Просмотр содержимого документа
«"По тропе предков"»
Пояснительная записка
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребенка, определенных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием. Через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение, такие понятия, как «малая родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».
Актуальность маршрута:
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край и населяющие его люди, его окружающий мир, природа- все является частью нашей жизни.
Цель маршрута: разработать краеведческий путеводитель и описать маршруты, знакомящие с культурным наследием с. Лада
Задачи маршрута:
1. Изучить научно исторические источники о истории и культур с. Лада
2. Выявить исторические объекты с. Лада.
3. Сформировать у учащихся понимание взаимосвязи исторических эпох и культурного наследия предков.
4. Продолжить развития интереса учащихся в изучении истории с. Лада
Форма проведения: экскурсия знакомство с историей и объектами с. Лада
Время экскурсии:1час 30 мин.
Материал экскурсии интересен и доступен как младшим школьникам, так и ребятам среднего и старшего школьного возраста. Собран и подготовлен материал, который и стал основой экскурсии по историческим местам с. Лада. Разработанный маршрут краеведческой тропы позволяет познакомить с красотой и неповторимостью исторического наследия малой родины, ведь любовь к Родине начинается с уважения почитания своих истоков, своей малой родины.
Краеведческая тропа проходит по территории с. Лада , что позволяет затронуть вопросы истории села.
Тематика станций позволяет постоянно обращать внимание на необходимость беречь и охранять исторического наследия своей местности как бесценное сокровище. Экскурсия по предложенному маршруту показывает, что ребята получают разносторонние сведения об особенностях исторического наследия своей местности.
Схема маршрут:
1. Пункт: Краткая история с. Лада
Карта расположение с. Лада
Старинное русское село Лада. Оно возникло предположительно во второй половине 16 века, после того как наш край окончательно вошёл в состав русского государства. После разгрома Казанского ханства Иваном Грозным, территория, бывшая ранее во владении казанских ханов, стала заселяться пришедшими сюда русскими крестьянами и служилыми людьми. Так при впадении реки Куря в реку Инсар возникла деревня Курское Займище, в последствии Ляда. Бассейн реки Инсар ранее было заселён мордвой - эрзя. В трёх км от устья Кури по всей видимости существовала эрзянская деревня Кочкари. Называли её так в честь первопоселенца этих мест мордвина Кочкура. Имя это было дохристианским. Кочкур жил у подножья Южного увала Приволжской возвышенности на мысу, который примыкал и вдавался в берег реки Кури. Во время весенних паводков он был сухим, незатопляемым местом на котором и жил Кочкур. Поэтому имени, бассейн и небольшую долину реки Куря стали называть Качкарнерскимухожаем. На берегах Кури были большие лесные массивы, где произрастали дубы, липы и осины, выше на плато к востоку был хвойный массив, в последствии Васильевская роща, где росли реликтовые сосны. Они охранялись властями и хозяевами. Дубы, липы и осины были прекрасным сырьём для строительства домов и производства различной домашней утвари. На Восточном берегу Кури непосредственно примыкавшими к Юго - западному увалу ,на возвышенности, росли в основном многовековые дуплистые липы и дубы, которые сама природа создала как прекрасное прибежище для обитания диких пчёл, которых люди использовали, в том числе и Кочкур для добычи мёда. Это был огромный бортный ухожай (угодье) как его называли Качкарнерскийухожай. Здешние эрзяне платили ясак мёдом, в начале татарским ханам, а затем московским царям. С течением времени, устаревая, многолетние липы становились ульями-колодами, а пчеловодство одним из самых доходных видов деятельности здешних эрзян.
Население увеличивалось за счёт пришлых и присланных русских людей. Параллельно с деревней Кочкари возникла улица Дураковка, ближе к реке Инсар возникла улица Гусятовка, далее к северу появились улицы Большая и Малая Рязань, возник центр с базарной площадью и была построена церковь иконы Казанской Божьей Матери. Деревня стала селом и называлось Богородское. Таким образом, село имело три названия, но основным именем было название Лада. Очень подробно об этом пишет В. И. Даль. Название-термин: «Лада – лядина, ляшина, пустошь, заросль, покинутая и заросшая лесомземля, запущенные заросли; лесок по болоту, березнячок с хвойным подсадом, то есть мешанный; низкая и мокрая и плохая почва; мочижина с мелким леском». Это название сохранилось вплоть до начала 20 века и прихода советской власти. Село стали называть Лада, подразумевая слово лад, ладить ладную, новую жизнь, перемену, переход к новой жизни.
В 1607 году Петр I за заслуги в войне со шведами, наградил своего сподвижника и генерала Апраксина П.М. землями и сёлами Лада, Городище, деревнями Сыропятовка, Инсаровка, Самодуровка. И здешние крестьяне стали крепостными, полностью зависимыми от помещика. Местные эрзяне деревни Кочкари, пытаясь сохранить свободу бежали, по словам Апраксина, «неведомо куды». Лада стала полностью русским селом.
Ладские помещики: Инсарский А. В. и его судьба
Шло время село росло, менялись хозяева - Апраксины, Нарышкины, Голубцовы. Но никто из них прямо не управлял своим имением, назначались бурмистры. Так появилась фамилия Бурмистровы, на месте эрзянских Кочкарей поселились крепостные крестьяне, купленные и перевёдённые из центральных губерний. Так в Ляде среди крепостных простых крестьян появились аристократические фамилии-семьи – Бестужевы, Голицины (Гальцины), Лыковы, предки которых до 90-х годов 20 века жили в Ляде и по сей день живут в Москве и других городах России. Также следует отметить что никто из господ, несмотря на свои знатность и богатства в Ляде не проживал, а для временного пребывания в имени была построена «заезжая изба» в которой останавливался барин для контроля и сборов доходов. Положение изменилось, когда в конце 30-х годов 19 века Лядой завладел генерал Инсарский А.В. Дворянин, генерал-майор, бывший начальник штаба Варшавского особого военного округа. Окончил Нижегородский Дворянский институт. Он служил сначала по военной, потом по гражданской части. Дослужился до чина действительного статского советника. Основное имение находилось в с.Ляда Саранского уезда. Последние 20 лет жизни прожил в имении, занимался сельским хозяйством, которое знал очень хорошо. Довёл имение до очень высокого экономического состояния. Был почётным прихожанином и благотворителем Лядской Казанской церкви. С 1875г активно участвовал в земском движении, на протяжении 17 лет состоял гласным уездного земского правления, в 1895 г. был председателем земской управы. Считал, что земские школы неоправданно отдалились от норм православного нравственного воспитания – главной отличительной черты ЦПШ; высказывал тревогу по поводу тог, что в педагогический состав проникают люди подпавшие под влияние ниспровергателей существующего порядка вещей. В 1895г. в специальной записке, адресованной земству, предлагал передать земские школы под контроль церкви в целях поднятия уровня воспитательной работы. Записка была воспринята холодно как уездным, так и губернским земским активом.
С именем Инсарского связана романтическая история, которая стала большим событием в истории села и оставила глубокий след в душах сельчан. В один из приездов Инсарского в своё имение, он приметил среди крепостных девушек обслуживающих его в заезжей избе одну, которая его поразила. Эта была Катерина Сипакова. Она понравилась Инсарскому своей непосредственностью и достойным независимым поведением. А так как он был человеком не женатым, он предложил ей руку и сердце. Весть, о его экстраординарном поступке вызвала переполох не только в селе, но и в дворянском обществе, в офицерской среде. Прошла не слишком пышная свадьба Александр и Катерина стали мужем и женой. Церемония венчания состоялась в местной сельской церкви. Осуждавшие Инсарского дворяне добились увольнения его с военной службы. Генерал-майор в отставке Инсарский согласно Табели о рангах приравнивался к чину действительного статского советника. И как, уже было упомянуто, последние 20 лет вплоть до смерти его, в 1896 году, он занимался, сельским хозяйством и вплотную благоустройством селения и барской усадьбы. А так как настоящего хорошего дома не имелось, он решил построить особняк соответствующий его рангу и положению. По его замыслу дом должен быть возведён в краткие сроки с хорошим качеством, так сказать на века. Он остановился на так называемым польском подгальском ( закопанском) стиле, с которым, он ещё находясь на службе в Варшавском военном округе, был хорошо знаком.
« История строительства и судьба дома»
Фото: Бывшая барская усадьба в селе Лада. 1918 – 1919 гг.
Так закопанский проект Виткевича нашёл своё выражения в строительстве этого дома, и был привнесён на нашу ладскую землю, где ландшафт местности во многом соответствовал ландшафту польского Подгалья. Заранее велись подготовительные работы, выбрана площадка для строительства, сделана планировка. Место для дома было выбрано удачно, на Западной стороне увала был самый покатый склон, всё было похоже на польские Татры.
Для строительства дома Инсарский не пожалел сосновые участки реликтового леса Васильевской рощи. Сами по себе эти сосны, которые использовались в строительстве, большой ценности уже не представляли. В Васильевской роще уже давно начался процесс отмирания и увядания многовековых деревьев, о состоянии рощи ему докладывал местный барский лесник Григорий Мухин. Он жил постоянно на территории рощи имел дом, сад, большой зарыбленный пруд и слыл хорошим опытным хозяином. Побывав на месте Александр Васильевич после совета с мужиками и бурмистром распорядился – рубить. И рубка началась. В начале зимы в 1868 года бригада мужиков-плотников в количестве 30 человек стали перевозить сосновые хлысты к месту стройки. Валили лес топорами и лучковыми пилами, применяя керосин который сам Инсарский с большимбереженьем привёз из города Саранска в свинцовых и жестяных бидонах. Керосин применялся для смазки лучковых пил, так как сосны, которые раньше не знали ни какой подсочки, и были сильно смолистыми, по простонародному выражению «недоеными», представляли собой прекраснейший строительный материал с высокими антисептическими свойствами, который с течением времени не только не гнил и не повреждался древоточцем, но становился ещё крепче. Сосновые хлысты длиной 20 и более метров возили на новых крепких специально сделанных санях с крепкими подсанками, в которые запрягали самых сильных лошадей так называемых «битюгов». Ладчане их выращивали издавна, ещё с 18 века. Приучил их к этому доходному занятию ещё прежний барин, обер – шталмейстер императорского двора ее величества Екатерины II Нарышкин Л.А. Возили по два хлыста и по одному наиболее толстые. От Васильевской рощи по полевой дороге, по снегу брёвна подвозили к месту строительства к склону западного увала возвышенности и сбрасывали брёвна, откуда они скатывались вниз, затем подхватывались мужиками плотниками и с помощью лошадей, юзом по снегу подтаскивались прямо на стройплощадку. Начали рубить срубы по секциям, руководили рабочими опытные плотники Гулькины Фёдор и Иван. Следует отметить что здесь применялся старый плотницкий способ: на Руси издревле срубы рубили по зимам, так было легче, промороженная сосна не была такой вязкой и щепки отлетали очень хорошо. Согласно этому способу и времени готовые срубы ставились на ровном месте и сохли до середины лета естественным образом, а уже потом в августе разбирались и ставились на мох или паклю.
Подготовив, таким образом срубы-секции, летом 1869 года начали сборку дома. Для строительства фундамента дома согласно проекту нужен был камень, который стали собирать на ладских полях. Эти остатки последнего оледенения, валуны и более мелкие камни стали свозиться со всей округи и были заложены в основу будущего фундамента. Но нужен был ещё и кирпич. В этих целях и ещё ранее Инсарский организовал на берегу «рязанского» оврага, это в конце улицы Б. Рязань, кирпичный завод с обжиговой печью, сырьё для кирпича, глину, добывали прямо на месте. Были построены навесы для сушки сырца, приобретена формовочная машина с ручным приводом и работа закипела. Каждый кирпич имел клеймо с именем владельца. Не всё сразу получалось, но производство постепенно налаживалось, и скоро кирпича произвели столько, что хватило и на фундамент, который был больше метра по ширине, и продавался на сторону, крестьянам, из него делали русские отопительные печи (образцы кирпича хранятся в музее Ладской школы). Забегая вперёд скажем, что ладский кирпич не выдержал конкуренции со знаменитым «резоватовским» кирпичом. Качество ладской глины её химический состав был по качеству хуже резоватовской. Та называлась «железняковая» глина и была с высоким содержанием железа, она лучше спекалась и кирпич из неё был водостойким. Таких качеств ладская глина не имела. Поэтому кирпич Инсарского на ладских ярмарках и базарах не находил спроса, люди предпочитали резоватовский кирпич, поэтому Инсарский терпел убытки от производства. Завод был закрыт. В дополнение сказанному отметим, что из остатков ладского кирпичного завода были построены овин, рига, сушильные сараи и навесы для нужд крестьян и самого помещика. С течением времени «рязанский» овраг, в котором добывали глину стал очень широким и длинным и назывался Овинный овраг. В наше время начальные буквы О, как бывает в русском языке, исчезли и появилось название этой территории «Винный враг». Такие аналогии в ландшафте русских полей встречаются часто, например – Сивцев вражек в Москве, Митин враг на Нижегородчине и др.
Фундамент был готов. Западная часть фундамента возвышалась на 2 метра то восточный конец фундамента сходил на нет возвышаясь над землёй только на полметра. Таким образом рельеф местности у подножья увала был учтён и для укладки сруба был достигнут необходимый уровень.
Одновременно заготовляли и мочало, которое предполагали использовать вместо мха. Почему? Мох в пазах между брёвен со временем крошился и осыпался, а мочало своей волокнистостью по теплоизоляции не уступало мху. После усадки сруба и уплотнению стен пазы между брёвен пробивались паклей. Для изоляции деревянных конструкций от камня и разрушительного действия влаги, как прокладку, широко применяли бересту. Мочало возами свозили к месту стройки. Крупные пласты волокна измельчали и выкладывали на первый венец довольно толстым слоем. После того как был уложен второй венец по всему периметру, Инсарский, соблюдая старую русскую артельную традицию, выкатил бочонок вина. И угощал всех мастеров и подмастерьев по чарке (0,06 л) «зеленного вина» так называлась водка, благословил всех работников на успешную работу и чтобы дом стоял сотни лет.
Работа закипела, и уже к октябрю 1869 года сруб стоял на фундаменте. Прорубались оконные и дверные проёмы ставились мощные косяки. Всё делалось надёжно и прочно. Бригада местных столяров делала рамы и крепкие филенчатые двери. Целыми днями специально подобранные сильные мужики пилили брёвна доски для рам, дверей, полов, карнизов и накладной резьбы, стропил требовалось масса лесоматериала.
Фото: Фрагмент накладной резьбы.
Разумно торопились, надо было к зиме перекрыть кровлей всё здание, чтобы уберечь от влияния осадков и дать возможность работать зимой. Кровли Инсарский раздобыл кровельное железо толщенной 2 мм, длиной 2 м, шириной 80 см. Из Пензы были приглашены опытные кровельщики, которые тщательно учитывая конфигурацию верхней части здания сумели до декабря 1869 года надёжно укрыть сооружение. Что из себя представляло это здание: это Г- образное сооружение, с анфиладой комнат внутри, с витой лестницей на 3 этаже, с выходом на балкон в южной части и выходом на открытую террасу в восточной части, которая примыкает прямо к склону увала и служит подъездом конным экипажам. В 1919 году в результате реконструкции балкон и терраса были демонтированы. В 1925 году здание было отдано под Ладскую школу.
Фото: Дом помещика.( в настоящее время в нем располагается начальная ладская школа)
Фота: Барская роща и сад за домом.
Барская роща и сад расположены на склоне, за домом, как и было, запланировано, заложены в то время, когда строился дом помещика Инсарского А.В.
В здании школы в настоящее время в одной из комнат расположен музей, где собраны экспонаты из жизни и быта наших предков, я приглашаем вас совершить, небольшую экскурсию по нашему краеведческому музею.
Экскурсию проведёт наш экскурсовод-краевед - Леваева Е.
2. пункт: «Жизнь и быт наших предков»
Фото: Экскурсию по музею проводит экскурсовод-краевед - Леваева Е.
Краевед:Музей был открыт в 1998 году. Но до этого у нас существовал музейный уголок. В музее много экспонатов (более 100) – это предметы быта которыми наши односельчане пользовались 40–60 лет назад. Собраны они краеведами с помощью учителей, учащихся, местных жителей.
Народная мудрость гласит: “Не забывай старь – она новизну держит”.
Краевед:Невозможно себе представить быт русской деревни , без глиняной посуды - это крынки, горшки, корчаги, кувшины, латки, кубышки, горлачи, миски, чашки, плошки и даже рукомои. Благодаря тому, что глина была общедоступна, пластична как материал, и становилась жаропрочной после обжига, то изделия из неё имели самый широкий спектр применения.
Крынка (кринка) – очень древний тип русского сосуда. По свидетельству археологов была известна ещё в X-XIII вв. В глиняных кринках обычно хранили и подавали на стол молоко или простоквашу. В зависимости от дополнительной обработки, кринки могли быть обварными, обливными (муравлёными), морёными, лощёными и киноваренными.
Краевед: Это орудие труда, играло не последнюю роль в повседневном крестьянском быту, к тому же являлось чисто женским - оно использовалось в домашнем хозяйстве - это рубель. Рубель использовался для разглаживания — “прокатывания” после стирки сухой холщовой ткани являясь, по сути, прообразом утюга. Для этого разглаживаемую ткань плотно накатывали нацилиндрической формы деревянный каток, а сверху прокатывали по плоской поверхности рабочей частью рубеля, который при этом с силой прижимали обеими руками за рукоять и противоположный конец.
Краевед:Угольные утюги пришли на смену рубелям. Угольные утюги появились в петровские времена в XVII веке. Были они чугунными. Во внутреннюю полость таких утюгов насыпали горячие угли, после чего приступали к глажению белья. По мере остывания - угли меняли на новые. Самые же первые старинные утюги появились 2000 лет назад в Китае. Всего известно семь основных типов утюгов.
Краевед:Самопрялки пришли на смену старинным прялкам. Пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания нити, теперь достаточно было нажатием ноги привести в движение колесо самопрялки и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку.
Краевед:Коромысло изготавливали из липы, осины, ивы, древесина которых отличается лёгкостью, гибкостью и упругостью. В быту русских крестьян наибольшее распространение получили гнутые коромысла в виде дуги.
Краевед:Полотенце— "кусок полотна". В прошлом полотенца изготавливалось в домашних условиях изо льна. Выращенный лен теребили (тягали), мочили, сушили, трепали, чесали, затем пряли нить, из полученной нити ткали холсты, которые потом вышивали рукодельницы. Холсты для рушников выбеливались, для этого их развешивали или расстилали на солнце. Узор создавали из льняной нити, чередуя выбеленные и невыбеленные нити. Создание рушников диктовалось не только материальной, но и духовной культурой: использованием в обрядах, ритуалах, традициях. В зависимости от назначения определялся узор. Рушникивыполняли также эстетическую функцию.
Рушник (полотенце)- узкое, богато декорированное полотнище домашнего производства. При стандартной ширине полотенец 39-42 см их длина составляла от 1 до 5 м. На концах старинные рушники украшали вышивкой, тканым цветным узором, кружевами.
Краевед:Рубаха женская. Размер 44. Составная, сшитая из двух частей. Верхняя часть, "рукава", из тонкого домотканого льняного полотна. Воротник в виде невысокой стойки с застежкой на пуговицу, по центру груди прямой разрез. Рукава длинные, сужающиеся к запястьям.
Краевед: Предметы народного быта, каждодневно используемые в крестьянском хозяйстве, всегда являют собой сочетание красоты и практичности. Используя природные материалы, русский человек создал множество разнообразных, практичных, необходимых в крестьянском быту предметов. Короба и сундуки, зачастую украшенные росписью, закрывающиеся на замок, известны с Х-го века. Они предназначались для хранения различной одежды, приданного, украшений и ценной столовой утвари. По количеству сундукови коробов судили о благосостоянии семьи.
Краевед:Кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело - это предметы, связанные с очагом и печью.
Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом.
Великий советский географ Н.Н. Баранский сказал: “Чтобы любить свою Родину, надо хорошо её знать”.
Моя экскурсия подошла к концу. Я надеюсь, что вы не окажетесь равнодушными к тому, о чём узнали сегодня. Земля, на которой мы живём, таит в себе много загадок и исторических находок. Любите свой край, своё село, делайте его лучше, красивее. Спасибо вам всем за внимание.
(Экскурсию продолжает Трофимова А.) Мы отправимся с вами к следующему объекту нашей экскурсии - церковь Казанской иконы Божией матери нам предстоит пройти по улице Базарной, здесь в центре с. Лада располагался базар – базарная площадь. Жители села , приезжие из соседних деревень. а кто и подальше несли, везли на базар излишки продуктов от домашнего хозяйства - это мясо, молоко, масло, творог, яйца. На базаре можно было купить корову, лошадь, рыбу, что ловили в реке Инсар и многое другое, что было необходимо в крестьянском быту.
Фото: Улица Базарная. Экскурсию проводит для учащихся группы продленного дня МОБУ «Ладская СОШ» Трофимова Ангелина автор экологического маршрута
«По тропе предков»
3. пункт: Деревянное зодчество, церковь Казанской иконы
Божией матери
После начала коллективизации, в 1930 году, в связи с делом так называемого «Ладско-Трофимовщинского антисоветского центра», деревянная Троицкая церковь, построенная в селе в 1867 году, была закрыта, а все священники волости (8 человек) арестованы. Храм, лишившийся главы и колокольни, использовался колхозом как складское помещение, а потом был полностью разрушен.
Фото: Деревянная Троицкая церковь в с. Лада .
После образования Саранской епархии в селе возродился приход. С 1995 года в приспособленном помещении начали проводиться богослужения. В начале 2009 года начато строительство нового, деревянного одноглавого храма, которое к настоящему времени полностью закончено.
Фото:Церковь Казанской иконы Божией матери в с. Лада.
Экскурсию в церкви для Вас продолжит настоятель - Церкви Казанской иконы Божией матери, отец Владимир.
Владимир Курбетов с 23 ноября 2014 года стал настоятелем Церкви Казанской иконы Божией матери, в с. Лада. Родился настоятель 7 сентября 1986 года в городе Каменка Пензенской области.
С давних времен люди нуждались в таком необыкновенном месте, которое смогло бы их уберечь от невзгод и неприятностей. Каждому человеку необходимо было знать, что ему есть куда идти. Церковь – именно то самое место, в котором люди чувствовали себя в безопасности. Они могли поделиться самыми сокровенными тайнами с ней, «поговорить с Богом», рассказав ему о своих грехах, и надеяться, что он простит их. Каждый народ имеет свою особенную веру, но в целом все люди делятся на две категории: на тех, кто верит в Бога, и тех, кто не признает его существования. Первая группа всегда имела возможность посетить религиозное сооружение – церковь. Там, в священном храме, человек обретал покой и каялся в тяжких грехах, он искал прощения и снисхождения, уюта и тепла в стенах здания и находил его. Каждое сооружение, как правило, имело купол, церкви он придает особенно торжественный вид. Он изготовлялся из самых лучших материалов, которые ярко блестели на солнце и привлекали внимание всех путников. Это замечательное творение архитекторов придало священному храму магический смысл и нотку волшебства. Так, каждый странствующий, уставший в дороге или заблудившийся мог посетить церковь и найти там помощь, тепло и Бога.
В самом узком и буквальном смысле церковью называется храм Божий .
Как вести себя в храме? Мы всегда задаемся этим вопросом не вслух то про себя.
Людям, идущим в храм, надо знать, что в Церкви существуют свои правила и установления. Женщины не должны приходить в храм в брюках, коротких юбках, в кофтах и блузках без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Голова женщины должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчины не должны приходить в храм в шортах и майках. Перед входом в храм мужчины должны снимать головные уборы.
Не следует ходить по храму во время богослужения, вести разговоры. Пришедшим в храм во время богослужения надо воздержаться от того, чтобы ставить свечи или передавать их, отвлекая людей от молитвы.
Нельзя в храме сидеть нога на ногу, держать руки в карманах или за спиной. Вести себя в доме Божием надо благопристойно и благоговейно.
Наша Ладская церковь построена в честь Казанской иконы Божией Матери – покровительницы молодоженов и детей. Часто люди, не очень хорошо разбирающиеся в основах православия, недоумевают: зачем эти верующие поклоняются иконам, будто языческим божествам, зачем придумывают каждой из них свой день? Разве недостаточно поклоняться только Богородице и святым, а не их изображениям? Но дело в том, что издревле благодарность и уважение к Деве Марии на Руси было так велико, что вместить ее прославление лишь ва дни ее земных событий (Рождество, Благовещение, Покров, Успение и так далее) показалось православным мало. Вот и повелось отмечать дни написания, обретения или явления чудес ее икон. Богородичных икон – море. Они делятся по композиции: если Богоматерь касается щекой Спасителя, это «Умиление», если оберегает его тремя руками – «Троеручица», если указывает нам путь – «Одигитрия». Кроме того, эти иконы называют по городу написания, чудесного явления или написания – Владимирская, Смоленская, Иверская. Или по тому, о чем следует прежде всего просить в молитве Богоматерь – «Неопалимая купина», «Споручница грешных», «Скорбящая»… Почему же из всех этих икон наиболее почитаемой стала именно Казанская? Потому что ее история – свидетельство чуда и всепровидения Божьего. Из летописных книг известно, что после пожара в Казани в 1579 году, который уничтожил часть города, одной десятилетней девочке во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище. В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона. Позже на этом месте был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала та самая девочка, увидевшая Святую во сне. С тех пор День явления Казанской иконы Божьей Матери является обще церковным в Русской Православной Церкви, а Казанскую икону Богородицы считают чудотворной. Именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.
Здесь в церкви также очень много и святых, к каким святым и в какой нужде нужно обращаться? Есть такая народная поговорка: «Молитва от сердца до Неба долетает». Обращаясь к святому угоднику, вы должны понимать, что не просто произносите слова, а общаетесь с другим человеком, который вас прекрасно видит и слышит. Если вы не воцерковлены, то некоторые молитвы из молитвослова вам будут просто непонятны. Но ведь и иностранный язык мы тоже не сразу осваиваем. А церковнославянский язык не иностранный – он наш, исконно русский и родной. Возьмите, например, в руки тропарь какому-то святому – в этой небольшой по размеру молитве вы увидите житие святого, описанное необыкновенно красивым и правильным языком. Вам станет понятно, почему именно этого святого угодника мы просим о чем-то конкретном. О помощи в учении, об успешной сдаче экзаменов, нужно молиться иконе Божией Матери «Прибавление ума», святому преподобному Сергию Радонежскому. Об удачном замужестве: Пресвятой Богородице, Святителю Николаю чудотворцу. О благоприятном течении беременности и об удачном разрешении от бремени: иконам Божией Матери «Феодоровская», «Помощница в родах». О помощи в устройстве на работу и о возвращении утерянных вещей: святому мученику Трифону. В унынии, печали и депрессии: иконам Божией Матери «Утоли моя печали», «Избавление от бед страждущих». Об избавлении от пьянства, наркомании, пристрастия к азартным играм и игровым автоматам: иконам Божией Матери «Неупиваемая чаша», «Взыскание погибших», «Споручница грешных», святому мученику Вонифатию, святому праведному Иоанну Кронштадтскому. О разрешении проблем в браке и примирении мужа и жены: святым мученикам и исповедникам Гурию, Самону и Авиву; святым царственным страстотерпцам; святым благоверным князю Петру и княгине Февронии. О помощи в воспитании детей: иконам Божией Матери «Воспитание» и «Млекопитательница». Об исцелении от болезней: иконе Божией Матери «Целительница», святым великомученику Пантелеимону, бессребреникам и чудотворцам Косьме и Дамиану, преподобномученице великой княгине Елисавете; иконе Божией Матери «Казанская»; святителю Алексию, митрополиту Московскому (болезни глаз); святому пророку Моисею (дефекты речи); святым преподобному Амфилохию Почаевскому и блаженной Матроне Московской (болезни ног); святому Предтече и Крестителю Господню Иоанну (болезни головы); иконе Божией Матери «Троеручица», святому преподобному Иоанну Дамаскину (болезни рук); святому священномученику Антипе (зубные болезни); иконе Божией Матери «Всецарица» (онкологические заболевания); святому преподобному Агапиту Печерскому (женские болезни); иконе Божией Матери «Млекопитательница» (когда болеют дети). У каждого человека есть свой небесный покровитель. К нему или к любимому святому можно обращаться с любой богоугодной просьбой. Но ни в коем случае нельзя просить их кого-то наказать, послать вам несметные богатства и роскошь или чтобы вас кто-то полюбил. Во-первых, вы обращаетесь к святому, чтобы молитвой выразить свою любовь, уважение и почтение к нему. А во-вторых, чтобы святые направили за вас, грешного, свои молитвы к Богу. Я очень желаю вам здоровья, светлости ума и буду очень рад, если моя беседа пошла вам на пользу. Наша экскурсия подошла к концу, давайте поблагодарим всех ведущих экскурсоводов за интересные беседы, а вам спасибо за внимание, до новых встреч.
Приложение:
Проведение экскурсии для учащихся ГПД, МОБУ «Ладская СОШ»
Фото: Экскурсию проводит для учащихся группы продленного дня МОБУ «Ладская СОШ» Трофимова Ангелина автор экологического маршрута «По тропе предков»
( Особенности строительства дома помещика Инсарского А.В.)
Фото: Барская роща и сад. (Экскурсовод Трофимова А. рассказывает о том, когда были заложены Барская роща и сад )
Фото: В музеи экскурсию проводит экскурсовод краевед - Леваева Е. ученица 11 класса.
(Роль глиняной посуды в крестьянском быту)
Фото: В музеи экскурсию проводит экскурсовод краевед - Леваева Е. ученица 11 класса.
(об истории самоваров, , мастерской Плескушкиных, где изготавливались изделия из стекла, предметах быта и необходимых орудиях труда , которые были так необходимы в жизни крестьян -это тяпка, топор, молоток, пила, рубанок, примус , прялка, квашня для замеса теста и многое другое )
Фото 1: Экскурсию проводит для учащихся группы продленного дня МОБУ «Ладская СОШ» Трофимова Ангелина автор экологического маршрута
«По тропе предков»
Фото 2: улица Базарная. (Экскурсовод - Трофимова А. рассказывает о том, какие исторические особенности таит улица Базарная., где был расположен дом для приезжающих на базар крестьян из других деревень и конюшни для их лошадей.
Фото 3: улица Базарна. (Экскурсовод Трофимова А. рассказывает о том, какие исторические особенности таит улица Базарная, где была расположена первая церковь )
Фото: Церковь Казанской иконы Божией матери.
Фото: В церкви отец Владимир проводит беседу для учащихся ГПД, МОБУ «Ладская СОШ»
Отзывы об экскурсии учащихся МОБУ «Ладская СОШ» и учителей:
Список литературы:
1. Статья из журнала «Вопросы истории»
Письма Екатерины II Г.А. Потёмкину - № 9 1989 год издательство «Правда», С 106- 107
2. Энциклопедический словарь Гранат № 32, 7-е издание Русского библиографического института «Гранат». Статья Польша. С. 552- 666
Интернет ресурсы.
www.designloghome.com
www.otzyv.ru
www.wikipedia.org
Архивные материалы краеведческого музея Ладской средней школы и устные беседы с местным краеведом Нарваткиным В.Н.
МОБУ «Ладская СОШ»
Конкурс инновационных проектов на лучший туристический маршрут