kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внутреннее и внешнее положение Казахского ханства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

     Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: противостояние казахских ханов и потомка Абулхаира – Мухаммеда Шайбани, территория Казахского ханства и его население к концу XV века.

     Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить обучению навыкам составления схем и планов, формулированию выводов и контрольных вопросов,

     Воспитательная содействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внутреннее и внешнее положение Казахского ханства.»

Поурочный план-конспект урока.



Дата: «14» апреля 2014 года

Класс: 7-й класс

Предмет: История Казахстана

Урок № 57.

Тема : Внутреннее и внешнее положение Казахского ханства.

Цель:

Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: противостояние казахских ханов и потомка Абулхаира – Мухаммеда Шайбани, территория Казахского ханства и его население к концу XV века.

Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить обучению навыкам составления схем и планов, формулированию выводов и контрольных вопросов,

Воспитательная содействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: карта, доска, учебник

Содержательная часть урока:


  1. Этапы урока

Этап урока

Время

Что делают ученики

Что делает учитель

Организационный

1-3 минут

Уяснение порядка и темпа совместной работы.

Приветствие, контроль присутствия учащихся на уроке, определение порядка и темпа совместной работы.

Проверка домашнего задания

15-17 минут

Ответы на вопросы учителя

Контроль усвоения учащимися домашнего задания

Подготовка к усвоению нового материала

1-2 минуты

Усвоение положения в Центральной Азии после распада Тюркского каганата.

Объяснение значения тюрков и перечисление тюркоговорящих народов. Руководство и управление деятельностью учащихся

Усвоение новых знаний

15-20 минут

Создание опорного конспекта

Объяснение нового материала с упором на составление плана-схемы темы

Закрепление новых знаний

1-3 минуты

Ответы на вопросы учителя, определение уровня первоначального усвоения, при необходимости – коррекция знаний

Вопросы на усвоение по объясненному материалу (при необходимости – объяснение моментов, вызывающих трудности в усвоении)

Информация о домашнем задании, инструктаж

1-3 минуты

Запись в дневник

(при необходимости в тетрадь)

При необходимости – возможные варианты выполнения домашнего задания

Времени всего

45 минут






















2.Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.



Проверка домашнего задания

Устный индивидуальный опрос.

  • Назовите границы проживания тюркских племен в Центральной и Средней Азии. Какие племена проживали на территории Казахстана, Узбекистана и Киргизии? Какими схожими признаками обладали эти племена и народы?

  • Расскажите о происхождении Абулхаира. Что было характерно для его государства? Назовите народ, который на протяжении 50-ых годов XV века неоднократно нападал на территорию государства кочевых узбеков. В чем причины массовых откочевок племен из пределов Государства кочевых узбеков Абулхаира?

  • Кто такие султаны Жанибек и Керей? Расскажите об их происхождении. В чем причины их недовольства правлением Абулхаира? Расскажите о том, куда переселились Жанибек и Керей. Почему правитель Могулистана Есен-буга принял их и выделил земельные улусы?

  • Дайте сравнительный анализ правления Абулхаира в «Государстве кочевых узбеков» и Есен-буги в Могулистане. Какие территории выделил Есен-буга для Жанибека и Керея? В чем причина наделения казахских султанов землями именно в западном Могулистане? Как повлияла междоусобная борьба в Моголистане между Есен-бугой и Йинусом на судьбу казахских султанов?

  • После какого события в 1462 году часть жителей Могулистана стали переселяться к Жанибеку и Керею? Расскажите о внутреннем положении в Могулистане после смерти Есен-буги.

  • Когда было образовано Казахское ханство? В чем причины создания Казахского ханства? Из каких государств переселялись казахские племена к Жанибеку и Керею?

  • Что произошло в 1468 году? Почему военный поход Абулхаир хана закончился, не достигнув своей цели?







Подготовка к усвоению нового материала

Практически сразу после образования Казахского ханства в 70-ые годы XV века его правителям пришлось втянуться в долгую и тяжелую войну с внуком Абулхаира – Мухаммедом Шайбани. Главной целью борьбы при этом выступала не месть со стороны Мухаммеда Шайбани или желание казахских ханов уничтожить потомков Абулхаира. На самом деле все намного прозаичнее – и Шайбани, и казахские ханы пытались включить в свои сферы влияния города южного Казахстана, расположенные по реке Сырдарья – Сузак, Сауран, Сыгнак, Отрар, Яссы. Эти города являлись не только торгово-ремесленными центрами или мощными военными крепостями, но и имели важное земледельческое значение, являясь своего рода «оазисами» поливного земледелия в государствах кочевников. В конечном итоге эта борьба закончилась компромиссом – города оказались между всеми враждующими сторонами.


Усвоение новых знаний

Политическая обстановка к концу XV века.

К концу XV века с исторической арены Восточного Дешт-и-Кыпчака сошло крупнейшее государство – Ханство Абулхаира. Канула в лету военная и политическая мощь государства эмира Тимура и его потомков – Тимуридов. После смерти Есен-буги в 1462 году Могулистан распался на несколько феодальных владений. В результате распада Золотой Орды в Средней Азии появились новые государства – Сибирское, Казахское и Астраханское ханства.

В то же время в Мавераннахре после борьбы с Тимуридами к власти пришел внук Абулхаира хана – Мухаммед Шайбани.


Основное направление политики первых казахских ханов Жанбека и Керея – борьба за власть в степи.

Противники казахских ханов – внуки Абулхаира Мухаммед Шайбани и Махмуд-султан, могульские ханы Йинус и егосын султан Саид.

Союзники казахских ханов – потомок Тимура Ахмад-хан, шайбанид Ибак-хан и правитель Ногайской Орды Муса мырза.


Борьба правителей Мавераннахра и Казахского ханства за присырдарьинские города.

Основные районы борьбы – район Сырдарьи, Каратау и Восточного Дешт-и-Кыпчака (в районе Туркестана).

Главные причины борьбы за этот регион:

  • Экономическое и стратегическое значение этого региона;

  • Присырдарьинские города – это:

  1. Важные центры торгово-экономических связей;

  2. Превосходные крепости, способные выдерживать длительные осады;

  3. Административно-политические центры.

  • Район Сырдарьи и Каратау – ценные зимние пастбища для казахских кочевий.

Борьба между казахскими ханами и Мухаммедом Шайбани развернулась на 30 лет:

70-ые годы XV века – произошло несколько крупных сражений – под САУРАНОМ, СУЗАКОМ у перевала СОГУНЛУК в горах Каратау, в других местах. Яссы и Сыгнак захватывали то казахские ханы, то Мухаммед Шайбани. В одном из сражений погиб сын Жанибек хана – владетель Сузака МАХМУД-султан, в то время как его брат Иренчи занимал Сауран.

80-90-ые годы XV века – борьбу с Мухаммедом Шайбани продолжил сын Керея – БУРУНДУК хан (1472-1512 годы).

ИТОГИ борьбы к концу XV века





Сузак, Сыгнак, Сауран


вошли в состав казахского ханства

Отрар, Яссы, Узгенд, Аркук


отошли к Мухаммеду

Шайбани

Сайрам, Ташкент


Отошли к могульскому хану Султану Саиду







Казахское ханство к концу XV века.

Территория Казахского ханства к концу XV века:

  • Западное Семиречье, города южного Казахстана – Сузак, Сыгнак, Сауран, район Каратау с прилегавшими степными территориями, низовья Сырдарьи, Северное Приаралье и значительная часть Центрального Казахстана

К началу XVI века Казахское ханство занимало территорию Ак Орды и часть Могулистана.

Исторические источники о территории Казахского ханства сообщают следующее:

  • ЗАЙД ад-Дин ВАСИФИ (XVI век) Казахстаном называет земли на Чу и Таласе в юго-западном Семиречье (времена ханов Жанибека и Керея);

  • Автор книги «МИХМАН-наме ий БУХАРА» размещает казахов от Итиля до Сырдарьи (времена ханов Бурундука и Касыма);

  • По русскому источнику «КНИГЕ БОЛЬШОГО ЧЕРТЕЖА» (XVII век) казахи располагались по среднему течению Сырдарьи и севернее ее на 600 верст, то есть на Сарысу, в районе Улутау (Сарыарка);

  • МУХАММЕД ХАЙДАР ДУЛАТИ писал, что «в продолжение всего времени до 940 г.х. (1533-1534 годы) казахи всецело владычествовали в большей части Узбекистана, то есть Восточного Дешт-и-Кыпчака»


Закрепление новых знаний. Вопросы для повторения и закрепления по новой теме.

  • Какие государства сошли с исторической и политической арены Центральной и Средней Азии к концу XV века? Чем можно объяснить столь короткое существование многих государств?

  • Расскажите, чем были заняты первые годы своей власти казахские ханы Жанибек и Керей? Кто выступал их противником? Как вы думаете, почему? А кто помогал Жанибеку и Керею в борьбе против Мухаммеда Шайбани? Что являлось главным источником противостояния между казахскими правителями и Шайбани?

  • Почему города южного Казахстана имели такое большое значение в Средней Азии? Как окончательно в конце XV века были разделены города южного Казахстана между всеми заинтересованными сторонами? Назовите территорию Казахского ханства к началу XVI века. Из каких источников мы можем узнать о территории Казахского ханства?


Информация о домашнем задании, инструктаж

2




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Внутреннее и внешнее положение Казахского ханства.

Автор: Зулкарнаева Нагима Амангельдиновна

Дата: 19.03.2016

Номер свидетельства: 307746

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Открытый урок "Внутреннее и внешнее положения Казахского ханства во ІІ половине ХV века""
    ["seo_title"] => string(102) "otkrytyi-urok-vnutriennieie-i-vnieshnieie-polozhieniia-kazakhskogho-khanstva-vo-ii-polovinie-khv-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "252388"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447361578"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "КАЗАХСКО-ДЖУНГАРСКИЕ ВОЙНЫ "
    ["seo_title"] => string(29) "kazakhsko-dzhungarskiie-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "149617"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420264135"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАЗАХСКИХ ХАНСТВ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в."
    ["seo_title"] => string(90) "vnutriennieie-i-vnieshnieie-polozhieniie-kazakhskikh-khanstv-v-piervoi-chietvierti-xviii-v"
    ["file_id"] => string(6) "261822"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449214885"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок по истории Казахстана "Казахское ханство при хане Есиме" "
    ["seo_title"] => string(67) "urok-po-istorii-kazakhstana-kazakhskoie-khanstvo-pri-khanie-iesimie"
    ["file_id"] => string(6) "197529"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428253916"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Урок 7 класс история Казахстана "
    ["seo_title"] => string(33) "urok-7-klass-istoriia-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "156440"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421423098"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства