ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» (школа 2100)
ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» (школа 2100)
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы О.А. Куревиной, «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа 2100»).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» (школа 2100) »
ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
(школа 2100)
Аплина Н.А.
учитель начальных классов
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы О.А. Куревиной, «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа 2100»).
Программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования /Москва «Просвещение» 2011 год;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Москва «Просвещение» 2010 год;
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальные классы. / Москва «Просвещение» 2010год
Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №25;
Примерных программ начального общего образования, Москва «Просвещение» 2011год
Цели курса:
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
Воспитание в детях эстетического чувства.
Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
Развитие воображения и зрительной памяти.
Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);
Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);
Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);
Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);
Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);
Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).
II. Общая характеристика учебного предмета (курса)
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, к окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес к художественному творчеству.
Программа содержит некоторые ознакомительные темы, связанные с компьютерной грамотностью. Их задача – познакомить учащихся с компьютером как средством, не заменяющим, а дополняющим другие средства.
III. Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего — 135 ч. В 1 классе – 33 часа (33 учебные недели), во 2-4 классы по 34 часа (34 учебные недели).
IV. Ценностные ориентиры содержания курса «Изобразительное искусство»
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личноготворческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт.На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
V. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета «Изобразительное искусство» выпускником начальной школы
В результате изучения предмета « Изобразительное искусство» обучающиеся:
овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Обучающиеся получат возможность научиться:
будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
формировать основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
реализовывать творческий потенциал в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
устанавливать осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
заложить основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия) формируют:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета
Предметные результатывыпускника начальной школы
Предметные результаты
освоения программы по изобразительному искусству в 1 классе
Предметные результаты изучения курса:
Научатся:
получат первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
определять выразительные средства различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
пользоваться терминологией и классификацией изобразительного искусства;
будут иметь первоначальные знания об отечественной и мировой культуре;
получат представления о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства.
узнавать основные цвета (красный, жёлтый, синий), получать новые оттенки при их смешивании;
иметь представление о родственных и дополнительных цветах;
исследовать, какими цветами написаны картины М. Сарьяна «Ночной пейзаж» и «Продавец лимонада» и какое они производят впечатление;
отличать натюрморт;
определять, что хотел показать нам художник;
знать, как можно использовать цвет в работе (тёплые, холодные цвета);
определять, какие цвета используют художники в своих картинах и для чего;
знать, что такое композиция и её простейшие правила.
иметь представление об основных свойствах акварельных красок;
исследовать натюрморты с цветами, влияние цвета на настроение живописного произведения;
иметь представление о том, что такое сюжет, наброски;
иметь представление о зарождении искусства.
Получат возможность научиться:
различать геометрические фигуры и определять, какими линиями они образованы;
иметь представление о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии, уметь определять симметричность фигуры;
узнавать какими качествами должен обладать художник, отличать профессии, которые может освоить художник;
иметь понятие о том, чем могут различаться предметы (форма, размер, цвет, характер);
иметь понятие о графике и её основных изобразительных средствах;
исследовать на примерах приведённых иллюстраций, зачем и какими изобразительными средствами пользуются художники для решения своих задач;
уметь рассказывать о работе художника-иллюстратора ;
уметь объяснять, что такое пейзаж;
исследовать, какие задачи решали художники в приведённых пейзажах и какое настроение передано в каждом пейзаже;
иметь представление о филимоновском, дымковском, хохломском, богородском народных промыслах;
научатся работать акварелью слоями;
исследовать, какими цветами выполнены те или иные картины;
получат возможность работать в парах, группах;
научатся анализировать работу своих товарищей.
Предметные результаты
освоения программы по изобразительному искусству во 2 классе
Предметные результаты изучения курса:
Научатся:
рассказывать о видах изобразительного искусства: архитектуре, скульптуре, круглой скульптуре, рельефе;
понимать, что такое живопись, познакомятся с изобразительным средством живописи-цветом;
представлять о том, что такое графика и ее связи с изображением на плоскости;
формировать представления о взаимодействии цветов, холодных и теплых;
познакомятся с техникой аппликации и силуэтом;
сообщать о первоначальных представлениях о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
рассказывать о терминологии и классификации изобразительного искусства;
анализировать произведения признанных мастеров Третьяковской галереи;
обобщать первоначальные знания об отечественной и мировой культуре;
различать основные цвета (красный, жёлтый, синий);
получать новые оттенки при их смешивании);
представлять о родственных и дополнительных цветах;
исследовать, какими цветами написана картина А. Лентулова, Василий Блаженный;
составлять растительный орнамент;
передавать настроение растительного орнамента с использованием различных видов его композиции: эскиз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник света, ритм, колорит;
овладевать приемами работы акварельными и гуашевыми красками;
выполнять различные виды и направления штриховки;
определять плотность штриховки (способом увеличения количества слоев);
определять, что хотел показать нам художник;
применять и использовать цвет в работе (тёплые, холодные цвета), определять, какие цвета используют художники в своих картинах и для чего;
передавать объем предмета с помощью светотени.
определять образный характер произведения искусства;
характеризовать основные свойства акварельных красок;
овладевать несложными приемами работы с акварельными красками;
иметь представление, что такое натюрморт;
рисовать с натуры;
наносить штриховку в «тенях», в светлых местах.
рисовать природу или вид местности;
создавать акварельный пейзаж, соблюдая определенную последовательность в работе;
овладевать несложными приемами работы с акварельными красками;
представлять о натюрморте, о колорите, теплом и холодном, тональном колорите;
различать какими красками работает художник, в какой технике написаны картины;
рассказывать об особенностях древнеегипетской росписи и рельефе.
Получат возможность научиться:
изображать на бумаге с помощью линий, точек, пятен, штрихов графические изображения;
изображать геометрический орнамент;
различать геометрические фигуры и определять, какими линиями они образованы;
иметь представление о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии, уметь определять симметричность фигуры;
какими качествами должен обладать художник, отличать профессии, которые может освоить художник;
иметь понятие о том, чем могут различаться предметы (форма, размер, цвет, характер).
представлять о свойствах цветов спектра;
составлять композиции;
исследовать на примерах приведённых иллюстраций, зачем и какими изобразительными средствами пользуются художники для решения своих задач;
рассказывать о работе художника-иллюстратора;
передавать объем предметов более сложной формы;
объяснять, что такое иллюстрация и композиция;
исследовать светотень: свет, тень и полутень;
эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства.
работать акварелью слоями;
исследовать, какими цветами выполнены те или иные картины;
работать в парах, группах;
представлять о технике заливки, техники «по - сырому», техники набрызга;
анализировать работу своих товарищей;
работать акварелью и гуашевыми красками;
исследовать, какими цветами выполнены те или иные картины;
работать в парах, группах;
отвечать на вопросы на языке искусства с использованием в своем рассказе изученных понятий, выражать свои чувства, отстаивать свое мнение;
Предметные результаты
освоения программы по изобразительному искусству в 3 классе
Предметные результаты изучения курса:
Научатся:
сравнивать жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр);
характеризовать виды изобразительного искусства: архитектуру, скульптуру, круглую скульптуру, рельеф;
рисовать натюрморт;
рисовать пейзаж;
представлять, что такое цветовой круг;
представлять о том, что такое зимний колорит;
представлять взаимодействие цветов, холодных и теплых;
различать технику аппликации и силуэты;
видеть и понимать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
владеть терминологией и классификацией изобразительного искусства;
понимать роль и значение первоначальных знаний об отечественной и мировой культуре.
рисовать декоративное панно;
выполнять в технике аппликации;
последовательно изготавливать панно, продумывая цветовое решение всей композиции;
составлять разные типы композиций;
различать диагональную, вертикальную или горизонтальную композицию, и их основные выразительные элементы.
передавать в рисунке объем и форму;
выполнять штриховку;
выполнять светотень;
рисовать натюрморт;
различать, какие предметы называют плоскими и объемными;
воспроизводить объем путем передачи различной освещенности объектов;
наносить штриховку в «тенях», в «светлых местах».
передавать в рисунке пропорции;
обозначать целое и части;
передавать мимику в рисунке;
изображать пропорции и построение человеческого лица;
читать схему, с помощью которой можно построить условное лицо;
наблюдать за своим лицом, определяя его форму и пропорции;
передавать изображение различных выражений лица, и характерные возрастные изменения в лицах людей;
выполнять портрет в технике коллажа;
соблюдать определенную последовательность в работе.
рассказывать о народных промыслах;
узнавать хохломскую роспись;
использовать в работе орнамент;
сравнивать техники иллюстрацию и декорацию;
создавать хохломской растительный орнамент;
различать растительный орнамент от геометрического;
анализировать какие цвета используются в хохломской росписи;
работать техникой «отпечатка»;
различать особенности кельтского орнамента;
видеть особенности стиля мастера иллюстрации И. Билибина «Фантастическое дерево»;
создавать театральный спектакль;
представлять творчество различных театральных художников.
Получат возможность научиться:
изображать на бумаге с помощью линий, точек, пятен, штрихов графические изображения;
различать геометрические фигуры и определять, какими линиями они образованы;
видеть симметрию, симметричные фигуры и оси симметрии, определять симметричность фигуры;
понимать качествами должен обладать художник, отличать профессии, которые может освоить художник;
представлять, чем могут различаться предметы (форма, размер, цвет, характер).
исследовать на примерах приведённых иллюстраций, зачем и какими изобразительными средствами пользуются художники для решения своих задач;
рассказывать о работе художника-иллюстратора;
передавать объем предметов более сложной формы;
объяснять, что такое иллюстрация и композиция;
исследовать светотень: свет, тень и полутень;
эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства.
определять, откуда на предметы падает свет, где на каждом предмете располагаются свет, тень полутень и блики;
выполнять штриховку «гармошки» с четкими гранями, с цилиндрическими гранями;
выполнять штриховку, имитирующую многократно сложенный и развернутый листок бумаги;
анализировать работу своих товарищей;
различать жанры изобразительного искусства, в котором объект изображения -человек;
исследовать соотношения размеров, частей какого-либо предмета (пропорции);
исследовать, какими цветами выполнены те или иные картины;
получат возможность работать группами;
отвечать на вопросы на языке искусства с использованием в своем рассказе изученных понятий, выражать свои чувства, отстаивать свое мнение;
рассказывать об основах графического рисунка, выполнят графического изображение по воображению;
различать элементы русской средневековой культуры и древней русской письменности.
Предметные результаты
освоения программы по изобразительному искусству в 4 классе
Предметные результаты изучения курса:
Научатся:
использовать законы построения произведения искусства;
различать ритм, колорит, фактуру;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
сравнивать жанры живописи;
составлять композицию;
познакомятся с ассоциациями словесными, визуальными, музыкальными, литературными;
характеризовать виды изобразительного искусства: архитектуру, скульптуру, круглую скульптуру, рельеф;
рисовать натюрморт;
рисовать пейзаж, познакомятся с особенностями импрессионизма;
представлять, что такое цветовой круг;
представлять о том, что такое зимний колорит;
представлять взаимодействие цветов, холодных и теплых;
различать технику аппликации и силуэты;
видеть и понимать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
владеть терминологией и классификацией изобразительного искусства;
понимать роль и значение первоначальных знаний об отечественной и мировой культуре;
различать основные жанры и виды изобразительного искусства;
обобщать знания о единстве формы и содержания;
выполнять в технике аппликации;
последовательно изготавливать изделие, продумывая цветовое решение всей композиции;
получат представление об основных типах композиции;
выполнять различные декорации;
различать диагональную, вертикальную или горизонтальную композицию, и их основные выразительные элементы;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
оценивать произведения искусства;
выражать собственное мнение при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др;
различать утилитарные и эстетические направления;
анализировать замысел художника;
овладевать средствами художественной выразительности;
создавать художественный образ в единстве формы и содержания;
передавать в рисунке объем и форму;
рисовать натюрморт.
Получат возможность научиться:
изображать на бумаге с помощью линий, точек, пятен, штрихов графические изображения;
видеть симметрию, симметричные фигуры и оси симметрии, определять симметричность фигуры;
понимать качествами должен обладать художник, отличать профессии, которые может освоить художник;
представлять, чем могут различаться предметы (форма, размер, цвет, характер)
иметь представления об основных видах жанра;
иметь представление о композиции;
исследовать на примерах приведённых иллюстраций, зачем и какими изобразительными средствами пользуются художники для решения своих задач;
уметь рассказывать о работе художника-иллюстратора;
передавать объем предметов более сложной формы;
уметь объяснять, что такое иллюстрация и композиция;
исследовать светотень: свет, тень и полутень;
эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства;
различать жанры изобразительного искусства, в котором объект изображения -человек;
исследовать соотношения размеров, частей какого-либо предмета (пропорции);
исследовать, какими цветами выполнены те или иные картины;
получат возможность работать группами;
отвечать на вопросы на языке искусства с использованием в своем рассказе изученных понятий, выражать свои чувства, отстаивать свое мнение;
анализировать работу своих товарищей;
эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства.
определять, откуда на предметы падает свет, где на каждом предмете располагаются свет, тень полутень и блики.
VI. Содержание начального общего образования по учебному предмету
1 класс
Цветные карандаши (16 часов). Кто такой художник. Фантазируем и учимся. Рисунок цветными карандашами. Творческие работы. Чудо–радуга. Цвет. Знакомство с основами цветоведения. Линии. Какие они бывают. Линия и форма. Какие бывают фигуры. Аппликация. Что такое симметрия. Симметрия в жизни. Геометрический орнамент.
Работа с гуашью (8 часов). Знакомство с гуашью. Разноцветные узоры. Построение разных по композиции орнаментов. Рисование кистью. Что такое композиция. Смешиваем краски на палитре. Графика. Чёрное на белом, и белое на чёрном. Пейзаж. Декоративное панно. Народные художники. Понятие «тон».
Прозрачная акварель (9 часов). Изучение основных свойств и овладение простыми приёмами работы акварельными красками. Работа акварелью слоями. Изучение натюрмортов с цветами и влияние цвета на настроение картины. Картины о жизни людей. Сюжет, зарисовки, наброски. Получение представления об искусстве Древнего мира. Наскальная живопись.
2 класс
Виды изобразительного искусства (8 часов). Виды изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика. Живопись, натюрморт, пейзаж, бытовая живопись), графика (иллюстрация), народные промыслы (Городецкая роспись). Произведение признанных мастеров Третьяковской галереи: Илья Репин, Иван Крамский, Владимир Лебедев. Искусство Древнего Египта.
Язык изобразительного искусства. Средства живописи, графики (10 часов).Свойства цветов спектра (взаимодействие теплых и холодных тонов). Использование в живописи дополнительных цветов. Растительный орнамент. Настроение растительного орнамента с использованием различных видов его композиции: эскиз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник света, ритм, колорит. Приемы работы акварельными красками и гуашевыми красками. Смешивание основных цветов.
Эмоциональное восприятие и оценивание произведений искусства (7 часов).
Образный характер произведения искусства. Эмоциональное звучание теплых или холодных цветов, или колориты картины. Изучение основных свойств и овладение простыми приёмами работы акварельными красками. Выполнение в рабочей тетради и в учебнике заданий на закрепление полученных знаний. Изучение натюрмортов с цветами и влияние цвета на настроение картины. Техника Городецкой росписи. Характерные цвета для Городецкой росписи. Получение представления об искусстве Древнего мира. Рисование животных и людей в стиле наскальной живописи. Произведение признанных мастеров их искусства Третьяковской галереи. Искусство Древнего Египта.
Навыки работы в выполнении различных видов изобразительной деятельности (9 часов). Описание произведений с использованием изученных понятий. Знакомство с художниками Алексей Саврасов «Грачи прилетели», В. Борисов - Мусатов «Майские цветы», Иван Шишкин «Полдень», А. Рылов «Зеленый шум». Акварельный пейзаж. Колорит. Теплый и холодный колорит. Тональный колорит. Знакомство с произведениями П. Кузнецов «Натюрморт», «Весна в Крыму», С. Судейкин «Натюрморт», М. Волошин «Пейзаж», Н. Сапунов «Голубые гортензии», А. Фонвизин «Ваза с цветами и виноград». Бытовая живопись Иван Владимиров «На уроке грамоты у дьячка», З. Серебрякова «Тата и Катя», Ф. Решетников «Опять двойка», И. Фирсов «Юный живописец», В. Перов «Охотники на привале». Из истории искусства. В долине Нила.
3 класс
Изучение жанров живописи (7 часов). Жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр). Натюрморт. Пейзаж. Барбизонская школа пейзажа. Особенности импрессионизма. Изучение зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные. Исторический и батальный жанры на примере произведений Н.Рериха и И.Айвазовского Бытовой и анималистический жанры на примере произведений К.Гуна, Г.Терборха и Т.Жерико. Рисование животного в характерном для него движении. Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Определение дополнительных и родственных цветов по цветовому кругу.
Понятие о декоративном панно (3 часа). Понятие о декоративном панно. Коллективная работа: декоративное панно в технике аппликации. Декоративного панно с использованием природного материала.
Объем и формы граненых и округлых поверхностей (3 часа). Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей, и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка различной штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки). Распределение светотени на различных поверхностях. Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры.
Изучение пропорций человеческого лица (5 часов). Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике. Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица человека с возрастом, мимика.
Народные промыслы (16 часов). Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Этапы выполнения различных видов хохломской росписи. Выполнение тарелки или шкатулки с хохломской росписью. Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звериный стиль. Совмещение нескольких техник при работе с акварельными красками. Техника отпечатка. Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина «Фантастическое дерево» с использованием различных видов штриховки. Иллюстрации И. Билибина к сказкам. Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девица-красавица». Древнерусская книга. Буквица, лицевая рукопись. Как создаётся театральный спектакль. Получение представления о работе различных театральных художников (декорации и костюмы). Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце». Изучение истории Русского музея.
4 класс
Эстетическое в жизни и искусстве (9 часов). Настроение в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Законы построения произведения искусства. Ритм, колорит, фактура, соотношение частей, композиция в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Образ как часть и целое. Образ-название. Совокупность всех средств художественной выразительности в создании целостного образа (цвет, форма, фактура, композиция). Ассоциации словесные, визуальные, музыкальные, литературные. Театр как синтетический вид искусства (образ обрамления и оформления). Основы композиции (11 часов) Основные жанры и виды произведений изобразительного искусства. Обобщенные знания о единстве формы и содержания как средства существования изобразительного искусства.
Из истории развития искусства (14 часов). От искусства Нового времени к искусству современности. Представление об общих закономерностях развития различных видов искусства и связи утилитарного и эстетического в них. Общехудожественные умения: самостоятельное проведение анализа замысла, планирование последовательности выполнения художественно-практического задания, контролирование качества (точность, аккуратность) выполненной работы, владение средствами художественной выразительности, создание художественного образа в единстве формы и содержания. VII. Тематическое планирование с указанием основных видов характеристики деятельности обучающихся
1 класс (33 часа)
№
Содержание программного материала
Количество часов
Характеристика деятельности
1
Цветные карандаши
16
Овладеть понятиями по теме.
Различать своеобразие художественных средств и приёмов разных видов искусства.
Владеть техникой рисования карандашами, правилами работы с художественными материалами.
2
Работаем с гуашью
8
Наблюдать цветовые сочетания в природе.
Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска».
Овладевать первичными живописными навыками. Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению.
Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона.
Развивать навыки работы гуашью.
Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий.
3
Прозрачная акварель
9
Выявлять художественные особенности формы и узоров.
Рисовать гуашью.
Соблюдать последовательность в работе. Выставка лучших работ учащихся. Обсуждение выставки.
Восприниматьи обсуждать выставку детских работ
Определять задачи, которые решал автор в своей работе Умение видеть. Развитие зрительских навыков.
Создавать композиции по впечатлениям от летней природы.
33 часа
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В первом классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение в начальных классах - на содержательно-оценочной основе.
При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы - рабочего Портфолио. Система оценки достижения планируемых результатов изучения математики предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность первоклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Форма контроля. Таблица №1.
Вид
контроля
В
год
1
четверть
2
четверть
3
четверть
4 четверть
Тест
4
1
1
1
1
Мини-проект
1
1
Итого
5
1
2
1
1
Форма контроля. Таблица №2.
Четверть
№ урока
Вид контроля
По теме
1 четверть
№7
Тест №1
Линии. Какие они бывают.
2 четверть
№ 11
Мини-проект
Симметрия в жизни
2 четверть
№ 12
Тест №2
Симметрия в жизни.
3 четверть
№ 23
Тест №3
Народные художники.
4 четверть
№ 33
Тест №4
Смешанная техника рисования
Итого
5
2 класс (34 часа)
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
Характеристика деятельности
1
Виды изобразительного искусства
8
Овладевать первичными живописными навыками. Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению.
Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона.
Различать виды изобразительного искусства
Развивать навыки работы гуашью.
Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий.
2
Язык изобразительного искусства. Средства живописи, графики
10
Рассматривать, изучать, анализировать виды изобразительного искусства.
Передавать в изображении характер выбранного предмета.
Закреплять навыки работы от общего к частному.
Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира. Придумывать выразительные фантастические образы животных. Развивать навыки работы гуашью.
3
Эмоциональное восприятие и оценивание произведений искусства
7
Работать акварелью и гуашевыми красками;
Исследовать, какими цветами выполнены те или иные картины; Работать в парах, группах;
Отвечать на вопросы на языке искусства с использованием в своем рассказе изученных понятий, Выражать свои чувства, отстаивать свое мнение;
Анализировать работу своих товарищей;
Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства.
4
Навыки работы в выполнении различных видов изобразительной деятельности
9
Определять образный характер произведения искусства;
Характеризовать основные свойства акварельных красок;
Овладевать несложными приемами работы с акварельными красками;
Иметь представление, что такое натюрморт;
Рисовать с натуры;
Наносить штриховку в «тенях», в светлых местах.
Всего
34
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Контроль за уровнем учащихся 2 класса осуществляется по трем направлениям:
использование выразительных средств изобразительного искусства: композиции, формы, ритма, линии, цвета, объёма, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
умение различатьосновные виды и жанры изобразительных искусств (цвет, тон, пропорции, композиция);
умение создавать простые композиции на заданную тему.
Форма контроля. Таблица №1.
Вид контроля
В год
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Тест
4
1
1
1
1
Практическая работа
4
1
1
1
1
Проект
2
1
1
Итого
10
2
3
2
3
Форма контроля. Таблица №2.
Четверть
№ урока
Вид контроля
По теме
1
3
Тест№1
Теплые и холодные цвета.
1
7
Практическая работа №1
Наброски животных
2
10
Проект №1
Басня «Лиса и виноград»
2
11
Тест№2
Графика.
2
14
Практическая работа №2
Натюрморт «Фрукты»
3
22
Тест№3
Городецкая роспись.
3
25
Практическая работа №3
Весенний пейзаж
4
29
Практическая работа №4
Морские жители.
4
32
Тест№4
Египетские иероглифы.
4
34
Проект №2
Изображение цветка лотоса.
Итого
10
3 класс (34 часа)
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
Характеристика деятельности обучающихся
Изучение жанров живописи
7
Сравнивать жанры живописи
Развивать навыки работы гуашью. Характеризовать доброго и злого сказочных героев.
Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов.
Создавать живописными материалами выразительные контрастные образы доброго и злого героя.
Понятие о декоративном панно
3
Выполнять коллективную работу: декоративное панно в технике аппликации.
Подбирать подходящий по свету тон.
Работать с трафаретами.
Изготовлять декоративное панно с использованием природного материала: заготовленных цветов и листьев.
Объем и формы граненых и округлых поверхностей
3
Передавать в рисунке объем и форму.
Выполнять штриховку.
Выполнять светотень.
Рисовать натюрморт.
Различать плоские и объемные предметы.
Воспроизводить объем путем передачи различной освещенности объектов.
Наносить штриховку в «тенях».
Изучение пропорций человеческого лица
5
Различать жанры изобразительного искусства, в котором объект изображения – человек.
Исследовать соотношения размеров, частей какого-либо предмета (пропорции).
Исследовать, какими цветами выполнены те или иные картины.
Работать группами.
Отвечать на вопросы на языке искусства с использованием в своем рассказе изученных понятий, выражать свои чувства, отстаивать свое мнение.
Анализировать работу своих товарищей.
Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства.
Народные промыслы
16
Характеризовать красоту природы родного края.
Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы.
Овладевать живописными навыками работы гуашью.
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.
Рассказывать о народных промыслах.
Узнавать хохломскую роспись.
Использовать в работе орнамент.
Сравнивать техники иллюстрацию и декорацию.
Различать растительный орнамент от геометрического.
Итого:
34
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Контроль за уровнем учащихся 3 класса осуществляется по трем направлениям:
использование выразительных средств изобразительного искусства: композиции, формы, ритма, линии, цвета, объёма, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
умение различать основные виды и жанры изобразительных искусств (цвет, тон, пропорции, композиция);
умение создавать простые композиции на заданную тему.
Форма контроля. Таблица №1.
Виды контроля
В год
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Тест
4
1
1
1
1
Практическая работа
4
1
1
1
1
Проект
2
1
1
Итого
10
2
3
3
2
Форма контроля. Таблица №2.
Четверть
№ урока
Форма контроля
По теме
1
5
Практическая работа №1
Уроки волшебного карандаша. Штриховка.
1
7
Тест№1
Уроки волшебного карандаша. Светотень.
2
9
Проект №1
Изготовление иллюстраций и декораций к сказу П. Бажова «Серебряное копытца»
2
15
Тест№2
Пейзаж
2
16
Практическая работа №2
Наши друзья.
3
20
Практическая работа №3
Хохломские сувениры.
3
23
Тест№3
Чудеса акварели.
3
27
Проект №2
Цветущий сад.
4
30
Тест№4
Фантастическое дерево.
4
33
Практическая работа №4
Письмо кириллицей.
Итого
10
4 класс (34 часа)
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
Характеристика деятельности обучающихся
1
Эстетическое в жизни и искусстве.
9
Характеризовать красоту природы.
Использовать выразительные средства живописи для создания образов.
Овладевать живописными навыками работы гуашью. Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.
Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов.
Изображать графическими или живописными средствами образ русской избы и других построек традиционной деревни.
Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений
2
Основы композиции.
11
Изображать на бумаге с помощью линий, точек, пятен, штрихов графические изображения.
Различать геометрические фигуры и определять, какими линиями они образованы.
Видеть симметрию, симметричные фигуры и оси симметрии.
Определять симметричность фигуры.
Понимать качествами должен обладать художник, отличать профессии, которые может освоить художник.
Представлять, чем могут различаться предметы (форма, размер, цвет, характер).
3
Из истории развития искусства.
14
Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства.
Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства.
Анализировать выразительные средства произведений.
Развивать навыки композиционного изображения, навыки восприятия произведений искусства.
Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.
Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений).
Итого:
34
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Контроль за уровнем учащихся 4 класса осуществляется по трем направлениям:
использование компонентов композиции и их возможности в создании художественного образа; различных способов организации ритма в живописи, в скульптуре, сценографии;
использование известных средств художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень);
умение создавать произведения по словесным и музыкальным ассоциациям; разрабатывать сценические эскизы для театральных постановок; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания; умениевыстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать оправданные замыслом материалы и техники.
Формы контроля. Таблица № 1.
Виды контроля
В год
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
тесты
4
1
1
1
1
практические работы
4
1
1
1
1
проект
2
1
1
Итого
10
2
3
3
2
Формы контроля. Таблица № 2.
Четверть
№ урока
Форма контроля
По теме
1
№ 5
Практическая работа №1
Коллаж. Летние зарисовки.
1
№ 7
Тест№1
Пейзаж. Осень золотая.
2
№ 9
Проект №1
Уроки волшебного карандаша (объем рельефа).
2
№ 15
Тест№2
Изготовление декорации к сказке С.Козлова «Снежный цветок» «Зайцы на поляне».
2
№ 16
Практическая работа №2
Изготовление декорации к сказке С.Козлова «Снежный цветок» «В избушке медвежонка».
3
№ 20
Практическая работа №3
Дизайн календаря.
3
№ 23
Тест№3
Изготовление макета «Альбом Славы».
3
№ 27
Проект №2
Волшебный фонарь (дизайн)
4
№ 30
Тест№4
Графические фактуры. Старый город.
4
№ 33
Практическая работа №4
Коллективная работа. Панно «Сказочный мир»
Итого
10
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение
О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская, «Разноцветный мир». Учебники для 1-4 кл.
О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская, Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство», для 1-4 кл.
Демонстрационные и печатные пособия
Магнитная доска.
Муляжи овощей и фруктов.
Репродукции картин.
Портреты художников.
Таблички со словами, связанные с терминологией изобразительного искусства в первом классе.
Технические средства обучения
Персональный компьютер с принтером.
Ксерокс (по возможности).
Проектор для демонстрации слайдов.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран размером 150 X 150 см.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
Электронное приложение "Игры и задачи" 1-4 кл. к учебникам по начальной школе.