I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд1-9 класс» для 5 класса на 2015– 2016учебный год разработана на основе требований ФГОС начального общего образования к разделам и к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд1-9 класс».2009г. года издания, рекомендованной (допущенной) Министерством образования РФ, в соответствии с образовательными стандартами и учебным планом образовательного учреждения МБОУ «СОШ №24». Программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» для 5 класса - первый год обучения основной школы, она строится как продолжение и развитие части этой программы для начальной школы, является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в разных видах художественно-творческой деятельности: декоративно-прикладной, художественно-конструктивной и проектной.
В содержании уроков входит составление декоративной композиции традиционных мотивов гжельской, хохломской, гордецкой, жостовской, росписи, в создании игрушек в традиции одного из промыслов: филимоновской, каргопольской, дымковской, старопоскольской, составлении эскизов украшений по мотивам Древнего Египта, разработки эскизов коллективных панно и витражей.Сочетание индивидуальной и коллективных форм работ и выполнение художественно-творческих проектов, позволяет развивать творческое воображение и художественно-образное мышление учащихся и повысить мотивацию обучения.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетныхнаправлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные содержательные линии
В рабочей программе по изобразительному искусству 5класс выделены 4 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Древние корни народного искусства»; «Связь времен в народном искусстве»; «Декор, человек, общество, время»; « Декоративное искусство в современном мире».
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.
Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 5-м классе является формирование представления о декоративно-прикладном искусстве, многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В 5-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 5-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
Цели обучения
Изучение изобразительного искусства в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Основные принципы программы:
Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру
Принцип «от жизни через искусство к жизни»
Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.
Принцип единства восприятия и созидания.
Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.
Развитие художественно – образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.
Формой проведения занятий по программе является урок.
На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.
III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс «Изобразительное искусство и художественный труд» относится к предметам учебной деятельности обязательной части учебного плана, образовательной области
Основными задачами реализации содержания образовательной области «Изобразительное искусство и художественный труд. учебного плана являются рабочая программа «Изобразительное искусство и художественный труд Декоративно прикладное искусство в жизни человека » для учащихся 5класса рассчитана на 34часов (1 часа в неделю) в соответствии с БУП. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены планируемые результаты. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету Для реализации программного обеспечения используются литература: Изобразительное искусство: декоративно- прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 класса общеобразовательного учреждения/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского- Москва: Просвещение, 2008
IV. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Изобразительное искусство и художественный труд»
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни. Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные задачи
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные задачи
Ре гулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе.
Предметные задачи/результаты
Учащиеся должны знать:
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;
- знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;
- роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.
Учащиеся должны уметь:
- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
- выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
- пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;
- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.
V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «
Древние корни народного искусства» -
Декор русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
Народный праздничный костюм народов Севера.
Народные праздничные обряды коренных жителей Ямала.
«Связь времен в народном искусстве»- Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство керамики. Истоки и современное развитие промысла.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Введение в проблематику: «Зачем людям украшения».
«Декор – человек, общество, время» Декор и положение человека в обществе.
Одежда говорит о человеке.
Костюмы древних цивилизаций.
Коллективная работа «Бал в интерьере дворца».
О чем рассказывают гербы и эмблемы.
О чём рассказывают гербы .
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Современное выставочное искусство.
«Декоративное искусство в современном мире»Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале (выполнение вазы, игрушки, витража, мозаики.
Народные художники нашего края.
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 35 часов. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа.
VI. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
К КОНЦУ _2016 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(ПРЕДМЕТНЫЕ)
Обучающиеся научатся: В результате изучения предмета « Изобразительное искусство у обучающихся:
•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся
5класс
В результате изучения программы учащиеся:
осваивают основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
осваивают выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;
приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;
учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, учатся активно использовать художественные термины и понятия;
овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости в объёме;
приобретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;
приобретают первичные представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве
эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни
Критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие: Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Рекомендуемыми способами оценивания результативности обучения являются:
Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирования
VII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Содержание | Кол-во часов |
Древние корни народного искусства | 8 |
Связь времен в народном искусстве | 11 |
Декор, человек, общество, время | 8 |
Современное декоративное искусство | 7 |
Всего | 34 |
Формы организации учебного процесса: Формой проведения занятий по программе является урок.
Общеклассные формы: урок, конференция, семинар, лекция, собеседование, консультация, лабораторно-практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий по программированию или информационными технологиям за компьютером, работа с обучающими программами за компьютером.
Методы обучения: словесные - лекция, рассказ, беседа; наглядные -иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные ;практические — выполнение лабораторно-практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Логический характер применения методов обучения: индуктивный; дедуктивный; гностический; репродуктивный; поисковый; репродуктивно-поисковый.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: формирование интереса к учению; формирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля: устный контроль - фронтальный опрос, индивидуальный опрос, компьютерное тестирование; контроль — контрольная работа; выполнение письменных тестовых заданий; письменные отчеты по лабораторно-практическим работам; самоконтроль - устное воспроизведение изученного материала;
письменное воспроизведение изученного материала; работа с обучающими программами; компьютерные тесты.
VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:
Б.М. Неменский, В.Г.Горяев, Л.А.Неменская. Сборник программ для 1 -9 классов – М.: Просвещение, 2011. Н.А. Горяева, Л.А.Неменская. Ты и искусство. Учебник для 2 класса - М.: Просвещение, 2011 Учебный методический комплекс.
Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009-2010 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 )
Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004
Горяева Н.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004
Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004
Дополнительные пособия для учителя:
1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.
2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.
3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.
6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.
7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
8.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.
10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.
11. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.
13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.
14. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.
15. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.
16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.
17. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.
18. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.
19. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.
20. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
21. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.
Дополнительные пособия для учащихся:
Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008,
№ | Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения | Количество |
| Библиотечный фонд | |
| Фонд школьной и сельской библиотек Интернет-ресурсы | |
| Печатные пособия | |
1. | Таблицы «Декоративно-прикладное искусство» | 2 |
| Технические средства | |
1 | Телевизор | 1 |
2 | DVD-плеер | 1 |
3 | Музыкальный центр | 1 |
4 | Компьютер | 1 |
5 | Проектор | 1 |
6 | Принтер | 1 |
7 | Фотокамера | 1 |
8 | Фотоаппарат | 1 |
| Экранно – звуковые пособия | |
| Презентации | |
| Игры и игрушки | |
| Оборудование класса | |
1 | Магнитная доска | 1 |
2 | Переносной стенд для выставок | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
№ п/п | Дата | Раздел программы | Тема урока | Кол- во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Планируемые результаты |
| | | | | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
1 | | 1 четверть. Тема: Древние корни народного искусства (8 ч) | Декоративно-прикладное искусство и человек. | 1 | вводный | Познакомить учащихся с ДПИ и его местом в жизни человека и общества, со славянской орнаментальной символикой и её историей | Знать символический характер народного декоративного искусства. Уметь «прочитать» орнамент. | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту. | Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок. | Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | Уметь прогнозировать результат творческой деятельности |
2 | | | Древние образы в народном искусстве | 1 | комбинированный | Создаватьвыразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов. | Знать элементы декоративного убранства избы (причелина, полотенце и другие). Уметь выстраивать орнаментальную композицию. | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту. | Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок. | Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | Уметь прогнозировать результат творческой деятельности |
3 | | | Убранство русской избы | 1 | комбинированный | Создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник "и т. д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, выстраивание их в орнаментальную композицию. | Знать элементы декоративного убранства избы (причелина, полотенце и другие). Уметь выстраивать орнаментальную композицию. | Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. | Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилиша, выраженного в его трехчастной структуре и декоре. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов. | Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков- об-разов в декоративном убранстве избы. | Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. |
4 | | | Внутренний мир русской избы | 2 | комбинированный | Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. | Знать жизненно важные участки крестьянского дома. Уметь использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства. | Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. | Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. | Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных на-родов, находить в них черты национального своеобразия. | Уметь прогнозировать результат творческой деятельности |
5 | | | Конструкция и декор предметов народного быта | 1 | вводный | Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. | Знать названия предметов народного быта и труда. Уметь – почувствовать особый склад мышления наших предков; - создавать объекты предметной среды | Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. | Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. | Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой. | Выстраивать орнаментальную ком-позицию в соответствии с традицией народного искусства. |
6 | | | Русская народная вышивка | 1 | комбинированный | Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вы-шивки с опорой на народную традицию. Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов. | Знать символику формы и цвета в орнаменте народной вышивки. Уметь работать в смешанной технике (бумага, мелки, акварель). | Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения вы-разительности декоративной формы. | Анализировать и пониматьосо-бенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. | Осваивать навыки декоративного обобщения. | Выделять величиной, выразитель-ным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами. |
7 | | | Народный праздничный костюм | 1 | вводный | Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия. | Знать крестьянский костюм – образная модель мироздания. Уметь сравнивать украшения костюма и фронтона избы. | Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с ми-ровосприятием и мировоззрением наших предков. Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа. | Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. | Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. | Уметь прогнозировать результат творческой деятельности |
8 | | | Народные праздничные обряды (обобщение темы) | 1 | комбинированный | Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах. | Знать роль и значение декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Уметь работать с различными материалами | Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.). | Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. | Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов. | Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты. |
9-10 | | 2 четверть. Тема: Связь времен в народном искусстве (11 ч) | Древние образы в современных народных игрушках | 2 | вводный | Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. | Знать дымковскую, филимоновскую, каргопольскую игрушки. Уметь передавать единство формы и декора в игрушке. | Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. | Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов. | Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. | Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. |
11-12 | | | Искусство Гжели | 2 | комбинированный | Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. | Знать: Особенности росписи, цветового строя, главные элементы орнамента. Уметь - передавать единство формы и декора; - выполнять приёмы письма в манере мастеров Гжели. | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. | Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. | Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изо-бразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. | Осваивать приемы гжельского кистевого мазка — «мазка с тенями». |
13-14 | | | Городецкая роспись | 2 | комбинированный | Создавать композицию росписи в традиции Городца. | Знать основные приёмы городецкой росписи. Уметь передавать единство формы и декора. | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. | Выявлятъ общность в городецкой и гжельской росписях, определять ха-рактерные особенности произведений городецкого промысла. | Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изо-бразительных элементов, единство формы и декора в изделиях городецких мастеров. | Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. |
15-16 | | | Хохлома | 2 | комбинированный | Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. | Знать основные приёмы городецкой росписи. Уметь передавать единство формы и декора. | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение,эстетически оценивать произведения Хохломы. | Иметь представление о видах хох-ломской росписи («травка», роспись «под фон», «Кудрина»), различать их. | Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изо-бразительных элементов, единство формы и декора в изделиях мастеров. | Осваивать основные приемы кистевой росписи Хохломы, овладевать декоративными навыками. |
17 | | | Жостово. Роспись по металлу | 1 | вводный | Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. | Знать основные приёмы жостовской росписи. Уметь выполнять орнаментальную композицию определённого типа. | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. | Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. | Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов | Осваивать основные приемы жос-товского письма. |
18 | | | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте | 1 | комбинированный | Создавать композицию росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи. | Создавать композицию росписи в традиции мезенской росписи. | Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера. | Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику. | Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари. | Осваивать основные приемы рос-писи. |
19 | | | Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) | 1 | комбинированный | Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и система-тизацией художественно-познавательного материала. Участвовать в презентации выставочных работ. | Знать несколько традиционных промыслов России (Жостово, Городец, Гжель, Хохлома, Полхов-Майдан, Филимоново). Уметь анализировать произведения народных мастеров. | Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве». | Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. | Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. | Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. |
20 | | 3 четверть. Тема: Декор — человек, общество, время (8 ч | Зачем людям украшения | 1 | вводный | Рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран. | Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора. | | Выявлять и объяснять, в чемзаключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. | Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). |
21-22 | | | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | 2 | комбинированный | Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. | Понимать смысл слов: образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция)определяется ролью его хозяина. Уметь работать с выбранным материалом. | Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку. | Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) подекоративно-прикладному искусству Древнего Египта. | Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора | Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. |
23-24 | | | Одежда «говорит» о человеке | 2 | комбинированный | Передавать втворческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. | | Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах дея-тельности, связанной с созданием творческой работы. | Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. | Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. |
25-26 | | | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы | 2 | вводный | Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения. | Знать сущность герба как отличительного знака человека. Уметь составлять герб, учитывая традиционные формы и изобретая свои | | Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов | Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба. | Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. |
27 | | | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) | 1 | комбинированный | Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно- прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. | Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). | Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам. | Использовать в речи новые худо-жественные термины. | Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. |
28--30 | | 4 четверть. Тема: Декоративное искусство в современном мире (7 ч) | Современное выставочное искусство. | 3 | комбинированный | Познакомить учащихся с современным декоративным искусством, показать тенденции современного декоративного искусства и его отличие от традиционных народных промыслов. | Знать - о разнообразии материалов, форм современного декоративно-прикладного искусства, его особенностях; - о специфике языка разных художественных материалов. | | Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов | Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба. | Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. |
31--33 | | | Ты сам – мастер | 3 | вводный | Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. | Знать - о разнообразии материалов, форм современного декоративно-прикладного искусства, его особенностях; - о специфике языка разных художественных материалов. | Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). | Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам. | Использовать в речи новые худо-жественные термины. | Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. |
34 | | | Древние образы в современном выставочном искусстве. | 1 | комбинированный | Обобщить знания по теме «Древние образы в народном искусстве, современное повседневное и выставочное искусство». | Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры. | | | | |