УРОК № 1.
1. Этапы истории человечества
2. Вехи Новейшей истории человечества
3. Виды источников по Новейшей истории
4. Документальная фотография, кинохроника, телерепортаж
Изучение нового материала.
Слайды | Методические рекомендации по организации процесса обучения |
Этапы истории человечества |
№ 1 | Урок начинается с актуализации знаний учащихся об этапах истории человечества. Учитель задает вопросы о том на какие этапы делиться всемирная история, уточняет их хронологические рамки. По мере устной беседы происходит заполнение «Ленты времени» на слайде. Наконец, учитель сообщает ребятам о том, что сегодня они перейдут к изучению нового этапа истории человечества – Новейшей истории. |
Вехи Новейшей истории человечества |
№ 3 - 13 | Учитель сообщает о принятых в исторической науке подходах к обозначению начальной границы Новейшей истории. А затем коротко характеризует основные вехи истории XX столетия. Здесь учащимся могут быть сообщены интересные факты из истории XX века. Или может быть организована беседа, позволяющая прояснить исходные представления учеников о той или иной эпохе. |
Виды источников по Новейшей истории |
№ 14-17 | Учитель напоминает ученикам о том, что изучение истории невозможно без исторических источников. В беседе с учениками учитель актуализирует понятие исторического источника и их возможные виды. После этого учитель переходит к знакомству учащихся с различными видами визуальных источников информации и их спецификой. Учитель отмечает особую роль такого источника информации, без которого сложно представить себе историю XX века, как документальная фотография. И на его особенностях следует остановиться подробнее. |
Документальная фотография, кинохроника, телерепортаж (экспериментальный компонент) |
№ 18 | Учитель рассказывает о том, первые попытки запечатлеть окружающий мир предпринимались уже очень давно. Однако в 1839 году француз Луи Дагерр и англичанин Уильям Тальбот почти одновременно изобрели способ получения фотографических изображений. Способ Л. Дагерра позволял получить его на тонкой серебряной пластине, тогда как У. Тальботу удалось получить изображение на специальной бумаге. Далее учитель указывает на то, что первые фотографические изображения обладали одной характерной особенностью. Учащимся предлагается назвать эту особенность, сравнив два снимка. (При рассмотрении запечатленных городов, видно, что на улицах их совершенно отсутствуют люди. И это не случайно. Дело в том, что первые фотоаппараты обладали длительной выдержкой (около 5 минут). Это значит, что свет должен был непрерывно отражаться от объекта в течение этого промежутка времени на фотопластину. И запечатлены могли быть только статичные объекты.) Однако в дальнейшем техника получения фотографических изображений продолжала совершенствоваться. |
№19 | Учитель говорит о том, что в 1878 году способ получения фотографий был усовершенствован. (Стараниями англичан Маддокса и Беннета удалось получить сухие пластинки с высокой светочувствительностью. ) На экран выводятся два снимка, полученные в начале XX века. Учитель задает вопрос о том, какую особенность приобрела теперь фотография? И подводит учеников к мысли о том, что теперь фотограф получил возможность фиксировать движущиеся объекты. И более того, фотография научилась отображать действительность в мельчайших деталях, которые не способен уловить даже человеческий глаз. Способность фотографии запечатлеть «мгновение» для историка крайне важна, но у нее есть и обратная сторона. |
№ 20 | На экран выводиться фотоснимок времен Первой мировой войны (Британские солдаты в захваченном окопе. Битва на реке Сомме Июль 1916 г.), ставиться вопрос к нему: С какой стороны от окопа находится река Сомма? Учащиеся подводятся к выводу, что используя только данный фотоснимок, ответить на вопрос точно невозможно. Это связано с тем, что фотография фиксирует только один фрагмент исторического события, как бы выхватывая его из контекста. Следовательно, фотография в большинстве случаев не может являться самостоятельным историческим источником. Всегда требуются источники информации, которые бы ее дополняли. |
№ 21 | Учитель говорит о том, что документальная фотография не единственный, специфический источник информации, появившийся в XX веке. На основе нее возник и еще один. Учащимся предлагается угадать, что это за источник, после чего включается видео. Это кинохроника (в данном случае запечатлены испытания английского танка времен Первой мировой войны). Учитель просит предположить учащихся, какую пользу историк может извлечь из подобного исторического источника. (Позволяет запечатлеть объект в движении. Создает более целостную картину события.) |
№22 | Учитель говорит о том, что кинохроника в дальнейшем легла в основу еще одного важного источника информации. Включается видео. Учащиеся называют, о каком источнике информации идет речь. Это телевизионный репортаж. (В данном случае это кадры, снятые 4 октября 1993 года, связанные с противостоянием депутатов Верховного Совета и президента Б.Н. Ельцина.) Учитель спрашивает, чем подобный источник информации отличается от прежней кинохроники? (он передает звуки, сопровождавшие события и чаще всего сопровождается голосовым комментарием диктора) |
№ 23 | Учитель подводит итог, говоря, что эти три новые вида источников не только содержат информацию о прошлом, но и сообщают нам информацию о современных событиях. |