Просмотр содержимого документа
«Внешняя политика России во 2/2 XVIII века»
Тема урока истории в 10 классе:
«Внешняя политика России во 2/2 XVIII века»
Цель урока:
Сформировать представление и изучить внешнюю политику России при Екатерине Великой, выяснить ее масштабность
Задачи урока:
- объяснить учащимся, что внешняя политика неразрывно связана с внутренней политикой; что внешнюю политику государства надо рассматривать с точки зрения геополитических интересов страны;
- охарактеризовать основные цели и направления внешней политики России во второй половине 18 века;
- оценить итоги внешней политики Екатерины Второй;
- охарактеризовать по плану-алгоритму войны и великих русских полководцев и флотоводцев;
- воспитывать чувство гордости за славу русского оружия, великих русских полководцев и героизм русских солдат;
- развитие мыслительных способностей учащихся, формирование картографических умений.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: комбинированный с элементами просмотра мультимедийной презентации, с использованием цифровых образовательных ресурсов.
Методы:иллюстративные, проблемно-поисковые.
Оборудование:ПК, экран, проектор, учебник, карта « Россия во II половине XVIII в.»,документ « Разделы Речи Посполитой»
Основные понятия:коалиция;вооружённый нейтралитет;буферное государство;эскадра.
Важнейшие даты:
1768-1774 гг. – русско- турецкая война;1770г. – сражения при Ларге, Кагуле, Чесменское сражение, битва в Хиосском проливе; 1774 г. – договор в Кючук–Кайнарджи;1787 – 1791гг. – русско-турецкая война;1787г.- битва при Кинбурге;1788г. – битва за Очаков;
1789 г. – Фокшаны, Рымник; 1790 г.- взятие Измаила;
1791 г.- Ясский договор.
План урока.
1.Основные внешнеполитические задачи.
2. Русско-турецкая война 1768-1774 гг.
3. Русско-турецкая война 1787-1791 гг.
4. Раздел Польши.
5. Французская революция и Екатерина Вторая.
6. Великие русские полководцы и флотоводцы.
7. Результаты внешней политики России второй половины 18 века.
Ход урока:
1.Оргмомент.(1 мин.)
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте ребята.
Сегодня на уроке мы рассмотрим тему «Внешняя политика России во второй половине 18 века». Запишите тему и план её изучения.
Далее учитель озвучивает цели урока.
2.Вспомним ранее пройденное Подготовка учащихся к восприятию нового материала. (4 мин.)
Учитель сообщает: Ребята, мы получили с вами общее представление о царствование Екатерины Великой. Отсюда следует Вывод: Екатерина Великая проводила энергичную, активную внутреннюю и внешнюю политику, результативную и успешную для России. Франции.
Вопрос классу:
- Вспомните, какие две главные задачи стояли перед
Россией во внешней политики на протяжении всего 18 столетия. ( Борьба за выход в Балтийское море и завоевание Черноморского побережья).
3. Изучение нового материала.
1. Основные внешнеполитические задачи. (3 мин).
Учитель сообщает. Помимо этих направлений внешнеполитических усилий имелись ещё несколько: поддержание равновесия сил в Европе и борьба с революцией Франции.
Учитель чертит схему на доске:
Внешняя политика Екатерины Второй
Борьба за Разделы Борьба
выход к Речи против
Чёрному Посполитой революционной
морю Франции
2. Русско–турецкая война 1768-1774 гг. (8 мин.)
Учитель сообщает: У России возникли противоречия с
Францией и Австрией. Австрия опасалась усиления влияния
России на Балканах и в Польше.
В сентябре 1768 года, подстрекаемая Францией и Австрией, Турция объявила войну России.
Предлагаю вам просмотреть анимацию на тему «Русско-турецкая война 1768- 1774гг».
Работа с учебником. Найдите в учебнике и назовите основные итоги русско-турецкой войны 1768-1774 гг.
Работа с картой.
- Покажите на карте земли, которые отходили к России по Кючук-Кайнарджирскому договору 1774 года.
3. Русско- турецкая война 1787- 1791 гг. (8 мин.)
Основным вопросом внешней политики 80-х годов был крымский вопрос.
Борясь с Турцией, грузинский царь Ираклий Второй признал в1783 году протекторат России над Грузией. Русские войска вступили в Грузию.
В 1787 году Турция предъявила России ультиматум. Так началась вторая русско-турецкая война (1787 – 1791 гг.)
Давайте просмотрим анимацию на тему « Русско-турецкая война 1787- 1791 гг.»
Работа с учебником. Найдите в учебнике и назовите основные итоги русско-турецкой войны 1787-1791 гг.
Работа с картой.
- Покажите на карте земли, которые отходили к России по
Ясскому договору 1791 года.
4. Раздел Польши. (4 мин.)
Учитель сообщает. Вторая внешнеполитическая задача –присоединение к России белорусских и украинских земель-решалась правительством Екатерины Второй путём раздела Польши, который совершался совместно с Пруссией и Австрией.
Работа с документом «Разделы Речи Посполитой».
Далее ответы на вопросы.
- Назовите годы разделов Речи Посполитой.
- Какие земли отошли к России в результате разделов Речи Посполитой?
Вывод. Таким образом, в результате трёх разделов Речь Посполитая прекратила своё существование.
5. Французская революция и Екатерина Великая.(5 мин)
Учитель сообщает. Третья внешнеполитическая задача-борьба с революционной Францией – только начинала решаться при Екатерине Второй. Она заняла враждебную позицию по отношению к этой стране, субсидировала военные приготовления Пруссии и Австрии против неё. Русский флот участвовал в морской блокаде Франции. Активная борьба с революционной Францией сопровождалась реакцией внутри страны, гонениями на просветителей.
Вывод. В ходе войн 60-х – начала 90-х гг. Россия показала высокий уровень военного и военно-морского искусства. Оно опиралось на экономическую мощь государства, его международное влияние. Для него характерна глубокая проработка стратегических замыслов. В армии на смену линейной тактике приходит усилиями Румянцева, Суворова и других военачальников более маневренная тактика колонн и рассыпного строя. В действиях войск и флотов полностью оправдали себя решительность и маневренность, опора на солдат, их ознательность и любовь к Отечеству. В войнах той славной эпохи вознеслась слава великих русских полководцев.
6. Великие русские полководцы и флотоводцы.(7 мин)
Мультимедийная презентация
7. Результаты внешней политике России во второй половине 18 века. ( 3 мин)
Учитель сообщает. Итак, при Екатерине Второй России удалось решить две вековые задачи традиционно стоявшие перед российской внешней политикой.
После того, как Пётр Первый отвоевал у Швеции выход к Балтийскому морю, осталось решить татарско–турецкий вопрос, где главным было прекращение набегов татарских войск на южные губернии России, и завершить возвращение русских земель, находившихся под властью польского государства. В результате ряда войн ( две с Турцией и две с
Польшей ) России удалось решить эти проблемы, Кроме того, в войне со Швецией (1786 - 1790 гг.) удалось отстоять территориальные приобретения, которые получил Пётр Первый по Ништадтскому миру. В ходе этих войн оформилась национальная школа военного искусства, виднейшими представителями которой были: Пётр Румянцев, Григорий Потёмкин, Александр Суворов, Фёдор Ушаков.
Именно на развитие инициативы, смекалки, энергии подчинённых и были направлены воспитательные устремления таких прекрасных полководцев и военных педагогов, как Румянцев, Суворов, Ушаков и другие.
Блестящим подтверждением правильности такого воспитания и обучения войск явились Итальянский и Швейцарский походы Суворова и Средиземноморская экспедиция Ушакова в 1799 году, когда была неоднократно разбита лучшая на тот момент в Европе французская армия.
Итог урока.
Результаты внешней политики Екатерины Великой были блестящими. Россия сокрушила своих главных врагов на юге - Турцию и зависимое от неё Крымское ханство. Влияние России в европейских делах значительно выросло.
Таким образом, внешняя политика Екатерины Второй имела успех и способствовала развитию России. Русская армия и флот показали всему миру чудеса героизма и храбрости, а выдающиеся русские полководцы и флотоводцы также покрыли себя неувядаемой славой.
Это наша отечественная гордость на все времена.
4. Закрепление изученного материала. ( 5 мин)
5. Подведение итогов. Выставление оценок.
Спасибо! Урок окончен!
6. Домашнее задание: параграфы 38 ответить на вопросы.