Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Изобразительное искусство. 1 класс»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе:
Примерной рабочей программы по учебному предмету И.Э. Кашековой.
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ (ред. От 13.07.2015 г.; с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015г.)
Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта начального общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ №253 г. Москвы от 31.03.2014 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» (ред. от 21.04.2016)
Учебный план Карагайской СОШ, филиала МАОУ Дубровинской СОШ на 2016/2017 учебный год. Приказ №123/1 – ОД, от 31 августа 2016 года.
Целью изучения предмета «Изобразительное искусство» является развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.
В соответствии с этой целью решаются следующие задачи:
• воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
• развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах (изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне), их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Общая логика учебно-методического комплекта выстраивается с учетом концептуальных идей системы «Перспективная начальная школа».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМПЛАНЕ
Согласно ФГОС предмет «Изобразительное искусство» располагается в учебном плане в предметной области «Искусство». Изучается в 1–4 классах в объеме 135 ч; занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю. Программа составлена таким образом, что при возможности добавления часов из компонента образовательной организации или благодаря интеграции предметов «Изобразительное искусство» и «Технология» («Изобразительное искусство и художественный труд») за счет вариативности заданий ее можно использовать для проведения двух уроков в неделю.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
• в ценностно-ориентационной сфере: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
• в трудовой сфере: овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления бытовой и производственной среды;
• в познавательной сфере: развитие способности ориентироваться в мире народной художественной культуры; овладение элементарными средствами художественного изображения – для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
• в ценностно-ориентационной сфере: формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества и к культуре других народов, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другому восприятию мира;
• в трудовой сфере: обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору;
• в познавательной сфере: развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе. Учащиеся:
• получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, их роли в культурном становлении человечества;
• узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них;
• определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства;
• интерпретируют содержание произведений искусства, ведут диалог с автором и сверстниками по поводу содержания произведения;
• имеют представление о знаково-символической природе изобразительного искусства;
• применяют выразительные средства разных искусств для создания художественного образа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс (30 ч)
Раздел 1. Мой дом в искусстве (15 ч)
Дом, в котором я живу (2 ч). Опыт восприятия окружающего мира. Внешний вид зданий разного предназначения. Отличие жилого дома от дворца, замка, общественного здания (величина, украшение). Описание дома, оперируя понятиями: большой, маленький, красивый, обычный, необычный, старый, новый, высокий, низкий, многоэтажный, деревянный, каменный, нравится, не нравится. Поиск в домах на фотографиях черт, сходных с собственным домом; определение, что нравится, что не нравится; объяснение почему. Понимание того, что прежде чем построить дом, его надо нарисовать. Художественные материалы: цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, цветная бумага.
Художественная деятельность. 1. Предлагается дорисовать дома, фрагментарно изображенные в рабочей тетради (цветные карандаши, фломастеры). 2. Изображение своего дома таким, каким ребенку хочется его увидеть (восковые мелки, аппликация, пластилин или конструирование из бумаги).
Моя мама (1 ч). Представление о своем доме в первую очередь ассоциируется с образом матери. Изображение матери и ребенка художниками разных стран в разные времена (в иконе – «Богоматерь Владимирская», в живописи – Леонардо да Винчи, Рембрандт, П. Пикассо, А. Дейнека, Г. Климт, К. Петров-Водкин, А. Пластов). Качества мамы, которые выделяют художники в своих произведениях. Сравнение образа матери и ребенка у разных художников. Описание отношения матери к ребенку, выявленное по ее взгляду, жесту.
Сравнение образов Богоматери на иконе «Богоматерь Владимирская» и картине Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа». Качества мамы, которые выделяют художники в своих произведениях. Слова для справки: ласковая, добрая, заботливая, спокойная, строгая, веселая, отзывчивая, нежная, счастливая, грустная, печальная, радостная, усталая, встревоженная, любящая.
Художественная деятельность. Изобразить себя рядом с мамой.
Семья – семь «Я» (2 ч). Интерпретация смысла поговорки «Семья – это семь “Я”». Изображение разных семей и взаимоотношений внутри них (семья фараона Эхнатона; «Семья молочницы» Л. Ленена; «Святое семейство» Рембрандта). Описание сюжета картины по плану. (Кто изображен на картине? Что делают герои картины? Что выражают их лица? Как природа и окружающая среда отражают настроение людей?) Варианты размещения фигур на листе. Рассказ о картине Рембрандта «Святое семейство». Слова для справки: дружный, заботливый, трудолюбивый, нежный, безмятежный, безразличный, спокойный, сосредоточенный, любящий, тихий, теплый, ласковый, уютный.
Художественная деятельность. Нарисовать свою семью (карандаш, фломастеры или восковые мелки).
Семья за обедом (1 ч). Наблюдение художниками жизни разных семей. Обед как важное семейное действо, показатель особенностей быта и взаимоотношений между членами семьи (семьи богатые или бедные, городские или сельские; отношения дружные или напряженные; о чем эти люди могут разговаривать между собой). Предметы, расположенные художниками на столе, рассказывают о людях, которые ими пользуются, об образе их жизни.
Художественная деятельность. Нарисовать предметы, которые могут рассказать об образе жизни их хозяина.
«Красна изба пирогами» (1 ч). Изображение художниками предметов, используемых во время чаепития, – чайников, чашек, самовара, и разнообразных лакомств. Особое отношение на Руси к пряникам. Способы изготовления пряников в старинных русских городах. Пряники лепные и печатные. Формы и украшения пряничных досок.
Художественная деятельность. Слепить «пряник», придав ему такую форму и вид, чтобы было понятно, для кого он предназначен (пластилин, пластик или скульптурная глина).
Мои игрушки (1 ч). Из истории развития куклы. Самодельные куклы из деревяшек, соломы, тряпочек. Современные куклы, изготавливаемые фабричным способом. Игрушки должны быть добрыми и создавать у детей хорошее настроение. В производстве игрушек важную роль играет работа художника. Этапы работы с бумагой.
Художественная деятельность. Сделать игрушку на основе цилиндра из белой или цветной плотной бумаги.
Мои книжки (1 ч). Детские книги красивы и нарядны. В детских книгах всегда много иллюстраций, которые художник рисует к тесту. Одних и тех же персонажей разные художники изображают по-своему. Сравнение изображений медведя, лисицы, волка или других зверей, выполненных разными художниками. Определение художника по его художественной манере. Понимание того, что художник, передавая главные черты героя, придает ему определенную индивидуальность. Портрет – это изображение реального человека или литературного героя. Работу над портретом начинают с размещения фигуры в центре листа, цветом намечают пятно лица и шею. Особенности работы цветным мелком – плашмя и кончиком.
Художественная деятельность. Изобразить гуашью или цветными мелками на тонированной бумаге портрет главного героя любимой книжки.
Одежда (2 ч). Одежда не только украшает человека, она оберегает его от непогоды. Удобная и красивая одежда создает хорошее настроение у самого человека и тех, кто на него смотрит. Определение, какая одежда подойдет для праздника, а какая – для спорта, учебы, загородной прогулки. Модную одежду создают художники-модельеры. Художественная деятельность. Придумать разные фасоны одежды и «одеть» куклу-модель, нарисованную в рабочей тетради. Мода на одежду существует очень давно. Раньше люди носили одежду совсем не похожую на современный костюм. Костюмы людей разных стран в разное время. Люди, одетые в старинные костюмы, напоминают героев разных сказок. Определение костюмов героев одной сказки.
Художественная деятельность. Нарисовать костюм для своего любимого сказочного героя (акварель, гуашь).
Мебель (1 ч). В каждом доме есть мебель: столы, стулья, кровати, диваны, шкафы. Мебель может быть очень разнообразной по форме, цвету, материалу. Рассмотреть разнообразие форм и стилей мебели на примере стула или стола. Красота и удобство мебели. Выбрать среди изображений стульев и столов разной формы и декора те, что подходят друг другу по стилю. Декор – украшение. Стиль – сходные черты.
Художественная деятельность. Сконструировать стул или скамейку для сказочного персонажа. Стул должен быть удобным, красивым и подходить герою, для которого он предназначен (белая и цветная бумага, ножницы, клей, краски или фломастеры).
Домашние животные (1 ч). Наблюдение за жизнью домашних животных, их движениями, привычками. Художники, изображая животное, передают его характер и настроение (веселый, добродушный, дружелюбный или злобный, сварливый, агрессивный). Рассмотреть рисунки художников (В. Сутеева, В. Чижикова, Е. Чарушина и др.). Рассказать, какой характер у зверей. Слова для справки: нежный, преданный, злой, коварный, трогательный, веселый, любопытный, хитрый, храбрый, трусливый, забияка, шалун. Изображение общей формы животного «от пятна» с последующим добавлением деталей. Выбор размера пятна и размещение фигуры на листе.
Художественная деятельность. Изобразить домашнее животное, например кошку. Передать его характер (гуашь, пастель, сангина, уголь, роллер). Фоном может служить стена комнаты или окно.
Все дома (1 ч). В выходные дни вся семья собирается дома. Совместная работа по дому (уборка, приготовление пищи) и отдых (чтение, просмотр фильма, игра в шахматы, прогулка за город и т.д.). Изображение художниками отдыха разных семей и оценка ситуаций, представленных в произведениях искусства. Слова для справки: добрый, веселый, уютный, тоскливый, солнечный, заботливый, умный, требовательный, суровый, осторожный, чуткий, надменный, шутливый, капризный, будничный, праздничный, ленивый, трудолюбивый, бедный, состоятельный, строгий.
Художественная деятельность. Описать содержание картин на темы семейного отдыха и придумать им названия.
Отдых семьей (1 ч). Художников во все времена привлекала тема отдыха в семейном кругу. Сюжеты картин П. Кончаловского, А. Дейнеки, А. Матисса, П.-О. Ренуара и др. на темы семейного отдыха. Размещение изображения на всей плоскости листа.
Художественная деятельность. Изобразить, как семья провела рождественские каникулы, или помечтать о лете и придумать эпизод летнего отдыха с семьей.
Раздел 2. Мои друзья всегда со мной (5 ч)
Мой самый лучший друг (1 ч). Рассмотреть рисунки и картины художников, изображающие детей (В. Серов, З. Серебрякова, А. Пластов и др.). Сосредоточить внимание на том, как художник относится к изображенным детям, какие черты и качества подчеркивает. Прочитать отрывки из стихотворений о друзьях; сравнить с образами, представленными художниками, и соотнести с образами своих друзей.
Художественная деятельность. Нарисовать своего лучшего друга или подругу. Отразить, чем они увлекаются. Возможно их изображение в костюмах сказочных героев или с любимой игрушкой в руках.
Мы вместе учимся и играем (1 ч). Человек учится всегда, когда получает новую, полезную информацию: на уроке в школе, читая книгу, просматривая фильм, беседуя с другим человеком. Художники, изображая, как люди общаются друг с другом, показывают взаимоотношения между ними, их характеры и привычки.
Художественная деятельность. Коллективная работа на одну из тем: «Урок в школе», «Веселая переменка», «На прогулке». Каждый ученик рисует одну фигурку ребенка. Все изображения наклеиваются на лист, подготовленный учителем, чтобы получилась общая картина. Предварительно в рабочей тетради можно потренироваться порисовать фигурки детей в разных поворотах.
Мы мечтаем. День рождения друга (1 ч). Рассмотреть картины, изображающие беседующих детей (например: В. Серов «Дети. Саша и Юра»; З. Серебрякова «Девочки»; А. Дейнека «Будущие летчики» и др.). Предложить ребенку представить себя среди этих детей и рассказать, о чем идет разговор, о чем дети мечтают. Слова для справки: мечтатель, фантазер, задумчивый, героический, находчивый, выдумщик, сильный, добрый, умный.
Каждый человек отмечает свой день рождения и дни рождения близких ему людей. Принято поздравлять друзей с днем рождения, дарить подарки. Рассмотреть варианты оформления поздравительных открыток, приемы стилизации в изображении растений, животных, птиц. Особенности поздравительной открытки: красочность, нарядность, праздничность. План работы над открыткой: 1. Придумать, что другу приятно было бы получить в подарок. 2. Подготовить нужный по размеру и форме лист бумаги. 3. Выбрать художественный материал – краски, цветную бумагу, цветные карандаши или фломастеры. 4. Определить цвет фона. 5. Вырезать элементы изображения и наклеить их на фон. 6. Цветным фломастером можно написать поздравление другу.
Художественная деятельность. Сделать поздравительную открытку в подарок другу.
Четвероногий друг (1 ч). У многих людей есть животные. Самым преданным другом может быть собака. Рассмотреть фотографии разных собак и рисунки художников, изображающие взаимоотношения детей с четвероногими друзьями. Рассказать о своем четвероногом друге. Слова для справки: веселый, добрый, радостный, забавный, красивый, непослушный, кусачий, преданный, любящий, мохнатый, нежный, отважный.
Художественная деятельность. Слепить из пластилина или глины себя и свою собаку. Если собаки нет, придумать ее. Показать отношения между друзьями – человеком и собакой.
Праздник с друзьями (1 ч). Настоящие друзья всегда рядом – и в будни и в праздники. Вспомнить, какие праздники ребенок встречал вместе с друзьями. Подготовка к празднику. Исполнение ролей сказочных персонажей. Характер и внешний вид персонажа.
Художественная деятельность. Сделать из бумаги головной убор для любимого героя сказки.
Раздел 3. Природа – лучший учитель художника (10 ч)
Природа Земли (1 ч). Человек живет на большой и прекрасной планете Земля. Природа Земли разнообразна: равнины, степи, леса, моря, горы. Рассказать, что привлекает в разных природных ландшафтах, чем нравятся горы, моря, леса, равнины и др. Рассмотреть изображения природы художниками в разное время года и в разную погоду. Вспомнить, какие места ребенок видел на картинах, по телевизору или где побывал сам. Сравнить, соответствует ли изображение этих мест на картине личным впечатлениям. Определить, какие цвета художники используют для изображения листвы, травы, неба, воды. Какие цвета художники используют для изображения зимы, весны, лета, осени. Пейзаж – изображение природы в искусстве.
Посмотри на небо (1 ч). Небо бывает приветливым и нежным, грозным и страшным. Художники любят изображать разные его состояния. Иногда по небу плывут пушистые белые облака. Рассмотреть изображения облаков на картинах художников (например, Н. Рериха). Разнообразие формы облаков. Вспомнить, как летом в солнечную погоду можно рассматривать облака и представлять, на что они похожи.
Художественная деятельность. Пофантазировать и изобразить белые пушистые облака на чистом небе (пастель или белый мел, фон – голубая, синяя или фиолетовая бумага). Приемы работы пастелью.
Поля, луга и поляны (1 ч). Равнинная местность может быть совсем не скучной, если увидеть ее глазами художника. Соотнести фрагменты с изображением поля, луга, листвы с картинами художников и найти, откуда они. Пейзажи И. Левитана, И. Шишкина, И. Куинджи, М. Нестерова с изображением степи, поля, луга.
Художественная деятельность. Изобразить гуашью или пастелью фрагмент поля, луга или поляны.
Моря и горы (1 ч). Рассмотреть изображения моря и гор в картинах художников. Рассказать, какие они. Вспомнить литературные произведения (стихи, сказки, рассказы), где действие происходит на море или в горах. Как авторы описывают море и горы?
Художественная деятельность. Изобразить море или горы в технике аппликации.
Деревья (2 ч). На Земле много разнообразных деревьев. Они большие или маленькие, толстые или тонкие, мощные или нежные. Породы деревьев и их внешний вид. Изображение деревьев в произведениях художников. Характер деревьев.
Художественная деятельность. Изобразить тонкое, нежное, молодое деревце или большое, крепкое, мощное дерево (уголь или роллер). Выполнить пейзаж в технике аппликации (цветная бумага, разноцветные кусочки ткани, фантики от конфет).
Насекомые (1 ч). В природе в теплое время года можно увидеть множество насекомых: бабочки, стрекозы, жуки, осы, мухи и т.д. Одни насекомые безвредные и красивые, другие – страшные и опасные или надоедливые. Вспомнить, каких насекомых видел ребенок и чем они ему запомнились. Героями каких сказок являются насекомые? Какие они – добрые или злые, красивые или уродливые? Рассмотреть внимательно фотографии жуков и бабочек, их форму и узоры. Определить, из каких простых элементов состоят их узоры (полоски, кружки, треугольники).
Художественная деятельность. Выполнить с друзьями коллективную работу. Сначала подготовить фон: на большом листе бумаги изобразить небо, землю, ствол дерева или радугу. Каждому нарисовать бабочку или жука, гусеницу или стрекозу. Вырезать и наклеить индивидуальные работы на подготовленный фон.
Домашние животные на природе (1 ч). На природе под присмотром человека живут разнообразные домашние животные и птицы: лошади, коровы, овцы, козы, утки, гуси, куры, индюки. Рассмотреть, как художники изобразили домашних животных. Рассказать, какие они. Слова для справки: добрый, забавный, задиристый, непослушный, кусачий, опасный, нежный, сильный, упрямый, уставший, пугливый.
Художественная деятельность. Изобразить домашнее животное. Подобрать технику, которая отвечает замыслу. Передать его облик и характер.
Дикие животные (1 ч). В лесах, степях, горах живут дикие животные. Дикие животные бывают травоядными и хищниками. Вспомнить качества, свойственные диким животным. Определить, какие качества животных подчеркнули художники в своих произведениях (А. Дюрер, В. Ватагин, П. Пикассо и др.). Вспомнить сказки, героями которых являются животные.
Художественная деятельность. Изобразить дикое животное: доброго пугливого зайчика или смелую, гибкую пантеру; быструю, легкую лань или разъяренного тигра (гуашь или пастель).
Обобщающий урок. Мы все – жители планеты Земля (1 ч). Обобщение материала. Ребенок в этом учебном году познакомился с изобразительным искусством и узнал, что произведения художников посвящены самым важным для каждого человека темам: семье, родному дому, дружбе, любви к природе и животным. Одним словом, тому, что человека постоянно окружает, к чему он привык и поэтому не всегда замечает. Художник, изображая окружающий мир, обязательно выражает свое отношение – восхищение или разочарование, удивление или недоумение, восторг или тревогу. Художник учит каждого человека видеть и ценить то обыденное, что всегда находится рядом. Научись и ты ценить свой дом, свою семью, свой город или село, где ты живешь, и наш общий дом – планету Земля.
Художественная деятельность. Выполнить коллективную работу на тему «Мы все – жители планеты Земля!».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (30 ч)
№ п/п
Дата
Тема
1
2
2.09
9.09
Дом, в котором я живу
3
16.09
Моя мама
4
5
23.09
30.09
Семья – семь «Я»
6
7.10
Семья за обедом
7
14.10
«Красна изба пирогами»
8
21.10
Татарская национальная кухня
9
28.10
Мои игрушки
10
11.11
Мои книжки
11
12
18.11
25.11
Одежда
13
2.12
Татарская национальная одежда
14
9.12
Мебель
15
16.12
Домашние животные
16
23.12
Все дома
17
30.12
Отдых семьей
Раздел 2. Мои друзья всегда со мной (5 ч)
18
20.01
Мой самый лучший друг
19
27.01
Мы вместе учимся и играем
20
3.02
Мы мечтаем.
21
10.02
День рождения друга
22
17.02
Четвероногий друг
23
3.03
Праздник с друзьями
Раздел 3. Природа – лучший учитель художника (10 ч)
24
10.03
Природа Земли
25
17.03
Посмотри на небо
26
24.03
Поля, луга и поляны
27
7.04
Моря и горы
28
29
14.04
21.04
Деревья
30
28.04
Насекомые
31
5.05
Домашние животные на природе
32
12.05
Дикие животные
33
19.05
Обобщающий урок. Мы все – жители планеты Земля
34
26.05
Резерв
Литература
Изобразительное искусство. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 1–4 кл. / И.Э. Кашекова. — М.: Академкнига/Учебник, 2015. — 112 с.
Изобразительное искусство. Поурочно-тематическое планирование. 1 кл.: методическое пособие/ И.Э. Кашекова. — М.: Академкнига/Учебник, 2014. – 88 с.
Изобразительное искусство: учебник для общеобразоват. Учреждений: 1 кл./ И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков. — М.: Академкнига/Учебник, 2013. – 112 с.