Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ.
Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»
Класс – 6
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в год – 34ч.
Основная цель школьного предмет «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ.
Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»
Класс – 6
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в год – 34ч.
Основная цель школьного предмет «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ НА
ПРЕДМЕТНОМ, МЕТАПРЕДМЕТНОМ И ЛИЧНОСТНОМ УРОВНЯХ
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала.
«Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 часов)
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы.
Рисунок – основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
«Мир наших вещей. Натюрморт» (8 часов)
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира – натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
«Вглядываясь в человека. Портрет» (12 часов)
Образ человека – главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве ХХ века.
«Человек и пространство» (7 часов)
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж – большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи. Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Резерв.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
По окончании 6 класса учащиеся должны:
- знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
- знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
- понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
- знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа, и натюрморта в мировом отечественном искусстве;
- понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
- знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
№ урока
Тема урока
Планируемые результаты обучения
Виды деятельности учащегося
ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. 6 КЛАСС
(1 ч в неделю, всего 34 ч)
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов)
Личностные УУД:
- формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание.
Регулятивные УУД:
- Умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы.
Познавательные УУД:
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Коммуникативные УУД:
- Обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить).
Предметные УУД:
- Эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни.
1.
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы.
Знать: виды изобразительного искусства.
Уметь:разбираться в видах изобразительного искусства
Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства.
Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей.
Уметь определять, к какому виду искусства относится рассматриваемое произведение.
Иметь представление и высказываться о роли художественного материал в построении художественного образа.
Называть и давать характеристики основным графическим и живописным материалам.
Приобретать навыки работы графическими и живописными материалами в процессе создания творческой работы.
2.
Рисунок – основа изобразительного творчества.
Знать: виды рисунка.
Уметь: выполнять зарисовки.
Приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества.
Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам.
Овладевать начальными навыками рисунка с натуры.
Овладевать навыками размещения рисунка в листе.
Овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий.
3.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Знать: свойства линии, виды и характер линии.
Уметь: выполнять линейные рисунки.
Приобретать представление о выразительных возможностях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника.
Объяснять, что такое ритм и его значение в создании изобразительного образа.
Овладевать навыками передачи разного эмоционального состояния, настроения с помощью ритма и различного характера линий, штрихов, росчерков и др.
Овладевать навыками ритмического линейного изображения движения (динамики) и статики (спокойствия).
Знать и называть линейные графические рисунки известных художников.
Овладевать простыми навыками изображения с помощью пятна и тональных отношений.
Осуществлять на основе ритма тональных пятен собственный художественный замысел, связанный с изображением состояний природы (гроза, туман, солнце и т.д.).
5.
Цвет. Основы цветоведения.
Знать: основные и составные цвета, теплые и холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота.
Уметь: выполнять фантазийные изображения.
Знать понятия и уметь объяснять их значения: основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет.
Получать представление о физической природе света и восприятии цвета человеком.
Объяснять значение понятий: цветовой круг, цветотональная шкала, насыщенность цвета.
Различать и называть основные и составные, теплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета.
Создавать образы, используя все выразительные возможности цвета.
Характеризовать цвет как средство выразительности и живописных произведений.
Объяснять понятия: цветовые отношения, теплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет.
Приобретать творческий опыт в процессе создания красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием.
Овладевать навыками живописного изображения.
7.
Объемные изображения в скульптуре.
Знать: выразительные возможности объёмного изображения.
Уметь: выполнять объёмные изображения животных в разных состояниях.
Называть виды скульптурных изображений, объяснять их назначение в жизни людей.
Характеризовать основные скульптурные материалы и условия их применения в объемных изображениях.
Рассуждать о средствах художественной выразительности в скульптурном образе.
Осваивать простые навыки художественной выразительности в процессе создания объемного изображения животных различными материалами (лепка, бумагопластика и др.).
Рассуждать о значении и роли искусства в жизни людей.
Объяснять, почему изобразительное искусство – особый образный язык.
Рассказывать о разных художественных материалах и их выразительных свойствах.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.
Участвовать в выставке творческих работ.
Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)
Личностные УУД:
- формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание.
Регулятивные УУД:
- Умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы.
Познавательные УУД:
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Коммуникативные УУД:
- Обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить).
Предметные УУД:
- Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества.
9/1.
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Знать: выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.
Уметь: различать произведения разных эпох и контрастные между собой по языку изображения.
Рассуждать о роли воображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека.
Понимать и объяснять условность изобразительного языка и его изменчивость в ходе истории человечества.
Характеризовать смысл художественного образа как изображения реальности, переживаемой человеком, как выражение значимых для него ценностей и идеалов.
10/2.
Изображение предметного мира – натюрморт.
Знать: основное о натюрморте
Уметь: выполнять натюрморт из плоских изображений знакомых предметов.
Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох.
Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т.д.) в зависимости от целей художественного изображения.
Уметь выделять композиционный центр в собственном изображении.
Получать навыки художественного изображения способом аппликации.
Развивать вкус, эстетические представления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе создания практической творческой работы.
11/3.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Знать: многообразие форм в мире, понятие формы.
Уметь: конструировать из бумаги простых геометрических тел.
Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы.
Называть основные геометрические фигуры и геометрические объемные тела.
Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур.
Изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции.
12/4.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Знать: плоскость, объём, перспектива, правила объёмного изображения геометрических тел.
Уметь: выполнение зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел.
Приобретать представление о разных способах и задачах изображения в различные эпохи.
Строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы.
Определять понятия: линия горизонта, точка зрения, точка схода вспомогательных линий, взгляд сверху, снизу, сбоку, а также использовать их в рисунке.
Объяснять перспективные сокращения в изображении предметов.
Создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел.
13/5.
Освещение. Свет и тень.
Знать: понятия «свет», «блик», «тон», «полутон», «Рефлекс», «падающая тень».
Уметь: изображать геометрические тела из бумаги или гипса с боковым освещением.
Характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства.
Углублять представления об изображении борьбы света и тени как средстве драматизации содержания произведения и организации композиции картины.
Передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта.
Осваивать основные правила объемного изображения предмета (свет, тень, рефлекс и падающая тень).
14/6.
Натюрморт в графике.
Знать: графические изображения натюрмортов.
Уметь: выполнять натюрморт в заданном эмоциональном состоянии.
Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры и по представлению.
Понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы ее виды.
Приобретать творческий опыт выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне.
15/7.
Цвет в натюрморте.
Знать: собственный (локальный) и цвет в живописи (обусловленный).
Уметь: работать над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии.
Приобретать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства.
Понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета.
Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания.
16/8.
Выразительные возможности натюрморта.
Знать: о натюрморте 19-20 веков.
Уметь: выполнять натюрморт-автопортрет.
Узнавать историю развития жанра натюрморта.
Понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой художественной культуре.
Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла при создании натюрморта.
Развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий предметный мир.
Вглядываясь в человека. Портрет (12 часов)
Личностные УУД:
- формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание.
Регулятивные УУД:
- Умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы.
Познавательные УУД:
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Коммуникативные УУД:
- Обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить).
Предметные УУД:
- Понимание роли и места цвета в искусстве в жизни человека и общества.
17/1.
Образ человека – главная тема в искусстве.
Знать: о изображении человека в искусстве разных эпох.
Уметь: разбираться в изученных портретах.
Знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа человека в искусстве.
Получать представление об изменчивости образа человека в истории.
Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников-портретистов.
Уметь различать виды портрета (парадный и лирический портрет).
Рассказывать о своих художественных впечатлениях.
18/2.
Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Знать: закономерности и конструкцию головы человека.
Уметь: выполнять рисунок или аппликацию головы человека.
Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица.
Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника.
Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы.
Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации.
19,20/3,4.
Изображение головы человека в пространстве.
Знать: особенности изображения головы человека в пространстве.
Уметь: выполнять объёмное и конструктивное изображение головы человека.
Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра.
Приобретать представление о бесконечности индивидуальных особенностей при общих закономерностях строения головы человека.
Создавать зарисовки объемной конструкции головы.
21/5.
Портрет в скульптуре.
Знать: особенности портрета в скульптуре.
Уметь: выполнять портрет литературного героя.
Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета.
Получать знания о великих русских скульпторах-портретистах.
Приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения головы человека.
Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа.
22,23/6, 7.
Графический портретный рисунок.
Знать: особенности графического портрета.
Уметь: выполнять рисунок, набросок друга или одноклассника.
Приобретать интерес к изображениям человека как способу нового понимания и видения человека, окружающих людей.
Развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека.
Овладевать новыми умениями в рисунке.
Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные особенности человека в портрете.
24,25/
8, 9.
Сатирические образы человека.
Знать: что такое карикатура, дружеский шарж.
Уметь: выполнять сатирические образы литературных героев или дружеские шаржи.
Получать представление о жанре сатирического рисунка и его задачах.
Рассуждать о задачах художественного преувеличения, о соотношении правды и вымысла в художественном изображении.
Учиться видеть индивидуальный характер человека, творчески искать средства выразительности для его изображения.
Приобретать навыки рисунка, видения и понимания пропорций, использования линии и пятна как средств выразительного изображения человека.
26/10.
Образные возможности освещения в портрете.
Знать: влияние освещения на натуру.
Уметь: выполнять наброски (пятном) с изображением головы в различных состояниях.
Узнавать о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа.
Учиться видеть и характеризовать различное эмоциональное звучание образа при разном источнике и характере освещения.
Характеризовать освещение в произведениях искусства и его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя.
Овладевать опытом наблюдательности и постигать визуальную культуру восприятия реальности и произведений искусства.
27/11.
Роль цвета в портрете.
Знать: влияние цвета на настроение, фактуру, решение образа.
Уметь: аналитические зарисовки портретов известных художников.
Развивать художественное видение цвета, понимание его эмоционального, интонационного воздействия.
Анализировать цветовой строй произведений как средство создания художественного образа.
Рассказывать о своих впечатлениях от нескольких (по выбору) портретов великих мастеров, характеризуя цветовой образ произведения.
Получать навыки создания различными материалами портрета в цвете.
28/ 12.
Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве ХХ века.
Знать: об индивидуальности образного языка в портретах известных художников.
Уметь: создавать портрет друга или автопортрет, портрет члена семьи.
Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров европейского и русского искусства.
Узнавать и называть основные вехи развития портрета в отечественном искусстве ХХ века.
Приводить примеры известных портретов отечественных художников.
Человек и пространство (7 часов)
Личностные УУД:
- Личностные УУД - формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание. Проявление особого интереса к новому материалу. Умение самовыражаться, умение выражать свое отношение к произведениям искусства.
Регулятивные УУД:
- умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы. Умение выполнять поставленные перед собой свои же задачи.
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Выбор оснований для сравнения объектов ( форма, цвет и т. д.) ученики должны рассуждать.
Коммуникативные УУД:
- обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Умение слушать других и выражать свои мысли.
Предметные УУД:
- Применять различные художественные материалы.
29/1.
Жанры в изобразительном искусстве.
Знать: жанры изобразительного искусства.
Уметь: приводить примеры по каждому жанру.
Знать и называть жанры в изобразительном искусстве.
Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения.
Рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт.
Активно участвовать в беседе по теме.
30/2.
Изображение пространства.
Знать: виды перспективы.
Уметь: выбирать примеры перспективы из произведений художников, изученных на уроке.
Получать представление о различных способах изображения пространства, о перспективе как о средстве выражения в изобразительном искусстве разных эпох.
Рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов.
Получать представление о мировоззренческих основаниях правил линейной перспективы как художественного изучения реально наблюдаемого мира.
Приобретать навыки (на уровне общих представлений) изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого пространства.
31/3.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Знать: правила линейной и воздушной перспективы.
Уметь: выполнять задания с соблюдением этих правил.
Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях изобразительного искусства.
Приобретать навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы.
32/4.
Пейзаж – большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник.
Знать: о пейзаже, как самостоятельном жанре искусства.
Уметь: выполнять большие эпические пейзажи индивидуально или коллективно.
Узнавать об особенностях эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства.
Уметь различать и характеризовать эпический и романтический образы в пейзажных произведениях живописи и графики.
Экспериментировать на основе правил линейной и воздушной перспективы в изображении большого природного пространства.
Приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоционального переживаний человека.
Приобретать навыки передачи в цвете состояний природы и настроения человека.
33/5.
Пейзаж в русской живописи. Городской пейзаж.
Знать: понятие «городской пейзаж».
Уметь: выполнять задание по теме «Наш (мой) город».
Получать представление об истории развития художественного образа природы в русской культуре.
Получать представление о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве.
Приобретать новые композиционные навыки, навыки наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображений.
Овладевать навыками композиционного творчества в технике коллажа.
34/6.
Пейзаж в графике. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Знать: основные понятия изученные за год.
Уметь: использовать знания на практике.
Приобретать навыки наблюдательности, интерес к окружающему миру и его поэтическому видению путем создания графических зарисовок.
Приобретать навыки создания пейзажных зарисовок.
Уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека.
Участвовать в беседе по материалам учебного года.
Участвовать в обсуждении творческих работ учащихся.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.
Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:
Формы контроля знаний, умений, навыков ( стартовый, текущего, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений.
1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011. -129с.
2. Неменская Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/под редакцией Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2014.
3. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 6 класс / Под ред. Б. М. Неменского.
4. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие.6 класс/ под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2010.
5. Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 6 класс / Под ред. Б. М. Неменского.
6. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»