Научатся определять термины: Священная война, Союз трех императоров, международная изоляция, трактат
Получат возможность научиться: называть цель и основные направления внешней политики 60-70-х годов, показывать на карте новые границы Российской империи.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
Личностные УУД:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внешняя политика Екатерины II»
Урок №___
Тема: Внешняя политика Екатерины II.
Цели:
Предметные:
Научатся определять термины: Священная война, Союз трех императоров, международная изоляция, трактат
Получат возможность научиться: называть цель и основные направления внешней политики 60-70-х годов, показывать на карте новые границы Российской империи.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
Личностные УУД:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности
Ход урока:
I. Оргмомент.
II. Проверка выполнения домашнего задания.
Устный опрос.
III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Создание проблемной ситуации:
Во второй половине XVIII в. России в наследство достались те же проблемы во внешней политике, которые в XV-XVI вв. пыталось решить Русское централизованное государство. В XVII-XVIII вв. к ним подступались Алексей Михайлович, правительство Софьи - Голицына, Пётр 1 и его преемники. Это были борьба с Польско-Литовским государством за древнерусские земли, обеспечение выхода к Балтийскому морю, овладение плодородными землями Юга и выход к Чёрному морю. Сюда же входила задача сокрушения Крымского ханства - давнего врага России. Если выход к Балтике удалось получить Петру 1, то остальные две проблемы оставались неразрешёнными. Две войны с Турцией оказались для России временем блестящих военных побед.
Окрылённая благоприятным исходом русско-турецких войн, Екатерина II начала строить планы по созданию Греческой империи. Предполагалось, что Турция будет отброшена из Европы, а на освобождённых балканских землях возникнет Греческая империя со столицей в Константинополе.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
Южное направление:
1.1 русско-турецкая война 1768-1774 гг.
1.2 русско-турецкая война 1787-1791 гг.
2. Западное направление:
2.1 разделы Польши 1772, 1793, 1795 гг.
2.2 политика «вооружённого нейтралитета»
2.3 борьба с революционной Францией
3. Результаты внешней политики Екатерины II
Разделы Польши.
В эпоху Екатерины II Россия в напряжённой дипломатической и военной борьбе решила ещё одну из своих исторических задач – вернула в свои пределы древнерусские земли. Когда-то они входили в состав единой Древней Руси, границы которой простирались от Карпат до Волги. Восточнославянские земли Речи Посполитой населяли по преимуществу православные украинцы и белорусы. Австрия и Пруссия, в свою очередь, претендовали на земли, составлявшие ядро Польского государства и населённые католиками-поляками. В стремлении расчленить ослабевшую Польшу три великие державы были заодно.
Польский вопрос оказался напрямую связан с общеевропейской политикой.
В ходе первой русско-турецкой войны в переговоры между Турцией и Россией вмешались Австрия и Пруссия. Им было невыгодно усиление России на Балканах, в Причерноморье, в Восточной Европе. Прусский король Фридрих II обещал поддержать русские требования к Турции, но только в обмен на согласие России разделить с ним часть Польши. Со своими требованиями к России выступила и Австрия. Екатерина II согласилась. Именно Фридрих II явился инициатором раздела Польши. Так в 1772 г. произошёл первый раздел Польши между Пруссией, Австрией и Россией. Польский король не оказал никакого противодействия захватническим действиям соседей. При этом Пруссия получила коренные польские земли - Поморье и часть так называемой Великой Польши, Австрии досталась Галиция (некогда часть древнерусского Галицко-Волынского княжества). На долю России пришлись старинные русские земли в Восточной Белоруссии. В 1793 г. совершился второй раздел Польши между Пруссией и Россией. Пруссия получила часть коренных польских земель с городами Гданьск и Торунь. К России отошли вся Белоруссия и Правобережная Украина.
В 1795 г. Австрия, Пруссия и Россия произвели третий раздел Польши, которая как государство перестала существовать. Австрия и Пруссия поделили собственно польские земли с Краковом и Варшавой. К России отошли Западная Белоруссия, Литва, Курляндия и часть Волыни. Земли, которые когда-то принадлежали Древней Руси, воссоединились в составе Российской империи.
Война со Швецией.
В это время против России выступила Швеция, подстрекаемая европейскими державами. Воинственный шведский король стремился овладеть утраченными землями в Прибалтике, требовал вернуть Турции Крым. Несколько чувствительных поражений на суше и на море отрезвили шведов, и в 1790 г. они заключили с Россией мир, отказавшись от всех своих притязаний.
Политика «вооруженного нейтралитета».
О возросшем международном авторитете России свидетельствует и следующий факт. В 1775 г. Англия обратилась к России с просьбой о найме русских войск для участия их в борьбе против английских колоний в Северной Америке. В ответ Екатерина II не просто отказала в этом, но и признала позднее независимость США. А в 1780 г. Россия выступила с важной международной инициативой: была подготовлена знаменитая Декларация о вооруженном нейтралитете, согласно которой суда нейтральных стран, не участвующих в военных конфликтах, имели право защищаться в случае нападения на них. Вскоре к Декларации присоединились Швеция, Дания, Голландия и Пруссия. Так была заложена основа для развития отношений России и Америки.
Борьба с Екатериной II с революционной Францией.
Разделы Польши были ускорены событиями Великой французской революции, сразу же изменившими политическую ситуацию в Европе. По мнению Екатерины II, разрушение существовавших в Европе государственных систем было преступлением перед народами: Русская императрица видела в революции лишь стремление к разрушению.
Соображения Екатерины II и других умеренных политиков вскоре подтвердились. Франция перешла к якобинской диктатуре, кровавому террору. Король и королева были казнены. Революционные фанатики объявили войну всей Европе.
Екатерина II провела ряд антифранцузских мер: русским подданным было приказана покинуть Францию; французов, признавших республику, выдворили из России; на французские издания была установлена строжайшая цензура; суровые меры применялись к отечественным приверженцам либеральных вольностей. Выступления Н.И. Новикова против самодержавной власти в России и персонально Екатерины II, против крепостничества закончились для него заключением в Шлиссельбургскую крепость.
Тяжёлая судьба постигла яркого мыслителя и общественного деятеля А.Н. Радищева. В 1790 г. он выпустил в свет книгу , в которой живописал ужасы крепостного состояния людей и злоупотребления властей. Во включённой в книгу оде I.
ВЫВОД
Главным направлением в деятельности императрицы Екатерины Алексеевны в области внешней политики стало силовое решение территориальных и национальных проблем. Россия выиграла две русско-турецкие войны (1768 -1774 гг.; 1787 - 1791 гг.) и войну со Швецией (1788 -1790 гг.). Россия совместно с Пруссией и Австрией произвела три раздела Речи Посполитой. В состав России вошли Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, население страны достигло 36 миллионов человек, в три раза увеличился флот, доходы страны увеличились в четыре раза. Россия во второй половине XVIII века стала великой евразийской империей.
V. Первичная проверка понимания изученного.
Оцените итоги внешней политики Екатерины II. Как изменилось положение России в мире за годы её царствования?
VI. Закрепление знаний.
Установите соответствие:
Северная война
Анна Иоановна
Русско- турецкая война 1735-1739 годов
Анна Иоановна
Раздел Речи Посполитой
Петр I
Борьба за Польское наследство
Екатерина II
Семилетняя война
Елизавета Петровна
VII. Применение знаний.
Работа с раздаточным материалом.
VIII. Обобщение знаний.
Работа в группах (по карточкам).
IX. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.