Разработка урока для 7 класса о внешней политике Екатерины Второй.
Просмотр содержимого документа
«Внешняя политика Екатерины II»
Внешняя политика Екатерины II
История (7 класс)
Учебник: Российская история нового времени XVI-XVIII в Данилов Д.Д.
Страницы: 244-254
Вводная часть:
Цели:
1) усвоение учащимися основных понятий темы: «Внешняя политика», «Одобрение выхода к Черному морю»;
2) раскрытие сущности внешней политики Екатерины II – значение русско-турецких воин; сложность установления дипломатических отношений, значение прекращения набегов Крымского ханства;
3) развитие мышления, речи, кругозора, актуализации знаний, воспитание патриотизма и гордости за свое Отечество.
Оборудование: карта, книги, карточки, схема, стихи Державина.
Межпредметные связи: география, литература.
Ход урока.
Организационный момент (1 мин.)
1. Ориентировочно-мотивационный этап.
Какое домашнее задание было задано на прошлом уроке?
а) назовите самое крупное мероприятие императрицы в духе «политики просвещенного абсолютизма».
б) какие реформы были проведены? каковы их последствия для России?
в) почему годы правления Екатерины II называли «веком золотого дворянства»?
Слово предоставляется руководителям групп. Отвечаем на вопросы:
1) губернская реформа;
2) реформа судов;
3) реформа народного образования;
4) реформа сословного строя;
5) «жалованная грамота городам».
Подведем итог: «Внутренняя политика Екатерины II была противоречивой. С одной стороны реформы проводились в духе «просвещенного абсолютизма», с другой стороны царит произвол, крестьяне фактически превращены в рабов.
Основная часть:
2. Операционально-исполнительский этап.
- Ребята, как вы думаете, чего хотела добиться Екатерина II проводя реформы?
- Что бы Россия стала великой державой, сильной и влиятельной.
- Может ли государство быть сильным, если оно занимается только лишь своей внутренней политикой?
- Нет.
- А что нужно сделать, для того чтобы Россия была сильной державой?
- Нужно расширять свою территорию, воевать с врагами государства, помогать слабым государствам, торговать.
- Что мы будем изучать сегодня на уроке?
- Взаимоотношения с другими государствами.
- Как называются отношения с другими государствами?
- Внешняя политика.
Работа с картой.
- Покажите на карте территорию России.
- Покажите соседние страны граничившие с Россией в середине 18-го века на западе и юге.
Раздача карточек с заданиями ученикам.
1 блок заданий.
1) – на каких морях у России есть собственный флот?
- на Балтийском море.
2) - каким образом Россия могла обезопасить себя от Турции?
- имея свои крепости и флот на Черном море.
3) – какие экономические выгоды получила бы Россия имея выход к Черному морю?
- освоение новых плодородных земель, создание новых городов и портов, создание собственного флота на Черном море.
4) – каким образом Россия могла получить выход к Черному морю?
- вытеснив турок с причерноморского побережья и уничтожив турецкий флот.
Самооценка.
2 блок заданий.
1) кто начал войну против России и с какой целью? Назовите сухопутное сражение которое привело к разгрому турецкой армии?
2) Какой план выдвинул А.Орлов для уничтожения турецкого флота?
3) Какую рискованную морскую операцию провели русские в Чесменской бухте и когда это произошло?
4) Какое значение имело Чесменское сражение для России?
5) Что явилось причиной затягивания войны с Турцией?
6) Какое значение имело для России Кючук-Кайнарджский договор?
Самооценка.
Завершающая часть:
3. Рефлексивно-оценчный этап.
-Что мы сегодня узнали на уроке?
Направление – южное
Задача – борьба за выход к Черному морю
А теперь, чтобы проверить, как вы усвоили тему я прошу вас задать вопросы друг другу.
Домашнее задание
Домашнее задание:
Первого уровня:
§ 25, решить кроссворд по карточкам