Внутреннее и внешнее положение Казахского ханства.
Внутреннее и внешнее положение Казахского ханства.
Цель:
Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: противостояние казахских ханов и потомка Абулхаира – Мухаммеда Шайбани, территория Казахского ханства и его население к концу XV века.
Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить обучению навыкам составления схем и планов, формулированию выводов и контрольных вопросов,
Воспитательная содействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внутреннее и внешнее положение Казахского ханства.»
Поурочный план-конспект урока.
Дата: «14» апреля 2014 года
Класс: 7-й класс
Предмет: История Казахстана
Урок № 57.
Тема : Внутреннее и внешнее положение Казахского ханства.
Цель:
Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: противостояние казахских ханов и потомка Абулхаира – Мухаммеда Шайбани, территория Казахского ханства и его население к концу XV века.
Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить обучению навыкам составления схем и планов, формулированию выводов и контрольных вопросов,
Воспитательнаясодействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: карта, доска, учебник
Содержательная часть урока:
Этапы урока
Этап урока
Время
Что делают ученики
Что делает учитель
Организационный
1-3 минут
Уяснение порядка и темпа совместной работы.
Приветствие, контроль присутствия учащихся на уроке, определение порядка и темпа совместной работы.
Проверка домашнего задания
15-17 минут
Ответы на вопросы учителя
Контроль усвоения учащимися домашнего задания
Подготовка к усвоению нового материала
1-2 минуты
Усвоение положения в Центральной Азии после распада Тюркского каганата.
Объяснение значения тюрков и перечисление тюркоговорящих народов. Руководство и управление деятельностью учащихся
Усвоение новых знаний
15-20 минут
Создание опорного конспекта
Объяснение нового материала с упором на составление плана-схемы темы
Закрепление новых знаний
1-3 минуты
Ответы на вопросы учителя, определение уровня первоначального усвоения, при необходимости – коррекция знаний
Вопросы на усвоение по объясненному материалу (при необходимости – объяснение моментов, вызывающих трудности в усвоении)
Информация о домашнем задании, инструктаж
1-3 минуты
Запись в дневник
(при необходимости в тетрадь)
При необходимости – возможные варианты выполнения домашнего задания
Времени всего
45 минут
2.Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.
Проверка домашнего задания
Устный индивидуальный опрос.
Назовите границы проживания тюркских племен в Центральной и Средней Азии. Какие племена проживали на территории Казахстана, Узбекистана и Киргизии? Какими схожими признаками обладали эти племена и народы?
Расскажите о происхождении Абулхаира. Что было характерно для его государства? Назовите народ, который на протяжении 50-ых годов XV века неоднократно нападал на территорию государства кочевых узбеков. В чем причины массовых откочевок племен из пределов Государства кочевых узбеков Абулхаира?
Кто такие султаны Жанибек и Керей? Расскажите об их происхождении. В чем причины их недовольства правлением Абулхаира? Расскажите о том, куда переселились Жанибек и Керей. Почему правитель Могулистана Есен-буга принял их и выделил земельные улусы?
Дайте сравнительный анализ правления Абулхаира в «Государстве кочевых узбеков» и Есен-буги в Могулистане. Какие территории выделил Есен-буга для Жанибека и Керея? В чем причина наделения казахских султанов землями именно в западном Могулистане? Как повлияла междоусобная борьба в Моголистане между Есен-бугой и Йинусом на судьбу казахских султанов?
После какого события в 1462 году часть жителей Могулистана стали переселяться к Жанибеку и Керею? Расскажите о внутреннем положении в Могулистане после смерти Есен-буги.
Когда было образовано Казахское ханство? В чем причины создания Казахского ханства? Из каких государств переселялись казахские племена к Жанибеку и Керею?
Что произошло в 1468 году? Почему военный поход Абулхаир хана закончился, не достигнув своей цели?
Подготовка к усвоению нового материала
Практически сразу после образования Казахского ханства в 70-ые годы XV века его правителям пришлось втянуться в долгую и тяжелую войну с внуком Абулхаира – Мухаммедом Шайбани. Главной целью борьбы при этом выступала не месть со стороны Мухаммеда Шайбани или желание казахских ханов уничтожить потомков Абулхаира. На самом деле все намного прозаичнее – и Шайбани, и казахские ханы пытались включить в свои сферы влияния города южного Казахстана, расположенные по реке Сырдарья – Сузак, Сауран, Сыгнак, Отрар, Яссы. Эти города являлись не только торгово-ремесленными центрами или мощными военными крепостями, но и имели важное земледельческое значение, являясь своего рода «оазисами» поливного земледелия в государствах кочевников. В конечном итоге эта борьба закончилась компромиссом – города оказались между всеми враждующими сторонами.
Усвоение новых знаний
Политическая обстановка к концу XV века.
К концу XV века с исторической арены Восточного Дешт-и-Кыпчака сошло крупнейшее государство – Ханство Абулхаира. Канула в лету военная и политическая мощь государства эмира Тимура и его потомков – Тимуридов. После смерти Есен-буги в 1462 году Могулистан распался на несколько феодальных владений. В результате распада Золотой Орды в Средней Азии появились новые государства – Сибирское, Казахское и Астраханское ханства.
В то же время в Мавераннахре после борьбы с Тимуридами к власти пришел внук Абулхаира хана – Мухаммед Шайбани.
Основное направление политики первых казахских ханов Жанбека и Керея – борьба за власть в степи.
Противники казахских ханов – внуки Абулхаира Мухаммед Шайбани и Махмуд-султан, могульские ханы Йинус и егосын султан Саид.
Союзники казахских ханов – потомок Тимура Ахмад-хан, шайбанид Ибак-хан и правитель Ногайской Орды Муса мырза.
Борьба правителей Мавераннахра и Казахского ханства за присырдарьинские города.
Основные районы борьбы – район Сырдарьи, Каратау и Восточного Дешт-и-Кыпчака (в районе Туркестана).
Главные причины борьбы за этот регион:
Экономическое и стратегическое значение этого региона;
Район Сырдарьи и Каратау – ценные зимние пастбища для казахских кочевий.
Борьба между казахскими ханами и Мухаммедом Шайбани развернулась на 30 лет:
70-ые годы XV века – произошло несколько крупных сражений – под САУРАНОМ, СУЗАКОМ у перевала СОГУНЛУК в горах Каратау, в других местах. Яссы и Сыгнак захватывали то казахские ханы, то Мухаммед Шайбани. В одном из сражений погиб сын Жанибек хана – владетель Сузака МАХМУД-султан, в то время как его брат Иренчи занимал Сауран.
80-90-ые годы XV века – борьбу с Мухаммедом Шайбани продолжил сын Керея – БУРУНДУК хан (1472-1512 годы).
ИТОГИ борьбы к концу XV века
Сузак, Сыгнак, Сауран
вошли в состав казахского ханства
Отрар, Яссы, Узгенд, Аркук
отошли к Мухаммеду
Шайбани
Сайрам, Ташкент
Отошли к могульскому хану Султану Саиду
Казахское ханство к концу XV века.
Территория Казахского ханства к концу XV века:
Западное Семиречье, города южного Казахстана – Сузак, Сыгнак, Сауран, район Каратау с прилегавшими степными территориями, низовья Сырдарьи, Северное Приаралье и значительная часть Центрального Казахстана
К началу XVI века Казахское ханство занимало территорию Ак Орды и часть Могулистана.
Исторические источники о территории Казахского ханства сообщают следующее:
ЗАЙД ад-Дин ВАСИФИ (XVI век) Казахстаном называет земли на Чу и Таласе в юго-западном Семиречье (времена ханов Жанибека и Керея);
Автор книги «МИХМАН-наме ий БУХАРА» размещает казахов от Итиля до Сырдарьи (времена ханов Бурундука и Касыма);
По русскому источнику «КНИГЕ БОЛЬШОГО ЧЕРТЕЖА» (XVII век) казахи располагались по среднему течению Сырдарьи и севернее ее на 600 верст, то есть на Сарысу, в районе Улутау (Сарыарка);
МУХАММЕД ХАЙДАР ДУЛАТИ писал, что «в продолжение всего времени до 940 г.х. (1533-1534 годы) казахи всецело владычествовали в большей части Узбекистана, то есть Восточного Дешт-и-Кыпчака»
Закрепление новых знаний. Вопросы для повторения и закрепления по новой теме.
Какие государства сошли с исторической и политической арены Центральной и Средней Азии к концу XV века? Чем можно объяснить столь короткое существование многих государств?
Расскажите, чем были заняты первые годы своей власти казахские ханы Жанибек и Керей? Кто выступал их противником? Как вы думаете, почему? А кто помогал Жанибеку и Керею в борьбе против Мухаммеда Шайбани? Что являлось главным источником противостояния между казахскими правителями и Шайбани?
Почему города южного Казахстана имели такое большое значение в Средней Азии? Как окончательно в конце XV века были разделены города южного Казахстана между всеми заинтересованными сторонами? Назовите территорию Казахского ханства к началу XVI века. Из каких источников мы можем узнать о территории Казахского ханства?