Цель урока: изучить особенности внешней политики Екатерины II.
Задачи урока:
1) сформировать у обучающихся историко-познавательные компетенции: выделять направления и задачи внешней политики Екатерины II, рассмотреть ход и итоги русско-турецких войн; определить причины и последствия участия России в разделах Польши; уяснить итоги внешней политики Екатерины II; 2) информационно-коммуникационные: анализ исторической ситуации, формирование собственной позиции в ходе дискуссии.
3) социально-мировоззренческие: развивать интерес к изучению отечественной истории, определение собственной гражданской позиции по отношению к исторической реальности, создать положительное отношение к службе в армии.
Оборудование: презентация (карты, иллюстрации, схема, таблица),учебник- Данилов Д.Д., Павлова Н.С., Рогожкин В.А. Российская история Нового времени. XVI-XVIIIвека. М.: «Баласс», 2008., раздаточный материал с заданием, документ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Внешняя политика Екатерины II" »
Тема урока : Внешняя политика Екатерины II
Цель урока: изучить особенности внешней политики Екатерины II.
Задачи урока:
1) сформировать у обучающихся историко-познавательные компетенции: выделять направления и задачи внешней политики Екатерины II, рассмотреть ход и итоги русско-турецких войн; определить причины и последствия участия России в разделах Польши; уяснить итоги внешней политики Екатерины II; 2)информационно-коммуникационные: анализ исторической ситуации, формирование собственной позиции в ходе дискуссии.
3) социально-мировоззренческие: развивать интерес к изучению отечественной истории, определение собственной гражданской позиции по отношению к исторической реальности, создать положительное отношение к службе в армии.
Оборудование: презентация (карты, иллюстрации, схема, таблица),учебник- Данилов Д.Д., Павлова Н.С., Рогожкин В.А. Российская история Нового времени. XVI-XVIIIвека. М.: «Баласс», 2008., раздаточный материал с заданием , документ.
Персоналии: Екатерина II, П. А. Румянцев, Г. А. Потёмкин, А.В.Суворов, Ф Ф. Ушаков
Даты:
1768-1774 гг. - русско-турецкая война
1770 г. – сражение у рек Ларги и Кагул
26 июня 1770 г. – Чесменское морское сражение
1772 г. – первый раздел Речи Посполитой
1774 г. – Кючук-Кайнарджийский мирный договор
1780 г.- декларация о «вооружённом нейтралитете»
1783 – Манифест Екатерины II о присоединении Крыма к России
1787-1791 гг.- русско-турецкая война
1788-1790 гг.- русско-шведская война
1788 г. – штурм Очакова
1789 г. – Сражение на реке Рымник
10 декабря 1790 г.- штурм Измаила
1791г.- Сражение у мыса Калиактрия
1791 гг. – Ясский мирный договор
1792 г.- начало русско-польской войны
1793 г. – второй раздел Речи Посполитой
1795 г. – третий раздел Речи Посполитой
Ход урока:
Содание проблемной ситуации:
Правление какого императора мы изучаем?
Назовите годы правления Екатерины II.
Что мы знаем об особенностях ее правления?
Все перечисленное можно отнести к какому виду политики?
Сегодня на уроке мы рассмотрим внешнюю политику Екатерины II .
-Что включает в себя внешняя политика? По какому плану можно проводить анализ? (задачи, направления, характеристика, результаты)
Обратимся к документам на стр.270. Обучающие работают с документом и вопросами к нему. Какое противоречие возникает?
-….Являлась ли Россия во второй половине 18 века великой европейской державой?.
Что такое великая держава? (варианты обучающихся)
Обратимся к словарю: Вели́кая держа́ва — условное, неюридическое обозначение государств, которые, благодаря своему политическому влиянию, играют определяющую роль «в системе международных и международно-правовых отношений».
В научный оборот фраза была введена немецким историком Леопольдом фон Ранке, в 1833 у опубликовавшим фундаментальную работу «Великие державы».
План урока:
Задачи внешней политики Екатерины II
Южное направление:
2.1 русско-турецкая война 1768-1774 гг.
2.2 русско-турецкая война 1787-1791 гг.
3. Западное направление:
3.1 разделы Польши 1772, 1793, 1795 гг.
3.2 политика «вооружённого нейтралитета»
3.3 борьба с революционной Францией
4. Результаты внешней политики Екатерины II
Вопросы к классу:
1) Вспомните , как складывались взаимоотношения России с европейскими странами и Османской империей в середине XVIII века. ( после смерти Петра I внешняя политика в целом сохранила свою направленность, Россия участвовала в войне за «польское наследство», русско-турецкой войне 1735-1739 гг. (крымские походы), русско-шведской войне 1741-1743 гг., в Семилетней войне 1756-1762 гг.)
2) Перечислите итоги Семилетней войны? (смерть Елизаветы Петровны и вступление на престол Петра III свели успехи русских войск к безрезультатным итогам войны)
3) Какие задачи внешней политики России не были реализованы в эпоху дворцовых переворотов? (не добилась выхода к Чёрному морю, не решены «украинский» и «белорусский» вопросы)
4) В составе какого государства находились украинские и белорусские земли? (Речи Посполитой)
Открытие нового знания:
Давайте подумаем, какие задачи стояли перед государством во время правления Екатерины II? Из этого делаем вывод, что основными направлениями внешней политики были:
1.Южное: Борьба за выход России к Черному морю.
2.Западное: Укрепление позиций и влияния России в Европе:
2.1. Участие России в разделах Польши.
2.2. Борьба с революционной Францией
Характеристика Южного направления:
- русско-турецкая война 1768-1774 гг.
- русско-турецкая война 1787-1791 гг.
- С какой страной сталкивались интересы России в Причерноморье? (с Османской империей)
-Каковы причины русско-турецких войн в царствование Екатерины II? (Получить выход к Чёрному морю , а Турции стремилась расширить свои владения в Северном Причерноморье).
Рассмотрим ход военных действий: Задания по вариантам с текстом учебника по заполнению пропусков в таблице.
Русско-турецкой войне 1768-1774 гг. Заполните пропуски в таблице
Победы русской армии и флота в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.
Ларга
●Сражения у рек
…
1770 г.
П. А. Румянцев
●Морской бой в Чесменской бухте
….
Итоги войны
… г. – Кючук – Кайнарджийский мирный договор
…
Право строительства военного флота на Чёрном море
Контрибуция от Турции России в 4,5 млн. рублей
…
Найдите на карте территории, вошедшие в состав Российской империи
Русско-турецкой войне 1787-1791 гг. Заполните пропуски в таблице.
Повод к русско-турецкой войне 1787-1791 гг.
…
Георгиевский трактат- переход Восточной Грузии под протекторат России
1783 г.
Победы русской армии и флота
● Разгром турецкого десанта у крепости Кинбурн
●Взятие крепости Очаков
●Поражение турок на реке Рымник
●Падение крепости Измаил
●Морское сражение у мыса Калиакрия
1787 г.
…
1789 г.
1790 г.
…
А. В. Суворов
Г. А Потёмкин
…
Итоги войны
… г. – Ясский мирный договор
…
Россия получила земли между Днестром и Южным Бугом
Вывод русских войск из Молдавии, Валахии и Бессарабии
Найдите на карте территории, вошедшие в состав Российской империи
Давайте проверим правильность заполнения ваших таблиц : ответы ребят, работа по карте ( показ территория между Южным Бугом и Днепром с крепость Кинбурн, крепости Керчь и Еникале на Азовском море, Кабарда на Северном Кавказе ) , рассказ о П. А. Румянцеве, Г. А. Потёмкин, Ф Ф. Ушакове по ходу работы с таблицей ( предварительная подготовка-доклад-сообщение обучающимся )
Вывод: Итог русско-турецких войн в царствование Екатерины II: Россия получила выход в Чёрное море, стала великой черноморской державой, присоединила новые территории.
Рассказ учителя: Интересно, что окрылённая благоприятным исходом русско-турецких войн, Екатерина II начала строить планы по созданию Греческой империи. Предполагалось, что Турция будет отброшена из Европы, а на освобождённых балканских землях возникнет Греческая империя со столицей в Константинополе. В будущем она хотела видеть главой Греческой империи своего внука Константина.
- Как вы считаете, реален ли был греческий проект Екатерины II? (Нет, не реален, так как европейские государства не допустили бы ещё большего усиления России в Европе)
Во второй половине 18 в. появилась плеяда талантливых военачальников, деятельность которых отражала новые ступени развития военного дела- о многих мы уже говорили на уроке. Но пожалуй самым известным был полководец, которому принадлежит фраза«Тяжело в ученье, легко в бою»? (Суворову)
Суворов Александр Васильевич был одним из самых образованных военных деятелей 18 в., и остался в памяти народной непобедимым полководцем. Александр Васильевич был блестящим военным стратегом, сформулировавшим в своей книге «Наука побеждать» сущность применяемой им военной тактики в известной триаде: глазомер, быстрота, натиск. Перед вами отрывок из книги А. В. Суворова «Наука побеждать».
Работа с документом: отрывок из «Науки побеждать Суворова»
А.В. Суворов. «Наука побеждать»
...Береги пулю на три дни, а иногда и на целую кампанию, когда негде взять. Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко... Пуля дура, штык молодец... Трое наскочат: первого заколи, второю застрели, третьему штыком карачун. Это нередко (бывает), а заряжатьнекогда. В атаке не задерживай.
Вали на месте, гони, коли, остальным давай пощаду. Грех напрасно убивать: они такие же люди..,
Обывателя не обижай: он нас поит и кормит. Солдат – не разбойник...
В баталии полевой три атаки: 1) в крыло, которое слабее. Крепкое крыло, (если) закрыто лесом - это немудрено; солдат проберется и болотом; тяжело чрез реку - без мосту не перебежишь; шанцы всякие перескочишь; 2) атака в середину не выгодна, разве конница хорошо рубить будет, а иначе самих сожмут; 3) атака в тыл очень хороша только для небольшого корпуса, а армиею заходить тяжело.
Штурм или валовый приступ. Ломи чрез засеки, бросай плети чрез волчьи ямы, быстро беги... спускайся в ров, ставь лестницы. Стрелки, очищай колонны! Стреляй по головам! Неприятель бежит в город, его пушки обороти по нем, стреляй сильно в улицы, бомбардируй живо - недосуг за этим ходить... Неприятель сдался - пощада; стена занята - на добычь...
Вопросы кдокументу:
Как этот документ характеризует личность А.В. Суворова и его полководческий талант?
Можно ли считать, что этот документ является моральным кодексом солдата? (Важное место в военном искусстве Суворова занимало обучение солдат, успех сражения зависит от действий, внезапности удара, предпочитал решительный штурм крепостей длительной их осаде, заботился о моральном духе войск)
Суворов применял более эффективное средство громить неприятеля - сосредоточение основных сил на главном участке сражения. Целью операции он считал не маневрирование и истощение ресурсов противника, а уничтожение его живой силы. Школы Суворова и Ушакова дали стране немало талантливых военачальников: Кутузова, Багратиона и многих других в армии, Сенявина, Лазарева и других - на флоте.
Итак, именно благодаря таланту русских военачальников был обеспечен успех в русско-турецких войнах на южном направлении и русско-шведской войне на северном направлении.
Западное направление:
Разделы Польши 1772, 1793, 1795 гг.
Нерешённым оставался вопрос относительно территории Белоруссии и Правобережной Украины. Союзные с Россией Австрия и Пруссия неоднократно предлагали России предпринять раздел слабеющей Речи Посполитой. Екатерина 2 не шла на него из-за того, что польским королём в это время был её ставленник Станислав Понятовский. Однако после побед России в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 г. сложилась вполне реальная угроза заключения союза Турции с Австрией для совместной борьбы против неё. И тогда Екатерина согласилась на раздел Речи Посполитой.
Как осуществлялся раздел Польши ?
Работа с текстом учебника по заданию, заполнение части таблицы каждой из групп, фронтальная проверка, показ на карте территории, вошедшие в состав Российской империи по разделам Речи Посполитой.
Какой вывод можно сделать? (Таким образом, в царствование Екатерины II произошло воссоединение с Россией Белоруссии и Западной Украины )
Политика «вооружённого нейтралитета» Рассказ учителя: О возросшем международном авторитете России свидетельствует и следующий факт. В 1775 г. Англия обратилась к России с просьбой о найме русских войск для участия их в борьбе против английских колоний в Северной Америке. В ответ Екатерина II не просто отказала в этом, но и признала позднее независимость США. А в 1780 г. Россия выступила с важной международной инициативой: была подготовлена знаменитая Декларация о вооруженном нейтралитете, согласно которой суда нейтральных стран, не участвующих в военных конфликтах, имели право защищаться в случае нападения на них. Вскоре к Декларации присоединились Швеция, Дания, Голландия и Пруссия. Так была заложена основа для развития отношений России и Америки.
Борьба с революционной Францией : Поддержка европейских монархистов, морская блокада, союз с Австрией, финансирование военных приготовлений.
- Каковы итоги внешней политики Екатерины II?
Отвечают на проблемный вопрос.
Пояснения учителя: Блестящие победы российских полководцев екатерининской поры на суше и на море способствовали формированию национального самосознания«При нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела», - говорит екатерининский канцлер граф А.А.Безбородко. Русский флот бороздит теперь просторы не только прибрежных морей, но и Средиземноморья, Тихого и Атлантического океанов, поддерживая силой своих орудий внешнюю политику России в Европе, Азии и Америке.