Пояснительная записка.
Занятия включает в себя все основные виды: живопись, графика ,народное декоративное искусство ,архитектура, зрелищное искусство. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусства и их конкретными связями с жизнью общества и человека. Система- выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной , изобразительной, декоративной . Эти три художественные деятельности являются основанием деления визуально – пространственных искусств на виды : изобразительные : живопись, графика ; конструктивные – архитектура ; различные декоративные искусства.
Каждая форма деятельности присуща созданию любого произведения и поэтому является необходимой основой.
Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на « произведения искусства» , но и на деятельность человека, на выделения его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытие, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка- главный смысловой стержень занятий изобразительной деятельности. Поэтому , при выделении видов художественной деятельности очень важной является задача- показать разницу их социальных функций. Занятия построены так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности « углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа ; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ учащихся, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений ( народных, классических, современных). На занятиях вводится драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой , литературой, историей, трудом. С целью опыта творческого общения вводятся коллективные задания. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины .На протяжении всего курса обучения дети знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа. Тематическая цельность и последовательность развития помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения , не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, от занятия к занятию, по ступенькам познания ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно- эмоциональной культуры.
Главная цель занятий - формирование художественной культуры личности учащегося, его духовно - нравственное воспитание.
Для достижения вышеозначенной цели решаются такие основные задачи: развитие эмоционально- ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусству; воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты; освоение знаний о классическом и современном искусстве; знакомство с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры, овладение практическими навыками художественно- творческой деятельности формирование устойчивого интереса к искусству.
Занятия предусматривают постепенный переход от одного вида деятельности к другому, учитывая индивидуальные возможности каждого учащегося и их способности к творческой работе. Начальный курс обучения изобразительному искусству рассчитан на три года. Группа первого года обучения занимается 144 часа в год, группа второго года обучения составляет 216 часов .Еженедельно проводится два занятия по два часа, для второго и третьего года обучения предусматриваются занятия два раза в неделю по три часа. Занятия рассчитаны на детей разного возраста.
№ | Дата | Кол-во часов | Содержание программного материала | Региональный компонент | Знакомство с произведениями |
Практическая деятельность |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1-4 В |
Сентябрь | 12 | Введение | | | Знакомство с инструментами и материалами. ТБ |
5 | | 3 | История искусств Анализ внутренней конструкции предмета. Прозрачный предмет: пустой , полый | | Древний мир | Изображение с натуры ( с образца): прозрачного и полупрозрачного объекта(стакан). Рисунок полого прозрачного объекта (Пустая банка). Цельного объекта (банка наполненная водой). Рисунок шара с окружающей средой- цельный прозрачный объект - в технике быстрый набросок. |
6 | | 3 | История искусств | |
Римская скульптура | |
| | | Сложная форма. Элементы формообразования: простая основа. Комбинированные сложные объекты( сумма геометрических тел).Определение общего композиционного размещение предметов на листе, общих пропорциональных отношений .Определение перспективного положения предметов Рисунок тематического натюрморта | | | Изображение рисунка по воображению «Экзотический натюрморт» |
7 | | 3 | История искусств | | Византийское искусство | |
| | | Прорисовка деталей, первая прокладка тональных отношений. Уточнение тональных отношений, обобщение и завершение работы. Пропорции. Метод сравнения | | | Выполнение натюрморта по образцу, с натуры. |
8 | | 3 | История искусств | | Мозаика Равенны | Выполнение мозаики |
| | | Рисунок человека | | | |
|
| | Пропорции головы человека. Крестовина- вертикальная линия от темени до конца подбородка. | | | Набросок женского и мужско лица. |
9 10 11 | Октя брь | 9 | История искусств | | Раннее средневековье | |
| | | Модуль фигуры | | | Изображение частей тела(рук, ступней).Выполнить рисунок и в технике грейзаль фигуру человека с образца. |
| | | Анализ частей лица | | | |
| | | Сопоставление с геометрическими телами ( нос – призма, глазное яблоко – шар, тело- цилиндр и т. д) | | | Изображение обрубовка человеческой головы. |
12 13 14 | | 9 | История исскуств | | Готика. Рыцарский мир. Собор Киева и Новгорода. Храм Владимира | Выполнение копии |
16 17 18 19 | | 12 | История искусств Размещение изображения | | Древнерусская иконопись | |
| | | Этапы выполнения, определение пропорциональных отношений лица, уточнение пропорций лиц, прорисовка общей форм глаз, носа, рта, прически, воротника | | | Зарисовка с помощью светотеневой моделировки формы- создание образа |
20 21 22 | Ноябрь | 9 | История искусств | | Раннее Возрождение | |
| | | Вписание в какую – нибудь геометрическую фигуру. Выразительн. позы | | | Выполнение фигуру человека с репродукции- копия. |
23 24 25 | | 9 | История искусств Пропорционал. отношения Характер модели.. Динамичность, статичность фигуры. Создание художественного образа. | | Высокое Возрождение .Джотто « Бегство в Египет». Мазаччо «Чудо со Статиром».С. Ботичелли « Рождение Венеры».» Венчание мадонны». Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа».»Джоконда». Рафаэль «Сикстин ская мадонна». «Сатворе ние Адама» | Выполнение рисунка фигуры человека в различных ракурсах . |
26 27 | | 6 | История искусств | | Краски Винеции. Тициан Вечелло | |
| | | | | Джовани Белине « Мадонна с младенцем». Тинторетто « Христос на Галлилейском море». Тициан «Венера Урбинская» | |
|
| | Виды живописи: станковая, монументальная, декоративная. Жанры живописи: исторический, батальный, натюрморт, гармония. Рефлекс, цветовой рефлекс. Национальный колорит. Свет. Тень. Падающая тень. Собственная тень. Блик. Колорит. | | | Выполнение копии с репродукции художников.( композиция по собственному замыслу). |
28 29 30 31 32 33 34 35 | Декабрь | 24 | История искусств Знакомство с произведениями живописи | | Северное Возрождение. Возрождение Германии | |
|
| | | Отображение национального колорита | Лукас Кранах старший «Мадонна в винограднике» Б. Рабиев «Сакманщицы». «Идущая с ребенком». А Куинджи. « Березовая роща». М Кенбаев «Ловля лошади» . «Изготовление кошмы». А. Аканаев «Этот неспокойный мир». Дуйсенбаев «Надежда». А. Сыдыханов «Горный перевал» | Выполнение копии с репродукции. |
| Январь | | История искусств | | Золотой век живописи | Выполнение копии с репродукции |
3637 | | 6 | История искусств | |
Микеланжело Караваджо. «Лютнист». «Трапеза в Эммаусе». «Царство Флора».» «Аркадские пастухи». | «Осень». «Весна» (Этюд). Выполнение копии с репродукции |
38 39 | | 6 | История искусств | | Великие испанцы | |
| | | | | | Выполнение этюда в теплом колорите. Выполнение натюрморта в холодном колорите. |
40 41 | | 6 | История искусств | | Диего Веласкес | |
| | | Этапы выполнение детального рисунка натюрморта. Первая прокладка локального цвета, драпировка. Завершение работы, проработка и уточнение деталей светлым по тёмному и темным по светлому. Пространственное смешение цветов | | | Составление цвета с использованием белил. Применение таблицы цветового спектра. |
4243 | | 6 | История искусств | | Рубенс | |
| | | Передача общей формы Натюрморт в контрастном колорите | | | Изображение на тему Цветы». |
44 | | 3 | История искусств Этюд Передача общей формы листа .Первая прокладка основного цветового тона, уточнение формы с использованием постепенного усиления цветового тона, проработка деталей, выявление объема, достижение необходимых цветовых и тональных соотношений, завершение работы. | | Эль Греко «Вид Толедо». Ф. Сурбаран « Натюрморт». Эль Греко « Погребение графа Оргаса». П. Рубенс» Перей и Андромеда». Ф. Снейдеос «Натюрмо рт с лебедем» | «Листья» выполнение рисунка карандашом, акварель |
45 | Фев раль | 3 | История искусств | | Живопись Голандии | |
| | | | | | Изображение природы (элементов) с натуры. Этюд декоративного пейзажа. Этюд пейзажа настроения. Этюд исторического пейзажа. Этюд эпического пейзажа. Этюд романтического пейзажа. На выбор. |
4647 | | 6 | История искусств | |
Рембранд Ван Рейн. Я. Рейсдаль «Болото». Рембрандт «Флора» | |
| | | Композиционные средства выражения: ритм, симметрия, равновесие, контраст, нюанс. | | | Выполнение композиции по собственному замыслу( с образца). |
4849 | | 6 | История искусств | | Галантный век | |
| | | Точка схода. Воздушная перспектива Передача пространства цветом. | | | Выполнение рисунка железной дороги с пейзажем. |
50 51 | | 6 | История искусств | | Эпоха просвящения | |
| | | Анализ картин | Отображение национальн. колорита | И.Шишкин «Утро в сосновом бору». И. Репин «Стрекоза». В. Васнецов «Алёнушка». В. Суриков «Утро стрелецкой казни». А. Галимбаев «Вкусный чай». «Дастархан». Ш. Сариев «Кыз Жибек | Выполнить копию с репродукции художника. |
52 | | 3 | История искусств Составление композиций на темы | | А. Ватто « Общество в парке». А. Буше « Туалет Венеры» | Рисунок на выбор( Этюд). «Персонажи сказок». «Космос». |
53 54 55 | Март | 9 | История искусств | |
Искусство Англии. Т. Гейнсборо « Портрет дочерей художника». «Портрет дамы в голубом». | |
| | | Передача динамики через показ каждой фигуры в определенной фазе движения, ритмичное чередование различных фаз движения, нанесение светлых и темных пятен, светотени и цвета, определение сюжетно композиционного центра. Техника исполнения . | | | Рисунок на тему: «Спорт» |
56 57 58 | | 9 | История искусств | | Русское искусство 18 века | |
| | | Будни, семейные праздники, повседневные занятия, отдых. Симметрия, Асимметрия. | | | Выполнение рисунка на темы |
59 60 | | 6 | История искусств | | Искусство 19 века. В.Боровиковский « Портрет М. И. Лопухиной». «Портрет сестёр А.Г. и В.Г. Гагариных» | |
| | | | | | Рисование копии с репродукции худ.. |
61 | Апрель | 3 | История искус. | |
Романтизм в России |
Выполнение копии с репродукции |
6263 | | 6 | История искусств | | А.А Иванов « Вода и камни». «Ветка». «Явление Христа народу» | Выполнение копии с репродукции |
64 | | 3 | История искусств | Роспись работ . Создание эскизов и трафаретов для украшение декоративных досок. | Начало Реализма | Выполнение копии с репродукции |
65 66 67 | | 9 | История искусств | | Русские передвижники | Выполнение копии с репродукции |
| | | | | К. Тройон «Пастушеская сцена». И. И. Шишкин « Рожь». Н. Ярошенко «Всюду жизнь». А Саврасов « Грачи прилетели» | |
68 69 | | 6 | История искусств | | Импрессионисты. П. Сезанн « Натюрморт с драпиров кой | Выполнение копии с репродукции |
70 | Май | 3 | История искусств | | | |
| | | Экскурсия в выставочный зал (выдуманная). | Формирова ние представле ния о необходимо сти гармоничных отношений человека и природы ,животного мира | М . Врубель «Царевна – лебедь» Г. Исмаилов «Казахский вальс». У. Ажиев «Жайлау». «Ассы». | Выполнение копии с репродукции. |
| | | Триптих | | | Рисунок- триптих на тему по собственному замыслу. |
71 | | 3 | История искусств Лепка | | | |
| | | Краткие сведения о современной скульптуре_ горельеф, барельеф, мемориал. Техника лепки животных. Особенности растительного орнамента. Претворение живых форм растений в красивое декоративное украшение. | Отображение национальн. колорита Приобщать к живописи на основе произведений региональных мастеров | О. Роден « Мыслитель» А. Жумабай. «Монумент независимости». Е. Сергебаев» М . Ауэзов». В. Абишев «Жамбыл». Т. Досмагамбетов. А. Жангельдин». «Г. Муратбаев | Лека фигуры животных в движении. Лепка растительного орнамента с образца. |
72 | | 3 | История искусств | Отображение национальн. колорита Приобщать к живописи на основе произведений региональных мастеров | Микеланджело Буанарроти « Давид», Фальконе Э. «Петр 1» Мергенов «Солдат Х. Наурызбаев «Джамбул». Д. Абишев « Мать Земля» . Р. Ахметов « Детство | Лепка: «Любимый сказочный герой». |
| Всего часов
216 | | | |