Пояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству 7 класса
Пояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству 7 класса
Пояснительная записка к рабочей программе
по изобразительному искусству 7 класса
Пояснительная записка составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г. и примерной основной образовательной программы основного общего образования одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству 7 класса»
Пояснительная записка к рабочей программе
по изобразительному искусству 7 класса
Рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании:
-федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г.
- примерной основной образовательной программы основного общего образования одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)
-основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия № 32»
-рабочей программы предметной линии учебников под редакцией Б.М.Неменского 5-8 класс, М. Просвещение, 2015
-учебного плана МБОУ «Гимназия № 32» на 2015-2016 учебный год.
Структура рабочей программы соответствует «Положению о рабочей программе по ФГОС НОО и ООО МБОУ «Гимназия №32»
Используемый учебник:«Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека» 7-8 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Б. М. Неменского рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.М., Просвещение, 2010 г.
Цели предмета «Изобразительное искусство» на ступени основного общего образования
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно- эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
Задачи предмета «Изобразительное искусство»
- формировать опыт смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
-осваивать художественную культуру как форму материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
-формировать понимание эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
-развивать творческий опыт как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
-формировать активное, заинтересованное отношение к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- воспитывать уважение к культуре своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;
- развивать способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладевать средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способность к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладевать основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Общая характеристика учебного предмета
В основе деятельности лежит системно – деятельностный подход.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.
Обучение и художественное воспитание ребенка в 6 классе посвящено собственно изобразительному искусству в жизни человека. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как особой и необходимой форме духовной культуры общества.
В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства. Придается большое значение освоению начальных основ грамоты изображения.
Тема 7 класса-«Дизайн, архитектура в жизни человека» посвящена изучению архитектуры и дизайна, т.е конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на сформированный уровень художественной культуры учащихся. «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении»- является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства – театр, кино, телевидение непосредственно связаны с изобразительным и являются сегодня господствующим.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство».
На предмет «Изобразительное искусство» в 5-7 классах отводится 105 часов, из них:
в 5 классе-35 часов, из расчета 1 час в неделю, 35 учебных недель;
в 6 классе-35 часов из расчета 1 час в неделю, 35 учебных недель;
в 7 классе-35 часов из расчета 1 час в неделю, 35 учебных недель.
По учебному плану МБОУ «Гимназия № 32» на 2015 – 2016 учебный год на предмет «Изобразительное искусство» в 7 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю, 35 недель), что соответствует Федеральному базисному учебному плану.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Личностные результаты:
осознание своей этнической принадлежности, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его культуре;
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческойдеятельности;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Осознание этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение культуре, ценностям народов России и народов мира.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Сформированность ответственного отношения к учению.
Сформированность целостного мировоззрения, учитывающего культурное многообразие современного мира.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его культуре. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу)
Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
Метапредметные результаты Регулятивные УУД
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства для достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов.
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные УУД
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
создавать реальный образ предмета и/или явления;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
Коммуникативные УУД
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, мнение (точку зрения),
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Ученик научится:
называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
культуре зрительского восприятия;
характеризовать временные и пространственные искусства;
представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
понимать сочетание различных объемов в здании;
понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
понимать основы краткой истории костюма;
характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;
использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
характеризовать признаки и особенности московского барокко;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
ученик получит возможность научиться:
понимать специфику изображения в полиграфии;
различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
создавать художественную композицию макета книги, журнала;
называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;
понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
называть имена великих актеров российского театра XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
различать особенности художественной фотографии;
различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
различать понятия: игровой и документальный фильм;
называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
понимать основы искусства телевидения;
понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;
применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;
реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.
Содержание курса
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн (9 часов)
Художественный язык конструктивных искусств. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции .
Прямые линии и организация пространства.
Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Искусство шрифта. Формы полиграфической продукции(книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Специфика изображения в полиграфии.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Типы изображения в полиграфии(графическое, живописное, компьютерное, фотографическое).
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки.
От плоскостного изображения к объёмному макету.
Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека.
Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания
Вещь как сочетание объёмов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне.
Архитектурный образ как понятие эпохи Ле Корбюзье. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.
Жилое пространство города(город, микрорайон, улица).
Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово- паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII-XIX веков.
Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада.
Искусство флористики.
История костюма. Композиционно- конструктивные принципы дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура России XI-XVII веков (5 часов)
Художественная культура и искусство Древней Руси, её символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Образный мир древнерусской живописи(Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий).
Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода.
Соборы Московского Кремля.
Шатровая архитектура(церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву.)
Изобразительное искусство «бунташного века»(парсуна). Московское барокко. Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В.Растрелли, А.Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И.Баженов, М.Ф.Казаков). Художественно-творческий проект.
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества(3 часа)
Модерн в русской архитектуре.(Ф.Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А.Гауди) «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова(Спас на Крови) в г.Санкт-Петербурге).
Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская Галерея).
Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина).
Изображения в синтетических и экранных видах искусства и
художественная фотография (8 часов)
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества.
Костюм, грим, маска. Театральные художники начала XX века (А.Я.Головин, А.Н.Бенуа, М.В.Добужинский) Опыт художественно- творческой деятельности.
Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии(композиция, план, ракурс, свет, ритм).
Изображение в фотографии и в живописи.
Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).
Документальный , игровой и анимационный фильмы. Художественно- творческий проект.
Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф.Бондарчук, А.А.Тарковский, Н.С. Михалков).
Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.).
Критерии оценивания
Оценка устных ответов учащихся
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специализированную терминологию;
- показал умение иллюстрировать теоретические знания, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
оценка «4» выставляется, если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии.
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме.
оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала.
Практические работы оцениваются по следующим критериям:
«5» - обучающийся может интегрировать знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяет приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.
«4» - обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
«3» - владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности.
«2» - ученик не знает основных элементов процесса рисования; не умеет пользоваться дополнительным материалом; не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определёнными в образовательном стандарте.
Критерии оценки проектных творческих работ
Законченность:
«2» - отсутствие законченности рисунка.
«3» - линии отрывистые, не точные, не выраженный объем.
«4» - есть ошибки, в перспективе выражен передний план.
«5» - в работе чувствуется законченность.
Передача формы:
«2» - форма полностью искажена.
«3» - форма искажена значительно.
«4» - форма искажена незначительно.
«5» - форма передана точно.
Передача пропорций:
«2» - нет понятия о пропорциях.
«3» - пропорции переданы неверно.
«4» - пропорции переданы верно, есть небольшие неточности.
«5» - пропорции переданы верно.
Композиционное решение:
«2» - нет понятия о композиции.
«3» - композиция носит случайный характер.
«4» - композиция не продумана.
«5» - равновесие на всем рисунке.
Учебно-тематическое планирование
по изобразительному искусству
Классы 7А, 7 Б, 7В, 7Г,7Д
Учитель Чулкова Татьяна Николаевна
Количество часов
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
-Планирование составлено на основе примерной программы по учебным предметам. Рабочие программы, Изобразительное искусство Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 5-8 классы. –М .: Просвещение, 2015 год.
-Учебник для общеобразовательных учреждений А. С. Питерских Г. Е. Гуров под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека 7 – 8 классы». Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации , Москва «Просвещение» 2010 г.
Учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендован Министерством образования и науки РФ.
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на:
уроки
Лаборатор
ные, практические работы и др.
уроки контроль
ного характера
1
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
19
19
-
-
2
Изобразительное искусство и архитектура России XI-XVII веков
5
5
-
-
3
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
3
3
-
-
4
Изображения в синтетических и экранных
видах искусства и художественная
фотография.
8
8
-
-
Итого
35
35
Учебный методический комплекс
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
количество
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г.
Примерной основной образовательной программы основного общего образования одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия № 32» (приказ 80 от 12.08.2015) на 2015-2016 учебный год.
1
1
1
Примерной программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения).
1
Рабочая программа по изобразительному искусству предметной линии учебников под редакцией Б.М. Неменского 5-8 класс, М. Просвещение, 2015
1
Учебно-методические комплекты попрограмме, выбранной в качестве основой для проведения уроков изобразительного искусства.
1
Учебник для общеобразовательных учреждений А. С. Питерских Г. Е. Гуров под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека 7 класс». Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации , Москва «Просвещение» 2010 г.
15
Методические пособия.
Уроки изобразительного искусства. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении 8 класс.В.Б.ГолицинаА.С.Питерских под редакцией Б.М.Неменского. М.: Просвещение, 2014
Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей.Е.А.Ермолинская, Е.И.Коротеева, Е.С.Медкова под редакцией Е.П.Кабковой, М.: Просвещение,2009
Приёмы педагогической техники. Пособие для учителя.Гин А.А. М.: ВИТА—пресс, 2013
История интерьера. Учебное пособие для студентов вузов, Д.С.Матюнина ,М.: Академический проект Культура,2008
Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции», В.А. Яблонский, М.: Высшая школа,1989
Методика обучения черчению и графике. Библиотека учителя черчения.,А.А. Павлова, С.В.Жуков, М.: Владос,2004