
- значение декоративного искусства в жизни людей.
уметь:
- пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий ;
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен ;
- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства ;
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.
учащимся 6 класса.
знать:
- о месте и значении изобразительных искусств в культуре и жизни общества и человека;
- о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
уметь:
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
-видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
-создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению.
-анализировать содержание произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;
-различать произведения искусства разных видов и жанров своего народа и иных национальных культур;
-передавать собственное отношение к композиционному сюжету.
-видеть и использовать цветовое богатство окружающей среды и передавать его в процессе изобразительной деятельности на плоскости.
учащиеся 7 класса.
знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
- о роли художественной иллюстрации;
- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве;
уметь:
- связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;
- работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
- передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;
- изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;
- выполнять элементы оформления альбома или книги;
- отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;
- вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.
- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению
учащиеся 8 класса.
знать:
-как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
-особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
-основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
уметь:
-изображать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике);
-моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
-работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
-использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
-создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
-создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
-работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
-использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля.
учащиеся 9 класса.
знать:
о роли пространственных и синтетических искусств в жизни человека;
- об историческом многообразии художественных культур и о месте отечественной художественной культуры в мировом историко-культурном пространстве;
- о видах пространственных искусств и делении их на три группы в зависимости от разницы в их социальных функциях: изобразительная, конструктивная, декоративно – прикладная;
- освоить элементарную азбуку фотографирования;
уметь:
анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съемочной фотопрактике;
-усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
-усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
-осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино - и видеоработами;
-быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (174часа).
1. Древние корни народного искусства(13 часов)
Древние образы в народном искусстве
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства - солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни - как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Убранство русской избы
Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир).
Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома.
Конструкция, декор предметов народного быта
Русские прялки. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.
Русская народная вышивка
Крестьянская вышивка-хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.
Народный праздничный костюм и народные обряды
Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.
2.Связь времен в народном искусстве (12 часов)
Древние образы в современных народных игрушках
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.
Искусство Гжели Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.
Жостовские букеты
Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.
Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь -традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.
Золотая Хохлома.
Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор. Существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.
3. Декор — человек, общество, время (6 часов)
Украшения в жизни древних обществ.
Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства.
Декоративное искусство Древней Греции
Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Красно и чёрно-фигурные вазы. Изображений различных видов греческих орнаментов. Изображение сюжетных композиций по сюжетам античных мифов.
О чем рассказывают гербы.
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов. Геральдика. Символика цвета и знака. Формы гербов и геральдические фигуры.
Одежда «говорит» о человеке.
Особенности костюма разных времён и народов. Связь человека с одеждой.
4. Декоративное искусство в современном мире. (4 часа)
Современное выставочное искусство. Ты сам мастер декоративно – прикладного искусства. Виды современного искусства. Знакомство с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.
Искусство витража. Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража. Выполнение эскиза. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки.
5.Виды изобразительного искусства и основы образного языка(8 часов)
Изобразительное искусство в семье пластических
искусств. Рисунок - основа изобразительного творчества. Линия и её выразительные возможности. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи Объемные изображения в скульптуре Основы языка изображения
6. Мир наших вещей. Натюрморт (11 часов)
Реальность и фантазия в творчестве художника
Изображение предметного мира - натюрморт
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
Освещение. Свет и тень
Натюрморт в графике
Цвет в натюрморте
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)
7. Вглядываясь в человека. Портрет (7 часов)
Образ человека - главная тема искусства
Конструкция головы человека и ее пропорции
Изображение головы человека в пространстве
Графический портретный рисунок и выразительность образа
человека
Портрет в скульптуре Сатирические образы человека
Образные возможности освещения в портрете
Портрет в живописи
Роль цвета в портрете
8.Человек и пространство в изобразительном искусстве (9 часов)
Жанры в изобразительном искусстве Изображение пространства Правила линейной и воздушной перспективы Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства
Пейзаж-настроение. Природа и художник Городской пейзаж
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл
9. Изображение фигуры человека и образ человека (8 часов)
Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве
10.Поэзия повседневности (9 часов)
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры Сюжет и содержание в картине Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)
11.Великие темы жизни (9 часов)
Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох
Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Процесс работы над тематической картиной. Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века
12. Реальность жизни и художественный образ (9 часов)
Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве
Зрительские умения и их зачение для современного человека История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре
13.Дизайн и архитектура - конструктивныеискусства в ряду пространственных искусств.Художник - дизайн - архитектура.
Искусство композиции - основа дизайнаи архитектуры (9 час)
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.
Прямые линии и организация пространства.
Цвет-элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна
Буква- строка - текст. Искусство шрифта.
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.
Многообразие форм полиграфического дизайна.
14.Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий (6час)
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность.
Архитектура - композиционная организация пространства.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени
Роль и значение материала в конструкции. Цвет в архитектуре и дизайне.
15.Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (9 час)
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого
Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства
Ты - архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление
16.Человек в зеркале дизайна и архитектуры (11 час)
Мой дом - мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.
Интерьер комнаты - портрет ее хозяина. Дизайн вещнопространственной среды жилища.
Дизайн и архитектура моего сада.
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды.
Грим, визажистика и прическа в практике дизайна.
Имидж: лик или личина? Сфера имидж дизайна.
Моделируя себя - моделируешь мир.
17. Изобразительный язык и эмоционально - ценностное содержание синтетических искусств (10 часов)
Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах. Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.
Ведущий художественный, образно-созидательный элемент в спектакле - актёрская игра, в фильме - изображение.
Театр и экран - две грани изобразительной образности.
Сценография или театрально - декорационное искусство - особый вид художественного творчества. Сценография как искусство и производство.
Два направления художественной деятельности сценографа: создание образно-игровой среды (места действия спектакля), оформление сценического пространства и создание внешнего облика актёра. Сценический мир как композиция из реальных вещей и придуманных изображений, конструкций.
Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм. Грим, маска. Образность театрального грима и причёски. Маска - внешнее и внутреннее перевоплощение актёра. Традиции и культура театра масок
Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Искусство и специфика театрального костюма.
Относительная самостоятельность костюма в шоу-представлениях и театре моды.Театр кукол. Кукольный театр – единственный вид сценического искусства с главенствующей ролью художника. Художник куклы – создатель образа куклы-актёра. Виды театральных кукол и способы работы с ними.
18. Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств
(6 часов).
Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств. Художник и изобразительные средства. Роль художественных инструментов в творческом художественном процессе. Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино.
Фотография – расширение изобразительных возможностей. Фотография –взгляд, сохраненный навсегда. Фотография – новое изображение реальности. Грамота фотографирования и операторского мастерства.
Художественно-композиционные момента в съёмке. Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции, приобретённого в живописи, при построении фотокадра.
Фотография - искусство светописи. Натюрморт и пейзаж – жанровые темы фотографии.
Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета. Анализ своеобразия художественной образности фотопортрета. Фотоизображение – образное обобщение или лицо конкретного человека в кадре? Грамота портретной съёмки: определение точки и места съёмки, постановка света, выбор эмоционально-психологического состояния, позы и фона.
События в кадре. Информативность и образность фотоизображения. Событие как объект репортажной съёмки, требующий подготовки, оперативности. Мастерства. Фотоизображение как документ времени, летопись запечатлённых мгновений истории и зримая информация. Правда и ложь в фотографии. Семейный фотоальбом – история в родных лицах и память о своих родных.
19. Азбука экранного искусства (15 часов)
Кино - запечатлённое движение. Многоголосый язык экрана. Новый вид изображения – движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж.
Из истории кино. Киножанры. Изменяющееся и неизменное в фильмах от братьев Люмьеров до наших дней. Немы фильмы. Чёрно-белые фильмы. Цветные фильмы. Реклама и телевизионные клипы. Жанры кино: анимационный, игровой и документальный. Многообразие сюжетной событийности и жанровых форм в документальном кино. Бесконечный мир кинематографа. Компьютер на службе художника. Анимационный фильм.
20. Художник-зритель-современность (3 часа)
Язык и содержание трёх групп пластических искусств. Синтетические искусства. Их виды и язык. Современные проблемы пластических искусств.
Вечные истины искусства. Отражение вечных проблем в искусстве 20 века. Проблемы взаимосвязи жизни искусства с уровнем развития общественных вкусов. Искусство и нравственность.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.
Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля.
Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.
Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1.Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2.Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы. Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
Основная литература:
- Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
- Неменская, Л. А.. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека: учебник. 6 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
- Питерских А. С., Гуров Г. Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека: учебник. 7 - 8 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
- Питерских А. С., Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении: учебник. 8 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
Дополнительная литература:
- Изобразительное искусство. 5 класс: Поурочные планы по учебнику Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2011.
- Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека 5 класс: Поурочные разработки по изобразительному искусству: 5 класс. –М.: ВАКО, 2011.