kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Возникновение ислама. арабский халифат и его распад

Нажмите, чтобы узнать подробности

. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА.
АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ И ЕГО РАСПАД

Цели:

  1. Дать представление о возникновении, ценностях и особен-
    ностях исламской цивилизации.
  2. Выяснить роль ислама в объединении арабских племен;
    ознакомиться с характерными чертами феодального строя на
    Ближнем Востоке.

3. Продолжить формирование умения работы с картой.

4. Сравнить аналогичные явления (распад империи Карла
Великого и Арабского халифата).

♦ Основные понятия и термины: ислам, Коран, пророк,
мусульмане, халиф, халифат, экспансия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Возникновение ислама. арабский халифат и его распад»

Урок 12. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА.
АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ И ЕГО РАСПАД

Цели:

  1. Дать представление о возникновении, ценностях и особен-
    ностях исламской цивилизации.

  2. Выяснить роль ислама в объединении арабских племен;
    ознакомиться с характерными чертами феодального строя на
    Ближнем Востоке.

3. Продолжить формирование умения работы с картой.

4. Сравнить аналогичные явления (распад империи Карла
Великого и Арабского халифата).

♦ Основные понятия и термины: ислам, Коран, пророк,
мусульмане, халиф, халифат, экспансия.

68

Оборудование: карта «Арабский халифат в VII-XI вв.»,
карты в атласе «Завоевания арабов в VII-IX вв.», «Распад
Арабского халифата».

Ход урока
I. Проверка домашнего задания.

Рекомендуется провести дифференцированно по вопросам:

= Раскрыть причины распада Римской империи на Западную
и Восточную и укрепления ее восточной части.

= Раскрыть особенности развития Византии.

= Рассказать о системе управления в Византийской империи.

= Сравнить законы франков и законы византийцев (общее и
особенное).

= Деятельность (внутренняя политика) Юстиниана I.
= Власть императора и церковь.
= Внешняя политика Юстиниана I.
= Личность Юстиниана I.

Обязательно проверить знание понятий и терминов.


П. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Древняя Аравия (природа, образ жизни и занятия населения).

  2. Ислам и его роль в объединении арабских племен.

  3. Завоевательные походы арабов.

  4. Арабский халифат и его распад.

1. Древняя Аравия (природа, образ жизни и занятия на-
селения.).

Изучение данной темы рекомендуется связать с современностью.
Учитель отмечает, что в наше время существует более двух десятков
арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и
Северной Африки от двуречья до Гибралтарского пролива. В VII-VIII вв.
на этой огромной территории существовало могущественное государст-
во - Арабский халифат. Учащимся предстоит узнать, как образовалось
государство Арабский халифат, и проследить его судьбу.

[Т]Работа с картой:

Далее на карте учитель показывает Аравийский полуост-
ров, границы Арабского халифата в период его могущества и упадка,
и сообщает, что родиной арабов был Аравийский полуостров.

69

= Найдите в атласе и покажите государства, которые были
соседями арабов к началу VII века. (Византия, Франкское государ-
ство, Хазарское царство).

= Найдите и покажите моря, которыми омывается полуост-
ров. (Красное море, Аравийское море, Средиземное море, Каспий-
ское море).

От характеристики географического положения Аравийского полу-
острова необходимо перейти к характеристике природных условий.

= Как природа и географическое положение Аравии повлия-
ли на занятия ее населения?

Рассказ учителя.

Основным занятием населения было кочевое скотоводство.
Для земледелия была пригодна лишь небольшая часть Аравийского
полуострова. Оседлые арабы жили в оазисах на юге и западе Ара-
вии. Они выращивали хлопчатник, возделывали сады, виноградни-
ки, выращивали финиковые пальмы, сахарный тростник и хлеб.

Кочевые арабы - степняки, или бедуины - занимались коче-
вым скотоводством. Они разводили овец, лошадей, верблюдов.

Самым крупным городом была Мекка.

Учитель обращает внимание учащихся на рисунок в учебнике
(с. 75) «Караван-Сарай на торговом пути».

Мекка расположена в узкой котловине между горами. Бога-
тые горожане жили в каменных домах, бедняки - в лачугах. Богачи
Мекки скупали у кочевников товары и дважды в год снаряжали
караваны в Сирию и Йемен. Купцы нанимали бедуинов погонщи-
ками верблюдов. Это приносило бедноте небольшие заработки.

Учитель привлекает внимание учащихся к иллюстрации на с. 74.

Мекка превращается в центр караванной торговли. Весной
здесь проводились ярмарки. Во время проведения ярмарок в Мекке
и ее окрестностях наступал мир, запрещались вооруженные столк-
новения и ссоры. Каждый год в Мекку приходило много бедуинов
с целью принять участие в ярмарке. Бедуины пригоняли скот и об-
менивали его на хлеб, ткани, оружие, посуду. Во время этих ярма-
рок бедуины старались поклониться святыне: в центре Мекки рас-
полагался храм Кааба - святое место для всех арабов.

Далее учитель привлекает учащихся к работе с текстом
учебника (п. 2). Опираясь на текст учебника, учитель уточняет факт-
разложения родового строя у арабов.

70

К началу VII века в жизни кочевников-бедуинов начинают
происходить изменения:

- выделяется племенная знать, владевшая пастбищами,
большими стадами и рабами-пленными.

- появляется очень много бедняков.

Постепенно среди арабов возникает стремление к объедине-
нию. Этому способствовали следующие причины:

  1. Прекращение вражды племен между собой.

  2. Борьба с внешними врагами.

  3. Упадок торговли.


  1. Знать желала объединить племена с целью укрепления
    власти над бедняками.

  2. Знать стремилась объединить племена с целью захвата и
    завоевания соседних стран.

2. Ислам и его роль в объединении арабских племен.

Учитель продолжает свое объяснение. Вопрос о возникновении ис-
лама - важнейший вопрос темы. Рассказ учителя строится на основе
учебника или дополнительной литературы.

Дальнейшая история арабов связана с именем Мухаммеда.

Мухаммед родился около 570 года в знатной купеческой семье.

В 6 лет Мухаммед осиротел. В юности он занимался кара-
ванной торговлей. Затем поступил на службу к вдове богатого куп-
ца. Женившись на Хадидже, Мухаммед стал богатым человеком.
Когда Мухаммеду было 40 лет, в месяце рамадане (по лунному
арабскому календарю) произошло важное событие.

Ночью на горе Хире около Мекки Мухаммед общался с Ал^-
лахом (верховным богом арабов), после чего начал публично про-
поведовать открывшиеся ему истины - Коран.

Коран (от араб, «ал-куран» - чтение вслух наизусть) - про-
поведь от имени Аллаха.

Ислам - «покорный Аллаху».

Мусульманин (от араб, «муслин») — уверовавший.

Провозглашается вера в единого бога - Аллаха, который
сотворил мир.

Главные ценности новой религии:

  • покорность богу;

  • частная собственность;

  • нравственные заповеди.

Имя Мухаммеда встало в один ряд с именами Будды, Мои-
сея, Иисуса Христа.

Мусульманство оказалось последней по времени возникно-
вения мировой религией, а Мухаммед - последним пророком и, по
мнению мусульман, самым «правильным».

Ислам - единая религия, средство объединения арабов.

Основные положения ислама:

  • разделение общества на богатых и бедных общинников;

  • терпение и покорность властям и знати;

  • власть мужчин над женщинами;

  • отказ от свинины, вина, азартных игр и ростовщичества;

  • призыв к «священной войне» против неверных;

  • идея бессилия человека перед всемогущим Аллахом.

Мухаммед призывает арабов прекратить враждовать и объе-
диниться, приняв одну веру - ислам.

В самых первых проповедях Мухаммед говорил о приближе-
нии Страшного суда и наказании грешников - муках геенны, ада, а
также о воздаянии праведникам - в раю, с водой и садами (мечта
всех кочевников).

Мухаммед призывал богатых помогать сиротам, бедным,
вдовам, освобождать рабов.

У Мухаммеда появились сторонники, которые увидели в нем
посланника небес. Но многие не воспринимали Мухаммеда всерьез.
Его начали преследовать купцы. Опасаясь за свою жизнь, Мухаммед
в 622 году вместе со своими сторонниками переселился в ближай-
ший оазис, позже названный Мединой, или «городом Пророка».
Этот год, называемый Хиджра (от араб, «переселение»), стал нача-
лом мусульманской эры.

В Медину стекалось много последователей Мухаммеда. На-
чалась борьба Медины с Меккой. В борьбе с Меккой последовате-
ли Мухаммеда одержали верх. Нападение мекканцев на Медину
было отбито.

В 630 году знать подписала с Мухаммедом соглашение, во-
рота Мекки были открыты для Мухаммеда. Арабские племена при-
няли ислам и подчинились власти Мухаммеда.

Мекка превратилась в священный город всех мусульман.

Мухаммед стал главой арабского государства и мусульман-
ской церкви.

Сообщив дату объединения арабов и образования у них государства
(около 630 года), учитель сопоставляет ее с другими фактами:

= Насколько позже возникло государство у арабов, чем у франков?
(На 130 лет.)

= Сколько лет прошло от образования Арабского государства до
провозглашения империи Карла Великого? (170 лет.)

Делается вывод:

  • В руках Мухаммеда сосредоточилась вся власть над мусульманами: он стал верховным правителем, судьей и военачальником.

  • На Аравийском полуострове образовалось арабское государство.

3. Завоевательные походы арабов.

Изучая вопрос об арабских завоеваниях, учителю необходимо
раскрыть причины сравнительно легких успехов арабов в их борьбе с со-
седними государствами - Византией и Ираном.

Причины военных успехов арабов

  1. Слабость Византии и Ирана из-за войны друг с другом.

  2. Многочисленность арабских войск.

U

Образование Арабского халифата


Византия и Иран были ослаблены длительной войной друг с
другом. Население этих стран не оказывало сопротивления арабам.
Жители Сирии и Палестины неохотно участвовали в обороне городов против арабов. Они вступали в переговоры с арабскими военачальниками и сдавали крепости и города «с условием сохранить
свою жизнь, свое имущество, своих детей и с условием оплачивать
поголовный налог».

Византийские войска неизменно терпели поражение в битвах
с арабами, после чего укрывались за стенами больших городов.

Многочисленное арабское войско состояло из народа, у которого внутренние противоречия не достигли такой остроты и
конфликтности, как у соседей. Арабские отряды, располагая большим числом верблюдов и лошадей, были гораздо подвижнее, чем
византийские и иранские, они очень быстро передвигались на значительные расстояния.

К концу VII века, использовав недовольство византийским
владычеством, арабы двинулись из Египта в Северную Африку.
Жившие там племена после долгой борьбы подчинились арабам и
приняли ислам.

Захват Испании и выход к Пиренеям открыл арабам путь в
Галлию. В 732 году арабы, перейдя Пиренейские горы, вторглись
во Франкское королевство и стали продвигаться на север. В Пуатье они атаковали большое франкское войско, но их легкая конница потерпела неудачу и битва была проиграна. Поражение при
Пуатье положило конец продвижению арабов вглубь Франкского
государства.

На востоке арабы завоевали часть Закавказья, Среднюю
Азию и северо-западную часть Индии.

4. Арабский халифат и его распад.

Приступая к изложению материала о феодальном строе в халифате,
учитель дает проблемное задание:

= Установить, в чем заключалось сходство феодальных порядков в
Арабском халифате и в Западной Европе, каковы различия между ними?

Установление феодального строя в халифате было ускорено
завоеванием соседних стран, где наряду с рабством существовало
уже и феодальное угнетение. Одна из особенностей феодального
строя в халифате состояла в том, что почти все земли были собственностью главы государства - халифа.

Наместники (эмиры) сначала лишь управляли областями, получая земли во временное владение на срок службы. Собирая налог
с живущего на данной земле населения, эмир содержал на эти
средства чиновников и воинов. Другая особенность состояла в том,
что главной повинностью крестьян была уплата налогов. Все покоренное население в завоеванных странах было обложено тяжелым
поземельным налогом; от уплаты этого налога освобождались
только сами завоеватели - арабы.

Распад халифата рекомендуется изучать с помощью карты «Распад
халифата» к § 9. Учащиеся находят на ней территории, отделившиеся от
халифата.

Учитель помогает учащимся определить одну из
причин распада.

• Народные восстания ослабляли силу завоевателей.

Чтобы выяснить вторую причину, учитель предлагает
вспомнить, почему распалась империя Карла Великого.

Вместе с учащимися учитель проводит сопоставление и отмечает
следующее.

В халифате было объединено много стран и народов, кото-
рые жили по своим обычаям, говорили на разных языках. Торговые
связи между различными частями халифата хотя и существовали,
но были недостаточно прочными. С развитием феодального строя
крупные феодалы становились все более могущественными и неза-
висимыми. Каждый наместник провинции (эмир) стремился пере-
дать свою должность сыну, а вместе с ней и земли, полученные на
срок службы. Постепенно области, которыми управляли эмиры,
превратились в наследственные владения их семей, а затем стали
отделяться от халифата.

Проверяя выполнение проблемного задания, учитель
вместе с учащимися выясняет черты сходства процессов раз-
вития феодализма в Западной Европе и на Ближнем Востоке:

  • образование крупного землевладения;

  • эксплуатация зависимых крестьян, владевших собственным
    хозяйством;

  • усиление независимости крупных феодалов и последующее
    феодальное раздробление государства.


III. Закрепление изученного материала.

Вопросы и задания:
Выполнить задание по описанию жизни, быта и занятий

арабов.

= Объяснить объединяющую роль ислама.

= Выявить причины распада Арабского Халифата.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 9, ответить на вопросы 1-9, с. 83.
* Творческое задание: «Сравнить основные обязанности христиан
и мусульман».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Возникновение ислама. арабский халифат и его распад

Автор: Гюлахмедова Альбина Назимовна

Дата: 24.04.2021

Номер свидетельства: 579174

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "конспект урока по истории Возникновение ислама. Арабский халифат"
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-istorii-vozniknovieniie-islama-arabskii-khalifat"
    ["file_id"] => string(6) "263132"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449492103"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад "
    ["seo_title"] => string(55) "vozniknovieniie-islama-arabskii-khalifat-i-iegho-raspad"
    ["file_id"] => string(6) "239253"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444747792"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока по истории Средних веков. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад"
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-po-istorii-sriednikh-viekov-vozniknovieniie-islama-arabskii-khalifat-i-iegho-raspad"
    ["file_id"] => string(6) "250012"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447002277"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение и распад Арабского халифата."
    ["seo_title"] => string(80) "arabskiie_pliemiena_rassielieniie_zaniatiia_vozniknovieniie_i_raspad_arabskogho_"
    ["file_id"] => string(6) "378046"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484141444"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение и распад Арабского халифата"
    ["seo_title"] => string(80) "arabskiie_pliemiena_rassielieniie_zaniatiia_vozniknovieniie_i_raspad_arabskogh_1"
    ["file_id"] => string(6) "378050"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1484141759"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства