Цели | - раскрыть роль и значение кочевого скотоводства, как источника жизнедеятельности кочевников - сформировать знания о формировании и развитии кочевого скотоводства на территории Казахстана; - раскрыть причинно-следственные связи перехода к кочевому скотоводству; - определить отличия между кочевым скотоводством и оседлым; - сформировать знания о хозяйственной деятельности кочевников: - развитие информационной компетентности; - умения сворачивать и разворачивать информацию, умения систематизировать материал, делать выводы, развитие умения работать по карте и с различными источниками информации; - развитие коммуникативной компетентности; монолог, диалог, дискуссия. воспитание познавательного интереса к истории казахского народа, воспитание патриотизма и толерантности |
I – этап вызов | Организационный момент Приветствие Психологический настрой (под музыку) -ребята сегодня на нашем уроке пресудствуют гости, и мы должны показать им свои знания, как мы умеем активно работать, и открыто высказывать свое мнение. Вы у нас успешные и у нас все получится. Опрос домашнего задания. Тестовые задания 1.Добавляя к медной руде олово, люди научились производить: А) бронзу В) чугун С) свинец Д) железо Е) никель 2. Начало освоения производства бронзовых изделий на территории Казахстана относится к периоду: А) 2,6 млн лет до н.э. В) 40 тыс. лет до н.э. С) середины 2-го тыс. до н.э. Д) 7 тысячелетия до н.э. Е) 3 тысячелетия до н.э. 3.Первые памятники андроновской культуры были обнаружены близ: А) Ачинска В) Алматы С) Оренбурга Д) Шымкента Е) села Андронова 4.основным видом хозяйства в эпоху бронзы было: А)скотоводство В) земледелие С) садоводство Д) охота Е) собирательство 5.Прототипом казахской юрты считается: А) жилище андроновцев В) шатер С) шалаш Д) кибитка Е) сибирский чум 6. Частная собственность появилась в: А) палеолита В) мезолита С) неолита Д) энеолита Е) бронзы 7. Хранителями древних традиций и знаний у племен эпохи бронзы были: А) жрецы В) старейшины С) вожди Д) общинники Е) воины 8. Местом обитания богов андроновцев считали: А) землю В) небо С) солнце Д) подземный мир 9. В каком году началось комплексное изучение эпохи бронзы: А) 1945 г В) 1950 г С) 1946 Д) 1951 г Е) 1960 г 10. По своему физическому типу андроновцы были: А) европеоидными В) монголоидными С) негроидными Д) индоиранцами Устные ответы учеников У кого на листочках изображения бронзовой монеты: Бронза как мы знаем, не встречается в чистом виде в природе это сплав меди и олова, вопрос каких регионах Казахстана встречаются эти виды металлов? Назовите две крупные культуры эпохи бронзы? Как описал внешний облик андроновцев академик В.П.Алеквеев Деление на группы. В середине XIX века русский путешественник А.И. Левшин, впервые оказавшись в центральной части Великой страны – современном Казахстане, был поражён величием и спокойствием открывшегося его взору пространства. Вглядываясь с вершины древнего кургана в безбрежную даль цветущей степи, куда уходил караван, он спросил у старой казашки: - Почему вы кочуете? - Человек должен двигаться, потому что Солнце, месяц, звёзды, животные, рыбы – всё движется, только земля и мёртвые остаются на месте! Этот ответ казашки русскому путешественнику в какой-то мере даёт ключ к пониманию мировоззрения степных народов, истоков их культуры и искусства. Немало тайн и загадок прошлого хранят древние курганы и бескрайняя степь. Сегодня мы попытаемся раскрыть несколько загадок кочевничества. Ответы на некоторые вопросы вы уже можете дать, ответы на другие вы должны будете найти при изучении нового материала. Как что общего у рисунков, по которым вы разделились на группы. Связав эти картинки какой образ жизни мы можем получить? | Ученики здороваются. Под музыку проводят психологический настрой на урок. Выполняют тестовые задания. У учеников у которых изображены монетки отвечают на вопросы учителя. Ученики отвечают на поставленные вопросы. |
осмысление | Новая тема: «Возникновение кочевого скотоводства». 1 группа – причины появления кочевого скотоводства 2 группа – виды животных, которых разводили кочевники 3 группа – юрта 4 группа – сезонные пастбища кочевников. Задание № 1 «Историческая мозаика» составите предложения из данных слов: 1. Сложно, и выгодно, что, казахских степей, примерно, привело к тому, к концу, заниматься земледелием, 2-го тысячелетия до н.э. , стало, опустынивание.() 2. Добывая, не нуждаются, маловосприимчивы, к холоду, лошади, могут тебеневаться, в специальных, из-под снега, загонах, корм. 3. Кочевание, брать, главное, с собой, необходимое, правило при, только, самое. 4. Примерно, собирается, простым, кочевникам, и удобным, является, за час, за очень, жилищем, юрта, время, очень, и разбирается, короткое. Задание № 2 Постройте логическую цепочку, согласно значимости видов скота в кочевом хозяйстве. Крупный рогатый скот Лошади Верблюд Овцы Какие качества животных позволяли кочевникам сделать выбор в пользу того или иного вида скота при их разведения? Задание № 3 Дайте определение следующим понятиям Аул – Кошара – Казан – Тебеневка – Задание № 4 | Ученики работают в группе. Каждая группа составляет по одному предложению. Ученики строит логическую цепочку. Называют качества животных. Ученики дают определение данным словам с каждой группы по одному. |
рефлексия | Под итоживая урок можно сказать что казахи не кочевали хаотично, а это была целая система которая складывалась веками. И кочевники должны были знать 4 основных правила. Что должен был знать кочевник. Время, когда начинаются разливы рек Местность, окружающею природу. Место расположения пастбищ, колодцев. Маршруты кочевания. Выставление оценок, оценщиков Остальные ученики на стикерах продолжите одно из предложений. Мне было интересно… Мы сегодня разобрались… Я сегодня понял, что… Мне было трудно… Завтра я хочу на уроке… | Ученики перечисляют правила кочевников. Оценщики в группе выставляют оценки |