kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная   записка к рабочей программе

по изобразительному искусству  6 класс

Пояснительная записка к рабочей программе составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г. и примерной основной образовательной программы основного общего образования одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г.№1/15)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству 6 класс»

Пояснительная записка к рабочей программе

по изобразительному искусству 6 класс


Рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании:

-федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г.

- примерной основной образовательной программы основного общего образования одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г.№1/15)

-основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия № 32» .

-рабочей программы предметной линии учебников под редакцией Б.М. Неменского 5-8 класс, М. Просвещение, 2015

-учебного плана МБОУ «Гимназия № 32» на 2015-2016 учебный год.

Структура рабочей программы соответствует «Положению о рабочей программе по ФГОС НОО и ООО МБОУ «Гимназия №32»

Используемый учебник:

- Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека.6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/Л.А. Неменская; под ред.Б.М.Неменского.-4-е изд.-М.: Просвещение, 2014. Учебник входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №253 от 31 марта 2014года.


Цели предмета «Изобразительное искусство» на ступени основного общего образования

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно- эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.


Задачи предмета «Изобразительное искусство»

- формировать опыт смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

-осваивать художественную культуру как форму материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

-формировать понимание эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

-развивать творческий опыт как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

-формировать активное, заинтересованное отношение к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

- воспитывать уважение к культуре своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;

- развивать способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

- овладевать средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способность к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

- овладевать основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.


Общая характеристика учебного предмета

В основе деятельности лежит системно – деятельностный подход.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творчес­кую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное ис­кусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис­кусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, на­родного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищ­ных и экранных искусствах.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и про­фессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе - продол­жение художественно-эстетического образования, воспитания учащих­ся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художествен­ный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наив­но-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в сов­ременной жизни.

Обучение и художественное воспитание ребенка в 6 классе посвящено собственно изобразительному искусству в жизни человека. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как особой и необходимой форме духовной культуры общества.

В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства. Придается большое значение освоению начальных основ грамоты изображения.

Тема 7 класса-«Дизайн, архитектура в жизни человека» посвящена изучению архитектуры и дизайна, т.е конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на сформированный уровень художественной культуры учащихся. «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении»- является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства – театр, кино, телевидение непосредственно связаны с изобразительным и являются сегодня господствующим.

Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятель­ностной форме в процессе личностного художественного творчества.


Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство».

По федеральному базисному учебному плану на изучение предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования в 5-7 классах отводится 105 часов, из них:

в 5 классе-35 часов, из расчета1 час в неделю, 35 учебных недель;

в 6 классе-35 часов из расчета 1 час в неделю, 35 учебных недель;

в 7 классе-35 часов из расчета 1 час в неделю, 35 учебных недель.

По учебному плану МБОУ «Гимназия № 32» на 2015 – 2016 учебный год на предмет «Изобразительное искусство» в 6 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю, 35 недель), что соответствует Федеральному базисному учебному плану.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета «Изобразительное искусство»


Личностные результаты:

осознание своей этнической принадлежности, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его культуре;

коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческойдеятельности;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты:

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Предметные результаты:

формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.




Планируемые результаты изучения предмета

«Изобразительное искусство» в 6 классе

Личностные результаты:

Осознание этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение культуре, ценностям народов России и народов мира.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Сформированность ответственного отношения к учению.

Сформированность целостного мировоззрения, учитывающего культурное многообразие современного мира.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его культуре. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу)

Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

Метапредметные результаты Регулятивные УУД

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства для достижения цели;

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов.

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.



Познавательные УУД

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

создавать реальный образ предмета и/или явления;

анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;


Коммуникативные УУД

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, мнение (точку зрения),

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Ученик научится:

называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;

композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);

изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;

создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;

строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;

передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;

творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;

выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;

рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;

применять перспективу в практической творческой работе;

навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;

навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;

видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

навыкам создания пейзажных зарисовок;

различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;

пользоваться правилами работы на пленэре;

использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;

навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;

пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

различать и характеризовать виды портрета;

понимать и характеризовать основы изображения головы человека;

пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;

видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;

видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;

использовать графические материалы в работе над портретом;

использовать образные возможности освещения в портрете;

пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;

называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;

навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;

навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;

навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;

рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;

приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;

характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;

объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;

изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;

узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;

перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;

характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;

узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;

характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;

рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;

называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;

творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;

творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;

представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;

опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;

представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;

различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси; сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;

рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;

называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;

узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;

характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;

рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;

описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;

творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;

анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;

выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;

раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну.







учащийся получит возможность научиться:

различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;

называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;

называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;

называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;

понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;

активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;

называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;

осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;

работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура).





























Содержание курса

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (7 часов)


Пространственные искусства. Художественные материалы.

Рисунок– основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство.

Линия и ее выра­зитель­ные возможности. Ритм.

Пятно. Ритм.

Цвет. Ос­новы цветоведения.

Объемные изображения в скульптуре.

Анималистический жанр (В.А.Ватагин, Е.И.Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.


Мир наших вещей. Натюрморт (6 часов)


Изобра­жение предмет­ного ми­ра: натюрморт. Композиция.

Понятие формы, Много­образие форм ок­ружающего мира. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма.

Изображения объёма на плоскости.

Освеще­ние. Свет и тень.

Натюрморт в графике.

Цвет в натюр­морте.


Понимание смысла деятельности художника (9 часов)


Портрет. Изображение фигуры человека и образ человека. Классицизм в русской портретной живописи XVIII века(И.П.Аргунов, Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский).

Конст­рукция головы человека и её основные про­порции.

Изображение головы человека в пространстве.

Портрет в скульп­туре. Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И.Шубин, М.И.Козловский)

Графиче­ский портрет­ный ри­сунок.

Образные возмож­ности ос­вещения в портре­те.

Роль цвета в портрете.

Великие портретисты прошлого (В.А.Тропинин, И.Е.Репин, И.Н.Крамской, В.А.Серов)

Портрет в живописи. Портрет в изобразительном искусстве XX века(К.С.Петров-Водкин, П.Д.Корин). Место и роль картины в искусстве XX века(Ю.И.Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н.Бакшеев, Т.Н. Яблонская)


Вечные темы и великие исторические события в искусстве (6 часов)


Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве(Леонардо да Винчи, Рембрант, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти).

Мифологические темы в зарубежном искусстве (С.Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIXвека (А.А.Иванов, И.Н.Крамской, В.Д.Поленов)

Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Монументальная скульптура второй половины XIX века(М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский)

Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да винчи, Микеланджело Буанаротти, О.Роден) Построение и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека.

Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества(В.М.Васнецов, М.В.Нестеров). Набросок фигуры человека с натуры.

«Товарищество передвижников»(И.Н. Крамской, В.Г.Перов, А.И.Куинджи)


Человек и пространство в изобразительном искусстве (7часов)


Жанры в изобрази­тельном искусстве. Пейзаж. Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века(П.А.Федотов)

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Природа и художник. Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века(А.К.Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, В.Д.Поленов)

Пейзаж настроения. Пейзаж в живописи художников импрессионистов К.Моне, А. Сислей.

Пейзаж в графике. Работа на пленере.

Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н.Бенуа, Е.Е.Лансере, Н.К.Рерих) Исторические картины из жизни моего города(исторический жанр В.И.Суриков)

Вырази­тельные возмож­ности изобрази­тельного искусст­ва. Язык и смысл.

































Критерии оценивания

Оценка устных ответов учащихся

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

оценка «5» выставляется, если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специализированную терминологию;

- правильно выполнил графическое изображение, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические знания, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

оценка «4» выставляется, если:

ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

оценка «3» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии.

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме.

оценка «2» выставляется, если:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала.




Практические работы оцениваются по следующим критериям:


«5» - обучающийся может интегрировать знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяет приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.

«4» - обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.

«3» - владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности.

«2» - ученик не знает основных элементов процесса рисования; не умеет пользоваться дополнительным материалом; не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определёнными в образовательном стандарте.




Критерии оценки проектных творческих работ


  1. Законченность:

«2» - отсутствие законченности рисунка.

«3» - линии отрывистые, не точные, не выраженный объем.

«4» - есть ошибки, в перспективе выражен передний план.

«5» - в работе чувствуется законченность.



  1. Передача формы:

«2» - форма полностью искажена.

«3» - форма искажена значительно.

«4» - форма искажена незначительно.

«5» - форма передана точно.



  1. Передача пропорций:

«2» - нет понятия о пропорциях.

«3» - пропорции переданы неверно.

«4» - пропорции переданы верно, есть небольшие неточности.

«5» - пропорции переданы верно.



  1. Композиционное решение:

«2» - нет понятия о композиции.

«3» - композиция носит случайный характер.

«4» - композиция не продумана.

«5» - равновесие на всем рисунке.

























Учебно-тематическое планирование

по изобразительному искусству


Классы: 6А, 6 Б, 6 В, 6 Г,6 Д

Учитель: Чулкова Татьяна Николаевна

Количество часов:

Всего 35 часов; в неделю 1 час.


-Планирование составлено на основе примерной программы по учебным предметам. Рабочие программы,Изобразительное искусство Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 5-8 классы. –М .: Просвещение, 2015 год.


-Учебник: Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека.6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/Л.А. Неменская; под ред.Б.М.Неменского.-4-е изд.-М.: Просвещение, 2014.



Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:




уроки

лабораторные, практические работы и др.

уроки контрольного характера

1

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

7

7

-

-

2

Мир наших вещей. Натюрморт.

6

6

-

-

3

Понимание смысла деятельности художника

9

9

-

-

4

Вечные темы и великие исторические события в искусстве

6

6

-

-

5

Человек и пространство в изобразительном искусстве

7

7

-

-


Итого

35

35



















Тематический план с основными видами деятельности учащихся

Наименование разделов и тем

Всего часов


Виды деятельности учащихся

1

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

7

Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чём состоит различие временных и пространственных видов искусства.

Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей. Иметь представление и высказываться о роли художественного материала в построении художественного образаУметь определять, к какому виду искусства относится рассматриваемое произведение.

— Понимать , что восприятие произведения искусства – творческая деятельность на основе зрительской культуры. т.е определённых знаний и умений. Приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества. Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам. Объяснять, какие чувства вызывают образы, Понимать, какими средствами художники достигли этого впечатления. Использовать в художественно-творческой работе различные средства языка графики. Передавать в рисунке с помощью штриха светотеневые отношения, фактуру предмета. Передавать с помощью характера линий, штрихов, точек эмоциональное состояние природы. Выражать с помощью линии смятение, душевное волнение, тревогу, ликование, безмятежность, умиротворение, нежность, печаль, силу и др. Осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости листа. Овладевать простыми навыками изображения с помощью пятна и тональных отношений. Осуществлять на основе ритма тональных пятен собственный художественный замысел, связанный с изображением состояния природы (гроза, туман, солнце и т.д.) Знать понятия и уметь объяснять их значения: основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет. Получать представление о физической природе света и восприятии цвета человеком. Получать представление о воздействии цвета на человека. Сравнивать особенности символического понимания цвета в различных культурах. Объяснять значение понятий: цветовой круг, цветотональная шкала, насыщенность цвета. Иметь навык сравнения цветовых пятен по тону, смешения красок, получения различных оттенков цвета. Расширять свой творческий опыт, экспериментируя с вариациями цвета при создании фантазийной цветовой композиции. Различать и называть основные и составные, тёплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета.

Называть виды скульптурных изображений, объяснять их назначение в жизни людей. Характеризовать основные скульптурные материалы и условия их применения в объёмных изображениях. Рассуждать о средствах художественной выразительности в скульптурном образе. Осваивать простые  навыки художественной выразительности в процессе создания объёмного изображения животных различными материалами (лепка, и др.).

2

Мир наших вещей. Натюрморт.

6

Воспринимать самобытность художественного почерка мастера. Видеть в произведении искусства выражение морально-нравственной позиции автора. Получить опыт формирования собственной морально-нравственной позиции и ее выражения при восприятии художественного произведения. Воспринимать натюрморт как жанр изобразительного искусства. Понимать специфику художественного натюрморта в разные исторические эпохи. Выполнять с натуры и по воображению натюрморт, включать его в окружающее пространство. Передавать в натюрморте эмоциональное состояние.

Интерпретировать натюрморты голландских, испанских, французских, русских художников на основе понимания символического смысла помещенных в них предметов. Осваивать простые композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте. Понимать разницу между реалистическим и декоративным натюрмортом. Делать зарисовки предметов быта с натуры и по представлению. Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох. Узнавать о разных способах изображения предметов (знакомых, плоских, символических, объёмных и т.д.) в зависимости от целей художественного изображения. Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь). Строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы.

Определять понятия: линия горизонта; точка зрения; точка схода вспомогательных линий; взгляд сверху, снизу и сбоку, а также использовать их в рисунке. Объяснять перспективные сокращения в изображениях предметов. Создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел. Характеризовать освещение как  важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объёма предметов и глубины пространства. Углублять представления об изображении борьбы света и тени как средстве драматизации содержания произведения и организации композиции картины. Осваивать основные правила объёмного изображения предмета (свет, тень, рефлекс и падающая тень). Передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта. Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры и по представлению. Получать представления о  различных графических техниках. Понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы её виды. Приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами. Приобретать творческий опыт выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне. Приобретать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета; значение отечественной школы натюрморта в мировой художественного замысла при создании натюрморта. Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания. Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла при создании натюрморта.

Развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий предметный мир

3

Понимание смысла деятельности художника

9

Знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа в искусстве. Получать представление об изменчивости образа человека в истории. Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников-портретистов. Понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сходства в художественном портрете присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника. Уметь различать виды портрета (парадный и лирический портрет). Рассказывать о своих художественных впечатлениях. Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорции лица. Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника. Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы. Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорции лица. Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника. Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы. Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации. Приобретать представления о способах объёмного изображения головы человека. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра.

Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета. Получать знания о великих русских скульпторах-портретистах. Приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения головы человека. Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа. Учиться по-новому видеть индивидуальность человека (видеть как художник-скульптор). Приобретать интерес к изображениям человека как способу нового понимания и видения человека, окружающих людей. Понимать роль графического портрета в передаче непосредственного впечатления художника от натуры. Создавать графическими средствами выразительный образ человека .Соотносить образный строй одеж­ды с положением ее владельца в обще­стве. Участвовать индивидуальной и коллективной формах дея­тельности, связанной с созданием творческой работы. Узнавать о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа. Учиться видеть и характеризовать различное эмоциональное звучание образа при разном источнике и характере освещения. Различать освещение «по свету», «против света», боковой свет. Характеризовать освещение в произведениях искусства  и его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя. Овладевать опытом наблюдательности и постигать визуальную культуру восприятия реальности и произведений искусства.

Развивать художественное видение цвета, понимание его эмоционального, интонационного воздействия. Анализировать цветовой строй произведений как средство создания художественного образа.

Рассказывать о своих впечатлениях от нескольких (по выбору) портретов великих мастеров, характеризуя цветовой образ произведения. Получать навыки создания различными материалами портрета в цвете. Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров европейского и русского искусства. Понимать значение великих портретистов для характеристики эпохи и её духовной ценностей. Рассказывать об истории жанра портрета как о последовательности изменений представлений о человеке и выражения духовных ценностей эпохи.

Различать портрет как жанр изобразительного искусства.Рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника в портрете.Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и создании композиционного портретного образа близкого человека (или автопортрета).Получать представления о задачах изображения человека в европейском искусстве XX века.Узнавать и называть основные вехи в истории развития портрета в отечественном искусстве XX века.

4

Вечные темы и великие исторические события в искусстве

6

Получать представления  о понятии тематическая картина как вид живописи; Различать произведения изобразительного искусства на темы бытовой жизни французских импрессионистов и русских передвижников характеризовать основные жанры сюжетно-тематической картины. Объяснять понятие «станковая живопись»; выполнять художественный анализ произведения изобразительного искусства.

Характеризовать классические произведения и имена великих европейских мастеров исторической живописи сравнивать объекты , рассуждать о месте и значении исторической картины в развитии культуры. Определять и характеризовать понятия монументальная живопись, фреска, темперная и масляная живопись, станковое искусство.

называть  произведения художника А. Дейнеки, памятники Москвы и города (Волгограда-Сталинграда-Царицына).

выполнять художественный анализ произведений изобразительного искусства; строить тематическую композицию; работать художественными материалами.

Получать представления об особенности изображения человеческой фигуры в древнегреческой вазописи, классифицировать по характерным особенностям изображения человека; сравнивать объекты по заданным критериям; изображать зарисовки человека с характерными особенностями, присущими различным древним культурам; изображать фигуру человека. Знать и называть художников из «Товарищества передвижников». Рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт. Активно участвовать в беседе по теме.

5

Человек и пространство в изобразительном искусстве

7

Знать и называть жанры в изобразительном искусстве. Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения. Объяснять, как изучение развития жанра в изобразительном искусстве даёт возможность увидеть изменения в видении мира. Рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт. Активно участвовать в беседе по теме.

Получать представления о различных способах изображения пространства, о перспективе как о средстве выражения в изобразительном искусстве разных эпох.

Рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов. Различать в произведениях искусства различные способы изображения пространства. Получать представление о мировоззренческих основаниях правил линейной перспективы как художественного изучения реально наблюдаемого мира. Наблюдать пространственные сокращения (в нашем восприятии) уходящих вдаль предметов. Приобретать навыки (на уровне общих представлений) изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого пространства. Объяснять понятия «картинная плоскость», «точка зрения», «линия горизонта», «точка схода», «вспомогательные линии».

Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях изобразительного искусства. Объяснять правила воздушной перспективы. Приобретать навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы. Узнавать об особенностях эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства. Уметь различать и характеризовать эпический и романтический образы в пейзажных произведениях живописи и графики.

Получать представления о том, как понимали красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи XIXв. Характеризовать направления импрессионизма и постимпрессионизма в истории изобразительного искусства. Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе. Приобретать навыки передачи в цвете состояний природы и настроения человека. Приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека.

Получать представление об истории художественного образа природы в русской культуре. Называть имена великих русских живописцев и узнавать известные  картины А.Венецианова, А.Саврасова, И.Шишкина, И.Левитана. Характеризовать особенности понимания красоты природы в творчестве И.Шишкина, И.Левитана. Уметь рассуждать о значении художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины. Формировать эстетическое восприятие природы как необходимое качество личности. Приобретать умения и творческий опыт в создании композиционного живописного образа пейзажа своей Родины.

Принимать посильное участие в сохранении культурных памятников. Получать представление о произведениях графического пейзажа в европейском и отечественном искусстве. Развивать культуру восприятия и понимания образности в графических произведениях. Рассуждать о своих впечатлениях и средствах выразительности в произведениях пейзажной  графики, о разнообразии образных возможностей различных графических техник. Приобретать навыки наблюдательности, интерес к окружающему миру и его поэтическому видению путём создания графических зарисовок. Приобретать навыки создания пейзажных зарисовок. Получать представление о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве. Приобретать навыки восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа. Приобретать навыки эстетического переживания образа городского пространства и образа в архитектуре. Знакомиться с историческими городскими пейзажами Москвы, Санкт-Петербурга, родного города.

Приобретать новые композиционные навыки, навыки наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения.

Овладеть навыками композиционного творчества в технике коллажа.

Уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека. Получать представление о взаимосвязи реальной действительности и её художественного отображения, её претворении в художественны образ. Объяснять творческий и деятельностный характер восприятия произведений искусства на основе художественной культуры зрителя.

Узнавать и называть авторов известных произведений, с которыми познакомились в течение учебного года. Участвовать в беседе по материалу учебного года. Участвовать в обсуждении творческих работ учащихся.











































Учебно - методическое и материально- техническое обеспечение

образовательного процесса по предмету «Изобразительное искусство»






Нормативные документы



количество


Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г.


Примерная основная образовательная программа основного общего образования одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)



1





1


Учебно-методический комплект, справочные пособия





Учебник по изобразительному искусству. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе/ Н.А. Горяева, О.В.Островская; под ред.Б.М.Неменского.-4-е изд.-М.: Просвещение, 2014.



Уроки изобразительного искусства. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении 8 класс. В.Б.Голицина А.С.Питерских под редакцией Б.М.Неменского. М.: Просвещение, 2014


Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей. Е.А.Ермолинская, Е.И.Коротеева, Е.С.Медкова под редакцией Е.П.Кабковой, М.: Просвещение,2009


Приёмы педагогической техники. Пособие для учителя. Гин А.А. М.: ВИТА—пресс, 2013


История интерьера. Учебное пособие для студентов вузов, Д.С.Матюнина ,М.: Академический проект Культура,2008


Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции», В.А. Яблонский, М.: Высшая школа,1989


Методика обучения черчению и графике. Библиотека учителя черчения., А.А. Павлова, С.В.Жуков, М.: Владос,2004



15







1




1




1




1



1



1














Интернет – ресурсы

  • Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

   http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5ececba0-3192-11dd-bd11-0800200c9a66/

  • Образовательный портал http://edurt.ru/

  • Отличники http://otlichniki.su/

  • www SCHOOL.ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая

   поддержка.

– http://.schol-collection.edu.ru/catalog/teacher/ Единая коллекция цифровых

   образовательных ресурсов

– http://art-rus.narod.ru/main.html Искусство в школе: научно-методический журнал

– http://festival.1september.ru/ Авторские программы и разработки уроков 

– http://.schol-collection.edu.ru/-catalog/rubr Азбука ИЗО. Музеи мира

– http://festival.1september.ru/ Викторины 

– http://www.uchportal.ru/load/149 Учительский портал

– http://www.openclass.ru/node/203070 Шедевры зарубежных художников

– http://art.festival.1september.ru/ Газета "Искусство" издательского дома "Первое

   сентября"        

– http://.draw.demiart.ru Уроки рисования

– Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия  

   http://www.megabook.ru/Rubricator.asp?RNode=4026

– Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

   https://ru.wikipedia.org/wiki/Музеи_Казани/

– Национальный музей Республики Татарстан. https://ru.wikipedia.org.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Пояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству 6 класс

Автор: Чулкова Татьяна Николаевна

Дата: 03.05.2016

Номер свидетельства: 323936

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Пояснительная записка к рабочей программе «Изобразительное искусство». 5-8 классы / авт.-сост. Л.Г. Савенкова. ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "poiasnitelnaia_zapiska_k_rabochei_programme_izobrazitelnoe_iskusstvo_5_8_klassy_"
    ["file_id"] => string(6) "477246"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1536262155"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Рабочая программа ИЗО 4 класс "
    ["seo_title"] => string(32) "rabochaia-proghramma-izo-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "142814"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418371930"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "243411"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445713266"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по изобразительному искусству  5 – 7  классы "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-programma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-5-7-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "186863"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426427907"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Рабочая программа и КТП по изобразительному искусству в 3 классе ("Школа России")"
    ["seo_title"] => string(83) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-3-klassie-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "249667"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446955718"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства