Художественное образование и эстетическое воспитание учащихся общеобразовательной школы предполагает овладение навыками в изобразительном искусстве, самостоятельное составление композиций, ознакомление с творческим наследием художников прошлого и настоящего .Программа художественной студии дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства. Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений и навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность ребенка. А так же представление об окружающем мире.
Особенностью данной программы является сочетание традиционных видов изобразительного творчества: рисунка, живописи, композиции, но и творческих заданий направленных на развитие творческой индивидуальности ребенка., т.е. выявление одаренных детей и развитие их творческих способностей в рамках общеобразовательной школы. Главная задача :разнообразить деятельность школьников, постоянно будить их мысли, чувства, воображение, вызывать желание постигать азы изобразительного искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ШКОЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТУДИИ »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа № 59» г. Брянска
ПРОГРАММАШКОЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙСТУДИИ
Разработчик : Сенина Галина Николаевна,
преподаватель изобразительного искусства МБОУ СОШ №59, г. Брянск
учитель первой квалификационной категории
2014 г.
СТРУКТУРАПРОГРАММЫХУДОЖЕСТВЕННОЙСТУДИИ
1.Пояснительная записка
-характеристика программы,роль и место художественной студии в образовательном процессе
-срок реализации программы
-объем учебного времени
-форма проведения занятий
-цели и задачи программы художественной студии
-методы обучения
-описание материально-технических условий реализации учебного предмета
2.Содержание программы
З.Требования к уровню подготовки учащихся
4.Формы контроля.
5.Методическое обеспечение учебного процесса -рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся 6.Средства обучения 7.Список используемой учебной и методической литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Художественное образование и эстетическое воспитание учащихся общеобразовательной школы предполагает овладение навыками в изобразительном искусстве, самостоятельное составление композиций, ознакомление с творческим наследием художников прошлого и настоящего .Программа художественной студии дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства. Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений и навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность ребенка. А так же представление об окружающем мире.
Особенностью данной программы является сочетание традиционных видов изобразительного творчества: рисунка, живописи, композиции, но и творческих заданий направленных на развитие творческой индивидуальности ребенка., т.е. выявление одаренных детей и развитие их творческих способностей в рамках общеобразовательной школы. Главная задача :разнообразить деятельность школьников, постоянно будить их мысли, чувства, воображение, вызывать желание постигать азы изобразительного искусства.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется в течении 1 учебного года ,в 3-5 классах общеобразовательной школы
ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
Количество часов для реализации программы-1 час в неделю 36 часов в год ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
-создание условий для художественного образования ,эстетического воспитания ,духовно-нравственного развития детей.
-Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства
-формирование у детей знаний, умений и навыков в области художественного творчества, позволяющих в дальнейшем освоить предпрофильную подготовку в художественных школах.
ЗАДАЧИ
-дать учащимся представление о рисунке, иметь представление о художественных материалах(карандаш, тушь, пастель, цветные мелки),знакомить с грамотным подходом к изображению натуры, умению последовательно вести рисунок, применять на практике средства рисунка(точка, линия, светотень, фактура)
- дать учащимся представления о живописи, композиции, обучить компоновке предметов в листе бумаги, дать представления о художественных материалах в
живописи(гуашь)Применять различные методы живописи(работа мазками, по сырому, заливкой)знакомить с основами цветоведения и применять знания на практике.
-сформировать стойкий интерес к художественной деятельности -научить работать в различных материалах и техниках
-знакомить учащихся с произведениями художников прошлого и настоящего МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
-словесный (объяснение, беседа,р ассказ)
-наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы) -эмоциональный(подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений)
Такие методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач и основаны на сложившихся традициях изобразительного искусства
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Класс для занятий изодеятельностью должен быть оснащен удобной мебелью(столы, стулья,)шкафы(для хранения работ,и материалов и наглядных пособий),полки(для просушки работ)натюрмортным столиком, планшетами, мольбертами
Натюрмортный фонд включает в себя муляжи различных фруктов, овощей, предметы быта ,драпировки
Наглядные пособия по различным видам деятельности(таблицы ,выставочные образцы) Репродукции картин художников
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы построено с учетом возрастных особенностей детей,а так же с учетом развития их пространственного мышления.
Программа включает теоретическую и практическую часть.
Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с различными материалами и техниками,а практическая часть основана на и применении теоретических знаний в творческом процессе
1 ЧЕТВЕРТЬ
№
Тема
ЗАДАЧИ
МАТЕРИАЛЫ
п/п
-
1-2
Осень
Работа по «сырому» с дальнейшей
Альбом, кисти,
разноцветная
прорисовкой мелких деталей,
акварельные
обучать метод заливки. Обучать
краски,
методу заливки и работе по
кисти,
сырому.
баночка,
тряпка,
палитра
3-4
Рисование
Построение предметов,
Альбом, простой
простого
композиционное размещение
карандаш
геометрического
,понятия штрих, тон. Обучать
предмета (куб,
построению, форме штриха.
шар)
5-6
Букет из листьев,
Метод набрызгивания. Дать
Формат
травинок
понятие декоративной работы,
А3,акварельные
трафарета. Обучать работе в новой
краски, баночка
технике
палитра, кисти,
тряпка
7-8
Я и мои друзья,
Жанр портрета, беседа о
Формат А3,гуашь,
художниках портретистах.
кисти, банка,
Эмоциональность изображения.
тряпка, палитра,
Обучать построению лица человека.
репродукции с
картин художников
по теме «Портрет»
9-
Осенний
Рисование с натуры. Дать понятие
Формат А3,гуашь,
натюрморт
«Натюрморт». Обучать смешению
кисти, банка,
цветов и нахождению верного
тряпка, палитра,
цветового решения. Понятия: свет,
репродукции с
тень, блик, рефлекс.
картин художников,
Эмоциональность восприятия
таблицы по
цветоведению
2 ЧЕТВЕРТЬ
1-2
Пейзаж «Поздняя
Работа мазками. С дальнейшей
Формат
осень»
прорисовкой мелких деталей. Дать
А3,акварель,кисти,п
понятие»мазок»,мазок по форме.
ал итра, банка, репро
Обучать смешению цветов и
дукции с картин
получение богатой гаммы цветовых
художников,
оттенков.
таблицы по
цветоведению
3-4
Орнамент в квадрате
Тональное решение рисунка. Дать понятие симметрии, асимметрии. Обучать построению несложного орнамента.
Альбом, карандаш, ластик, иллюстрации с видами орнаментов
5-6
Монотипия «Зима пришла»
Холодная цветовая гамма. Дать понятие новой технике. Развивать воображение. Обучать технике монотипии
Дать понятие натюрморт. Обучать композиционному построению в листе бумаги, цветовому решению.
ФорматАЗ, гуашь, кисти, банка, тряпка, палитра.
3 ЧЕТВЕРТЬ
1-2
Декоративная графика»Древний город»
Дать понятие декоративной графики. Обучать рисованию элементов.1 этап-тонировать лист голубым и коричневым цв.,2 этап-прорисовка декор. Элементов черной гелевой ручкой.
Альбом, акварель, кисти, банка, тряпка, палитра, иллюстрации с видами древнерусских городов
3-4
Монотипия»Город будущего»
Углубить знания по новой технике. Развивать воображение и творческий подход к работе. Прорисовка мелких деталей фломастерами, маркерами, цв.гелевыми ручками.
ФорматАЗ ,акварельные краски, кисти, файл,б анка.тряпка,палитра ,маркеры, фломасте ры, цв. гелевые ручки, иллюстрации с видами фантастических городов.
5-6
Коллаж «Зима»
Дать понятие новой технике. Развивать воображение и творческий подход. Обучать составлению коллажа.
ФорматаЗ ,цв.бумага .вырезки из журналов по теме, бумага интересной фактуры, клей, ножницы
7-8
Пейзаж»3имнее
Углубить знания по технике работы
ФорматАЗ,гуашь;кис
настроение»
Мазками и по сырому. Развивать воображение. Обучать композиционному построению, цветовому решению работы.
ти,банка.тряпка. пал итра, репродукции с картин художников, таблицы по цветоведению
9
Праздничный плакат»23 февраля,8 марта»
Углубить знания по плакату; шрифтовое и цветовое решение, возможность введения аппликации в работу. Развивать творческий подход, воображение.
ФорматАЗ,гуашь,кис ти,банка,тряпка.пал итра.цв. бумага, клей, ножницы, цветная бумага различных фактур.
4 ЧЕТВЕРТЬ
1-2
Пейзаж «Весна пришла»
Углубить знания по композиции. Обучать нахождению колористич.гаммы весны.
Формат А3,гуашь,кисти,пали тра,банка,репродук ции картин художников и таблицы по цветоведению
3-4
Орнамент
Дать понятие орнамента :зооморфного,антропом орфного,растительного,геометриче ского.Обучать составлению орнамента
Формат А3,линейка.фломаст еры,цв.гелевые ручки
5-6
Монотипия»Весна пришла»
Дать понятие новой технике. Развивать воображение.
Формат A3.гуашь, кисти, банк, палитра, таблицы по цветоведению
7-8
Фигура человека »Мода будущего
Обучать построению фигуры человека с применением пропорций. Развивать воображение
Формат A3 Цв гелевые ручки, фломастеры. Таблицы с элементами одежды разных эпох.
9
Натюрморте натуры»Ветка в вазе»»Цветы в вазе»
Повторить понятие натюрморт ,композиционное построение. Обучать смешению цветов и нахождению верного цветового решения
Формат A3 Гуашь, кисти, палитра, таблицы по цветоведению
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Умение работать с различными художественными материалами
Наличие творческой инициативы
Умение решать творческие задачи ,пользуясь эскизами
Уметь анализировать и оценивать ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Контроль навыков обучающихся обеспечивает управление учебным процессом и выполняет обучающую,проверочную,воспитательную и корректирующую функцию.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется на всех занятиях
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В процессе освоения программы используются задания:
-Тренировочные(работа по образцу)
-Частично-поисковый(уч-ся самостоятельно выбирают способ изображения предметов)
-Творческий(уч-ся осмысливают новые понятия и пытаются применить их на практике)
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Материальные: учебная аудитория, специально оборудованная наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом
Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, работы учащихся, иллюстрации, настенные плакаты
Демонстративные: муляжи, демонстрационные модели, натюрмортный фонд
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школеМ.Издат центр «Академия» 1999,с250