Просмотр содержимого документа
«Методические разработки и сценарии «Мы любим лес!»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Каменскохуторская средняя общеобразовательная школа
Районный этап областного конкурса средств наглядной агитации и пропаганды по защите Брянского леса
Номинация: Методические разработки и сценарии «Мы любим лес!»
Методическая разработка
«Лес - полон чудес»
Автор: Клецкова Екатерина Ивановна
учитель изобразительного искусства
Каменский Хутор 2024 год
Цель: формирование бережного отношения к лесным богатствам, формирование экологической культуры.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать экологическую грамотность детей при изучении природы родного края.
Изучить дополнительный материал из научно – познавательной литературы и ресурсов Интернета и применить полученные знания в жизни.
Активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы.
Воспитательные:
Прививать любовь к родному краю, воспитывать желание беречь и охранять живую природу.
Соблюдать правила нравственного и этического поведения в мире природы и людей.
Развивающие:
Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
Развивать личные интересы в гармонии с интересами природы и общества.
Развивать в детях чувство ответственности за окружающую природу.
Вид внеклассного мероприятия: игра-викторина
Возраст участников: 4-5 класс
Продолжительность: 45 минут
Предварительная подготовка: оформление зала фотографиями леса, рисунками детей по теме игры, подготовка карточек, определение участников и выбор команд.
Ход занятия
Природа - наш дом
Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней.
Л.Н.Толстой.Ведущий :
Лес стоит зелёный, стройный Будто крепости стена. С виду тихий и спокойный, Как отпевшая струна.
Ухо же тотчас услышит, Лишь войдёшь в него, мой друг, Под его надёжной крышей Птичий хор и дятла стук.
Фон «Звуки леса»
Лес – это сказочный мир. Присмотритесь и прислушайтесь… Он полон загадок и тайн. В лесу нашли приют звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нём разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. Чтобы понять, как живёт лес, нужно разбираться в многообразии растительного мира, хорошо знать повадки его обитателей.
Сегодня мы побываем в гостях у природы, у леса, ответим на ее вопросы, примем участие в различных конкурсах. Команды участников уже набраны. Можно приступать к делу. Итак, я приглашаю команды померятся силами и поделиться знаниями.
Представления команд (название, девиз, эмблема) 2 команды: «Защитники леса», «Экологические скрепыши »
«Экологические скрепыши» Животные, деревья, травы – Всех породила мать-Земля. И все на жизнь имеют право, Такое же, как ты и я!
«Зеленые спасатели»
В лесу играйте и гуляйте, Но мусор там не оставляйте – Когда лес чист, красив, опрятен, То отдых в нем вдвойне приятен!
Ведущий : А теперь переходим к основным конкурсам нашей программы. Начнем , пожалуй с интеллектуального. Объявляю конкурс «Эрудит». Уважаемые игроки, вам предстоит ответить на вопросы викторины.
Конкурс «Эрудит».
Вопросы первой команде:
1.С какого года начала издаваться «Красная книга фактов»(с 1966года)
2.Когда начинают желтеть листья березы и липы?( В конце августа)
3.Самый крупный представитель фауны Брянской области. (Лось)
4. В заказнике « Ореховое ( Коляное) озеро», расположенном в Жуковском районе обитает редкое для европейской части России растение. Какое? ( наяда морская), а также растение, занесённое в « Красную книгу» России. ( Чилим – водяной орех)
5. Этот государственный заповедник образован 14 августа 1987 года на территории Трубчевского и Суземского районов. («Брянский лес»)
Вопросы второй команде:
1.В каком лесу наиболее влажная почва – в котором растет брусника или черника ( Черника более влаголюбивая).
2.Какие породы деревьев – хвойные или лиственные - наиболее распространены в наших лесах?( хвойные)
3. Название особо охраняемой природной территории, где происходит сохранение участка долины реки Десны с уникальными палеонтологическими и археологическими объектами, место стоянок древнего человека с останками мамонта и бизона. ( Хотылево)
4. Особо охраняемая природная территория на Брянщине, где в названии сочетаются дубы с именем первого космонавта Земли. ( Гагаринские)
5. Река в Навлинском районе, давшая название нескольким памятникам природы областного значения, созданным для сохранения участков её долины, пойменных дубрав и ценного природно-исторического парка, связанного с именем выдающегося писателя К.К. Паустовского. ( Ревна)
Конкурс «Эколото»
Каждая команда получает конверт с одинаковым набором карточек. На карточках разных цветов записаны «половинки» народных пословиц и поговорок экологического содержания. Задача игроков – составить пословицы и поговорки. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее соберет большее количество пословиц и поговорок.
Пословицы и поговорки:
1.Враг природы тот…(кто лес не бережет).
2.Лес и вода…..(родные брат и сестра)
3.Много леса –не губи, мало леса..(береги, нет леса - посади).
4.Без корня и …(трава не растет).
5.Без хозяина земля..( круглая сирота).
6.Одно дерево погубил….(посади сорок).
7.Подкорми птиц зимой ….( они отплатят тебе добром летом).
8.Рощи да леса….(родного края краса).
9.Где один грибок…..(там целый венок).
10.Посадившего дерево поблагодарят и внуки ….погубившего- проклянут и дети).
Подведение итогов конкурсов.
Конкурс «Живое слово»
Задание первой команде - за десять секунд вспомнить как можно больше представителей фауны, название которых начинаются на заданные буквы. Задание второй команде - за десять секунд вспомнить как можно больше представителей флоры, название которых начинаются на заданные буквы.
Пример задания первой команде:
Ф- филин, фазан;
А-аист, акула;
У – уж, утконос;
Н- налим, норка.
А-антилопа, альбатрос.
Пример задания второй команде:
Ф- фиалка, физалис;
Л –ландыш, лилия;
О –ольха, омела.
Р –рогоз, роза.
А –акация, астра.
Подведение итогов конкурса.
Конкурс «Посади дерево»
Ведущий: Каждый человек должен за свою жизнь посадить хотя бы одно дерево. Как сажать деревья, надеюсь вы знаете? Впрочем, сейчас мы это проверим в конкурсе «Посади дерево».
Ведущий раздает командам одинаковые комплекты карточек. Задание- разложить карточки в нужной последовательности.
Карточки:
1.Выкапывают яму такого размера, чтобы корни дерева или кустарника могли разместиться в ней свободно.
2. Дерево подвязывают к колу шпагатом .Под шпагат на ствол дерева подкладывают мягкую тряпочку.
3.В дно ямы забивают кол длиной 1.5-2 метра.
4. На дно ямы насыпают холмик земли. На нем расправляют корни дерева или кустарника. Часть растения, где корни переходят в стебель, засыпают землей, затем ее уплотняют.
5.Посаженное дерево или кустарник сразу же хорошо поливают.
6.Выбирают место для посадки.
Ответ: 6,1.3.4,2, 5.
Подведение итогов конкурса.
Конкурс «Спор деревьев»
На столе ведущего разложены карточки с названиями деревьев. Представители команд выбирают по одной карточке с названием дерева. Подумав одну минуту команда должна доказать, что именно это дерево нужней других.
Примеры:
1.Дуб:
-из древесины изготавливают паркет, мебель, бочки для пива и вина.
-из древесины получают хорошие дрова;
- из коры дуба получают дубильные вещества для выделки кож.
-желуди служат кормом для кабанов.
- дубовая кора используется в медицине.
- дуб – символ могущества и богатырства в народном творчестве.
2.Береза:
- из березовой древесины получаются хорошие дрова;
-древесина идет на изготовление мебели ;
-Из древесины получают уголь;
-березовые веники используют для бани;
-люди пьют березовый сок;
-береза – символ России.
Подведение итогов конкурса.
Конкурс «Экологический круговорот»
Ведущий выдает каждой команде набор карточек с названиями животных и растений. Задание - за минуту команды должны построить круговорот жизни, расставить стрелки, в каком направлении движется это колесо жизни.
Команды получают карточки с одинаковыми головоломками. задание - расшифровать головоломку. Какая команда справиться быстрее и правильнее.
ККЕТКОЕЗКЕЕМКЛЕЮКЛЕЕКЛЕЕКЕЕТК
ЕТКОЕГКОЕЗКЕЕМКЛЕЯКЖЕАКЛЕЕКЕЕТК
Ответ: « Кто землю лелеет, того земля жалеет» (ключ: нужно читать каждую вторую букву)
Подведение итогов конкурса.
Конкурс «Мусорбол»
Ведущий:
Следующий конкурс спортивно-экологический. Не секрет , что гуляя по лесу мы оставляем после себя самый различный мусор: бутылки, обертки. пакеты и многое другое. Мы мусорим даже тогда, когда рядом урны. Иногда мы даже в них попасть не можем. Вот и проведем сейчас эксперимент. Вам необходимо в урну бросить клочок бумаги. Какая команда точнее сделает , та и побеждает.
Проводится конкурс. Все игроки команд по очереди пытаются попасть клочком бумаги в урну.
Подведение итогов конкурса.
Конкурс «Лес - полон чудес»
Командам надо назвать о ком из лесных жителей идет речь:
На 3 балла – Широколиственная древесная порода. Относится к семейству
лещиновых растений. Произрастает на западе Брянщины.
На 2 балла – Это теплолюбивая древесная порода. Высота древостоев может
достигать 25 метров. Древесина отличается прочностью и
твердостью. Применяется для изготовления винтов, ткацких
челноков, рукояток земледельческих орудий.
На 1 балл - Масло из плодов этого дерева пригодно для производства олифы.
Оно прекрасный гумусообразователь.
(граб обыкновенный)
5. Узнай растение по описанию.
На 3 балла – Высокий кустарник со съедобными плодами, произрастающий
в лесах Брянской области.
На 2 балла – Древесина обладает хорошими механическими свойствами,
используется для производства гнутых изделий (мебель, обручи
и т. д.). опилки используются для осветления уксуса и очистки
грубых вин. Используется для закрепления склонов и оврагов.
На 1 балл – Из сухих плодов добывается питательная мука, из молодых –
молоко.
(лещина обыкновенная)
6. Узнай растение по описанию.
На 3 балла – Кустарник, образующий вдоль русел рек Брянской области
«ленточные» леса.
На 2 балла – Это двудомные растения с простыми листьями. Цветки в
сережках; у некоторых видов они развиваются до появления
листьев, у других одновременно с листьями. Древесина –
лучший материал для изготовления дуг, обручей, корыт, корзин,
посуды и т.д.
На 1 балл – Вдоль берегов и пойм рек Брянщины встречаются «ленточные»
леса – ивняки высотой 3-6 метров.
(ива)
7. Как называется редкое насекомоядное растение Брянщины?
(Росянка круглолистная)
8. О каком растении идёт речь?
«Лилия долин, цветущая в мае».
Многолетнее травянистое корневищное растение семейства лилейных. Ядовит.
(Ландыш майский)
9. Как называется первоцвет Брянских дубрав, меняющий во время цветения окраску своих лепестков?
(Медуница)
10. Красивое, крайне редкое растение. Относится к семейству орхидных
Занесёно в «Красную книгу» России
(Венерин башмачок)
4.Подведение итогов конкурсов. Награждение. Фон «Жаворонок» Ведущий: Над рекой Десною, под крылом небес, Шелестит листвою древний Брянский лес. Белые берёзки вышли на простор, Тополя и ели, да сосновый бор.
Многолик и красив брянский лес. Почти 300 видов деревьев, кустарников и трав можно в нем встретить. Лес – место обитания многих животных. Лес радует нас своей красотой. Прогулки в лесу не только улучшают настроение человека, но и укрепляют здоровье. Знать и беречь лесное богатство – наша обязанность.
Ведущий: Бесценна брянского леса краса Зеленое золото – наши леса. Давайте беречь и охранять природу. Не забывай те слова М.М. Пришвина: "Охранять природу – значит охранять родину…"
Список литературы 1. Молодова Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию. – И.: «Современная школа», 2005 2. Поделимся опытом. Сборник методических разработок. – Иркутск, 2009 3. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей . –: Академия развития: Академия Холдинг, 20024.Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: природоведение. –Академия развития: Академия Холдинг, 2001 5. Журнал "Педсовет" № 12, 1997 год.