Класс: 6 «Б» Предмет: история древнего Казахстана. Раздел: Казахстан в эпоху раннего железа. Тема: Борьба саков за независимость. 1 час Тип урока: комбинированный Цель урока: Раскрыть борьбу саков за независимость в 6-4 вв до н.э. Ожидаемые результаты: Сформировать представление о войнах саков с персами и греко-македонцами, способствовать воспитанию уважения к предкам, патриотизм, а также отрицательное отношение к к захватническим войнам и военным конфликтам. Ресурсы: карта, вопросы-задания, сигнальные карточки, Этапы вовлечения всех учащихся: работа в группах, взаимоопрос. Оценивание: стратегия «Светофор», по сигнальным карточкам определить уровень знаний учащихся. Ход урока Этап вызова. Приветствие. Разминка «Атомы и молекулы » . Учащиеся делятся на группы . Проверка дом. задания: - Когда наступила эпоха раннего железного века на территории Казахстана? - Как назывались первые племенные объединения на территории Казахстана? 2.) «Мозговой штурм». Какие из утверждений являются ложными, а какие нет? 1.Основное место в хозяйстве саков занимало земледелие.(нет) 2. Саки вели оседло-кочевой образ жизни.(да) 3. Скотоводство у саков было только кочевое.(нет) 4. Зиму саки проводили на летовках, а лето на зимовках.(нет) 5. Саки разводили в основном лошадей, овец, коров и свиней.(нет) 6. Особое предпочтение саки отдавали разведению лошадей.(да) 7. Саки разводили лошадей трех видов: для мужчин, женщин и детей.(нет) 8. Саки из кобыльего молока изготовляли напиток хаому. (нет) 9. Для жилья саки строили большие дома, где проживали несколько семей.(да) 10. Саки употребляли в пищу только продукты земледелия: овощи, зерно, фрукты. (нет) 11. Саки занимались только гончарным и кузнечным ремеслом.(нет) 12. Сакские семьи обладали равным количеством земли и скота, поэтому среди них не было ни богатых, ни бедных.(нет) 13. Саки были искусными мастерами и ремесленниками. .(да) 14. Хозяйство у саков было на высоком уровне развития. .(да) Взаимопроверка. 3 Соотнесите стрелки правильно! 3.1 Кто называл и какие источники | Как называли | В персидских источниках | Азиатские скифы Даи, исседоны, аргиппеи | В Греческих источниках | Массагеты | Геродот | Саки, что означало «великие мужи» и «туры с резвыми конями» Хаумаварга Парадарайа Тиграхауда | 3.1 Сакские племена | Места расселения | Тиграхауда | Среднее течение Сырдарьи, в горах Тянь-Шаня, Жетысу (Семиречье) | Парадарайа | Приаралье, низовья Сырдарьи, Центральный Казахстан | Хаумаварга | В долине реки Мургаб | Массагеты, даи, исседоны, аргиппеи | Северное Приаралье, Северный и Центральный Казахстан | 2. Этап осмысления. 1. Выход на тему: Стихотворение: Если бы ты выкинул все свои драгоценности, Вооружился луком со стрелами И жил среди саков, то ты также Был бы свободным человеком. Как вы понимаете содержание стихотворения ? 2. Презентация «Борьба саков за независимость» Тема: Борьба саков за независимость. План урока: Этап осмысления 1. Вторжение войск Кира. Борьба саков за независимость. 2. Подвиг Ширака. Борьба саков против Дария 1. 3. Борьба саков против Александра Македонского. Рефлексия 1. Закрепление. 2. Две звезды, одно пожелание. Историческая загадка: – Птица, жаба, мышь и стрелы. Саки приготовили для персов сюрприз. Как вы думаете, ребята, а что означает этот подарок? ( Обсуждение 1мин) Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. Персы очень долго не могли разгадать смысл этого загадочного подарка, лишь старец по имени Гобры разгадал загадку. «Если вы не улетите в небо, как птица, не уйдете под воду, как жаба, не забьетесь в нору, как мышь, то вы натолкнетесь на наши стрелы». 2) Видео «Борьба саков за независимость». 3) Рассказ учителя о борьбе саков за независимость. (Слайд 7 ) 4) Работа в группах (распределение ролей- лидер, спикер…): 1. Группа. Вторжение войск Кира. 2. Группа. Подвиг Ширака. Борьба саков против Дария 1. 3. Группа. Борьба саков против Александра Македонского. Индивидуальное изучение-5 мин. Работа в парах-2 мин. Оформление кластера-7 мин. По сигнальным карточкам учитель определяет уровень знаний учащихся( Стратегия «Светофор») 4)Спикеры объясняют другим группам (Стратегия «Карусель»)- по 2мин. Взаимооценивание. 5) Вопросы –задания: Распределите события по именам царей ( Кир, Дарий1, А.Македонский)
1. Этот правитель предложил царице саков стать его женой. 2. В 519 г. до н.э. этот царь отправился в поход против саков. 3.Известно, что саки ранили этого правителя в бедро. 4. Этого царя сакский воин Ширак заманил в пустыню, в результате чего большая часть его войска погибла. 5. Против этого правителя возглавил борьбу сак Спитамен, почти три года он вел партизанскую войну. 6. Этот царь, завоевав земли саков на юге, построил город Эсхата. 7. Этот царь переодел в одежду саков свой отряд и направил его к сакам. 8. Воины этого правителя жестоко обращались с людьми, убивая мужчин, уводя в рабство детей и женщин. 9. В плену у этого царя покончил с жизнью Спаргапис, сын царицы Томирис. 11. Этот царь захватил часть земель саков, и они платили ему дань. 10. В битве с саками этот царь погиб и был обезглавлен. 12. Этот правитель воевал с саками в IV в. до н.э.. Ответы: Кир- 1, 7, 9, 10. Дарий- 2, 4, 8, 11. А.Македонский- 3, 5, 6, 12. Оценивание формативное и суммативное. (11-12 баллов- «5», 9-10 баллов- «4»). 6) Угадай портрет!. «Кто они?» 1.«Царицей массагетов была супруга покойного царя. К ней Кир отправил послов под предлогом сватовства, желая будто бы сделать ее своей женой. Однако царица поняла, что Кир сватается не к ней, а домогается царства массагетов, и отказала ему. Тогда Кир открыто пошел войной на массагетов». 2. «В этой западне, которую устроил персам табунщик, погибла ровно половина персидского войска. Персидское войско возвратилось назад в скифские земли, а потом и вовсе бежали в свою сторону, переправившись по мосту через реку Истр.» 3. Кто нарисовал эту картину? (Ответ: А.Дузельханов.). 7). Политическая история 1 вопрос. В каком году саки одержали победу над Киром? ( 530 г до н.э) 2 вопрос. Как использовал персидский царь Дарий саков после победы над ними?. (Взимал дань и брал воинов.) 3 вопрос. Кто из завоевателей был ранен сакской стрелой? (Александр Македонский) -Какой вывод можно сделать по теме? Домашнее задание: § 16 стр. 75–79 прочитать, ответить на вопросы. Выполнить творческое задание: Напишите эссе на тему: « Я считаю, что саки великий народ, потому что…» Рефлексия: Две звезды, одно пожелание.
|