Просмотр содержимого документа
«Заселение нашего края в древности»
Вступление:
Тема урока: Заселение нашего края в древнейшие времена. 5 класс
Цели:
Развивающая: знакомство с историческим прошлым НАО
Обучающая: ознакомить учащихся с картой НАО, работа со схематическим материалом
Воспитывающая: воспитание интереса и любви к прошлому родного края.
Методы и приёмы работы на уроке:
словесный – рассказ учителя, заслушивание сообщений учащихся
наглядный – работа с картой, схемами
исследовательский – работа с дополнительной литературой, написание рефератов
проблемный – постановка проблемных вопросов
поисковый – изучение дополнительной литературы для поиска новых знаний.
Оборудование:
карта НАО,
раздаточный материал «Карта округа в древности»,
схема Ортинского городища.
«У моря окраина милой России
Последним лежит
На песке километром»
А.И. Пичков
Организационные моменты
I Вступительное слово учителя. Объяснение нового материала.
Малая родина. Так мы называем свою землю, где родились и живём, где трудятся наши родители.
Наш край – это родной дом и его окрестности, село, город, округ. Наш край – это часть Отечества.
И сегоднящий урок – первый шаг в изучении вами истории земли, на которой мы живём. В старших классах вы будете изучать курс «Историческое краеведение», цель которого изучить прошлое, настоящее и будущее нашего края. А сегодня мы поговорим о заселении нашего края в древнейшие времена.
II Работа в тетрадях – запись плана.
План.
Заселение края первобытными людьми.
Характеристика народа чудь.
Ортинское городище.
Почему исчез народ чудь?
Верования ненцев.
Заселение края первобытным человеком произошло в древнем каменном веке (палеолит, 8 тысячелетие до н.э.). Первобытные люди охотились на северного оленя и морского зверя. Они пришли на север с реки Волги или с Белого моря. Селились по берегам рек (почему?).
В бронзовом веке (2 тысячелетие до н.э.) вышли на побережье Баренцева моря. Заселение же произошло с 5 по 10 века нашей эры.
Это был финно-угорский народ
С древнерусского языка – чудь или печера;
С ненецкого языка – сихиртя («люди, ушедшие в землю»)
Чудь = печера = сихиртя
Характеристика народа.
Название: чудь, печера, сихиртя
Занятие: охота на северного оленя и морского зверя
Центры поселения: Ортинское городище, река Гнилка
Речь: древнесаамский язык
Внешность: низкорослы, светловолосы, голубоглазы
Быт:
жилища – дерево-земляные сооружения;
каркасные лодки, обтянутые кожей;
собачьи упряжки; одежда из шкур белого медведя и морских зверей;
Орудия труда
костяные орудия труда – гарпуны, стрелы, копья, ножи;
Ненецкий фольклор много рассказывает о низкорослых людях, прячущихся в сопках и по ночам занимающихся рыбной ловлей.
Есть очень много рассказов о встречах с сихиртя, обычно эти встречи мимолётны и связаны с каким-нибудь заинтересовавшим ненца предметом (нож, кисет), который оказывается принадлежит сихиртя.
III Заслушать сообщения ребят
народ сихиртя
песня (ярабц) о девочке-сироте
сказки - «выдако»
религиозные верования «Легенда о Нуме и На – добре и зле
ненецкие шаманы – тадебя «Песня шамана»
Ненцы, вероятно, заимствовали от сихиртя глухую (без разреза) мужскую одежду, навыки морской охоты.
Многие слова, обозначающие море, являются в ненецком языке описательными:
Море – «пахнущая вода»,
Медведь белый – сэр варк
Ортинское городище.
Племена сихиртя – печера упоминается в «Повести временных лет» среди других северных племён.
IV Работа со схемами:
разложить на парты ребятам схему округа,
отметить городище Ортино.
Одним из центров поселений было Ортино. Расположено на 90 км севернее Нарьян – Мара, 30 км от п.Красное, площадь – 2200 квадратных метра. Городище относится к бронзовому веку (II – I тысяча лет до нашей эры), наряду с бассейнами рек Куя, Чёрная, на острове Вайгач.
V Работа у доски
на доске - схема Ортинского городища - самая высокая часть
на партах – раздаточный материал
Ортинское городище располагалось на мысу;
С трёх сторон окружала вода – реки, протоки, озёра
С трёх сторон защищено рвами и валами; со стороны входа – двойная система рвов, валов и ворота.
80 – 90-годы раскопки вела археологическая экспедиция О.В. Овсянникова
Установили, что стены представляли деревянные стоящие тыны (врытые в землю заострённые сверху брёвна)
Найдены кости животных, птиц; наконечники стрел, кости, чешуя рыб.
Торговали с коми и древнерусскими племенами.
У этого народа существовала своя религия, по которой мир делится на три части:
I – мир птицы или неба
II – мир пантеры или леса
III – мир змеи или подземный мир
Отношения со славянами были мирными.
Соседство привело к смешиванию угоро-финнов и славян (самодийские племена).
10 -12 век чудь исчезла
Причина – истребление самодийскими племенами (предками современных ненцев)
Ненецкое предание об исчезновении сихиртя – «людей, ушедших под землю».
Народ, увидев пришельцев, запрятался в своих жилищах и подрубил опорные столбы, похоронив себя под развалинами. На местах жилищ остались ямы или холмики.
Песни и предания ненцев необыкновенно интересны. Давайте и мы войдём в чум, сядем тихонько на мягкие шкуры и послушаем песню (ярабц) о девочке-сиротке.
Сказки – «вадако» с ненецкого (стр 60-61).
Ребята, что такое религия?
(ответы детей)
-духи?
-идолы?
У ненцев тоже есть религиозные верования
Землю представляли себе в виде нескольких миров, расположенных один над другим. Выше земли (где обитают люди) – семь небес.
Небо как перевёрнутая чаша.
Звёзды (нумги) – озёра на той земле, которая служит нам небосводом.
Земля – плоская, чуть взгорбленная посередине (горы), с них текут реки. Земля окружена морем.
Под землёй ещё семь земель
На первой живут сихиртя – маленькие люди.
Их небо – наша земля (считалось, что вместо оленей они используют мамонтов)
яхорог – земляной олень
Солнце и луна – одни для всех миров
Сихиртя они светят сквозь нашу землю.
Солнце (хаер) – красавица женщина
Пурга (хад) – старуха с длинными волосами
С возникновением веры в духов и душу у ненцев появились представления о добром и злом началах в природе
Доброе – дух неба Нум
Злое – На
/легенда, стр. 64, «Ненцы»/
Большое значение имели домашние покровители
Хэ – хэ /рисунок, стр.35/
Тадебя – ненецкие шаманы
/песня шамана, бубен, стр.72-74/
VI Закрепление изученного материала:
1вариант
Игра «В воображаемом музее»
Задание учащимся: Расположите материалы, изученные на уроке, на воображаемых стендах музея.
2вариант
Конкурс «Вопрос – ответ»
Одна команда задаёт вопрос по теме урока, вторая отвечает и наоборот.
Список использованной литературы
«Малая родина», под редакцией Н.А. Востриковой, Т.Ю. Журавлёвой
История ненецкого края, под редакцией Ю.В. Канева
История и культура Печорского края. Сборник управления культуры НАО
Социально-экономическая политика Советской власти НАО в 1929 -30 годы (коллективизация, индустриализация)
Цель:
Раскрыть сложность и противоречивость политики индустриализации и коллективизации в России;
Конкретизировать историю России в материале нашего округа,
Привить учащимся любовь к своему краю, чувство патриотизма и национальной гордости.
План урока
Цели и задачи урока
Рассказ учителя о свёртывании НЭПа и взятии курса на индустриализацию страны
Вспомнить термин «индустриализация»
Определить цель индустриализации в России
Точка зрения Сталина и Бухарина
Ход урока
Изучение нового материала
1) Вводное слово учителя
1927 год
Сократилась продажа крестьянами зерна и других продуктов государству.
Причины
Низкие закупочные цены
Нехватка промышленных товаров для обмена на сельскохозяйственные товары
Неурожай
Сложная международная обстановка
Давно забытое зрелище: с прилавков исчезли мясо, сыр, молоко, перебои с хлебом.
Чрезвычайные меры:
30 тысяч членов партии были отправлены в деревню для выколачивания хлеба.
Сам Сталин отправился в Сибирь.
Привлечение к уголовной ответственности не сдающих хлеб.
Привлечение бедноты
25% конфискованного хлеба крестьяне негодуют
Что делать?
Сталин Бухарин
Индустриализация и Считал основой аграрного сектора -
коллективизация индивидуальное крестьянское хозяйство
сельского хозяйства
2) Работа в группах.
Индустриализация
Коллективизация
Стр. 187 - 189
Стр. 190 - 191
Учебная задача – почему удалось провести индустриализацию, коллективизацию?
Главный источник средств – ограбление деревни
Сопротивление, но удалось провести. С точки зрения тактики – гениальная операция
Ограничено внутреннее потребление
Раскулачивание (могли бы противостоять)
Энтузиазм, вера, страх, труд заключённых
Бедняки в лидеры
Использование западных технологий
Остальная часть загнана в колхозы
1933 год – искусственный голод
НАО
Большое влияние на развитие промышленности в округе оказала индустриализация СССР.
Курс на индустриализацию провозглашён на XIV съезде ВКП (б) в 1925 году.
Главная задача: превратить СССР из страны, ввозящей оборудование и машины, в страну, производящую их и обеспечивающую свою экономическую независимость и оборонную мощь. В кратчайшие сроки, рассчитывая на собственные силы. Страна изыскивала внутренние источники, где важным источником были леса Севера. Это осознал Ленин ещё в 1920 году. При обсуждении плана ГОЭЛРО он сказал следующее: «…для получения техники Запада мы должны платить. Чем платить? И здесь нет объекта более удобного для нас экономически, чем леса на дальнем Севере, которые мы имеем в невероятном количестве.»
История страны зеркально отражалась в истории округа.
Составим краткий конспект хода индустриализации и коллективизации.
Основным промышленным предприятием является лесопильный завод
Темпы роста пиломатериалов
1929 год
1940год
30,7 тысяч кубометров
51,9 тысяч кубометров
С начала 30 –х годов - активное освоение природных богатств округа
Месторождения угля
Воркута
Месторождения свинца, цинка
о. Вайгач
Месторождения флюорита
Амдерма
Работа по строительству шахт и освоению месторождений проводится силами заключённых.
Создаются и растут новые посёлки: Нарьян-Мар, Шойна, Амдерма, Воркута, Индига.
В Шойне – консервный завод (2,5 миллиона банок в год). Здесь было две школы, клуб, столовая, больница. В 1935 году открыт кирпичный завод (5 тясяч штук в день).
Быстро развивался п. Амдерма (790 жителей).
1932 год – построен Екушанский кирпичный завод (1,5 млн штук в год).
Совершенствуется транспортная схема нашего края.
1931 год – создан Печорский морской торговый порт.
1935 год – создание авиазвена Ненецкого окрисполкома, построен аэродром. Виталий Сущинский, Самуил Клибанов прокладывали воздушные трассы по маршруту Архангельск –Нарьян-Мар – Архангельск.
1939 год – радиозвязь в 19 населённых пунктах с центром.
Задача «сплошной коллективизации» на территории округа проводилась в общие для страны сроки (1929 – 1933 годы).
Основной формой коллективных объединений на севере являлись простейшие объединения и товарищества (ППО, ППТ). Основа – использование угодий с объединением средств производства. Первоначально кооперирование происходит в оленеводстве. Создаются товарищества по совместному выпасу оленей (ТСВО).
1928 год – организован оленеводческий колхоз «Ядей-ты». (сейчас входит в состав совхоза «Индигский»). Инициатор – Аркадий Дмитриевич Евсюгин. Поголовье увеличилось до 972 голов.
На 4-ом собрании ненцев Тиманской тундры (1929 год0 Евсюгин убеждал объединяться (правительство думает не только о русских, но и о ненцах). На что оленевод-ненец Захар Михайлович Апицин ответил: «Товарищи ненцы, я думаю, это будет очень хорошо и выгодно, лучше жить тогда будет. Давайте организуемся! Я первый пойду».
20 мая 1929 года по инициативе ненца И.П. Выучейского создан первый ненецкий оленеводческий колхоз (ПНОК).
В 1930 году возникло уже 6 оленеводческих колхозов (среди них и наш «Харп), (сообщения учащихся).
Трудности коллективизации
Ожесточённая классовая борьба
Попытка сорвать – газеты, книга М.А. Сергеева
Агитация против вступления в колхозы
Кулаки, шаманы, торговцы утверждали, что «в коллективе всё будет общее и даже жёны, а если вздумаешь выйти из коллектива, то выйдешь голым». Подкулачник Хатанзейский пугал соседа: «Раньше ты, Иван, в батраках жил. Теперь в колхоз вступил и тоже батраком стал»
Террористические акты против активистов. Об одном из эпизодов такого акта рассказала газета «Нарьяна-Вындер» - кулак деревни Кореговка Терентьев бросил чайником в председателя Ванюту.
Саботаж – вытаптывали колхозные пастбища, уклонение от уплаты налогов, угоняли колхозные стада на худшие ягельники (колхоз «Адей-ты» - шаман Валейский)
В связи с этим – решительные меры по ослаблению кулачества
1933-34 годы – осуждено 24, 87 кулаков; 121,81 середняков.
Как и по всей стране – перегибы, нарушение темпов коллективизации.
Вместо кропотливой работы – принуждение вступать в колхозы, введение военной дисциплины, не учитывались особенности тундры, низкий хозяйственный уровень.
В дальнейшем процесс коллективизации осуществлялся с более полным учётом особенностей края.
Октябрь 1936 года – IV окружной съезд Советов. Колхозы охватили 9/10 оседлого населения и больше половины тундровых хозяйств.
1940 год коллективизация хозяйств оленеводов кочевников была завершена. (таблица №6)
Итог:
позитивный – развивалось всё народное хозяйство, торговля, культура, повысился социальный уровень жизни народа
негативный – негативные методы проведения подрывали авторитет Советской власти, нет свободы выбора ведения хозяйства.