Пояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству 6 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству 6 класс
Пояснительная записка к рабочей программе
по изобразительному искусству 6 класс
Пояснительная записка к рабочей программе составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г. и примерной основной образовательной программы основного общего образования одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г.№1/15)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству 6 класс»
Пояснительная записка к рабочей программе
по изобразительному искусству 6 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании:
-федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г.
- примерной основной образовательной программы основного общего образования одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г.№1/15)
-основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия № 32» .
-рабочей программы предметной линии учебников под редакцией Б.М. Неменского 5-8 класс, М. Просвещение, 2015
-учебного плана МБОУ «Гимназия № 32» на 2015-2016 учебный год.
Структура рабочей программы соответствует «Положению о рабочей программе по ФГОС НОО и ООО МБОУ «Гимназия №32»
Используемый учебник:
- Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека.6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/Л.А. Неменская; под ред.Б.М.Неменского.-4-е изд.-М.: Просвещение, 2014. Учебник входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №253 от 31 марта 2014года.
Цели предмета «Изобразительное искусство» на ступени основного общего образования
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно- эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
Задачи предмета «Изобразительное искусство»
- формировать опыт смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
-осваивать художественную культуру как форму материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
-формировать понимание эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
-развивать творческий опыт как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
-формировать активное, заинтересованное отношение к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- воспитывать уважение к культуре своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;
- развивать способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладевать средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способность к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладевать основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Общая характеристика учебного предмета
В основе деятельности лежит системно – деятельностный подход.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.
Обучение и художественное воспитание ребенка в 6 классе посвящено собственно изобразительному искусству в жизни человека. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как особой и необходимой форме духовной культуры общества.
В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства. Придается большое значение освоению начальных основ грамоты изображения.
Тема 7 класса-«Дизайн, архитектура в жизни человека» посвящена изучению архитектуры и дизайна, т.е конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на сформированный уровень художественной культуры учащихся. «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении»- является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства – театр, кино, телевидение непосредственно связаны с изобразительным и являются сегодня господствующим.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство».
По федеральному базисному учебному плану на изучение предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования в 5-7 классах отводится 105 часов, из них:
в 5 классе-35 часов, из расчета1 час в неделю, 35 учебных недель;
в 6 классе-35 часов из расчета 1 час в неделю, 35 учебных недель;
в 7 классе-35 часов из расчета 1 час в неделю, 35 учебных недель.
По учебному плану МБОУ «Гимназия № 32» на 2015 – 2016 учебный год на предмет «Изобразительное искусство» в 6 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю, 35 недель), что соответствует Федеральному базисному учебному плану.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные результаты:
осознание своей этнической принадлежности, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его культуре;
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческойдеятельности;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Планируемые результаты изучения предмета
«Изобразительное искусство» в 6 классе
Личностные результаты:
Осознание этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение культуре, ценностям народов России и народов мира.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Сформированность ответственного отношения к учению.
Сформированность целостного мировоззрения, учитывающего культурное многообразие современного мира.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его культуре. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу)
Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
Метапредметные результаты Регулятивные УУД
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства для достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов.
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные УУД
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
создавать реальный образ предмета и/или явления;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
Коммуникативные УУД
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, мнение (точку зрения),
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Ученик научится:
называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
применять перспективу в практической творческой работе;
навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
навыкам создания пейзажных зарисовок;
различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
пользоваться правилами работы на пленэре;
использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
использовать графические материалы в работе над портретом;
использовать образные возможности освещения в портрете;
пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;
характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;
представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси; сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;
характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну.
учащийся получит возможность научиться:
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура).
Содержание курса
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (7 часов)
Пространственные искусства. Художественные материалы.
Рисунок– основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм.
Пятно. Ритм.
Цвет. Основы цветоведения.
Объемные изображения в скульптуре.
Анималистический жанр (В.А.Ватагин, Е.И.Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.
Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма.
Изображения объёма на плоскости.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Понимание смысла деятельности художника (9 часов)
Портрет. Изображение фигуры человека и образ человека. Классицизм в русской портретной живописи XVIII века(И.П.Аргунов, Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский).
Конструкция головы человека и её основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре. Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И.Шубин, М.И.Козловский)
Графический портретный рисунок.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого (В.А.Тропинин, И.Е.Репин, И.Н.Крамской, В.А.Серов)
Портрет в живописи. Портрет в изобразительном искусстве XX века(К.С.Петров-Водкин, П.Д.Корин). Место и роль картины в искусстве XX века(Ю.И.Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н.Бакшеев, Т.Н. Яблонская)
Вечные темы и великие исторические события в искусстве (6 часов)
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве(Леонардо да Винчи, Рембрант, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти).
Мифологические темы в зарубежном искусстве (С.Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIXвека (А.А.Иванов, И.Н.Крамской, В.Д.Поленов)
Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Монументальная скульптура второй половины XIX века(М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский)
Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да винчи, Микеланджело Буанаротти, О.Роден) Построение и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека.
Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества(В.М.Васнецов, М.В.Нестеров). Набросок фигуры человека с натуры.
Человек и пространство в изобразительном искусстве (7часов)
Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж. Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века(П.А.Федотов)
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Природа и художник. Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века(А.К.Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, В.Д.Поленов)
Пейзаж настроения. Пейзаж в живописи художников импрессионистов К.Моне, А. Сислей.
Пейзаж в графике. Работа на пленере.
Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н.Бенуа, Е.Е.Лансере, Н.К.Рерих) Исторические картины из жизни моего города(исторический жанр В.И.Суриков)
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Критерии оценивания
Оценка устных ответов учащихся
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специализированную терминологию;
- показал умение иллюстрировать теоретические знания, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
оценка «4» выставляется, если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии.
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме.
оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала.
Практические работы оцениваются по следующим критериям:
«5» - обучающийся может интегрировать знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяет приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.
«4» - обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
«3» - владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности.
«2» - ученик не знает основных элементов процесса рисования; не умеет пользоваться дополнительным материалом; не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определёнными в образовательном стандарте.
Критерии оценки проектных творческих работ
Законченность:
«2» - отсутствие законченности рисунка.
«3» - линии отрывистые, не точные, не выраженный объем.
«4» - есть ошибки, в перспективе выражен передний план.
«5» - в работе чувствуется законченность.
Передача формы:
«2» - форма полностью искажена.
«3» - форма искажена значительно.
«4» - форма искажена незначительно.
«5» - форма передана точно.
Передача пропорций:
«2» - нет понятия о пропорциях.
«3» - пропорции переданы неверно.
«4» - пропорции переданы верно, есть небольшие неточности.
«5» - пропорции переданы верно.
Композиционное решение:
«2» - нет понятия о композиции.
«3» - композиция носит случайный характер.
«4» - композиция не продумана.
«5» - равновесие на всем рисунке.
Учебно-тематическое планирование
по изобразительному искусству
Классы: 6А, 6 Б, 6 В, 6 Г,6 Д
Учитель: Чулкова Татьяна Николаевна
Количество часов:
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
-Планирование составлено на основе примерной программы по учебным предметам. Рабочие программы,Изобразительное искусство Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 5-8 классы. –М .: Просвещение, 2015 год.
-Учебник: Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека.6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/Л.А. Неменская; под ред.Б.М.Неменского.-4-е изд.-М.: Просвещение, 2014.
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на:
уроки
лабораторные, практические работы и др.
уроки контрольного характера
1
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
7
7
-
-
2
Мир наших вещей. Натюрморт.
6
6
-
-
3
Понимание смысла деятельности художника
9
9
-
-
4
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
6
6
-
-
5
Человек и пространство в изобразительном искусстве
7
7
-
-
Итого
35
35
Тематический план с основными видами деятельности учащихся
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
Виды деятельности учащихся
1
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
7
Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чём состоит различие временных и пространственных видов искусства.
Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей. Иметь представление и высказываться о роли художественного материала в построении художественного образаУметь определять, к какому виду искусства относится рассматриваемое произведение.
— Понимать , что восприятие произведения искусства – творческая деятельность на основе зрительской культуры. т.е определённых знаний и умений. Приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества. Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам. Объяснять, какие чувства вызывают образы, Понимать, какими средствами художники достигли этого впечатления. Использовать в художественно-творческой работе различные средства языка графики. Передавать в рисунке с помощью штриха светотеневые отношения, фактуру предмета. Передавать с помощью характера линий, штрихов, точек эмоциональное состояние природы. Выражать с помощью линии смятение, душевное волнение, тревогу, ликование, безмятежность, умиротворение, нежность, печаль, силу и др. Осваиватьнавыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости листа. Овладевать простыми навыками изображения с помощью пятна и тональных отношений. Осуществлять на основе ритма тональных пятен собственный художественный замысел, связанный с изображением состояния природы (гроза, туман, солнце и т.д.) Знать понятия и уметь объяснять их значения: основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет. Получать представление о физической природе света и восприятии цвета человеком. Получать представление о воздействии цвета на человека. Сравнивать особенности символического понимания цвета в различных культурах. Объяснять значение понятий: цветовой круг, цветотональная шкала, насыщенность цвета. Иметь навык сравнения цветовых пятен по тону, смешения красок, получения различных оттенков цвета. Расширять свой творческий опыт, экспериментируя с вариациями цвета при создании фантазийной цветовой композиции. Различать и называть основные и составные, тёплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета.
Называть виды скульптурных изображений, объяснять их назначение в жизни людей. Характеризовать основные скульптурные материалы и условия их применения в объёмных изображениях. Рассуждать о средствах художественной выразительности в скульптурном образе. Осваивать простые навыки художественной выразительности в процессе создания объёмного изображения животных различными материалами (лепка, и др.).
2
Мир наших вещей. Натюрморт.
6
Воспринимать самобытность художественного почерка мастера. Видеть в произведении искусства выражение морально-нравственной позиции автора. Получить опыт формирования собственной морально-нравственной позиции и ее выражения при восприятии художественного произведения. Воспринимать натюрморт как жанр изобразительного искусства. Понимать специфику художественного натюрморта в разные исторические эпохи. Выполнять с натуры и по воображению натюрморт, включать его в окружающее пространство. Передавать в натюрморте эмоциональное состояние.
Интерпретировать натюрморты голландских, испанских, французских, русских художников на основе понимания символического смысла помещенных в них предметов. Осваивать простые композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте. Понимать разницу между реалистическим и декоративным натюрмортом. Делать зарисовки предметов быта с натуры и по представлению. Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох. Узнавать о разных способах изображения предметов (знакомых, плоских, символических, объёмных и т.д.) в зависимости от целей художественного изображения. Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь). Строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы.
Определять понятия: линия горизонта; точка зрения; точка схода вспомогательных линий; взгляд сверху, снизу и сбоку, а также использовать их в рисунке. Объяснять перспективные сокращения в изображениях предметов. Создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел. Характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объёма предметов и глубины пространства. Углублятьпредставления об изображении борьбы света и тени как средстве драматизации содержания произведения и организации композиции картины. Осваивать основные правила объёмного изображения предмета (свет, тень, рефлекс и падающая тень). Передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта. Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры и по представлению. Получать представления о различных графических техниках. Понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы её виды. Приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами. Приобретать творческий опыт выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне. Приобретать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета; значение отечественной школы натюрморта в мировой художественного замысла при создании натюрморта. Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания. Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла при создании натюрморта.
Развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий предметный мир
3
Понимание смысла деятельности художника
9
Знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа в искусстве. Получать представление об изменчивости образа человека в истории. Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников-портретистов. Понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сходства в художественном портрете присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника. Уметь различать виды портрета (парадный и лирический портрет). Рассказывать о своих художественных впечатлениях. Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорции лица. Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника. Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы. Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорции лица. Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника. Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы. Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации. Приобретать представления о способах объёмного изображения головы человека. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра.
Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опытвосприятия скульптурного портрета. Получать знания о великих русских скульпторах-портретистах. Приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения головы человека. Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа. Учиться по-новому видеть индивидуальность человека (видеть как художник-скульптор). Приобретать интерес к изображениям человека как способу нового понимания и видения человека, окружающих людей. Понимать роль графического портрета в передаче непосредственного впечатления художника от натуры. Создавать графическими средствами выразительный образ человека .Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Узнавать о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа. Учиться видеть и характеризовать различное эмоциональное звучание образа при разном источнике и характере освещения. Различать освещение «по свету», «против света», боковой свет. Характеризовать освещение в произведениях искусства и его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя. Овладевать опытом наблюдательности и постигать визуальную культуру восприятия реальности и произведений искусства.
Развивать художественное видение цвета, понимание его эмоционального, интонационного воздействия.Анализировать цветовой строй произведений как средство создания художественного образа.
Рассказывать о своих впечатлениях от нескольких (по выбору) портретов великих мастеров, характеризуя цветовой образ произведения. Получать навыки создания различными материалами портрета в цвете. Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров европейского и русского искусства. Понимать значение великих портретистов для характеристики эпохи и её духовной ценностей. Рассказывать об истории жанра портрета как о последовательности изменений представлений о человеке и выражения духовных ценностей эпохи.
Различать портрет как жанр изобразительного искусства.Рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника в портрете.Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и создании композиционного портретного образа близкого человека (или автопортрета).Получать представления о задачах изображения человека в европейском искусстве XX века.Узнавать и называть основные вехи в истории развития портрета в отечественном искусстве XX века.
4
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
6
Получать представления о понятии тематическая картина как вид живописи; Различать произведения изобразительного искусства на темы бытовой жизни французских импрессионистов и русских передвижников характеризовать основные жанры сюжетно-тематической картины. Объяснять понятие «станковая живопись»; выполнять художественный анализ произведения изобразительного искусства.
Характеризовать классические произведения и имена великих европейских мастеров исторической живописи сравнивать объекты , рассуждать о месте и значении исторической картины в развитии культуры. Определять и характеризовать понятия монументальная живопись, фреска, темперная и масляная живопись, станковое искусство.
называть произведения художника А. Дейнеки, памятники Москвы и города (Волгограда-Сталинграда-Царицына).
выполнять художественный анализ произведений изобразительного искусства; строить тематическую композицию; работать художественными материалами.
Получать представления об особенности изображения человеческой фигуры в древнегреческой вазописи, классифицировать по характерным особенностям изображения человека; сравнивать объекты по заданным критериям; изображать зарисовки человека с характерными особенностями, присущими различным древним культурам; изображать фигуру человека. Знать и называть художников из «Товарищества передвижников». Рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт. Активно участвовать в беседе по теме.
5
Человек и пространство в изобразительном искусстве
7
Знать и называть жанры в изобразительном искусстве. Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения. Объяснять, как изучение развития жанра в изобразительном искусстве даёт возможность увидеть изменения в видении мира. Рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт. Активно участвовать в беседе по теме.
Получать представления о различных способах изображения пространства, о перспективе как о средстве выражения в изобразительном искусстве разных эпох.
Рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов. Различать в произведениях искусства различные способы изображения пространства. Получать представление о мировоззренческих основаниях правил линейной перспективы как художественного изучения реально наблюдаемого мира. Наблюдать пространственные сокращения (в нашем восприятии) уходящих вдаль предметов. Приобретать навыки (на уровне общих представлений) изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого пространства. Объяснять понятия «картинная плоскость», «точка зрения», «линия горизонта», «точка схода», «вспомогательные линии».
Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях изобразительного искусства. Объяснять правила воздушной перспективы. Приобретать навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы. Узнавать об особенностях эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства. Уметь различать и характеризовать эпический и романтический образы в пейзажных произведениях живописи и графики.
Получать представления о том, как понимали красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи XIXв. Характеризовать направления импрессионизма и постимпрессионизма в истории изобразительного искусства. Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе. Приобретатьнавыки передачи в цвете состояний природы и настроения человека. Приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека.
Получать представление об истории художественного образа природы в русской культуре. Называть имена великих русских живописцев и узнавать известные картины А.Венецианова, А.Саврасова, И.Шишкина, И.Левитана. Характеризовать особенности понимания красоты природы в творчестве И.Шишкина, И.Левитана. Уметь рассуждать о значении художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины. Формировать эстетическое восприятие природы как необходимое качество личности. Приобретать умения и творческий опыт в создании композиционного живописного образа пейзажа своей Родины.
Принимать посильное участие в сохранении культурных памятников. Получать представление о произведениях графического пейзажа в европейском и отечественном искусстве. Развивать культуру восприятия и понимания образности в графических произведениях. Рассуждать о своих впечатлениях и средствах выразительности в произведениях пейзажной графики, о разнообразии образных возможностей различных графических техник. Приобретать навыки наблюдательности, интерес к окружающему миру и его поэтическому видению путём создания графических зарисовок. Приобретать навыки создания пейзажных зарисовок. Получать представление о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве. Приобретать навыки восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа. Приобретать навыки эстетического переживания образа городского пространства и образа в архитектуре. Знакомиться с историческими городскими пейзажами Москвы, Санкт-Петербурга, родного города.
Приобретать новые композиционные навыки, навыки наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения.
Овладеть навыками композиционного творчества в технике коллажа.
Уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека. Получать представление о взаимосвязи реальной действительности и её художественного отображения, её претворении в художественны образ. Объяснять творческий и деятельностный характер восприятия произведений искусства на основе художественной культуры зрителя.
Узнавать и называть авторов известных произведений, с которыми познакомились в течение учебного года. Участвовать в беседе по материалу учебного года. Участвовать в обсуждении творческих работ учащихся.
Учебно - методическое и материально- техническое обеспечение
образовательного процесса по предмету «Изобразительное искусство»
Нормативные документы
количество
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)
1
1
Учебно-методический комплект, справочные пособия
Учебник по изобразительному искусству. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе/ Н.А. Горяева, О.В.Островская; под ред.Б.М.Неменского.-4-е изд.-М.: Просвещение, 2014.
Уроки изобразительного искусства. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении 8 класс. В.Б.Голицина А.С.Питерских под редакцией Б.М.Неменского. М.: Просвещение, 2014
Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей. Е.А.Ермолинская, Е.И.Коротеева, Е.С.Медкова под редакцией Е.П.Кабковой, М.: Просвещение,2009
Приёмы педагогической техники. Пособие для учителя. Гин А.А. М.: ВИТА—пресс, 2013
История интерьера. Учебное пособие для студентов вузов, Д.С.Матюнина ,М.: Академический проект Культура,2008
Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции», В.А. Яблонский, М.: Высшая школа,1989
Методика обучения черчению и графике. Библиотека учителя черчения., А.А. Павлова, С.В.Жуков, М.: Владос,2004