I. Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2005. Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ – 34 урока. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени среднего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности. Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач: развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности; способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка; способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре; ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего. Рабочая программа содержит в себе 5 разделов: «Рисование с натуры», «Тематическое рисование», «Беседы», «Тренировочные упражнения», «Декоративное рисование». Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач. Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью. Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки. Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи. Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д. Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале). Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией. Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты. В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства. В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности. Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, беседа по картинам художников и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы. В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить теоретические основы изобразительной грамоты. В 7 классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства. Формы организации образовательного процесса – урок смешанного типа Технология обучения – наглядная форма обучения Формирование ключевых компетенций обучающихся: познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная деятельность. II. Учебно – тематический план № урока | Раздел, тема урока | Вид занятий | | Многонациональное отечественное искусство. | | 1 | Красота вокруг нас. | Беседа, тематическое рисование. Видение прекрасного в предметах и явлениях. Свободная тема (карандаш, акварель). | 2 | Народ – творец прекрасного. | Беседа. Декоративно-прикладное искусство России. Художественные промыслы России. Связь времен в народном искусстве. Истоки и современное развитие народных промыслов. | 3 - 4 | Праздничный натюрморт. | Беседа. Отличительные особенности жанра натюрморта. Форма и пространственное положение предметов. Выражение цветом в натюрморте на строения и переживаний художника выразительности. Колорит. Красота и своеобразие архитектуры Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Рисование с натуры натюрморта, составленного из осенних цветов в вазе и 1-3 предметов декоративно-прикладного искусства (карандаш, акварель). | 5 | Мы - юные краеведы и этнографы. | Беседа. Архитектурно-строительная культура русского Севера. Музеи народного деревянного зодчества. Характерные детали и фрагменты построек деревянной архитектуры. Композиция дома. Рисунок по памяти и представлению крестьянского дома (карандаш). | 6 | Национальный натюрморт. | Беседа. Декоративно-прикладное творчество народов России. Русская глиняная деревянная игрушка, жостовские подносы, вышивка. Промыслы нашего края. Специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Роль цвета в декоративно-прикладном искусстве. Хроматические и ахроматические цвета. Светлота, насыщенность. Теплые и холодные цвета Рисование с натуры натюрморта, составленного из 2-3 предметов народных промыслов (карандаш, акварель, гуашь). | 7 | Национальные традиции в культуре народа. | Беседа. Народный костюм. Национальный орнамент и его использование в народном костюме. Виды орнамента и типы орнаментальных композиций. Мотивы традиционной одежды в современной моде. Выполнение эскиза современной одежды по мотивам национальных костюмов (цветные карандаши, акварель, гуашь). | 8 | Народные праздники. | Беседа. Народные праздники: история их возникновения, магический смысл. Связь времен в народном творчестве. Цвет и цветовой контраст. Смешение красок. Рисование по памяти и представлению на тему «Народный праздник» (карандаш, акварель). | 9 | Иллюстрация сказок народов России | Передача художественными средствами своего отношения к изображаемому. Основные средства художественной выразительности графики: линия, пятно, точка Иллюстрирование сказки народов России. | 10 | Красота родного края. | Беседа. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Линейная и световоздушная перспектива. Колористическое построение пространства. Изменение цвета в зависимости от освещения. Рисование на тему «Край, в котором ты живешь» (карандаш, акварель, гуашь) | | Изобразительное искусство зарубежных стран - сокровище мировой культуры. | | 11 | Изобразительное искусство эпохи Возрождения. | Беседа. Творчество художников эпохи Возрождения: Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Дюрера. Вечные темы и исторические события в искусстве. Выступления о художниках эпохи Возрождения. | 12 | Мир Леонардо. | Вклад Леонардо да Винчи в развитие живописи. Выступления о творчестве Леонардо да Винчи. | 13-14 | Красота классической архитектуры. | Знакомство с ансамблем Афинского Акрополя. Ордер и его виды. Тональные отношения. Рисование с натуры гипсовой капители (карандаш). | 15 | Изобразительное искусство Западной Европы XVII века. | Творчество художников Западной Европы XVII века: Рубенса, А. Ван Дейка, Ф. Снейдерса, Ф. Хальса, Д. Веласкеса. Жанры изобразительного искусства и их развитие художниками XVII века . | 16 | Творчество Рембрандта. | Своеобразие рисунка Рембрандта. Вклад художника в развитие техники живописи. Колорит в произведениях Рембрандта. | 17 - 18 | Искусство натюрморта. | Беседа. Рисунок в натюрморте. Ритм пятен и цвет как средство передачи своего эмоционального состояния. Рисование с натуры натюрморта, составленного из гипсовой вазы и двух гладкоокрашенных яблок на фоне нейтральной драпировки без складок (карандаш, акварель). | 19 | Изображение человека в движении. | Беседа. Образ человека — главная тема искусства. Закономерности в строении тела человека. Пропорции. Наброски и зарисовки с натуры фигуры человека. Наброски с натуры двух фигур школьников сразу, объединенных какой-либо темой сюжетов: «Дежурные», «На перемене» и т. д. | 20 | Красота фигуры человека в движении. | Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры. Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Элементы пластического языка. Передача движения в скульптуре. Создание скульптуры человека на проволочном каркасе (пластилин, глина). | 21 | Изобразительное искусство западноевропейских стран XVIII-XX вв. | Творчество художников Д. Рейнольдса, Т. Гейнсборо, Ф. Гойя, Ж. Давида, Э. Делакруа, Энгра, К. Коро, Г. Курбе, К. Моне, В. Ван Гога, Э. Мане, П. Сезанна, О. Родена, Р. Кента. Течения в живописи конца XIX - начала XX века. | 22 | Античная расписная керамика. | Отличительные черты искусства Древней Греции. Стили греческой вазописи. Орнаменты, характерные для греческой вазописи. Рисунок, пропорции, силуэтность фигур в произведениях греческих вазописцев. Выполнение эскиза декоративной плитки или тарелки по мотивам греческой вазописи (гуашь, акварель). | 23 | Зарубежный друг (гость). | Знакомство с произведениями художников: И. Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме», С. Чуйков «На набережной Бомбея вечером», А. Головин «Цыганка», Рембрандт «Ночной дозор», Китагава Утамаро. Изобразительное искусство как хранитель костюмов всех времен. Костюм как произведение искусства. Одежда как показатель общественного положения человека. Выполнение рисунка по памяти или представлению на тему «Зарубежный друг» (карандаш, акварель, гуашь, пастель). | 24-25 | В мире литературных героев. | Литературные герои в изобразительном искусстве. Выразительное изображение действия сюжета, персонажей Иллюстрирование одного из литературных произведений: М. Сервантес «Дон Кихот», Д. Дефо «Робинзон Крузо», Р. Джованьоли «Спартак» и т. д. (карандаш, акварель). | | Труд в изобразительном искусстве. | | 26-27 | Трудовые ритмы. | Натюрморт и трудовые будни. Знакомство с произведениями Ю.Шаблыкина «Натюрморт», «На стройке», А. Никича «В мастерской».Анализ формы, конструкции изображаемых предметов. Передача объема средствами светотени. Рисование натюрморта с натуры, составленного из предметов (инструментов), характеризующих труд рабочего, художника и т. д. (карандаш, акварель). | 28 | Трудовые будни. | Тема труда в произведениях изобразительного искусства. Роль композиции в передаче своего отношения к изображаемому. Основы движения фигуры человека .Выполнение рисунка на тему «Моябудущая профессия» (карандаш, акварель). | 29 | Мы - юные дизайнеры. | Дизайн как область искусства предметного мира. Критерии ценности дизайнерских разработок. Выполнение эскиза экслибриса или фирменного знака (перо, тушь, акварель). | 30 | Рисуем лошадей. | Знакомство с отдельными произведениями М. Грекова «Головы белых лошадей», К. Петрова-Водкина «Купание красного коня» и др. Изображение животных в движении. Анатомическое строение, пропорции. Выполнение рисунка по памяти или представлению лошадей (карандаш, акварель, мел, пастель, уголь, гуашь). | 31 | Мы охраняем памятники нашей Родины. | Памятники истории и культуры, их сбережение. Виды графики: станковая, книжная, плакат, промграфика. Использование языка графики в плакатном искусстве. Крупнейшие художественные музеи и страны мира. Выполнение эскиза плаката на тему «Мы охраняем памятники нашей Родины» (карандаш, акварель, перо, тушь, гуашь). | 32 | Весенний пейзаж. | Лирический пейзаж, его отличие от других видов пейзажа. Тема весны в произведениях выдающихся художников. Тонально-цветовые отношения Выполнение рисунка весеннего пейзажа по памяти (карандаш, акварель). | 33 | Цветы весны. | Знакомство с отдельными произведениями П. Кончаловского, В. Дмитриевского, Д. Налбандяна, А. Герасимова и др. Рисование с натуры букета весенних цветов в вазе (акварель, карандаш). | III. Содержание программы Многонациональное отечественное искусство(10ч) 1.Красота вокруг нас.(1ч) Вид занятия: тематическое рисование. Цели и задачи: познакомить учащихся с планом работы на предстоящий год; задачами, стоящими перед ними; требованиями, предъявленными к организации рабочего места; развивать понимание того, что умению видеть красоту вокруг себя, необходимо учиться; воспитывать интерес к предмету. 2.Народ – творец прекрасного.(1ч) Вид занятия: декоративное рисование. Цели и задачи: углубить представления о народном искусстве как особом виде творчества в системе современной культуры; систематизировать знания о народном декоративно-прикладном искусстве; развивать понимание тесной взаимосвязи национального и интернационального, способствовать взаимообогащению культур разных народов. 3-4.Праздничный натюрморт.(2ч) Вид занятия: рисование с натуры. Цели и задачи: расширить знания учащихся о жанре изобразительного искусства – натюрморте; познакомить с разнообразием форм, изображений мира вещей; дать учащимся основы изобразительной графики, учить изображать различные предметы, выражать свое настроение с помощью цвета; развивать приемы работы с красками, композиционного построения рисунка, колористических решений для воплощения замысла; воспитывать художественный вкус. 5. Мы – юные краеведы и этнографы.(1ч) Вид занятия: рисование по памяти и представлению. Цели и задачи: познакомить учащихся с архитектурно-строительной культурой русского Севера, музеями народного деревянного зодчества, характерными деталями и фрагментами построек деревянной архитектуры, композицией крестьянского дома, выразительным средством рисунка – светотенью, учить выполнять зарисовки архитектурных сооружений; воспитывать бережное отношение к образцам народного искусства. 6. Национальный натюрморт.(1ч) Вид занятия: рисование с натуры. Цели и задачи: познакомить с отдельными произведениями художников М. Асламазян, В. Ульянова; расширить знания о декоративно-прикладном творчестве народов России; познакомить с промыслами своего края, ролью цвета в декоративно-прикладном искусстве, с символикой цвета и основами цветоведения; развивать глазомер, умение распознавать оттенки цвета; воспитывать художественный вкус и бережное отношение к предметам народного искусства. 7.Национальные традиции в культуре народа.(1ч) Вид занятия: декоративное рисование. Цели и задачи: расширить и систематизировать знания учащихся о декоративно-прикладном творчестве народов России, изучая народный костюм и орнамент, о видах орнамента, расположении орнаментальных композиций; познакомить с символикой цвета, учить использовать мотивы традиционной национальной одежды в современной моде; развивать творческое воображение; воспитывать эстетический вкус. 8.Народные праздники.(1ч) Вид занятия: тематическое рисование. Цели и задачи: познакомить учащихся с историей возникновения праздников, сущностью различных обрядов и традиций, атрибутами праздничного действия, отличительными особенностями бытового жанра; дать понятие о цветовом контрасте, основных законах оптического смешения цвета, ахроматическом и хроматическом контрасте; развивать навыки работы с акварелью; воспитывать бережное отношение к образцам народного искусства. 9.Иллюстрация сказок народов России.(1ч) Вид занятия: тематическое рисование. Цели и задачи: расширить знания учащихся о графике как виде изобразительного искусства; учить передавать выразительно изображение действий сюжета, персонажей ;выражать художественными средствами свое отношение к изображаемому; изображать многофигурную композицию; развивать навыки работы над графическим произведением; воспитывать интерес к устному народному творчеству. 10. Красота родного края.(1ч) Вид занятия: тематическое рисование. Цели и задачи: расширить знания учащихся о жанре изобразительного искусства – пейзаже; познакомить с отдельными произведениями живописи; дать понятие о законах линейной и воздушной перспективы, колорита, степени холодности и теплоты оттенков; учить использовать линейную и воздушную перспективу, многоплановость изображения; развивать технику работы с цветным материалом; воспитывать художественный вкус. Изобразительное искусство зарубежных стран – сокровище мировой культуры.(15) 11. Изобразительное искусство эпохи Возрождения.(1ч) Вид занятия: беседа. Цели и задачи: познакомить учащихся с искусством эпохи Возрождения; биографиями и творчеством величайших художников эпохи Возрождения стран Западной Европы; развивать умение анализировать произведения изобразительного искусства, отмечая особенности композиции, светотени и т. п., воспитывать интерес к искусству. 12.Мир Леонардо. (1ч) Вид занятия: беседа. Цели и задачи: познакомить учащихся с биографией и творчеством Леонардо да Винчи; развивать умение анализировать произведения изобразительного искусства, отмечая особенности композиции, светотени и т. п., воспитывать интерес к искусству. 13-14.Красота классической архитектуры.(2ч) Вид занятия: рисование с натуры. Цели и задачи: познакомить учащихся со стилями древнегреческой архитектуры на примере афинского Акрополя, типами ордеров; учить рисовать с натуры капители со светотеневым решением и установлением тональных отношений; развивать умение осуществлять поиск композиции; воспитывать художественный вкус и бережное отношение к памятникам истории. 15.Изобразительное искусство Западной Европы 17 века(1ч) Вид занятия: беседа. Цели и задачи: познакомить учащихся с зарубежным искусством Западной Европы 17 века , творчеством выдающихся художников того времени, с их знаменитыми произведениями, развивать умение анализировать произведения изобразительного искусства, отмечая особенности композиции, светотени и т. п., воспитывать интерес к искусству. 16. Творчество Рембрандта.(1ч) Вид занятия: беседа. Цели и задачи: познакомить с творчеством и биографией выдающегося мастера 17 века – Рембрандта, особенностями его стиля; развивать умение анализировать произведения изобразительного искусства, отмечая особенности композиции, светотени и т. п., воспитывать интерес к искусству. 17-18. Искусство натюрморта.(2ч) Вид занятия: рисование с натуры. Цели и задачи: познакомить учащихся с произведениями Виллема Геда, П. Клааса, Виллема Кальфа и др.; расширить представления учащихся о выразительных возможностях натюрморта, роли рисунка в натюрморте и его развитии; учить выражать в натюрморте свои настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен; развивать технику работы с кистью; воспитывать художественный вкус. 19.Изображение фигуры человека в движении.(1ч) Вид занятия: рисование с натуры. Цели и задачи: познакомить учащихся с отдельными произведениями Д. Веласкеса, Питера Хоха, со способами передачи движения на этих картинах; учить рисовать фигуры людей в движении, решать вопросы согласованности их положения; совершенствовать технику работы карандашом и акварелью. 20. Красота фигуры человека в движении.(1ч) Вид занятия: лепка из пластилина. Цели и задачи: расширить знания учащихся о скульптуре, предметах изображения в скульптуре, выразительных возможностях скульптуры; учить изображать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции; развивать пространственное мышление; воспитывать интерес к творчеству. 21. Изобразительное искусство западных стран 18-20 веков.(1ч) Вид занятия: беседа. Цели и задачи: познакомить учащихся с наиболее выдающимися мастерами изобразительного искусства западных стран 18-20 веков и их произведениями; с различными направлениями в живописи; развивать умение анализировать произведения изобразительного искусства, отмечая особенности композиции, светотени и т. п., воспитывать интерес к искусству. 22. Античная расписная керамика.(1ч) Вид занятия: декоративное рисование. Цели и задачи: познакомить учащихся с произведениями античного искусства гончаров, особенностями их росписи, мотивами греческой вазописи, учить выполнять роспись декоративной плитки или тарелки по мотивам греческой вазописи; развивать технику работы с кистью; воспитывать художественный вкус. 23. Зарубежный друг (гость). (1ч) Вид занятия: рисование по памяти и представлению. Цели и задачи: познакомить учащихся с отдельными произведениями живописи; расширить знания об изобразительном искусстве как хранителе костюмов всех времен; дать понятие костюма и рассказать о его особенностях в разные эпохи; учить рисовать фигуру человека в одежде; развивать технику работы акварелью и другими материалами; воспитывать толерантность к представителям других наций. 24-25. В мире литературных героев. (2ч) Вид занятия: тематическое рисование. Цели и задачи: расширить знания учащихся об одном из видов графики – книжной; о требованиях к художникам, иллюстрирующим литературное произведение; познакомить с произведениями художников –иллюстраторов; учить выразительно изображать действие сюжета, персонажей. Труд в изобразительном искусстве(9ч) 26-27. Трудовые ритмы.(2ч) Вид занятия: рисование с натуры. Цели и задачи: расширить знания учащихся о жанре изобразительного искусства – натюрморте; познакомить с произведениями, в которых предметом изображения являются инструменты, характеризующие труд; учить анализировать форму, конструкцию изображаемых предметов; воспитывать творческое воображение. 28. Трудовые будни.(1ч) Вид занятия: тематическое рисование. Цели и задачи: познакомить учащихся с отображением темы труда в произведениях изобразительного искусства; учить с помощью композиции передавать свое отношение к изображаемому предмету; развивать умение решать композиционные задачи; воспитывать уважение к людям труда; способствовать профессиональной ориентации учащихся. 29. Мы – юные дизайнеры. Вид занятия: рисование по представлению. Цели и задачи: познакомить учащихся с понятием «дизайн», произведениями дизайнерского искусства, особенностями работы художника-дизайнера, его участием в создании ассортимента промышленных товаров, учить создавать фирменные знаки для разного вида изделий; воспитывать творческое воображение. 30. Рисуем лошадей(1ч) Вид занятия: рисование по памяти и представлению. Цели и задачи: познакомить учащихся с особенностями изображения животных, произведениями с изображением лошадей в статике и динамике, с анатомическим строением животных, пропорциями и движением, влияющими на характер формы; учить передавать в рисунке движение животного; развивать технику рисования животных; прививать любовь к животным. 31. Мы охраняем памятники нашей Родины.(1ч) Вид занятия: тематическое рисование. Цели и задачи: расширить знания учащихся о памятниках истории и культуры города, их культурно-исторической ценности, о художественных музеях страны, с особенностями основных видов графики; развивать технику рисунка, воспитывать бережное отношение к памятникам старины, культурно- историческому наследию. 33.Весенний пейзаж.(1ч) Вид занятия: тематическое рисование. Цели и задачи: расширить знания учащихся о пейзаже; познакомить с особенностями лирического пейзажа, этапами выполнения рисунка; учить выявлять общий тон и цветовые отношения между объектами пейзажа; развивать технику работы с акварелью; воспитывать художественный вкус. 34. Цветы весны.(1ч) Вид занятия: тематическое рисование. Цели и задачи: расширить знания учащихся о пейзаже; познакомить с особенностями лирического пейзажа, этапами выполнения рисунка; учить выявлять общий тон и цветовые отношения между объектами пейзажа; развивать технику работы с акварелью; воспитывать художественный вкус. IV.Требования к уровню подготовки обучающихся. Учащиеся должны знать: -особенности образного языка изобразительных, декоративно – прикладных искусств, дизайна, архитектуры и их использование при создании пластических работ в живописи, рисунке, декоративных работах; -основные этапы истории развития русского и зарубежного изобразительного искусства, национальные традиции в изобразительном искусстве, архитектуре; искусство и памятники культуры родного края; традиционность и новаторство; -выдающихся представителей изобразительных искусств своей страны и мира, их главные произведения, основные музеи изобразительного искусства, архитектуры и их роль в развитии и сохранении культуры России и человечества; -роль и особенности русского искусства в мировом художественном процессе; -значение изобразительных искусств для формирования образных языков синтетических искусств (театр, кино, телевидение); -взаимосвязь реальной действительности с её изображением (выражением) в искусствах; -главные художественно – изобразительные средства графики, живописи, скульптуры, декоративно – прикладных искусств, архитектуры и дизайна; -основные закономерности конструктивного строения предметов, перспективы, светотени, цветоведения, композиции. Учащиеся должны уметь: -видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного и декоративно – прикладного искусства, архитектуры; передавать в своих рисунках эмоциональное отношение к изображаемому; -использовать язык изобразительного искусства при создании графических, живописных работ; работать с цветом, тоном, линией, пространством, формой; самостоятельно использовать основы цветоведения, светотени, перспективы и композиции; -владеть навыками изображения отдельных предметов, натюрморта, пейзажа, интерьера, фигуры человека, животных; -высказывать аргументированные суждения о произведениях изобразительного искусства «золотого фонда» отечественных и зарубежных художников; -при иллюстрировании литературных произведений в рисунках, живописи, скульптуре передавать характерные особенности эпохи (архитектуры, костюмов, деталей быта и т.п.), ландшафта, интерьера, и времени действия; -в тематической композиции применять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящее для воплощения замысла, основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центр. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности; обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства; оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.; овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций. V. Перечень учебно – методического обеспечения. Учебные столы, с возможностью остановки наклона рабочей плоскости и размещения красок и др. инструментов. Тумбочка на колесах для технических средств обучения. Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов) Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда. Технические средства обучения Компьютер Интерактивная доска Таблицы (комплекты) Хохлома Гжель Урало-сибирская роспись Полхов-Майдан Мезенская роспись Дымковская игрушка Жостово Введение в цветоведение. 16 штук Декоративно-прикладное искусство. 12 штук Методический фонд Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Репродукции картин разных художников. Муляжи для рисования (2 набора) Серии фотографий и иллюстраций природы. Фотографии и иллюстрации животных. Тела геометрические (1 набор) Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.). Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках) Детские работы как примеры выполнения творческих заданий. Видеоматериалы Коллекция для видео «Чудеса Света» Коллекция для видео «Музеи России. Эрмитаж» Коллекция видео «Виды и жанры изобразительного искусства» VI. Средства и формы контроля. Виды и формы контроля – качественно выполненные работы. Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов Активность участия. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность. Самостоятельность. Оригинальность суждений. Критерии и система оценки творческой работы Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание). Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы. Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося. Формы контроля уровня обученности Викторины Кроссворды Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ Тестирование Оценка результатов учебной деятельности Основными критериями обученности учащихся по изобразительному искусству являются не только степень достижения учебных целей, уровень сформированности знаний, умений, навыков, но и уровень развития учащихся, включающий индивидуальные качества и личностный рост. Сравнение текущих достижений ученика с его предыдущими успехами позволит диагностировать уровень его развития, стимулировать дальнейшую учебную и творческую деятельность. При осуществлении тематического контроля необходимо учитывать как устные ответы учащихся, так и их практические работы. Система контроля может включать в себя задания на проверку свободного владения учащимися специальными терминами и понятиями. Устные ответы учащихся, отражающие процесс и результат восприятия искусства, и их практические работы могут оцениваться как отдельно, так и в комплексе. Решающую роль играет отметка за выполнение творческого практического задания. Критериями его оценивания являются: самостоятельный выбор сюжета, мотива, грамотное композиционное и колористическое решение темы в предложенном учителем или выбранном самим учеником материале. Также необходимо учитывать содержательность работы, художественную и эмоциональную выразительность, уровень владения учащимися разнообразными художественными техниками и материалами, “выставочность”, оригинальность, эстетический вкус автора. При проведении промежуточного контроля и выставлении отметки следует учитывать уровень достижений ученика в восприятии искусства, но доминирующим в оценивании художественно-творческой деятельности является выполнение практических заданий. Оценивается каждая практическая работа, выполненная учащимися. При оценке практической работы следует принимать во внимание: выполнение учебной задачи урока; художественную выразительность композиции; владение учеником техническими приёмами и навыками работы различными инструментами и художественными материалами. К концу 7 класса учащиеся должны знать: — анализируемые на уроках произведения зарубежного, русского и отечественного многонационального изобразительного искусства, памятники стари ны, народное творчество родного края; отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства; отличительные особенности мемориала; систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения, композиции; основные средства художественной выразительности. Учащиеся должны уметь: видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; передавать в рисунках свое эмоциональное отношение к изображаемому; в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств; изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты, человека, зверей и птиц с передачей их пропорций, конструктивного строения, пространственного положения, цветовой окраски, тональных отношений, перспективных сокращений формы, объема; при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, конт расты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.; определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы; при иллюстрировании литературных произведений передавать характерные особенности эпохи; Проверка и оценка знаний и умений: Оценка «5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение рисунка или поделки при соблюдении правил безопасности работы с инструментами, красками, палитрой (учитывается умение точно передать через создание эскиза сюжет, раскрыть тему, пользоваться палитрой, изученными приёмами рисования, выбирать кисти нужного размера, размещать рисунок в заданной плоскости, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока). Оценка «4» выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения эскиза или сюжета рисунка (поделки). Оценка «3» выставляется, если рисунок или поделка выполнены недостаточно аккуратно, но без нарушения эскиза или сюжета. За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу оценку можно повысить на 1 балл или оценить это дополнительной отметкой. Рисунок или поделка с нарушением эскиза или сюжета, не отвечающих их назначению, не оценивается, они подлежат исправлению, переделке. За готовый рисунок, поделку во время проверочной работы оценка ставится всем учащимся. Проверочные работы проводятся каждую четверть и в конце года. Они могут быть проверкой усвоения отдельных операций после определённого количества уроков или как итоговый урок по видам изобразительной деятельности. VII. Список литературы Учебно-методическое обеспечение 1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008. 2. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2009. а) основная литература: Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с. Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В. С. Кузина./ – Волгоград: Учитель - АСТ, 2006. – 186 с. Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение,2008. – 136 с. б) дополнительная литература для учителя Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с. Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с. Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с. Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с. Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с. Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с. Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с. Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.) Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998. Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. в) дополнительная литература для учащихся: Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с. Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с. Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с. Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с. Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с. VIII. Календарно – тематическое планирование № п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | План | Факт | | Многонациональное отечественное искусство | 10 | | | 1 | Красота вокруг нас. | 1 | 08.09.15. | | 2 | Народ – творец прекрасного. | 1 | 15.09.15. | | 3-4 | Праздничный натюрморт. | 2 | 22.09.15. 29.09.15. | | 5 | Мы – юные краеведы и этнографы. | 1 | 06.10.15. | | 6 | Национальный натюрморт. | 1 | 13.10.15. | | 7 | Национальные традиции в культуре народа. | 1 | 20.10.15. | | 8 | Народные праздники. | 1 | 27.10.15. | | 9 | Иллюстрация сказок народов России. | 1 | 10.11.15. | | 10 | Красота родного края. | 1 | 17.11.15. | | | Изобразительное искусство зарубежных стран – сокровище мировой культуры | 15 | | | 11 | Изобразительное искусство эпохи Возрождения. | 1 | 24.11.15. | | 12 | Мир Леонардо. | 1 | 01.12.15. | | 13-14 | Красота классической архитектуры. | 2 | 08.12.15. 15.12.15. | | 15 | Изобразительное искусство западной Европы 17века. | 1 | 29.12.15. | | 16 | Творчество Рембрандта. | 1 | 12.01.16. | | 17-18 | Искусство натюрморта. | 2 | 19.01.16. 26.01.16. | | 19 | Изображение фигуры человека в движении. | 1 | 02.02.16. | | 29 | Красота фигуры человека в движении. | 1 | 09.02.16. | | 21 | Изобразительное искусство западно -европейских стран 18-20 вв. | 1 | 16.02.16. | | 22 | Античная расписная керамика. | 1 | 23.02.16. | | 23 | Зарубежный друг ( гость). | 1 | 01.03.16. | | 24-25 | В мире литературных героев. | 2 | 15.03.16. 22.03.16. | | | Труд в изобразительном искусстве. | 9 | | | 26-27 | Трудовые ритмы. | 2 | 05.04.16. 12.04.16. | | 28 | Трудовые будни. | 1 | 19.04.16. | | 29 | Мы – юные дизайнеры. | 1 | 26.04.16. | | 30 | Рисуем лошадей. | 1 | 03.05.16. | | 31 | Мы охраняем памятники нашей Родины. | 1 | 10.05.16. | | 32 | Весенний пейзаж. | 1 | 17.05.16. | | 33 | Цветы весны. | 1 | 24.05.16. | | |