Форма проведения: внеклассное мероприятие с элементами театрализации
Формируемые универсальные учебные действия:
Личностные:
формирование первоначальной ориентации на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;
Регулятивные:
знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места;
оценивание совместно с учителем и одноклассниками результатов своих действий;
контролировать свои действия при совместной работе;
Коммуникативные:
принимать участие в коллективной работе, работе парами и группами;
понимать важность коллективной работы;
договариваться с партнерами и приходить к общему решению;
Познавательные:
знакомство с древним славянским видом декоративно-прикладного искусства ажурным вырезанием из бумаги;
изучение особенностей ажурного вырезания.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
сформированность эстетических потребностей – потребность в общении с искусством, природой, творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной творческой деятельности;
учебно-познавательный интерес к новому материалу;
Предметные:
знание древнего славянского вида декоративно-прикладного искусства, изучение особенностей ажурного вырезания;
применение художественных умений в процессе выполнения художественно-творческий работы;
составлять композиции с учетом замысла;
Метапредметные:
умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной работы;
умение организовать место занятий;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Форма проведения: внеклассное мероприятие с элементами театрализации
Формируемые универсальные учебные действия:
Личностные:
формирование первоначальной ориентации на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;
Регулятивные:
знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места;
оценивание совместно с учителем и одноклассниками результатов своих действий;
контролировать свои действия при совместной работе;
Коммуникативные:
принимать участие в коллективной работе, работе парами и группами;
понимать важность коллективной работы;
договариваться с партнерами и приходить к общему решению;
Познавательные:
знакомство с древним славянским видом декоративно-прикладного искусства ажурным вырезанием из бумаги;
изучение особенностей ажурного вырезания.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
сформированность эстетических потребностей – потребность в общении с искусством, природой, творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной творческой деятельности;
учебно-познавательный интерес к новому материалу;
Предметные:
знание древнего славянского вида декоративно-прикладного искусства, изучение особенностей ажурного вырезания;
применение художественных умений в процессе выполнения художественно-творческий работы;
составлять композиции с учетом замысла;
Метапредметные:
умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной работы;
умение организовать место занятий;
умение задавать вопросы, формулировать собственное мнение, использовать речь для регуляции своих действий.
Оборудование:
компьютер;
проектор;
экран;
презентация;
образец изделий;
мини-экран и маски для театрализации сказки «Лиса и Заяц».
Инструменты и материалы:
белая бумага, ножницы,
театрализованный показ детьми сказки «Лиса и заяц», в основе которой демонстрируется силуэтное изображение различных ажурных вырезок для экранного изображения.
Литературный ряд: стихи о зиме.
Музыкальный ряд: фоновая музыка для создания благоприятной обстановки в классе.
Сценарий мероприятия
1. Организационный момент
На фоне музыки учитель читает стихотворение Ф. Тютчева
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
- Ребята о чём это стихотворение? (О зиме)
- Каким вы представили себе зимний лес? (Деревья неподвижны, укрыты снежным покрывалом. Светит солнце, снег переливается в его лучах ослепительной красой.)
2. Актуализация знаний учащихся
- На прошлом занятии мы с вами познакомились с одним из видов изобразительной деятельности. Вспомните, как называется этот вид изображений и как он выполняется. (Это «силуэт» - контурное затемнение фигуры.)
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним видом изображения. Но сначала я предлагаю вам посмотреть сказку. Прошу обратить внимание, на изображения на экране.
- Подумайте, как они выполнены.
Учащиеся инсценируют русскую народную сказку «Лиса и Заяц»,
используя экран с подсветкой. На экране изображения: заячья избушка и лисья, а также вырезанные ажурные деревья.
- Ребята, вам понравился конец сказки? (Нет)
- Почему? (Лису жалко)
- Вы хотите увидеть другой конец сказки? (Да)
- Как вы думаете, как были выполнены изображения на экране? (При помощи узорного вырезания из бумаги)
- Определите, чем мы будем заниматься сегодня на занятии? (Учиться выполнять ажурное вырезание)
3. Знакомство с техникой ажурного вырезания
Прежде чем приступить к выполнению работы, давайте познакомимся с техникой ажурного вырезания.
Учитель демонстрирует презентацию «Вытынанки»
и знакомит с этим видом искусства
По праву можно сказать, что это искусство одно из древних. Ажурное вырезание из бумаги – славянский вид декоративно-прикладного искусства. Народные мастера вырезали также из бересты, ткани, кожи, даже дерева. Каждому народу присущи свои мотивы и символы, но в основном это сюжетные и орнаментальные композиции. Но вырезание присуще не только славянской культуре. На родине бумаги Китае, это искусство называется «цзяньчжи», в Европе – силуэтное вырезание.
В России вырезание из бумаги долгое время было в моде, его даже преподавали в институте благородных девиц, наряду с другими рукоделиями. Но шли годы, мода менялась, и со временем вырезание осталось на уровне дополнительных, кружковых занятий для младших школьников, а затем и вовсе сошло на нет.
Поскольку бумага была дешёвым и доступным материалом, изделиями из неё не дорожили. По прошествии определенного времени старые «вытинанки» выбрасывали или сжигали. Этнографы достаточно поздно обратили внимание на этот вид народного искусства. В 1928 году работниками Гродненского музея была проведена экспедиция по территории современного Гродненского района. Среди приобретений были и местные бумажные «вытинанки», которые «использовались местными крестьянами для украшения хат». В 20-е годы эти произведения среди прочих изделий демонстрировались на выставках в Соколке, Белостоке, Вильно.
Постепенно вытынанка вытесняется из крестьянского интерьера текстильными изделиями. До наших дней в быту белорусов, как на селе, так и в городе сохранилось вырезание снежинок из бумаги для украшения окон к новогоднему празднику.
Вырезание способствует развитию вашего глазомера, даёт понятие о симметрии рисунка, навык ритмичной работы, приучает к усидчивости, трудолюбию. Вырезание развивает художественный вкус.
4. Демонстрация учителем техники приёма ажурного вырезания
1.Метод дерево-снежинка. Прямоугольник в верхней части складывается так, если бы мы вырезали снежинку. А внизу оставшееся место остаётся для вырезания ствола.
2. Метод симметричного вырезания. Складываем бумагу вдвое и вырезаем по контуру половину кроны дерева. Затем вырезаем внутри ажурные формы.
Зима-рукодельница Е. Явецкая
Снова в заботах зима-рукодельница –
Пусть потеплее природа оденется.
Много зима заготовила пряжи,
Белые вещи без устали вяжет:
Сонным деревьям – пушистые шапки,
Ёлочкам – варежки вяжет на лапки.
Шила, вязала и очень устала!
- Ах, поскорее весна бы настала…
5. Творческая работа учащихся
Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами.
Учащиеся работают в группах, выполняя разные виды вырезания.
Работа выполняется под тихую мелодичную музыку
В течение всей работы учащиеся помогает друг другу, учитель в свою очередь контролирует выполнение детьми творческого задания.
Отдельная группа учащихся вырезает дом для лисы и зайца, стол с ажурной скатертью, животных – героев сказки.
По мере выполнения работы, деревья крепятся на доску, постепенно выстраивается лес.
- Ребята, как бы вы хотели закончить нашу сказку? (Пусть все герои помирятся. А лиса и заяц устроят пир на весь мир.)
Хорошо, тогда давайте мы построим лисе дом, в котором ей будет тепло и позовём всех персонажей сказки.
Звучит «Наигрыш» (Дети, герои сказки пляшут под музыку. Все в классе хлопают в такт музыки).
- И пошёл пир на весь мир. И мы там были, мёд ели, а лиса нас угощала лисичкиным хлебушком. Никто не пробовал? Говорят, очень вкусный!
6. Итог занятия
- Ребята, с каким видом изобразительной деятельности мы познакомились? (Ажурное вырезание)
- Как оно называется? («Вытынанка»). Ребята, мне очень понравилось, как вы работали на занятии и выполнили очень интересную работу, спасибо вам за совместную работу!