Программа дополнительного образования "Изостудия", предназначена для возраста от 10 до 15 лет, рассчитана на 105 часов в год, по 3 часа в неделю. Ребята по программе научатся использовать свои теоретические знания на практике, различать виды и жанры изобразительного искусства, а также познакомятся с основными техниками рисования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Изостудия"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8
ИМЕНИ СИБИРЦЕВА А.Н.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ №8
имени Сибирцева А.Н.
И.А. Кирпикова
«_____»_____________2015г.
приказ № 161-0 от 28.08.2015
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«ИЗОСТУДИЯ»
Возраст обучающихся 11-15 лет_
Количество часов в год 105
Педагог, реализующий программу
Морус Екатерина Валерьевна
СУРГУТ
2015
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
МБОУ СОШ № 8 имени Сибирцева А.Н._
Название программы
«Изостудия»
Направленность программы
Художественно-эстетическое
Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу
Морус Екатерина Валерьевна
Год разработки
2015
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа
МБОУ СОШ № 8 имени Сибирцева А.Н., 18 августа 2015г
Цель
Развитие потенциальных способности учащихся, в сфере изобразительного искусства.
Задачи
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Познакомить с разнообразными материалами для ис пользования в художественной, конструкторской, оформительской деятельности и научить ими пользоваться;
3. Дать теоретические сведения о цветоведении (названия цветов, основные, дополнительные, хроматические, ахроматические)
4. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
Учебно-тематический план (далее - УТП) составлен в соответствии с
программой «государственной программы по изобразительному искусству для общеобразовательных школ «Изобразительное искусство 5-8 классы», разработанной Т.Я.Шпикаловой. Москва «Просвещение» 2012г.
Направленность дополнительной образовательной программы
(художественно-эстетическая, физкультурно-спортивная и т.д.) – художественно-эстетическая.__________________________________________________________________
Вид образовательнойдеятельности(например: декоративно-прикладноекое творчество, вокально-хоровое творчество и т.п.) –
Цель (для данного года обучения):_Развитие потенциальных способности учащихся, в сфере изобразительного творчества____________________________________________
Задачи (для данного года обучения):
Обучающие:
Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
Познакомить учащихся с видами искусства .
Формировать у учащихся практические умения и навыки выполнения, оформления готовых работ.
Развивающие:
1.Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
2. Развивать пространственное мышление.
Воспитательные:
1. Воспитывать стремление украшать, совершенствовать окружающий мир.
3. Формировать способность разумно организовывать своё свободное время.
Информационная справка об особенностях реализации УТП в 20_15_/20_16_ учебном году:
Общий срок реализации исходной программы (количество лет)
3 года
Год обучения (первый, второй и т.д.)
первый
Возраст обучающихся
11-15 лет
Количество обучающихся в группе в текущем учебном году
1 группа – 15 чел.
Количество часов в неделю
три часа.
Общее количество часов в год
105 часов
Пояснительная записка.
В настоящее время появляются тенденции к повышению уровня художественного образования детей. Целью образования становится воспитание человека – творца, богатого духовными интересами и запросами, способного к творческому труду в любом виде деятельности. Творчество – актуальная потребность детства. Творческая активность детей обусловлена их возрастными психологическими особенностями: чувственной восприимчивостью, целостностью восприятия, а также двигательной гиперактивностью и интересом к деятельному контакту с действительностью. Детское творчество – сложный процесс познания растущим человеком окружающего мира, самого себя, способ выражения своего личностного отношения к познаваемому. Детское творчество имеет важное значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.
В основу программы положен новый подход к организации деятельности объединения. В рамках одной программы объединены изобразительное искусство и основы дизайна.
Занятия изобразительным искусством приобщает обучающихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, воспитывает умение видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя самостоятельность и творческую активность.
Данная программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства и дизайна с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности.
Деятельность обучающихся на занятиях очень разнообразна: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению), эксперименты с красками; декоративная работа; художественное конструирование и проектирование; оформительское искусство; игры с целью изучения и закрепления теоретического материала, знакомство с произведениями искусства, обсуждение и анализ работ товарищей, результатов собственного и коллективного творчества.
Цель программы: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через изобразительную деятельность и дизайн.
Задачи программы:
Образовательные
- познакомить с разнообразными материалами для использования в художественной, конструкторской, оформительской деятельности и научить ими пользоваться;
- дать теоретические сведения о цветоведении (названия цветов, основные, дополнительные, хроматические, ахроматические);
- дать первоначальные сведения о художественной форме, о художественно- выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роли в эстетическом восприятии работ;
- научить простейшим композиционным приемам и художественным средствам, необходимым для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
- обучить теоретическим и практическим знаниям, умениям и навыкам в области декоративного оформления, художественного конструирования, макетирования.
Развивающие
- развить потенциал ребенка, его познавательно – творческую активность;
- развить ассоциативные возможности мышления, творческое мышление и творческие способности;
- развить умение анализировать произведения искусства, давать оценку своей работе.
Воспитательные
- формировать художественный вкус, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию и эстетически ее оценивать;
- приобщать к непреходящим общечеловеческим ценностям, истокам народной культуры;
- формировать гуманистический стиль взаимоотношений с товарищами.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 11 – 15 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы. Программа «Изобразительная деятельность» направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству и основам дизайна.
С первого года обучения предлагаются занятия по специальным дисциплинам: рисунок, живопись, композиция, декоративно – прикладное искусство, дизайн. Все эти дисциплины имеют самостоятельное значение, в то же время взаимно дополняют друг друга. В процессе работы ребята изучают основы изобразительной грамоты, знакомятся с различными материалами и способами их обработки, применяют на практике основные законы композиции, цветоведения, знакомятся с понятием «дизайн», знакомятся с особенностями профессий в сфере искусства и дизайна (художник, оформитель, декоратор, дизайнер и т.д.). В программе занятия выстроены в определенную методическую последовательность с учетом знаний, умений и навыков обучающихся. Организация и проведение учебно – творческого и воспитательного процессов строятся с учетом возрастных особенностей развития каждого ребенка. Все работы обучающихся на каждом году обучения подчинены общим темам года.
Программа предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков, от одной ступени к другой. Обучающиеся включены в различные виды деятельности: репродуктивную, художественную, творческую, познавательную, практическую.
На первом году обучения воспитывается осознание связей человека с искусством и дизайном (в единстве восприятия и созидания), идя от личности ребенка, от его чувств, от близкого ему мира природы и сказки, через окружающий его мир вещей и явлений, до связей с представлениями у разных народов о красоте жизни, красоте человека, человеческого поступка.
Формы и режим занятий.
Вводное – традиционное, устное.
Практическое – ознакомление с темой, усвоение теоретического материала, применение на практике изученных техник и приемов.
Обобщение – анализ выполненных работ.
Контроль качества исполнения.
Занятия в объединении регламентируются расписанием. Обучающиеся занимаются 3 часа в неделю.
Ожидаемые результаты.
Обучающиеся первого года обучения должны
знать:
- в
- названия цветов и оттенков, основные, составные, дополнительные цвета;
- разнообразные выразительные средства (цвет, линия, штрих, композиция, ритм);
- материалы и способы лепки;
- правила расположения рисунка на листе бумаги;
- правила работы с бумагой, природным и бросовым материалом;
- значение слов «художник», «дизайнер», «композиция», и т.д.
уметь:
- пользоваться кистью, красками, массой для лепки, ножницами;
- полностью использовать площадь листа бумаги, изображать предметы крупно;
- учитывать взаимное расположение предметов в рисунке, передавать в доступном возрасту виде основные смысловые связи между предметами;
- наблюдать натуру с целью передачи в рисунке ее особенностей;
- передавать выразительные особенности формы и размеры предмета (высокий, низкий, большой, маленький);
- подбирать краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
- находить цвета для изображения разных времен года;
- смешивать гуашевые краски, получать разнообразные цвета в соответствии с настроением, передаваемым в работе;
- передавать в рисунке по наблюдению, с натуры, основные элементы строения предмета;
- пользоваться графическими материалами, добиваться разного характера линий;
- лепить способом вытягивания из целого куска массы;
- сознательно выбирать расположение места в зависимости от содержания рисунка;
- передавать в рисунке вертикальное, горизонтальное, наклонное положение предметов;
- различать и передавать в рисунке на листе бумаги ближние и дальние предметы (ближе – ниже, дальше – выше);
- воплощать свои фантазии как и умение выражать свои мысли;
- работать с бумагой (бумажная пластика), природным и бросовым материалом;
- доброжелательно обсуждать работы обучающихся;
- сотрудничать друг с другом.
Формы подведения итогов реализации программы.
Первый год обучения.
Сроки
Вид деятельности
Формы контроля
1 полугодие
Основы цветоведения
Знание материалов и способов лепки
опрос, наблюдение,
тестирование
2 полугодие
Знание и использование разнообразных выразительных средств в художественной деятельности
Знание и применение правил работы с материалом
Индивидуальные творческие работы
Опрос
Тестирование
Учебно-тематический план
(первый год обучения)
№ п/п
Название темы
Теория
Практика
Всего
1.
Вводное занятие.
2
-
2
2.
«Искусство видеть».
4
28
32
2.1
Чем работает художник.
2
6
8
2.2
Наблюдаем и изображаем осень.
2
6
8
2.3
Изображаем красоту зимы.
2
6
8
2.4
Изображаем мир наших увлечений.
2
6
8
3.
«Ты и искусство».
4
26
30
3.1
О чем говорит искусство.
2
12
15
3.2
Как говорит искусство.
2
12
15
4.
«Ты изображаешь, оформляешь, украшаешь, строишь».
4
28
32
4.1
Ты изображаешь.
2
5
8
4.2
Постройка и фантазия.
2
6
8
4.3
Ты оформляешь.
2
6
8
4.4
Украшение и фантазия.
2
6
8
5.
Участие в выставках
-
6
6
6.
Экскурсии.
2
2
7.
Аттестация обучающихся.
2
2
2
8.
Итоговое занятие.
2
-
2
Итого:
16
89
105
Содержание программы первого года обучения
Тема 1. Вводное занятие.
План и содержание работы на учебный год. Демонстрация лучших работ воспитанников, выполненных за прошлые годы обучения.
Тема 2. «Искусство видеть».
«Чем работает художник». Знакомство с инструментами и материалами, применяемых на занятиях изобразительного искусства, конструирования, в декоративно – прикладном творчестве. Понятие о хроматической и ахроматической гамме красок; эскизе. Экскурсии – наблюдения явлений природы. Аппликация (техника аппликации, виды и способы), лепка (техника лепки).
Практика: работа различными материалами (гуашь, акварель) – основные и дополнительные цвета.
«Рисуем настроение» - работа различными материалами (гуашь, акварель) – основные и дополнительные цвета.
Аппликация: предметная аппликация «Насекомые» (с элементами рисования); декоративная – «Бабочки» (с элементами рисования); сюжетная – «На лугу».
Игра «Цветовая угадай–ка». Демонстрация картин известных художников. Основные цвета, получение составных цветов из основных. Техника рисования гуашевыми и акварельными красками, цветными и простыми карандашами. Знакомство с видами изобразительного искусства – живопись, графика.
Практика: знакомство с красками, карандашами, кистями. Получение составных цветов из основных «Какого цвета осенняя листва», «Праздник красок», «Деревья осенью» - (простой карандаш, цветные карандаши), «Какого цвета дождик» - (акварель), «Подводный мир» - (акварель, гуашь), «Фантастические деревья» (гуашь).
«Изображаем красоту зимы».
Показ репродукций картин известных художников. Техника работы акварелью, гуашью, графическими средствами. Комбинированная техника. Аппликация. Лепка.
«В цирке», «Шляпа фокусника», «Праздник» - аппликация, коллаж.
«Домашние любимцы» - лепка.
Тема 3. «Ты и искусство».
«О чем говорит искусство».
Игра «Что хотел сказать художник». Стихи о природных явлениях, показ репродукций известных художников, их анализ. Изображение природы в разных состояниях, изображение животных. Живопись, графика, композиция.
Беседа о средствах выражения изобразительного искусства. Выразительные средства графики и живописи. Демонстрация репродукций работ известных художников, их анализ. Наброски с натуры, композиция, рисунок.
Практика: «Цветы», «Рыбки», «Натюрморт» - работа с цветом; «Животные», «Подводное царство», «Лубочные картинки», «Путаница – перепутаница» - работа графическими материалами, выразительные средства графики.