Просмотр содержимого документа
««Активные формы и методы эстетического воспитания» »
«Активные формы и методы эстетического воспитания»
учитель изобразительного искусства и технологии
Баисовой Фариды Мурадиновны
МБОУ «СШ №8»
г. Новый Уренгой
Ребенок - не кувшин, который надо наполнить,
а лампада, которую надо зажечь.
Средневековые гуманисты.
В настоящее время назрела необходимость определения истинного значения и места художественно-эстетического обучения и воспитания школьников в процессе становления и формирования личности.
Уникальность и значимость уроков изобразительного искусства и музыки в том, что в современной логизированной школе они играют совершенно особую роль – развивают эмоционально-нравственную и сенсорную культуру ребёнка, пробуждают способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве. Изобразительное искусство и музыка, да и искусство в широком смысле, непосредственно направлены на развитие воображения и творческих способностей в качестве цели, а не побочного результата.
Дойти до этой цели помогают различные формы и методы обучения, которые применяем на наших уроках изобразительного искусства и музыки . Работа с ребёнком – это процесс, который требует осторожности и деликатности. Ряд педагогов считают, что «природа ребёнка и природа искусства во многом родственны, в первую очередь чувственным аспектом познания». Поэтому, в отличии от обычного урока, где ведущей формой мышления является рационально-логическая, и дети осваивают какое-либо понятие или реальность, тогда как на уроке искусства ребёнок мыслит образами и познаёт отношение к реальности. Исходя из этого, на уроке изобразительного искусства ученику предлагается не просто нарисовать, например натюрморт, а представить его образ,– какой он, весёлый или грустный, радостный или задумчивый. Не просто изобразить клоуна в цирке, а понять характер, душу этого клоуна. И изобразить уже не само явление, а своё собственное отношение к этому явлению. На уроках музыки не просто выучить текст и пропеть ее, а понять и осмыслить почему это песня написана имена в такой композиции, что автор хотел передать, представить обстановку настроения смысла текста.
А для усиления эмоционального воздействия на ребёнка применяются активные формы обучения. Например, театральная педагогика или арттерапия. Ребёнок, вживаясь в образ, вникая в суть, внутренне освобождается, снимаются комплексы, он учится доверять. Доверять товарищам, учителю, себе. Коллективно-индивидуальная работа учащихся позволяет в полной мере погрузиться в творчество, насладится его результатом.
Наши уроки изобразительного искусства и музыки тесно переплетаются и с занятиями дополнительными объединении: «Палитра» и «Хореографии».
Более наглядно использование Активные формы и методы эстетического воспитания прослеживается во время оформления выставок, участие в проектах и конкурсах: «Радуга», «Вдохновение» , «Праздник народов севера», «Гостеприимный Ямал».
Так же мы используем АМО во внеурочной деятельности.
использовании знаний и опыта обучающихся, (просмотр работ уч-ся)
вовлечении в процесс всех органов чувств, (прослушивание музыки, просмотр работ, изучение музыкальных инструментов и предметов быта, ознакомление с блюдами разных народов)
групповой форме организации их работы, (каждая группа отвечает за определенный этап)
деятельностном подходе к обучению, (практическое изучение ремесла, танца, традиции)
разнообразных коммуникациях (изучения все сторонней истории представляющего народа)
творческом характере обучения, (перевоплощение в человека другой национальности)
практической направленности, (выполнение работ своими руками, ремесло, танцы, стихи)
игровом действе, ( весь процесс идет в игре, вживание в роль)
«Искусство – это время и пространство, в котором живёт красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познаёт человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного…» В.А.Сухомлинский
Именно на таких уроках и внеурочных занятиях эстетического направления ребенок раскрывается и разжигается наша лампада.