kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внешняя политика СССР в 20-е годы 20 века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство учащихся с особенностями внешней политики в 20-30-е годы 20 века

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внешняя политика СССР в 20-е годы 20 века»

Цели урока:

  • Образовательные: Создать у учащихся представление о международном положении и внешней политики Советского Союза в 1930-е годы.

  • Воспитательные: Продолжить патриотическое, политическое, толерантное, социальное, нравственное и культурное воспитание учащихся.

  • Развивающие: Продолжить развитие навыков логического мышления, умения делать выводы, абстрагировать, работать с учебником, картой, документами, дополнительными средствами информации, мультимедийными средствами, составлять логические схемы и таблицы.

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, т



КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ДЛЯ 9-ого класса.



ТЕМА: Международное положение и внешняя политика СССР в 20-е годы 20 века.

ЦЕЛИ: Познакомить учащихся с особенностями внешней политики России в 20-е годы 20 века,

выявить её противоречивость и причины внешнеполитических конфликтов.

Развивать умение сравнивать, делать выводы, работать с историческими источниками

Воспитывать на примере государственного деятеля положительные качества личности.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

-Сегодня на уроке мы с Вами продолжим изучение истории нашего государства в 20 веке, познакомимся с новыми государственными деятелями, поработаем с историческими источниками, поразмышляем над проблемами внешней политики в целом и в частности в определённый период времени, а ещё будем готовиться к сдаче итоговой аттестации по истории в форме ЕГЭ. Это только кажется, что до этого ещё долго, на самом деле время пролетит незаметно и всё чему мы научимся сейчас и есть та основная (главная) база для успешной деятельности в дальнейшем.

У Вас на партах рабочие листы к уроку, они помогут нам на уроке.



2. Проверка изученного

1) Пока двое учащихся индивидуально отвечают на вопросы домашнего задания (на отдельных карточках в течение 5мин),

2) хочу обратить Ваше внимание на такое задание, подобные задания предлагаются в части 1 ЕГЭ. Надо восстановить хронологическую последовательность событий. В Вашем рабочем листе это задание

№ 2.

- итак, что же надо сделать? (расставить события во времени). Предлагаются 4 события

- Кто желает выполнить эту работу? Сначала на своём рабочем месте, потом на доске. (на работу 3мин)

3) А мы с Вами поработаем с датами. Посмотрите на доску, здесь представлены разные даты. Сгруппируйте их как считаете нужным. Обратитесь к рабочему листу. Задание № 1.

-кто займется этой работой у доски? (2мин на размышления)

-что же получилось? Почему так?

-молодцы, Вы продумали совершенно разные основания для деления.



Работу на карточках закончили.



Вернёмся к хронологии: -С какой сложностью столкнулись ? как преодолели? Проверяем, правильно ли сделана работа?



-Итак, давайте посмотрим. В России установлена республика, закончилась гражданская войн, образовался СССР, принята даже первая его конституция. Это единственное в своём роде государство в мире

-Как ему жить дальше? Как обустраивать себя на планете Земля?

(действительно надо строить отношения с другими странами, искать союзников, преодолевать разногласия с противниками, пытаться наладить экономические отношения.



-Вот как это было мы с Вами и постараемся сегодня выяснить. Записываем тему в тетрадь.

Международное положение и внешняя политика СССР в 20-е годы.



3. Изучение нового материала.

Из курса обществознания Вы помните, что политика государства бывает внутренняя и внешняя

-Чем же занимается каждая из них?

( внутр. Организация деятельности гос-ва, внешняя – установление контактов с другими странами)

-Какие же задачи вы поставили бы перед российским правительством?

(-защита интересов СССР -претворение в жизнь идеи мировой революции

-установление отношений с другими странами)



-Верно. И в процессе наших рассуждений мы посмотрим, как решались эти задачи, вы же в тетради составляете таблицу по заданию №4 рабочего листа.

В конце урока проверим, кто больше запишет государств.

страна

дата

страна

дата

Эстония

Латвия

Литва

Финляндия

Китай

Афганистан

Турция

Иран

Монголия

Англия

1920

1920

1920

1920

1924

1921

1921

1921

1921

1924

Норвегия

Швеция

Дания

Франция

Германия

Греция

Италия

Австрия

США

Мексика

Япония

1924

1924

1924

1924

1922

1924

1924

1924

1933

1924

1925

-Вы знаете, что после Революции 1917года наше государство оказалось в дипломатической изоляции

-Что это значит? (Никто не признавал власть большевиков законной властью)

Первые международные акты – мирные договоры были подписаны РСФРС в 1920г с государствами, ещё недавно входившими в состав Российской империи.

-Вспомните, что это за государства? (конечно, это Эстония, Литва, Латвия, Финляндия)



Достаточно успешно строятся отношения со странами Востока. Давайте на примере Договора РСФСР и Персии посмотрим, как будут строиться отношения с этими странами. Ведь подобные договоры были подписаны с Афганистаном, с Турцией. С Монголией был заключен особенный договор.



РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ.

В рабочем листе есть фрагмент этого мирного договора. Давайте с ним познакомимся.

-Как же строились отношения? –Что интересного увидели?

Молодцы, теперь осталось найти ещё одну страну с которой были установлены равноправные дипломатические отношения. В помощь стр. 176 вашего учебника. ( конечно, это Китай)

-Ещё раз уточним дату: (1924г)



В общем-то и другие страны, уже европейские понимали, что экономические интересы важнее политических и идеологических разногласий и в 1921г было заключено более 11торговых договоров с ведущими странами Европы, такими как Великобритания, Германия, Норвегия, Италия.

Но мы с Вами понимаем –это ещё не дипломатическое признание.

ВЕСНОЙ 1922года в Генуе (Италия) была созвана международная конференция для решения европейских экономических и финансовых проблем.

-С чем же приехали на эту конференцию представители разных стран?

-Как Вы думаете, чего хотела Советская делегация? ( представить себя как миролюбивое пролетарское государство, готовое идти на переговоры с делегациями других стран)

-Чего хотели Англия и Франция? (уплаты долгов царского правительства, возмещение нанесённого ущерба от потерь иностранных предприятий)



-А чего могла хотеть Германия? Вспомните её положение к 1922г? Как относились к ней Англия и Франция?



То есть на нашем горизонте вырисовываются два государства, своеобразные изгои, которые чем-то похожи и могут сблизиться.

Почему могут сблизиться? Почему это возможно?

1) обе проигравшие стороны 2мировой войны – не удовлетворены Версальским мирным договором

2) обе видели противника в Польше, которая расширена на Западе по Версальскому мирному договору 1919г. и на Востоке по Рижскому договору 1921г

3) у каждой из сторон огромные экономические трудности, которые легче преодолевать вместе.

4) кроме того, происходило секретное сближение генералитета Германии и командования Красной Армии.



Поэтому когда утром 16апреля 1922г руководители иностранных государств узнали, что Россия и Германия восстановили дипломатические отношения и экономические контакты, это было сравнимо с эффектом разорвавшейся бомбы. Ведь и Англия и Франция чувствовали себя фаворитами конференции и не предполагали иного исхода, как в свою пользу, а тут…

Вдруг поверженная Германия и изолированная Россия объединяются, тем самым угрожая интересам последних. Но нас то с Вами интересует это мирный договор. Снова обратимся к документу. Рабочий лист, задание № 5 (2)

-На каких основаниях заключен мирный договор? Найдите слова текста

( не возмещение военных расходов, не возвращение военных убытков)



ИТАК, вот он прорыв дипломатической изоляции, прорыв из вражеского окружения европейских стран.

Кто же он это герой, добившийся подписания столь важного для России документа?

Давайте послушаем сообщение о нём. (ДОКЛАД УЧАЩЕГОСЯ О Г.ЧИЧЕРИНЕ) У Вас это задание №6.



Во истину удивительный человек Вот как отзывались о нём современники:

Чичерин — работник великолепный, добросовестный, умный, знающий. Таких людей надо ценить. Что его слабость — недостаток «командирства», это не беда! Мало ли людей с обратной слабостью на свете!



В стране есть единственный приличный наркомат— иностранных дел.

В.И. Ленин



В прошлом Григорий Васильевич любил изысканно и красиво одеваться — теперь он стал носить только дешевые рабочие костюмы... В прошлом любил театр, оперу, балет — теперь он совершенно отказался от каких-либо развлечений... В прошлом Григорий Васильевич тратил немало денег на себя — теперь он стал жить спартанцем, а свои довольно значительные средства передавал партии. Став социал-демократом, Григорий Васильевич считая, что каждая минута его жизни принадлежит революции, и только революции…

И.М. Майский, член РСДРП.

-Какие же качества личности этого человека впечатлили Вас?

-какие бы хотели развить у себя?

Конечно, любовь к Родине, преданность ей и идеям революции, верность своему долгу – долгу служения России. Сила убеждения, желание улучшить положение России, поставив её1 как равную в один ряд с ведущими странами мира, гордость за соё отечество… Все эти качества вместе сделали Г.Чичерина одним из лучших дипломатов своего времени.

Из Вас кто-то собирается стать дипломатом?

-Какие бы качества пригодились? –Как Вы их в себе воспитываете? Подумайте об этом.

Однако, всё в один миг получиться не могло, и хотя 1924-1925г вошли в историю международных отношений как период «дипломатического признания советского государства», конфликты со странами Европы имели место быть. Об этом Вы узнаете самостоятельно, читая материал параграфа 20, там же Вы познакомитесь с деятельностью Коммунистического Интернационала. Постарайтесь выяснить, что это такое, зачем создан, что из этого получилось



Итак, мы определились с вашим домашним заданием. Это *20 и ещё, работая с картой 13, найдите все обозначенные государства, с которыми были установлены дипломатические отношения.

-А кто знает, есть ли в современном мире государства, с которыми не установлены дипломатические отношения с нашей страной? Это тоже может стать вашим домашним заданием, носящим некий творческий характер.



4. Закрепление изученного.

Давайте посмотрим на таблицу, которую Вы составляли по ходу урока.

Постараемся соотнести записи с политической картой мира. Имейте ввиду, что используем современную карту, значит возможны расхождения границ, не циклимся на этом.

-Работаем по цепочке: Каждый называет страну, ищем на карте её, обозначаем флажком



ДЕЛАЕМ ВЫВОД:

Внешняя политика Советского государства в 1920-е годы решила важнейшую задачу – признание государства на международной арене, однако были и другие задачи, с решением которых Вы познакомитесь позднее.

И напоследок, раз уж сегодня бросали взгляд на ЕГЭ, закончим урок выполнением задания части 1, т.е решим несколько тренировочно- повторительных тестов вашего рабочего листа. Задание № 7.

1. Генуэзская конференция, в работе которой приняла участие и РСФСР, состоялась:

а) 1921г, б) 1922г, в) 1923г, г) 1924г

2. Со стороны РСФСР мирный договор с Германией подписал:

а) В. Ленин, б) Г.Чичерин, в) М. Литвинов, г) Л.Красин

3. Что произошло раньше:

установление дипломатических отношений с Китаем или образование СССР

а) установление дипломатических отношений с Китаем

б) образование СССР

в) произошло одновременно

4.Из преложенных определите государство позднее других установившее дипломатические отношения с СССР:

а) Великобритания, б) Франция, в) Норвегия, г) США

5. Какие интересы преследовали Франция и Великобритания, приглашая Россию на конференцию в Италию?

а) хотели вступить в экономические отношения с Россией

б) стремились к дипломатическому признанию СССР

в) были другие причины

6. Составьте свой вопрос по теме.



5. Итог урока.

Подводя итог урока давайте акцентируем

-что узнали нового сегодня? – Что понравилось? – Что нет? – С кем познакомились? –Что впечатлило?



Спасибо за совместную работу на уроке. Свободны.









РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ.

ТЕМА: «МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР» .



1. Сгруппируйте предложенные даты. Основание группировки – определите самостоятельно.

1812г, 1922г, 1914г, 1789г, 1905г, 1941г, 1904г, 1917г.



2. Расположите в хронологической последовательности исторические события:

а) принятие первой Конституции СССР

б) подписание Брестского мира

в) образование СССР

г) провозглашение России республикой



4. В ходе изучения нового материала составьте таблицу:

Установление дипломатических отношений Советского государства со странами Европы, Азии и Америки

страна

дата







5. Работа с документами.

1) ИЗ ДОГОВОРА МЕЖДУ РСФСР И ПЕРСИЕЙ 26 февраля 1921 г.

Статья 1

Российское Советское Правительство... еще раз торжественно заявляет о бесповоротном отказе России от насильнической в отношении Персии политики империалистических правительств России, свергнутых волею ее рабочих и крестьян.

«...» Российское Советское Правительство объявляет все трактаты, договоры, конвенции и соглашения, заключенные бывшим царским правительством с Персией и приводящие к умалению прав персидского народа, отмененными потерявшими всяческую силу.

Статья 2

Российское Советское Правительство заявляет о своем отказе от участия в каких бы то ни было мероприятиях, клонящихся к ослаблению и нарушению суверенитета Персии, и объявляет отмененными и потерявшими всяческую силу все конвенции и соглашения, заключенные бывшим правительством России с третьими державами во вред Персии и относительно ее.

Статья 3

Обе Высокие договаривающиеся Стороны согласны признавать и соблюдать границу между Персией и Россией в том виде и начертании, как она была установлена Разграничительной Комиссией 1881 года.

Статья 4

Каждая из Высоких договаривающихся Сторон отказывается и будет строго воздерживаться от вмешательства во внутренние дела другой Стороны.

Статья 5

Обе Высокие договаривающиеся Стороны обязываются:

1) не допускать на своей территории образования или пребывания организаций или групп... или отдельных лиц, ставящих своей целью борьбу против Персии и России, а также против союзных с последней государств, равным образом не допускать на Своей территории вербовку или мобилизацию личного состава

в ряды армии или вооруженных сил таковых организаций;

Статья 6

Обе Высокие договаривающиеся Стороны согласны в том, что в случае, если со стороны третьих стран будут иметь место попытки путем вооруженного вмешательства осуществлять на территории Персии захватную политику или превращать территорию Персии в базу для военных выступлений против России, если при этом будет угрожать опасность границам Российской Советской Федеративной Социалистической Республики или союзных ей держав и если Персидское Правительство после предупреждения со стороны Российского Советского Правительства само не окажется в силе отвратить эту опасность, Российское Советское Правительство будет иметь право ввести свои войска на территорию Персии, чтобы, в интересах самообороны, принять необходимые военные меры. По устранении данной опасности Российское Советское Правительство обязуется немедленно вывести свои войска из пределов Персии

Статья 7

Российское Советское Правительство заявляет о своем полном отказе от той финансовой политики, которую вело на Востоке царское правительство России, снабжавшее Персидское Правительство денежными средствами не ради содействия хозяйственному развитию и процветанию персидского народа, а в видах политического закабаления Персии. Российское Советское Правительство отказывается поэтому от всяких прав на займы, предоставленные Персии царским правительством, и объявляет таковые займы недействительными и не подлежащими оплате...

Статья 8

Обе Высокие договаривающиеся Стороны согласны, что с момента подписания настоящего договора они будут в равной степени пользоваться правом свободного плавания по Каспийскому морю под своим флагом.

Документы внешней политики СССР. М., 1959. Т. 3. С. 536-544.



2) ИЗ ДОГОВОРА, ЗАКЛЮЧЕННОГО МЕЖДУ РСФСР И ГЕРМАНИЕЙ В РАПАЛЛО 16 апреля 1922 г.

Статья 1

Оба правительства согласны, что разногласия между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Германским государством по вопросам, возникшим за время состояния войны между Россией и Германией, регулируются на следующих основаниях:

1. РСФСР и Германское государство взаимно отказываются от возмещения военных расходов, равно как и от возмещения военных убытков, которые были причинены им и их гражданам в районах военных действий, вследствие военных мероприятий, включая и предпринятые на территории противной стороны реквизии. Равным образом обе стороны отказываются от возмещения невоенных убытков, причиненных гражданам одной стороны посредством так называемых исключительных военных законов и насильственных мероприятий государственных органов другой стороны.

Документы внешней политики СССР. М., 1959. — Т. I — С. 351.



6. Послушайте доклад товарища и выделите те черты характера, которые характеризуют дипломата Г. Чичерина и человека Г.Чичерина. Выскажите своё мнение о прослушанном.



7. Выполните тестовые задания:



1. Генуэзская конференция, в работе которой приняла участие и РСФСР, состоялась:

а) 1921г, б) 1922г, в) 1923г, г) 1924г



2. Со стороны РСФСР мирный договор с Германией подписал:

а) В. Ленин, б) Г.Чичерин, в) М. Литвинов, г) Л.Красин



3. Что произошло раньше:

установление дипломатических отношений с Китаем или образование СССР

а) установление дипломатических отношений с Китаем

б) образование СССР

в) произошло одновременно



4.Из преложенных определите государство позднее других установившее дипломатические отношения с СССР:

а) Великобритания, б) Франция, в) Норвегия, г) США



5. Какие интересы преследовали Франция и Великобритания, приглашая Россию на конференцию в Италию?

а) хотели вступить в экономические отношения с Россией

б) стремились к дипломатическому признанию СССР

в) были другие причины






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внешняя политика СССР в 20-е годы 20 века

Автор: Аболова Марзия Кинжегалиевна

Дата: 29.08.2017

Номер свидетельства: 426709

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Внешняя политика в СССР в тридцатые годы 20 века"
    ["seo_title"] => string(56) "vnieshniaia_politika_v_sssr_v_tridtsatyie_ghody_20_vieka"
    ["file_id"] => string(6) "373130"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1482654774"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Международное положение и внешняя политика СССР в 20-е годы 20 века"
    ["seo_title"] => string(80) "miezhdunarodnoie_polozhieniie_i_vnieshniaia_politika_sssr_v_20_ie_ghody_20_vieka"
    ["file_id"] => string(6) "401178"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489761622"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Международные отношения и внешняя политика в XX веке"
    ["seo_title"] => string(64) "miezhdunarodnyie-otnoshieniia-i-vnieshniaia-politika-v-xx-viekie"
    ["file_id"] => string(6) "341923"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472733945"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "СОВЕТСКАЯ РОССИЯ. СССР "
    ["seo_title"] => string(24) "sovietskaia-rossiia-sssr"
    ["file_id"] => string(6) "135059"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416847998"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "СССР в начале Второй Мировой войны(1939 -1941г). "
    ["seo_title"] => string(48) "sssr-v-nachalie-vtoroi-mirovoi-voiny-1939-1941gh"
    ["file_id"] => string(6) "154068"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421090339"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства