kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Заселение нашего края в древности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок даёт знания о заселении края народом чудь; раскопках Ортинского городища; заслушаны сообщения учащихся о быти и верованиях ненцев.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Заселение нашего края в древности»

Вступление:


Тема урока: Заселение нашего края в древнейшие времена. 5 класс


Цели:

  • Развивающая: знакомство с историческим прошлым НАО

  • Обучающая: ознакомить учащихся с картой НАО, работа со схематическим материалом

  • Воспитывающая: воспитание интереса и любви к прошлому родного края.


Методы и приёмы работы на уроке:

  • словесный – рассказ учителя, заслушивание сообщений учащихся

  • наглядный – работа с картой, схемами

  • исследовательский – работа с дополнительной литературой, написание рефератов

  • проблемный – постановка проблемных вопросов

  • поисковый – изучение дополнительной литературы для поиска новых знаний.


Оборудование:

  • карта НАО,

  • раздаточный материал «Карта округа в древности»,

  • схема Ортинского городища.


«У моря окраина милой России

Последним лежит

На песке километром»

А.И. Пичков

Организационные моменты


I Вступительное слово учителя. Объяснение нового материала.

Малая родина. Так мы называем свою землю, где родились и живём, где трудятся наши родители.

Наш край – это родной дом и его окрестности, село, город, округ. Наш край – это часть Отечества.

И сегоднящий урок – первый шаг в изучении вами истории земли, на которой мы живём. В старших классах вы будете изучать курс «Историческое краеведение», цель которого изучить прошлое, настоящее и будущее нашего края. А сегодня мы поговорим о заселении нашего края в древнейшие времена.


II Работа в тетрадях – запись плана.

План.

  1. Заселение края первобытными людьми.

  2. Характеристика народа чудь.

  3. Ортинское городище.

  4. Почему исчез народ чудь?

  5. Верования ненцев.


Заселение края первобытным человеком произошло в древнем каменном веке (палеолит, 8 тысячелетие до н.э.). Первобытные люди охотились на северного оленя и морского зверя. Они пришли на север с реки Волги или с Белого моря. Селились по берегам рек (почему?).

В бронзовом веке (2 тысячелетие до н.э.) вышли на побережье Баренцева моря. Заселение же произошло с 5 по 10 века нашей эры.

Это был финно-угорский народ

С древнерусского языка – чудь или печера;

С ненецкого языка – сихиртя («люди, ушедшие в землю»)


Чудь = печера = сихиртя

Характеристика народа.

  1. Название: чудь, печера, сихиртя

  2. Занятие: охота на северного оленя и морского зверя

  3. Центры поселения: Ортинское городище, река Гнилка

  4. Речь: древнесаамский язык

  5. Внешность: низкорослы, светловолосы, голубоглазы

  6. Быт:

    • жилища – дерево-земляные сооружения;

    • каркасные лодки, обтянутые кожей;

    • собачьи упряжки; одежда из шкур белого медведя и морских зверей;

Орудия труда

  • костяные орудия труда – гарпуны, стрелы, копья, ножи;

  • санные полозья; железные изделия; глиняная посуда.


Ненецкий фольклор много рассказывает о низкорослых людях, прячущихся в сопках и по ночам занимающихся рыбной ловлей.


Есть очень много рассказов о встречах с сихиртя, обычно эти встречи мимолётны и связаны с каким-нибудь заинтересовавшим ненца предметом (нож, кисет), который оказывается принадлежит сихиртя.

III Заслушать сообщения ребят

  • народ сихиртя

  • песня (ярабц) о девочке-сироте

  • сказки - «выдако»

  • религиозные верования «Легенда о Нуме и На – добре и зле

  • ненецкие шаманы – тадебя «Песня шамана»

Ненцы, вероятно, заимствовали от сихиртя глухую (без разреза) мужскую одежду, навыки морской охоты.

Многие слова, обозначающие море, являются в ненецком языке описательными:

Море – «пахнущая вода»,

Медведь белый – сэр варк

Ортинское городище.

Племена сихиртя – печера упоминается в «Повести временных лет» среди других северных племён.

IV Работа со схемами:

  • разложить на парты ребятам схему округа,

  • отметить городище Ортино.

Одним из центров поселений было Ортино. Расположено на 90 км севернее Нарьян – Мара, 30 км от п.Красное, площадь – 2200 квадратных метра. Городище относится к бронзовому веку (II – I тысяча лет до нашей эры), наряду с бассейнами рек Куя, Чёрная, на острове Вайгач.


V Работа у доски

  • на доске - схема Ортинского городища - самая высокая часть

  • на партах – раздаточный материал

Ортинское городище располагалось на мысу;

С трёх сторон окружала вода – реки, протоки, озёра

С трёх сторон защищено рвами и валами; со стороны входа – двойная система рвов, валов и ворота.

80 – 90-годы раскопки вела археологическая экспедиция О.В. Овсянникова

Установили, что стены представляли деревянные стоящие тыны (врытые в землю заострённые сверху брёвна)

Найдены кости животных, птиц; наконечники стрел, кости, чешуя рыб.

Торговали с коми и древнерусскими племенами.

У этого народа существовала своя религия, по которой мир делится на три части:

I – мир птицы или неба

II – мир пантеры или леса

III – мир змеи или подземный мир

Отношения со славянами были мирными.

Соседство привело к смешиванию угоро-финнов и славян (самодийские племена).

10 -12 век чудь исчезла

Причина – истребление самодийскими племенами (предками современных ненцев)

Ненецкое предание об исчезновении сихиртя – «людей, ушедших под землю».

Народ, увидев пришельцев, запрятался в своих жилищах и подрубил опорные столбы, похоронив себя под развалинами. На местах жилищ остались ямы или холмики.

Песни и предания ненцев необыкновенно интересны. Давайте и мы войдём в чум, сядем тихонько на мягкие шкуры и послушаем песню (ярабц) о девочке-сиротке.

Сказки – «вадако» с ненецкого (стр 60-61).

Ребята, что такое религия?

(ответы детей)

-духи?

-идолы?

У ненцев тоже есть религиозные верования

Землю представляли себе в виде нескольких миров, расположенных один над другим. Выше земли (где обитают люди) – семь небес.

Небо как перевёрнутая чаша.

Звёзды (нумги) – озёра на той земле, которая служит нам небосводом.

Земля – плоская, чуть взгорбленная посередине (горы), с них текут реки. Земля окружена морем.

Под землёй ещё семь земель

На первой живут сихиртя – маленькие люди.

Их небо – наша земля (считалось, что вместо оленей они используют мамонтов)

яхорог – земляной олень

Солнце и луна – одни для всех миров

Сихиртя они светят сквозь нашу землю.

Солнце (хаер) – красавица женщина

Пурга (хад) – старуха с длинными волосами

С возникновением веры в духов и душу у ненцев появились представления о добром и злом началах в природе

Доброе – дух неба Нум

Злое – На

/легенда, стр. 64, «Ненцы»/

Большое значение имели домашние покровители

Хэ – хэ /рисунок, стр.35/

Тадебя – ненецкие шаманы

/песня шамана, бубен, стр.72-74/

VI Закрепление изученного материала:

1вариант

Игра «В воображаемом музее»

Задание учащимся: Расположите материалы, изученные на уроке, на воображаемых стендах музея.

2вариант

Конкурс «Вопрос – ответ»

Одна команда задаёт вопрос по теме урока, вторая отвечает и наоборот.

Список использованной литературы

  1. «Малая родина», под редакцией Н.А. Востриковой, Т.Ю. Журавлёвой

  2. История ненецкого края, под редакцией Ю.В. Канева

  3. История и культура Печорского края. Сборник управления культуры НАО

  4. «Ненцы» Л.В. Хомич

  5. Энциклопедический словарь «НАО»

  6. НАО (справочный материал)

  7. «Край мой ненецкий». Составители: Вострикова, Журавлёва, Подшивалова.

Урок 9 класс

Тема:

Сталинская модернизация России (1928 – 38 годы).

Социально-экономическая политика Советской власти НАО в 1929 -30 годы (коллективизация, индустриализация)

Цель:

  • Раскрыть сложность и противоречивость политики индустриализации и коллективизации в России;

  • Конкретизировать историю России в материале нашего округа,

  • Привить учащимся любовь к своему краю, чувство патриотизма и национальной гордости.

План урока

  1. Цели и задачи урока

  2. Рассказ учителя о свёртывании НЭПа и взятии курса на индустриализацию страны

    • Вспомнить термин «индустриализация»

    • Определить цель индустриализации в России

    • Точка зрения Сталина и Бухарина

Ход урока

  1. Изучение нового материала

1) Вводное слово учителя

1927 год

Сократилась продажа крестьянами зерна и других продуктов государству.

Причины

  • Низкие закупочные цены

  • Нехватка промышленных товаров для обмена на сельскохозяйственные товары

  • Неурожай

  • Сложная международная обстановка

Давно забытое зрелище: с прилавков исчезли мясо, сыр, молоко, перебои с хлебом.

Чрезвычайные меры:

30 тысяч членов партии были отправлены в деревню для выколачивания хлеба.

Сам Сталин отправился в Сибирь.

Привлечение к уголовной ответственности не сдающих хлеб.

Привлечение бедноты

25% конфискованного хлеба крестьяне негодуют

Что делать?

Сталин Бухарин

Индустриализация и Считал основой аграрного сектора -

коллективизация индивидуальное крестьянское хозяйство

сельского хозяйства

2) Работа в группах.


Индустриализация

Коллективизация

Стр. 187 - 189

Стр. 190 - 191


Учебная задача – почему удалось провести индустриализацию, коллективизацию?

Главный источник средств – ограбление деревни

Сопротивление, но удалось провести. С точки зрения тактики – гениальная операция

Ограничено внутреннее потребление

Раскулачивание (могли бы противостоять)

Энтузиазм, вера, страх, труд заключённых

Бедняки в лидеры

Использование западных технологий

Остальная часть загнана в колхозы


1933 год – искусственный голод

НАО

    1. Большое влияние на развитие промышленности в округе оказала индустриализация СССР.

Курс на индустриализацию провозглашён на XIV съезде ВКП (б) в 1925 году.

Главная задача: превратить СССР из страны, ввозящей оборудование и машины, в страну, производящую их и обеспечивающую свою экономическую независимость и оборонную мощь. В кратчайшие сроки, рассчитывая на собственные силы. Страна изыскивала внутренние источники, где важным источником были леса Севера. Это осознал Ленин ещё в 1920 году. При обсуждении плана ГОЭЛРО он сказал следующее: «…для получения техники Запада мы должны платить. Чем платить? И здесь нет объекта более удобного для нас экономически, чем леса на дальнем Севере, которые мы имеем в невероятном количестве.»

История страны зеркально отражалась в истории округа.

Составим краткий конспект хода индустриализации и коллективизации.


Основным промышленным предприятием является лесопильный завод


Темпы роста пиломатериалов

1929 год

1940год


30,7 тысяч кубометров


51,9 тысяч кубометров


С начала 30 –х годов - активное освоение природных богатств округа

Месторождения угля

Воркута

Месторождения свинца, цинка

о. Вайгач

Месторождения флюорита

Амдерма

Работа по строительству шахт и освоению месторождений проводится силами заключённых.


Создаются и растут новые посёлки: Нарьян-Мар, Шойна, Амдерма, Воркута, Индига.

В Шойне – консервный завод (2,5 миллиона банок в год). Здесь было две школы, клуб, столовая, больница. В 1935 году открыт кирпичный завод (5 тясяч штук в день).

Быстро развивался п. Амдерма (790 жителей).

1932 год – построен Екушанский кирпичный завод (1,5 млн штук в год).


Совершенствуется транспортная схема нашего края.

1931 год – создан Печорский морской торговый порт.

1935 год – создание авиазвена Ненецкого окрисполкома, построен аэродром. Виталий Сущинский, Самуил Клибанов прокладывали воздушные трассы по маршруту Архангельск –Нарьян-Мар – Архангельск.

1939 год – радиозвязь в 19 населённых пунктах с центром.


Задача «сплошной коллективизации» на территории округа проводилась в общие для страны сроки (1929 – 1933 годы).

Основной формой коллективных объединений на севере являлись простейшие объединения и товарищества (ППО, ППТ). Основа – использование угодий с объединением средств производства. Первоначально кооперирование происходит в оленеводстве. Создаются товарищества по совместному выпасу оленей (ТСВО).

1928 год – организован оленеводческий колхоз «Ядей-ты». (сейчас входит в состав совхоза «Индигский»). Инициатор – Аркадий Дмитриевич Евсюгин. Поголовье увеличилось до 972 голов.

На 4-ом собрании ненцев Тиманской тундры (1929 год0 Евсюгин убеждал объединяться (правительство думает не только о русских, но и о ненцах). На что оленевод-ненец Захар Михайлович Апицин ответил: «Товарищи ненцы, я думаю, это будет очень хорошо и выгодно, лучше жить тогда будет. Давайте организуемся! Я первый пойду».

20 мая 1929 года по инициативе ненца И.П. Выучейского создан первый ненецкий оленеводческий колхоз (ПНОК).

В 1930 году возникло уже 6 оленеводческих колхозов (среди них и наш «Харп), (сообщения учащихся).

Трудности коллективизации

  1. Ожесточённая классовая борьба

  • Попытка сорвать – газеты, книга М.А. Сергеева

  • Агитация против вступления в колхозы

Кулаки, шаманы, торговцы утверждали, что «в коллективе всё будет общее и даже жёны, а если вздумаешь выйти из коллектива, то выйдешь голым». Подкулачник Хатанзейский пугал соседа: «Раньше ты, Иван, в батраках жил. Теперь в колхоз вступил и тоже батраком стал»

  1. Террористические акты против активистов. Об одном из эпизодов такого акта рассказала газета «Нарьяна-Вындер» - кулак деревни Кореговка Терентьев бросил чайником в председателя Ванюту.

  2. Саботаж – вытаптывали колхозные пастбища, уклонение от уплаты налогов, угоняли колхозные стада на худшие ягельники (колхоз «Адей-ты» - шаман Валейский)

В связи с этим – решительные меры по ослаблению кулачества

  • 1933-34 годы – осуждено 24, 87 кулаков; 121,81 середняков.

Как и по всей стране – перегибы, нарушение темпов коллективизации.

Вместо кропотливой работы – принуждение вступать в колхозы, введение военной дисциплины, не учитывались особенности тундры, низкий хозяйственный уровень.

В дальнейшем процесс коллективизации осуществлялся с более полным учётом особенностей края.

Октябрь 1936 года – IV окружной съезд Советов. Колхозы охватили 9/10 оседлого населения и больше половины тундровых хозяйств.

1940 год коллективизация хозяйств оленеводов кочевников была завершена. (таблица №6)

Итог:

  • позитивный – развивалось всё народное хозяйство, торговля, культура, повысился социальный уровень жизни народа

  • негативный – негативные методы проведения подрывали авторитет Советской власти, нет свободы выбора ведения хозяйства.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Заселение нашего края в древности

Автор: Чупрова Наталия Николаевна

Дата: 09.08.2016

Номер свидетельства: 338897

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) ""История Карталинского района" "
    ["seo_title"] => string(30) "istoriia-kartalinskogho-raiona"
    ["file_id"] => string(6) "159744"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421942048"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Воспитательное мероприятие "Мой родной край - ДОНБАСС""
    ["seo_title"] => string(55) "vospitatiel-noie-mieropriiatiie-moi-rodnoi-krai-donbass"
    ["file_id"] => string(6) "250662"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447098978"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Разработка классного часа на тему "Виртуальное путешествие по музею С. Т. Аксакова" "
    ["seo_title"] => string(89) "razrabotka-klassnogho-chasa-na-tiemu-virtual-noie-putieshiestviie-po-muzieiu-s-t-aksakova"
    ["file_id"] => string(6) "177707"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424699534"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Русская равнина как культурно-географическое понятие "
    ["seo_title"] => string(61) "russkaia-ravnina-kak-kul-turno-ghieoghrafichieskoie-poniatiie"
    ["file_id"] => string(6) "114963"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411751763"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Нам в конфликтах жить нельзя-возьмёмся за руки, друзья!" "
    ["seo_title"] => string(59) "nam-v-konfliktakh-zhit-niel-zia-voz-miomsia-za-ruki-druz-ia"
    ["file_id"] => string(6) "118492"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413146213"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства