Просмотр содержимого документа
«Возникновение ислама. арабский халифат и его распад»
Урок 12. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ И ЕГО РАСПАД
Цели:
Дать представление о возникновении, ценностях и особен- ностях исламской цивилизации.
Выяснить роль ислама в объединении арабских племен; ознакомиться с характерными чертами феодального строя на Ближнем Востоке.
3. Продолжить формирование умения работы с картой.
4. Сравнить аналогичные явления (распад империи Карла Великого и Арабского халифата).
♦ Основные понятия и термины: ислам, Коран, пророк, мусульмане, халиф, халифат, экспансия.
68
Оборудование: карта «Арабский халифат в VII-XI вв.», карты в атласе «Завоевания арабов в VII-IX вв.», «Распад Арабского халифата».
Ход урока I. Проверка домашнего задания.
Рекомендуется провести дифференцированно по вопросам:
= Раскрыть причины распада Римской империи на Западную и Восточную и укрепления ее восточной части.
= Раскрыть особенности развития Византии.
= Рассказать о системе управления в Византийской империи.
= Сравнить законы франков и законы византийцев (общее и особенное).
= Деятельность (внутренняя политика) Юстиниана I. = Власть императора и церковь. = Внешняя политика Юстиниана I. = Личность Юстиниана I.
Обязательно проверить знание понятий и терминов.
П. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Древняя Аравия (природа, образ жизни и занятия населения).
Ислам и его роль в объединении арабских племен.
Завоевательные походы арабов.
Арабский халифат и его распад.
1. Древняя Аравия (природа, образ жизни и занятия на- селения.).
Изучение данной темы рекомендуется связать с современностью. Учитель отмечает, что в наше время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и Северной Африки от двуречья до Гибралтарского пролива. В VII-VIII вв. на этой огромной территории существовало могущественное государст- во - Арабский халифат. Учащимся предстоит узнать, как образовалось государство Арабский халифат, и проследить его судьбу.
[Т]Работа с картой:
Далее на карте учитель показывает Аравийский полуост- ров, границы Арабского халифата в период его могущества и упадка, и сообщает, что родиной арабов был Аравийский полуостров.
69
= Найдите в атласе и покажите государства, которые были соседями арабов к началу VII века. (Византия, Франкское государ- ство, Хазарское царство).
= Найдите и покажите моря, которыми омывается полуост- ров. (Красное море, Аравийское море, Средиземное море, Каспий- ское море).
От характеристики географического положения Аравийского полу- острова необходимо перейти к характеристике природных условий.
= Как природа и географическое положение Аравии повлия- ли на занятия ее населения?
Рассказ учителя.
Основным занятием населения было кочевое скотоводство. Для земледелия была пригодна лишь небольшая часть Аравийского полуострова. Оседлые арабы жили в оазисах на юге и западе Ара- вии. Они выращивали хлопчатник, возделывали сады, виноградни- ки, выращивали финиковые пальмы, сахарный тростник и хлеб.
Кочевые арабы - степняки, или бедуины - занимались коче- вым скотоводством. Они разводили овец, лошадей, верблюдов.
Самым крупным городом была Мекка.
Учитель обращает внимание учащихся на рисунок в учебнике (с. 75) «Караван-Сарай на торговом пути».
Мекка расположена в узкой котловине между горами. Бога- тые горожане жили в каменных домах, бедняки - в лачугах. Богачи Мекки скупали у кочевников товары и дважды в год снаряжали караваны в Сирию и Йемен. Купцы нанимали бедуинов погонщи- ками верблюдов. Это приносило бедноте небольшие заработки.
Учитель привлекает внимание учащихся к иллюстрации на с. 74.
Мекка превращается в центр караванной торговли. Весной здесь проводились ярмарки. Во время проведения ярмарок в Мекке и ее окрестностях наступал мир, запрещались вооруженные столк- новения и ссоры. Каждый год в Мекку приходило много бедуинов с целью принять участие в ярмарке. Бедуины пригоняли скот и об- менивали его на хлеб, ткани, оружие, посуду. Во время этих ярма- рок бедуины старались поклониться святыне: в центре Мекки рас- полагался храм Кааба - святое место для всех арабов.
Далее учитель привлекает учащихся к работе с текстом учебника (п. 2). Опираясь на текст учебника, учитель уточняет факт- разложения родового строя у арабов.
70
К началу VII века в жизни кочевников-бедуинов начинают происходить изменения:
- выделяется племенная знать, владевшая пастбищами, большими стадами и рабами-пленными.
- появляется очень много бедняков.
Постепенно среди арабов возникает стремление к объедине- нию. Этому способствовали следующие причины:
Прекращение вражды племен между собой.
Борьба с внешними врагами.
Упадок торговли.
Знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.
Знать стремилась объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран.
2. Ислам и его роль в объединении арабских племен.
Учитель продолжает свое объяснение. Вопрос о возникновении ис- лама - важнейший вопрос темы. Рассказ учителя строится на основе учебника или дополнительной литературы.
Дальнейшая история арабов связана с именем Мухаммеда.
Мухаммед родился около 570 года в знатной купеческой семье.
В 6 лет Мухаммед осиротел. В юности он занимался кара- ванной торговлей. Затем поступил на службу к вдове богатого куп- ца. Женившись на Хадидже, Мухаммед стал богатым человеком. Когда Мухаммеду было 40 лет, в месяце рамадане (по лунному арабскому календарю) произошло важное событие.
Ночью на горе Хире около Мекки Мухаммед общался с Ал^- лахом (верховным богом арабов), после чего начал публично про- поведовать открывшиеся ему истины - Коран.
Коран (от араб, «ал-куран» - чтение вслух наизусть) - про- поведь от имени Аллаха.
Ислам - «покорный Аллаху».
Мусульманин (от араб, «муслин») — уверовавший.
Провозглашается вера в единого бога - Аллаха, который сотворил мир.
Главные ценности новой религии:
покорность богу;
частная собственность;
нравственные заповеди.
Имя Мухаммеда встало в один ряд с именами Будды, Мои- сея, Иисуса Христа.
Мусульманство оказалось последней по времени возникно- вения мировой религией, а Мухаммед - последним пророком и, по мнению мусульман, самым «правильным».
Ислам - единая религия, средство объединения арабов.
Основные положения ислама:
разделение общества на богатых и бедных общинников;
терпение и покорность властям и знати;
власть мужчин над женщинами;
отказ от свинины, вина, азартных игр и ростовщичества;
призыв к «священной войне» против неверных;
идея бессилия человека перед всемогущим Аллахом.
Мухаммед призывает арабов прекратить враждовать и объе- диниться, приняв одну веру - ислам.
В самых первых проповедях Мухаммед говорил о приближе- нии Страшного суда и наказании грешников - муках геенны, ада, а также о воздаянии праведникам - в раю, с водой и садами (мечта всех кочевников).
Мухаммед призывал богатых помогать сиротам, бедным, вдовам, освобождать рабов.
У Мухаммеда появились сторонники, которые увидели в нем посланника небес. Но многие не воспринимали Мухаммеда всерьез. Его начали преследовать купцы. Опасаясь за свою жизнь, Мухаммед в 622 году вместе со своими сторонниками переселился в ближай- ший оазис, позже названный Мединой, или «городом Пророка». Этот год, называемый Хиджра (от араб, «переселение»), стал нача- лом мусульманской эры.
В Медину стекалось много последователей Мухаммеда. На- чалась борьба Медины с Меккой. В борьбе с Меккой последовате- ли Мухаммеда одержали верх. Нападение мекканцев на Медину было отбито.
В 630 году знать подписала с Мухаммедом соглашение, во- рота Мекки были открыты для Мухаммеда. Арабские племена при- няли ислам и подчинились власти Мухаммеда.
Мекка превратилась в священный город всех мусульман.
Мухаммед стал главой арабского государства и мусульман- ской церкви.
Сообщив дату объединения арабов и образования у них государства (около 630 года), учитель сопоставляет ее с другими фактами:
= Насколько позже возникло государство у арабов, чем у франков? (На 130 лет.)
= Сколько лет прошло от образования Арабского государства до провозглашения империи Карла Великого? (170 лет.)
Делается вывод:
В руках Мухаммеда сосредоточилась вся власть над мусульманами: он стал верховным правителем, судьей и военачальником.
На Аравийском полуострове образовалось арабское государство.
3. Завоевательные походы арабов.
Изучая вопрос об арабских завоеваниях, учителю необходимо раскрыть причины сравнительно легких успехов арабов в их борьбе с со- седними государствами - Византией и Ираном.
Причины военных успехов арабов
Слабость Византии и Ирана из-за войны друг с другом.
Многочисленность арабских войск.
U
Образование Арабского халифата
Византия и Иран были ослаблены длительной войной друг с другом. Население этих стран не оказывало сопротивления арабам. Жители Сирии и Палестины неохотно участвовали в обороне городов против арабов. Они вступали в переговоры с арабскими военачальниками и сдавали крепости и города «с условием сохранить свою жизнь, свое имущество, своих детей и с условием оплачивать поголовный налог».
Византийские войска неизменно терпели поражение в битвах с арабами, после чего укрывались за стенами больших городов.
Многочисленное арабское войско состояло из народа, у которого внутренние противоречия не достигли такой остроты и конфликтности, как у соседей. Арабские отряды, располагая большим числом верблюдов и лошадей, были гораздо подвижнее, чем византийские и иранские, они очень быстро передвигались на значительные расстояния.
К концу VII века, использовав недовольство византийским владычеством, арабы двинулись из Египта в Северную Африку. Жившие там племена после долгой борьбы подчинились арабам и приняли ислам.
Захват Испании и выход к Пиренеям открыл арабам путь в Галлию. В 732 году арабы, перейдя Пиренейские горы, вторглись во Франкское королевство и стали продвигаться на север. В Пуатье они атаковали большое франкское войско, но их легкая конница потерпела неудачу и битва была проиграна. Поражение при Пуатье положило конец продвижению арабов вглубь Франкского государства.
На востоке арабы завоевали часть Закавказья, Среднюю Азию и северо-западную часть Индии.
4. Арабский халифат и его распад.
Приступая к изложению материала о феодальном строе в халифате, учитель дает проблемное задание:
= Установить, в чем заключалось сходство феодальных порядков в Арабском халифате и в Западной Европе, каковы различия между ними?
Установление феодального строя в халифате было ускорено завоеванием соседних стран, где наряду с рабством существовало уже и феодальное угнетение. Одна из особенностей феодального строя в халифате состояла в том, что почти все земли были собственностью главы государства - халифа.
Наместники (эмиры) сначала лишь управляли областями, получая земли во временное владение на срок службы. Собирая налог с живущего на данной земле населения, эмир содержал на эти средства чиновников и воинов. Другая особенность состояла в том, что главной повинностью крестьян была уплата налогов. Все покоренное население в завоеванных странах было обложено тяжелым поземельным налогом; от уплаты этого налога освобождались только сами завоеватели - арабы.
Распад халифата рекомендуется изучать с помощью карты «Распад халифата» к § 9. Учащиеся находят на ней территории, отделившиеся от халифата.
Учитель помогает учащимся определить одну из причин распада.
• Народные восстания ослабляли силу завоевателей.
Чтобы выяснить вторую причину, учитель предлагает вспомнить, почему распалась империя Карла Великого.
Вместе с учащимися учитель проводит сопоставление и отмечает следующее.
В халифате было объединено много стран и народов, кото- рые жили по своим обычаям, говорили на разных языках. Торговые связи между различными частями халифата хотя и существовали, но были недостаточно прочными. С развитием феодального строя крупные феодалы становились все более могущественными и неза- висимыми. Каждый наместник провинции (эмир) стремился пере- дать свою должность сыну, а вместе с ней и земли, полученные на срок службы. Постепенно области, которыми управляли эмиры, превратились в наследственные владения их семей, а затем стали отделяться от халифата.
Проверяя выполнение проблемного задания, учитель вместе с учащимися выясняет черты сходства процессов раз- вития феодализма в Западной Европе и на Ближнем Востоке:
образование крупного землевладения;
эксплуатация зависимых крестьян, владевших собственным хозяйством;
усиление независимости крупных феодалов и последующее феодальное раздробление государства.
III. Закрепление изученного материала.
Вопросы и задания: Выполнить задание по описанию жизни, быта и занятий
арабов.
= Объяснить объединяющую роль ислама.
= Выявить причины распада Арабского Халифата.
IV. Итог урока.
Домашнее задание: § 9, ответить на вопросы 1-9, с. 83. * Творческое задание: «Сравнить основные обязанности христиан и мусульман».