Данная рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011,. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010 года. (Приказ МО РФ.); Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе -35 часов, из расчета 1 учебный час.  
   Стандарт ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.  
   Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в разных видах художественно-творческой деятельности: декоративно-прикладной, художественно-конструктивной и проектной.  
  Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 )
  Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
  В 5-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 5-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
  Изучение изобразительного искусства в 5 классе направлено на достижение следующих задач:
  Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.  
  Традиционные образы народного прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов.
  Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом, как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России, Татарстана. Единство конструкции и декора в традиционном русском, татарском жилище.
  Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок-небо, пол- земля, подпол- подземный мир, окна- очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати. Круг предметов быта и труда (ткацкий станок, прялка, люлька, светец, и т.п.). (??????)
  Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.
  Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.
  Крестьянская и татарская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, условность языка орнамента, его символическое значение. Т
  Польза, красота, практичность предметов быта. Понятие дизайна.
   Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы.  
  Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам.  
  Единство формы и декора. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи игрушек.
  Традиционные народные промыслы русского и татарского народов– гордость и достояние национальной отечественной культуры. Промыслы как искусство художественного сувенира.
  Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров.
  Краткие сведения из истории развития хохломы. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях хохломских мастеров.
  Краткие сведения из истории развития городца. Значение промысла для отечественной народной культуры.  
  Природные мотивы в изделиях городецких мастеров.
   Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности.   Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.  
   Ознакомление с гербами и эмблемами , о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.
  Украшения в жизни древних обществ. Символы и образы.
  Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства.
  Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян ( изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета и др.).
  Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.
  Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.
  Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.
  Сюжеты росписи на древнегреческих вазах.
  Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда.
  Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда.
  Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда.
  Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы Средних веков. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Виды гербов. Герб Татарстана. Гербы городов Татарстана. Герб города Казань.
  Народный (татарский) праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплекс ( в основе сарафан) и
  Южнорусский (в основе панева) комплекс женской одежды. Рубаха – основа мужской и женской костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной(татарской) одежде.
  Форма и декор женских головных уборов. Последовательность изготовления куклы-берегини. Вышивка в народном костюме.
  Форма и декор женских головных уборов. Последовательность изготовления куклы-берегини. Вышивка в народном костюме.
  Создание эскизов народного праздничного костюма(татарского костюма).
  Создание эскизов народного праздничного костюма(татарского костюма).
  Народные традиции и праздники. Изготовление панно
  Выполнение творческих работ в различных материалах и техниках.
          |   №   |    Тема урока   тип урока   |    Кол-во часов   |    Планируемые результаты   |    Дата    |  
  |    «Древние корни народного искусства» (8 ч)       |         |  
  |        |         |         |     предметные   |    метапредметные УУД   |    личностные   |  
  |   1   |    Роль декоративного искусства в жизни человека.   Вводный урок       |     1   |    Учащиеся должны знать:   Учащиеся должны уметь:    выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.    Получат возможность научиться:  создавать эскизы с применением народных образов, знаков и символов.   |    Регулятивные:   соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.  Познавательные: рассуждать   о содержании рисунков, сделанных другими детьми.      Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог; сотрудничать с учителем; умение отстаивать свою точку зрения.   |    Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;  доброжелательность   и эмоционально-нравственная отзывчивость.  Взгляд на мир через призму искусства.       |         |  
  |   2   |     Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.            |    1   |    Учащиеся должны знать:    истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;   особенности уникального крестьянского искусства,   семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки)    Учащиеся должны уметь:   выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора  Получат возможность научиться:  создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов.   |    Регулятивные:   соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.      Познавательные:   осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.          Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач           |    Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества.  Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края.   |         |  
  |   3   |     Декор русской избы.       |    1   |     Учащиеся должны знать:    истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;   особенности уникального крестьянского искусства;   семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки)     Учащиеся должны уметь:  выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора  Получат возможность научиться:  Создавать эскиз декоративного убранства избы; украшение деталей дома солярными знаками.   |    Регулятивные:   применять установленные правила в решении задачи.      Познавательные:   Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы;  использовать общие приемы решения задачи.          Коммуникативные:   проявлять активность для решения познавательных задач.       |    Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.   |         |  
  |   4   |    Внутренний мир русской избы.  Конструкция, декор предметов народного быта и труда.       |    1   |     Учащиеся должны знать:    истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;   особенности уникального крестьянского искусства семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);     Учащиеся должны уметь:  выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора  Получат возможность научиться:  Выполнять рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву.   |    Регулятивные:   применять установленные правила в решении задачи.      Познавательные:   использовать общие приемы решения задачи.      Коммуникативные:   проявлять активность для решения познавательных задач       |    Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края.   |         |  
  |   5   |    Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.           |    1   |     Учащиеся должны знать:    истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;   особенности уникального крестьянского искусства ;   семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);     Учащиеся должны уметь:  выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора  Получат возможность научиться:  Выполнять рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву;  придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги.   |    Регулятивные:   применять установленные правила в решении задачи.  Познавательные:   осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.  Коммуникативные:   проявлять активность для решения познавательных задач       |    Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.   |         |  
  |   6   |     Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома.   (Коллективная работа «Проходите в избу»).       |    1   |     Учащиеся должны знать:    истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;   особенности уникального крестьянского искусства ;   семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);     Учащиеся должны уметь:  выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора      Получат возможность научиться:   создавать эскиз декоративного внутреннего убранства избы солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами; создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.   |    Регулятивные:   применять установленные правила в решении задачи; сравнивать , сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов; находить в них черты национального разнообразия.  Познавательные:   осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения; осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.  Коммуникативные:   проявлять активность для решения познавательных задач.   |    Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.   |         |  
  |   7   |     Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн?       |    1   |    Учащиеся должны знать:    истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;   особенности уникального крестьянского искусства ;   семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);     Учащиеся должны уметь:  выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора          Получат возможность научиться:  рассматривать модели одежды, обращая внимание не только на цвет, но и на форму; изображать собственные силуэты.   |    Регулятивные:   применять установленные правила в решении задачи.      Познавательные:   осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.  Коммуникативные:   проявлять активность для решения познавательных задач.   |    Готовность беречь и продолжать традиции народного творчества, привносить его в современное повседневное декоративное искусство.   |         |  
  |   8   |    Итоговая работа по теме «Древние корни народного искусства»       |    1   |    Проект   |    Регулятивные:   применять установленные правила в решении задачи.  Познавательные:   подводить под понятие на основе распознания объектов.      Коммуникативные:   проявлять активность для решения познавательных задач.   |    Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.   |             |  
  |    «Связь времен в народном искусстве» (8 ч)       |  
  |   9   |     Древние образы в современных народных игрушках.   Лепка и роспись собственной модели игрушки.   |    1   |     Учащиеся должны знать:    несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика).     Учащиеся должны уметь:   выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора  Получат возможность научиться:   создавать задуманный образ (лепка);   придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью.   |    Регулятивные:   применять установленные правила в решении задачи.      Познавательные:   осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.  Коммуникативные:   проявлять активность для решения познавательных задач.   |    Готовность беречь и продолжать традиции народного творчества.  Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края   |         |  
  |   10   |    Лепка и роспись собственной модели игрушки.           |    1   |     Учащиеся должны знать:    несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика).     Учащиеся должны уметь:   выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора  Получат возможность научиться:   создавать задуманный образ (лепка);   придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью.   |    Регулятивные:   применять установленные правила в решении задачи.      Познавательные:   осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.  Коммуникативные:   проявлять активность для решения познавательных задач.   |         |         |  
  |   11   |    Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.       |    1   |     Учащиеся должны знать:    несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика).     Учащиеся должны уметь:   выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора  Получат возможность научиться:  различать художественные промыслы.   |    Регулятивные:   применять установленные правила в решении задачи.      Познавательные:   осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.  Коммуникативные:   проявлять активность для решения познавательных задач.   |    Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.   |         |  
  |   12   |    Синие цветы Гжели.       |    1   |     Учащиеся должны знать:    несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика).     Учащиеся должны уметь:   выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора  Получат возможность научиться:  выполнять несложную гжельскую композицию.   |    Регулятивные:   применять установленные правила в решении задачи.      Познавательные:   осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.  Коммуникативные:   проявлять активность для решения познавательных задач.   |    Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края.   |         |  
  |   13   |    Жостовские букеты.       |    1   |     Учащиеся должны знать:    несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика).     Учащиеся должны уметь:   выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора  Получат возможность научиться:  выполнять несложную жостовскую композицию в цвете.   |    Регулятивные:   применять установленные правила в решении задачи.      Познавательные:   осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.  Коммуникативные:   проявлять активность для решения познавательных задач.   |    Уважительное отношение к культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края   |         |  
  |   14   |    Золотая Хохлома.       |    1   |     Учащиеся должны знать:    несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика).     Учащиеся должны уметь:   выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора  Получат возможность научиться:   создавать задуманный образ (лепка);   придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью.   |    Регулятивные:   применять установленные правила в решении задачи.      Познавательные:   осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.  Коммуникативные:   проявлять активность для решения познавательных задач.   |    Уважительное отношение к культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края   |         |  
  |   15   |    Городецкая роспись.       |    1   |     Учащиеся должны знать:    несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика).     Учащиеся должны уметь:   выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора  Получат возможность научиться:  выполнять несложную городецкую композицию в цвете.   |    Регулятивные:   применять установленные правила в решении задачи.      Познавательные:   осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.  Коммуникативные:   проявлять активность для решения познавательных задач.   |    Уважительное отношение к культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края.   |         |  
  |   16   |    Итоговая работа по теме «Связь времен в народном искусстве».       |    1   |    Проект   |    Регулятивные:   применять установленные правила в решении задачи.      Познавательные:   осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.  Коммуникативные:   проявлять активность для решения познавательных задач.   |    Уважительное отношение к культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.   |         |  
  |    «Декор – человек, общество, время» (10 ч)       |  
  |   17   |    Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта. Украшения в жизни древних обществ. Символы и образы.       |    1   |     Учащиеся должны знать:    истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;   особенности уникального крестьянского искусства    семантическое значение традиционных образов,      Учащиеся должны уметь:    различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);    выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора  Получат возможность научиться:  выполнять эскиз украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.)   |    Регулятивные:   использовать речь для регуляции своего действия.      Познавательные:   осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.      Коммуникативные:   задавать вопросы; обращаться за помощью   к одноклассникам, учителю   |    Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.   |         |  
  |   18   |    Орнамент, цвет, знаки – символы в декоративном искусстве Древнего Египта. Маска фараона Тутанхамона, саркофаг.       |    1   |     Учащиеся должны знать:    истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;   особенности уникального крестьянского искусства    семантическое значение традиционных образов,      Учащиеся должны уметь:    различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);    выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства, связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора  Получат возможность научиться:  высказывать свое мнение об увиденном.   |    Регулятивные:   адекватно воспринимать предложения учителей,   товарищей по исправлению допущенных ошибок.      Познавательные:   осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.      Коммуникативные:   обсуждать   и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения   |    Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.   |         |  
  |   19   |    Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции.       |    1   |     Учащиеся должны знать:    истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;   особенности уникального крестьянского искусства    семантическое значение традиционных образов,      Учащиеся должны уметь:    различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);    выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства, связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора  Получат возможность научиться:  выполнять сюжетную творческую композицию на тему « Древняя Греция».   |    Регулятивные:   адекватно воспринимать предложения учителей,   товарищей по исправлению допущенных ошибок.      Познавательные:   осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.      Коммуникативные:   обсуждать   и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения   |    Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.   |         |  
  |   20   |    Легенды и мифы Древней Греции.       |    1   |     Учащиеся должны знать:    истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;   особенности уникального крестьянского искусства    семантическое значение традиционных образов,      Учащиеся должны уметь:    различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);    выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства, связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора  Получат возможность научиться:  выполнять эскиз росписи вазы на мифологический сюжет.   |    Регулятивные:   адекватно воспринимать предложения учителей,   товарищей по исправлению допущенных ошибок.      Познавательные:   осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.      Коммуникативные:   обсуждать   и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения   |    Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.   |         |  
  |   21   |    Греческая керамика. Живопись на вазах.       |    1   |    Учащиеся должны знать:    истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;   особенности уникального крестьянского искусства    семантическое значение традиционных образов,     Учащиеся должны уметь:    различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);    выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства, связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора  Получат возможность научиться:  выполнять эскиз росписи вазы на мифологический сюжет.   |     Учащиеся должны знать:    истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;   особенности уникального крестьянского искусства    семантическое значение традиционных образов,      Учащиеся должны уметь:    различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);    выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства, связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора  Получат возможность научиться:  выполнять эскиз росписи вазы на мифологический сюжет.   |    Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.   |         |  
  |   22   |    Одежда говорит о человеке.       |    1   |    Учащиеся должны знать:   выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора   |    Регулятивные:   использовать речь для регуляции своего действия.  Познавательные:   осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.  Коммуникативные:   задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог   |    Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.   |         |  
  |   23   |    Коллективная творческая композиция «Бал во дворце».       |    1   |    Учащиеся должны знать:   выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.  Получат возможность научиться:  выполнять коллективную работу; соединять отдельные детали (мебель, фигуры людей в нарядных костюмах) в общую композицию.   |    Регулятивные:   вносить необходимые коррективы после завершения работы.  Познавательные:   составлять план   и последовательность действий.  Коммуникативные:   обсуждать   и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения   |    Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.   |         |  
  |   24   |    Коллективная творческая композиция «Бал во дворце».       |    1   |    Учащиеся должны знать:   выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.  Получат возможность научиться:  выполнять коллективную работу; соединять отдельные детали (мебель, фигуры людей в нарядных костюмах) в общую композицию.   |    Регулятивные:   вносить необходимые коррективы после завершения работы.  Познавательные:   составлять план   и последовательность действий.  Коммуникативные:   обсуждать   и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения   |    Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.   |         |  
  |   25   |    О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям.       |    1   |    Учащиеся должны знать:   Учащиеся должны уметь:   выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства, связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора  Получат возможность научиться:  создавать эскиз собственного герба, герба своей семьи; продумывать форму щита, его деления, использовать язык символов.   |    Регулятивные:   использовать речь для регуляции своего действия.      Познавательные:   составлять план   и последовательность действий.  Коммуникативные:  обсуждать   и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.       |    Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.   |         |  
  |   26   |    Обобщающий урок по теме «Декор – человек, общество, время»   |    1   |    Проект   |    Регулятивные:   адекватно воспринимать предложения учителей,   товарищей по исправлению допущенных ошибок.  Познавательные:   выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.  Коммуникативные:   формулировать собственное мнение и позицию   |    Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.   |         |  
  |    «Декоративное искусство в современном мире» (9 ч)       |  
  |   27   |    Народная праздничная одежда. Создание эскиза русского народного костюма.       |    1   |     Учащиеся должны знать:    истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;   особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);   семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);     Учащиеся должны уметь:  выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора  Получат возможность научиться:  видеть красоту народного костюма, многообразие узоров в одежде; использовать новые художественные техники и материалы   |    Регулятивные:   использовать речь для регуляции своего действия; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.  Познавательные:   преобразовывать познавательную задачу в практическую.  Коммуникативные:   обсуждать   и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; участвовать в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного.           |    Готовность беречь и продолжать традиции народного творчества.   |         |  
  |   28   |    Изготовление куклы–берегини. Работа в парах.       |    1   |     Учащиеся должны знать:    истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;   особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);   семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);     Учащиеся должны уметь:  выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора  Получат возможность научиться:  видеть красоту народного костюма, многообразие узоров в одежде; использовать новые художественные техники и материалы   |    Регулятивные:   использовать речь для регуляции своего действия; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.  Познавательные:   преобразовывать познавательную задачу в практическую.  Коммуникативные:   обсуждать   и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; участвовать в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного.           |    Самооценка работы.  Навыки сотрудничества   |         |  
  |   29   |    Изготовление куклы–берегини. . Работа в парах.       |    1   |     Учащиеся должны знать:    истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;   особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);   семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);     Учащиеся должны уметь:  выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора  Получат возможность научиться:  видеть красоту народного костюма, многообразие узоров в одежде; использовать новые художественные техники и материалы   |    Регулятивные:   использовать речь для регуляции своего действия; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.  Познавательные:   преобразовывать познавательную задачу в практическую.  Коммуникативные:   обсуждать   и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; участвовать в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного.       |    Самооценка работы.  Навыки сотрудничества   |         |  
  |   30   |    Эскиз русского народного костюма (аппликация с использованием различных материалов). Коллективная работа.       |    1   |     Учащиеся должны знать:    истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;   особенности уникального крестьянского искусства;   семантическое значение традиционных образов, мотивов. Учащиеся должны уметь:    выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства; связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.  Получат возможность научиться:  видеть красоту народного костюма, многообразие узоров в одежде; использовать новые художественные техники и материалы;  создавать коллективную работу; определять, что в работе было самым главным.   |    Регулятивные:   адекватно воспринимать предложения учителей,   товарищей по исправлению допущенных ошибок.      Познавательные:   контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.  Коммуникативные:   проявлять активность в коллективной деятельности;  обсуждать   и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения   |    Самооценка работы.  Навыки сотрудничества. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края   |         |  
  |   31   |    Эскиз русского народного костюма (аппликация с использованием различных материалов). Коллективная работа.       |    1   |    Учащиеся должны знать:    истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;   особенности уникального крестьянского искусства;   семантическое значение традиционных образов, мотивов. Учащиеся должны уметь:    выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства; связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.  Получат возможность научиться:  видеть красоту народного костюма, многообразие узоров в одежде; использовать новые художественные техники и материалы;  создавать коллективную работу; определять, что в работе было самым главным.   |    Регулятивные:   адекватно воспринимать предложения учителей,   товарищей по исправлению допущенных ошибок.      Познавательные:   контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.  Коммуникативные:   проявлять активность в коллективной деятельности;  обсуждать   и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения   |    Самооценка работы.  Навыки сотрудничества   |         |  
  |   32   |    Праздничные народные гулянья. Коллективная работа.       |    1   |    Учащиеся должны знать:    истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;   особенности уникального крестьянского искусства;   семантическое значение традиционных образов, мотивов. Учащиеся должны уметь:    выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства; связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.  Получат возможность научиться:  создавать творческую композицию   по представлению, используя в одежде людей национальный орнамент.   |    Регулятивные:   устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.  Познавательные:   контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.  Коммуникативные:   проявлять активность в коллективной деятельности;  обсуждать   и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения   |    Самооценка работы.  Навыки сотрудничества   |         |  
  |   33   |    Современное выставочное искусство.   |    1   |    Ориентируются  в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т.д.  Выявляют и называют характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.  Высказываются по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.  Находят и определяют в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.       |    Регулятивные:   устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.  Познавательные:   контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.  Коммуникативные:   проявлять активность в коллективной деятельности;  обсуждать   и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения   |    Самооценка работы.  Навыки сотрудничества   |         |  
  |   34   |    Человек и мода.       |    1   |     Учащиеся должны знать:    истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;   особенности уникального крестьянского искусства;   семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);     Учащиеся должны уметь:  выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора  Получат возможность научиться:  отличать по моде определенную эпоху.   |    Регулятивные:   использовать речь для регуляции своего действия.      Познавательные:   преобразовывать познавательную задачу в практическую.  Коммуникативные:   обсуждать   и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения   |    Уважительное отношение к народной народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.   |         |  
  |   35   |    Обобщающий урок по теме   « Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека»   |    1   |    Тестирование и практическая работа. Обобщение знаний.   |    Регулятивные:   использовать речь для регуляции своего действия.  Познавательные:   выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.  Коммуникативные:   формулировать собственное мнение и позицию   |    Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.   |         |  
  |   Итого 35 часов   |