. Е.В. Шкодина
Директор Суслова Т. М.
Составлен в соответствии с программой, утвержденной Министерством образования и науки РК. Казахстан, Алматы, 2004г.
№ урока | Дата | Кол-во часов | Содержание программного материала | Региональный компонент | Знакомство с произведениями | Практическая деятельность |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
В | | | Анализ внутренней конструкции предмета | | | |
| | | Прозрачный предмет: пустой , полый | | | Изображение с натуры ( с образца): прозрачного и полупрозрачного объекта(стакан). Рисунок полого прозрачного объекта (Пустая банка). Цельного объекта (банка наполненная водой). Рисунок шара с окружающей средой- цельный прозрачный объект - в технике быстрый набросок. |
| | | Рисунок тематического натюрморта | | | |
| | | Сложная форма. Элементы формообразования: простая основа. Комбинированные сложные объекты( сумма геометрических тел).Определение общего композиционного размещение предметов на листе, общих пропорциональных отношений .Определение перспективного положения предметов | | | Изображение рисунка по воображению «Экзотический натюрморт» |
| | | Визирование | | | |
| | | Прорисовка деталей, первая прокладка тональных отношений. Уточнение тональных отношений, обобщение и завершение работы. Пропорции. Метод сравнения | | | Выполнение натюрморта по образцу. |
| | | | | | |
| | | Рисунок человека | | | |
| | | Пропорции головы человека. Крестовина- вертикальная линия от темени до конца подбородка. | | | Набросок женского и мужско лица. |
| | | Пропорции фигуры | | | |
| | | Модуль фигуры | | | Изображение частей тела(рук, ступней).Выполнить рисунок и в технике грейзаль фигуру человека с образца. |
| | | Анализ частей лица | | | |
| | | Сопоставление с геометрическими телами ( нос – призма, глазное яблоко – шар, тело- цилиндр и т. д) | | | Изображение обрубовка человеческой головы. |
| | | | | | |
| | | Размещение изображения | | | |
| | | Этапы выполнения, определение пропорциональных отношений лица, уточнение пропорций лиц, прорисовка общей форм глаз, носа, рта, прически, воротника | | | Зарисовка с помощью светотеньевой моделировки формы- создание образа |
| | | Выразительность позы | | | |
| | | Вписание в какую – нибудь геометрическую фигуру. | | | Выполнение фигуру человека с репродукции- копия. |
| | | Пропорциональные отношения | | | |
| | | Характер модели.. Динамичность, статичность фигуры. Создание художественного образа. | | | Выполнение рисунка фигуры человека в различных ракурсах( национальная тематика). |
| | | Живопись | | | |
| | | Виды живописи: станковая, монументальная, декоративная. Жанры живописи: исторический, батальный, натюрморт, гармония. Рефлекс, цветовой рефлекс. Национальный колорит. Свет. Тень. Падающая тень. Собственная тень. Блик. Колорит. | | | Выполнение копии с репродукции художников.( композиция по собственному замыслу). |
| | | Знакомство с произведениями живописи | | | |
| | | Анализ. | Б. Рабиев «Сакманщицы». «Идущая с ребенком». А Куинджи. « Березовая роща». М Кенбаев «Ловля лошади» . «Изготовление кошмы». А. Аканаев «Этот неспокойный мир». Дуйсенбаев «Надежда». А. Сыдыханов «Горный перевал» | | Выполнение копии с репродукции. |
| | | Рисунки и эскизы на темы | | | |
| | | | | | «Осень». «Портрет друга». «Весна» (Этюд). |
| | | Выполнение этюдов | | | |
| | | Техника а ля прима. | | | Выполнение этюда в теплом колорите. Выполнение натюрморта в холодном колорите. |
| | | Пространственное смешение цветов | | | |
| | | Этапы выполнение детального рисунка натюрморта. Первая прокладка локального цвета, драпировка. Завершение работы, проработка и уточнение деталей светлым по тёмному и темным по светлому. | | | Составление цвета с использованием белил. Выполнение таблицы цветового спектра. |
| | | Натюрморт в контрастном колорите | | | |
| | | Передача общей формы | | | Изображение на тему « Цветы». |
| | | Этюд Передача общей формы листа .Первая прокладка основного цветового тона, уточнение формы с использованием постепенного усиления цветового тона, проработка деталей, выявление объема, достижение необходимых цветовых и тональных соотношений, завершение работы. | | | «Листья»выполнение рисунка карандашом, акварель |
| | | Пленэрная работа | | | |
| | | | | | Изображение природы (элементов) с натуры. Этюд декоративного пейзажа. Этюд пейзажа настроения. Этюд исторического пейзажа. Этюд эпического пейзажа. Этюд романтического пейзажа. На выбор. |
| | | Композиция | | | |
| | | Композиционные средства выражения: ритм, симметрия, равновесие, контраст, нюанс. | | | Выполнение композиции по собственному замыслу. |
| | | Воздушная перспектива | | | |
| | | Точка схода. Передача пространства цветом. | | | Выполнение рисунка железной дороги с пейзажем. |
| | | Анализ картин | | | |
| | | | А. Галимбаев «Вкусный чай». «Дастархан». Ш. Сариев «Кыз Жибек» | И.Шишкин «Утро в сосновом бору». И. Репин «Стрекоза». В. Васнецов «Алёнушка». В. Суриков «Утро стрелецкой казни». | Выполнить копию с репродукции художника. |
| | | Составление композиций на темы | | | Рисунок на выбор( Этюд). «Волшебница зима». «Наша школа». «Персонажи сказок». «Космос». |
| | | Многофигурная композиция | | | |
| | | Передача динамики через показ каждой фигуры в определенной фазе движения, ритмичное чередование различных фаз движения, нанесение светлых и темных пятен, светотени и цвета, определение сюжетно композиционного центра. Техника исполнения . | | | Рисунок на тему: «Спорт» |
| | | Составление композиции на бытовые темы | | | |
| | | Будни, семейные праздники, повседневные занятия, отдых. Симметрия, Асимметрия. | | | Выполнение рисунка на темы: «Осенний базар», «Ярмарка»(этюд) |
| | | Декоративно- прикладное | | | |
| | | Краткие сведения о декоративно прикладном искусстве. Аллегория | | | Рисование композиции по собственному замыслу. Герб, эмблема, знаки. |
| | | Композиционный орнамент | | | |
| | | Сетчатый орнамент | | | Выполнение композиции : в полосе, в круге, в квадрате, в овале, в прямоугольнике, в треугольнике по образцу на выбор |
| | | Народные орнаменты | Роспись работ . Создание эскизов и трафаретов для украшение декоративных досок. | | |
| | | Специфика современного декоративного искусства | | | Выполнение казахского орнамента |
| | | Творчество народных мастеров | | | |
| | | Городетская роспись. Узоры русской набойки. Кружева ручной работы. Жостовская роспись. Узоры узбекской керамики. Хохломская посуда и мебель. Жостовские лаковые подносы. Гжельская посуда ,игрушки. Узбекские народные ювелирные изделия. | Казахское ювелирное искусство(серьги, браслеты, бойтумар). Произведения казахского декоративного искусства (седло, сундук). | Д. Шокпарова | Выполнение росписи тарелочки используя гжельскую роспись |
| | | Рисунки на темы | | | |
| | | | | | Выполнение рисунка на тему на выбор: «Эмблема класса», «Эскиз для кондитерской фабрики». «Уличный фонарь». «Фонтан» |
| | | Тематический рисунок | | | Выполнение рисунка на тему:» Настенный ковер». «Казахские ювелирные изделия». |
| | | Лепка | | | |
| | | Краткие сведения о современной скульптуре_ горельеф, барельеф, мемориал. Техника лепки животных. Особенности растительного орнамента. Претворение живых форм растений в красивое декоративное украшение. | А. Жумабай. «Монумент независимости». Е. Сергебаев» М . Ауэзов». В. Абишев «Жамбыл». Т. Досмагамбетов « А. Жангельдин». «Г. Муратбаев». | О. Роден « Мыслитель». | Лека фигуры животных в движении. Лепка растительного орнамента с образца. |
| | | Натюрморт в рельефе | | | Лепка: тыквы, яблока,свеклы.»Рельеф». «Любимый сказочный герой». «отец». «Лыжник». «Верблюд».На выбор |
| Всего часов | из них: часов, теория часа, практика на изучение произведений часов на вводные уроки | |