Рабочая программа по ИЗО 4 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по ИЗО 4 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы Б.М. Неменского, Л.А.Неменской, Н.А. Горяева и др. «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1-4 класс./ под ред. Неменского Б.М» М.: «Просвещение», 2013г. г. К учебнику Изобразительное искусство: каждый народ - художник: 4 класс / Неменская Л.А. / под ред. Неменского Б.М. М.: «Просвещение», 2014г
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 4 класс УМК "Школа России"»
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы Б.М. Неменского, Л.А.Неменской, Н.А. Горяева и др. «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1-4 класс./ под ред. Неменского Б.М» М.: «Просвещение», 2013г. г. К учебнику Изобразительное искусство: каждый народ - художник: 4 класс / Неменская Л.А. / под ред. Неменского Б.М. М.: «Просвещение», 2014г
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Посравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задачи преподавания изобразительного искусства:
- формирование у обучающихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуруи включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельностидля визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Обучающиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности обучающихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления обучающихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества обучающихсяи уроковколлективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставокдает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы обучающихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитиеребенка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Содержание курса (34ч).
Каждый народ — художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)
Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4 классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Многообразие культур не случайно — оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны, они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую — в этом основы своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур создает богатство культуры человечества.
Цельность каждой культуры также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов. Каждую культуру нужно доносить как «целостную художественную личность».
Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не готовы к историческому мышлению, но им присуще стремление к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать правда художественного образа.
Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы гуашью, пастелью, а также с пластилином и бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4 класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
Истоки искусства твоего народа (8ч)
Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы творчества.
Пейзаж родной земли
Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.
Образ традиционного русского дома (избы)
Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.
Украшения деревянных построек и их значение
Единство вработе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окна, очи дома, украшались наличниками, фасад — лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти).
Деревня— деревянный мир
Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа.
Образ красоты человека
У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).
Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежды. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».
Народные праздники
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни.
Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.
Древние города твоей земли (7ч)
Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от слов «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет.
Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.
Древнерусский город-крепость
Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания.
Древние соборы
Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.
Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. «Постройка» древнего собора из бумаги. Коллективная работа.
Древний город и его жители
Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.
Древнерусские воины-защитники
Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов.
Древние города Русской земли
Знакомство со своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и др. Они похожи и не похожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.
Узорочье теремов
Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего задания.
Праздничный пир в теремных палатах
Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.
Каждый народ — художник (11 ч)
Учитель может выбрать три культуры: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии, как пример культуры Востока. Но учитель может взять для изучения, например, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках.
Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по разным странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.).
Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представленийо счастье и красоте жизни.
Образ художественной культуры Древней Греции
Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).
Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полу объемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.
Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).
Образ художественной культуры Японии
Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.
Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.
Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы
Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.
Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно осознание того, что постройки, одежды, украшения у различных народов очень разные.
Искусство объединяет народы (8 ч)
Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком.
Темы в течение года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники и т. д. Дети должны были осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато различными художественными культурами и что они не случайно разные.
Теперь задачи принципиально меняются — от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни.
Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории.
Все народы воспевают материнство
Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.
Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, отношение друг к другу.
Все народы воспевают мудрость старости
Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.
Изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир.
Сопереживание — великая тема искусства
С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.
Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).
Герои, борцы и защитники
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов. Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком).
Юность и надежды
Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Искусствонародов мира (обобщение темы)
Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся 4 классов.
Обучающиеся 4 класса должны
знать/понимать:
основные виды и жанры изобразительных искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстетическом восприятии работ;
простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
названия наиболее крупных художественных музеев России;
названия известных центров народных художественных ремесел России.
уметь:
применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой
деятельности;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной
творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в
иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельной творческой деятельности;
обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
Планируемые результаты личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания
Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению не успешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Оценка деятельности обучающихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
«4» («хорошо») - обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
«3» («удовлетворительно») - обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.
«2» («плохо») - обучающийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.
Учебно-методическое обеспечение реализации учебной программы.
Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. /Под редакцией Б.М.Неменского/. - М.: Просвещение, 2014г.
Горяева Н.А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4класс. – М.: Просвещение, 2014.
ИКТ и ЦОР:
1. http://school-collection.edu.ru/about/
2.http://www.openclass.ru/
3.http://www.zavuch.info/
4.http://900igr.net/prezentacii-po-izo.html
5.http://tapisarevskaya.rusedu.net/
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
МТБ
Тема урока
Тип урока
Вид контроля
Д/З
Основные виды учебной деятельности
Планируемые предметные результаты освоения материала
Характеризовать красоту природы родного края. Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж)
Воспринимать и эстетически оценивать красоту природы родной земли. Давать эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Учиться видеть разнообразие природной среды и называть особенности среднерусской природы. Называть характерные черты родного для ребенка пейзажа. Овладевать живописными навыками работы гуашью
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения
Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж)
Учиться видеть красоту природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Называть роль искусства в понимании красоты природы. Представлять изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Учиться видеть красоту разных времен года. Овладевать живописными навыками работы гуашью
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям
3
ЭП
Деревня - деревянный мир
Урок формирования умений и навыков
Текущий
Д/з
Рассуждать о роли природных условий в характере традиционной культуры народа. Рассказывать об избе, как образе традиционного русского дома. Рассказывать о воплощении в конструкции и декоре избы космогонических представлений — представлений о порядке и устройстве мира. Объяснять конструкцию избы и назначение её частей. Понимать единство красоты и пользы, единство функциональных и духовных смыслов. Рассказывать об украшениях избы и их значениях. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Изображать избу или моделировать её из бумаги (объём, полуобъём). Использовать материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Учиться видеть традиционный образ деревни и понимать связь человека с окружающим миром природы. Называть природные материалы для постройки, роль дерева. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов: венец, клеть, сруб, двускатная крыша.
Овладевать навыками конструирования — конструировать макет избы. Учиться изображать графическими или живописными средствами образ русской избы.-
Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя
4
ЭП
Деревня - деревянный мир
Комбинированный урок
Текущий
Д/з
Рассказывать о деревянной храмовой архитектуре. Раскрывать традиции конструирования и декора избы в разных областях России. Создавать образ традиционной деревни: коллективное панно или объёмная пространственная постройка из бумаги (с объединением индивидуально сделанных деталей)
Называть различные виды изб. Объяснять разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы, избы и других построек традиционной деревни и т. д. Видеть красоту русского деревянного зодчества. Понимать значение слова «зодчество». Учиться создавать коллективное панно (объёмный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений
Овладевать навыками коллективной работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата
Объяснять представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма. Размышлять о традиционной одежде как о выражении образа красоты человека. Рассматривать женский праздничный костюм как концентрацию народных представлений об устройстве мира. Изображать женские и мужские образы в народных костюмах, использовать гуашь, кисти, бумагу, клей, ножницы. (Вариант задания:изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур.)
Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. Овладевать навыками изображения фигуры человека
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Осуществлять поиск информации, используя материалы представленных рисунков и учебника, выделять этапы работы
Характеризовать и эстетически оценивать образы человека - труженика в произведениях художников
(А.Венецианов, И.Аргунов, В.Суриков, В. Васнецов, В.Тропинин, 3.Серебрякова, Б. Кустодиев).
Рассуждать об образе труда в народной культуре.
Изображать сцены труда из крестьянской жизни
Учиться изображатьсцены труда из крестьянской жизни
Участвоватьв обсуждении содержания и выразительных средств. Пониматьценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Давать оценкусвоей работе и работе товарища по заданным критериям
Рассказывать о празднике как о народном образе радости и счастливой жизни. Понимать роль традиционных народных праздников в жизни людей. Изображать календарные праздники (коллективная работа - панно): осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др., используя гуашь, кисти, листы бумаги (или обои), (возможно создание индивидуальных композиционных работ)
Эстетически оцениватькрасоту и значение народных праздников. Создаватьиндивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника. Овладеватьна практике элементарными основами композиции. Осваивать алгоритм выполнения коллективного панно на тему народного праздника
Проектироватьизделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
Воспринимать и характеризовать образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.). Продолжить работу по выполнению коллективного панно на тему народного праздника
Знатьи называтьнесколько произведений русских художников на тему народных праздников. Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника. Овладеватьна практике элементарными основами композиции. Осваиватьалгоритм выполнения коллективного панно на тему народного праздника
Овладеватьнавыками коллективной работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлятьсамоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата
Характеризовать образ древнего русского города. Объяснять значение выбора места для постройки города. Рассказывать о впечатлении, которое производил город при приближении к нему. Описывать крепостные стены и башни, въездные ворота. Объяснять роль пропорций в формировании конструктивного образа города.
Знакомиться с картинами русских художников (А.Васнецова, И. Билибин, Н Рерих, С.Рябушкин и др.).
Создавать макет древнерусского города (конструирование из бумаги или лепка крепостных стен и башен). (Вариант задания:изобразительный образ города-крепости).
Использовать материалы, бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки; графические материалы
Пониматьи объяснятьроль и значение древнерусской архитектуры. Знатьконструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад).
Анализироватьроль пропорций в архитектуре, пониматьобразное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства. Называтькартины художников, изображающих древнерусские города. Создаватьмакет древнерусского города.
Составлять рассказ о соборах как о святыни города, воплощении красоты, могущества и силы государства, как об архитектурном и смысловом центре города.
Раскрывать особенности конструкции и символики древнерусского каменного храма, объяснять смысловое значение его частей.
Называть значение постройки, украшения и изображения в здании храма.
Создавать макет города с помощью лепки или постройки макета здания древнерусского каменного храма, (вариант задания: изображение храма). Использовать материалы: пластилин, стеки, коробки, ножницы, клей; гуашь, кисти, бумагу
Получать представлениео конструкции здания древнерусского каменного храма.
Пониматьроль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов Моделироватьили изображать древнерусский храм (лепка или постройка макета здания; изобразительное решение)
Проектироватьизделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.
Осуществлятьанализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
Называть основные структурные части города: Кремль, торг, посад. Рассказывать о размещении и характере жилых построек, их соответствии сельскому деревянному дому с усадьбой.
Рассказывать о монастырях как о произведении архитектуры и их роли в жизни древних городов.
Рассказывать о жителях древнерусских городов, о соответствии их одежды архитектурно-предметной среде. Выполнять коллективную работу: моделирование жилого наполнения города, завершение постройки макета города. Вариант задания: изображение древнерусского города (внешний или внутренний вид города).
Использовать материалы: бумагу, коробки, ножницы, клей; тушь, палочка или гуашь, кисти
Называтьосновные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение. Изображатьи моделироватьнаполненное жизнью людей пространство древнерусского города.
Учиться пониматькрасоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры. Интересоватьсяисторией своей страны
Участвоватьв творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлятьсамоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Формулироватьсобственное мнение и позицию
Рассказывать об образе жизни людей древнерусского города; о князе и его дружине, о торговом люде. Характеризовать одежду и оружие воинов: их форму и красоту. Определять значение цвета в одежде, символические значения орнаментов.
Развивать навыки ритмической организации листа, изображения человека.
Изображать древнерусских воинов, княжескую дружину. Использовать материалы: гуашь и кисти или мелки, бумагу
Определять общий характер и архитектурное своеобразие разных городов.
Рассказывать о старинном архитектурном образе Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориально близких городов). Характеризовать особый облик города, сформированный историей и характером деятельности жителей.
Рассказывать о храмах - памятниках в Москве: о Покровском соборе (храм Василия Блаженного) на Красной площади, о каменной шатровой церкви Вознесения в Коломенском. Беседа-путешествие — знакомство с исторической архитектурой города.
(Вариант задания: живописное или графическое изображение древнерусского города.) Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу или мелки
Анализироватьценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры.
Восприниматьи эстетически переживатькрасоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории.
Выражатьсвое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.
Рассуждатьоб общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России.
Объяснятьзначение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества.
Создаватьобраз древнерусского города
Участвоватьв обсуждении содержания и выразительных средств.
Пониматьценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Воспринимать,сравнивать, анализировать объекты, отмечать особенности формы и украшений.
Осуществлятьанализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
Рассказывать о росте и изменении назначения городов — торговых и ремесленных центров. Иметь представление о богатом украшении городских построек, о теремах, княжеских дворцах, боярских палатах, городских усадьбах.
Объяснять отражение природной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов).
Изображать интерьер теремных палат.
Использовать материалы: листы бумаги для панно (бумага тонированная или цветная), гуашь, кисти
Иметь представлениео развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат). Различатьдеятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат.
Выражать в изображениипраздничную нарядность, узорочье интерьера терема (подготовка фона для следующего задания).
Проектироватьизделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.
Строить рассужденияв форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитыватьправила в планировании и контроле способа решения
15
ЭП
Пир в теремных палатах (обобщение темы)
Урок-
Фантазия
Д/з
Объяснять роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.
Изображать праздник в интерьере царских или княжеских палат, участников пира (бояр, боярынь, музыкантов, царских стрельцов, прислужников). Изображать посуду на праздничных столах.
Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу, ножницы, клей
Пониматьроль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города. Создаватьизображения на тему праздничного пира в теремных палатах.
Создаватьмногофигурные композиции в коллективных панно
Сотрудничатьв процессе создания общей композиции. Овладеватьнавыками коллективной работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлятьсамоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии
Урок введения в новую тему
Текущий
Д/з
Рассказывать о художественной культуре Японии , как об очень целостной, экзотичной и в то же время вписанной в современный мир.
Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, их многозначность и символический смысл. Рассказывать о традиционных постройках: о легких сквозных конструкциях построек с передвижными ширмами, отвечающих потребности быть в постоянном контакте с природой. Изображать природу через характерные детали. Использовать материалы: листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как свиток, акварель (или жидко взятая гуашь), тушь, мягкая кисть
Обрести знания омногообразии представлений народов мира о красоте.
Иметь интереск иной и необычной художественной культуре.
Иметь представления оцелостности и внутренней обоснованности различных художественных культур. Восприниматьэстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы.
Иметь представлениеоб образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды). Пониматьособенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.
Изображатьприроду через детали, характерные для японского искусства (ветки дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки. Приобретать новые навыкив изображении природы, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки.
Участвоватьв обсуждении содержания и выразительных средств.
Пониматьценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Давать оценкусвоей работе и работе товарища по заданным критериям
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии
Комбинированный урок
Текущий
Д/з
Характеризовать образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья- кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Называть характерные особенности японского искусства: графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия. Изображать японок в кимоно, передавать характерные черты лица, прически, волнообразные движения фигуры. (Вариант задания: выполнение в объёме или полу - объёме бумажной куклы в кимоно)
Создаватьженский образ в национальной одежде в традициях японского искусства.
Сопоставлятьтрадиционные представления о красоте русской и японской женщин.
Приобретать новые навыкив изображении человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки.
Осваиватьновые эстетические представления о поэтической красоте мира
Осуществлятьанализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
18
ЭП
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии
Урок-проект
Д/з
Объяснять особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Называть традиционные праздники: «Праздник цветения вишни-сакуры», «Праздник хризантем» и др.
Создавать коллективное панно «Праздник цветения вишни - сакуры» или «Праздник хризантем» (плоскостной или пространственный коллаж). Использовать материалы: большие листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей
Создаватьобраз праздника в Японии в коллективном панно.
Осваиватьновые эстетические представления о поэтической красоте мира
Овладеватьнавыками коллективной работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлятьсамоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
Создаватьэлементарные композиции на заданную тему, давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их
Рассказывать о разнообразии природы нашей планеты и способности человека жить в самых разных природных условиях. Объяснять связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа.
Видеть изобретательность человека в построении своего мира. Называть природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи. Изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков). Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу
Пониматьи объяснитьразнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру. Изображатьсцены жизни людей в степи и в горах, передаватькрасоту пустых пространств и величия горного пейзажа.
Овладеватьживописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы
Создаватьэлементарные композиции на заданную тему, давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их
Создавать образ древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитектурных построек).
Использовать материалы: цветная бумагу, мелки, ножницы, клей
Характеризоватьособенности художественной культуры Средней Азии. Объяснятьсвязь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов.
Создаватьобраз древнего среднеазиатского города.
Овладеватьнавыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики
Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении
Рассказывать об особом значении искусства Древней Греции для культуры Европы и России. Определять храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Видеть красоту построения человеческого тела — «архитектуру» тела, воспетую греками. Изображать греческий храм (полу объёмные или плоские аппликации) для панно или объёмное моделирование из бумаги; изображать фигуры олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия;
Использовать материалы: бумагу, ножницы, клей; гуашь, кисти
Эстетически восприниматьпроизведения искусства Древней Греции, выражатьсвое отношение к ним. Уметь отличатьдревнегреческие скульптурные и архитектурные произведения.
Уметь характеризоватьотличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки.
Знакомиться с образом готических городов средневековой Европы: узкие улицы и сплошные фасады каменных домов. Видеть красоту готического храма, его величие и устремленность вверх, готические витражи и производимое ими впечатление.
Рассказывать о ратуше и центральной площади города, о городской толпе, сословном разделении людей. Рассматривать средневековые готические костюмы, их вертикальные линии, удлиненные пропорции. Подготовительный этап: изучать архитектуру, одежду человека и его окружение (предметный мир) европейских городов средневековья
Видетьи объяснятьединство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Использоватьвыразительные возможности пропорций в практической творческой работе.
Развиватьнавыки изображения человека в условиях новой образной системы.
Пониматьзначение выражения «готический стиль»
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Участвоватьв обсуждении содержания и выразительных средств.
Пониматьценность искусства з соответствии гармонии человека с окружающим миром
Видеть единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Создавать панно «Площадь средневекового города» (или «Праздник цехов ремесленников на городской площади»). Использовать материалы: цветную и тонированную бумагу, гуашь, кисти (или пастель), ножницы, клей
Создаватьколлективное панно. Использоватьи развиватьнавыки конструирования из бумаги (фасад храма)
Обретатьновые навыки в конструировании из бумаги. Овладеватьнавыками коллективной работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлятьсамоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата
26
ЭП
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
Комбинированный урок
Текущий
Д/з
Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира. Объяснять влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа). Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами. Участвовать в выставке работ и беседе на тему «Каждый народ — художник».
Понимать разности творческой работы в разных культурах
Осознаватьцельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений.
Узнаватьпо предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках. Соотноситьособенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно творческой деятельности
Пониматьценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Давать оценкусвоей работе и работе товарища по заданным критериям
Искусство объединяет народы (8 часов)
27
ЭП
Материнство
Урок введения в новую тему
Текущий
Д/з
Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений.
Развивать навыки творческого восприятия произведений искусства и композиционного изображения.
Изображать (по представлению) образ матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отношения друг к другу.
Использовать материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага
Изображатьобраз материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни
Осуществлятьпоиск информации, используя материалы представленных рисунков и учебника, выделять этапы работы.
Участвоватьв творческой деятельности при выполнении учебных практических работ
28
ЭП
Материнство
Урок-проект
Д/з
Продолжение работы. Изображать (по представлению) образ матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отношения друг к другу.
Использовать материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага
Изображатьобраз материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни
Участвоватьв творческой деятельности при выполнении учебных практических работ
29
ЭП
Мудрость
старости
Комбинированный урок
Текущий
Д/з
Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.
Видеть выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т.д.). Создавать изображение любимого пожилого человека, передавать стремление выразить его внутренний мир. Использовать материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага
Развиватьнавыки восприятия произведений искусства.
Создаватьв процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений)
Участвоватьв обсуждении содержания и выразительных средств.
Пониматьценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Давать оценкусвоей работе и работе товарища по заданным критериям
30
ЭП
Сопереживание
Комбинированный урок
Текущий
Д/з
Рассуждать о том, что искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя.
Учиться видеть изображение печали и страдания в искусстве.
Создавать рисунок с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.). Использовать материалы: гуашь (черная или белая), кисти, бумага
Уметь объяснять, рассуждать,как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание.
Эмоционально откликатьсяна образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия.
Выражатьхудожественными средствами свое отношение при изображении печального события. Изображатьв самостоятельной творческой работе драматический сюжет
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Участвоватьв обсуждении содержания и выразительных средств.
Пониматьценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром
31
ЭП
Герои-
защитники
Комбинированный урок
Текущий
Д/з
Рассуждать о том, что все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве.
Выполнять лепку эскиза памятника герою.
Использовать материалы: пластилин, стеки, дощечка
Приобретатьтворческий композиционный опыт в создании героического образа.
Приводитьпримеры памятников героям Отечества.
Приобретатьтворческий опыт создания проекта памятника героям (в объеме).
Овладеватьнавыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в скульптуре
Участвоватьв обсуждении содержания и выразительных средств.
Пониматьценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Давать оценкусвоей работе и работе товарища по заданным критериям
32
ЭП
Юность и надежды
Урок-проект
Д/з
Рассуждать о том, что в искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям. Выполнять изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Использовать материалы: гуашь, кисти или мелки, бумага
Приводить примерыпроизведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражатьсвое отношение к ним.
Выражатьхудожественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты. Развиватькомпозиционные навыки изображения и поэтического видения жизни
Строить рассужденияв форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитыватьправила в планировании и контроле способа решения
33
34
Искусство
народов мира (обобщение темы)
Урок-
Выставка
Д/з
Нет задания
Рассказыватьоб особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты.
Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира.
Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки
Объяснятьи оцениватьсвои впечатления от произведений искусства разных народов.
Узнаватьи называть,к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры
Осуществлятьанализ объектов выделением существенных и несущественных признаком; строить, рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Строить рассуждениян форме связи простых суждений об объекте, его строении