Здоровьесбережение в условиях ФГОС на уроках изобразительного искусства. Роль художественно-творческой деятельности в сохранении и укреплении здоровья детей.
Здоровьесбережение в условиях ФГОС на уроках изобразительного искусства. Роль художественно-творческой деятельности в сохранении и укреплении здоровья детей.
методы и приемы работы по здоровьесбережению на уроках изобразительного искусства
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровьесбережение в условиях ФГОС на уроках изобразительного искусства. Роль художественно-творческой деятельности в сохранении и укреплении здоровья детей.»
Здоровьесбережениев условиях ФГОСна уроках изобразительного искусства.
Роль художественно-творческой деятельности в сохранении и укреплении здоровья детей.
Что же главное в воспитании детей? Вначале на этот вопрос хочется ответить так: все главное! Действительно, какой бы элемент воспитания ребенка ни взяли, окажется, что среди них нет несущественных. И все же главное – ребенок должен расти здоровым. Здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, что обеспечит ему долгую жизнь и благополучие.
Ни полнота, ни богатырское сложение, ни румянец сами по себе не являются критериями здоровья. Суть его в гармонии физических и духовных сил, уравновешенности нервной системы, способности противостоять различным вредным влияниям. Здорового ребенка легче воспитывать. Это общеизвестно. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития дарований и природных способностей.
Человек появляется на свет с определенным багажом «готовых приспособительных механизмов» Можно считать, что это подарок, который добрая волшебница природа вкладывает в каждого ребенка. Но, чтобы сохранить этот подарок, надо им умело пользоваться.
Конечно, здоровье ребенка зависит от здоровья родителей, но большое влияние оказывает и среда, в которой он растет и развивается. Школьные годы – очень важный период в жизни человека. Меняется не только среда, но и образ жизни. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с детства. С внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности педагога становятся здоровьесберегающие образовательные технологии.
Идея здоровьесбережения учащихся в образовании – красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа».
Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющие внедренияФГОС ООО - это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья; это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми особенностями и гигиеническими требованиями); соблюдение этапов урока, использование методов групповой работы, использование интерактивных методов; индивидуальное дозирование объёма учебной творческой нагрузки и рациональное распределение её во времени, чередование видов учебной деятельности, оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек и др.
Напомню принципиальный педагогический тезис, особенно значимый для проблемы здоровьесбережения: пример учителя по всему спектру внешних проявлений – образец для учащихся, причем, во многом на подсознательном уровне. Учителю следует обратить внимание на:
1. личные, психологические особенности характера, свои эмоциональные проявления;
2. состояние своего здоровья, образ жизни и отношение к своему здоровью;
3.обременение собственными проблемами, способность психоэмоционального переключения;
4.профессиональную подготовленность по вопросам здоровьесбережения.
Здоровьесберегающий урок изобразительного искусства должен: воспитывать и стимулировать у детей желание вести здоровый образ жизни, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня, показывать им, что жизнь прекрасна, вызывать у них позитивную самооценку.
Здоровый, веселый. Эти два понятия всегда стоят рядом. Связь психического и физического здоровья наглядно проявляется у детей. Ребенку необходимы любовь, внимание, богатство эмоций. Исследователями последних лет доказано, что отрицательные эмоции играют огромную роль в формировании гипертонической болезни, стенокардии, сердечно - сосудистых заболеваний. Здоровая нервная система, бодрость, оптимизм – одно из важных условий гармоничного развития человека!
Занятия изобразительной и художественно-творческой деятельностью вооружают системой научных ЗУН, формируют мировоззрение, идеалы, развивают внимание, наблюдательность, память, воображение, воспитывают волю, чувства, формируют художественные способности и умение творчески мыслить. Остановимся на этом подробнее.
Внимание – важное условие успеха познания окружающей действительности, поскольку оно обеспечивает полноту и глубину зрительного восприятия, активность мышления, концентрацию волевых усилий на изучение того или иного объекта, явления. Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира. В ориентировке в окружающем мире ведущее положение занимают зрение и слух. Занятия рисованием не только развивают чувствительность
1
к цвету, форме, свету, пропорциям, пространственным отношениям, но и способствуют воспитанию художественного зрения. После первых же лет обучения наблюдается повышение цветовой и слуховой чувствительности (дети передают в своих рисунках до 10 и больше тональных и цветовых оттенков).
Важное значение приобретают занятия изобразительной деятельностью и в развитии двигательных ощущений. Целенаправленные движения кисти рук и пальцев во время рисования и лепки способствуют развитию точных движений, формированию координации движений и вместе с тем повышают чувствительность анализаторов к форме, пространственным отношениям, поскольку при рисовании предмета ребенок производит рукой движения, определяющие собой очертания, пространственное положение изображаемого предмета. Причем на занятиях рисованием развития руки и зрения происходит одновременно, совместное развитие кинестезии и зрения.
Кинезиологические упражнения. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т.е. путем физической активности. Кинезиологические методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается прогресс в управлении своими эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная творческая нагрузка, работу можно начинать с кинезиологического комплекса, например, «Зеркальное рисование»: - Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга, обеспечивая готовность ребенка к обучению.
Начиная с младшего школьного возраста, усиливается роль слова в различении качеств предметов и в их познании. Используя богатство родного языка, педагог «рисует» словами яркие, красочные картины природы в разные времена года. И перед глазами детей возникают живые, полные реальности образы яркой весенней природы, звонкого, сверкающего под лучами солнца ручья, надвигающейся грозы и т.п. и, если за каждым словом в представлении ребенка возникает соответственный, чувственный образ, он получает эстетическое наслаждение от таких занятий.
Динамические игры и паузы. Для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе, покачивании ногой и т.д. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается. Поэтому в процессе работы необходимо применять динамические игры и паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.
Применение игровых технологий в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, т. е. создать благоприятный эмоциональный настрой урока, увидеть индивидуальность детей. Для учащихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки. Игровые формы, применяемые мною на уроке разнообразны:
подвижные игры (физкультминутки, игры в животных, игры на внимание);
игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры);
диалоги с героями книг, сказок, мультфильмов;
ролевые игры.
Дети, особенно младшие школьники, очень любят быть волшебниками; как они сами говорят, “играть в сказку”. Почему сказка любимый детьми жанр? Наверное, потому, что она несет в себе самое важное психологическое содержание, как говорят сами дети, “любовь, добро и счастье”, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. (Примеры сказок см. приложение) Но, как бы велико не было значение сказки для поддержания душевного мира детей, не одна она используется в качестве терапевтического средства на уроках изобразительного искусства. Тем и хорош этот урок, что он соединяет воедино многие искусства.
Эффективному развитию зрительных ощущений у детей, повышению чувствительности на основе взаимодействия ощущений и слиянию, переходу зрительных ощущений в слуховые, и наоборот, способствует прослушивание в процессе рисования природы музыки Чайковского, Вивальди, а во время восприятия и анализа картин В. Васнецова «Богатыри», М. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем» - «Богатырской симфонии» А. Бородина и т.д. Все это обеспечивает более глубокое прочувствование художественных образов, слияние различных ощущений до уровня полноценного восприятия содержания изобразительной формы произведения искусства, обеспечивает наслаждение от художественно- творческой деятельности, вызывая положительные эмоции. 2
Доказано, что музыка может успокоить, но может привести и в возбужденное состояние, может укрепить иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшить обмен веществ; музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при соматических заболеваниях и язве желудка, а вот снять раздражительность и нервное напряжение помогут “Лунная соната” Л. Бетховена, “Времена года” П.И.Чайковского. Достигнуть полного расслабления можно, включив вальс из кинофильма “Овод” С. Шестаковича. Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно использовать “Полонез” Огинского, а улучшит работу сердца “Элегия” С.Рахманинова и “Бал” симфония Л. Бетховена.
Уроки в «движении». В Др. Греции очень ценились занятия физическими упражнениями. Было замечено, что именно при ходьбе, в движении лучше думается. Продолжателями греков можно считать японцев, у них есть правило: каждый день необходимо совершить 10000 шагов, и это является одной из причин долголетия японцев, полезно проводить уроки в «движении», например, выходы на пленэр, организовать небольшую экскурсию, прогулку, где в процессе ходьбы дети называют встречающиеся предметы, описывают их цвет, структуру и т.д. Такие занятия играют большую роль в развитии восприятия и наблюдательности у детей. Более глубокие знания об окружающем мире человек получает благодаря восприятию. Развитие восприятия тесно связано с развитием ощущений. В процессе обучения дети целенаправленно учатся «умению» воспринимать – слушать, смотреть, выделять главное, учатся связывать предметы, явления по смыслу.
В процессе рисования и лепки дети учатся передавать форму, строение, объем, цвет, освещенность объектов. Эти занятия становятся эффективным средством развития наблюдательности, расширяется кругозор детей и обеспечивается развитие логического мышления, понимание общих связей, соединение жизненного опыта и знаний ребенка в единую систему.
Важны занятия рисованием, лепкой, конструированием в развитии памяти и представлении у детей. Посредством памяти человек накапливает знания и использует их в нужный момент. Без участия памяти не возможно познание действительности. Для развития памяти необходимо как можно больше рисовать по представлению. Обычно такие работы проводятся в виде быстрых зарисовок, набросков, этюдов. Потеря памяти ведет к распаду личности.
Глубокое и всестороннее познание действительности возможно лишь при участии мышления, которое является высшим познавательным процессом. Человек может мыслить только в деятельности. Изобрази-тельная деятельность, является одним из самых древних видов практической деятельности людей, харак-теризуется направленностью на познание и отображение действительности в произведениях изобрази-тельного искусства. П. Чистяков писал: «Рисовать – значит соображать. Никогда не рисуйте молча, а всегда задавайте себе задачу». Особенно наглядно проявляется мыслительная деятельность в процессе рисования с натуры. Применение наглядности – одно из средств развития, обогащения восприятия у детей.
Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображе-ние, которое связано с волевыми качествами человека. Без развитого воображения человек практически не может заниматься творческой деятельностью, в лучшем случае он сможет делать лишь слабые копии. Н. Ге часто говорил: «Надо развивать в себе силу воображения».
Потребность в творческой деятельности обусловливается общественной необходимостью в конкретном новом продукте. Именно это служит побудительной силой в создании нового.
Вдохновение – это колоссальное напряжение всех психических сил художника, итогом которого является значительные творческие достижения. Причем, решающим условием успешного развития творческого воображения детей является специально ориентированное обучение рисованию на темы, декоративное рисование. Отсутствие соответствующих ЗУН сковывает воображение, мешает творческой работе.
Развитие воображения – важнейшая задача педагога. Любой продукт воображения основан на реальных фактах, наблюдениях. Чем больше запас наблюдений, тем больше возможностей его использования в деятельности воображения. Накопление разнообразных впечатлений, развитие наблюдательности – необходимые условия воображения.
Цветотерапия помогает сохранить здоровье школьника на уроках.
Значение цветотерапии
Цвет
Значение
Использование
Красный
Наделяет чувством безопасности, уверенностью в завтрашнем дне, помогает проще справиться с неприятностями. Положительно влияет на негативные психические состояния: апатия, депрессия, страх, неуверенность в себе.
Перед важными мероприятиями, когда нужно быть в тонусе, активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля.
Жёлтый
Способствует релаксации и вселяет оптимизм. Пробуждает умственную активность, бодрит и оживляет разум и душу, несёт хорошее настроение, помогает справиться с состоянием подавленности, настраивает на оптимистический лад.
Уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по русскому языку.
3
Синий
Успокаивает разум и имеет освежающий эффект. С его помо-щью можно уравновесить беспокойство и устранить неуверен-ность.Располагает к серьезности, строгости в поведении.
Тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по русскому языку.
Зелёный
Оказывает расслабляющее, успокаивающее воздействие.
Успокаивающе воздействует на всех этапах урока.
Голубой
Снижает кровяное давление, успокаивает.
Успокаивающе воздействует на всех этапах урока.
Фиолетовый
Возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям
Используется как профилактическое средство.
Черный
В небольшой дозе – сосредотачивает внимание.
Тонизирует умственную активность во время контрольных работ.
Упражнения для глаз. Основной объем информации дети получают через зрительный анализатор. Эффективность зрительного восприятия повышается в условиях широкого пространственного обзора. Отличительной особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» является то, что материал размещается на максимально возможном от детей удалении. Каждому упражнению можно придать игровой или творческий характер. Например, на кончик указки прикрепляется изображение жёлтого листочка и предлагается проследить глазами, как листочек кружится «под порывом ветра» по заданной траектории. Упражнения для глаз хорошо сочетаются с общими физическими упражнениями. Например, игра «Весёлые человечки»: на карточках, которые показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения (размер изображения 1-2 см). Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения. «Рисунок носом» (снижает напряжение в области глаз) – закройте глаза. Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты. Систематические занятия способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии.
Мимические упражнения. На карточках нарисованы лица с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные, с изображением эмоций, дети их копируют.
Релаксация. Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию проводятся под спокойную музыку.
Упражнение «Путешествие на облаке»: - Сядьте удобно и закройте глаза. Два раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на гору из пухлых подушек. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь в небе все тихо и спокойно. Пусть облако перенесет вас в такое место, где вы будете счастливы. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. А теперь облако везет вас назад. Спуститесь с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Откройте глаза, потянитесь, выпрямитесь, и снова будьте бодрыми и внимательными.
Упражнения на чередование мышечного напряжения и расслабления. Великий философ Платон, всю жизнь занимавшийся гимнастикой, называл хромыми людей, пренебрегавших ежедневной тренировкой мышц. «Снеговик» - Зима – снеговик крепкий, как лёд. Пришла весна – снеговик начал таять; «Тряпичная кукла и солдатик» - Кукла – ножки и ручки мягкие, голова наклонена вперед, спина расслаблена. Солдатик – прямая осанка, голова поднята, мышцы рук и ног напрягаются.
Дыхательно-голосовые игры и упражнения. Эти упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, позволяют преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся, обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение урока, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления.
Упражнения:«Свеча» (упражнение на развитие дыхания без участия речи) – сидя за столом, представьте, что перед вами стоит большая свеча; сделайте глубокий вдох носом, и животик становится как «шарик», постарайтесь одним выдохом задуть свечу (выдох – «шарик сдувается»), а теперь перед вами 5 маленьких свечек, сделайте вдох и задуйте свечки маленькими порциями выдоха; «Имитации» (упражнение на развитие дыхания с участием голоса) – подражаем гудку парохода («у»), вою ветра («в»), писку комара («з»), произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта. Развитие правильного дыхания способствует общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной саморегуляции.
Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека, известный психолог Б. Теплов писал: “Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, …, но и мысли, волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосоз-нания, воспитании нравственного чувства, формировании мировоззрения. Художественное воспитание яв-ляется одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности”.
4
Изобразительное искусство, художественно-творческая деятельность играют важную роль в развитии характера личности: задача самостоятельно разобраться в характере форм, цветовой окраске, раскрыть красоту объекта, составить тематическую композицию, обязательно завершить творческую работу требует проявить волю, терпение, целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, а в анализе картин – убежденность в своей правоте.
Сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрения детей, очень остро стоит проблема нравственного здоровья учащихся.
Нравственное здоровье – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственные качества не передаются по генам, а вырабатываются в процессе общения с другими людьми. В воспитании нравственности имеют значение все школьные предметы, но я считаю, что искусству здесь отведена особая, главная роль.
Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного. Наблюдая за детьми во время урока, я вижу по их лицам, какое чувство удовлетворения они получают от своей работы, как они загораются желанием научиться создавать прекрасное.
Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые уроки играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения. Через чувства, эмоции, самореализация личности ребенка происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности и поэтому обогащение учащегося опытом эмоционального отношения к действительности является важнейшим аспектом духовного развития ребенка – его духовного здоровья.
Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них, поэтому урок должен “увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б. Неменский “в искусстве же получение подлинных знаний, т. е. понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”.
Каждый ребенок наделен различными задатками, способностями. Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни – к этому стремлюсь я в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу. Но, если каждый из нас, учителей, задастся этой целью, и будет стремиться к ней; выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.