kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная   записка составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г. и  примерной основной образовательной программы основного общего образования одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству 5 класс»

Пояснительная записка к рабочей программе

по изобразительному искусству 5 класс


Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе составлена на основании:

-федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г.;

- примерной основной образовательной программы основного общего образования одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15);

-основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия № 32»;

-авторской программы предметной линии учебников под редакцией Б.М.Неменского 5-8 класс, М. Просвещение, 2015;

-учебного плана МБОУ «Гимназия № 32» на 2015-2016 учебный год.


Структура рабочей программы соответствует «Положению о рабочей программе по ФГОС НОО и ООО МБОУ «Гимназия №32»

Используемый учебник:

- Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе/ Н.А. Горяева, О.В.Островская; под ред.Б.М.Неменского.-4-е изд.-М.: Просвещение, 2014. Учебник входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №253 от 31 марта 2014года.


Цели предмета «Изобразительное искусство» на ступени основного общего образования

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно- эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.


Задачи предмета «Изобразительное искусство»

- формировать опыт смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

-осваивать художественную культуру как форму материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

-формировать понимание эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

-развивать творческий опыт как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

-формировать активное, заинтересованное отношение к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

- воспитывать уважение к культуре своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;

- развивать способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

- овладевать средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способность к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

- овладевать основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.


Общая характеристика учебного предмета

В основе деятельности лежит системно – деятельностный подход.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творчес­кую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное ис­кусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис­кусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, на­родного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищ­ных и экранных искусствах.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и про­фессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе - продол­жение художественно-эстетического образования, воспитания учащих­ся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художествен­ный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наив­но-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в сов­ременной жизни.

Обучение и художественное воспитание ребенка в 6 классе посвящено собственно изобразительному искусству в жизни человека. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как особой и необходимой форме духовной культуры общества.

В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства. Придается большое значение освоению начальных основ грамоты изображения.

Тема 7 класса-«Дизайн, архитектура в жизни человека» посвящена изучению архитектуры и дизайна, т.е конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на сформированный уровень художественной культуры учащихся. «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении»- является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства – театр, кино, телевидение непосредственно связаны с изобразительным и являются сегодня господствующим.

Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятель­ностной форме в процессе личностного художественного творчества.


Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство».

По федеральному базисному учебному плану на изучение предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования в 5-7 классах отводится 105 часов, из них:

в 5 классе-35 часов, из расчета 1 час в неделю, 35 учебных недель;

в 6 классе-35 часов из расчета 1 час в неделю, 35 учебных недель;

в 7 классе-35 часов из расчета 1 час в неделю, 35 учебных недель.

По учебному плану МБОУ «Гимназия № 32» на 2015 – 2016 учебный год на предмет «Изобразительное искусство» в 5 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю, 35 недель), что соответствует Федеральному базисному учебному плану.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета «Изобразительное искусство»

Личностные результаты:

осознание своей этнической принадлежности, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его культуре;

коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты:

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Предметные результаты:

формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, анимация);

развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.


Планируемые результаты изучения предмета «Изобразительное искусство»

в 5 классе

Личностные результаты:

Осознание этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение культуре, ценностям народов России и народов мира.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Сформированность ответственного отношения к учению.

Сформированность целостного мировоззрения, учитывающего культурное многообразие современного мира.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его культуре. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу)

Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

Метапредметные результаты Регулятивные УУД

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства для достижения цели;

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов.

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.


Познавательные УУД

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

создавать реальный образ предмета и/или явления;

анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,

структурировать текст;


Коммуникативные УУД

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, мнение (точку зрения),

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Учащийся научится:

характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;

раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора;

выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;

находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;

различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;

различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века).

работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;


учащийся получит возможность научиться:

активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов

применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему.





























Содержание курса

Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты

«Древние корни народного искусства» (8 ч)

Древние образы в народном творчестве. Символика цвета и формы. Солярные знаки(декоративное изображение и их условно-символический характер)

Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.

Убранство и внутренний мир русской избы и татарского дома. Русская и татарская изба: единство конструкции и декора.

Конструкция и декор предметов народного быта.

Русская и татарская народная вышивка. Орнамент как основа декоративного украшения. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России.

Народный праздничный костюм – целостный художественный образ.

Народный праздничный костюм татарского народа.

Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

«Связь времен в народном искусстве» (9 ч)

Связь времен в народном искусстве. Древние образы в современных народных игрушках (дымковская, филимоновская, каргопольская игрушки).

Лепка(или рисование) и роспись собственной модели игрушки.

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов .Искусство Гжели.

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов. Городецкая роспись.

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов.Жостовское искусство.

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов. Золотая хохлома.

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов. Щепа. Роспись по дереву.

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов. Тиснение и резьба по бересте.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Декоративное искусство в современном мире. (9 ч)

Современное выставочное искусство.

Разработка эскиза панно по мотивам народных сказок.

Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале.

Витражная техника.

Народные промыслы родного края. Роль народных промыслов в современной жизни.

Декор – человек, общество, время. (8 ч)

Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта. Декоративное искусство Древней Греции.

Одежда «говорит» о человеке. Костюм эпохи Средневековья.

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Критерии оценивания

Оценка устных ответов учащихся

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

оценка «5» выставляется, если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специализированную терминологию;

- правильно выполнил графическое изображение, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические знания, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

оценка «4» выставляется, если:

ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

оценка «3» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии.

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме.

оценка «2» выставляется, если:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала.




Практические работы оцениваются по следующим критериям:

«5» - обучающийся может интегрировать знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяет приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.

«4» - обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.

«3» - владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности.

«2» - ученик не знает основных элементов процесса рисования; не умеет пользоваться дополнительным материалом; не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определёнными в образовательном стандарте.




Критерии оценки проектных творческих работ


  1. Законченность:

«2» - отсутствие законченности рисунка.

«3» - линии отрывистые, не точные, не выраженный объем.

«4» - есть ошибки, в перспективе выражен передний план.

«5» - в работе чувствуется законченность.



  1. Передача формы:

«2» - форма полностью искажена.

«3» - форма искажена значительно.

«4» - форма искажена незначительно.

«5» - форма передана точно.



  1. Передача пропорций:

«2» - нет понятия о пропорциях.

«3» - пропорции переданы неверно.

«4» - пропорции переданы верно, есть небольшие неточности.

«5» - пропорции переданы верно.



  1. Композиционное решение:

«2» - нет понятия о композиции.

«3» - композиция носит случайный характер.

«4» - композиция не продумана.

«5» - равновесие на всем рисунке.

























Учебно-тематическое планирование

по изобразительному искусству


Классы: 5А, 5 Б, 5 В, 5 Г,5 Д

Учитель: Чулкова Татьяна Николаевна

Количество часов:

Всего 35 часов; в неделю 1 час.


-Планирование составлено на основе примерной программы по учебным предметам. Рабочие программы, Изобразительное искусство Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 5-8 классы. –М .: Просвещение, 2015 год.


-Учебник: Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательной организаций с приложением на электронном носителе/ Н.А. Горяева, О.В.Островская; под ред.Б.М.Неменского.-4-е изд.-М.: Просвещение, 2014.



Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:




уроки

лабораторные, практические работы и др.

уроки контрольного характера

1

Древние корни народного искусства

8

8

-

-

2

Связь времен в народном искусстве.

9

9

-

-

3

Декоративное искусство в современном мире.


9

9

-

-

4

Декор- человек, общество, время.

8

8

-

-

5

Итоговая творческая работа

1

1




Итого

35

35

-

-



















Тематический план с основными видами деятельности учащихся


Наименование разделов и тем

Всего часов


Виды деятельности учащихся

1

Древние корни народного искусства

8

объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту.

сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок. создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы.

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами .Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением  предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия.

Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере татарского костюма

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества.

Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство.

2

Связь времен в народном искусстве.

9

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Осваивать характерные для промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского кистевого мазка - «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. Осваивать основные приемы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.Выражать своё личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера. Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари. Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, её ярко выраженную графическую орнаментику. Осваивать основные приёмы росписи. Создавать композицию росписи или фрагмент в традиции мезенской росписи.Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала. Участвовать в презентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».

3

Декоративное искусство в современном мире.


9

Разрабатывать, создавать эскизы панно, с многообразием материалов и техник современного декоративно-прикладно­го искусства татарского народа (художественная керами­ка, стекло, металл, роспись по ткани, моделирование одежды). Пользоваться языком декоративно-­прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры. Разрабатывать, создавать эскизы работы из нетрадиционного материала. Пользоваться языком декоративно-­прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вес­ти работу по принципу «от простого ­к сложному». Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств. Пользоваться языком декоративно-­прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Разрабатывать, создавать эскизы куклы-закрутки«Подорожница» из ткани Пользоваться языком декоративно-­прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Разрабатывать, создавать эскизы вазы из бросового материала. Пользоваться языком декоративно-­прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Разрабатывать, создавать эскизы витражей. Пользоваться языком декоративно-­прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Разрабатывать, создавать эскизы панно, с многообразием материалов и техник современного декоративно-прикладно­го искусства татарского народа (художественная керами­ка, стекло, металл, роспись по ткани, моделирование одежды). Разрабатывать, создавать эскизы работы из нетрадиционного материала.

4

Декор- человек, общество, время.

8

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде все­го как социального знака, определяю­щего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Выявлять и объяснять, в чем за­ключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях деко­ративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. Эмоционально воспринимать, раз­личать по характерным признакам произведения декоративно-прикладно­го искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материа­ла) по декоративно-прикладному искус­ству Древнего Египта. Создавать эскизы украшений (брас­лет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного ис­кусства Древнего Египта. Овладевать навыками декоратив­ного обобщения в процессе выполне­ния практической творческой работы. Эмоционально воспринимать, раз­личать по характерным признакам произведения декоративно-прикладно­го искусства Древней Греции, давать им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материа­ла) по декоративно-прикладному искус­ству Древней Греции. Создавать эскизы одежды Древней Греции. Эмоционально воспринимать, раз­личать по характерным признакам произведения декоративно-прикладно­го искусства древнего Греции, давать им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов средневековья и у людей разных сословий. Соотносить образный строй одеж­ды с положением ее владельца в обще­стве. Участвовать в индивидуальной и коллективной формах дея­тельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий сти­левое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элемен­тов в гербе родного города и городов республики. Определять, называть символичес­кие элементы герба и использовать их при создании герба. Находить в рассматриваемых гер­бах связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного элементов. Создавать декоративную компози­цию герба ( с учётом интересов и увлечений членов своей семьи), добиваясь лаконичности и обобщённости изображения и цветового решения. Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элемен­тов в эмблемах. Определять, называть символичес­кие элементы и использовать их при создании эмблем. Находить в рассматриваемых эмблемах связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного элементов. Создавать декоративную компози­цию эмблем ( с учётом интересов и увлечений членов своей семьи) , добиваясь лаконичности и обобщённости изображения и цветового решения. Участвовать в итоговой игре-вик­торине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Распознавать и систематизиро­вать зрительный материал по декора­тивно-прикладному искусству и систематизировать его по соци­ально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладно­го искусства и его отличии от искус­ства народного (крестьянского). Использовать в речи новые худо­жественные термины.

5

Итоговая творческая работа

1

Участвовать в индивидуальной и коллективной формах дея­тельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий сти­левое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.













Учебно - методическое и материально- техническое обеспечение

образовательного процесса по предмету «Изобразительное искусство»






Нормативные документы



количество


Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г.


Примерная основная образовательная программа основного общего образования одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)



1





1


Учебно-методический комплект, справочные пособия





Учебник по изобразительному искусству. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе/ Н.А. Горяева, О.В.Островская; под ред.Б.М.Неменского.-4-е изд.-М.: Просвещение, 2014.



Уроки изобразительного искусства. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении 8 класс. В.Б.Голицина А.С.Питерских под редакцией Б.М.Неменского. М.: Просвещение, 2014


Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей. Е.А.Ермолинская, Е.И.Коротеева, Е.С.Медкова под редакцией Е.П.Кабковой, М.: Просвещение,2009


Приёмы педагогической техники. Пособие для учителя. Гин А.А. М.: ВИТА—пресс, 2013


История интерьера. Учебное пособие для студентов вузов, Д.С.Матюнина ,М.: Академический проект Культура,2008


Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции», В.А. Яблонский, М.: Высшая школа,1989


Методика обучения черчению и графике. Библиотека учителя черчения., А.А. Павлова, С.В.Жуков, М.: Владос,2004



15







1




1




1




1



1



1















Интернет – ресурсы

  • Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

   http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5ececba0-3192-11dd-bd11-0800200c9a66/

  • Образовательный портал http://edurt.ru/

  • Отличники http://otlichniki.su/

  • www/SCHOOL.ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая

   поддержка.

– http://.schol-collection.edu.ru/catalog/teacher/ Единая коллекция цифровых

   образовательных ресурсов

– http://art-rus.narod.ru/main.html Искусство в школе: научно-методический журнал

– http://festival.1september.ru/ Авторские программы и разработки уроков 

– http://.schol-collection.edu.ru/-catalog/rubr Азбука ИЗО. Музеи мира

– http://festival.1september.ru/ Викторины 

– http://www.uchportal.ru/load/149 Учительский портал

– http://www.openclass.ru/node/203070 Шедевры зарубежных художников

– http://art.festival.1september.ru/ Газета "Искусство" издательского дома "Первое

   сентября"        

– http://.draw.demiart.ru Уроки рисования

– Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия  

   http://www.megabook.ru/Rubricator.asp?RNode=4026

– Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

   https://ru.wikipedia.org/wiki/Музеи_Казани/

– Национальный музей Республики Татарстан. https://ru.wikipedia.org.





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Пояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству 5 класс

Автор: Чулкова Татьяна Николаевна

Дата: 03.05.2016

Номер свидетельства: 323934

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Пояснительная записка к рабочей программе «Изобразительное искусство». 5-8 классы / авт.-сост. Л.Г. Савенкова. ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "poiasnitelnaia_zapiska_k_rabochei_programme_izobrazitelnoe_iskusstvo_5_8_klassy_"
    ["file_id"] => string(6) "477246"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1536262155"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Рабочая программа ИЗО 4 класс "
    ["seo_title"] => string(32) "rabochaia-proghramma-izo-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "142814"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418371930"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "243411"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445713266"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по изобразительному искусству  5 – 7  классы "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-programma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-5-7-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "186863"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426427907"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Рабочая программа и КТП по изобразительному искусству в 3 классе ("Школа России")"
    ["seo_title"] => string(83) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-3-klassie-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "249667"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446955718"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства