Представленный урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века". Открывает знакомство с преобразованиями Петра I. Материал урока рассчитан на семиклассников.
Эпиграф:«Ни одна великая нация никогда не существовала и не могла существовать, в таком удалённом от моря положении,
в каком первоначально находилось государство Петра Великого»
(К.Маркс)
Цель урока:
познакомить с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны;
охарактеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны;
оценить значение победы в Северной войне для России.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок Северная война»
Пояснительная записка.
Представленный урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века". Открывает знакомство с преобразованиями Петра I. Материал урока рассчитан на семиклассников.
Эпиграф:«Ни одна великая нация никогда не существовала и не могла существовать, в таком удалённом от моря положении,
в каком первоначально находилось государство Петра Великого»
(К.Маркс)
Цель урока:
познакомить с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны;
охарактеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны;
оценить значение победы в Северной войне для России.
Задачи урока:
Образовательная – познакомить с основными событиями Северной
Воспитательная - воспитание интереса к предмету и чувств
патриотизма, гордости за свою Родину.
Развивающая – продолжить развитие умения анализировать факты,
устанавливать причинно-следственные связи,
продолжить формирование умений работать с
литературой.
Тип урока: урок формирования новых знаний. Изложение материала сопровождается презентацией, что способствует повышению внимания, познавательной активности учащихся.
Форма урока: проблемно-исследовательская.
Оборудование урока:
Карта «Россия с конца XVII века до 60-х годов XVIII века (Европейская часть)»
Компьютер, проектор.
Презентация «Северная война».
Раздаточный материал (карточки-задания).
Ход урока.
Сегодня мы с вами познакомимся с одной из важнейших страниц истории XVIII века. Именно это событие открывало век и стало началом новой жизни России. Речь пойдет о Северной войне (слайд №1).
Мы узнаем с вами, что явилось предпосылками войны, какие задачи стояли перед Россией, рассмотрим и определим самостоятельно этапы войны, узнаем важные события каждого из них и завершим свою работу подведением итогов Северной войны. Для лучшего усвоения материала, а также для закрепления полученных знаний вам потребуются карточки-задания (приложение 1).
В конце XVII века перед Россией стояли три основные внешнеполитические задачи (слайд №2):
Как мы с вами знаем, в начале своего правления Петр I пытался решить одну из них. Укажите какую?
Что было сделано для её решения?
Когда и как закончилась эта война?
Вспомните дальнейшее действие Петра I.
Абсолютно верно, после поездки сформировался «Северный союз», в который вошли Россия, Дания, Польша (слайд № 3).
Чтобы определить, что их объединило, давайте найдем их на карте (один ученик работает у карты, другие работают с атласами).
Действительно, всех союзников связывало Балтийское море, а также недовольство агрессивной политикой Швеции (слово агрессия определяется в словаре – приложение 2). Поэтому причинами создания союза и ведения войны стали следующие причины (слайд № 4).
А как вы считаете, кто бы мог стать союзников Швеции из европейских государств? (работа с картой)
Действительно существовал Союз морских держав, созданный в 1698 году, в него входили Швеция, Великобритания и Голландия. Но Великобритания, Австрия, Голландия и Франция оказались втянутыми в борьбу за «испанское наследство», что было правильно расценено Петром I для начала войны против Швеции.
Рассматривая военные события, давайте определим, какая из двух стран была наиболее подготовленной? (слайд № 5).
Швеция была страной передового военного искусства. Её армия насчитывала 150 тыс. человек, но это была регулярная армия с отличным вооружением, богатым опытом военных действий и считалась лучшей в Европе. Шведский военный флот насчитывал 42 линейных корабля и 12 фрегатов с личным составом 13 тыс. человек, а также Швеция имела сильно развитую промышленность.
Россия имела армию численностью в 200 тыс. человек. Какая это была армия, нам расскажет Кухтина Анастасия.
Выступление учащегося с сообщение о состоянии русской армии (выступление сопровождается презентацией)
Темой моего исследования стала русская армия конца XVII первой четверти XVIII века.
Армия, которую унаследовал Петр, была сложной и несколько разнородной по составу сил (слайд № 6): кроме казаков, башкир, она состояла из трех различных элементов. Самой старой и теперь наименее полезной из них была конница (дворянское ополчение), вербуемая по долгу перед отечеством из землевладельцев (помещиков). С 1550-х годов эта служба была укреплена стрельцами, но они стали только не надежны, о чем свидетельствовали стрелецкие бунты. Наконец, имелись полки «нового строя», организованные на манер западноевропейских сил и руководимые преимущественно иностранными офицерами, доверие к которым было небольшим.
Первый шаг к превращению России в великую державу был предпринят ещё в конце 1699 года (слайд №7). Петр издал приказ относительно набора на военную службу в крупном масштабе из добровольцев и рекрутов-крестьян (слово рекрут определяется в словаре), а также о формировании из них новых полков. Добровольцы должны были получать удивительно высокую плату – 11 рублей в год вместе с пособием на продовольствие. Выполнить до конца эти изменения Петру Первому перед войной не удалось, но Северная война заставит коренным образом изменить армию.
К этому можно добавить ещё то, что Россия имела недостаточное количество вооружения (в основном зарубежного производства), слабую боеготовность, сюда можно также добавить отсутствие современного военно-морского флота, слабую промышленную базу.
Так была ли Россия готова к войне со Швецией?
Несмотря на это, Петр I объявляет войну Швеции, которая началась в августе 1700 года. В ходе Северной войны можно выделить несколько этапов, которые определялись местом военных действий.
У вас есть карточки с заданиями, первым из которых будет заполнение названий этапов войны (задание 1), таблица заполняется в ходе урока.
Война началась для союзников следующим образом (слайд № 8):
Польша – февраль 1700 г., вторжение в Лифляндию и осада Риги.
Дания – март 1700 г., вторжение на территорию Гольштейна.
Россия – август 1700 г., осада Нарвы.
Найдите на карте перечисленные территории военных действий.
Какие выводы можно сделать из этого?
Военная слабость и несогласованность в действиях союзников привели к их крупным неудачам в начале войны. Перейдем к определению первого этапа войны (слайд № 9). Определить, как называется этот этап, нам поможет знакомство со следующими событиями.
При активном содействии англо-голландского флота, Карл XII, шведский король, высадился у Копенгагена, столицы Дании и заставил датского короля выйти из войны. В это время русские войска осадила Нарву (35 тыс. солдат, 145 орудий против 12 тыс. шведов). Осада затянулась до осени. 19 ноября Карл XII, перебросив свои войска, внезапно атаковал русских. Слабая выучка дворянской конницы и недавно сформированной пехоты, а также измена иностранных офицеров привели к поражению русских войск. И только мужество, и стойкость двух гвардейских полков – Семеновского и Преображенского – не дали превратить сражение в простое избиение бегущих людей. Итоги: русская армия разбита, офицеры сдались в плен, артиллерия потеряна. Так закончился этот этап для Дании и России.
Чтобы определить название второго этапа, нужно вспомнить ещё одного союзника.
Действительно, до вторжения в Россию Карл II решил вывести из войны польского короля Августа II. Тем более, он считал русских неспособными на серьезное сопротивление (слайд № 10).
Карл XII, начав войну с Польшей, по словам Петра Первого, увяз в ней до 1706 года, тем самым дал передышку России. Петр I, правильно оценив обстановку, начинает заново создавать армию (регулярную, за счет рекрутских наборов (рекрутский набор определяется в приложении 2)), создает заново артиллерию (даже за счет церковных колоколов), развертывает строительство флота и стремится занять прочные позиции в Прибалтике. Армия под командованием Б. П. Шереметьева продолжала воевать в Прибалтике, где оставались незначительные силы шведов.
А сейчас приступаем к выполнению карточки № 2 (приложение 1).
Первые победы не заставили себя ждать (слайд № 11).
В июне 1701 года отряд русских лодок под командованием офицера Животовского посадил на мель и захватил в плен 5 фрегатов и 2 яхты шведов.
Декабрь 1701 года взят Эрестфер (Шереметьев получил высший орден Святого Андрея Первозданного и чин фельдмаршала).
В октябре 1702 года взят Нотебург (бывшая русская крепость Орешек). Петр I сам командовал штурмом и после победы писал : «Правда, что зело жесток сей орех был, однако ж, слава Богу, счастливо разгрызен».
В мае 1703 года русские вышли к устью Невы и после осады овладели крепостью Ниеншанц. Случилось это 1 мая, а 16 мая Петром I был заложен Санкт - Петербург.
Затем были Дерпт (июнь 1704 года) и Нарва (июнь 1704 года), та самая Нарва, которая стала первой неудачей в войне. Падение Нарвы очень обрадовала царя: «Нарву, которая четыре года нарывала, ныне, слава Богу, прорвало».
Все перечисленные территории отмечаются на карте флажками.
Задание: проанализируйте полученные результаты и сделайте вывод.
Действительно после действий в Прибалтике русские практически выполнили свои первоначальные задачи – вышли к Балтийскому морю и захватили все земли, утраченные в XVII веке.
Так закончился второй этап войны.
24 сентября 1706 года Карл XII заключил сепаратный мирный договор (определение сепаратного мирного договора в приложение 2) с Августом II, посадив на польский престол Станислава Лещинского, тем самым обеспечил себе надежный тыл и выступил походом на Россию. Начинается третий этап – (слайд №12).
Как вы считаете, какое название можно дать этому этапу?
В январе 1708 года 45-тысячная армия двинулась на Москву. По плану, составленному Петром I, русская армия должна была уклоняться от решительных сражений и изматывать шведов. Но одна жаркая стычка произошла близ деревни Раевка. В схватке участвовали отряд русских драгун и шведский кавалерийский полк. Шведы понесли большие потери, а под Карлом XII была убита лошадь, и он чуть не попал в плен. После сражения наступление на Москву прекратилось, а шведский король повернул на Украину, где ожидал получить от 30 до 50 тысяч человек, обещанных гетманом Мазепой, изменившим русскому царю. Но в этот момент произошло событие, имевшее роковые для шведов последствия. Битва при Лесной, произошедшая 28 сентября 1708 года, в которой Петр I с отрядом в 12 тысяч человек разбил корпус генерала Левенгаупта (16 тысяч человек), лишила шведов значительных материальных ресурсов и отрезала их от баз в Прибалтике. А боевой дух русских солдат, наоборот, возрос, не случайно Петр I назвал сражение у Лесной «матерью Полтавской баталии».
А что это за баталия посмотрим видеоролик.
Темой нашего исследования стало одно из крупнейших и очень важных по значению событий Северной войны – Полтавская битва (слайд № 13). План шведского короля — достигнуть Москвы через Смоленск — был сорван искусной обороной русских войск, действующих при поддержке населения. Шведские войска оторвались от своих баз и шли по опустошенной земле. Крестьяне зарывали хлеб в ямы, уводили скот, а сами уходили в леса. Дальнейший путь по прямой дороге на Москву по "оголоженной" местности грозил шведской армии гибелью. Карл XII повернул армию, следуя на Украину. Весной 1709 г. Карл XII, находясь со своей армией на Украине, решил возобновить наступление на Москву через Харьков и Белгород. Силы его армии значительно уменьшились и составляли 35 тыс. человек. Стремясь создать выгодные предпосылки для наступления, Карл решает быстро овладеть Полтавой, расположенной на правом берегу Ворсклы. Гарнизон Полтавы насчитывал 4 тыс. солдат, кроме того, были вооружены 2500 жителей. Героическая оборона Полтавы под руководством полковника Келина имела большое стратегическое значение, так как приковала к Полтаве шведские силы на три месяца (апрель — июнь) и дала возможность русской армии выиграть время для подготовки к генеральному сражению. Немногочисленный гарнизон Полтавы отбил около 20 штурмов, нанося значительные потери противнику.
В июне Петр I прибыл в армию, которая располагалась неподалеку от Полтавы и решил дать шведам генеральное сражение. Вечером 25 июня русская армия перешла ближе к Полтаве, к оврагу севернее деревни Яковцы, находившейся в 5 км от Полтавы, и устроила здесь укрепленный лагерь.
На открытом пространстве (до 1,5 км), окруженном лесом, было построено шесть редутов в линию и четыре редута (слово редут определяется в словаре) перпендикулярно линии первых шести, из них два редута не были полностью закончены. В битве участвовало со стороны русских до 42 тыс. человек, располагавших 72 орудиями, со стороны шведов — до 30 тыс. человек. Русская конница состояла из 23 драгунских полков и 1 эскадрона.
В ночь на 27 июня русские пехотные полки и артиллерия располагались в укрепленном лагере, Белгородский пехотный полк — в редутах, а вся конница под начальством Меншикова — в перелеске у поперечных редутов. Замысел Петра I сводился к тому, чтобы измотать противника на передовой позиции и затем разбить его в главной баталии.
27 июня (8 июля) в 2 часа утра шведский король двинул свою армию к месту расположения русских войск. Впервой линии шла пехота, построенная в четыре колонны, во второй — конница в шесть колонн. На подступах к русским укреплениям передовой позиции завязался бой за передние (продольные) редуты. Карл XII приказал коннице пройти между пехотными колоннами и выбить русских с занимаемых позиций. Так началась знаменитая Полтавская битва. Перед сражением Петр обратился к солдатам со следующими словами: «Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и Церковь. А о Петре ведайте, что ему жизнь соя не дорога, только бы жили Россия и российское благочестие, слава и благосостояние».
Если рассматривать весь ход сражения, то можно выделить следующие этапы.
Первый этап: бой русской конницы и Белгородского пехотного полка, как итог - шведы овладели лишь двумя передними редутами, которые не были достроены, прорвали поперечные редуты, оказавшись своим правым флангом в 90—100 шагах от русского укрепленного лагеря, но, встретив сильный фланговый картечный огонь батарей, в беспорядке бросились к Будищенскому лесу.
Второй этап битвы — столкновение главных сил. В бой была введена пехота, на флангах размещалась конница. В резерв были выделены девять батальонов и несколько сот человек из дивизий, который оставался в лагере. Артиллерия под начальством генерала Брюса располагалась впереди по всему фронту. Всей пехотой командовал фельдмаршал Шереметев. В девятом часу утра русская и шведская армии пошли на сближение и после непродолжительного залпового ружейного огня бросились врукопашную. Правое крыло шведских войск, при котором находился Карл XII, потеснило новгородский батальон, прорвав русскую линию почти у самого центра. В это время Петр I лично повел в бой батальон новгородцев, который стремительным броском смял прорвавшихся шведов, закрыв образовавшийся прорыв.
Ожесточенный рукопашный бой шел по всему фронту. Между тем русская конница, ведя успешно бой, охватывала фланги шведов, угрожая их тылу. Шведы дрогнули, начали отступать и через некоторое время обратились в паническое бегство к Будищенскому лесу. К 11 часам утра после почти двухчасовой главной баталии шведы были разгромлены. Более 15 тыс. человек во главе с Левенгауптом без боя сложили оружие, Карл XII вместе с изменником гетманом Мазепой и небольшой охраной в ночь на 30 июня переправился через Днепр и бежал в Турцию. Шведский король потерял всю свою армию. На поле боя осталось 9234 убитых; взято в плен вместе со сдавшимися полками Левенгаупта 19 тыс. человек, в том числе весь генералитет и более тысячи офицеров. Русская армия потеряла 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. Сложно переоценить значение Полтавской Победы, которая подтвердила факт рождения и укрепления нового, молодого Российского государства. Полтавская Победа коренным образом изменила ход войны и европейской политики. Знаменитый Вольтер впоследствии так сказал об этой победе русского оружия: «Из всех сражений, обагрявших когда-либо кровью землю, это единственное, которое... послужило к счастью людей, потому что даровало царю свободу благоустраивать огромную часть света. Ни одна война, бывшая между нынешними народами, не искупила хотя бы малым добром причиненное ею зло, а следствием Полтавского сражения было шествие наипространнейшей империи». В 2009 году победе в Полтавской битве исполняется 300 лет
Так закончился третий переломный этап войны. Тем временем Карл XII, укрывшись в Турции, отказался от мирного договора с Петром и в 1710 году Турция, подстрекаемая западными державами, объявила России войну. Так начался четвертый этап войны (слайд №17).
Название этого этапа вы определите после знакомства с ним.
А что происходило с 1710 года по 1711 год, нам расскажет Почесюк Алексей.
Сообщение учащегося.
Рассматривая данный вопрос, я выяснила что, в 1710 новая война с Турцией стала неизбежна. К причинам войны можно отнести:
- требование Петра I выдворить Карла XII из Турции;
- подстрекательство Турции со стороны западных держав;
- захват Азова в 1696 году;
- появление русского флота в Азовском море.
Дабы упредить противника, в феврале 1711 Россия двинула свою армию в Молдавию, на Дунай (Прутский поход), стремясь как можно дальше отодвинуть театр военных действий от Украины и Польши. Молдавский господарь Дмитрий Кантемир обещал Петру поддержку и, в случае победы, присоединение Молдавии к России. Одновременно русские агенты развернули широкую антитурецкую пропаганду на Балканах, в результате чего вспыхнули восстания в Сербии, Черногории и Албании, впрочем, быстро подавленные османами. Русские чувствовали себя уверенно и не сомневались в победе, но 7 июля 1711 в районе реки Прут турки отрезали русскую кавалерию от основной части армии, которая, попав в тяжелые условия безводной, опустошенной саранчой степи, вынуждена была отступить. По пятам наступали турки, постоянно атакуя шедший в арьергарде Преображенский полк. Пройдя лишь 7 верст, армии Петра пришлось остановиться лагерем на берегу реки Прут. Тут 38 тысяч русских оказались со всех сторон окруженными в три с половиной раза численно превосходящим их противником. Турецкая артиллерия беспрерывно обстреливала лагерь, и все русские парламентеры, которых Петр посылал с предложениями о перемирии, возвращались ни с чем. Царь решил любой ценой прорвать окружение, и только тогда, видя его решимость, турки согласились на переговоры. Согласно существующей легенде, сопровождавшая Петра в походе его жена Екатерина втайне от царя передала в подарок визирю все свои деньги и драгоценности, что сделало турецкого военачальника более сговорчивым. Петр готов был на любые уступки, за исключением капитуляции и возвращения шведам Петербурга с прилегающими землями. Но золото и драгоценности, по-видимому, подействовали, и условия подписанного 12 июля 1711 мирного договора были легче, чем можно было предполагать. И все же это был один из самых тяжелых мирных договоров в истории России (слайд № 21). По нему Турции возвращался Азов, надлежало уничтожить построенные там укрепления и флот, уничтожались также крепости Таганрог, Каменный Затон и Сакмара. Россия обещала не вмешиваться в польские дела и беспрепятственно пропустить на родину Карла XII.
Как же назывался этот этап войны? (слайд № 22).
Как вы думаете, неудача Прутского похода повлияла на ход Северной войны?
Действительно, эта неудача не отразилась на ходе Северной войны. Ликвидация шведской армии под Полтавой хотя и изменила её ход, но Швеция продолжала контролировать Финляндию и её флот продолжал господствовать на Балтийском море. Выберите правильный вариант дальнейших действий Петра I (слайд № 22):
А) Высадить десант в Швеции и заставить её сдаться.
Б) Победить Швецию на море и окончательно упрочить победу.
В) Прекратить дальнейшие действия, так как Россия выполнила свои задачи.
Чаще всего учащиеся выбирают ответ Б, поэтому учителю можно сообщить о попытке высадить десант (слово определяется в приложении 2) в 1716 году, который был сорван из-за бездействия союзников.
Создав военно-морской флот, русские уже располагали гребным и парусным флотом, Россия стала способной противостоять шведам на море. Но меняется международная обстановка. После окончания войны за Испанское наследство (в 1713—1714 гг.) усилилось вмешательство великих держав в ход войны. Отозвав своего посла из России, Великобритания снарядила эскадру в помощь шведскому флоту и пыталась принудить Данию к заключению сепаратного мира со Швецией. Франция возобновила союзный договор со Швецией с выплатой ей крупных денежных субсидий. Русская дипломатия активно противодействовала враждебным акциям, умело используя противоречия между державами. Но не только действия дипломатии приносили успехи России. Это были и победы на море (слайд № 23). Самыми крупными из них стали Гангутское (27 июля 1714 г.) и Гренгамское сражение (27 июля 1720 г.). Бой при Гангуте Петр назвал морской Полтавой. А когда русские заняли Аландские острова в Балтийском море, угроза нависла над самой Швецией. Так начинается пятый этап войны – заключительный.
Как вы думаете, что мог предпринять в этих условиях Карл XII?
Карл XII пытался исправить положение, но безуспешно и в 1718 году начались мирные переговоры, прекратившиеся с гибелью Карла XII. Пришедшая к власти Ульрика Элеонора, сестра Карла, и её муж, заручившись поддержкой Англии, продолжили войну. Ни распад антишведской коалиции (приложение 2), ни угроза нападения британского флота, не помешали Петру I. Как доказательство этому служит Гренгамское сражение, в котором на глазах британцев русские галеры под командованием М. М. Голицына вступили в бой с превосходящими силами противника и выиграли. Начавшись на суше, Северная война завершилась на море. Не надеясь больше на свои возможности (слайд № 24), шведы возобновили переговоры, и 30 августа 1721 года был заключен Ништадский мирный договор, по которому
к России отходили Лифляндия, Эстляндия, Ингрия и часть Карелии с Выборгом;
к Швеции отходила Финляндия, а Россия выплачивала 2 млн. рублей за полученные земли.
Значение Северной войны трудно переоценить (слайд № 25). Именно она дала России выход в Балтийское море и позволила встать в разряд мировых держав, став великой морской страной. Созданы условия для морской торговли с Европой. В октябре 1721 года Петр I принял титул императора, а Россия провозглашена империей.
А как вы думаете, могла ли война закончиться быстрее? Что помогло России выиграть, несмотря на первые проигрыши и распад Северного союза? Остались ли ещё нерешенные внешнеполитические задачи?
А узнать, как вы запомнили события войны, вам поможет задание № 3 (приложение 1)
Вот и закончился славный период нашей истории, но это было только начало великих дел великого человека.
Домашнее задание (слайд № 26): составить таблицу основных событий Северной войны.
Приложение 1
Задание № 1
Укажите названия всех этапов войны
1 этап
2 этап
3 этап
4 этап
5 этап
Задание № 2
Сочинение Ошибкина Коли
по теме «Северная война».
После знакомства с историей Северной войны, могу сказать, что это была самая короткая война. Длилась она всего 21 месяц. Думаю, что поляки и не могли больше воевать с Россией, ведь у нас была такая сильная армия, что русских боялись все.
Правда, в начале войны все складывалось не так удачно, как хотелось. В сражении под Нарвой нам пришлось бежать, но через 5 лет мы её отвоевали. А дальше все происходило так: мы разбили шведов под Полтавой, потом на реке Прут, кстати, там же чуть было не поймали короля Норвегии Карла XII.
А какой для нас был удачным 1720 год. 27 июля российский флот одержал блестящую победу при Гангуте, захватив датские корабли. Это событие решило исход Северной войны. В Финляндии в городе Митаве был подписан Ништадский мирный договор. Мы получили земли по побережью Черного моря, а также 2 млн. рублей. Пусть все знают, что с нами связываться опасно. На этом мое сочинение заканчивается.
А как вы считаете, все ли здесь правильно?
Приложение 2
Словарь терминов
Агрессия - любое незаконное применение силы одним государством против территориальной целостности или политической независимости другого государства или народа (нации).
Десант - войска, специально подготовленные для высадки на территории, занимаемой противником, или высадившиеся на ней с целью ведения боевых действий
Империя - обширное государство, включившее в свой состав (нередко путём завоеваний) территории других народов и государств.
Редут - сомкнутое полевое сооружение в виде квадрата, прямоугольника или многоугольника, подготовленное к самостоятельной обороне. Редут являлись опорными пунктами в системе укрепленных позиций.
Рекрут - лицо, принятое на военную службу по найму или по повинности. В русской армии в 1705—1874 лицо, зачисленное в армию по рекрутской повинности. В 1874 заменено словом «новобранец».
Рекрутская повинность - система комплектования русской регулярной армии в 18—19 вв. Рекрутской повинности подлежали все податные сословия, для которых она была общинной и пожизненной (т. е. рекрутов выставляла община на пожизненный срок).
Сепаратный мир, мир, заключённый с противником государством, входящим в коалицию стран, ведущих войну, без ведома и согласия своих союзников
object(ArrayObject)#875 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(187) "Презентация к уроку в 10 классе "Проверка знаний по теме "Россия в начале XVIII века. ПетрI. Северная война.""
["seo_title"] => string(102) "priezientatsiiakurokuv10klassieprovierkaznaniipotiemierossiiavnachaliexviiiviekapietrisieviernaiavoina"
["file_id"] => string(6) "277557"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1452935476"
}
}