II.Мотивация учебной деятельности обучающихся. Постановка цели и задачи урока. (5 мин) III.Актуализация знаний (5 мин) Страна двух рек. Работа с историческим источником. (7 мин) IV.Физминутка (2 мин) Города из глиняных кирпичей. Работа с иллюстрацией (5 мин) Башни от земли до неба. Работа с текстом учебника ( 3 мин) Письмена на глиняных табличках. Беседа. Работа с иллюстрацией.( 5 мин) | Попробуйте догадаться о теме нашего разговора сегодня, отгадав загадку. Загадка: Пробегает рощу – Моет и полощет, Пробежала вдоль лужка – Искупала пастушка. Тема нашего урока тесно связано с этим словом. Сегодня мы познакомимся с государством Западной Азии - Древним Двуречьем. Слайд 1 Ребята, с чем мы должны познакомиться, чтобы изучить историю Древнего Двуречья? План урока: Страна двух рек. Города из глиняных кирпичей. Башни от земли до неба. Письмена на глиняных табличках. Слайд 2 Давайте посмотрим на карту. Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземному морю, где находятся Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат. - Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат? — Как вы думаете, почему Двуречье носит такое название? -Где берут свое начало реки Тигр и Евфрат? –Каковы были природные условия Двуречья? Слайд 3
Уже известный вам историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей. Итак, давайте узнаем, как описывает эту великолепную страну Геродот. Слайд 4 Вопросы к документу: 1.Какая земля существовала в Древнем Двуречье? 2.Какие культуры выращивали жители этой страны? 3.Какие занятия существовали у жителей Двуречья?
Учитель выводит на экран анимационную физминутку. Слайд 5 Мы продолжаем путешествие по удивительной стране. Древние племена Междуречья со временем объединились для совместного проживания в укрепленные поселения. Постепенно, эти поселения превращались в города – центры небольших государств. Слайд 6 Так более 5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигра и Евфрата древний народ «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти странные люди основали в Двуречье крупные центры, города-государства. Давайте найдем их на карте. Слайд 7 Для того, чтобы узнать где жили люди того времени, давайте обратим внимание на рисунок на с.66 учебника «Посёлок шумеров». Что вы видите на данном рисунке? Опишите данное изображение по плану на с.69 учебника. Слайд 8 Основным материалом в Двуречья является глина. Из нее научились делать кирпичи, строить дома, дворцы и храмы. Вспомните, что такое храм? В Древнем Двуречье храмы называли зиккураты. Слайд 9 - Каким богам преклонялись жители Двуречья? Для ответа на данный вопрос прочтите п.3 на с.67 учебника и выпишите имена главных богов этой страны. Слайд 10 Вспомните, кому было позволено находиться в храме, жилище богов? 2. Какие исторические источники вы знаете? Какую информацию мы с вами можем получить именно из этих источников? Как называлась письменность в Египте? В Древнем Двуречье тоже существовало особое письмо, которое называлось – КЛИНОПИСЬ Слайд 11 Обратите внимание на рисунок на с.68.»Школа в Двуречье» Слайд 12 | Ученики называют ответ - река Ученики планируют узнать о природе, климатических условиях, местоположении Древнего Двуречья. Познакомиться с занятиями населения, развитием письменности, религиозными верованиями, и культурой этой страны. Работа по карте « Древний Восток» ( с. 31 учебника Вигасина А.А.) Междуречье или Двуречье. Жизнь Двуречья тесно связана с двумя крупными реками – Тигр и Евфрат. Обе реки текут с севера на юг с гор Закавказья в Персидский залив. Местность делится как бы на две части: на севере - гористая и каменистая, а на юге – совсем ровная и камней там нет.
Знакомство с текстом Геродота. Определение темы, главной мысли. 1.Плодородная. 2.Пшеницу, ячмень, просо, сезам - масленичное растение, финиковые пальмы. 3.Строили каналы, занимались земледелием, делали вино, мёд, пекли хлеб. Обучающиеся выполняют аналогичные упражнения на месте. Запись в тетрадь: древний народ - шумеры(«черноголовые»). Древнее Двуречье – более 5 тыс. лет назад. Обучающиеся находят на карте города Ур и Урук. Дети отвечают, что население Двуречья жило в маленьких глиняных домах с соломенной крышей. Далее устно описывают рисунок по плану: 1.Река, каналы, растительность; 2.Хижины и загоны для скота; 3.Главные занятия; 4. Колёсная повозка. Запись в тетрадь: зиккураты – храмы в Древнем Двуречье. Дети выписывают в тетрадь: Шамаш – бог Солнца Син – бог Луны Эа – бог воды Иштар – богиня плодородия.
Жрецам. Письменные, вещественные.О существовании письменности. Иероглифы Запись в тетрадь: КЛИНОПИСЬ – письменность, знаки, которые состоят из групп клинообразных чёрточек, знаки выдавливались на сырой глине. Работа с иллюстрацией в учебнике на с. 66. Ученики сравнивают помещение, материалы для письма, процесс преподавания, отношения между учениками и учителем. Работают над понятиями «отец школы», «сыновья школы», « человек с палкой». | Регулятивные УУД: 1.Планировать с помощью учителя учебную деятельность. Познавательные УУД: 1.Находить информацию в разных источниках. 2.Выделять главное 3. Определять понятия 4. Анализировать , доказывать
Познавательные УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации. Регулятивные УУД: 1. Определять цель – проблему. 2.Выдвигать версии 3.Планировать деятельность 4.Работать по плану 5.Оценивать степень и способы достижения цели Регулятивные УУД: 1.Выдвигать версии. 2.Работать по плану. Познавательные УУД: 1. Находить информацию в разных источниках. 2.Выделять главное 3. Сравнивать 4.Делать выводы Познавательные УУД: 1. Находить информацию в разных источниках. 2.Выделять главное 3. Определять понятия 4. Анализировать , доказывать 5. Сравнивать 6.Владеть смысловым чтением, вычитывать разные виды информации 7.Делать выводы Коммуникативные УУД: 1. Умение вести диалог; 2..Высказывать свое мнение; 3.Формулировать главную мысль; 4.Объяснять значение понятий. Познавательные УУД: 1.Находить информацию в разных источниках. 2.Выделять главное 3.Предоставлять информацию в сжатом виде. Личностные УУД: 1.Оценивать отношения между учеником и учителем в Древнем Двуречье с т.з нравственных позиций. |