Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 1класс
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 1класс
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формированиеэмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство»
- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребёнка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 1класс »
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формированиеэмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство»
- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений , выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребёнка.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
-овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
-развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность;
конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хороших понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение ,украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:
рисование с натуры (рисунок, живопись),
рисование на темы и иллюстрирование (композиция),
декоративная работа,
лепка,
аппликация с элементами дизайна,
беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность
учителя начальных классов.
Рабочая программа по изобразительному искусствусоставлена на основе следующих нормативно- правовых документов:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.12 года № 273- ФЗ);
ФГОС начального общего образования второго поколения (приказ МОиН №373 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 15785 от 22.12.2009).
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков–М: Просвещение, 2009.
Планируемых результатов начального общего образования. Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова – М: Просвещение, 2009.
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03..2014 «Об утверждении федеральных перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего , среднего общего образования ..
Авторской программы Неменский, Б. М. Изобразительное искусство.1 класс М : Просвещение, 2011.
Письма управления образования и науки Липецкой области от 16.04.2014г № ЮТ-1064 « О примерном учебном плане образовательных организаций Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования на 2014-2015 уч. год»
Учебного плана МБОУ ООШ с. Никольское на 2015-2016 учебный год;
Образовательной программы начального общего образования МБОУ ООШ с. Никольское
Календарного учебного графика МБОУ ООШ с.Никольское на 2015-2016 уч. г.
Положения МБОУ ООШ с. Никольское « О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) по ФГОС».
Обоснование выбора примерной или авторской программы
для разработки рабочей программы
Выбор данной программы обусловлен тем, что курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Тематическая цельность авторской программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, урок за уроком по ступенькам познания ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
На уроках данной программы вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.
Для реализации целей и задач обучения изобразительному искусству по данной программе используется УМК «Школа России» издательства «Просвещение»:
Неменская, Л. А. Изобразительное искусствоТы изображаешь, украшаешь и строишь. 1 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2011.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Авторская программа по предмету «Изобразительное искусство»
Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы» содержит 1 час.
Обязательная часть учебного плана по изобразительному искусству содержит 1 час .
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 33 часа в год при 1 часе в неделю (33 недели).
В авторскую программу внесено изменение. Увеличено количество часов на тему: «Ты строишь», так как этот раздел содержит сложный материал, предусматривающий конструирование и моделирование, при этом сокращено количество часов в разделе «Изображение, украшение , постройка всегда помогают друг другу».
Формы контроля и нормы оценивания уровня достижений обучающихся
Для оценки достижения планируемых результатов используются методы и формы, взаимно дополняющие друг друга:
В 1 классе в течение года осуществляется текущая проверка без оценки в баллах.
Оценивание обучающихся в течение первого года обучения осуществляется в форме словесных качественных оценок.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами» является формирование следующих умений:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатамиизучения изобразительного
искусства являются формирование следующих умений:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок,
живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн,
декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-
творческой деятельности, используя различные художественные
материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
способы и приёмы обработки различных материалов;
организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
составлять композиции с учётом замысла;
конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
конструировать из природных материалов;
пользоваться простейшими приёмами лепки.
усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
развивать фантазию, воображение;
приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
научиться анализировать произведения искусства;
приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Формируемые УУД
Личностные:
- формирование эстетических чувств, художественно – творческого мышления, наблюдательности и фантазии, чувство гордости за культуру и искусство России,
- понимание особой роли культуры в искусстве, жизни общества;
Регулятивные:
- умение организовать своё место, принимать и сохранять учебную задачу, соотносить выполненное задание с образцом, корректировать выполнение задания в дальнейшем,
- вносить коррективы в выполненную работу.
- умение планировать и осуществлять свои действия в соответствии с поставленной задачей,
-адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами.
Познавательные:
осознанное стремление к новым знаниям, умениям и навыкам, определять, в каких источниках можно найти нужную информацию, сравнивать и группировать предметы и объекты по нескольким признакам, анализировать, обобщать, делать выводы;
Коммуникативные:
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, вести диалог, высказывать свою точку зрения,
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблем.
- работа в группах, планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов,
Требования к уровню подготовки учащихся
по курсу «Изобразительное искусство» к концу первого года обучения.
Учащиеся 1класса научатся:
различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства уметь:
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан);
сравнивать отдельные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
использовать художественные материалы (гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельной творческой деятельности;
обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства; оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
Учащиеся получат возможность научиться:
усваивать основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов; -участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
развивать фантазию, воображение;
приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
научиться анализировать произведения искусства;
приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Содержание учебного предмета, курса
Тема первого года обучения: «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». (33ч).
Присутствие разных видов художественной деятельности в повседневной жизни. Многообразие видов художественного творчества и работы художника. Наблюдение с разных художнических позиций реальности и открытие первичных основ изобразительного языка. Обучение рисованию, украшению и конструированию, освоение выразительных свойств разных художественных материалов. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.
Раздел 1: Ты учишься изображать- 9 ч.
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение)
Художники и зрители (обобщение темы).
Раздел 2: Ты украшаешь. -8 ч.
Мир полон украшений.
Цветы.
Красоту надо уметь замечать.
Узоры на крыльях. Ритм пятен.
Красивые рыбы. Монотипия.
Украшения птиц. Объёмная аппликация.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Раздел 3: Ты строишь- 11 ч.
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Форма и конструкции природных домиков.
Дом снаружи и внутри.
Внутреннее устройство дома.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Раздел4: Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу-5ч.
Тематическое планирование изобразительного искусства с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ п/п
Наименование разделов
УУД
Всего часов
1
Ты учишься изображать.
Познавательные УУД:
понимать значение и роль изобразительного искусства в жизни каждого человека и общества;
понимать значение и роль Мастера Изображения, Мастера Украшения, Мастера Постройки в изобразительном искусстве;
осваивать первичные знания о мире пластических искусств;
делать умозаключения и выводы;
строить высказывания в устной форме;
демонстрировать умение работать художественными материалами;
развивать наблюдательность и аналитические способности;
работать с учебной книгой, осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
уметь использовать нужный цвет для достижения своего замысла;
понимать, что цвет может быть грустным и веселым, радостным и тревожным.
КоммуникативныеУУД:
уметь обмениваться мнениями, слушать учителя и других учеников;
обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;
выражать свое отношение к произведениям изобразительного искусства в высказывании, рассказе;
участвовать в диалоге.
Регулятивные УУД:
организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы;
самостоятельно ставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел, выбирать необходимый художественный материал;
осуществлять пошаговый самоконтроль своих действий, ориентируясь на движения (показы) учителя;
при необходимости вносить изменения в свой рисунок;
- оценивать результат своего труда и труда товарищей.
9ч
2
Ты
украшаешь.
Познавательные УУД:
овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
КоммуникативныеУУД:
овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Регулятивные УУД:
уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
КоммуникативныеУУД:
овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
11 ч.
использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
Регулятивные УУД:
уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
КоммуникативныеУУД:
овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов
отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач,
2 Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2011
3.Портреты русских и зарубежных художников.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.
Интерактивная доска, проектор
Технические средства обучения.
Персональный ноутбук.
Учебно - тематический план
Количество часов в год – 33
Количество часов в неделю -1
Количество часов в 1 четверти -9
Количество часов во 2 четверти-7
Количество часов в 3 четверти-9
Количество часов в 4 четверти-8
№
Наименование разделов, тем
Всего часов
1
Ты учишься изображать
9
2
Ты украшаешь
8
3
Ты строишь
11
4
Изображение, украшение, постройка всегда помогают другу