Данная рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011,. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010 года. (Приказ МО РФ.); Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе -35 часов, из расчета 1 учебный час.
Стандарт ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в разных видах художественно-творческой деятельности: декоративно-прикладной, художественно-конструктивной и проектной.
Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 )
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В 5-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 5-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
Изучение изобразительного искусства в 5 классе направлено на достижение следующих задач:
Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.
Традиционные образы народного прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов.
Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом, как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России, Татарстана. Единство конструкции и декора в традиционном русском, татарском жилище.
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок-небо, пол- земля, подпол- подземный мир, окна- очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати. Круг предметов быта и труда (ткацкий станок, прялка, люлька, светец, и т.п.). (??????)
Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.
Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.
Крестьянская и татарская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, условность языка орнамента, его символическое значение. Т
Польза, красота, практичность предметов быта. Понятие дизайна.
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы.
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам.
Единство формы и декора. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи игрушек.
Традиционные народные промыслы русского и татарского народов– гордость и достояние национальной отечественной культуры. Промыслы как искусство художественного сувенира.
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров.
Краткие сведения из истории развития хохломы. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях хохломских мастеров.
Краткие сведения из истории развития городца. Значение промысла для отечественной народной культуры.
Природные мотивы в изделиях городецких мастеров.
Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.
Ознакомление с гербами и эмблемами , о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.
Украшения в жизни древних обществ. Символы и образы.
Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства.
Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян ( изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета и др.).
Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.
Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.
Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.
Сюжеты росписи на древнегреческих вазах.
Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда.
Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда.
Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда.
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы Средних веков. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Виды гербов. Герб Татарстана. Гербы городов Татарстана. Герб города Казань.
Народный (татарский) праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплекс ( в основе сарафан) и
Южнорусский (в основе панева) комплекс женской одежды. Рубаха – основа мужской и женской костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной(татарской) одежде.
Форма и декор женских головных уборов. Последовательность изготовления куклы-берегини. Вышивка в народном костюме.
Форма и декор женских головных уборов. Последовательность изготовления куклы-берегини. Вышивка в народном костюме.
Создание эскизов народного праздничного костюма(татарского костюма).
Создание эскизов народного праздничного костюма(татарского костюма).
Народные традиции и праздники. Изготовление панно
Выполнение творческих работ в различных материалах и техниках.
№ | Тема урока тип урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Дата |
«Древние корни народного искусства» (8 ч) | |
| | | предметные | метапредметные УУД | личностные |
1 | Роль декоративного искусства в жизни человека. Вводный урок | 1 | Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора. Получат возможность научиться: создавать эскизы с применением народных образов, знаков и символов. | Регулятивные: соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: рассуждать о содержании рисунков, сделанных другими детьми. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог; сотрудничать с учителем; умение отстаивать свою точку зрения. | Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. Взгляд на мир через призму искусства. | |
2 | Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. | 1 | Учащиеся должны знать: истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки) Учащиеся должны уметь: выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора Получат возможность научиться: создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов. | Регулятивные: соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края. | |
3 | Декор русской избы. | 1 | Учащиеся должны знать: истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; особенности уникального крестьянского искусства; семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки) Учащиеся должны уметь: выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора Получат возможность научиться: Создавать эскиз декоративного убранства избы; украшение деталей дома солярными знаками. | Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы; использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач. | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | |
4 | Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта и труда. | 1 | Учащиеся должны знать: истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; особенности уникального крестьянского искусства семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); Учащиеся должны уметь: выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора Получат возможность научиться: Выполнять рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву. | Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края. | |
5 | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. | 1 | Учащиеся должны знать: истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; особенности уникального крестьянского искусства ; семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); Учащиеся должны уметь: выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора Получат возможность научиться: Выполнять рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву; придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги. | Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | |
6 | Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. (Коллективная работа «Проходите в избу»). | 1 | Учащиеся должны знать: истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; особенности уникального крестьянского искусства ; семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); Учащиеся должны уметь: выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора Получат возможность научиться: создавать эскиз декоративного внутреннего убранства избы солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами; создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. | Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи; сравнивать , сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов; находить в них черты национального разнообразия. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения; осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач. | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | |
7 | Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн? | 1 | Учащиеся должны знать: истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; особенности уникального крестьянского искусства ; семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); Учащиеся должны уметь: выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора Получат возможность научиться: рассматривать модели одежды, обращая внимание не только на цвет, но и на форму; изображать собственные силуэты. | Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач. | Готовность беречь и продолжать традиции народного творчества, привносить его в современное повседневное декоративное искусство. | |
8 | Итоговая работа по теме «Древние корни народного искусства» | 1 | Проект | Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: подводить под понятие на основе распознания объектов. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач. | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | |
«Связь времен в народном искусстве» (8 ч) |
9 | Древние образы в современных народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки. | 1 | Учащиеся должны знать: несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика). Учащиеся должны уметь: выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора Получат возможность научиться: создавать задуманный образ (лепка); придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью. | Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач. | Готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края | |
10 | Лепка и роспись собственной модели игрушки. | 1 | Учащиеся должны знать: несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика). Учащиеся должны уметь: выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора Получат возможность научиться: создавать задуманный образ (лепка); придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью. | Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач. | | |
11 | Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. | 1 | Учащиеся должны знать: несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика). Учащиеся должны уметь: выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора Получат возможность научиться: различать художественные промыслы. | Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач. | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | |
12 | Синие цветы Гжели. | 1 | Учащиеся должны знать: несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика). Учащиеся должны уметь: выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора Получат возможность научиться: выполнять несложную гжельскую композицию. | Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач. | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края. | |
13 | Жостовские букеты. | 1 | Учащиеся должны знать: несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика). Учащиеся должны уметь: выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора Получат возможность научиться: выполнять несложную жостовскую композицию в цвете. | Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач. | Уважительное отношение к культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края | |
14 | Золотая Хохлома. | 1 | Учащиеся должны знать: несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика). Учащиеся должны уметь: выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора Получат возможность научиться: создавать задуманный образ (лепка); придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью. | Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач. | Уважительное отношение к культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края | |
15 | Городецкая роспись. | 1 | Учащиеся должны знать: несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика). Учащиеся должны уметь: выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора Получат возможность научиться: выполнять несложную городецкую композицию в цвете. | Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач. | Уважительное отношение к культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края. | |
16 | Итоговая работа по теме «Связь времен в народном искусстве». | 1 | Проект | Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач. | Уважительное отношение к культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | |
«Декор – человек, общество, время» (10 ч) |
17 | Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта. Украшения в жизни древних обществ. Символы и образы. | 1 | Учащиеся должны знать: истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; особенности уникального крестьянского искусства семантическое значение традиционных образов, Учащиеся должны уметь: различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.); выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора Получат возможность научиться: выполнять эскиз украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.) | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | |
18 | Орнамент, цвет, знаки – символы в декоративном искусстве Древнего Египта. Маска фараона Тутанхамона, саркофаг. | 1 | Учащиеся должны знать: истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; особенности уникального крестьянского искусства семантическое значение традиционных образов, Учащиеся должны уметь: различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.); выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства, связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора Получат возможность научиться: высказывать свое мнение об увиденном. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | |
19 | Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции. | 1 | Учащиеся должны знать: истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; особенности уникального крестьянского искусства семантическое значение традиционных образов, Учащиеся должны уметь: различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.); выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства, связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора Получат возможность научиться: выполнять сюжетную творческую композицию на тему « Древняя Греция». | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | |
20 | Легенды и мифы Древней Греции. | 1 | Учащиеся должны знать: истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; особенности уникального крестьянского искусства семантическое значение традиционных образов, Учащиеся должны уметь: различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.); выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства, связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора Получат возможность научиться: выполнять эскиз росписи вазы на мифологический сюжет. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | |
21 | Греческая керамика. Живопись на вазах. | 1 | Учащиеся должны знать: истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; особенности уникального крестьянского искусства семантическое значение традиционных образов, Учащиеся должны уметь: различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.); выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства, связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора Получат возможность научиться: выполнять эскиз росписи вазы на мифологический сюжет. | Учащиеся должны знать: истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; особенности уникального крестьянского искусства семантическое значение традиционных образов, Учащиеся должны уметь: различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.); выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства, связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора Получат возможность научиться: выполнять эскиз росписи вазы на мифологический сюжет. | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | |
22 | Одежда говорит о человеке. | 1 | Учащиеся должны знать: выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | |
23 | Коллективная творческая композиция «Бал во дворце». | 1 | Учащиеся должны знать: выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора. Получат возможность научиться: выполнять коллективную работу; соединять отдельные детали (мебель, фигуры людей в нарядных костюмах) в общую композицию. | Регулятивные: вносить необходимые коррективы после завершения работы. Познавательные: составлять план и последовательность действий. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | |
24 | Коллективная творческая композиция «Бал во дворце». | 1 | Учащиеся должны знать: выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора. Получат возможность научиться: выполнять коллективную работу; соединять отдельные детали (мебель, фигуры людей в нарядных костюмах) в общую композицию. | Регулятивные: вносить необходимые коррективы после завершения работы. Познавательные: составлять план и последовательность действий. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | |
25 | О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям. | 1 | Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства, связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора Получат возможность научиться: создавать эскиз собственного герба, герба своей семьи; продумывать форму щита, его деления, использовать язык символов. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: составлять план и последовательность действий. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | |
26 | Обобщающий урок по теме «Декор – человек, общество, время» | 1 | Проект | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | |
«Декоративное искусство в современном мире» (9 ч) |
27 | Народная праздничная одежда. Создание эскиза русского народного костюма. | 1 | Учащиеся должны знать: истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов); семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); Учащиеся должны уметь: выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора Получат возможность научиться: видеть красоту народного костюма, многообразие узоров в одежде; использовать новые художественные техники и материалы | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; участвовать в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного. | Готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. | |
28 | Изготовление куклы–берегини. Работа в парах. | 1 | Учащиеся должны знать: истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов); семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); Учащиеся должны уметь: выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора Получат возможность научиться: видеть красоту народного костюма, многообразие узоров в одежде; использовать новые художественные техники и материалы | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; участвовать в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного. | Самооценка работы. Навыки сотрудничества | |
29 | Изготовление куклы–берегини. . Работа в парах. | 1 | Учащиеся должны знать: истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов); семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); Учащиеся должны уметь: выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора Получат возможность научиться: видеть красоту народного костюма, многообразие узоров в одежде; использовать новые художественные техники и материалы | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; участвовать в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного. | Самооценка работы. Навыки сотрудничества | |
30 | Эскиз русского народного костюма (аппликация с использованием различных материалов). Коллективная работа. | 1 | Учащиеся должны знать: истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; особенности уникального крестьянского искусства; семантическое значение традиционных образов, мотивов. Учащиеся должны уметь: выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства; связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора. Получат возможность научиться: видеть красоту народного костюма, многообразие узоров в одежде; использовать новые художественные техники и материалы; создавать коллективную работу; определять, что в работе было самым главным. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности; обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | Самооценка работы. Навыки сотрудничества. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края | |
31 | Эскиз русского народного костюма (аппликация с использованием различных материалов). Коллективная работа. | 1 | Учащиеся должны знать: истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; особенности уникального крестьянского искусства; семантическое значение традиционных образов, мотивов. Учащиеся должны уметь: выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства; связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора. Получат возможность научиться: видеть красоту народного костюма, многообразие узоров в одежде; использовать новые художественные техники и материалы; создавать коллективную работу; определять, что в работе было самым главным. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности; обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | Самооценка работы. Навыки сотрудничества | |
32 | Праздничные народные гулянья. Коллективная работа. | 1 | Учащиеся должны знать: истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; особенности уникального крестьянского искусства; семантическое значение традиционных образов, мотивов. Учащиеся должны уметь: выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства; связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора. Получат возможность научиться: создавать творческую композицию по представлению, используя в одежде людей национальный орнамент. | Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности; обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | Самооценка работы. Навыки сотрудничества | |
33 | Современное выставочное искусство. | 1 | Ориентируются в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т.д. Выявляют и называют характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Высказываются по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа. Находят и определяют в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. | Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности; обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | Самооценка работы. Навыки сотрудничества | |
34 | Человек и мода. | 1 | Учащиеся должны знать: истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; особенности уникального крестьянского искусства; семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); Учащиеся должны уметь: выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора Получат возможность научиться: отличать по моде определенную эпоху. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | Уважительное отношение к народной народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | |
35 | Обобщающий урок по теме « Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека» | 1 | Тестирование и практическая работа. Обобщение знаний. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | |
Итого 35 часов |