kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Варны в Древней Индии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока:

          Комбинированный урок с элементами практической работы

          Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с (варновым) кастовым делением древнейшего общества, подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией. Дать представление об основных понятиях буддизма.
  2. Продолжить формирование умения самостоятельно строить рассказ, формировать несложные выводы, пересказывать содержание текста учебника, работать с тестами, индивидуальными карточками. Развивать творческие способности, память, речь, воображение. Использовать метод сравнения.
  3. Воспитывать интерес к истории и культуре Восточных стран.

Форма урока:

              Комбинированный урок, с элементами  практической работы

     Оборудование урока:

  1. Иллюстрации к теме «Древняя Индия».
  2. Современная карта  Индии.
  3. Использование компьютера и проектора ( презентация)
  4. Индивидуальные таблицы.
  5. Кроссворд.

 

Методические приемы:

  • Словесный.
  • Наглядный.
  • Практический: работа с картой, карточками, кроссвордом.
  •  

Ожидаемые результаты:

  1. Освоение программного материала по теме урока.
  2. Расширение кругозора, развитие познавательного интереса и желания самостоятельно изучать историю и культуру Индии.
  3. Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.

Просмотр содержимого документа
«Варны в Древней Индии»











Конспект открытого урока по истории

Древнего мира

(6-й класс)


Тема урока « Варны в Древней Индии »


Выполнила учитель истории

Новосветской ОШ 1-2 ступеней

Скрынникова О.С.











Тема урока «Варны в Древней Индии»

Тип урока:

Комбинированный урок с элементами практической работы

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с (варновым) кастовым делением древнейшего общества, подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией. Дать представление об основных понятиях буддизма.

  2. Продолжить формирование умения самостоятельно строить рассказ, формировать несложные выводы, пересказывать содержание текста учебника, работать с тестами, индивидуальными карточками. Развивать творческие способности, память, речь, воображение. Использовать метод сравнения.

  3. Воспитывать интерес к истории и культуре Восточных стран.


Форма урока:

Комбинированный урок, с элементами практической работы

Оборудование урока:

  1. Иллюстрации к теме «Древняя Индия».

  2. Современная карта Индии.

  3. Использование компьютера и проектора ( презентация)

  4. Индивидуальные таблицы.

  5. Кроссворд.


Методические приемы:

  • Словесный.

  • Наглядный.

  • Практический: работа с картой, карточками, кроссвордом.

Ожидаемые результаты:

  1. Освоение программного материала по теме урока.

  2. Расширение кругозора, развитие познавательного интереса и желания самостоятельно изучать историю и культуру Индии.

  3. Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.


Ход урока:

Вступительное слово.

Ребята, многие из вас, также как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова А. Твардовского:


Есть два разряда путешествий,

Один – пускаться с места вдаль,

Другой – сидеть себе на месте,

Листать тихонько календарь

Взяв в руки старый календарь, на другой стороне я увидела карту одной большой страны. Эта страна где живут слоны, есть непроходимые леса, протекают бурные реки. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране.

Вопрос: Догадались ли вы, о какой стране идет речь, о которой мы узнали на прошлом уроке.

Ответ: это Индия.

Путешествуя по стране мы должны составить путеводитель и ответить вопрос « Что мы знаем об Индии?». А для этого мы будем настоящими исследователями и обсудим с вами следующие вопросы: каково местоположение Индии, ее природные условия, какие занятия являлись основными для жителей Древней Индии.

  1. На каком полуострове расположена Индия?

Ответ: на полуострове Индостан.

2. Какие горы расположены на севере Индии?

Ответ: Гималаи:

-Преграждают путь холодным ветрам

-Являются самой высокой горной системой в мире

(Самая высокая вершина – Джомолунгма)

-Согласно верованиям древних индийцев на вершине Гималаев жили боги

3.Какими морями омывается этот полуостров?

Ответ: это Индийский океан и Аравийское море.

  1. Какие реки протекают по территории Индии?

Ответ: это реки Инд и Ганг.

5. Как называются непроходимые леса Индии?

Ответ: эти леса называются джунгли.

6 Основное занятие древних индийцев было… оседлое земледелие.

7. Какие культуры выращивали индийцы? (выращивают пшеницу и ячмень, рис и просо. А также много бобовых культур, рис, хлопок, чай).


Изучение нового материала.

План изучения нового материала.

1. Легенда о происхождении каст.

2. Рассказ о жрецах, воинах, земледельцах и слугах.

3. «Неприкасаемые».

4. Показ презентации

5. Законы брахманов. В ходе выступления учащиеся заполняют в тетради таблицу:



Обращение к классу:

Кто из вас,(если бы жил в Древней Индии), хотел бы родиться заново в касте шудр? А кто в касте кшатриев? А кто-то, может быть, вообще хочет стать неприкасаемым?Не знаете, что такое каста? Размышляете, какая каста ниже, а какая выше, какая лучше, а какая хуже? Именно этот вопрос и будет главным на нашем уроке.

Запись в тетради числа и темы урока.

Древний индиец считал, что каждый человек с рождения принадлежит к какой-то варне. (Это слово португальское, а в Индии касты называют «джати», что означает «рождение»).

Запись в тетради определения «варны».

Варны – это замкнутые группы людей, с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству. Переход из варны в кварну был запрещен.

Обращение к доске, где опорный сигнал.

- Что здесь изображено? /Части тела человека/.

- Как представляли своих богов древние индийцы? /В виде людей знатных, красивых, сильных/.

И это части тела бога Брахмы, из которых появились варны людей.

- У какого народа существовала подобная легенда? /У древних евреев — в Библии – легенда о происхождении Адама и Евы/.

/ По ходу объяснения опорного сигнала, в таблицу будем зарисовывать части тела бога Брахмы и записывать цвет одежды./

Из своих губ бог Брахма создал самую высшую касту жрецов – брахманов. Они носили белую одежду.

Из своих сильных рук Брахма создал касту воинов и правителей – кшатриев. Ее представители носили одежду красного цвета.

Те люди, которые трудились, пахали землю, разводили скот, вышли из бедер бога Брахмы и составили касту земледельцев – вайшьев. Они носили желтую одежду.

А из пыльных ступней ног бога появились слуги – шудры. Они же занимались и ремеслом, что считалось у древних индийцев недостойным занятием. Одежда у них была черного цвета.

Вот так бог Брахма разделил людей, и значит, перейти из одной касты в другую было невозможно, сын крестьянина никогда не мог стать воином.

/Ведь не мог у коровы родиться поросенок/.

Выбирать себе занятия тоже нельзя, их уже давно определил и выбрал для каждого бог.

- А можно ли было заключать браки между представителями разных каст?

И вообще, у разных каст все было разное: одежда, еда, дома, занятия.

Давайте же узнаем, что имели представители разных каст, чем они занимались и эти сведения занесем в таблицу.

Название касты

Цвет касты

Основные занятия

Особенности жизни

Брахманы

белый

Жертвоприношения, читали заклинания, учили учеников

Жизнь делилась на 3 периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество

Воины (кшатрии)

красный

Участвовали в битвах, охотились, состязались в стрельбе из лука


Земледельцы (вайшью)

желтый

Возделывали поля, работали в мастерских, торговали


Слуги (шудры)

черный

Служить представителям высших каст

Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам

Заполнить таблицу


Название касты

Цвет касты

Основные занятия

Особенности жизни































Мы заполнили с вами таблицу, а сейчас объединитесь в группы и поработаем с отрывком из исторического источника «Законы Ману». Прошу вас разделиться на 4 варны. Получив карточку с заданиями выберите основные занятия каждой варны.























КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 1

Жрецы (брахманы)

«Законы Ману»:

- Обучение, изучение священных книг, жертвоприношение для себя и жерт­воприношение для других, раздачу и получение милостыни он (Брахма) установил для брахманов.

  • Все, что существует в мире, - это собственность брахманов; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это.

  • Брахман - ученый или неученый - великое божество, равно как великое божество и огонь, и использованный (при жертвоприно­шении) и неиспользованный.

Выберите информацию, о брахманах


КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 2

Знатные воины (кшатрии)

«Законы Ману»:

  • Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприноше­ние, изучение священных книг и неприверженность к мирским утехам он (Брахма) указал для кшатрия:

  • Для кшатрия предписано (ношение) меча и стрелы, для вайшья (рядовые общинники, земледельцы) - торговля.

  • Кшатрий, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвертую часть (урожая), со всей энергией охраняющий подданных, освобождается от греха.

Выберите информацию, о воинах- кшатриях.



КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 3

Земледельцы (вайшьи)

«Законы Ману»:

  • Пастьбу скота, а также раздачу (милостыни), жертвоприноше­ние, изучение священных книг, торговлю, ростовщичество и земледелие для вайшьев.

  • Вайшью, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью и особенно разведением скота.

  • Ему надо быть знатоком посева семян, хорошего и дурного (ка­чества) земли, ему следует знать полностью использование мер и весов.

Выберите информацию о вайшьях


КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 4

Слуги (шудры)

«Законы Ману»:

  • Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим варнам со смирением.

  • Шудра, даже отпущенный (раб) хозяином, не освобожда­ется от обязанности услужения; ведь оно врожденно для него, поэтому кто может освободить его от этого?

  • Шудра не должен накапливать богатств, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов.

  • Убив кошку, голубую сойку, лягушку, собаку, крокодила, сову или ворону, надо исполнять покаяние, (полагающееся) за убий­ство шудры.

  • родственников: таков порядок.

Выберите информацию о шудрах









ФИЗМИНУТКА (точки на теле, индийская музыка)

Но, оказывается, были люди, чье положение было еще хуже! Хотите узнать, чье? В наши дни деление людей на касты отменено законом, но власть религиозных обычаев над людьми велика. И в наши дни в современных индийских деревнях после некоторых людей кружки не моют, а выкидывают, либо даже не выходят на улицу, если видят их. Как вы считаете, к кому такое отношение сегодня? / Неприкасаемым/.

В Древней Индии их еще называли париями. И сегодня это слово используют, когда говорят о людях, которых не принимают, не пускают в какую-либо группу людей, общество, их называют отверженными.

  • Законы Ману. Местожительство чандалов и швапачей (неприкасаемых) - (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасы­ваться (другими), имуществом их (должны быть) собаки и ослы.

  • Одеждами - одеяние мертвых, пища (должна им даваться) в раз­битой посуде, украшение (их должно быть) из железа, и они должны постоянно кочевать.

  • Днем они, отмеченные по приказу царя знаками, могут вхо­дить (туда) для исполнения работ и пусть уносят трупы людей, не имеющих родственников: таков порядок

И все-таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не придавали большого значения кастовым различиям.

Одним из таких людей был…

Нет, так просто секрет не раскрою. Чтобы узнать имя этого человека, нужно посмотреть инсценировку об этом мудреце.

(Сценка про Будду).

Сценка про Будду.

Ведущий: Представьте, что мы находимся в Северной Индии, в 623 г. до н.э., у подножия седых Гималаев. Здесь у царя родился первенец, которому дали имя Гаутама. На 7-ой день после его рождения умерла мама, и отец посвятил жизнь сыну. Гаутама жил в прекрасном дворце, среди роскоши, красоты и богатства ровно 29 лет, и думал, что так живут все люди. И, наверное, жил бы так и дальше, если бы однажды не увидел в стене сада пролом среди камней.

/Идет сгорбленный старик/.

Гаутама: Кто это?

Слуга: Старец.

Гаутама: Почему он согнулся?

Слуга: От долгих лет.

Гаутама: Значит, и я буду таким же. (Задумался).

Ведущий: Увидел больного и понял, что и он не вечно будет здоров.

Встретил похоронную процессию и задумался о смерти.

Гаутама: Я ушел из дома и стал отшельником, много путешествовал, голодал, терпел лишения. Однажды, я сидел под огромным деревом, скрестив ноги, и предавался глубокому размышлению.

Ведущий: Гаутама обрел мудрость. С тех пор его стали называть Будда, т.е. Просветленный, Мудрец.

Ученик 1: Учитель говорил нам, своим ученикам, что всякая жизнь сопровождается страданиями.

Ученик 2: Но можно улучшить свою участь, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого, не быть злым и завистливым.

Ученик 3: Главное в человеке – это его личные достоинства, а не происхождение!

Ведущий: Религия буддизм распространилась по всему миру. И до сих пор во многих странах – Вьетнаме, Китае, Японии, живут многочисленные последователи Будды.

Возникновение неравенства среди индийцев было закреплено религией. Представление о варнах было тесно связано с верой в перерождения, согласно которой душа человека после его смерти переселяется в тело другого существа. С точки зрения индийца, «успех» будущего воплощения зависел от поведения в нынешней жизни. Человек рождается брахманом или шудрой, царем или «неприкасаемым» в зависимости от тех грехов или добродетелей, которыми он отличался в «прошлой жизни». Поэтому представление о четырех варнах важно для понимания не только общественной, но и религиозной жизни Древней Индии.

Игра «Да-нетка».

1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. Да.

2. Из ступней бога вышла каста воинов. Нет.

3. Жрецы были самой высшей и главной кастой. Да.

4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. Нет.

5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. Да.

6.Религия, появившаяся в Индии в 4 тыс. до н.э. называется буддизм ? Да.

7. По представлениям древних индийцев жизнь человека продолжается после смерти? Да

8. После уроков по Индии, я захотел больше узнать об этой стране.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

































Урок истории в 5 классе.

Тема: Индийские касты.

Тип урока: Комбинированный.

Форма урока: Урок взаимного обучения.

Цель урока: Дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.

Задачи урока:

А) Обучающая: обеспечить усвоение учащимися понятия «касты», подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.

Б) Развивающие: продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе работы с текстом учебника и исторического источника, выделять в тексте главное, заполнять таблицу и фрагменты опорных сигналов в тетрадях;

продолжить работу над развитием коммуникативных умений учащихся:

- слушать и слышать;

- владение устной и письменной речью;

-выступление перед классом;

- установление контактов с людьми с целью выполнения задания.

В) Воспитательная: сформировать личную оценку учащихся с позиции нравственности по отношению к кастовому делению общества в Древней Индии.

Оборудование урока:

Карта «Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н. э.- 3 тыс. н. э.».

Тексты исторический источников (отрывки из «Законов Ману»).

Ребус или кроссворд.

Стенд «Индия давно и сегодня».

Оформленная доска.

Таблицы «Касты в Индии» (у каждого учащегося).

Ход урока:

Организационный момент.

Актуализация знаний в форме фронтального опроса.

Блиц – опрос.

А) В какой удивительной стране мы побывали на прошлом уроке?

Б) Где находится эта страна? ( Показать на карте).

В) Какие моря омывают Индию? (Показать на карте).

Г) Сколько главных рек протекает по территории Индии? (Показать на карте).

Д) Почему эта страна называется Индия , а не Гандия?

Е) Где находятся самые высокие горы в мире? Как они называются? (Показать на карте).

Ж) Из какой детской книги мы можем узнать о животных, обитающих в джунглях?

З) Священное животное для древних индийцев?

И) Индийский археолог Банерджи нашел остатки знаменитого города, название которого переводится как «Холм мертвых». Что это за город?

К) Какие современные государства находятся на территории Древней Индии?

Изучение новой темы.

Обращение к классу:

Кто из вас,(если бы жил в Древней Индии), хотел бы родиться заново в касте шудр? А кто в касте кшатриев? А кто-то, может быть, вообще хочет стать неприкасаемым?

Не знаете, что такое каста? Размышляете, какая каста ниже, а какая выше, какая лучше, а какая хуже? А хотите узнать? Вам действительно сегодня повезло, ведь именно этот вопрос и будет главным на нашем уроке.

Запись в тетради числа и темы урока.

Древний индиец считал, что каждый человек с рождения принадлежит к какой-то касте. (Это слово португальское, а в Индии касты называют «джати», что означает «рождение»).

Запись в тетради определения «касты».

Касты – это замкнутые группы людей, с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству. Переход из касты в касту был запрещен.

Обращение к доске, где опорный сигнал.

- Что здесь изображено? /Части тела человека/.

- Как представляли своих богов древние индийцы? /В виде людей знатных, красивых, сильных/.

И это части тела бога Брахмы, из которых появились касты людей.

- У какого народа существовала подобная легенда? /У древних евреев — в Библии – легенда о происхождении Адама и Евы/.

/ По ходу объяснения опорного сигнала, в таблицу будем зарисовывать части тела бога Брахмы и записывать цвет одежды./

Из своих губ бог Брахма создал самую высшую касту жрецов – брахманов. Они носили белую одежду.

Из своих сильных рук Брахма создал касту воинов и правителей – кшатриев. Ее представители носили одежду красного цвета.

Те люди, которые трудились, пахали землю, разводили скот, вышли из бедер бога Брахмы и составили касту земледельцев – вайшьев. Они носили желтую одежду.

А из пыльных ступней ног бога появились слуги – шудры. Они же занимались и ремеслом, что считалось у древних индийцев недостойным занятием. Одежда у них была черного цвета.

Вот так бог Брахма разделил людей, и значит, перейти из одной касты в другую было невозможно, сын крестьянина никогда не мог стать воином.

/Ведь не мог у коровы родиться поросенок/.

Выбирать себе занятия тоже нельзя, их уже давно определил и выбрал для каждого бог.

- А можно ли было заключать браки между представителями разных каст?

И вообще, у разных каст все было разное: одежда, еда, дома, занятия.

Давайте же узнаем, что имели представители разных каст, чем они занимались и эти сведения занесем в таблицу.

Для этого нам понадобится учебник и, главным образом, – отрывок из исторического источника «Законы Ману». (На доске).

Также в источнике вам встретится слово «Веды» (На доске). Изучать и даже слушать «Веды» в Древней Индии мог далеко не каждый, а вот мы с вами все сможем! Тем более, что это будет взаимное обучение!

Работа в группах по методу «ажурной пилы», используемого в методике обучения в сотрудничестве.

-Что же мы узнали о положении каждой касты? / Выступление по одному представителю от каждой группы с использованием заполненной таблицы./

- Чье положение было самым тяжелым? /Слуг/

Но, оказывается, были люди, чье положение было еще хуже! Хотите узнать, чье?

Организация работы с учебником: какая группа быстрее найдет и расскажет о положении «неприкасаемых».

В наши дни деление людей на касты отменено законом, но власть религиозных обычаев над людьми велика. И в наши дни в современных индийских деревнях после некоторых людей кружки не моют, а выкидывают, либо даже не выходят на улицу, если видят их. Как вы считаете, к кому такое отношение сегодня? / Неприкасаемым/.

В Древней Индии их еще называли париями. И сегодня это слово используют, когда говорят о людях, которых не принимают, не пускают в какую-либо группу людей, общество, их называют отверженными.

- Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей?

- Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное? / Ведь их создал бог, и значит так должно быть вечно!/.

И все-таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не придавали большого значения кастовым различиям.

Одним из таких людей был…

Нет, так просто секрет не раскрою. Чтобы узнать имя этого человека, нужно разгадать ребус (вариант – кроссворд).

Ребята приготовили небольшую инсценировку об этом мудреце.

(Сценка про Будду).

4. Закрепление нового материала в форме игры «Да-нетки».

5.Взаимопроверка ответов.

6.Домашнее задание: параграф 21, найти материал о культуре Индии .

Приложения.

Сценка про Будду.

Ведущий: Представьте, что мы находимся в Северной Индии, в 623 г. до н.э., у подножия седых Гималаев. Здесь у царя родился первенец, которому дали имя Гаутама. На 7-ой день после его рождения умерла мама, и отец посвятил жизнь сыну. Гаутама жил в прекрасном дворце, среди роскоши, красоты и богатства ровно 29 лет, и думал, что так живут все люди. И, наверное, жил бы так и дальше, если бы однажды не увидел в стене сада пролом среди камней.

/Идет сгорбленный старик/.

Гаутама: Кто это?

Слуга: Старец.

Гаутама: Почему он согнулся?

Слуга: От долгих лет.

Гаутама: Значит, и я буду таким же. (Задумался).

Ведущий: Увидел больного и понял, что и он не вечно будет здоров.

Встретил похоронную процессию и задумался о смерти.

Гаутама: Я ушел из дома и стал отшельником, много путешествовал, голодал, терпел лишения. Однажды, я сидел под огромным деревом, скрестив ноги, и предавался глубокому размышлению.

Ведущий: Гаутама обрел мудрость. С тех пор его стали называть Будда, т.е. Просветленный, Мудрец.

Ученик 1: Учитель говорил нам, своим ученикам, что всякая жизнь сопровождается страданиями.

Ученик 2: Но можно улучшить свою участь, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого, не быть злым и завистливым.

Ученик 3: Главное в человеке – это его личные достоинства, а не происхождение!

Ведущий: Религия буддизм распространилась по всему миру. И до сих пор во многих странах – Вьетнаме, Китае, Японии, живут многочисленные последователи Будды. Есть они и в нашей стране.

Игра «Да-нетка».

1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. Да.

2. Из ступней бога вышла каста воинов. Нет.

3. Жрецы были самой высшей и главной кастой. Да.

4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. Нет.

5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. Да.

6.Религия, появившаяся в Индии в 4 тыс. до н.э. называется буддизм ? Да.

7. По представлениям древних индийцев жизнь человека продолжается после смерти? Да

8. После уроков по Индии, я захотел больше узнать об этой стране.





Рассказ ученика. По земле Индии текут две великие реки – Инд и Ганг. Свое название страна получила от названия реки Инд. Климат страны очень жаркий и влажный. Поэтому большая часть Индии покрыта труднопроходимыми лесами – джунглями. Некоторые деревья вырастали необычной толщины. От густой листвы даже днем в джунглях было темно. Если человеку приходилось ночевать в джунглях, он мог питаться бананами, плодами манго, кокосовыми орехами. Чем опасны были джунгли? Ядовитыми насекомыми, змеями, хищными животными. Из сахарного тростника, растущего по берегам рек, получали сладкий порошок – сахар. Люди также научились выращивать хлопчатник. Из него выделывали пряжу, и затем легкие ткани, удобные в жарком климате. Жителям Индии удалось приручить слонов. Слоны перевозили тяжести, таскали бревна. Начало цивилизации в Индии относят к III тыс. до н.э., когда в долине Инда возникли великие города – Мохенджо-Даро, Хараппа.

Учащиеся рассказывают, что нового они узнали о Древней Индии.

Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома. Города строили по специальному плану, значит люди обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гири позволяет судить о развитии торговли

Чтобы освободить участок для поселения, индийцам приходилось вырубать лес бронзовыми топорами. Эта работа стала намного легче, когда появились железные топоры, мотыги. Произошло это в Индии, как и в других странах, примерно за тысячу лет до н.э. В долинах рек индийцы сажали рис, там, где было суше, сеяли пшеницу и ячмень)


С освоением железа работа по обработке земли, вырубке деревьев стала намного легче. Появились топоры, мотыги, лопаты. Древние жители Индии сеяли пшеницу, ячмень, сажали рис, хлопчатник. Из джунглей приносили плоды, охотились на диких зверей, сетями ловили птиц, на лесных опушках они пасли коров и коз. В джунглях водились хищные звери, особенно боялись индийцы ядовитых змей, поэтому считали, что их нужно «задобрить», оставляли на земле вокруг свих жилищ варёный рис. Древние индийцы поклонялись слону, а особенно- корове, так как она считалась кормилицей. А ещё древние индийцы верили в переселение душ. Кем он станет после смерти, зависит от того, как он жил в этой жизни. Таким образом, занятия и верования древних индийцев во многом были похожи на занятия и верования жителей Египта и Междуречья.


















Заполнить таблицу


Название касты

Цвет касты

Основные занятия

Особенности жизни































Заполнить таблицу


Название касты

Цвет касты

Основные занятия

Особенности жизни































КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 1

Жрецы (брахманы)

«Законы Ману»:

- Обучение, изучение священных книг, жертвоприношение для себя и жерт­воприношение для других, раздачу и получение милостыни он (Брахма) установил для брахманов.

  • Все, что существует в мире, - это собственность брахманов; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это.

  • Брахман - ученый или неученый - великое божество, равно как великое божество и огонь, и использованный (при жертвоприно­шении) и неиспользованный.

Выберите информацию, о брахманах
















КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 2

Знатные воины (кшатрии)

«Законы Ману»:

  • Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприноше­ние, изучение священных книг и неприверженность к мирским утехам он (Брахма) указал для кшатрия:

  • Для кшатрия предписано (ношение) меча и стрелы, для вайшья (рядовые общинники, земледельцы) - торговля.

  • Кшатрий, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвертую часть (урожая), со всей энергией охраняющий подданных, освобождается от греха.

Выберите информацию, о воинах- кшатриях.

















КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 3

Земледельцы (вайшьи)

«Законы Ману»:

  • Пастьбу скота, а также раздачу (милостыни), жертвоприноше­ние, изучение священных книг, торговлю, ростовщичество и земледелие для вайшьев.

  • Вайшью, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью и особенно разведением скота.

  • Ему надо быть знатоком посева семян, хорошего и дурного (ка­чества) земли, ему следует знать полностью использование мер и весов.

Выберите информацию о вайшьях
















КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 4

Слуги (шудры)

«Законы Ману»:

  • Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим варнам со смирением.

  • Шудра, даже отпущенный (раб) хозяином, не освобожда­ется от обязанности услужения; ведь оно врожденно для него, поэтому кто может освободить его от этого?

  • Шудра не должен накапливать богатств, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов.

  • Убив кошку, голубую сойку, лягушку, собаку, крокодила, сову или ворону, надо исполнять покаяние, (полагающееся) за убий­ство шудры.

  • родственников: таков порядок.

Выберите информацию о шудрах






















Сценка про Будду.

Ведущий: Представьте, что мы находимся в Северной Индии, в 623 г. до н.э., у подножия седых Гималаев. Здесь у царя родился первенец, которому дали имя Гаутама. На 7-ой день после его рождения умерла мама, и отец посвятил жизнь сыну. Гаутама жил в прекрасном дворце, среди роскоши, красоты и богатства ровно 29 лет, и думал, что так живут все люди. И, наверное, жил бы так и дальше, если бы однажды не увидел в стене сада пролом среди камней.

/Идет сгорбленный старик/.

Гаутама: Кто это?

Слуга: Старец.

Гаутама: Почему он согнулся?

Слуга: От долгих лет.

Гаутама: Значит, и я буду таким же. (Задумался).

Ведущий: Увидел больного и понял, что и он не вечно будет здоров.

Встретил похоронную процессию и задумался о смерти.

Гаутама: Я ушел из дома и стал отшельником, много путешествовал, голодал, терпел лишения. Однажды, я сидел под огромным деревом, скрестив ноги, и предавался глубокому размышлению.

Ведущий: Гаутама обрел мудрость. С тех пор его стали называть Будда, т.е. Просветленный, Мудрец.

Ученик 1: Учитель говорил нам, своим ученикам, что всякая жизнь сопровождается страданиями.

Ученик 2: Но можно улучшить свою участь, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого, не быть злым и завистливым.

Ученик 3: Главное в человеке – это его личные достоинства, а не происхождение!

Ведущий: Религия буддизм распространилась по всему миру. И до сих пор во многих странах – Вьетнаме, Китае, Японии, живут многочисленные последователи Будды.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Варны в Древней Индии

Автор: Скрынникова Ольга Сергеевна

Дата: 18.02.2016

Номер свидетельства: 295268

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок по истории древнего мира "Древний Индостан" "
    ["seo_title"] => string(50) "urok-po-istorii-drievniegho-mira-drievnii-indostan"
    ["file_id"] => string(6) "155647"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421309686"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Технологическая карта урока "Древнейший Рим" "
    ["seo_title"] => string(51) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-drievnieishii-rim"
    ["file_id"] => string(6) "235436"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443709530"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Презентация урока "Древнейший Рим" "
    ["seo_title"] => string(39) "priezientatsiia-uroka-drievnieishii-rim"
    ["file_id"] => string(6) "242278"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445433847"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства