«Жизнь древнейших людей. Древнейшие охотники и собиратели»
«Жизнь древнейших людей. Древнейшие охотники и собиратели»
Предмет: история древнего Казахстана
Класс – 6
Тема:Урок - путешествия
«Жизнь древнейших людей. Древнейшие охотники и собиратели»
Цели урока:
- повторить особенности палеолита и мезолита, основные достижения людей в эти периоды;
- развивать у школьников интерес к истории, создать условия для проявления творческих возможностей учащихся;
- воспитывать личностные качества, необходимые для работы в команде (уважение к мнению других, самообладание, выдержку, солидарность, стремление к взаимовыручке).
Форма проведения: командная игра, путешествие команд по станциям.
Методы и приемы: решение познавательных задач, им курсы, написание эссе.
Оборудование:
Плакаты на доске (или интерактивной доске): «Истории учительница жизни» (Цицерон), «Существует только один бог - знание и только один дьявол - невежество» (Сократ), листы с заданиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Жизнь древнейших людей. Древнейшие охотники и собиратели»»
Предмет: история древнего Казахстана
Класс – 6
Тема:Урок - путешествия
«Жизнь древнейших людей. Древнейшие охотники и собиратели»
Цели урока:
- повторить особенности палеолита и мезолита, основные достижения людей в эти периоды;
- развивать у школьников интерес к истории, создать условия для проявления творческих возможностей учащихся;
- воспитывать личностные качества, необходимые для работы в команде (уважение к мнению других, самообладание, выдержку, солидарность, стремление к взаимовыручке).
Форма проведения: командная игра, путешествие команд по станциям.
Методы и приемы: решение познавательных задач, им курсы, написание эссе.
Оборудование:
Плакаты на доске (или интерактивной доске): «Истории учительница жизни» (Цицерон), «Существует только один бог - знание и только один дьявол - невежество» (Сократ), листы с заданиями.
Этапы урока:
1. Приветствие команд.
2. Разминка.
3. Станция «Познавательная».
4. Станция «Творческая».
5. Станция «Математическая».
6. Конкурс капитанов.
7. Конкурс болельщиков.
8. Подведение итогов урока.
Ход урока
Условия: До начала игры школьники знакомятся | правилами игры, ее этапами, избирают участников. Играют 2 команды по 6-7 человек в каждой, учащиеся. Избирают название для своих команд, девиз, капитанов. Ведущий назначает жюри игры (4 человека). В игре принимают участие и зрители.
Приветствие команд
Каждая команда встает, называет название, свой девиз.
Разминка
Команды соревнуются в том, кто быстрее и правильное ответит на 15 вопросов в отведенные 2 минуты. Жюри следит за временем, считает количество правильных ответов. За правильный ответ - 1 балл.
Вопросы 1-й команде
1. Кто является автором научной теории происхождении человека? (Чарлз Дарвин)
2. Как ученые назвали первого человека? («человек умелый»)
3. Где были найдены останки неандертальца? (в Германии в местности Неандерталь)
4. Как назывался первоначальный коллектив людей? (человеческое стадо)
5. На какие три больших периода делится каменный век? (палеолит, мезолит, неолит)
6. Назовите хронологические рамки мезолита (12-тыс. до н.э.).
7. Когда на Земле наступило похолодание? (100 тыс. лет назад)
8. Что было раньше: добывание или использоваш огня? (использование огня)
9. В какой части Казахстана были обнаружены орудия труда древнейших людей? (в Южном Казахстане)
10. Что такое микролиты? (мелкие каменные орудия труда длиной 1-2 сантиметра)
11. Как назывались самые уважаемые люди, которые избирались на общем собрании рода? (старейшины)
12. Назовите занятия людей в период палеолита? (собирательство и охота)
13. Что являлось первым жилищем древнейших людей? (пещера)
14. На каких животных охотились древнейшие люди в период палеолита? (мамонты, носороги, бизоны, дикие | лошади)
15. Где впервые были обнаружены останки «человека разумного»? (в пещере Кро-Маньон во Франции)
Вопросы 2-й команде
1. Где был найден скелет питекантропа? (на острове Ява в Юго-Восточной Азии)
2. Когда появился человек разумный? (примерно 40 тыс. лет назад)
3. Назовите хронологические рамки палеолита (2,6 млн - 12 тыс. лет до н.э. ).
4. На какие три периода делится палеолит? (нижний, средний — мустье, верхний палеолит)
5. Когда примерно появились древнейшие люди на территории Казахстан? (примерно 1 млн лет назад)
6. Как археологи называют древнейшее орудие труда? (чоппер - рубило)
7. В каком периоде каменного века люди достигли наиболее высокого уровня обработки камня? (неолит)
8. Когда на Земле началось таяние ледников? (13 тыс. лет назад)
9. Какие из древних людей владели членораздельной речью? (кроманьонцы)
10. Как назывался коллектив людей, который пришел на смену человеческому стаду? (родовая община)
11. Какое важнейшее техническое изобретение было сделано людьми в период мезолита? (лук и стрелы)
12. Из какого материала изготавливали иглы, шилья, гарпуны? (кости)
13. Назовите два способа добывания огня древним человеком? (высекание и трение)
14. На каких животных охотились древнейшие люди и период мезолита? (мелкая дичь - олени, кабаны)
15. Из какого материала вначале изготавливал орудия труда древний человек? (камень)
Станция «Познавательная» (Решение познавательных задач)
1. Племя уламров спасалось бегством в непроглядной темноте ужасной ночи. Обезумевшие от страданий, люди не чувствовали боли, не замечали усталости. Огонь умер, и все меркло перед лицом этого страшного несчастья. В самые трудные и тяжелые для племени времена огонь всегда получал пищу. Его могучая сила отгоняла от становища черного и желтого льва, пещерного медведя, тигра и леопарда и даже мамонта. Он раскалывал на куски обломки кремня, он согревал и ободрял. И вот огонь умер.
Определите, к какому периоду каменного века относится приведенная ситуация. Докажите свое мнение.
Примеры рассуждений учащихся
Гибель огня была трагедией для уламров. Значит, они им пользовались, но не умели добывать. Это период присваивающего хозяйства. У людей того времени были кремневые орудия труда, существовали крупные животные. Следовательно, это период палеолита.
2. В пещере во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 тысяч обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошадей -2, медведей - 2, горных коз - 767, леопардов - 1.
Определите главное занятие обитателей пещеры. К км кому периоду каменного века относится раскопка? Подтвердите свою мысль.
Примеры рассуждений учащихся
Это период каменного века, так как найдены каменные орудия труда. Раскопки показывают, что чаще всего древние люди охотились не на самых крупных, а на средних животных - горного козла. Он не подпускал к себе близко, нужны были луки и стрелы, копья для охоты. Следовательно, это мезолит.
Станция «Творческая»
Задание 1-й команде.
Придумайте небольшой рассказ о роли плотов и лодок в жизни первобытных людей. Учитель предлагает такое начало:
«Поселок был расположен на берегу реки среди густого леса. Молнией в грозу зажгло лес. Вся дичь, которая водилась в лесу, погибла, а те немногие животные, которые уцелели, в страхе умчались подальше от пожарища. Казалось, люди обречены, и спасения не было. Правда, лес за рекой был полон оленями и кабанами. Но как добраться до них?»
Задание 2-й команде. Придумайте рассказ о роли лука и стрел в жизни людей. Вот его начало: «Два племени живут на разных берегах большой реки и не общаются друг с другом. Одно племя занимается охотой с луком и стрелами, другое - охотится по-прежнему, как в былые времена, с копьем...». Продолжите рассказ и покажите, какое из племен жило в более благоприятных условиях.
Станция «Математическая»
Задание 1-й команде. Начертите линию времени, отметьте на ней начало и завершение палеолита. Подсчитайте, как долго на Земле длился палеолит. Поясните, как вы проводили подсчет.
Задание 2-й команде. Начертите линию времени, отметьте на ней начало и завершение мезолита. Подсчитайте, как долго на Земле длился мезолит. Поясните, как вы проводили подсчет.
Конкурс капитанов
За 5 минут составить небольшое эссе на темы:
1. «История - учительница жизни»;
2, «Существует только один бог — знание и только один дьявол - невежество».
Конкурс болельщиков
Пока капитаны пишут эссе, учитель предлагает задание болельщикам команд:
Не произнося ни одного слова, только жестами и мимикой показать сборы на охоту и саму охоту первобытных людей периода палеолита (болельщики 1-й команды) и периода мезолита (болельщики 2-й команды).
Заслушивание эссе капитанов.
Подведение итогов игры (жюри).
Учитель вручает капитану победившей команды грамоту и всем участникам - листы с напутствием музы истории Клио.
«Я, Клио, - муза истории, мое имя переводится как «дарующая славу». Я покровительствую изучающим историю, я помогу вам узнать тайны прошлого, величие настоящего и перспективы будущего. На уроках истории вы увидите, каких высот может достичь человек, и на примере исторических героев сможете сделать свой собственный выбор. Успехов вам в познании истории, в выстраивании правильного алгоритма вашего будущего! Я верю в то, что вы станете достойными продолжателями дел наших предков! Славы вам и успехов!»
Станция «Творческая»
Задание 1-й команде.
Придумайте небольшой рассказ о роли плотов и лодок в жизни первобытных людей. Учитель предлагает такое начало:
«Поселок был расположен на берегу реки среди густого леса. Молнией в грозу зажгло лес. Вся дичь, которая водилась в лесу, погибла, а те немногие животные, которые уцелели, в страхе умчались подальше от пожарища. Казалось, люди обречены, и спасения не было. Правда, лес за рекой был полон оленями и кабанами. Но как добраться до них?»
Станция «Творческая»
Задание 2-й команде.
Придумайте рассказ о роли лука и стрел в жизни людей. Вот его начало: «Два племени живут на разных берегах большой реки и не общаются друг с другом. Одно племя занимается охотой с луком и стрелами, другое - охотится по-прежнему, как в былые времена, с копьем...». Продолжите рассказ и покажите, какое из племен жило в более благоприятных условиях.
Станция «Познавательная» (Решение познавательных задач)
1. Племя уламров спасалось бегством в непроглядной темноте ужасной ночи. Обезумевшие от страданий, люди не чувствовали боли, не замечали усталости. Огонь умер, и все меркло перед лицом этого страшного несчастья. В самые трудные и тяжелые для племени времена огонь всегда получал пищу. Его могучая сила отгоняла от становища черного и желтого льва, пещерного медведя, тигра и леопарда и даже мамонта. Он раскалывал на куски обломки кремня, он согревал и ободрял. И вот огонь умер.
Определите, к какому периоду каменного века относится приведенная ситуация. Докажите свое мнение.
Станция «Познавательная» (Решение познавательных задач)
2. В пещере во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 тысяч обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошадей -2, медведей - 2, горных коз - 767, леопардов - 1.
Определите главное занятие обитателей пещеры. К км кому периоду каменного века относится раскопка? Подтвердите свою мысль.
Станция «Математическая»
Задание 1-й команде. Начертите линию времени, отметьте на ней начало и завершение палеолита. Подсчитайте, как долго на Земле длился палеолит. Поясните, как вы проводили подсчет.
Станция «Математическая»
Задание 2-й команде. Начертите линию времени, отметьте на ней начало и завершение мезолита. Подсчитайте, как долго на Земле длился мезолит. Поясните, как вы проводили подсчет.
Конкурс капитанов
За 5 минут составить небольшое эссе на темы:
1. «История - учительница жизни»;
2, «Существует только один бог — знание и только один дьявол - невежество».
Конкурс капитанов
За 5 минут составить небольшое эссе на темы:
1. «История - учительница жизни»;
2, «Существует только один бог — знание и только один дьявол - невежество».
Разминка
Команды соревнуются в том, кто быстрее и правильное ответит на 15 вопросов в отведенные 2 минуты. Жюри следит за временем, считает количество правильных ответов. За правильный ответ - 1 балл.
Вопросы 1-й команде
1. Кто является автором научной теории происхождении человека? (Чарлз Дарвин)
2. Как ученые назвали первого человека? («человек умелый»)
3. Где были найдены останки неандертальца? (в Германии в местности Неандерталь)
4. Как назывался первоначальный коллектив людей? (человеческое стадо)
5. На какие три больших периода делится каменный век? (палеолит, мезолит, неолит)
6. Назовите хронологические рамки мезолита (12-тыс. до н.э.).
7. Когда на Земле наступило похолодание? (100 тыс. лет назад)
8. Что было раньше: добывание или использоваш огня? (использование огня)
9. В какой части Казахстана были обнаружены орудия труда древнейших людей? (в Южном Казахстане)
10. Что такое микролиты? (мелкие каменные орудия труда длиной 1-2 сантиметра)
11. Как назывались самые уважаемые люди, которые избирались на общем собрании рода? (старейшины)
12. Назовите занятия людей в период палеолита? (собирательство и охота)
13. Что являлось первым жилищем древнейших людей? (пещера)
14. На каких животных охотились древнейшие люди в период палеолита? (мамонты, носороги, бизоны, дикие | лошади)
15. Где впервые были обнаружены останки «человека разумного»? (в пещере Кро-Маньон во Франции)
Вопросы 2-й команде
1. Где был найден скелет питекантропа? (на острове Ява в Юго-Восточной Азии)
2. Когда появился человек разумный? (примерно 40 тыс. лет назад)
3. Назовите хронологические рамки палеолита (2,6 млн - 12 тыс. лет до н.э. ).
4. На какие три периода делится палеолит? (нижний, средний — мустье, верхний палеолит)
5. Когда примерно появились древнейшие люди на территории Казахстан? (примерно 1 млн лет назад)
6. Как археологи называют древнейшее орудие труда? (чоппер - рубило)
7. В каком периоде каменного века люди достигли наиболее высокого уровня обработки камня? (неолит)
8. Когда на Земле началось таяние ледников? (13 тыс. лет назад)
9. Какие из древних людей владели членораздельной речью? (кроманьонцы)
10. Как назывался коллектив людей, который пришел на смену человеческому стаду? (родовая община)
11. Какое важнейшее техническое изобретение было сделано людьми в период мезолита? (лук и стрелы)
12. Из какого материала изготавливали иглы, шилья, гарпуны? (кости)
13. Назовите два способа добывания огня древним человеком? (высекание и трение)
14. На каких животных охотились древнейшие люди и период мезолита? (мелкая дичь - олени, кабаны)
15. Из какого материала вначале изготавливал орудия труда древний человек? (камень)
Напутствие музы истории Клио.
«Я, Клио, - муза истории, мое имя переводится как «дарующая славу». Я покровительствую изучающим историю, я помогу вам узнать тайны прошлого, величие настоящего и перспективы будущего. На уроках истории вы увидите, каких высот может достичь человек, и на примере исторических героев сможете сделать свой собственный выбор. Успехов вам в познании истории, в выстраивании правильного алгоритма вашего будущего! Я верю в то, что вы станете достойными продолжателями дел наших предков! Славы вам и успехов!»