kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

За гранью возможного

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подвиги земляков в годы войны.

Герои войны и тыла поселка Байков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«За гранью возможного»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Гашунская средняя общеобразовательная школа №4


Региональный конкурс проектов

« Миус – фронт – страница Великой Отечественной войны».



Тема работы:

« За гранью возможного»


Подготовила: Архипова Виктория Сергеевна

Обучающаяся 9 класса

МБОУ Гашунская СОШ №4

[email protected]



Руководитель : Иванова Надежда Александровна

Место работы: МБОУ Гашунская СОШ № 4

347471,п.Байков, ул. Школьная, 12

Контактный телефон 89381483325 [email protected]






п. Байков

2020 год


Оглавление.

Введение

1. Цель работы…………………..…………………………………2

2. Задачи исследования …………………………………..…..…....2

3. Практическое значение работы……………………..…..………3

 Основная часть

Глава 1. Герои фронта – мои односельчане.

1.1. Писарев Михаил Давыдович ……………………………….3- 4

1.2. Коломейцев Дмитрий Никифорович. …………………….4- 6

Глава 2. Они ковали Победу в тылу врага.

2.1. Эвакуация на восток…………………………………………….6 - 7

2.2. Саварухина Мария Григорьевна………………………………….7

2.3. Чередниченко Лидия Дмитриевна……………………………...7- 8

2.4. Иванов Александр Матвеевич…………………………………….9

Заключение…………………………………………………………9 - 10

Источники и литература…………………………………………...10

Приложения………………………………………………………..11- 22





За гранью возможного…

Введение.

9 мая 1945 года. Дата, определившая судьбы всего человечества. У вас, мои земляки, разные судьбы и биографии. Но всем вам, подлинным героям тех огненных лет, выпали жесточайшие испытания, которые часто совершались за гранью человеческих сил. Но вы выстояли, вы победили. Мы, молодое поколение, ваши наследники, в неоплатном долгу перед вами.

Я часто посещаю наш краеведческий музей. Здесь познакомилась с историей поселка Байков (племенного совхоза «Гашунский» - так раньше назывался наш поселок). Встречаясь с ветеранами войны и тыла, узнала о верности долгу, патриотизме, любви к Родине, беспримерном мужестве советского народа, который сделал все возможное и невозможное для победы над врагом. Поэтому я решила написать исследовательскую работу о судьбах моих односельчан в годы военного лихолетья. Цель моей работы - привлечь внимание моих современников к военной истории моей малой родины – поселка Байков. Для достижения намеченной цели передо мной были поставлены следующие задачи:

  1. Встречи с ветеранами войны и тыла, их потомками.

  2. Работа с архивными материалами музея.

  3. Работа с интернет – ресурсами на сайте «Подвиг народа».

  4. Анализ литературы и изучение статей в периодической печати.

  5. Оформление работы и передача работы в музей.

Практическая значимость моей работы состояла в том, чтобы

1. Найти и вспомнить имена героев, без подвигов которых победа была бы не возможна.

2. Показать в своей работе, что нынешнее поколение в неоплатном долгу перед вами, мои земляки, определившими исход войны.

3. Показать нашему юному поколению значимость боевых и трудовых подвигов, которые были совершены «за гранью возможного».

4. Показать, что поступки, которые совершали мои односельчане, переступая свои физические и духовные силы, совершались ради великой Победы, мирного будущего нашего поколения.

Глава 1. Герои фронта - мои односельчане.

С первых дней войны, все те, кто подлежал призывному возрасту, были направлены Зимовниковским военкоматом на фронт. ( Приложение № 1). 300 из них – мои земляки, жители поселка Байков. Каждая семья провожала отца, мужа, сына или дочь. У каждого из них - своя судьба, своя военная история. (Приложение № 2,3)

86 человек не вернулись домой к своим родным и близким. ( Приложение №4) Герои, возвратившиеся с фронта, восстанавливали и развивали свой родной поселок.

Писарев Михаил Давыдович. ( Приложение № 5)

8 мая 2019 года в газете «Степная новь» вышла статья «История одного подвига», в которой внуки и правнуки рассказали о подвиге Писарева Михаила Давыдовича. Какой же подвиг совершил Михаил Давыдович? Писарев М. Д. ушел на фронт в июле 1941года. Встретил войну под Москвой, был направлен на курсы радистов и, после их окончания, в феврале 1942 года, был направлен на Карельский фронт в должности заместителем начальника рации РБ. В начале 1944 года бригада прибыла на рубеж реки Свирь, закрепилась на рубеже, перерезав железную и шоссейную дороги. Но к концу дня противнику удалось сосредоточить на участке превосходящие силы. Вражеские войска перешли в контратаку, стремясь сбросить морских пехотинцев в озеро, но бригада удержала рубеж. В первый день противник предпринял 16 атак. Все они были отбиты. Но не смотря героическое сопротивление наших солдат, немцы стали окружать высоту. Удержать высоту горсткой десантников невозможно. Отступать некуда – это гибель в болотах или немецкий плен. Комбриг ранен, без сознания. Сержант Писарев принимает решение: « Волна! Волна! Я - Портал! Вызываю огонь на себя!» Артналетом были разгромлена вся цепь наступающих немцев. Бригада была спасена. За проявленную отвагу наш земляк был награжден орденом Боевого Красного Знамени и медалью «За боевые заслуги».

О подвиге героя я так же узнала из книги « История Великой Отечественной и Второй мировой войны в наградах земляков» из главы «Герои, которых мы не знали». В книге Фазила Дашлая « Герои без звезд» есть статья и о нашем земляке, где написано: «Представлен к званию Герой Советского Союза 20 октября 1944 года». ( Приложение № 6).Но звания герой так и не получил. Почему? Это загадка и для нас их потомков.

После освобождения Карелии, Писарев М. Д. в должности начальника рации

воюет в составе 4 Украинского фронта, который с тяжелыми боями освобождает Европу. После войны Михаил Давыдович трудился в своем родном хозяйстве.

Коломейцев Дмитрий Никифорович.

Большую помощь в изучении военной истории мне оказал сайт « Подвиг народа», на котором можно найти много интересного о своих земляках. За гранью возможного… Это можно сказать о Коломейцеве Дмитрие Никифоровиче. О нем я узнала из «Представления к награде» командира части, в которой служил Коломейцев Дмитрий Никифорович. ( Приложение №7) Там сказано: «Товарищ Коломейцев во время наступательных операций проявил себя как смелый выносливый боец. При выполнении приказа командования по доставке узла связи на новый КП, неоднократно подвергался артиллерийско – минометному обстрелу и бомбежке с воздуха, но благодаря своему хладнокровию и спокойствию всегда техника доставлялась на место в срок и исправна.

Во время операции в районе Лалли, доставляя туда узел связи, товарищ Коломейцев заметил приближающуюся группу бомбардировщиков противника, но не растерялся. Быстро свернул с дороги в сторону и тем самым сохранил материальную часть и личный состав и своевременно доставил узел связи на место. В период боев за город Рига, товарищ Коломейцев также проявил исключительную выдержку и стойкость. В районе Таагадер необходимо было развернуть узел, машина шла на это место. Дорога, где стоял указатель « объезд» была заминирована и автомашина подорвалась на мине. Водителя контузило, но, не смотря на это, не боясь того, что можно еще подорваться на мине, так как там было еще много мин, он принял решение доставить машину по назначению. И сейчас товарищ Коломейцев продолжает выполнять поставленные перед ним задачи.

За боевые заслуги Дмитрий Никифорович награжден Медалью «За отвагу» и орденом Отечественной войны II. (Приложение № 8).



Глава 2. Они ковали Победу в тылу врага.

Эвакуация на восток.

К началу Великой Отечественной войны племенной завод « Гашунский» был одним из самым крупных хозяйств на территории Зимовниковского района. В совхозе насчитывалось более 35 тысяч тонкорунных овец, около 2-х тысяч крупного рогатого скота, 20 тысяч гектаров земли. Хозяйство кормило страну хлебом и мясом, давало шерсть, необходимую для легкой промышленности. Об успехах тружеников совхоза знала вся страна. На ВДНХ овцы хозяйства неоднократно занимали призовые места. Летом 1942 года враг подступил к Зимовниковскому району, и прозвучал приказ Родины: «Ничего не оставлять врагу»! Жители поселка, а это были старики, женщины, подростки стали готовить животных к отправке на восток. В это же время в совхоз прибыло большое поголовье крупного рогатого скота эвакуированного из Украины. 15 июня 1942 было получено предписание о необходимости закончить подготовку к эвакуации. 20 июня последние отары овец и стада коров отправились в Северный Казахстан. Возглавляла эвакуацию директор хозяйства № 3 Колесник Мария Ивановна. Начались долгие месяцы эвакуации. На грани жизни и смерти бригада передвигались по раскаленной, выжженной палящими лучами солнца степи, испытывая не человеческие усилия. В тени было свыше 40 градусов. От жары изнемогали люди, гибли из-за нехватки воды и корма животные. Продукты, выданные по урезанной норме всем сопровождающим, заканчивались. Спасали животные, которых дорезали из - за падежа. В августе стада скота и отары овец пригнали к станции Баскунчак, но и здесь бригаду ждала новая беда. Немецкие «Юнкерсы», пролетавшие два дня назад, уничтожили всю станцию, остались лишь печные трубы. Снова потекли недели изнурительного пути в восточные районы страны. Сил не было ни у людей, ни у животных. Осенью остановились в совхозе им. Чапаева Пугачевского района Саратовской области. Поголовье сократилось почти вдвое. Здесь произошел окот овец, отелилась часть коров, за которыми продолжали ухаживать мои земляки. В январе 1943 года территория Зимовниковского района была освобождена от фашистов. Началась подготовка к возвращению домой. Лишь осенью 1943 года, вместе со скотом, бригада возвратились в свой родной поселок. Все сопровождавшие животных: Сязин П.И., Соколенко М.Д., Божко В.Ф., Приступа И.М., Молчанова Р., Писарева Т.Д. были отмечены правительственными наградами.

Хозяйство продолжало развиваться. Но война внесла свои коррективы. В 1943 году на базе племенного совхоза был организован военный конный завод № 164, который стал выращивать для Советской Армии лошадей донской и будёновской пород. Овцеводство тоже не было забыто. Племенное стадо овец, сохраненное благодаря эвакуации, продолжало развиваться. Лишь в 1955 году хозяйство вновь вернулось к своему основному направлению. Возродилось производство тонкорунной породы овец, так необходимое развивающейся стране.

Глава 3. Они ковали Победу в тылу.

Тяжелое бремя выпало и на долю тех, кто остался в родном совхозе. Женщины, старики и дети. Им приходилось пахать, сеять, собирать урожай, выращивать овец и кормить всю страну. Работали не только на фермах, но и на рытье окопов, собирали и отправляли на фронт теплые вещи, которые сами и вязали, вносить деньги в фонд обороны.

Когда вех мужчин забрали на фронт, Маша Саварухина была единственным человеком в совхозе, умеющим управлять трактором. (Приложение№9) Молодая девушка была и трактористом, и механиком, и бригадиром. Тяжелейшая мужская работа не прекращалась ни днём, ни ночью. Девушка выдержала все: нехватку запчастей для трактора, отсутствие совета опытных механизаторов, жесточайшие зимние морозы, знойное пекло летом. Ничто не могло сломить твердость духа моих земляков. Каждый понимал, что и от него зависит победа на фронте. Хлеб был нужен всей стране.

Коротким оказалось детство многих моих земляков. Рано повзрослевшие девочки и мальчики встали в строй вместе с взрослыми.

Из воспоминаний Чередниченко Лидии Дмитриевны. ( Приложение № 10)

Июнь 1941 года. Лида окончила 6 классов и ее, как лучшую ученицу школы, за отличную учебу и примерное поведение наградили путевкой в пионерский лагерь в городе Адлер. Какое же это счастье. Радости, восторгу девочки не было предела. Лида увидит Черное море!!! Но мечта Лиды не сбылась, поезд дошел лишь до железнодорожной станции в городе Сальске и детям объявили, что началась война, фашисты напали на нашу Родину и все они возвращаются домой. Детство для Лиды, как и миллионов советских детей, закончилось. « Дети войны». Обыкновенные дети, те, кто работал на грани возможного, наравне со взрослыми, те, благодаря кому, выжили их близкие.  Они повзрослели в один миг. Нужно было помогать фронту, совхозу, своим близким. И Лида, вместе со своими подругами, такими же как она, девочками – подростками, сеяла, убирала хлеб, укладывала сено в огромнейшие скирды. Работали зимой в морозы и летом под палящими лучами солнца, работали не покладая рук, которые постоянно были в мозолях. Очень трудно было заготавливать корм для скота на зиму. Огромнейшие скирды несколько метров в высоту и молоденькие девчонки и женщины, подбрасывающие вверх сено вилами. Сколько же нужно было сил, терпения, выносливости, что бы выполнять тяжелую мужскую работу. Иногда приходилось помогать и соседям. Лиду вместе с подругами послали на работу в соседний колхоз, где на обед им давали по несколько граммов хлеба и, девушка, которой исполнилось всего 16 лет, берегла эти кусочки хлеба, чтобы отдать потом своей маме, на плечах которой было еще трое детей, а муж воевал на фронте. Нужно было видеть слезы гордости и боли в глазах матери за заботу дочери о своих маленьких сестричках и братике. Ведь Лида недоедала, сама часто была голодная, но она понимала, что этим кусочками хлеба она спасает жизнь своим родным. За добросовестный труд в годы войны Чередниченко Лидия Дмитриевна награждена медалью « За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. ». Неоднократно получала письма – поздравления от президента России. (слайд №9 )

Иванов Александр Матвеевич.

Из его рассказов, о тех незабываемых событиях, я узнала много нового и интересного. На территории совхоза были расположены румынские части. У всех жителей захватчики забрали запасы продуктов, офицеров и солдат разместили в домах, а женщинам, старикам и детям пришлось выживать в сараях, в которые их выгнали фашисты. Детство, оборванное войной. Многие из них не совершали подвигов, но они должны были выжить, выстоять назло врагу в те страшные годы. Александр Матвеевич вспоминал: « В один из дней лета 1942 года последовал фашистский приказ: «Всех овец, которых жители хозяйства не успели угнать на восток за Волгу, отправить на станцию Зимовники, погрузить в вагоны и по железной дороге доставить на фронт». ( Нужно было кормить немецких солдат.) Для выполнения немецкого приказа, собрали мальчишек 12-14 лет. За неповиновение грозил расстрел. Но до железнодорожной станции отара овец так и не дошла. Мальчишек, перепуганных до смерти, этим приказом фашистов, (среди них был и Иванов Александр Матвеевич), спасла начавшаяся ночью гроза. Овцы разбежались, ребята, те, кто оказался смелее, сбежали и вернулись домой, остальные сгинули в пекле войны, выполняя фашистский приказ.

Заключение.

Тяжелые испытания, выпавшие на долю нашего народа, вызывали ненависть к поработителям и одновременно – святую веру в победу. Они воевали и трудились за гранью возможного. Для тех, кто выжил, выстоял в этой войне, всегда будут свежи воспоминания и никогда не залечатся душевные раны.

Во время подготовки данной работы я сделала следующие выводы:

1. Никогда нельзя забывать то, что пережили наши деды и прадеды, а память об их подвигах, совершенных за гранью возможного, должна сохраниться у нас, их потомков, она должна жить в наших воспоминаниях. Они живы – пока мы помним о них.

3. Тема героизма наших земляков в Великой Отечественной войне должна быть актуальна во все времена, а подвиги ветеранов войны и тружеников тыла - пример для подражания молодежи.

5. Мы – нынешнее поколение, в неоплатном долгу перед вами, за то, что живем в мире свободном от войн и насилия.

6. Мы всегда должны помнить: многие из тех, кто ушел на войну, заплатили высокую цену – они отдали свои жизни.

Материал этой работы я передам в музей, чтобы сохранить память о моих земляках для будущего поколения.

Используемые источники и литература:

1. Дашлай Ф. Герои без звезд. Ростов - на- Дону, 2017

  1. Интернет - сайт « Подвиг народа»

3. История Великой Отечественной и Второй мировой войн в наградах земляков, глава 9. Герои, которых мы не знали, Ростов на Дону, 2015.

4. Историко-краеведческие очерки о восточных районах Ростовской области. На степных просторах. – Ростов н/Дону, 1983

5.Историко-краеведческие очерки о зимовниковской земле и ее людях. Край, где мы живем. - Волгодонск, 1998

6.Летопись поселка. Моя родная сторона. – МУК Гашунская сельская библиотека, п. Байков, 2010г.

7. Материалы из газет «Степная Новь», 1998-2020гг.

8. Семейные фотографии и архивы, личные встречи и беседы с ветеранами войны и тыла, их родственниками.







Приложение № 1.

Писарев Михаил Давыдович и

Писарева Таисия Дмитриевна.













Приложение№6

Коломейцев Дмитрий Никифорович.

Представление командира части к награде.

Чередниченко Лидия Дмитриевна.

Памятник солдату – освободителю в поселке Байков.



12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
За гранью возможного

Автор: Иванова Надежда Александровна

Дата: 24.08.2020

Номер свидетельства: 556325

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Учитель и ученик: грани взаимодействия с учащимися на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(92) "uchitiel-i-uchienik-ghrani-vzaimodieistviia-s-uchashchimisia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "234167"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443362351"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Возможность использования элементов ТРИЗ в воспитательно- образовательном процессе дошкольного учреждения "
    ["seo_title"] => string(119) "vozmozhnost-ispol-zovaniia-eliemientov-triz-v-vospitatiel-no-obrazovatiel-nom-protsiessie-doshkol-nogho-uchriezhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "134458"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416750918"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Творческий проект"
    ["seo_title"] => string(20) "tvorchieskii_proiekt"
    ["file_id"] => string(6) "455008"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517863780"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект и презентация к уроку "Понятие о вероятности. Решение задач" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-i-priezientatsiia-k-uroku-poniatiie-o-vieroiatnosti-rieshieniie-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "148360"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419677312"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "конспект урока геометрии в 9 классе "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-ghieomietrii-v-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "152743"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420900965"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства